Предложения с повторяющимся союзом и – Запятая перед повторяющимися союзами И…И, ДА…ДА, ТО…ТО, ЛИ…ЛИ, ИЛИ…ИЛИ и т. п.

Знаки препинания при повторяющихся союзах

Союз и

Между двумя однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом и, запятая не ставится, если они тесно связаны по смыслу ассоциативными или антонимическими отношениями: и O и O.

 

Ассоциативные отношенияАнтонимические отношения

и мать и отец

и радость и печаль

и кум и сват

и стихи и проза

и зимой и летом

и сон и явь

и ножи и

вилки

и друзья и враги

 

  • Гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.
  • (М. А. Булгаков)
  • И любовь и ненависть пылали в её глазах.

Примечание.

Если при таких однородных членах предложения есть зависимые слова, то запятая ставится: и O, и O.

  • Срубленные осины придавили собою и траву, и мелкий кустарник…
  • (По И. С. Тургеневу)

При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами однородных членов: O и O, O и O.

  • Есть деревья красно-бурые и серые, чёрные и зелёные
    , узловатые и гладкие, мохнатые и голые.
  • (В. А. Солоухин)
  • На столе уже стояли пирожки и блины, оладьи и сырники.

При соединении двух пар однородных членов одиночным союзом и запятая не ставится: O и O и O и O.

  • Мы купили к школе тетрадки и учебники и ручки и карандаши.

При соединении парных групп повторяющимся союзом и запятая между ними ставится: и O и O, и O и O.

  • Мы купили к школе и тетрадки и учебники, и ручки и карандаши.

При наличии перечислительной интонации запятая ставится между всеми однородными членами предложения:

и O, и O, и O, и O.

  • Мы купили к школе и тетрадки, и учебники, и ручки, и карандаши.

Если к двум однородным членам предложения, обозначающим сходные предметы и связанным одиночным союзом и, присоединяется с помощью союза и другой однородный член предложения, обозначающий несходный предмет, то запятая между однородными членами предложения не ставится: O и O и O.

  • На прикроватном столике в вазе лежали зефир и шоколад и любовная записка.

Если однородных членов больше двух и они соединяются повторяющимся

союзом и, запятая ставится между всеми однородными членами предложения. Перед первым однородным членом запятая не ставится: O, и O, и O, и O или O, O, и O, и O.

  • Люблю я бешеную младость,
  • И тесноту, и блеск, и радость,
  • И дам обдуманный наряд
  • (А. С. Пушкин)
  • Он рощи полюбил густые,
  • Уединенье, тишину,
  • И ночь, и звезды, и луну
  • (А. С. Пушкин)

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и.

Митлаш Дина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 6

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема урока: Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и. Предложения с однородными членами в художественном тексте.

Образовательная система: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование умений распознавать предложения с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать умения отличать предложения с однородными членами, соединенными бессоюзной связью, одиночным и повторяющимся союзом и, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях;

  • вывести алгоритм постановки запятой между однородными членами;

  • наблюдать за использованием предложений с союзной и бессоюзной связью при однородных членах в художественном тексте.

Развивающие:

 Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;

  • воспитывать самостоятельность, развивать навыки сотрудничества.

Оборудование:

учебник «Русский язык» 4класс, презентация к уроку, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Метод «Здороваемся глазами»

Поздоровайтесь друг с другом глазами. Постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

  1. Мотивация к учебной деятельности.Слайд 2.

Перед вами поучение для детей, которое написал Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого, первый писатель).

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

— Согласны ли вы с автором этого «поучения»? К чему он нас призывает? (Стремитесь к знаниям, занимайтесь самообразованием, и вас будут уважать).

— Вы желаете быть уважаемыми людьми? Тогда вперед за знаниями!

Здесь заканчивается текст 2 слайда (Слайд 3)

III. Актуализация знаний.

  1. Тест – контроль.

Вспоминаем то, что знаем.

1. Члены предложения называются однородными, если

а) имеют одну и ту же орфограмму

б) относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос

в) являются одними и теми же частями речи

Здесь заканчивается текст 3 слайда (Слайд 4)

2. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

а) с интонацией перечисления

б) с вопросительной интонацией

в) с восклицательной интонацией

Здесь заканчивается текст 4 слайда (Слайд 5)

3. Какие члены предложения бывают однородными?

а) только подлежащие

б) только сказуемые

в) только второстепенные члены

г) подлежащие, сказуемые, второстепенные члены

Здесь заканчивается текст 5 слайда (Слайд 6)

4. В каком случае однородные члены предложения не разделяются запятой?

а) если связаны союзом и

б) если связаны союзами а, но

в) если между однородными членами нет союзов

Здесь заканчивается текст 6 слайда (Слайд 7)

Взаимопроверка. Сравните ответы своих товарищей с образцом. Руководствуясь критериями, оцените его работу.

1 б 2 а 3 б 4 а

Критерии оценивания:

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3,4 ошибки – «2»

Здесь заканчивается текст 7 слайда (Слайд 8)

  1. Составление учебно-научного текста об однородных членах предложения с опорой на план и схему (устная работа в парах).

План

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. С какой интонацией они произносятся?

3. Какие члены предложения могут быть однородными?

4. В каком случае однородные члены предложения разделяются запятой?

О и О. О,О.О, а О.О, но О.

( Один из обучающихся представляет сообщение на лингвистическую тему.)

Оцените свой ответ.

Здесь заканчивается текст 8 слайда (Слайд 9)

Критерии оценивания:

— правильность

— полнота

Оценивание ответа другими учащимися, учителем.

Здесь заканчивается текст 9 слайда (Слайд 10)

IV.Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.

Послушайте отрывок из сказки.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

— Узнали сказку? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

— Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их.

Здесь заканчивается текст 10 слайда (Слайд 11)

— Нужно ли здесь ставить запятые? (Да, т.к. интонация перечисления.

Нет, т.к. соединены союзом и)

— Как соединены однородные члены? (Союз и стоит перед каждым однородным членом, союз и повторяется, союз и повторяющийся).

— Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и.)

Здесь заканчивается текст 11 слайда (Слайд 12)

— Какую цель поставим перед собой? (правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и)

Здесь заканчивается текст 12 слайда (Слайд 13)

— Как же убедиться, кто правильно расставил знаки препинания в стихотворении? (Посмотреть в учебнике правило.Посмотреть, как написано в сказке А.С. Пушкина)

— Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина.

Здесь заканчивается текст 13 слайда (Слайд 14)

— Подходит ли ранее изученное правило для этого случая? (Нет)

— Сделайте вывод. (Если союз и повторяется, то между однородными членами ставится запятая)

Здесь заканчивается текст 14 слайда (Слайд 15)

— Постройте модель. Попробуйте показать правило на схеме. (Самостоятельно в тетради, затем 1 учащийся на доске.)

(и О, и О, и О, и О)

— Сверим свой вывод с выводом ученых. Откройте учебник на с. 52, прочитайте правило про себя. Вслух прочитайте только новую, открытую вами закономерность для постановки запятой между однородными членами.

V. Выведение алгоритма постановки запятой между однородными членами.

— Выведем алгоритм постановки запятой между однородными членами, которым будем руководствоваться в работе. Используем методику «Продолжи фразу» (работа в группах).

Здесь заканчивается текст 15 слайда (Слайд 16)

  • Убеждаюсь в том, что …

  • Смотрю, как соединены …

  • Если … , то …

  • Если … , то …

  • Проверяю написанное.

Ф/м. Упражнение для формирования правильной осанки.

Корпус вправо, корпус влево-

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Отдохнули, посвежели

И за парты снова сели.

VI. Развитие пунктуационных умений.

1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (у доски с объяснением по алгоритму, 3 человека)

Здесь заканчивается текст 16 слайда (Слайд 17)

Расставьте знаки препинания, рассуждая по алгоритму.

Вокруг зеленой ёлки плясал и крот, и бегемот, и даже злые волки.

Дарёнка и в избе прибирала, и похлёбку варила.

Долго лежал он и наконец заснул от волнения и усталости.

2. Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Здесь заканчивается текст 17 слайда (Слайд 18)

Базовый уровень.

Приходи к нему лечиться и корова и волчица и жучок и червячок и медведица.

Повышенный уровень.

Он набрал под деревьями толстых сучьев и веток и связал их.

Самопроверка.

Здесь заканчивается текст 18 слайда (Слайд 19)

Базовый уровень.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица.

Повышенный уровень.

Он набрал под деревьями толстых сучьев и веток и связал их.

Здесь заканчивается текст 19 слайда (Слайд 20)

Критерии оценки:

 сделал без ошибок

 допустил ошибки

VII. Наблюдения за ролью повторяющихся союзов при однородных членах в художественном тексте.

Послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» — описание битвы русских со шведами. Обратите внимание на повторяющийся союз и при однородных членах.

Проведем лингвистический эксперимент: прочитайте предложения без повторяющегося союза и.

— Что изменилось? В каком случае логическое ударение сильнее выделяет, подчеркивает роль каждого в Полтавской битве?

— Сделайте вывод, с какой целью используются в художественной речи повторяющиеся союзы (усиливают эмоциональное впечатление, выделяют, подчеркивают значение каждого компонента в тексте)

VIII. Рефлексия. Рефлексивный круг.

— Какая была тема?

— Достигли мы поставленной цели?

Здесь заканчивается текст 20 слайда (Слайд 21)

— Мне больше всего удалось…

— Я получил от этого урока …

— Я могу похвалить себя за …

— Я могу похвалить … за ….

IX. Домашнее задание.

Здесь заканчивается текст 21 слайда (Слайд 22)

infourok.ru

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами

Цель урока:

  • формирование пунктуационных правописных навыков;
  • формирование и совершенствование культуры речи;
  • повторение пунктуационных навыков при обособленных определениях.

Оборудование: мультимедиапроектор, таблицы

Задачи:

  • Накопление знаний о правилах постановки знаков препинания при однородных членах.
  • Развитие речи учащихся, увеличение словарного запаса.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся.
  • Повышение общекультурного уровня учащихся.
  • Подготовка учащихся к ЕГЭ.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Орфоэпическая разминка.
  3. Повторение. Фронтальный опрос.
  4. Изучение нового материала.
  5. Работа с учебником. Закрепление изучаемого материала.
  6. Философская минутка
  7. Практическая работа. Комментирование выбора ответа.
  8. Самостоятельная работа. Тест.
  9. Предупреждение ошибок в предложениях с однородными членами.
  10. Закрепление. Устранение ошибок в предложениях.
  11. Итог урока.

Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, активизация мышления посредством выполнения творческих заданий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Орфоэпическая разминка.

(1 ученик читает слова, учащиеся записывают)

АсторонОмия, апострОф, баловАть, бАнты, вероисповЕдание, добелА, донЕльзя, завсегдАтай, зубчАтый, звонИшь, тОрты, изОгнутый, пулОвер, принЯвший, намЕрение, мЕстностей, цепОчка, чЕрпать, экспЕрт, углубИть, стАтуя, сОгнутый, прозорлИвый, простынЯ, Отрочество, паралИч, отлучИт, премировАть, оптОвый, обеспЕчение, красИвее, инженЕров, ходАтайство, щавЕль, фенОмен, тОрты, столЯр, умЕрший, феЕрия, созданА, недУг.

— Над словами с ударением на 3-м слоге поставьте цифру 3.

— Прочитайте эти слова.

— Проверьте на экране (слайд 3)

Презентация

3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

— Какие члены предложения называются однородными? (После ответа учащихся демонстрируется запись на экране) (Слайд №4)

— Какие члены предложения не являются однородными?

Слайд №5

— С помощью каких союзов соединяются однородные члены предложения?

Слайд №6

— На какие группы делятся сочинительные союзы?

Слайд №7

4. Изучение нового материала:

1. Наблюдение.

(Слайды №8-11)

1) С чужими я либо робел, либо важничал. Он забавлял нас рассказами, или играл с нами, или случал мое чтение.

— Назовите однородные члены предложения. С помощью каких союзов связаны однородные члены предложения?

Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и:и, или:или, либо:либо, то:то, не то:не то, да:да.

При соединении однородных членов повторяющимися союзами запятая ставится перед первым повторяющимся союзом и далее, если перечисление начинается с однородного члена предложения

2) Вид проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное зрелище.

Запятая ставится перед второй частью двойного союза как : так и, хотя и :но, не столько:сколько, если не :то, настолько:насколько, столько же:сколько, не так:как, не только:но и.

2. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Упражнение №404 по цепочке (устно)

Слайд №12

2) Философская минутка. (Объясните пунктуацию)

  1. Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
    И.А. Гончаров
  2. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
    Ф. Бэкон

Слайд №13

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626 гг.) английский философ, родоначальник английского материализма, государственный деятель)

— Назовите в этих предложениях однородные члены.

— С помощью каких союзов они соединены?

— Как вы понимаете эти слова?

Слайд №14 — 17 Комментирование запятых

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остается тем же.

2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.

3) Гость недолго гостит, да много видит.

4) Подаренная книга оказалась не только интересной, но и полезной.

2. Укажите предложение, в котором на месте пропуска не надо ставить запятую.

1) Хоть и люблю я её очень ( ) но в театр с ней не пойду.

2) Казалось, он прошёл огонь ( ) и воду ( ) медные трубы.

3) Мне нужна одна тетрадь ( ) или две ( ) или три.

4) Там были розы и георгины ( ) гладиолусы и незабудки.

3. Укажите предложение, в котором надо поставить больше одной запятой.

1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.

2) Я не то чтобы сердилась на него но не одобряла его поступок.

3) Или поезжай туда прямо сейчас или ложись и поспи нормально.

4) Ему нравилось гулять по паркам и лесам под дождем или снегом наблюдать за людьми и птицами и природой.

4. Из предложений 17 — 18 выпишите все сочинительные союзы (В2)

(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку.

Самостоятельная работа (А22)

На столе у каждого ученика тест

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить три запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве.
  2. Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.
  3. Далекие гулы повторяют рёв и треск шум и гром.
  4. Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.
  2. Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
  3. Солнце показывается из-за облаков заливает лес поле и наших путников греющим светом.
  4. Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотнёй Тарантьева.
  2. Метели и вьюги стужа и темнота не помешали и высадке отважных полярников и проведению ими исследования Арктики.
  3. Всё разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.
  4. На протяжении всего полёта из окна самолета виднелись песчаные равнины или далекие горы.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.
  2. Под кустом черемухи я действительно нашел и ключик и спавшую внучку.
  3. Кругом были пни корявые стволы да мелкая поросль.
  4. Он носил или лето и зиму свою старую кепку.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Горный поток шумел и пенился и бился о скалы.
  2. Он был причесан и одет безукоризненно ослеплял свежестью лица и перчаток и фрака.
  3. Канонада слышалась и день и ночь.
  4. Квартира его хотя и просторна но сумрачна.

Слайд №18 Проверка учащимися правильность выполнения теста

5. Предупреждение ошибок в предложениях с однородными членами.

Слово учителя:

Ошибки в предложениях с однородными членами часто вызваны нарушением законов логики и дополняются огрехами в выборе конструкции. Сейчас рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Слайд №19

1. Ошибка может быть вызвана лексической несочетаемостью одного из однородных членов с тем словом в предложении, с которым он связан:

Они благодарили за то внимание и помощь, которыми окружило их московское правительство. (Лексическая несочетаемость. Можно окружить вниманием, но нельзя окружить помощью.)

Слайд№20

2. Нельзя сочетать в качестве однородных членов видовые и родовые понятия:

На столе стояли тарелки, чашки, бокалы и разная посуда. ( Нельзя сочетать в качестве однородных членов видовые и родовые понятия).

Слайд №22

3. Следует избегать конструкций, в которых может быть установлена неправильная смысловая связь между словами.

Началась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. (Следует избегать конструкций, в которых может быть установлено неправильная смысловая связь между словами).

Слайд №23

4. При попарном сочетании однородных членов их следует подбирать по принципу сходства или контраста, но не соединять случайно. Неудачный вариант:

Он все хранил: романы и старые журналы, газеты и собрания сочинений, сборники авторов и брошюры.

Слайд №25

5. Часто нарушается порядок слов при использовании двойных союзов.

В это время художник не только пишет портреты, но и несколько прекрасных пейзажей. (Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов. Надо сказать: : пишет не только портреты, но и несколько прекрасных пейзажей).

6. Самостоятельная работа

Укажите характер ошибки с однородными членами. Исправьте ошибку:

  1. В магазин завезли лук, картофель, грейпфрукты, чеснок и другие овощи.
  2. В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов.
  3. На столах в вазах стояли свежие полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины.
  4. Все в городе знают этого врача. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и большим опытом.
  5. Жуковский не только был интересным поэтом, но и прекрасным переводчиком.
  6. Полнота изображения эпохи достигается за счет того, что в пьесе есть не только действующие лица, а так же множество внесценических персонажей.

Итог урока.

Домашнее задание: параграфы 82-83, упр. 406; (выразить свою точку зрения на высказывания авторов, аргументировать)

urok.1sept.ru

15 примеров сложноcочиненных предложений с разделительными союзами

В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми выра­жа­ют­ся отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния, несов­ме­сти­мо­сти, выбо­ра или пред­по­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «либо», «или» про­стые пред­ло­же­ния пере­да­ют сооб­ще­ние о явле­ни­ях, кото­рые вза­им­но исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или после­до­ва­тель­но чере­ду­ют­ся.

Для раз­но­об­ра­зия мельк­нет в бурьяне белый булыж­ник, или вырас­тет на мгно­ве­ние серая камен­ная баба, или пере­бе­жит доро­гу сус­лик, и опять бегут мимо бурьян, хол­мы, гра­чи (А. Чехов).

Изредка хлоп­нет обес­си­лен­ный парус или под кор­мой плес­нёт вол­на (К. Паустовский).

В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с раз­де­ли­тель­ны­ми повто­ря­ю­щи­ми­ся сою­за­ми «то…то» , «не то…не то» ука­зы­ва­ет­ся на чере­до­ва­ние явле­ний или собы­тий, кото­рые попе­ре­мен­но сме­ня­ют друг дру­га.

То солн­це туск­лое бле­стит, то туча чер­ная повис­нет (Н. Некрасов).

То ветер поду­ет и тро­нет вер­хуш­ки, то лягуш­ки заше­ле­стят в про­шло­год­ней тра­ве, то за сте­ной часы про­бьют чет­верть (А. Чехов).

То кос­мо­нав­ты каза­лись ему осо­бен­ны­ми, то Алексей начи­нал в них видеть таких же лёт­чи­ков -истре­би­те­лей (А. Семенихин).

То холод­но, то очень жар­ко, то солн­це спря­чет­ся, то све­тит слиш­ком ярко (И. Крылов).

То ли вра­чи ошиб­лись, то ли рана сама зарос­ла (Ю. Трифонов).

То дождь над ним раз­ве­сит гля­нец, то полос­нет его гро­за, то солн­це весе­ло загля­нет в его бес­смерт­ные гла­за.

То гор­дый конь его копы­том креп­ким бьёт, то зубом волк рва­нёт, то ост­рым рогом вол бод­нёт (И. Крылов).

Не то шел дождь, не то моро­си­ло (Н. Гарин-Михайловский).

Не то он зави­до­вал Наталье, не то он сожа­лел о ней (С. Тургенев).

В сколь­зя­щей ледя­ной зыби пла­ва­ла не то утка, не то гра­чо­нок еле дер­жал­ся на рас­пла­стан­ных кры­льях (Алексей Толстой).

На Пересыпи не то что-то горе­ло, не то всхо­ди­ла луна (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии с раз­ны­ми вида­ми свя­зи (сочи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной) писа­тель В. Драгунский исполь­зу­ет­ся раз­де­ли­тель­ный союз «то…то» в зна­че­нии выбо­ра:

То я хотел быть аст­ро­но­мом, что­бы не спать по ночам и наблю­дать в теле­скоп далё­кие звез­ды, то я меч­тал стать капи­та­ном даль­не­го пла­ва­ния, что­бы сто­ять, рас­ста­вив ноги, на капи­тан­ском мости­ке, и посе­тить дале­кий Сингапур, и купить там забав­ную обе­зьян­ку.

Читаем опи­са­ние при­ро­ды рус­ским писа­те­лем К. Паустовским:

На реке слыш­но мно­го помех: то за сосед­ним кустом нач­нет кри­чать коро­стель, то с пушеч­ным гулом уда­рит пудо­вая рыба, то оглу­ши­тель­но выстре­лит в кост­ре иво­вый прут и раз­брыз­жет искры, то под зарос­ля­ми нач­нет раз­го­рать­ся баг­ро­вое заре­во и мрач­ная луна взой­дет над про­сто­ра­ми вечер­ней зари.

russkiiyazyk.ru

Конспект урока «Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и. Предложения с однородными членами в художественном тексте».

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема урока: Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и. Предложения с однородными членами в художественном тексте.

Образовательная система: «Школа 2100»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование умений распознавать предложения с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать умения отличать предложения с однородными членами, соединенными бессоюзной связью, одиночным и повторяющимся союзом и, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях;

  • вывести алгоритм постановки запятой между однородными членами;

  • наблюдать за использованием предложений с союзной и бессоюзной связью при однородных членах в художественном тексте.

Развивающие:

 Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;

  • воспитывать самостоятельность, развивать навыки сотрудничества.

Оборудование:

учебник «Русский язык» 4класс, презентация к уроку, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Метод «Здороваемся глазами»

Поздоровайтесь друг с другом глазами. Постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Перед вами поучение для детей, которое написал Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого, первый писатель).

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

— Согласны ли вы с автором этого «поучения»? К чему он нас призывает? (Стремитесь к знаниям, занимайтесь самообразованием, и вас будут уважать).

— Вы желаете быть уважаемыми людьми? Тогда вперед за знаниями!

III. Актуализация знаний.

  1. Тест – контроль.

Вспоминаем то, что знаем.

1. Члены предложения называются однородными, если

а) имеют одну и ту же орфограмму

б) относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос

в) являются одними и теми же частями речи

2. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

а) с интонацией перечисления

б) с вопросительной интонацией

в) с восклицательной интонацией

3. Какие члены предложения бывают однородными?

а) только подлежащие

б) только сказуемые

в) только второстепенные члены

г) подлежащие, сказуемые, второстепенные члены

4. В каком случае однородные члены предложения не разделяются запятой?

а) если связаны союзом и

б) если связаны союзами а, но

в) если между однородными членами нет союзов

Взаимопроверка. Сравните ответы своих товарищей с образцом. Руководствуясь критериями, оцените его работу.

1 б 2 а 3 б 4 а

Критерии оценивания:

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3,4 ошибки – «2»

  1. Составление учебно-научного текста об однородных членах предложения с опорой на план и схему (устная работа в парах).

План

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. С какой интонацией они произносятся?

3. Какие члены предложения могут быть однородными?

4. В каком случае однородные члены предложения разделяются запятой?

О и О. О,О. О, а О. О, но О.

( Один из обучающихся представляет сообщение на лингвистическую тему.)

Оцените свой ответ.

Критерии оценивания:

— правильность

— полнота

Оценивание ответа другими учащимися, учителем.

IV. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.

Послушайте отрывок из сказки.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

— Узнали сказку? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

— Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их.

— Нужно ли здесь ставить запятые? (Да, т.к. интонация перечисления.

Нет, т.к. соединены союзом и)

— Как соединены однородные члены? (Союз и стоит перед каждым однородным членом, союз и повторяется, союз и повторяющийся).

— Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и.)

— Какую цель поставим перед собой? (правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и)

— Как же убедиться, кто правильно расставил знаки препинания в стихотворении? (Посмотреть в учебнике правило. Посмотреть, как написано в сказке А.С. Пушкина)

— Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина.

— Подходит ли ранее изученное правило для этого случая? (Нет)

— Сделайте вывод. (Если союз и повторяется, то между однородными членами ставится запятая)

— Постройте модель. Попробуйте показать правило на схеме. (Самостоятельно в тетради, затем 1 учащийся на доске.)

(и О, и О, и О, и О)

— Сверим свой вывод с выводом ученых. Откройте учебник на с. 52, прочитайте правило про себя. Вслух прочитайте только новую, открытую вами закономерность для постановки запятой между однородными членами.

V. Выведение алгоритма постановки запятой между однородными членами.

— Выведем алгоритм постановки запятой между однородными членами, которым будем руководствоваться в работе. Используем методику «Продолжи фразу» (работа в группах).

  • Убеждаюсь в том, что …

  • Смотрю, как соединены …

  • Если … , то …

  • Если … , то …

  • Проверяю написанное.

Ф/м. Упражнение для формирования правильной осанки.

Корпус вправо, корпус влево-

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Отдохнули, посвежели

И за парты снова сели.

VI. Развитие пунктуационных умений.

1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (у доски с объяснением по алгоритму, 3 человека)

Расставьте знаки препинания, рассуждая по алгоритму.

Вокруг зеленой ёлки плясал и крот, и бегемот, и даже злые волки.

Дарёнка и в избе прибирала, и похлёбку варила.

Долго лежал он и наконец заснул от волнения и усталости.

2. Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Базовый уровень.

Приходи к нему лечиться и корова и волчица и жучок и червячок и медведица.

Повышенный уровень.

Он набрал под деревьями толстых сучьев и веток и связал их.

Самопроверка.

Базовый уровень.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица.

Повышенный уровень.

Он набрал под деревьями толстых сучьев и веток и связал их.

Критерии оценки:

 сделал без ошибок

 допустил ошибки

VII. Наблюдения за ролью повторяющихся союзов при однородных членах в художественном тексте.

Послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» — описание битвы русских со шведами. Обратите внимание на повторяющийся союз и при однородных членах.

Проведем лингвистический эксперимент: прочитайте предложения без повторяющегося союза и.

— Что изменилось? В каком случае логическое ударение сильнее выделяет, подчеркивает роль каждого в Полтавской битве?

— Сделайте вывод, с какой целью используются в художественной речи повторяющиеся союзы (усиливают эмоциональное впечатление, выделяют, подчеркивают значение каждого компонента в тексте)

VIII. Рефлексия. Рефлексивный круг.

— Какая была тема?

— Достигли мы поставленной цели?

— Мне больше всего удалось…

— Я получил от этого урока …

— Я могу похвалить себя за …

— Я могу похвалить … за ….

IX. Домашнее задание.

№ 3-5, с. 10, рабочая тетрадь.

№ 9, с. 13, рабочая тетрадь (повышенный уровень) по возможности, по желанию.

Список использованных источников

1. Русский язык. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: Баласс, 2013.

2. Русский язык. 4 кл. Методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева, Н.И. Исаева. – М. : Баласс, 2014.

3. А.С. Пушкин. Сказки. – М, 1977.

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами

И вертеться п

Гордо в зеркальце глядясь.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *