Предложение с обращением примеры 4 класс: Что такое обращение. Примеры предложений – Тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему: Карточки «Обращение»

Содержание

Индивидуальные карточки по теме «Обращение» 4 класс

ФИ__________________________________________________

Прочитай предложения. Найди обращения, поставь знаки препинания. Вставь пропущенные буквы.

  1. Расскажи мне ска…ку милая мамоч…ка!

  2. Игорь как ты сможешь помочь?

  3. Галина Петровна выслушайте сначала.

  4. Нет, это совсем другое море Машен…ка.

  5. Милая м…я подру…ка мы будем бр…сать дру… другу мячик.

  6. П…ссажиры будьте осторожны при вых…де из последнего вагона!

Измените предложения 1 и 4 так, чтобы обращения стояли в середине предложения. Напишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ__________________________________________________

Прочитайте предложения. Найдите обращение, обозначьте его. Выделите запятыми.

Речка спрячь меня!

Ребята не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.

Дорогие читатели берегите книги!

Юные натуралисты прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.

Дима прочитай книгу о животных.

Не шуми ты рожь спелым колосом.

Ты не пой косарь про широку степь.

Куда ты светлый ручеёк стремишься?

Спой светик не стыдись!

Друзья к чему весь этот шум?

Как милый петушок поёшь ты громко важно!

ФИ__________________________________________________

Расставь недостающие знаки препинания. Обозначь обращения.

1. Что дремучий лес призадумался?

2. Эй, вратарь готовься к бою.

3. Присядем друзья перед дальней дорогой.

4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.

5.Радуй девочка людей добротой, красой своей.

6. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко.

7. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим.

8. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой.

9. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной.

10. Роза для чего тебе шипы?

«Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 67 городского округа Тольятти

Урок русского языка по теме:

«Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

(с использованием информационных технологий)

Перспектива, учебник «Русский язык» 4 класс, ч.1

Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

hello_html_b43a58e.png

Подготовила

учитель начальных классов

Равчева Маргарита Раилевна

УМК «Перспектива»

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учитель: Равчева Маргарита Раилевна

Класс: 4 «Б»

Количество учеников в классе: 29 чел.

Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

Дата проведения: 08.09.14г., урок по расписанию

Тип урока: изучение нового учебного материала

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Основные дидактические формы: урок практикум.

Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.

Задачи:

1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.

2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.

3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Формируемые УУД: п. – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; умение делать выводы и умозаключения; выполнение действий по алгоритму; к.— умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; р.- принятие и постановка новых учебных задач; контроль за действиями партнёра при выполнении совместного задания; л.- критичное отношение к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их адекватно оценивать.

Оборудование:

Рабочая программа, учебник «Русский язык» 4 класс, под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с заданием, учебник «Литературное чтение» 4 класс ч.1., под ред. Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого; видеосопровождение физкультминутки; итоговый тест.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический

комментарий

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов в работе.

Прочитайте эпиграф

(слайд 2)

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Прозвенел звонок для нас.

Всех детей позвал он в класс,

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем.

hello_html_m50102689.png

Такие упражнения проводятся в начале учебного дня для создания благоприятной рабочей обстановки в классе.

Формируются

УУД личностные:

умение выделить нравственный аспект поведения, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Самоопределение к деятельности

Проблемная ситуация

— Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. Какие части слова называются значимыми?

— В какой части слова заключено его основное лексическое значение?

— Прочитайте слова, записанные на доске. Спишите.

— Что вы можете сказать о них?

— Как вы объясните общий смысл однокоренных слов?

— Кто сформулирует тему урока?

— Откройте учебник на стр.8, прочитайте тему урока.

— Что самое важное в понятии «обращение»?

— Сформулируйте цель урока.

— Основное лексическое значение заключено в корне слова.

Общий, общество, общение, общежитие, сообщество, сообща, общаться

Дети записывают слова в тетрадь.

— Это однокоренные слова. Корень – общ-.

— Разговаривать, делиться мыслями, знаниями.

— Узнать что такое обращение, вспомнить правила обращения.

Учитель помогает

осознать смысл обучения, задуматься о получении новой информации на уроке.

Актуализация знаний.

Обратите внимание на

задание и найдите отличия

(слайд 3)

-Чем различаются предложения?

-Что это за слова?

Спишите третье предложение.

hello_html_m1d53b5c8.gif

-Во втором столбике в предложениях некоторые слова выделены запятой.

-Мы называем того, к кому мы обращаемся.

Списывают предложение.

Принимаются разные высказывания детей. Важно научить уч-ся слушать друг друга.

УУД познавательные:

определение проблемы;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Постановка учебной задачи

Самоопределение к деятельности

Работа в парах

-Назовите тему нашего урока.

-Что об этом знаете? Не знаете?

-Чему будем учиться на уроке?

— Какие цели вы перед собой поставите?

-Я согласна с вами и предлагаю прочитать цели на слайде

(слайд 4)

— Чем обусловлены изменения в обращении?

— Какие стили речи вы уже знаете?

— Разыграйте ситуации в парах.

1 ряд – ситуация «ученик – ученик»; 2 ряд – ситуация «учитель – ученик»; 3 ряд – ситуация «ученик – директор школы».

— Сделайте вывод о различиях делового и разговорного стилей речи, прочитайте сообщение профессора Самоварова на с.18.

hello_html_m1c2df0af.png

— Обращение.

— Находить обращение в предложении, правильно выделять на письме.

— Выбор обращения зависит от ситуации общения.

Стиль речи:

деловой, научный, разговорный, художественный, публицистический.

Коллективная проверка.

Учащиеся под руководством учителя определяют область употребления лексики в предложениях (упр. 25, с.18-19). Записывают в тетрадь.

УУД регулятивные: целеполагание;

общеучебные:

выделение и формулирование познавательной цели,

поиск и выделение необходимой информации.

Закрепляется навык работы с информационным источником — учебником.

Изучение нового материала

Найди обращения в

предложениях (слайд 5).

Прочитайте предложения.

-Есть ли в них обращения?

-Почему вы так решили?

-Какой частью речи могут быть обращения?

-Подберём к обращениям прилагательные по смыслу.

-Что вы заметили?

-Итак, какой вывод мы можем сделать:

-Что мы назовём обращением?

-Понравившееся предложение запишите в тетрадь.

hello_html_703c5f55.png

-Существительными, но не являются членами предложения.

Долгожданная весна и чистый ручеёк.

-Слово или сочетание слов, которое называет того (человека, животное), к кому мы обращаемся.

Фронтальная работа

УУД регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные:

участие в коллективном обсуждении проблем;

познавательные:

построение логической цепочки рассуждений

6.

Первичное закрепление

Письмо по памяти

-Обращение не всегда обособляется запятыми.

Обратите внимание на слайды 6,7

Где стоит обращение?

-Как оно выделено на письме? Интонационно?

Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком.

-Запишите предложение в тетрадь по памяти.

hello_html_b7fb71b.jpg

hello_html_d26fe40.png

-В начале предложения.

— Восклицательным знаком.

УУД регулятивные:

формирование уровня усвоения знаний;

познавательные:

структурирование знаний;

коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог.

7.

Динамическая пауза

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(музыкальная презентация)

-Встречалось ли обращение в физкультминутке. Кто может назвать?

-Кто желает, может записать предложение в тетрадь.

-Эй, лежебоки,

все на зарядку!

(проговаривают вслух)

Учитель обращает

внимание ребят, как данная физкультминутка связана с темой урока.

8.

Самостоятель

ная работа с самопроверкой по эталону

1.Игра «Выбери меня»

Ребята, перед вами на слайде

предложения (слайд 8)

Задание: выбрать предложения с обращением, списать, расставить знаки препинания.

hello_html_m4d34e413.gif

Учащиеся выполняют работу на слайде-тренажёре

выполненное задание учащиеся проверяют по слайду 9 «Проверяй внимательно»

hello_html_m5f998a05.gif

Формируются УУД

регулятивные:

Сличение выполненного задания с заданным эталоном;

общеучебные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

коммуникативные:

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Создание ситуации успеха.

Учащиеся продолжают работать в паре

Учитель помогает детям через предложенное задание увидеть роль обращения в предложении.

9.

Включение нового знания в систему знаний и повторения

Прочитайте предложения и найдите в них грамматическую основу. Слайд 10

-Каким членом предложения является слово «друзья».

-В каком падеже стоит слово — обращение?

-Какой вывод мы можем

сделать?

-Является ли обращение членом предложения?

hello_html_6c6f345c.gif

hello_html_530df949.png

-В 1предложении-подлежащим, во 2-это обращение в И.п.

Обращение не является членом предложения.

-Обращение тоже стоит в И.п., но отличается от подлежащего звательной интонацией.

— Нет.

Обобщают знания по слайду 11.

УУД регулятивные:

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

10.

Тест

-Выполните тест (приложение 1).

Верно ли, что обращение называет того, к кому обращаются с речью?
В каком падеже обычно стоит слово, являющееся обращением?
Чем обычно выражается обращение?
Может ли обращение стоять в середине или в конце предложения?
Как выделяется обращение на письме?
Есть ли в предложении обращение: Ребята вернулись с прогулки в три часа.?
Есть ли в предложении обращение: Ребята, возвращайтесь с прогулки в три часа.?
Является ли обращение членом предложения?
Связано ли обращение грамматически с членами предложения?

Ученики выполняют и работы сдают учителю.

Варианты ответов: да, нет.

Да

В И.п.

Существительным

Да

Запятыми или воскл. знаком

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

УУД познавательные. Самостоятельное выполнение теста на основе изученного материала.

11.

Творческая

работа

— В древнерусском языке для обращений существовал звательный падеж.

С формой звательного падежа можно встретиться в произведениях А.С.Пушкина (не старик-старче)

-Поработаем с учебником

литературного чтения.

— Вспомним произведения А.Пушкина.

-Найдём в них обращения.

Прослушаем и исполним песню «Лесной олень» (слайд 12)

-Подумайте, какое отношение имеет эта песня к теме нашего урока?

-Представьте себе, что олень выполнил вашу просьбу, и вы оказались в сказке.

Напишите дома мини – письмо любимому сказочному герою, в котором просите о помощи, так как попали в трудную ситуацию. Используйте обращения и вежливые слова.

Читают наизусть отрывки из сказок А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…».

hello_html_m78256fec.gif

-Встречается обращение:

Вернись ко мне, лесной олень.

Творческая работа способствует закреплению знаний об обращении.

Все учащиеся с удовольствием исполняют песню и учатся видеть прекрасное.

12.

Итог урока

-Что нового узнали?

-Чему учились сегодня на уроке

-Какие вопросы рассмотрели?

— Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни?

-Что выражают обращения?

-Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни?

слайд 13.

Узнали, что такое обращения;

выделяется запятыми и восклицательным знаком. В предложении стоит в И.П. в звательной форме.

-Обращаемся к окружающим.

-Наше отношение, что чувствуем к тому, к кому обращаемся.

hello_html_2b965e27.gif

Учитель

обращает внимание на огромную роль обращений в нашей жизни.

УУД регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

13.

Домашнее задание

По желанию выбирают задание №1 или №2 и выполняют:

1.мини – письмо любимому сказочному герою, используя обращения и вежливые слова.

2. На слайде 14 дополнительные задания, которые можно использовать на уроке русского языка по теме «Обращение».

Учащиеся выбирают понравившееся задание. hello_html_m73b47970.gif

Основная цель урока достигнута. Учащиеся сумели обозначить учебную задачу, осознали, чему научились и над чем стоит ещё поработать.

14.

Рефлексия

Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке, используя выражения (слайд15)

А теперь нарисуйте на полях в тетради «волшебную палочку» и поставьте на ней себе отметку за активность на уроке

hello_html_176aa52b.png

УУД личностные:

оценивание усваиваемого содержания;

регулятивные:

осуществление самооценки собственной учебной деятельности.

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Предложения с обращениями»

Цель: ознакомление с понятием «обращение».

Задачи:

  • Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
  • Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова,фонограмма песни «Лесной олень».

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова знаменитого баснописца Древней Греции – Эзопа.
«При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Каждый из вас должен быть очень внимательным. Но об этом чуть позже.

2. Минутка чистописания

Об об

3. Словарная работа

1. Корабль, солдат, батон, салют, билет, вагон, газета, вокзал.
2. Самопроверка.
3. Мне покажут свои тетради….

4.   Изучение нового материала

1) – Ребята, положите ручки послушайте меня. Проверив ваши тетради, хочу сказать, что ты, Наташа, прекрасно справилась с работой, а ты, Рома, хуже, чем мог бы это сделать. Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.
– А как узнали Наташа и Рома результаты словарной работы?
– Вспомните, что именно я сказала?
– Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена).
– Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
– Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

2) На доске:

Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетём!

Ы. Алтынсарин

– Прочтите строчки « про себя».
– Теперь прочтём эти строчки вслух. Запишите строчки в тетрадь.
– Найдите обращение в данных строчках.
– Почему вы решили, что это обращение?
– Что такое обращение?
– Словами какой части речи могут быть выражены обращения?
– Всегда ли обращение – это одно слово? Докажите.
– К слову дети подберите подходящие по смыслу прилагательные.
– Прочтите ещё раз строчки Ы. Алтынсарина с прилагательным, подходящим по смыслу к слову дети.
– Сделайте вывод.

Вывод: Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов.
– Выделяется ли обращение интонационно?
– Что соответствует на письме интонационному выделению?
– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).
– Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

3) А теперь обратимся к учебнику и прочтём правила на с. 215-214.

5.  Закрепление знаний

1) Обращения не всегда обособляются запятыми.

На доске:

Люди! Берегите природу.

– Запишите предложение в тетрадь.
– Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак?
– В какой части предложения стоит обращение?
– Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
– Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с  большой  буквы
– Приведите примеры предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.

2) Комментированное письмо

Друзья, вперёд нас жизнь зовёт.
Ой, Миша, ты испачкался.
Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля.

– Где располагается обращение в предложении?

3) Самостоятельная работа (по вариантам)

Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения

Помоги мне решить задачу, Ира.
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.

4) Проверка

5) Обобщение

6) Запись предложений под диктовку, разбор их по членам (у доски)

Друзья радуются своим успехам.
Друзья, я радуюсь вашим успехам.

– Каким членом предложения является слово «друзья» в первом предложении? Во втором?

Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения.

– В каком падеже стоит слово-обращение во втором предложении? (Им. п.), но отличается от подлежащего звательной интонацией. В древнерусском языке для обращений существовал специальный звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться у А. С. Пушкина. (Чего тебе надобно, старче?)  Вместо «старик».

7) Обобщение по таблице с. 215 № 714

8) Работа в группах

Записать предложение, найти обращение, поставить необходимые знаки препинания.

  • Разбуди эту землю, весна.
  • Куда ты, ручеёк, течёшь?
  • Но ведь тебе, мышка, всюду ходить нельзя.
  • Главное, ребята, сердцем не стареть.
  • Добро пожаловать, скворцы

9) Проверка

10) Творческая работа (Домашнее задание)

– А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением.

Звучит фонограмма песни «Лесной олень»

– Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю?
– Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. В нашем классе не осталось обычных мальчиков и девочек, все стали волшебниками. Вокруг нас сказочные герои: Кот в сапогах, Алиса из Зазеркалья, Смелый Чиполлино, домовёнок Кузька и многие другие. Представьте себе, что вы попали в
трудную ситуацию и вам необходимо  написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями.

6. Оценивание

7. Итог урока

Конспект урока по русскому языку на тему «Обращение» (4 класс)

Обращение.

Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.

Задачи:

  1. понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  2. различать предложения с обращением;

  3. находить обращение в начале, середине и конце предложения;

  4. составлять предложения с обращением;

  5. выделять обращение на письме;

  6. оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

У.: Здравствуйте ребята! Проверьте готовность к уроку.

II. Комментированный диктант с последующим обоснованием вида записанных предложений и постановки знаков препинания в них.

  1. Какой колокольчик не звенит? (вопросительное)

  2. Звенит на камушках ручей. (повествовательное)

  3. Поделитесь с птицами едой! (побудительное)

У.: Каких видов данные предложения?

У.: Какие знаки препинания вы поставили посте каждого предложения?

III. Определение темы и постановка целей урока.

У.: Откройте учебник на стр. 17 и прочитайте тему сегодняшнего урока.

Д.: Обращение.

У.: Чему будем учиться на уроке?

Д.: Находить обращение в предложении, правильно выделять на письме.

IV. Воспроизведение сведений о словах-обращениях (учебник, упр. 20).

У.: Давайте продолжим. Давайте поработаем над 20 упр. Прочитайте предложения. Вспомните, как в русском языке называются выделенные слова?

Д.: Обращение.

У.: Какова их роль в предложении?

Д.: Называют в предложениях тех, в кому обращаются с речью.

У.: Прочитайте выразительно предложения и понаблюдайте, как вы произносите слова-обращения.

Д.: Они произносятся более высоким тоном и после них делается пауза.

У.: Определите виды предложений по цели высказывания.

У.: Хорошо. Обратите внимание на знаки препинания в предложениях.

У.: Спишите любые три предложения и подчеркните в них слова-обращения.

V. Работа с рубрикой «Вспомните!» (учебник, стр. 17).

У.: Прочитайте, что такое обращение?

У.: Прочитайте сведенье о знаках препинания в предложениях с обращением и с правильной интонацией примеры предложений к каждой рубрике. В примерах надо найти обращение и обосновать знаки препинания.

VI. Запись предложений под диктовку.

  1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

  2. Не гуди над ухом, муха.

  3. Спи, мышонок, замолчи!

У.: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания. На полях зеленой ручкой поставьте оценку.

VII. Чтение и сопоставление предложений. Составление и запись своего предложения с обращением.

У.: Давайте продолжим. Откройте упр. 21. Выразительно прочитайте три группы предложений.

У.: В чем сходство и различие предложений каждой группы?

Д.: Сходство – говорится об одном и том же, различие – обращение стоит в разных местах.

У.: Спишите предложения, подчеркните в них обращения.

У.: Составьте и запишите свое предложение с обращением.

VIII. Упражнение в определении пропущенных знаков препинания. Списывание диалога, обоснование правильности выделения обращения.

У.: Прочитайте диалог из стихотворения «Вредный кот» упр. 22.

У.: В каких предложениях знаки препинания пропущены?

У.: Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните в предложениях обращение.

У.: Когда в речи можно употреблять здорово, а когда здравствуй?

У.: Кто знает, что обозначает слово здравствуй?

Ответы детей.

У.: Это слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.

У.: Только слово здравствуй соответствует правильному этикету.

Друзья, вот вам на всякий случай 
Стихи о школьнике одном:
Его зовут … а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем. 
Ему бывает часто лень 
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит. 
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык, 
Простого слова «извините» 
Не одолел его язык. 
А вместо слова «до свиданья» 
Не говорит он ничего. 
Или заявит на прощанье: 
«Ну, я пошел, пока, всего…» 

Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя. 
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька. 
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут. 
Мы честно вас предупреждаем, 
Что имени его не знаем. 

Но, может быть, он всем знаком, 
И вы встречались с ним где-либо. 
Тогда скажите нам о нем, 
А мы…мы скажем вам -спасибо!

IX. Итог урока.

У.: Что такое обращение?

У.: Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями?

X. Домашнее задание.

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 24 – 26).

Как составить 5 предложений с обращением. Составить 5 предложений с обращением

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращена речь: Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше. Здравствуй, солнце да утро весёлое! Обращение выражается именем существительным в именительном падеже и может находится в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения. 1) Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком: Ребята, спешите на урок. [О, …]. Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою. [О! …]. После восклицательного знака следующее слово пишется с прописной буквы. 2) Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? […,О, …]? 3) Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения точка, восклицательный знак, вопросительный знак: Простите за опоздание, товарищ генерал. […, О] . Здравствуй, красавица Волга! […, О] ! О чём ты думаешь, казак? […, О]?

Мама, дай воды. Решите-ка, ребята, эту задачку. Ты не понимаешь что ли, Настя?

Простите за опоздания, товарищ генерал, мама, дай шоколадку, не понимаешь что ли. Саша?

Коля, ты пойдёшь сегодня в школу? Мужчина, вы за кем очередь занимали? Сядь ко мне поближе, мама! Ребята, берегите природу! До встречи, Паша. Доброе утро, папа.

Варя, что ты делаешь?

Уважаемые избиратели, прошу вас проголосовать за выбранного вами кандидата

О чём ты, (заинька), плачешь? Как мне не плакать, (петух)? Отпусти ты, (старче), меня в море!

Уехал, говорят, сдавать какие-то экзамены. Это пример!!!!

Как поспал, братишка?

коля, ты сходил в магазин [вопросительный знак. привет мальчик, как тебя зовут [вопросительный знак.

лиза, мы пойдем сегодня гулять в лес. маша, подожди, мне надо кое-что тебе рассказать. мама, смотри какой я вкусный суп приготовила.

дада все так и есть

Предложения с обращениями (8 класс)

Ход урока

  1. Организационный момент.

 

1.На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.

 

— Батюшка, Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»

— А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

 

Беседа с классом:

 

— Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

— Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, старый хрыч, государь, отец родной)

 

— Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?

 

— Что такое обращение?

 

2. Совместное определение темы и цели урока.

 

— Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

 

3. Развитие критического мышления, чтение теоретического материала § 46.

Можно сразу работать в тетрадях по теории, можно — в рабочих тетрадях.

Работа по группам.

1 группа. Что такое обращение? Способы выражения обращений? Примеры.

 

2 группа. Какова основная интонация обращений (т.е. их роль)? Для чего служит обращение? Примеры.

 

3 группа. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями? Каковапозиция обращений в предложениях? Примеры.

 

ОБРАЩЕНИЕ

 

Способы выражения Интонация (роль) Позиция

— сущ. — звательная [О, …]

— прилаг./причаст. — оценочная [О! …]

(в знач. сущ.) — изобразительная […, О,…]

— словосоч.

-личные местоим. […, О]

 

4. На доске проецируются отрывки из художественных произведений. Задание: найти обращение и определить способ выражения, интонацию, позицию.

 

1. Друзья! Досужий час настал… звательная интонация схема

Пушкин «Пирующие студенты»

 

2. «Молчи, коварный чародей!» — оценочная интонация

Прервал наш витязь Черномора… Чем отличаются обращения в 1 и 2 предлож.?

Пушкин «Руслан и Людмила» согласование

 

3. Восстань, боязливый, изобразительная интонация

В пещере твоей прилагательное

Святая лампада

До утра горит.

Пушкин «Подражание Корану»

 

4. Провожающие, выйдите из вагона. Звательная, причастие

5. «Эй, вы, ступайте сюда!» звательная, личное местоимение

Гоголь «Ревизор»

6. «Царь ты наш, отец народа! – изобразительная, управление

Возглашает воевода. –

Государь, проснись, беда!»

Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

 

7. О поле, поле, кто тебя Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него знаком препинания.

Усеял мёртвыми костями.

Пушкин «Руслан и Людмила»

 

Вам было дано задание: найти обращение и определить способ его выражения, интонацию, позицию.

(Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику.

Обращение не является членом предложения, т.е. не связаны сочинительной или подчинительной связью).

 

5. Проверим свою память. Викторина.

 

1) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях? («Свет мой, зеркальце!»)

2) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя, ведь недаром»)

3) Как лисица обращается к вороне в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»? («Голубушка, как хороша!»)

4) Как старуха обращалась к старику в сказке о золотой рыбке? («Дурачина ты, простофиля!»)

5) Как старик обращался к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)

6) Как золотая рыбка обращается к старику? («Чего тебе надобно, старче?»)

 

Определите, какой частью речи выражены обращения? В каком падеже стоят существительные?

 

Справка: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует. Обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нем яркую, отличительную деталь:

Эй, в гимнастерке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы оплатили проезд?

 

6. Задание по группам.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным или иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

(Адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы).

 

7. Выявление роли обращений в художественном тексте.

 

Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя.

 

Задание 1. Вам необходимо было к сегодняшнему уроку выбрать предложения с обращениями из повести А.С. Пушкина. Зачитайте выписанные вами предложения

(– Эх, батюшка Петр Андреевич, – отвечал он с глубоким вздохом. / – Барин, не прикажешь ли воротиться? / – Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся. / – Эй, ямщик! – закричал я. – Что там такое чернеется? / – Это, старинушка, не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. / – Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем. / – Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил. / – Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? / – Господин прапорщик! – продолжал он, обращаясь ко мне. / – Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумленный генерал. / – Господа, подайте голоса ваши по законному порядку. / – Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину? / – А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять Бог дал свидеться. / – Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели, – сказал он, обращаясь к Белобородову… и т.д.).

Какова роль обращений в пушкинском тексте?

(Обращения, используемые в тексте, сейчас практически не употребляются, на смену им пришли совершенно другие способы называния адресата речи, но роль их велика. Во-первых, они вводят нас в обстановку XIX века, создают исторический фон, во-вторых, помогают увидеть социальное неравенство людей, их место на общественной «лестнице».)

Задание 2. Прослушайте отрывки из художественных произведений в аудиозаписи, назовите автора и произведение. Выпишите обращения.

Чехов «Хамелеон» (Окаянная, ребята). «Толстый и тонкий» (Порфирий, Голубчик мой,Миша, Друг детства).

Обменяйтесь тетрадями, проверьте.

Какова роль обращений в тексте Чехова? (отношение друг к другу)

 

Задание 3. Сейчас вы прослушаете несколько фраз из другого произведения, в котором обращений не так много и все они принадлежат одному герою. Ваша задача – определить произведение и сказать, какова роль обращений в этом тексте (обратите внимание на адресата речи):

 

В продолжение рассказа Остап несколько раз вскакивал и, обращаясь к железной печке, восторженно вскрикивал:

 

– Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

 

– Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши бриллианты почти что у меня в кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость.

 

– Ну, по рукам, уездный предводитель команчей!

 

– Вот что, дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой, приближенной к императору.

 

– Вы – стяжатель, – ответил Остап, – ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти каждую минуту. Уплатите в гостинице по счету. Чтоб все было готово. Адье, фельдмаршал! Пожелайте мне спокойной ночи.

 

– Вот что, дорогуша, я вижу полную бесцельность нашей совместной работы. Во всяком случае работать с таким малокультурным компаньоном, как вы, из сорока процентов представляется мне абсурдным.

 

– Да, мой старый друг, вы больны организационным бессилием и бледной немочью.

 

– Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать! Конечно, наш нищий в европейской России говорит по-французски хуже, чем Мильеран. Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык?

 

Произведение и автор? (И.Ильф, Е.Петров.Двенадцать стульев)

 

Какова роль обращений?

(Обращения в данном случае помогают охарактеризовать автора высказываний – Остапа Бендера, а также понять его отношения с «концессионером» Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, которого он никогда не называет по имени-отчеству.)

 

— Итак, подведем итог нашему разговору. Какова роль обращений в художественном тексте?

(Обращения помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития; обращения используются с целью создания комического эффекта, вводят в обстановку повествования, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, их место на общественной «лестнице», а также их отношение друг к другу.)

 

4. Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии

 

Задание. Прослушайте сообщение ученика о традиционных обращениях, используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как с традиционными обращениями обстоят дела в нашей стране. (Ученик рассказывает о том, что в большинстве стран традиционн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *