Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ
30.04.2013 43251 0Урок 4. Предложение состоит из слов
Цели: дать учащимся представление о том, что предложение состоит из слов; научить определять количество слов в предложении, записывать схему предложения; развивать речь учащихся, память, творческие способности.
Оборудование: учебник; нарисованные персонажи сказки «Репка».
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопрос:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
Учитель. Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка».
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Работа по учебнику: с. 9.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Вспомните начало сказки. (Посадил дед репку.)
– Сколько слов вы слышите в этом предложении? (Три.)
– Какое слово первое? второе? третье?
– Из чего состоит предложение?
Вывод: предложение состоит из слов.
– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.
Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.
– Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? (Это начало предложения.)
– Как можно узнать, что предложение закончено? (В конце предложения ставится точка.)
С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.
Выросла репка большая. (.)
Позвал дед бабку. (.)
Позвала бабка внучку. (.)
Позвала внучка Жучку. (.)
Позвала Жучка кошку. (.)
Позвала кошка мышку. (.)
– Особое внимание следует обратить на предложение к последнему рисунку:
Вытянул репку!
В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.
Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.
Физкультминутка
■ Творческая работа учащихся. Театрализация русской народной сказки «Репка».
РЕПКА
Посадил дед репку и говорит:
– Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут – и вытянули репку.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
tak-to-ent.net
Предложение в русском языке 1 класс
Предложение – это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.
Сравните две строки:
Кот, квадратный, хорошо, пишет.
Кот, рыжий, спит, крепко.
Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать – «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.
Попробуем составить предложение из слов второй строки:
Рыжий кот крепко спит.
Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.
Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?
Крепко спит рыжий кот.
Кот рыжий спит крепко.
Мысль осталась прежней. Её можно образно представить.
Найдите предложения:
Весна, ребята, каникулы, солнце.
Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.
В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.
1-е: Весна уже пришла.
2-е: Дует тёплый ветерок.
Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.
Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.
Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.
Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.
Саша, принеси, пожалуйста, учебник.
Таня, не плачь!
В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.
Ребята ходили в субботу в кино?
Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют – восклицательные предложения.
В конце таких предложений стоит восклицательный знак.
Мама приехала!
Это очень интересная книга!
Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.
Потренируйтесь.
1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.
Ребята ходили в субботу в кино.
2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.
Ребята ходили в субботу в кино!
3. Прочитайте побудительное предложение.
Ребята, сходите в субботу в кино!
4. Прочитайте вопросительное предложение.
Ребята ходили в субботу в кино?
по цели высказывания | повествовательное |
| побудительное |
| вопросительное |
по интонации | восклицательное |
| невосклицательное |
Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать.
Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.
Кто из вас, ребята, знает,
Отчего собака лает?
Чем собака недовольна:
Может, кто-то стукнул больно,
Может, лапу отдавили,
Может, кошки задразнили,
Может, ласки захотела,
Может быть, давно не ела,
Может быть, страшна её вьюга,
Может, потеряла друга?
Отчего собака лает?
Может, голос проверяет?
Голос звонок! Даже очень!
Может быть, сказать нам хочет:
— Посмотрите, умоляю,
Как же я прекрасно лаю!
В этом стихотворении вы увидели ещё один знак – запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.
У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?
Прочитайте предложение:
На диване лежит котёнок.
Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.
На диване лежит котёнок.
Теперь выделим голосом (поставим логическое ударение) слово «лежит». Задача речи – сообщить, что котёнок не прыгает, не ест, а именно лежит.
Прочитайте:
На диване лежит котёнок.
Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения – сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.
Прочитайте:
На диване лежит котёнок.
Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения. В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи. Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.
Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания.
вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
ПНШ 4 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 18, с. 31 — 32
18. Сравни ещё два предложения и устно выдели в каждом основу.
1. Первоклассники бегают на переменках.
2. Первоклассники бегают и прыгают на переменках.
Сравни схемы этих предложений.
Действительно ли во втором предложении два сказуемых? Верно ли, что второе сказуемое ТОЧНО ТАКЖЕ ОТНОСИТСЯ к подлежащему, как и первое? Ты сможешь дополнить второе предложение ещё одним сказуемым? Запиши это новое предложение и подчеркни в нём основу. Составь его схему.
В этом предложении однородное, одинаковое отношение сказуемых к общему подлежащему.
Первоклассники бегают, прыгают и играют на переменках.
А теперь составь схему предложения, в котором будет три подлежащих и три сказуемых. Если хочешь, придумай по этой схеме предложение.
Жучка, Шарик и Рыжик бегали, прыгали и играли во дворе.
Ответы к заданиям. 4 класс. Русский язык. Учебник. Часть 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.
Русский язык. 4 класс. Чуракова Н. А.
Понравилось? Оцени!
e-razumniki.ru
Конспект урока Составление предложений по схеме
Конспект урока русского языка, 4 класс.
Учитель начальных классов: Клепикова Ирина Романовна.
Тема урока: «Составление предложений по схеме».
Цель: учить правильному составлению предложения.
Задачи: — закрепить знания детей о правилах построения и оформления предложений;
— учить различать предложения по интонации и правильно ставить знаки препинания;
— повторить написания словарных слов;
— учить работать со схемой предложения;
— развивать фонематический слух у детей;
— развивать письменную и устную речь учащихся;
— воспитывать интерес к спорту.
Оборудование: учебник, схемы предложений, картинки с изображением видов спорта, задания на корточках для самостоятельных работ.
Ход урока
Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Ученики здороваются и садятся за парты.
2.Минутка чистописания.
А) Письмо в воздухе Вв.
Б) Звуко – буквенный анализ Вв. (согл.,звон.,парн.,тверд)
В) Логоработа:
Ва-ва-ва на суку сидит сова.
Ву-ву-ву – побыстрей лови сову.
Ве-ве-ве – споем песни о сове.
Ви-ви-ви – всех подружек позови.
Г) Запись заглавной и строчной буквы Вв. (проговаривание каждого элемента)
— Для того чтобы выполнить следующее задание необходимо вставить нужные буквы в словах:
У …ани …ерный друг пес …олчок.
Ученики выполняют работу.
3.Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Этот зайчик гриб нашел,
Этот пальчик чистит стол,
Этот резал,
Этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
Дети поочередно загибают каждый пальчик на руках.
4.Словарная работа.
Задание: зашифрованные слова
З ц я а к р о в о а
По лесу бежит … .
На лугу посется … .
Задание: описать животного по его признакам: медведь, собака (связь с развитием речи.).
Задание: по схеме составить предложения, найти главные члены предложения.
.
Медведь спит в берлоге.
.
Собака грызет большую кость.
5. Работа над интонацией в предложении.
— Какие знаки препинания ставят в конце предложения?
! – он всегда кричит, радуется, пугается, возмущается.
. – она всегда спокойная требует понизить голос требует сделать остановку.
? – а он всем задает вопросы.
— Сегодня мы будем работать над предложением – учиться составлять текст, ставить знаки препинания, работать со схемами и выполнять
Задание: поставьте нужные знаки препинания
Не бегать по коридорам (!)
Сидеть тихо (!)
Какое сейчас время года (?)
Откуда прилетели птицы (?)
Наступила весна (.)
В лесу начались весенние хлопоты (.)
Как хорошо весной в лесу (.)
Ученики выполняют задание на карточках
6.Работа с текстом.
Физминутка.
— Ребята изобразите основные движения из данного вида спорта: хоккей, футбол, плавание, волейбол, спортивная ходьба, биатлон.
Задание: записать предложения по порядку, чтобы получился текст. Составь схему.
1) Подул сильный ветер.
2) Хлынул проливной дождь.
3) Он нагнал темные тучи.
Ученики смотрят иллюстрации на доске.
7.Домашнее задание.
— Ребята открываем дневники и записываем домашнее задание упражнение 15 на стр. 11. Итак, разберем, что необходимо выполнить в упражнении: необходимо прочитать, составить предложения и записать их.
Ученики записывают задание в дневники.
8.Итоги урока.
— Я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить «5».
— А теперь ответьте, чем вы сегодня занимались на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Урок окончен. Спасибо всем!
Задание: поставьте нужные знаки препинанияНе бегать по коридорам
Сидеть тихо
Какое сейчас время года
Откуда прилетели птицы
Наступила весна
В лесу начались весенние хлопоты
Как хорошо весной в лесу
Задание: поставьте нужные знаки препинания
Не бегать по коридорам
Сидеть тихо
Какое сейчас время года
Откуда прилетели птицы
Наступила весна
В лесу начались весенние хлопоты
Как хорошо весной в лесу
Задание: поставьте нужные знаки препинания
Не бегать по коридорам
Сидеть тихо
Какое сейчас время года
Откуда прилетели птицы
Наступила весна
В лесу начались весенние хлопоты
Как хорошо весной в лесу
Задание: поставьте нужные знаки препинания
Не бегать по коридорам
Сидеть тихо
Какое сейчас время года
Откуда прилетели птицы
Наступила весна
В лесу начались весенние хлопоты
Как хорошо весной в лесу
Задание: поставьте нужные знаки препинания
Не бегать по коридорам
Сидеть тихо
Какое сейчас время года
Откуда прилетели птицы
Наступила весна
В лесу начались весенние хлопоты
Как хорошо весной в лесу
Задание: поставьте нужные знаки препинания
Не бегать по коридорам
Сидеть тихо
Какое сейчас время года
Откуда прилетели птицы
Наступила весна
В лесу начались весенние хлопоты
Как хорошо весной в лесу
Задание: записать предложения по порядку, чтобы получился текст.
1) Подул сильный ветер.
2) Хлынул проливной дождь.
3) Он нагнал темные тучи.
Задание: записать предложения по порядку, чтобы получился текст.
1) Подул сильный ветер.
2) Хлынул проливной дождь.
3) Он нагнал темные тучи.
Задание: записать предложения по порядку, чтобы получился текст.
1) Подул сильный ветер.
2) Хлынул проливной дождь.
3) Он нагнал темные тучи.
Задание: записать предложения по порядку, чтобы получился текст.
1) Подул сильный ветер.
2) Хлынул проливной дождь.
3) Он нагнал темные тучи.
Задание: записать предложения по порядку, чтобы получился текст.
1) Подул сильный ветер.
2) Хлынул проливной дождь.
3) Он нагнал темные тучи.
Задание: записать предложения по порядку, чтобы получился текст.
1) Подул сильный ветер.
2) Хлынул проливной дождь.
3) Он нагнал темные тучи.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку на тему «Предложение» (1 класс)
Тема: «Предложение»
Необходимо дать:
Речь состоит из частей – предложений.
Каждая часть обозначает мысль. Каждая мысль – предложение.
Термин «предложение». Этимология.
Схема предложения (начало/конец).
Признак обозначения: обозначает законченную мысль.
Признак обозначения: интонационное оформление.
Повествовательное предложение + термин, схема.
Вопросительное предложение + термин, схема.
Восклицательное предложение + термин, схема.
Языковой материал:
Текст.
–
–
–
–
Повествовательное предложение + термин, схема.
Вопросительное предложение + термин, схема.
Восклицательное предложение + термин, схема.
Повторение.
План урока.
Цель урока: обобщить знания детей о понятиях «предложение».
Задачи урока: 1) познакомить с понятием «предложение».
2) Учить составлять предложения по сюжетным картинкам.
3) Увеличивать(наращивать) предложение.
4) Знакомить детей со схемой оставления предложения, с его структурой.
5) Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки
Вы готовы? Всё в порядке.
— Садитесь. Повернитесь, улыбнитесь, а теперь внимание на меня.
Повторение.
Предложить 3 сюжетных картинки (море с набережной, детский санаторий, играющие дети в подвижные игры), вызвать 3-х детей к доске и каждому из них дать по одной картинке.
— Ребята, а давайте составим рассказ к каждой картинке.
— Что можно сказать о первой? (рассказ о море)
— А о второй? (описание изображенного санатория)
— О третьей? (рассказ о детях)
— Хорошо. У нас с вами получилось три разных рассказа, верно? (Да)
— А чем вы пользовались, когда составляли рассказы? (Устной речью)
— Правильно.
— А давайте теперь попробуем соединить получившиеся рассказы и составить один единый текст.
— Что у нас получилось? (Рассказ о детском санатории на берегу моря)
— Молодцы. Так скажите мне, чем же мы пользовались, когда составляли рассказы и общий текст? (Устной речью)
— А какой текст у нас получился? (Художественный)
— Почему это художественный текст? (Он описывается с помощью красивых слов)
— А какой стиль речи вы еще знаете? (Научный)
— Что вы можете о нем сказать? (В нем присутствуют строгие слова, конкретные факты, не передающие красоты, чувств и эмоций)
— А могли ли мы составить научный текст по этим картинкам? (Нет)
Изучение нового материала.
1)
— Ребята, мы с вами составили текст по картинкам. Сколько у нас картинок? (3)
— К каждой картинке мы составили часть текста.
— Так сколько у нас частей? (3)
— Почему? (Потому что 3 картинки, а каждая картинка это одна часть)
— Значит, речь, которую мы составили из частей, да? (Да)
2) – Ребята, составив текст, мы с вами высказали свою мысль.
— Давайте вспомним, о чем мы составили первую часть? (О море)
— А вторая? (О санатории)
— А третья? (О детях)
— Так сколько частей получилось в нашем тексте? (3)
— Правильно, речь состоит из частей, т.е. каждый из вас предложил нам свою мысль или часть.
3) — Мысль, которая предлагается и из которых состоит речь называется предложением.
— Так из чего состоит речь? (Из предложений)
— А сейчас мы немного поиграем. Я вам загадаю загадку, а вы должны будите ее отгадать. Готовы? (Да)
Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
(Белка)
— Кто же это? (Белка)
— Правильно. А теперь давайте составим несколько предложений о белке.
— Послушайте предложение, которое составила я.
«Белка живет в лесу».
— Все ли вам понятно? (Да)
— О ком это предложение? (О белке)
— А что она делает? (Живет в лесу)
— А теперь каждый составьте свое предложение. (Предложения детей)
— Умнички!
4) – Какой вид речи вы еще знаете? (Письменный)
— А можете ли вы писать? (Нет)
— На уроках письма вы научитесь писать.
— На уроках чтения мы научимся писать предложения с помощью схем.
— Мы научимся зашифровывать предложения с помощью схем.
Вывесить картинку с собакой.
— А теперь мы с вами поиграем в интересную игру.
— Т.к. мы с вами писать не умеем, мы будем шифровать нашу мысль в длинный прямоугольник.
— Что изображено на картине? (Собака играет с мячом)
— Это предложение мы сейчас зашифруем в прямоугольник, т.е. в схему.
— Давайте еще раз повторим наше предложение хором.
— Сначала мы молчали, а только потом стали произносить предложение. Это значит, что у предложения есть начало.
— Как вы думаете, в каком месте обозначается начало предложения на схеме? С какой стороны?
— Начало предложения мы будем обозначать на схеме вот таким заборчиком.
— Этот заборчик и есть начало предложения.
— Вы начали произносить предложение, а потом замолчали. Как вы думаете, как это называется?
— Это конец предложения.
— Чтобы наш квадратик никуда не убежал, ставится камышек в конце предложения. Этот камышек называется точка.
— Так что мы можем сказать о схеме предложения? (Имеет начало и конец)
На доске нарисовать несколько неправильных схем предложения и одну правильную.
— Какая из этих схем подходит к нашему предложению?
— Почему вы так думаете? (Потому что у нее есть начало и конец)
— Все согласны? (Да)
— А почему 1-я схема не подходит? (Нет конца)
— А 2-я? (Нет начала)
— А 3-я? (Нет начала и конца)
— Молодцы!
— Мы сейчас с вами зашифровали одно предложение.
— Давайте составим еще предложения.
Вывесить 3 картинки и по аналогии составить к ним предложения и схемы к предложениям, зарисовывая их на доске.
— Сколько схем у нас получилось? (3)
— А почему? (Потому что речь состоит из 3 предложений)
5) — Сейчас я скажу вам мысль.
«Я увидела»
— Вы все поняли, что я хотела вам сказать? (Нет)
— О ком я говорила? (О себе)
— А что я сделала? (Увидела)
— А что я увидела? (Неизвестно)
— А это потому что я не закончила свою мысль.
— А если я скажу: «Я увидела цветок»
— Все ли вам понятно в этом предложении? (Да)
— Это потому что я закончила свою мысль.
— Предложение – это законченное по смыслу высказывание, в котором понятно, о чем идет речь.
— Так что же такое предложение?
6) – Сейчас я прочитаю вам предложение, а вы составите к нему схему.
«Дети увидели белку».
По очереди вызывать несколько учеников.
— Правильно (имя ученика) нарисовал(а) схему? (Да)
— А как вы поняли, что схема правильная? (Начало/конец)
— Внимательно послушайте, как я сейчас произнесу это предложение.
«Дети увидели белку».
— Каким голосом я произнесли это предложение? (Спокойным, ровным)
— Что мы передаем с помощью предложения? (Информацию)
— Правильно, с его помощью мы рассказываем что-либо.
— Раньше вместо слова «рассказывать» употребляли слово «повествовать» и теперь, предложение, которое рассказывается, т.е. повествуется называется повествовательным предложением.
— Для того, чтобы нам с вами было понятно, что это повествовательное предложение, в конце предложения мы ставим специальный знак. Это знак препинания, который называется «точка».
— Давайте составим схему этого предложения.
— В конце мы поставим точку.
— А теперь послушайте, как я сейчас прочитаю это предложение.
«Дети увидели белку?»
— Что я сделала, прочитав это предложение? (Задала вопрос)
— Я одинаково произнесла эти предложения? (Нет)
— Они произносятся одним голосом? (Нет)
— Что сделала первым предложением? (Повествовала)
— А вторым? (Задала вопрос)
— Правильно. Итак, Предложение, в котором задается вопрос, называется вопросительным предложением. В конце такого предложения ставится знак препинания, который называется «вопросительный знак».
— Если мы покажем это предложение на схеме, то в конце этой схемы будет стоять вот такой знак «?».
— А сейчас я еще раз прочитаю это же предложение.
«Дети увидели белку!»
— Что я сделала с помощью этого предложения? (Обрадовалась)
— Это предложение похоже на предыдущие? (Нет)
— Почему? (В 1-м мы повествуем, а во 2-м задаем вопрос)
— Оно произносится одним и тем же голосом? (Нет)
— А каким голосом я его произнесла? (Радостным, веселым)
— Правильно! Предложение, которое мы произносим радостно, весело, которое мы восклицаем, называется «восклицательным предложением».
— Для предложения, которое восклицают, в конце ставится восклицательный знак. Он обозначается вот так «!».
— Схема такого предложения выглядит так:
Закрепление.
Нарисовать на доске 3 схемы.
— Что изображено на доске? (Схемы предложений)
— Чем они похожи? (Имеют начало)
— А чем отличаются? (Разные обозначения конца)
— Почему? (В конце разные знаки)
— Как называется знак в первом предложении? (Вопросительный)
-Почему? (Вопросительное предложение)
— А во втором какой знак? (Восклицательный)
— Почему? (Предложение восклицает)
— Ну а тритий? (Точка)
— Почему? (Предложение повествуется)
— А теперь я вам скажу предложение, а вы попробуете отгадать, к какому типу оно относится.
«Я пойду гулять.»
— Кто догадался, к какому типу оно относится?
— Какое это предложение? (Повествовательное)
— Какой знак ставится в конце такого предложения? (Точка)
— А почему? (Оно повествуется)
Рефлексия.
— Что мы узнали сегодня на уроке? (Предложение, схемы, виды)
— От чего зависит вид предложения? (От интонации)
— Какая интонация у повествовательного предложения? (Спокойная)
— А у восклицательного? (Радостная)
— А у вопросительного? (Вопросительная)
infourok.ru
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Предложение» (1 класс)
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
УМК «Планета знаний» (учебник «Букварь» автор Т.М.Андрианова) — урок по данной теме проводится на 2й неделе обучения в 1 классе.
Задачи урока: учить детей различать слово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения.
Деятельность учащихся: составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространённости; придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы; определять количество слов в предложении.
ЭтапСодержание
Примечание
Орг. момент
Повторение
Проблемная
ситуация
Введение в тему
Интересные факты
Работа с книгой
Физминутка
Игра на
закрепление
Домашнее
задание
(сл.1) Проверка готовности к уроку: учебник, РТ, ручка, карандаш, ластик, линейка, лотки.
О чём говорили на прошлом уроке? Какой бывает речь? Как отличить устную речь от письменной? От какого слова получила название устная речь?
Откройте тетрадь на стр.5. Читаем задание 1. Карандашом …+ объяснение.
Определите вид речи на картинках (сл.2)
Можно ли с помощью рисунка передать какое-либо сообщение?
А точную мысль? (рисую на доске мяч – какое сообщение я передаю вам этим рисунком?)
Столько разных версий… Какой вывод можно сделать?
Чтобы выразить конкретную мысль, нужно произнести предложение – это тема нашего урока. (сл.3)
Отгадайте загадку:
Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто же это?… (сл.4)
Это очень интересное животное. Ёж появился примерно 15 млн. лет назад на нашей планете. Вот несколько интересных фактов:
— у обычного ежа примерно 10 000 иголок
— раз в 3 года он полностью меняет иглы
— иглы у ежа растут примерно 1 год
— у ежа 36 зубов. А у людей?
— к старости зубы могут выпасть
— зимой ёж впадает в спячку, примерно на 128 дней
— у ежа есть хвост, но его не видно под иголками. Длина хвоста примерно 3 см.
— ежи плохо видят, но различают цвета
— на мышей ежи не охотятся – это выдумка, т.к. ёж не может её догнать
— часто в книжках ёжик несёт на спине яблоко или гриб. Но в жизни такого не бывает, т.к. ёж просто не может так свернуться
— ночью ежи громко топают
— существует 15 разновидностей ежей
Открываем учебник на стр.12.
Кто изображён на рисунке?
Что изображено на рисунке?
Опишите картинку.
Ёж увидел гриб – мы можем записать это предложение в виде пиктограммы (сл.5)
Каждый нарисованный предмет – это слово, но т.к. пиктограмму рисовать сложно, то будем пользоваться схемой.
Почему схема состоит из 3 чёрточек?
Почему у первой чёрточки есть уголок?
Какой знак стоит в конце схемы?
Точка показывает, что предложение закончилось.
Рассмотрите картинки и схемы к ним в следующем задании. Составьте предложение к 1-й картинке. Если я изменю схему этого предложения
(сл.6) какое предложение можно составить? (и т.д.)
Выполним следующее задание: №1 … (и т.д.)
— Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка
На четыре – ноги шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
А сейчас попробуем сыграть в одну игру. Слушайте внимательно («Спутник букваря» стр.11-12) Играем по рядам или по вариантам.
Рабочая тетрадь стр.5 упр.2 – записать предложения и ниже – схему.
— Да
— Ёж
— 32
— Ёж
— Гриб
— 3 слова
— …
— …
— …
infourok.ru
Предложение и слово (1 класс)
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Постановка учебной задачи.
обеспечение мотивации и принятия учащимися цели
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Из чего состоит наша речь?
– Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка»
– Наша речь состоит
из предложений.
Слушают учителя
Принимают учебную задачу
Фронтальный. Устные ответы
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний
и способов действий, связей
Фронтальная.
Словесный.
Беседа по иллюстрации, рассказ учителя
– Вспомните начало сказки.
– Сколько слов вы слышите
в этом предложении.
– Какое слово первое? второе? третье?
– Из чего состоит предложение?
– Посадил дед репку.
– Три.
– Посадил, дед репку.
– Предложение состоит из слов
Выражают эмоции при работе с иллюстрациями из сказки и составлении предложений. Проявляют интерес к устному народному
Коллективный, индивидуальный.
Устные ответы, рассказ
и отношений в объеме изучения
1. Предложение состоит из слов. Работа с сюжетным рисунком к сказке «Репка» (учебник, с. 7)
2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 7)
– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.
Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.
– Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди?
– Как можно узнать, что предложение закончено?
– Это начало предложения.
– В конце предложения ставится точка
творчеству русского народа
Физкультминутка для глаз
Коллективная.
Практический
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали
(поморгать глазами).
Посмотрите все в окно
(посмотреть влево-вправо),
Ах, как солнце высоко
(посмотреть вверх.).
Мы глаза сейчас закроем
(закрыть глаза ладошками),
В классе радугу построим,
Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
Фронтальный.
Правильное выполнение упражнений
Вверх по радуге пойдем
(посмотреть по дуге вверх, вправо и вверх – влево),
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз
(посмотреть вниз),
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Коллективная.
Словесный.
Работа с иллюстрациями и схемами предложений, рассказ учителя
– Соотнесите схемы с рисунками. Составьте предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему?
Вытянул репку!
В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.
Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения
С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.
– Выросла репка большая.
– Позвал дед бабку.
– Позвала бабка внучку.
– Позвала внучка Жучку.
– Позвала Жучка кошку.
– Позвала кошка мышку
Составляют простейшие предложения и моделируют их с помощью схем. Составляют предложения по заданным схемам. «Читают» предложения по схемам
Коллективный.
Составление предложений по схемам
III. Закрепление знаний и способов действий.
1. Пословицы о труде
Индивидуальная.
Словесный.
Рассказ пословиц
– Расскажите пословицы
о труде и трудолюбии, которые вы подготовили к уроку с родителями
Рассказываю пословицы о труде и трудолюбии (см. Приложение)
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в дополнительной литературе, интернет-ресурсах
Индивидуальный.
Рассказ пословиц
2. Работа с пословицей «Берись дружно, не будет трудно» (учебник, с. 6).
Фронтальная.
Проблемный.
Работа с пословицей
– Прочитайте текст под знаком (для читающих детей): «Берись дружно, не будет трудно».
– Подумайте, почему так говорят?
Читают текст дети, отвечают на вопрос учителя
Оформляют свои мысли в устной форме
Индивидуальный.
Дифференцированное задание (чтение)
3. Работа с рисунком. Инструменты
Фронтальная.
Практический.
Работа с рисунком
– Что изображено на рисунке?
– Как назвать одним словом предметы?
– Лопата, грабли, ножницы, пила (ножовка), молоток.
– Инструменты
Осуществляют синтез как составление целого из частей
Фронтальный.
Устные ответы
Физкультминутка
Коллективная. Практический
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту
Осуществляют профилактику утомления
Коллективный. Правильное выполнение упражнений
IV. Рефлексивно-оценочный
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Чем полезным занимались на уроке?
– Какие знания помогли нам?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы учителя
Осмысливают свою деятельность, осуществляют итоговый контроль
Фронтальный.
Устные ответы
– Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
– Кто везет, того и погоняют.
– Люди пахать, а мы руками махать.
– Охота пуще неволи.
– По труду и честь.
– Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
– Трудом праведным не наживешь палат каменных.
infourok.ru