Предложения с многоточием примеры – Троеточие (многоточие) перед началом предложения пишется с пробелом или слитно с заглавной буквой?

«Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Многоточие

§ 185. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, причем знаки вопросительный и восклицательный, если они требуются характером предложения, сохраняются перед многоточием, например:

    Простите, государь!.. Стоять я не могу… Мои колени слабеют…
    Душно… Душно… Где ключи? Ключи, ключи мои!..

    Пушкин


    Не правда ль, ты одна?.. Ты плачешь? Я спокоен… Но если…

    Пушкин


    Не мешает сделать замечание, что Манилова… но, признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить, да притом мне пора возвратиться к нашим героям.

    Гоголь

§ 186. Многоточие ставится для обозначения заминок в речи, в том числе и внутри слова, например:

    Мама, ты не входи ко мне, а только подойди к двери. Вот что… Третьего дня я заразился в больнице дифтеритом и теперь… мне нехорошо.

    Чехов


    …Ва… ва… ва… ваше превосходительство, – шептал Попов.

    А. К. Толстой

§ 187. Многоточие ставится в цитатах:

1. Для указания, что начало или конец цитаты, являющейся по отношению к окружающему тексту самостоятельным предложением, не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:

    Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

Но:

    Пушкин писал, что «некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения».

2. Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:

    Маркс писал, что «язык… есть практическое, cyществующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

Всё ли так просто с многоточием? / Habr

Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

Многоточие бывает горизонтальным, вертикальным и диагональным.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что многоточие — отдельный, самостоятельный типографский знак и, как бы там ни было, он отличается от трёх точек. При этом многоточие может быть образовано и восклицательным знаком и вопросительным.
В чём же разница между многоточием и тремя точками, приведшая к его появлению? При наборе трёх точек они как бы сливаются в одну сплошную линию, чтобы этого не происходило точки стали отбиваться друг от друга дополнительными пробелами. Таким образом набор стал выглядеть более ровным и приятным глазу. В этом и заключается извечная «борьба» акцидентных шрифтов с текстовыми: текстовый шрифт всегда стремится к ровному серому, будто пытаясь превратиться в ленту, а акцидентный шрифт наоборот пытается быть как можно ярче и необычней, взбодрить строку, чтобы привлечь взгляд читателя.

Техническая справка


Что бы точки в многоточии не сливались в сплошную линию, они отбиваются друг от друга (увеличивается расстояние между точками). Исключение составляют моноширинные шрифты, где каждый символ имеет одинаковую ширину, т.о. многоточие умещается в один символ и становится короче, а три точки, соответственно, в три символа! Но это означает, что при наборе моноширинным шрифтом нужно использовать знаки препинания ориентируясь на их дальнейшую судьбу: если это тексты для сайта, который скорее всего будет оформлен не моноширинным шрифтом, то стоит использовать многоточие, а если комментарии в коде — три точки.
Имеет UTF-код 2026. HTML-коды & hellip; и … и ASCII-код 133 (Alt+0133)

Историческая справка


Многоточие использовалось ещё до н.э. и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни.
Но даже понятные конструкции с многоточиями в случае их многократного объединения превращаются в пучок несвязных слов, не имеющего границ. О чём и говорил Квинтилиан (Квинтилианус, на латыни) в своих трудах, призывая использовать многоточие только в тех случаях где «всё и так понятно»! Это, естественно, вызывало споры: как разобраться где и так понятно, а где нет. Хочу повториться что эти проблемы были вызваны, во многом, особенностями языка и свойственны европейскому сообществу, но не русскому, русский язык отличается языковыми конструкциями.

Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости, и т.п.
Наконец-то закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!

Правила употребления


Когда употребляется многоточие?
  1. Для отображения заминок речи (даже посреди слов):

Для указания, что начало или конец цитаты не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:
Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:
Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего.
«…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.

В местах где окончание фразы общеизвестно, например:
«с кем поведешься…»
«хотели как лучше…»

Для обозначения интервалов (наряду с тире и знаком деления ÷ )
+7…+9С
15…19 килограмм

В математике


Для пропуска чисел в последовательности:
1 + 2 + 3 +…+ 10

Для записи периодических дробей или трансцедентых чисел:
1/3 = 0,33333333…
Пи = 3,14159…

В Рунете


Для отображения продолжающегося списка страниц, например в поисковой выдаче, иногда оформляется как ссылка:
… 2 3 4 5 6 7…1
1…15 16 17

Как список номеров элементов отображаемых на текущей странице или следующих в списке навигации по страницам:
1…15 16…30 31…452

В новостях, в добавление к «далее»: 
далее…3

Правила использования


Как правильно его использовать?
  1. Многоточие отбивается от следующего слова пробелом и не отбивается от предыдущего слова:
    Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…
  2. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и запятая, запятая поглощается многоточием:
    Моя работа… но, впрочем, не будем говорить о ней.
  3. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и вопросительный или восклицательный знаки, то они объединяются, используя точку вопросительного или восклицательного знака:
    Ну, что вы опять задумались?..
    При этом расстояние между вопросительным знаком и точкой должно быть уменьшено. А если встречается восклицательно-вопросительный знак, то добавляется одна точка!
    Да, сколько можно копаться, в конце-то концов?!.
  4. В прямой речи если после многоточия стоит тире, то оно (тире) не отбивается пробелом от многоточия:
    —Вы подумали?.. Вы уверены?..— сказала она ослабшим голосом.
  5. Если после многоточия стоят кавычки или скобки, то они не отбиваются пробелом от многоточия:
    Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…»
  6. Если многоточие встречается в заголовке, выделенном отдельной строкой, то, как и восклицательный и вопросительный знаки, оно не опускается. Стоит заметить, что точка в данном случае опускается.
    В поисках правды…
    или
    Купит ли Microsoft Yahoo…
  7. Если многоточие стоит в начале предложения оно не отбивается пробелом:
    …Прошла ночь и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.
  8. В наборе в разрядку пробелы между многоточием и предыдущим словом должны быть неизменны:
    С н о в а… и  с н о в а…
    а не
    С н о в а … и  с н о в а …
  9. В числовых интервалах многоточие не отбивается пробелами:
    1…3
    +29…+31
  10. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
    • перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал:
      «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
    • в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её:
      Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
    • после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
      Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
  11. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением:
    М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».
  12. Если при цитировании вырезаются большие части текста или целые предложения, то многоточие принято окружать угловыми скобками:
    Статья была острой, резкой, но хотя Пушкин, начиная издание журнала, вовсе «не стремился к обострению журнальной полемики <…>, но статью Гоголя Пушкин оценил по достоинству и принял её в первый номер, посоветовав автору смягчить наиболее резкие выражения»
    цитата взята из статьи П. Рейфмана.

Примечание


  1. />
/> Такой вариант я вообще предлагаю не использовать, слишком громоздко и плохо запоминается даже при текущей работе, для подобной нумерации есть пункты на просматриваемых страницах, не так ли?

Вообще такую формулировку последнее время используют всё меньше, заменяя её подходящей по смыслу фразой:
Некоторое время назад мы рассказывали вам о запуске сервиса Mooteam.ru и, получив массу полезных комментариев, решили рассказать о новой возможности на сайте — сервисе свиданий — и ещё раз послушать конструктивную критику.

/>Пункты 10, 11 полностью скопированы из § 125. Многоточие при цитатах справочника Розенталя.

Источники информации


  1. История многоточия (англ.)
  2. Грамота.ру
  3. Википедия
  4. Справочник Розенталя
  5. Журнал Никиты Селецкоко
  6. § 62. Экранная типографика Ководства Лебедева (для проформы)

Благодарности


Спасибо всем кто помог откорректировать текст!
Отдельное спасибо heathАлексею Ёжикову за дельные комментарии!

I. Многоточие в конце литературного произведения.

1) «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… Иона увлекается и рассказывает ей все…» (А. Чехов «Тоска»)

2) «С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратным воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иной счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту…» (Л. Толстой «Семейное счастье»)

3) «Лиза сказала, что она, слава богу, счастлива, что она не бедна, что муж ее добрый человек, которого она любит… Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтобы скрыть от людей свое горе». (Ф. Достоевский «Слабое сердце»)


II. Многоточие перед началом абзаца.

1) «Сколько я не просил жандарма, он печку все-таки закрыл. Мне становилось не по себе, в голове кружилось, я хотел встать и постучать солдату; действительно встал, но этим и оканчивается то, что я помню…»

2) «…Когда я пришел в себя, я лежал на полу, голову ломило страшно. Высокий, седой жандарм стоял, сложа руки и смотрел на меня бессмысленно-внимательно, в том роде, как в известных бронзовых статуэтках собака смотрит на черепаху». (А. Герцен «Былое и думы»)

3) «Ты стал другим, увереннее, выносливее, храбрее. А главное — ты заново научился жить обычной жизнью в городе, который десять месяцев назад стал фронтом и по сей день остается фронтом.

… В то утро, когда мы ехали на передний край Ленинградского фронта, наши командировки первая военная застава проверяла у ворот большого завода еще в черте города». (О. Берггольц «Говорит Ленинград»)

 

III. Многоточие умолчания

1) «Все это было дико, мрачно, нелепо, но ведь положение мое тоже было и дико, и мрачно… Я посмотрел на крепко запертую дверь, на железную печку, на стены каменного мешка… Здесь можно погибнуть безвестно и навсегда… Потом пришел в голову, что если закрыть эту печку с угаром…

Вообще начинался какой-то странный кошмар…» (В. Короленко «Искушение»)

2) «Жена его… впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

3) «Но что страннее, что непонятнее всего, — это как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это совсем непостижимо, это точно… нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой, во-вторых… но и во-вторых, тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это…» (Н. Гоголь «нос»)

Рассмотренные знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) требуют определенной интонации, присущей мелодики русской речи. Прежде чем остановиться на чтении тире и скобок, рассмотрим особый прием, называемый «приемом вводного», без владения которым невозможно прочитать фразу, имеющую скобки и тире.

«Прием вводного» заключается в следующем:

1) Вводная часть предложения отделяется от главной части паузами, голос на слове, предшествующем группе вводного, повышается.

2) Затем вводное предложение произносится с понижением голоса, монотоном, с некоторым ускорением или замедлением темпа, но с обязательным повышением голоса на ударном слове.

3) После произнесения группы вводных слов голос вновь возвращается к той же высоте, с которой произносилась главная часть предложения.

 

Скобки

 

Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Скобки всегда окружены паузами и читаются «приемом вводного».

Например:

«Стрельцы, народ, мальчишки | (Алексашка с Алешкой) | ворвались во дворец, | разбежались по сотням комнат». (А. Толстой «Петр Первый»)

Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон — безударность или, как говорил Станиславский, «бескрасочная» интонация. Но внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса. Если голос на ударном слове внутри скобок совсем не повышать, то внутри предложения прозвучит интонация точки и предложение закончится раньше времени, будет потерян смысл. В то же время повышение голоса на ударном слове на ударном слове внутри скобок будет значительно меньшим, чем перед скобками.

 

Упражнения

 

1) «И сейчас (в карете) ни одна жилка на лице не дрогнула». (А. Толстой «Петр Первый»)

2) «Величественность речи, да близость моря (мало ли что может зайти сюда из финского залива!) разожгли любопытство». (В. Солоухин «На Колокше»)

3) «- Я вперед сказала, — говорила Анна Павловна о Пьере, — я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века». (Л. Толстой «Война и мир»)

4) «В комнате стояли: стол, две садовые скамейки на железных ногах (на спинке одной из них было глубоко вырезано имя «Коля») и рыжая филармония». (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»)

5) «Она умерла еще молодой и вскоре после смерти была забыта. Но при жизни пользовалась известностью, слыла «русской Сафо» (как, впрочем, многие русские поэтессы)». (И. Бунин «Из записей»)

6) «Рощин чувствовал, что ноги его примерзают к земле. Стиснув зубы (болело плечо, поясница, разбитое колено), он также поднялся и побрел за вереницей раненых». (А. Толстой «Хождение по мукам»)

 

Кавычки

 

Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, группу слов или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, интонационно подчеркиваются: с помощью пауз, окружающих кавычки, ударением на слове, поставленном в кавычки, изменением высоты голоса и так далее. Кавычками выделяются цитаты.

Например:

«В особенности Бунин предостерегал от литературных штампов, всех этих «косых лучей заходящего солнца», «мороз крепчал», «воцарилась тишина», «дождь забарабанил по окну», и прочего, о чем еще до Бунина говорил Чехов». (В. Катаев «Трава забвенья»)

Перед цитатой и после нее необходима пауза. Цитата произносится с изменением высоты голоса (в сравнении с основным текстом) и с некоторым замедлением темпа речи на ней для выделения приводимых чужих слов.

Кавычками выделяются слова, употребленные иронически, или слова, необычные для данного текста. В подобном случае обязательно выделяется стоящее в кавычках слово.

Например:

«Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него I «вытанцовывалось». (А. Куприн «Юнкера»)

Автор употребляет слово, заключенное в кавычки по отношению к поклону на официальном приеме, тем самым подчеркивая хорошее настроение героя и его иронический настрой к событию.

Кавычками также выделяются названия книг, журналов, газет и так далее. Перед или после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.

Например:

«Роман Толстого «Война и мир» следует прочитать: «Роман Толстого | «Война и мир».

Кавычки, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель. Тут могут быть переданы особенности речи героя, его отношение к фактам, которые он сообщает или о которых думает и прочее.

 


Упражнения

 

I. Кавычки при цитировании

1) «Кто теперь скажет ей, с любовью засматривая в глаза: «Вам эта зеленая юбка до того под стать, Луша! Вы в ней позвончее офицерши старого времени». Иль словами бабьей песенки: «Ты прости-прощай, красавица. Красота твоя мне очень нравится». (М.Шолохов «Поднятая целина»)

2) «Где-то когда-то давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы…» (И. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы»)

3) «Лаевский разделял ее мнение. Он был совершенно не знаком с естественными науками и потому никогда не мог помириться с авторитетным тоном и ученым, глубокомысленным видом людей, которые занимаются муравьиными усиками и тараканьими лапками, и ему было досадно, что эти люди, на основании усиков, лапок и какой-то протоплазмы (он почему-то воображал ее в виде устрицы), берутся решать вопросы, охватывающие собою происхождение и жизнь человека». (А. Чехов «Дуэль»)

II. Кавычки при названиях

1) «Между прочим, написал юмористическую поэму «Сашка», пародируя «Онегина». (А. Герцен «Былое и думы»)

2) «Однажды учитель словесности поставил мне двойку за сочинение, написанное для одной гимназистки пятого класса на тему: «Положительные черты в характерах Скалозуба и Молчалина». (М. Горький «Вода и ее назначение в природе и жизни человека»)

3) «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного». (Ф. Достоевский «Идиот»)

III. Кавычки иронические

1) «Она жалуется, что она и уборщица, и «кульер», а платят ей только как уборщице; а по штату «кульеру» полагается особо». (В. Панова «Сережа»)

2) «Эти самодельные печки получили впоследствии широко распространенное название «буржуек» или «пчелок». Они честно послужили человечеству во все время военного коммунизма». (А. Толстой «Хождение по мукам»)

3) «Ему теперь четырнадцать лет, и он учится в губернской гимназии. Училища не боится, как мы его боялись. Рассказывает, что у них уже не бьют учеников, как, бывало, нас все, от Петра Андреевича Аз — на, нашего инспектора, до его наперсника сторожа Леонова, которого Петр Андреевич не отделял от себя и, приглашая учеников в «канцелярию», говорил обыкновенно: «Пойдем мы с Леоновым восписуем тя». (Н. Лесков «Житие одной бабы»)

 

Логическое ударение

 

Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

Целью ударения являются наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие саму суть текста.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение — указательный палец, отличающий самое главное слово в фразе или такте»[12].

Одинаковое ударение на всех словах в предложении ничего не значит. Оно настолько же бессмысленно, как и фраза, в которой совсем нет ударений. Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Акцент зависит от того, что именно хочет сказать говорящий.

Предложение может иметь одно главное и несколько второстепенных и даже третьестепенных ударений.

Существуют следующие виды ударений:

— тактовое

— фразовое I

— фразовое II

Ударение слова внутри речевого такта называется тактовым. Выделение главного по смыслу речевого такта в предложении называется фразовым ударением I. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым II.

Например:

«Нормальные женщины | почти не страдают». (А. С. Писарева «Счастье»)

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте — «женщины» (группа подлежащего), во втором — «не страдают» (группа сказуемого). «Женщины» выделяется второстепенным ударением, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «не страдают».

Автор эту фразу вкладывает в уста героя, который без особого сочувствия относится к своей жене, подарившей ему ребенка. Но слова эти глубоко ранят женщину.

Например:

«Дочь, | Екатерина Ивановна, | молодая девушка, | играла на рояле». (А. Чехов «Ионыч»)

В этом предложении четыре речевых такта, в каждом есть свое ударное слово. Но главный речевой такт — последний, его главное ударное слово — «на рояле».

В приведенных примерах можно выделить логические ударения, отметить паузы, но передать все модуляции голоса, все оттенки интонации на бумаге отобразить невозможно.

Нужно много практически работать над разбором, ибо он является хорошей, крепкой основой для дальнейшей работы над литературными текстами.

Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

Ударное слово можно выделить, если с остальных слов снять или почти снять ударения во избежание многоударности и бессмыслицы. Станиславский придавал огромное значение умению снимать лишние ударения. Он рекомендовал актерам снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли и предлагал специальный прием: «нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений»[13].

Бескрасочная интонация — есть монотон — речь на одной или почти на одной высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применять на контрасте с главной частью фразы, она, напротив, поможет это ударение выделить.

Трудности в постановке логических ударений заключаются в том, что в начале работы большое количество речевых тактов, тактовых ударений и это затрудняет чтение; читающему сложно разобраться сразу, ему начинает казаться, что все является главным. От перегрузки ударениями текст становится непонятным. Надо научиться «скелетировать» фразу, то есть снимать ударения со слов, не несущих главной мысли, а точно определять смысловые центры предложения и именно их выделять ударением.

Станиславский рекомендует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово, выделяя его ударением. Затем сделать то же с менее важными, но все-таки выделенными словами. А второстепенные, не главные слова отодвинуть на задний план.

Важно помнить, что путь логического разбора — это всегда путь от целого к части и от части к целому, поэтому разобраться в определении главных и второстепенных ударений можно только исходя из основной мысли произведения.

В первый этап работы над логическим разбором надо понять, какую мысль мы хотим сообщить слушателю и отталкиваясь от этого определять место логических ударений в предложении.

Существует определенная закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко выделяется ударное слово последней синтагмы (речевого такта). Это — фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

Фразовое ударение I содержится не в каждом предложении. Его наличие или отсутствие зависит сугубо от контекста литературного произведения, от его основной мысли.

Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

У фразового ударения II еще более активная позиция в том или ином сюжетном куске. Оно поистине выполняет функцию «указательного пальца», отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль выбранного литературного отрывка.

Например:

«Глаза I у него были несравненные | — большие, | черные, | с таким взглядом, который, когда мы встречались с ним, | казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. | Ничего, казалось, нет сейчас вокруг нас, | только этот взгляд существует. ||

Когда я вспоминаю Маяковского, | я тотчас же вижу эти глаза | — сквозь обои, | сквозь листву. | Они на меня смотрят, | и мне кажется, что в мире | становится тихо, | таинственно. | Что это за взгляд? | Это взгляд чтения». (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)

В первом предложении фразовым ударением выделяются: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд существует».

Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение.

Автор не случайно ставит на последнее место определение «несравненные», так как считает его очень важным.

В авторском тексте часто встречается инверсия, на которую при расстановке ударений необходимо обращать внимание. Инверсия — нарушение обычного порядка слов в предложении (в русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее, как правило, обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и так далее). Применение инверсии дает возможность писателю выделить нужное ему слово. Как только это слово попадает «не на свое место», внимание читающего оказывается привлеченным к нему, и на него обычно падает ударение.

Но в каждом правиле есть свои исключения. Фразовое ударение I — «только этот взгляд существует» показывает, что главное ударение принимает на себя предпоследнее слово.

«Это взгляд гения» выделяется фразовым ударением II.

Определение «гения» является главным ударным словом всего отрывка. Это слово есть смысловой центр, ибо именно оно характеризует взгляд Маяковского.

Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания. «Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением темы высказывания. Логическим признается смысловое ударение сильно акцентируемое и выполняющее функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления»[14].

Например:

«Я был в театре» (а не ты).

«Я был в театре» (это уже случилось).

«Я был в театре» (именно там, а не где-либо еще).

В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. В конкретной ситуации логическое ударение оказывается вполне определенным. При этом оно всегда совпадает с тактовым или фразовым ударением. Такое совпадение дает нам право пользоваться термином «смысловое ударение» для обозначения всех видов ударения — логического, тактового, фразового.

 

Чтение курсива

 

В некоторых случаях сами писатели прибегают к выделению ударных слов с помощью курсива. Когда в тексте встречается курсив, надо обязательно обращать на него внимание, выделяя его в звучании.

Например:

«Однако же он был поэт и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи». (А. Пушкин «Египетские ноги»)

Здесь автор употребляет курсив, называя вдохновение дрянью и желая показать всепоглощающий захват творчеством, которое лишает поэта времени.

Но курсив не часто встречается в литературе и поэтому ориентироваться на него при определении ударных слов вряд ли возможно.

 

Упражнения

 

1) «Она это сейчас звонит в серебряный колокольчик и приказывает своей девке: «Даша, — говорит, — напоите Домну Платоновну кофием». Я, дура, этого тогда сразу-то и не поняла хорошенько, что такое значит напоите, только смотрю, как минут через десять эта самая ее Дашка входит опять и докладывает: «Готово, — говорит, — сударыня». (Н. Лесков «Воительница»)

2) «Мне стало еще досаднее и совестнее, и чтобы загладить чем-нибудь свой отказ, я поспешил сообщить, что я не буду дома, потому что должен быть у князя Ивана Ивановича, у княгини Корнаковой, у Ивина, того самого, что имеет такое важное место и что, верно, буду обедать у княгини Нехлюдовой». (Л. Толстой «Юность»)

3) «Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась». (К. Паустовский «Золотая роза»).

4) «Отворилась боковая дверь, и — та женщина появилась». (Ф. Достоевский «Подросток»)

5) «Вы теперь мой, и принадлежите моему семейству на целый день». (Ф.Достоевский «Дядюшкин сон»)

 

В русском языке есть ряд законов и правил выделения смысловых ударений. К законам относятся закон о новом понятии, закон противопоставления, закон сравнения.

 

Закон нового понятия

 

Новое понятие — это первое упоминание в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления. Этот закон проявляется в выделении слов, несущих новую информацию, развивающих мысль. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

Например:

«Если будете подходить к площади, | то (,) верно (,) на время остановитесь полюбоваться видом: | на ней находится лужа, | удивительная лужа!| Единственная какую нам только удавалось видеть! Она занимает почти всю площадь. ПРЕКРАСНАЯ лужа! (Н. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем»)

В этом отрывке первое «появление» лужи заставляет нас выделить ее с помощью сильного ударения. Но читая текст дальше, с большей силой мы будем выделять слова, характеризующие «достоинства» лужи: «удивительная», «единственная», занимающая «почти всю площадь», «прекрасная».

 

Упражнения

 

1) «Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат. Завоеватель и полно!» (И. Тургенев. Стихотворение в прозе ««Мы еще повоюем»)

2) «Ночной трактир «Астра» приютил с месяц назад бледного человека с породистым и пьяным лицом, одетого в нечто напоминающее одежду. Он просил милостыню и пропивал ее. Его приставания к прохожим были подчас резки и уныло-назойливы, иногда — вежливы и своеобразно изящны. Он знал языки. В его манерах сохранился намек на большое и, может быть, блестящее прошлое. Среди нищих и хулиганов его звали «Жетон», а настоящее имя выговаривалось: Леаль Ар». (А. Грин «Леаль у себя дома»)

3) «Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то блестело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел забытые слова: «В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я». (К. Паустовский «Михайловские рощи»)

 

Закон противопоставления

 

Сильное выразительное средство языка — противопоставление. Если в одном из нескольких предложений есть противопоставление, то оба противопоставляемых понятия выделяются ударением, но более сильное ударение получает то, которое противопоставляется. Закон противопоставления распространяется на любое слово, если оно попадает в канву противопоставлений.

Противопоставление бывает ярким и скрытым. Противительные союзы «а», «но» указывают на явное противопоставление.

Например:

«На платье ее были нашиты не цветы, а какие-то сушеные грибы». (А. Пушкин «Роман в письмах»)

на противопоставлении построены многие пословицы, скороговорки.

Например:

1) «У осы не усы, не усищи, а усики».

2) «С добрым дружишь, а лихого берегись».

3) «Что посеешь, то и пожнешь».

Явное противопоставление может быть и без противительных союзов.

Например:

«Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, расстилается сын перед батюшкой». (Из былин)

Скрытое противопоставление часто выявляется только в контексте с другими фразами.

Например:

«Новый план созрел у него в голове» (Ю. Тынянов «Кюхля»)

Здесь ударным будет прилагательное «новый», так как в контексте есть противопоставление старых планов Кюхли новому.

Закон противопоставления подчиняет себе целый ряд правил расстановки логических ударений, но правила могут нарушаться, если присутствует явное или скрытое противопоставление.

В русском языке местоимения не принимают на себя ударений, но если во фразе имеется противопоставление, в этом случае, местоимение выделяем ударением.

Например:

««Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, — а я вот здесь в грязи, в темноте, под дождем и ветром — стою и плачу». (Л. Толстой «Воскресение»)

В этом примере мы сталкиваемся с явным противопоставлением, следовательно «он» и «я» будут выделены ударением.

 


Упражнения

 

1) «Маленькая бабушка слушала разговор молча, но потом и ей захотелось поговорить». (В. Белов «Гудят провода»)

2) «Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет». (К. Паустовский «Золотая роза»)

3) «Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды». (А. Чехов «Каштанка»)

4) «В прошлом году на трудодень выдали по тридцать копеек, а в этом году уже пятый месяц не авансировали колхозников». (Ф. Абрамов «Вокруг да около»)

5) «Сенька было начинал дремать, но от ее последних слов повернулся, забеспокоился, приподнялся на локте». (А. Чапыгин «Гулящие люди»)

6) «Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало». (Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

7) «Бывает старость величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и гадкая и величественная вместе. Старость пегого мерина была именно такого рода». (Л. Толстой «Холстомер»)

 

Закон сравнения

 

Выразительным средством художественной литературы является также и сравнение, то есть образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний. Простейшая форма сравнения выражается обычно посредством слов — «как», «будто», «точно», «словно» и так далее. Сравнение выделяется ударением, так как в нем заключено образное видение писателя.

Например:

«Появилась звезда в этой зеленеющей пустоте, переливаясь, как вымытая». (Л.Толстой «Хождение по мукам»)

В приведенном примере сравнение «как вымытая» выделяется ударением, неверным будет выделение ударением глагола «сверкала».

Есть случаи, когда паузы на запятых сохраняются, и тогда сравнительный оборот читается приемом вводного.

Например:

«В домах | боялись зажигать огни, | густая тьма | заливала улицы, | и в этой тьме, | точно рыба в глубине реки, | безмолвно мелькала женщина, | с головой закутанная в черный плащ». (М. Горький «Сказки об Италии»)

 


Упражнения

 

1) «Одетые в бушлаты и кожаные куртки, они чернели на снегу, как стая присевших на отлете грачей». (М. Шолохов «Тихий Дон»)

2) «Кучка встряхнулась, рассыпалась, люди по говору зашагали вперед, и было так, точно в обед открылись ворота маслобойки или махорочной фабрики, и мастеровые поспешно разбегаются по домам». (К. Федин «Inferno»)

3) «Над тусклой полосой заката в зеленом небе теплилась чистая, как льдинка, звезда». (А. толстой «Детство Никиты»)

4) «В зловещем, темном тумане этого дела истина показала мне бесстрастное свое лицо, глубокое и спокойное, как вода озера, баюкающего трупы и водяные лилии, но озеро ни сквернее, ни чище, и так же смотрит в него небо и человек». (А. Грин «История Таурена»)

5) «Я закрыл руками лицо и весь трепеща, как былинка, невозбранно отдался первому сознанию и откровению сердца, первому, еще неясному «прозрению моей природы…» (Ф. Достоевский «Маленький герой»)

6) «…С выдумкой, с красотой выражался! Речь начнет говорить, захочет — всю роту до слезы доведет жалостным словом, захочет дух поднять — и все на животах от смеха ползают…» (М. Шолохов «Они сражались за Родину»)

7) «Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых «змиев с разверстыми пастями…» (А. Телегой «Князь Серебряный»)

 




Где ставится многоточие

Этот знак, появляясь в тексте, сигнализирует о некоторой недоговоренности, заминке, рассеянности или смятении субъекта письменной речи. В грамматике многоточие определяют так.

Многоточие – это знак препинания, представляющий собой написанные рядом три точки. Служит для обозначения незаконченной мысли или паузы автора.

Ставится этот знак препинания в следующих целях:

1. Для того, чтобы показать незавершенность высказывания, некоторое смятение мыслей вызванное состоянием говорящего, обрывом в логичном развитии мысли; помехой, возникшей из внешней среды, а также для обозначения перерывов в речи. Используется, как правило, в прямой речи. Например:

— Я не могу… Не могу так… Это не справедливо и неправильно… Не могу!…

— Я бы сказал, кто ты… но о девушках предпочитаю так не говорить.

— Помню. Помню эту девчушку… хорошая была… А зачем вы про нее спрашиваете?

2. Для обозначения заминок не только между словами, но и в самих словах, например:

— За… за… забудь меня! – от гнева ее всю трясло.

— Ва… Ва… Ваня вот сейчас ты вообще не прав, — сказала Маша.

3. Для обозначения границ цитат. Используется в тех случаях, когда цитата вводится не полностью, а лишь частями, наиболее значимыми для контекста. Есть несколько способов ввода многоточия в цитаты.

а) Для указания, что границы цитаты, являющейся по отношению к контексту самостоятельным предложением, не совпадают с границами предложения в цитируемом тексте:

— Пушкин, освещая труды своих современников, так характеризовал Державина: «… Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

В этом примере мы видим, что цитата, во-первых, является самостоятельным предложением, а во-вторых, хоть и оформлена предложением, но в исходном тексте имеет явно другие границы. И действительно, в оригинальном тексте Пушкина мы видим это предложение во всей его полноте:

«Согласен, что некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения, что в «Душеньке» Богдановича встречаются стихи и целые страницы, достойные Лафонтена, что Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, сего же самого Лафонтена, что Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для итальянского; что Жуковского перевели бы все языки, если б он сам менее переводил». (Пушкин, «О причинах, замедливших ход нашей словесности)

Однако если цитата оформляется как косвенная речь, то в таком случае многоточие ставить не нужно:

— Писатель, освещая все сделанное до него, говорил, что «оды Державина… исполнены порывами гения».

б) Для обозначения пропуска внутри цитаты:

Пушкин писал: «А поэзия… должна быть глуповата». В оригинале: «А поэзия, прости господи, должна быть глуповата».

Предложения со словом МНОГОТОЧИЕ

Едва я поставила многоточие, после слов «продолжение следует», как оно, это самое продолжение и последовало. Ой, можно сейчас же ставить многоточие и задавать лукавые вопросы. На этом можно было бы закончить рассказ об этом периоде жизни и поставить жирное многоточие, но… не всё коту масленица. На многоточии обрывался текст слов (обрыв газеты). Те команды, которые открывают окна, отмечены многоточием в конце названия — в примере, показанном на рис.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Слова, которые многоточием оставались висеть в воздухе и наполняли собой комнату. А финальное многоточие в музыкальном тексте традиционно ставила старшая женщина семьи. То же подразумевается и при работе с окнами. Кнопки, название которых заканчивается многоточием, откроют дополнительное окно. Многоточие в конце названия опции указывает на то, что будет открыто следующее диалоговое окно (рис. Я послала многоточие. А что тут ещё скажешь? Рассказ начинается с многоточия, что свидетельствует о какой-то отрывочности. До точки было ещё далеко, на её месте пока расположилось многоточие. В конце текстуальной сессии практически всегда ставится воображаемое многоточие. Я раньше не понимал, что скрывается за этим скромным многоточием, смысл которого очевиден лишь тому, кто знает, насколько одинок человек, живущий ожиданием. Квадратные и угловые скобки с многоточием внутри символизируют пропущенные фрагменты при цитировании больших частей текста. Я произнесла не — нет, лопух — с многоточием, а — нет, лопух — с точкой. С восклицательными или вопросительными знаками, многоточием, а то и всё это вместе взятое! Недаром у него столько восклицательных и вопросительных знаков, тире и многоточий. Знак многоточия в начале или в конце отрывка указывает на незаконченность предложения; внутри отрывка — на пропущенные слова или фразы. В общем, умолчание — это предложение, которое внезапно прерывается, и после этого ставится многоточие. Это должен быть хронологически выстроенный рассказ с многоточием в конце, ведь история не закончена. Вы не догадываетесь, что стоит за многоточиями? Многоточие, это шанс задуматься, а не лететь стремительно, туда, куда я вас веду. В запрете нет, небытия и многоточий. Да, именно так — с красной строки, многоточием спереди и восклицательным знаком сзади. Его манера не договаривать фразы, словно оставляя многоточия между словами, — всё это неспроста, так говорят только те, кому есть что скрывать: скандальное прошлое, тайные мысли. Знаки восклицания в преувеличенных письмах о нём не убеждали меня более, чем двоеточия и многоточия, словом, я хотел иметь своё мнение и без достаточной причины не менять старого на новое. Беседы велись весьма неопределённые, заканчивались какими-то малообещающими многоточиями, и завтрашний день нужно было посвятить новым странствиям и визитам. В виде всё того же многоточия. Фразы обрывай, мысли недосказывай — и многоточие, пусть додумывают. Многоточие всегда предпочтительней точки. На спине тёмная полоска, а за ней по бокам многоточие белых пятнышек, только издали похожих на снежную порошу. Кроме этих удалений, отмеченных многоточием в угловых скобках, изменения опубликованных ранее статей ограничиваются в основном свед?нием упоминаемой литературы в единый список, а также корректорской и стилистической правкой. В случае, если мастер запускается не в первый раз и вы хотите использовать настройки, уже использованные ранее, то щёлкните мышью на кнопке с многоточием, рядом с открывающимся списком From what profile do you want to load your settings? Для этого нажмите кнопку с многоточием у открывающегося списка To what profile do you want to save your settings? Для использования предыдущих настроек, можно нажать кнопку с многоточием у открывающегося списка From what profile do you want to load your settings? Чтобы сохранить выполненную последовательность действий в файле профиля для последующего использования, нажмите кнопку с многоточием у открывающегося списка To what profile do you want to save your settings? Поставишь точку, а она тут же превращается в многоточие… Но, читая между строк и то, что за многоточием, можно предположить и о более глубокой интуитивной проработке образа графини актрисой. Сделайте несколько ярких плакатов с надписью «Я вешу… килограммов» (вместо многоточия укажите вес, к которому вы стремитесь), и развесьте их по всему дому. С этой музыкой мы жили: отдыхали, учились, любили; эту музыку мы проповедовали, создавали целую культуру, основанную на ней, и считали её единственно правильной… Теперь это выглядит смешно, наивно, но тогда… Тогда нам казалось, что за рейвом — будущее, мы искренне верили в него, а в итоге… Сплошные многоточия. Однако, в заголовках, состоящих из одного предложения, могут употребляться следующие знаки конца предложения: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Он не любит многоточий, употребляет их в самом крайнем случае и только там, где они прозрачны; напротив, он охотно раскрывает многоточие самой жизни, и она порою как бы скромнее его…

сочинение рассуждение для чего нужны многоточия?

Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста. По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки) . Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Это знак, передающий недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто — ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением, либо причинами иного плана, например: (пример из текста) Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл, может подчеркивать алогизм. Например, в предложении … (пример из текста) Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Это знак, передающий недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто — ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением. Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

Многоточия нужны для того, чтобы показать недосказанность мысли.

Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи. Иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста. По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки) . Функцию знака препинания выполняет также абзац — написание с новой строки. Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части. Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Это знак, передающий недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто — ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением, либо причинами иного плана, например: (пример из текста) Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл, может подчеркивать алогизм. Таким образом, функции многоточия многообразны и знать их просто необходимо.

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания. В системе современной русской пунктуации десять знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки. Многоточию в «Правилах русской орфографии и пунктуации» отведено очень скромное место: отмечается лишь, что знак этот обозначает незаконченность высказывания, заминки в речи, а также пропуски при цитировании. На самом деле в современной печати употребление многоточия значительно шире и оно более значимо: оно связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях: 1. Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи. 2. В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени. 3. Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями. 4. В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитировании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки. 5. Для обозначения интервала значений (наряду с тире и знаком &#247;). 6. Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «!..» и «?..». Из всего этого видно, что многоточие — знак достаточно емкий: он обладает способностью передавать еле уловимые оттенки значений, более того, как раз эта неуловимость и подчеркивается знаком, когда словами уже трудно что-либо выразить; это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста.

Предложения с двоеточием: примеры и определения

Двоеточие – это знак препинания, состоящий из двух точек, которые находятся одна над другой. Применяется двоеточие в сложном предложении для отделения его одной части от другой с целью пояснения, перечисления, отделения информации.

История происхождения

Еще со школьных лет каждому человеку известен этот знак. В русском языке он показывает, что после двоеточия кусочек текста предложения взаимосвязан по смыслу с той частью, которая находится перед знаком.

Каждому человеку в течение взрослой жизни также приходится встречаться с двоеточием в бытовой или деловой переписке.

История, связанная с происхождением этого знака препинания, необычна. Еще в Древней Греции философ Платон, излагавший свое учение в книгах, оканчивал некоторые их части двоеточием!

Как ни странно это выглядит, но есть языки, в которых этот знак ставится после слова, а потом уже после него делается пробел. А в других двоеточие отделяют от слова, после которого оно стоит, небольшим пробелом (например, такое наблюдается во французском языке при написании текстов).

При письме в церковнославянском языке функцию двоеточия выполнял знак точка с запятой. А само двоеточие использовалось вместо точки или многоточия в конце предложений.

Как знак, обозначающий сокращенное написание слова, он встречается и в давнем европейском письме, и в церковнославянском. В настоящее время в финском и шведском языках двоеточие до сих пор применяется именно таким образом.

В английском языке этот знак при написании его в транскрипции слова обозначает долготу звука.

К своему настоящему значению – разделительного знака – двоеточие пришло благодаря ученому Михаилу Ломоносову и его «Российской грамматике».

предложения с двоеточием примеры

Применение знака в русском языке

Примеров предложений с двоеточием миллионы. Это видно при чтении как давней литературы (семнадцатого-девятнадцатого столетий), так и более современной (двадцатого-двадцать первого веков).

Основные правила его применения, как разделительного знака, следующие:

  1. В прямой речи после слов автора.
  2. Когда в предложении есть обобщающее слово, то знак ставится после него, а затем следует уточнение с перечислением.
  3. Если в предложении большое количество однородных членов, то двоеточие ставится перед ними.
  4. Знак ставится, если далее следует перечисление чего-либо.
  5. Применяется в сложном предложении, не имеющем союза. двоеточие в сложном предложении Причем во второй его части отображается причина того, что происходит в первой, то есть они взаимодополняют друг друга. постановка двоеточия в предложении

6. Если между двумя частями сложного предложения можно поставить союз «что».

предложения с двоеточием примеры из художественной литературы

Примеры постановки двоеточия в предложении

Для того чтобы глубже разобраться в данной теме, необходимы практические упражнения – прямо как на уроках языка!

Примеров предложений с двоеточием достаточно, чтобы отобразить некоторые из них в этом разделе, согласно вышеизложенных правил:

1. Она сказала: «Какой чудесный день сегодня!».

Джим проговорил: «Я совершенно сбит с толку».

Красивая девушка улыбнулась и ответила: «Доброе утро!».

2. Такая нелетная нынче погода: то дождь с градом летит, то холодный ветер с ног сбивает.

Этот город обладает всеми чертами настоящего мегаполиса: огромная площадь, несколько миллионов жителей, высокий уровень экономики.

Признаки настоящего мужчины: благородство, великодушие, щедрость, преданность, трудолюбие.

3. На протяжении нескольких лет художник изучал: математику, физику, химию, географию, астрономию, историю, литературу и другие предметы.

Создавая их, мастер тщательно проверял все доступные ему документы: гравюры, карты, письменные источники, археологические находки.

4. Базой для успешной игры на фортепиано является:

— освоение нотной грамоты;

— тренировка умения слышать и чувствовать ритм;

— ежедневная практика игры на инструменте;

— прослушивание магнитофонных записей игры известных музыкантов.

5. Я знаю: он настоящий друг.

Солнце светило ярко: все люди спрятались под деревьями.

Мы собрались в магазин: продукты в холодильнике были на исходе.

Предложения с двоеточием: примеры из художественной литературы

Писатели достаточно часто используют в своих произведениях двоеточия. Это помогает глубже и масштабнее выразить мысль.

У Антуана де Сент-Экзюпери есть такие строки с двоеточием.

цитата из Маленького Принца

В поэзии Александра Сергеевича Пушкина огромнейшее количество сложных предложений, содержащих этот знак.

цитата Пушкина

Или его известнейшее стихотворение!

цитата Пушкина 2

Еще несколько слов про двоеточие

В случае с однородными членами предложения, если после обобщающего слова есть слова «как-то», «а именно», «то есть», «например», то после них всегда ставится двоеточие, а перед ними — запятая.

Пример: Сегодня в супермаркет привезли много сортов мороженного, а именно: ванильно-шоколадный пломбир, крем-суфле, плодово-ягодное, шоколадный рожок.

Вообще, в отличие от знака препинания тире, двоеточие обладает меньшей насыщенностью. Оно привносит с собой в предложение определенный элемент логичности, последовательности, упорядоченности.

А при чтении примера предложения с двоеточием интонация от начала к середине текста имеет мягкое понижение тона и паузу перед его второй частью.

Пример: Всем опять стало радостно: мама приехала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *