Прилагательное как – Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Имя прилагательное как часть речи

Содержание

Имя прилагательное как часть речи — Русский язык

Оглавление

Имена прилагательные — слова, имеющие общее значение признака предмета, отвечающие на вопросы какой? чей?, например: ясный солнечный день, жаркая летняя погода, громкое птичье пение, веселые детские голоса. Употребляясь при именах существительных, прилагательные согласуются с ними, т. е. ставятся в тех же формах рода, числа и падежа, что и существительное, к которому прилагательное относится, например: В старом фруктовом саду нехотя, слабым голосом пела иволга. Прошлогодняя листва печально шумела под ногами. Уж за рекой, дымясь, пылал огонь рыбачий.

По значению и некоторым особенностям изменения прилагательные делятся на 3 группы: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, например: Талантливый поэт; Этот поэт талантливее других; Он был талантливейшим поэтом своего времени.

Большинство качественных прилагательных имеют полную и краткую формы, например: Сюжет интересный. — Сюжет интересен.

Кроме того, качественные прилагательные обладают формами степеней сравнения: сравнительной и превосходной.

Сравнительная степень качественных прилагательных

Сравнительная степень указывает на бо́льшую степень проявления признака в данном предмете по сравнению с другими, например: Эльбрус выше Казбека.

Она может быть простой (например: интересный — интереснее, низкий — ниже, тонкий — тоньше) и составной (например: интересный — более интересный, низкий — более низкий, тонкий — более тонкий). Некоторые прилагательные имеют только форму составной сравнительной степени, например: более жестокий.

Превосходная степень качественных прилагательных

Превосходная степень указывает на то, что из всех предметов в данном признак проявляется в наибольшей степени, например: Эльбрус — высочайшая из гор Кавказа.

Как и сравнительная, превосходная степень может быть простой (например: сильный — сильнейший, высокий — высочайший) и составной (например: сильный — самый сильный, высокий — самый высокий). Некоторые прилагательные имеют только форму составной превосходной степени (например: самый молодой, моложе всех).

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные обозначают признак постоянный, не изменяющийся по степени своего проявления, признак, указывающий на материал, из которого сделан предмет, на отношение к месту, времени, назначению и т. д., например: деревянный забор, городская площадь, зимняя олимпиада, торговый флот.

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные обозначают признак, обозначающий принадлежность предмета (чей он? кому принадлежит?), например: дедушкины очки, помещичья усадьба.

Примечание

Относительные и притяжательные прилагательные могут приобретать качественное значение, например: железный гвоздь — железное (крепкое) здоровье, волчья стая — волчий (сильный) аппетит.

В предложении прилагательное чаще всего бывает определением или входит в именную часть составного сказуемого. Краткие прилагательные бывают только сказуемыми.

Примечание

В поэтических произведениях в качестве определений усеченные формы полных прилагательных, например: Князь у синя моря ходит; Он пел разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль.

 

Загрузка…
Поделиться с друзьями

Навигация по записям

iamlobster.ru

Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Имя прилагательное как часть речи

Название, характеристика

Сравнительная

превосходная

показывает, что в том или ином предмете признак появляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому — либо признаку.

Образование степеней сравнения

простая

составная (сложная)

простая

составная (сложная)

Образуется: основа начальной формы прилагательного + суффиксы: -ее- (-ей), -е—ше) 

Например: 

красивый – красивее, умный – умнее, холодный – холоднее;
большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;
старый – старше, молодой – младше.


Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.

Например: 

Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

Образуется: начальная форма прилагательного + более, менее

Например: более (менее) глубокий,  более (менее) жёсткий, более (менее) сладкий, 

Образуется : основа прилагательного + суффиксы -ейш-, -айш-
Например: 

глубочайший, редчайший, ближайший, умнейший
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.
Например:

Хороший – лучший,

плохой – худший.

Для усиления проявления признака может использоваться  приставка наи-

Например: наилегчайший, наистрожайший

Образуется:  

1) Начальная форма  прилагательного + частицы самый, наиболее и наименее.
Например: 

Маленький – самый маленький, наиболее маленький, наименее маленький,

умный – самый умный, наиболее умный, наименее умный.

2) сравнительная степень прилагательного + всех, всего

Например:

Светлее всех, глубже всего

Как изменяются

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний.

Второе слово (прилагательное в полной форме) изменяется по родам, числам и падежам.

изменяется по родам, числам и падежам

изменяется по родам, числам и падежам

Синтаксическая роль

В предложении они бывают сказуемым.

В предложении бывают сказуемым или определением

Например:

1) В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

2) Домой мы возвращались по более широкой дороге.

Чаще всего в предложении бывают определениями

Чаще всего в предложении бывают определениями

nsportal.ru

Имя прилагательное как часть речи

В данной статье мы рассмотрим, что из себя представляет прилагательное, обозначим его основные свойства, разберем общие правила и сложности написания.

Значение имени прилагательного

Согласно определению русского языка, прилагательное – это одна из частей речи, обозначающая свойство, признак или качество слов, как правило предметов или существ. Первой формой считается слово в единственном числе, именительном падеже, стоящее в форме мужского рода (черный, болезненный, синий, весёлый, существующий).

В предложении, как правило, оно выполняет функцию определения, но также может занимать место сказуемого, либо входить в состав именного сказуемого.

Вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, следующие: какой, какое, каков, какая, чей, чьё, чья, — а также другие формы тех же вопросов.

Образование прилагательных

Есть несколько основных способов образования.

  • При помощи суффиксов: в данном случае они могут быть образованы от существительных (барьерный, ультимативный, пушистый, талантливый), от глаголов (летательный, доверчивый, молчаливый) или от других прилагательных (слабенький, красноватый, старенький, моложавый, родненький).
  • При помощи приставок от других прилагательных с приставками отрицательного значения (асимметричный, антикоррупционный, безумный, алогичный), с приставками более высокого признака (ультрамодный, архиважный, превосходный), с приставками с внепространственным или временным значением (вневременной, внутригалактический, досрочный, послевоенный).
  • При помощи одновременного использования приставки и суффикса они могут быть образованы от существительного (заокеанский, безнравственный, безнадежный, безмерный, бесконечный) или от глагола (непрерывный, беспрерывный, бездумный).
  • При помощи сложения нескольких слов. С помощью соединительной гласной (платёжеспособный, электронно-вычислительный) или без соединительной гласной (многополярный, высоколиквидный, высокоморальный).

Переход в другие части речи

Как правило, в разряд прилагательных могут перетекать причастия, однако иногда в их роли могут выступить и местоимения (например, в фразе «ученый из него никакой»).

Некоторые слова со временем субстантивируются, то есть становятся существительными (военный, русский, существительное).

Разряды имён прилагательных

Принадлежность слова этой части речи к какому-либо разряду зависит от грамматических признаков слова и его лексического значения. Всего существует три разряда, по которым делятся все прилагательные.

Качественные прилагательные

Основная особенность прилагательных качественного разряда состоит в том, что они отражают конкретные качества предметов, такие как величину, цвет, возраст, вес (красивый, милый, черный, легкий, старый). Также они имеют степени сравнения.

Относительные прилагательные

То, как один предмет относится к другому, отражают относительные прилагательные. Например, по признакам материала, местности, времени. Примерами являются металлический, еженедельный, своевременный, итальянский, игровой.

Притяжательные прилагательные

Принадлежность человеку или животному отражают притяжательные прилагательные и отвечают на вопросы чья? чей? чьё?. Примерами являются папин, Васин, лисий, заячий, соседский, бухгалтерский.

Род имён прилагательных

Род определяется словом, признаком которого оно является. Только прилагательные в единственном числе изменяются по родам и меняют окончание слова.

  • Прилагательным, стоящие в форме мужского рода, задается вопрос какой? и они будут оканчиваться на -ой, -ый, -ий (красный, чужой, крайний).
  • Прилагательным, стоящие в форме женского рода, задается вопрос какая? и они будут оканчиваться на -ая, -яя (синяя, веселая).
  • Прилагательным, стоящие в форме среднего рода, задается вопрос какое? и они будут оканчиваться на -ое, -ее (черное, среднее).

Число имён прилагательных

Число определяется словом, которое оно определяет. Оно может использоваться как в единственном, так и в множественном числе (школьная – школьные, ажиотажный — ажиотажные).

Падежи имён прилагательных

Склонение по падежам возможно как в форме единственного, так и в множественного числа. Падеж прилагательного идентичен падежу существительного, к которому оно употреблено.

В зависимости от падежа меняется окончание. Примеры изменения прилагательных па падежам в зависимости от рода отражены в таблице:

Именительный(какой?) сладкий грейпфрут(какая?) сладкая булочка(какое?) сладкое молоко
Родительный(какого?) сладкого грейпфрута(какой?) сладкой булочке(какого?) сладкого молока
Дательный(какому?) сладкому грейпфруту(какой?) сладкой булочке(какому?) сладкому молоку
Винительный(какой?) сладкий грейпфрут(какую?) сладкую булочку(какое?) сладкое молоко
Творительный(каким?) сладким грейпфрутом(какой?) сладкой булочкой(каким?) сладким молоком
Предложный(о каком?) о сладком грейпфруте(о какой?) о сладкой булочке(о какой?) о сладком молоке

Склонение имён прилагательных

Имя прилагательное может склоняться по падежам, а также изменяться по родам и числам. Однако краткие формы не склоняются. Также есть некоторые исключения (брутто, мини, коми, макси).

Форма, род, число и падеж, определяется с помощью слова, к которому употреблено прилагательное. Существуют несклоняемые слова, которые, как правило, находятся после определяемого существительного (юбка хаки, масса нетто).

В зависимости от основы различают 3 типа склонения:

  • с твердой основой;
  • с мягкой основой;
  • со смешенной основой.

Степени сравнения имён прилагательных

Исключительно качественные прилагательные могут менять степень сравнения. Всего существует две формы:

  • Сравнительная — образуется с использованием суффиксов -ее(-ей), -е или слов: более, менее (сильнее, веселее, лучше, более высокий, менее странный).
  • Сложная – образуется с использованием суффиксов –айш, –ейш или слов самый, всего или всех, наиболее, наименее (сильнейший, прекраснейший, самый честный, наиболее долговечный, всех милее).

Правописание -н- и -нн- в прилагательных

Одной из самых распространённых ошибок в написании является неправильное написание суффикса с -н- или -нн-.

-НН-

В следующих ситуациях необходимо употреблять -нн-:

  • В тех случаях, когда основа заканчивается на -н или -мя (имя – именной, весна – весенний, конь — конный).
  • В тех случаях, когда для образования слова используются суффиксы -онн, -енн (здоровенный, традиционный, широченный, ограненный). Слово «ветряный» пишется с одной н, так как оно образовано от устаревшей формы «ветритъ», однако формы слова с приставками пишутся с удвоенной н (безветренный).
  • В словах, образованных от приставочного глагола (подержанные ботинки, ускоренный просмотр, скошенная трава). Слова «названый», «смышленый» и «посаженый» являются исключениями из этого правила.
  • В сложных составных прилагательных, образованных от приставочного глагола (свежезамороженный, гладкоокрашенный, свежесобранный).
  • Отглагольные прилагательные, заканчивающиеся на -ёванный, -ованный (маринованный, ответственный, образованный, обетованный).

-Н-

В следующих случаях требуется употреблять -н-:

  • В словах, с суффиксами -ян-, -ан-, -ин-, -ын- (земляной, серебряный, ледяной, лошадиный). Исключением из данного плавила являются слова «деревянный», «оловянный», «стеклянный».
  • В прилагательных, которые образованы от глаголов в несовершенной форме или глаголов без суффиксов -ева-, -ова- (серебреный, езженая, чеканный жареный, тисненая, стираное). Исключениями являются: невиданный, негаданный, недреманное, нежданный, неслыханный, нечаянный, деланный, желанный, медленный, священный; жеманный, чванный, окаянный, отчаянный.
  • В словах, которые образованы от глаголов с помощью приставки не- (неписаный, негашеная, ненасытный).

Правописание НЕ в прилагательных

Еще одной сложностью при написании является отличие приставки и частицы «не». В некоторых случаях «не» необходимо писать слитно, а в других раздельно.

Слитно

Слитно «не» с прилагательными пишется в следующих ситуациях:

  • В словах, которые не употребляются без «не» (невзрачный, ненастный, нелепый).
  • О словами, которые имеют аналогичные по смыслу синонимы без «не» (неплохой – хороший, небольшие – маленькие, непостоянный – изменчивый, невеселый — грустный).

Раздельно

Раздельно «не» с прилагательными пишется в следующих ситуациях:

  • Если в предложении есть или подразумевается противопоставление (Земля не плоская, а круглая). Но если противопоставление используется не как прямая противоположность, а оба признака могут одновременно существовать, то правильно писать «не» слитно (Эта река неглубокая, но длинная).
  • Относительные прилагательные всегда пишутся раздельно, так как они не способны образовывать слова с частицей «не» (не московская, неметаллический). Однако если относительное прилагательное способно перейти в качественное, то частица «не» пишется согласно общим правилам.
  • Качественные прилагательные со значением цвета (не красный, не синий).
  • Если отрицание в предложении логически подчеркнуто. Как правило, в предложениях, содержащих вопрос, такое прилагательное ставится в начале (Не верный вариант ли это?).
  • При наличие пояснительных слов, усиливающих отрицание: при наличии наречий или местоимений с частичкой «ни» (никому не нужный стол), при наличии частиц отнють, вовсе (вовсе не далекий поселок).
  • Частичка «не» пишется раздельно с краткими прилагательными, в том случае, если полная форма писалась бы раздельно (Наш сосед не богат – Наш сосед не богатый (бедный)).
  • С краткими прилагательными, которые не могут быть употреблены в полной форме, «не» пишется раздельно (не готов говорить, не рад увольнению).
  • С формами прилагательных в сравнительной степени, оканчивающихся не -е (не лучше, не выше).

Морфологический разбор имени прилагательного

План, по которому поводят морфологический разбор, выглядит следующим образом:

  1. Определить, принадлежность к части речи и какое значение имеет слово в данном случае.
  2. Обозначить основные морфологически признаки:
    1. Начальную форму.
    2. Разряд слова.
    3. Падеж, род и число. У качественных обозначить краткую и полную форму, указать степень сравнения.
  3. Понять каким членом предложения прилагательное является.

Пример разбора:

Мы не всегда любим людей за то, что они хорошие. (Хью Лори)

  1. Хорошие – прилагательное, обозначает признак. Вопрос, на который отвечает слово — какие.
  2. Морфологические свойства:
    1. Первая форма– хороший.
    2. Разряд — качественное.
    3. Именительный падеж (какие?), множественное число, полная форма (в краткой форме – хорош).
  3. В предложении играет роль определения: они (какие?) хорошие.

logoprav.ru

«Имя прилагательное как часть речи». 4-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к самообразования, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
  • Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.
  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтиг-листы.

Ход урока

I. Организационный момент

(Слайд 2)

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?

— Чем мы будем заниматься на уроке?

(Слайд 3)

— Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице.

(Приложение 1)

II. Определение темы и сообщение целей урока

1. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 4)

Класс делится на 3 группы

Отгадайте загадки.

1 группа:

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц.)

2 группа:

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

3 группа:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,

Пушистый хвост — краса.
Кто ж это?… (Лиса.)

(Слайд 5, 6, 7)

— Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы) Проверка.

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

2. Игра “Кто больше?” (Слайд 8)

— Обменяйтесь тетрадями;

— Проверьте написанное;

— Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Выставление баллов

(Слайд 9)

Вывод: — С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”

Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи.

III. Работа над темой урока

1. Определение роли имени прилагательного в тексте (Слайд 10)

Работа в парах по карточке №1 — Что такое имя прилагательное?

Карточка №1 (Приложение 2)

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.

(Слайд 11)

Заполните карточки.

1. Текст №2 отличается от текста №1

словами

_________________________________________________________

2. Эти слова делают текст_________________________________

_________________________________________________________

Они отвечают на вопросы__________________________________

4. Они связаны со словами___________________________________

_________________________________________________________

5. и обозначают их________________________________________

Проверка (Слайд 12)

Вывод (Слайд 13)

— Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное — часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета.)

Выставление баллов —  мак. 5 баллов.

2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 14)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ.

— Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

Проверка

ОВОЩНОЙ,

КНИЖНЫЙ,

ОБУВНОЙ,

ХЛЕБНЫЙ,

МЕБЕЛЬНЫЙ,

СПОРТИВНЫЙ

(Слайд 15)

— Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

— Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов — макс. 5 баллов

3. Лексическая работа

Упражнение “Антонимы”. (Слайд 16)

— Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)

— Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

КРИВОЙ,

ДЛИННЫЙ,

ГОРЯЧИЙ,

СЫТЫЙ,

ГРУСТНЫЙ

Учащиеся записывают слова с противоположным значением:

ПРЯМОЙ,

КОРОТКИЙ,

ХОЛОДНЫЙ,

ГОЛОДНЫЙ,

ВЕСЕЛЫЙ

Проверка на слайде

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Физкультминутка

Определение синтаксической роли прилагательных.

1. Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 18)

— Прочитайте текст.

— О каком времени года говорится в этом тексте?

— С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

— Найти и подчеркнуть словосочетания прилагательного и существительного.

Карточка №2 (Приложение 2)

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет — неяркий и неподвижный — был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше…

(По К. Паустовскому.)

— Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении.

— Выписать и разобрать 1 предложение.

— Один ученик работает у доски.

Вывод: Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным членом)

Выставление баллов — 1 зад. 5 даллов

2. Словарно-орфографическая работа

Учащиеся выполняют по выбору разноуровневые задания.

Упражнение “Лишнее слово”. (Слайд 19)

— На доске записаны 3 группы слов. Надо найти “лишнее” слово.

— Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть вставленные буквы. Обвести “лишнее” слово.

Г…СТИНИЦА,

В…ЛНЕНИЕ,

ЗАГР…ЗНЕНИЕ,

БЕЗГР…НИЧНЫЙ

(“Безграничный” — это прилагательное, остальные слова — существительные.)

А…УРАТНЫЙ,

ВЕСЕ…ИЙ,

СУ…ОТНИЙ,

СО…НОВЫЙ.

(“Сосновый” — в этом слове пишется одна буква, в остальных словах — удвоенная согласная.)

3)

НЕЛО.. .КИЙ,

ЛЕ.. .КИЙ,

КРЕ…КИЙ,

ОБРА.. .ЦОВЫЙ.

(“Крепкий” — здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах — парная звонкая.)

Проверка

Выставление баллов –

  • 1 задание — 3 балла
  • 2 задание — 4 балла
  • 3 задание — 5 баллов

Закрепление

Контрольный тест Слайд 20, 21)

1. Что такое имя прилагательное?

а) Слово.

б) Часть речи.

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы…

а) какой? какая? какое? Какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

б) Глагол

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) С глаголом.

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

а) главным

б) второстепенным

6. Укажите имена прилагательные

1) замечаешь

2) оранжевый

3) насекомое

4) рукоятка

5) великий

6) сказуемое

7) любимый

8) смолистый

9) больше

(Слайд 22)

Проверка на доске:

1) 6

2) а

3) в

4) 6

5) 6

6) 2, 5, 7, 8

Выставление баллов — мак. 6 баллов

VI .Итог урока (Слайд 23)

— Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ? Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?

— Подсчет баллов. Выставление оценок.

— Рефлексия на рейтинг – листе. (Слайд 24)

1. Не понял.

2. Понял все.

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)

Карточка №3 (Приложение 2)

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

___________________

___________________

urok.1sept.ru

Что такое прилагательное? Прилагательное как часть речи

Наверняка все школьники знают, что такое прилагательное. А вот многие взрослые, скорее всего, затруднятся ответить на такой вопрос. С течением времени даже элементарные вещи забываются. В каких классах школы подробно изучается прилагательное? 4 класс, 5-й, 6-й… Как это было давно! Предлагаем вернуться в далекие годы и освежить память.

Самостоятельная часть речи

Имя прилагательное в русском языке отвечает на вопросы «какая», «какие», «какой», «какое», «чья», «чей», «чьи», «чье» и обозначает признак предмета. Изменяется оно по числам, родам, падежам, может иметь краткую форму. Чаще всего в предложениях оно выступает определением, но может быть и в роли сказуемого.

что такое прилагательное

Разряды

Прилагательное как часть речи имеет только один неизменный морфологический признак – это разряд. Выделяют качественные, притяжательные, относительные языковые единицы. Расскажем о каждом разряде подробнее.

Качественные прилагательные

Слова такого разряда отвечают на вопросы «какая», «какие», «какой», «какое» и обозначают тот признак, который можно иметь в меньшей или большей степени. Качественные прилагательные, как правило, хорошо сочетаются с наречиями «слишком», «очень» и их синонимами, например, слишком красивый, очень большой, чрезвычайно умный.

Из таких слов путем повтора можно образовать сложное прилагательное, к примеру, большой-большой, вкусный-вкусный. Также можно присоединить к слову приставку не- и получить в результате однокоренное прилагательное, например, некрасивый, неглупый. Обычно качественные структурные языковые единицы имеют антонимы (высокий – низкий), а в некоторых случаях еще и гиперонимы (большой – огромный). Следует отметить, что не все слова отвечают перечисленным характеристикам, есть и такие, которые не удовлетворяют данным признакам.

Формы слов

Особенность качественных прилагательных состоит в том, что многие из них имеют полную и краткую формы, к примеру, умный – умен, вкусный – вкусен. При этом краткая форма вообще не склоняется, а полная склоняется по падежам, родам, числам. Зачастую в предложениях краткие прилагательные служат сказуемым, а полные – определением. Некоторые слова вовсе не имеют краткой формы, например, разлюбезный, дружеский, в то время как другие не имеют полной, к примеру, горазд, надобен, должен, рад.

Степени сравнения

Рассказ о том, что такое прилагательное, не будет полным, если не затронуть такую характеристику этой части речи, как степень сравнения. Признак присущ только качественным языковым единицам. Выделяют три степени сравнения:

1) положительную, обозначающую, что предмет или группа предметов обладают каким-то признаком, например, красивый цветок;

2) сравнительную, обозначающую, что тот или иной признак у одного предмета или группы предметов выражен существеннее, нежели у другого (других), к примеру, волк больше, чем заяц, или у того же предмета (тех же предметов), но уже в иное время, например, в дальнейшем буду умнее;

3) превосходную, обозначающую, что предмет или набор предметов обладают каким-то признаком в большей степени, нежели все другие предметы из этой же группы, к примеру, лучший врач в больнице, сильнейший игрок в команде.

Образовать прилагательное в сравнительной степени можно путем использования дополнительных слов, например: самый красивый, более высокий. В этом случае часть речи приобретает составную, или, как еще говорят, аналитическую форму. Когда степень сравнения выражена только одним словом, форму называют простой, или же синтетической. Следует заострить внимание на том, что сравнительную и превосходную степени могут иметь не все прилагательные. Словам, по разряду не являющимся качественными, такие характеристики не присущи.

Относительные прилагательные

Это языковые единицы, отвечающие на вопросы «чья», «чье» «чьи», «чей» и обозначающие признак, который в меньшей или большей степени иметь нельзя. Они выражают отношение предмета к иному предмету (дверной звонок), к свойству (стиральный порошок), к материалу (стеклянная ваза), к месту (московский двор), к времени (октябрьский день), к единице измерения (трехэтажный дом, семилетний ребенок, килограммовый пакет) и так далее. Такие прилагательные не сочетаются с наречиями «слишком», «очень» и их синонимами, не имеют краткой формы, степеней сравнения. У них также нет антонимов.

Притяжательные прилагательные

Данные слова отвечают на вопросы «чья», «чье» «чьи», «чей», и обозначают принадлежность определенного предмета к лицу или живому существу, например, сестрин, отцовский, лисий. Эти языковые единицы так же, как и в предыдущем случае, не имеют степеней сравнения, антонимов, краткой формы, не сочетаются с наречиями «слишком», «очень» и их синонимами.

Границы разрядов

Повествуя о том, что такое прилагательное, стоит отметить одну особенность. Дело в том, что лексико-грамматические границы слов этой части речи очень подвижны, поэтому порой сложно верно определить разряд. Так, притяжательные, относительные прилагательные запросто могут принимать качественное значение. К примеру, в словосочетании «собачья лапа» слово «собачья» будет притяжательным прилагательным, в словосочетании «собачья стая» — относительным, а в словосочетании «собачья жизнь» — качественным.

Типы склонения

Слова, относящиеся к рассматриваемой нами части речи, могут склоняться по падежам, числам, а в единственном числе еще и по родам. Это не относится к прилагательным в сравнительной степени и кратким прилагательным, которые не склоняются. Есть еще определенное количество несклоняемых слов, к примеру, пиджаки беж.

Падеж, число, род прилагательных зависят от этих же характеристик существительных, с которыми они согласуются. В зависимости от основы, различают три варианта склонения:

Словообразование

Прилагательное как часть речи может образовываться разными способами:

  • приставочным: радостный – нерадостный;
  • суффиксальным: болото – болотный;
  • приставочно-суффиксальным: земля – подземный;
  • словосложением двух основ: три цвета – трехцветный, бледный и розовый – бледно-розовый;
  • сложносуффиксальным: лен + семя + очистка – льносемяочистительный.

Морфологический разбор

В школе на уроках русского языка учителя довольно часто дают детям задание сделать морфологический разбор слова, относящегося к той или иной части речи. Как же сделать разбор прилагательного? Для этого нужно определить следующие характеристики языковой единицы:

  1. Грамматическое значение.
  2. Начальную форму, то есть форму мужского рода, именительного падежа, единственного числа. К примеру, у прилагательного «нехорошего» начальной формой будет слово «хороший».
  3. Постоянные признаки. Как вы помните, такой признак только один – разряд. Прилагательное «нехорошего» является качественным.
  4. Непостоянные признаки: форму (краткая/полная), степень сравнения (сравнительная/положительная/превосходная), род, падеж, число. Первые два признака (форма и степень сравнения) характерны только для качественных прилагательных. Например, разбор нашего слова «нехорошего» будет выглядеть так: употреблено в полной форме, положительной степени сравнения, родительном падеже, мужском роде, единственном числе.
  5. Синтаксическую роль: сказуемое или определение. В нашем случае прилагательное «нехорошего» является определением.

Переход в иные части речи

В разряд прилагательных зачастую переходят причастия и местоимения. К примеру, музыкант из него никакой. В свою очередь, прилагательные способны субстантивироваться в разряд существительных, например, военный, русский.

Особенности данной части речи в других языках

Надеемся, благодаря статье вам удалось вспомнить, что такое прилагательное. Стоит сказать, что не все характеристики, присущие этой части речи в русском языке, будут иметь место в иных лингвистических системах. Например, прилагательные в английском языке по числам и падежам не изменяются, во французском – по падежам также не склоняются, зато изменяются по числам. В японском языке прилагательные вообще неизменяемы, они имеют времена и определяют вежливость речи. В португальском и испанском языках многие прилагательные имеют и для мужского, и для женского рода общую форму, в то время как другие изменяются по родам и числам. Вот так все непросто с этой частью речи!

Теперь вы сможете рассказать все о прилагательном. Конечно, мы рассмотрели не все характеристики данной части речи, а затронули только основные признаки. Но для общего развития этого вполне достаточно.

fb.ru

Значение слова ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЙ. Что такое ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЙ?

  • ПРИЛАГА́ТЕЛЬНЫЙ, —ая, —ое; в знач. сущ. прилага́тельное, —ого, ср. То же, что имя прилагательное . Относительные прилагательные. Качественные прилагательные.

    Имя прилагательное ( грамм.) — часть речи, обозначающая признак (качество, свойство или принадлежность) предмета и изменяющаяся по падежам, числам и родам.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гранильный (прилагательное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск