Пример сложного предложения с разными видами связи: Сложные предложения с разными видами связи

Содержание

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. 2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что. В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся: 1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). (И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.) Схема этого предложения: Схема связи сложного предложения 2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). (Но – сочинительный союз.) Схема этого предложения: Схема связи сложного предложения 3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов). (Когда – подчинительный союз.) Схема этого предложения: Схема связи сложного предложения 4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. (И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.) Схема этого предложения: Схема связи сложного предложения В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь. (Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.) Схема этого предложения: Схема с подчинительными и сочининтельными союзами

Сложные предложения с различными видами связи

Открытый урок в 9 классе

Тема: Сложные предложения с различными видами связи.

Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся через употребление в речи предложений сложной конструкции

Задачи: познакомить учащихся с предложениями сложной конструкции; формировать навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции; воспитывать отношение к синтаксису и пунктуации как к искусству, как к творческому труду

Оборудование: доска, 2 ноутбука, проектор, экран, раздаточный материал, презентация, интернет, рабочие листы.

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, вступительное слово учителя, заполнение бланков)

— Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, однако это не помешает нам продолжить подготовку к экзаменам. Учебники нам не нужны, так как мы воспользуемся ресурсами сетевой школы, а именно курсом по подготовке к ГИА. Работать будем в бланках. Начнём заполнение: запишите дату, ФИО :

Ф.И.______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Тема урока:_____________________________________________________________

15.1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к проверочному тесту:

Пример предложения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема предложения:

«Шкала успеха»: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(поставь себе оценку за урок, обведи нужную цифру)

2. Работа по развитию речи.

а) Загадка ( — В качестве разминки я предлагаю вам отгадать загадку. Ответ обосновать):

— Лежит брус во всю Русь, и не гниёт, и не тропнет.

(язык)

б) Высказывания о языке :

— Это, действительно, язык. Изучая новую тему, мы будем говорить именно о нём, о его возможностях и достоинствах. В ГИА языку посвящено задание под номером 15.1, т.е. сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Именно с него мы и начнём. Получить более подробную информацию по написанию сочинения на лингвистическую тему вы можете, открыв модуль7 тема8.

Тем к размышлению предлагается достаточно много, я выбрала всего7. Прочитаем высказывания (дети читают по одному высказыванию; высказывания распечатаны для каждого ученика).

Высказывания о языке:

1. Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. (И. А. Гончаров)

2. Человек через слово всемогущ: язык – всем знаниям и всей природе ключ. (Г.Р. Державин)

3. Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя.(Георг фон Габеленц)

4. Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.С. Лихачёв)

5. Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно. (Л.Н. Толстой)

6. С языком, с человеческим словом шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, союзное звено между телом и духом. (В. Даль)

7. Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение, а синтаксис, грамматика и знаки препинания охотно ей повинуются. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

в) Притча (- Из всех высказываний мы выберем одно, а какое – решать вам. Для этого послушайте притчу):

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему, то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».

г) – Итак, какое высказывание наиболее точно раскрывает смысл этой восточной притчи?

д) Письменная работа: напишите, как вы понимаете смысл данного высказывания. (Учащиеся пишут в бланках, затем читают)

е) Игровая ситуация:

— Значит, язык – это, в первую очередь, слова, предназначенные для выражения своих мыслей, но правильно выбранные из всего океана слов в соответствии с целью высказывания. Не зря в народе говорят: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Докажем это.

Представьте такую ситуацию: ваш младший брат постоянно с вами спорит, вам это не нравится, вы хотите с ним поговорить. Определите цель. (Показать, что вы старше, поэтому умнее). Что вы скажите ему? Условие: предложение должно быть одно. (Выслушать несколько примеров, обсудить, какое высказывание более удачное и почему)

ж) Аргументы (запись на доске):

Я старше тебя, поэтому не смей спорить со мной. – Конечно, ты можешь иметь своё мнение, но спорить со старшими не очень красиво.

  1. Предложение №1: употребление повелительного наклонения говорит о превосходстве старшего; данная синтаксическая конструкция с придаточным причины — только настраивает младшего брата против старшего.

  2. Предложение№2: вводное слово — подтверждает уважительное отношение старшего к младшему, ССП с противительным союзом уравнивает их права.

з) Устно сделать вывод к сочинению.

3. Изучение нового материала.

а) Слово учителя: — Сейчас мы выяснили, что удачно выбранные синтаксические конструкции способствуют выражению мысли. Поэтому нам необходимо владеть навыками конструирования предложений, особенно сложных. Это не так уж просто, особенно сейчас, когда так распространены СМС, поражающие своей краткостью и спец. лексикой. Не случайно о сложных предложениях Льва Николаевича Толстого Антон Чехов писал следующее: «Это искусство, и оно даётся после труда. Эти периоды производят впечатление «силы»». Сравните:

— Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет – всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра.

— Здесь рай!

ФИЗМИНУТКА: представили солнечную лесную поляну, цветы, птицы поют. Расслабились, руки опустили, встряхнули, выпрямились, лопатки свели. Сели ровно, продолжаем работать.

б) Индивидуальная работа по списку (3-4 человека выполняют задание дистанционно или по карточкам).

в) Схема – это тоже язык, язык графический. Схема может многое рассказать. Что вы можете рассказать об этом предложении? К какому виду предложений оно относится, дайте ему название.

г) Работа с КИМом: в каком задании мы встречаемся с такими предложениями? Прочитайте это задание.( Это задание №14) Дайте название этим предложениям.

д) Презентация « Сложные предложения с различными видами связи». Сетевой курс предлагает нам материал по данной теме. Запись темы в бланки. Давайте посмотрим.
е) Чтение алгоритма по работе с 14 заданием (алгоритм распечатан и лежит на партах):

Алгоритм по выполнению задания 14

  1. Найдите предложение, в котором более ДВУХ грамматических основ.

  2. Установите тип связи между простыми предложениями в составе сложного:

  1. сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;

б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;

в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу.

3) Запишите номер найденного предложения и перенесите его в бланк ответов № 1.

—————————————————————————————————

4. Закрепление:

а) выполнение теста с последующей взаимопроверкой (тест – у каждого ученика)

Тренировочный тест

Задание 1. Из предложений 7–15 найдите сложное предложение с разными видами связи: сложносочиненной и сложноподчиненной. Напишите номер этого предложения.

(7)Жалко, конечно, парня, но у всех учителей, кто вёл уроки в этом классе, появилась надежда на более спокойную жизнь. (8)Можно сказать, что летние каникулы для них как бы уже начались. (9)Рано обрадовались. (10)Васькина мать выдержала его дома всего три дня, а потом на костылях привела в школу.

     – (11)Учиться ему, – говорит, – очень хочется, да ему и двойки нужно исправлять, конец года скоро.

     (12)Действительно, не летом же его потом учить.(13)Василий был героем дня. (14)На уроках сидел гордый и торжественный, иногда начинал тихо постанывать, глядя на свою выставленную в проход загипсованную ногу. (15)И тогда все снова вспоминали о нём и жалели.

Задание 2. Среди предложений 17—20 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(17)По стенкам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза…

(18)Смыкаясь головами, мы тихо смотрели в глубь родника, а Васька, который всё любил потрогать, протянул руку и коснулся дна. (19)Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось. (20)И мы пошли к станции.

Задание 3. Среди предложений 8—11 найдите сложное предложение с различными вицами связи союзной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.

(8)Как он пробудился и занял своё место в лесу? (9)Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..

(10)Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь! (11)Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.

Задание 4. Среди предложений 3—9 найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого (этих) предложения(-ий).

(3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый.

Задание 5. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение, части которого, соединяются бессоюзной, союзной сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1) Завеса Тьмы с каждым днем расширяется, она доползла почти до Сероструя, а затемненные земли скрыты от меня, я не в силах предугадать твой будущий путь и не знаю, как ты доберешься до Мордора. (2) Множество тайных и открытых врагов будут встречаться тебе на пути, но помни — даже во владениях Саурона Хранитель Кольца может встретить друзей. (3) Мы разошлем о тебе сообщения всем союзникам Совета Мудрых, но я не уверен, что мои гонцы проберутся через страны, охваченные войнами. (4) Мы найдем тебе нескольких надежных спутников, но их должно быть очень немного, ибо успех твоего похода зависит только от быстроты и скрытности.

(После выполнения теста проверяем, ключи к тесту на экране)

б) найти среди высказываний о языке предложение с разными видами связи, прочитать его и охарактеризовать.

5. Подведение итогов:

а) чтение стихотворения В. Шефнера «Слова». Читает заранее подготовленная ученица;

б) домашнее задание: т. 11, модуль 10, тесты (на доске)

6. Рефлексия: в банках отметить свои успехи сегодня на «Шкале успеха». Бланки сдать.

Бсп с разными видами связи примеры. Сложные предложения с разными видами связи

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы — это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) — сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов — относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, — придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие — при помощи подчинительных союзов, третьи — без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

· Сегодня мы поговорим о предложениях с разными видами связи.

· Узнаем, какими бывают эти предложения.

· Выясним некоторые особенности этих предложений.

Мы уже многое знаем о сложных предложениях. Настолько многое, что можем даже запутаться среди понятий и определений. Кажется, нам пора сказать: «Повторение – мать учения!»

Итак, в речи мы чаще всего пользуемся простыми предложениями. Погода испортилась. Мы решили поторопиться.

Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное. Сложным мы называем предложение, в котором две грамматические основы или более.

Погода испортилась, мы решили поторопиться.

Погода испортилась, и мы решили поторопиться.

Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.

Однако бывает так, что нам нужно сообщить в одном предложении слишком много информации. В таком случае для наших целей недостаточно ни одной из разновидностей сл

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Сложное предложение, которое содержит в себе три и больше простых предложения, которые связаны между собой бессоюзной, подчинительной или сочинительной связью называются сложными предложениями с разными видами связи.

Для того чтобы понять систему таких сложных конструкций, важно проанализировать, каким образом группируются простые предложения, которые входят в состав сложного. Очень часто сложные предложения с разными видами связи делятся на два, а иногда и несколько блоков. Каждая часть такого блока представляет собой либо простое, либо сложноподчиненное предложение.

Сложные синтаксические конструкции, как правило, имеют такие сочетания:

  1. Подчинительная и сочинительная связь;
  2. Бессоюзная и сочинительная;
  3. Бессоюзная и подчинительная;
  4. Бессоюзная, подчинительная и сочинительная.

Синтаксический разбор.

Чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, необходимо в первую очередь определить тип этого предложения по цели высказывания (побудительное, вопросительное, повествовательное). Затем следует по грамматическим основам определить количество простых предложений и выделить их границы.

Определить вид связи между блоками простых переложений (союзные, бессоюзные). Охарактеризовать каждый блок согласно его строению. Завершающий этап – составление схемы предложения, в которой каждое простое предложение блока необходимо помещать в квадратные скобки.

Пример сложного предложения с разными видами связи.

Вдруг навалился густой могучий ливень, как будто огромной стеной он отделил меня от окружающего мира, и, (чтобы устоять на ногах), я попытался ухватиться за дерево, которое по моим догадкам, должно было находиться где-то справа от меня.

Данное предложение – повествовательное, невосклицательное, с разными видами связи, которое состоит из трёх частей: первая и вторая части соединены без союзов, вторая и третья – союзом иСхема: [ ], [ ], и,[ ].

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Знаки препинания в таких приложениях ставятся так же, как в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

Примеры:

  1. Не осталось никаких сомнений: с солдатами что-то случилось, но, несмотря на это, мост на территории врага должен быть взорван.
  2. Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.

Между подчинительными и сочинительными союзами запятая никогда не ставится, если вторая часть двойного союза, либо союз идет после придаточного.

Например:

  1. Мы выходим в открытое море, но если внимательно приглядеться, то синие тени земли уже виднеются на горизонте.
  2. Солнце давно уже взошло, и хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка, но цвет их был довольно странным и неприятным: грязно серым и светло-фиолетовым одновременно.

Дидактический материал по теме «Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи».

Задание 19 Материал ЕГЭ. Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Знаки препинания в таких предложениях ставятся так же, как в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. 

1) Сочинение и подчинение, например: Солнце село,  и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкно­венно бывает на юге. — сложное предложение с различными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом и.

2) Сочинение и бессоюзная связь, например: Уже давно се­ло солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью; состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью.

3) Подчинение и бессоюзная связь, например: Когда он про­снулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Че­хов) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью.

4) Сочинение, подчинение и бессоюзная связь, например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонил его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напря­жённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов) — сложное предложение с бессоюзной и со­юзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюз­ной связью; первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда), вторая часть — слож­носочинённое предложение с противительным союзом а.

В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связан­ных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы.

На стыке между ними ставят­ся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но:

Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была ре­шительно пуста, и _ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. — Запятая не ставится, так как после придаточного предложения  есть союз но. Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была ре­шительно пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками.  В этом предло­жении  поставлена запятая, так как нет союза НО.

 Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли. Солнце взошло, и хотя на небе не было ни облачка, но цвет его был странный: беловатый и серый одновременно.

Обратите внимание!!!

  • Всегда ставится запятая перед то, так или союзом но, стоящими после придаточного предложения;

  • Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два oдноpoдныx члена предложения или два однородных придаточных.

Спишите предложения. Определите, в каких случаях при сочетании союзов между ними необходимо ставить запятую, в каких — нет. Расставьте, где необходимо, запятые.

1. Мальчик старика боялся и когда тот изредка появлялся в их доме старался держаться от важного посетителя в стороне (А. Варламов). 2. Веня не перебивал Родю но когда тот закончил рассказ посмотрел на него с досадой (Ю. Сотник). 3. Он не замечал как шло время но когда глянул на часы то увидел что уже поздно (В. Шефнер). 4. Осенью пляж был безлюден и когда мы возвращались из школы я шёл домой через пустынный пляж (В. Шефнер). 5. Девушка бледнела от ночной прохлады и когда они выходили из сада раздвигая мокрые синеватые листья она вздрагивала (Ф. Искандер).

Сложные предложения с различными видами связи. Русский язык, 9 класс: уроки, тесты, задания.

Вход ЯКласс лого Вход Регистрация Начало Начало Поиск по сайту Поиск по сайту ТОПы ТОПы Учебные заведения Учебные заведения Предметы Предметы Проверочные работы Проверочные работы Обновления Обновления Новости Новости Переменка Переменка Отправить отзыв Отправить отзыв ЯКласс лого
  • Предметы
  • Русский язык
  • 9 класс
  1. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Отправить отзыв Нашёл ошибку? Сообщи нам! Copyright © 2020 ООО ЯКласс Контакты Пользовательское соглашение

Урок по русскому языку «Сложные предложения с разными видами связи», 9 класс

Конспект урока

«Сложные предложения с разными видами связи»

(систематизация и обобщение изученного материала), 9 класс

Цели  урока:

Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений,     развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции.

Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
 Задачи метапредметные: 

— обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

— обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

Задачи предметные:

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

— обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий. 

Здоровьесберегающий компонент:

   Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

  Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на  уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно-исследовательская деятельность,  контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» (Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.),  раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной  работы, тестовые задания), компьютер, мультимедийный экран, проектор, слайды презентации  на тему «Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»».

Ход урока

Организационный момент

I. Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

— Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

— Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового,  полезного.)

II. Актуализация прежних знаний.

1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.

— Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.

— Какие предложения называются “ сложными”?

— На какие 2 группы делятся сложные предложения?

— Какие вы знаете союзные предложения?

— Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

— Какие предложения называются сложноподчиненными?

— Какие предложения называются сложносочиненными?

— Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)

— На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?

Сочинение +подчинение

Сочинение +бессоюзная связь

Подчинение +бессоюзная связь

Сочинение +подчинение +бессоюзная связь

— Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Сложное предложение с раными видами союзной и бессоюзной связи

  1. Целеполагание.

— Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?

(Обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)

  1. Лингвистическая  разминка.

Найдите  словосочетания  со связью «управление»:

а) доволен  успехами, б) управлять  автомобилем, в) читать  лёжа, г) характерные  черты, д) стена  из  кирпича.

(Ответ: а,б,д)

Найдите  нарушения  в  употреблении существительных с предлогами:

а) истечение срока, б) благодаря  ходатайства, в) согласно  расписания, г) по  прибытию  поезда,  д) вопреки  всему.

(Ответ: б,в,г)

Проверка, после этого  выставление отметки в лист результатов(6 прав.- «5», 4-5  прав. – «4», 3 – «3»)

III. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)

Анализ предложений. Работа в паре

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  (Сложное предложение, с разными  видами связи: бессоюзной и сочинительной;  повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

[   ], [  ] и [  ].

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,  состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить  а именно ). Первая часть – СПП с придаточным  степени, которое относиться к указательному слову  так  в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [  ].

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [  ] и  [  ], (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится)  (Когда…), [  ] и [  ].

3. Редактирование предложений. Работа в группе

 Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.

  1. Слуховой диктант. 

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.

5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает 
последние листы с нагих своих ветвей.

7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами
Ответ:

Самостоятельная проверка IV. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
  1. Тест

1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.

б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.

в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.

г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.

Ответ: б.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.

а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое                                        г) многочленное сложное

Ответ: г.

3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.

б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.

в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.

г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

Ответ: б

  1. Тестовая работа с взаимопроверкой.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.

2.5        Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.

 2.11.        Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

2.13.        Среди предложений’ 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

2.14.        Среди  предложений  3—11  найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

4

2.13

12

2.14

7

VI. Домашнее задание

  1. Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

  1. Учебник: с.153 упр.221 (предложение № 1 по заданию)

VI. Рефлексия.

— Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются ?

— Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?

— Я считаю, что те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.

Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

VII. Выставление общих оценок за урок.

Типы предложений

В письменной и устной речи есть четыре основных типа предложений, которые мы используем для разных целей:

  • повествовательные предложения

  • вопросительные предложения

  • повелительные предложения

  • восклицательные предложения

Эти разные типы предложений на английском языке позволяют нам ясно выражать свои мысли. Использование разнообразных предложений в написании добавит интереса и поможет вам эффективно донести свои идеи.Чтобы общаться четко, важно знать функцию каждого типа предложения, чтобы вы могли сделать правильный выбор в зависимости от вашей цели.

Декларативные предложения

Декларативные предложения — это самый основной тип предложения. Его цель — передавать информацию, и он отмечен точкой. Например:

Как видите, эти предложения содержат утверждения, основанные на фактах или мнениях. Декларативные предложения могут быть простыми, как в первых двух примерах, или составными, как в последнем примере.Они также могут быть в любом напряжении, если выполняют свою основную работу по представлению информации. Это делает их наиболее распространенным типом предложений.

Подробнее о том, как сделать заявление, читайте в «Примеры декларативных предложений».

Вопросительные предложения

Вопросительные предложения Допросить или задать вопросы. Это прямые вопросы, помеченные вопросительным знаком. Например:

Многие вопросительные предложения начинаются с вопросительных слов, таких как «как» или «почему», но другие — это вопросы типа «да / нет», которые начинаются с глагола, а не с существительного.Важно помнить, что вопросительные предложения по-прежнему требуют полноты существительного и глагола.

Для получения дополнительной информации по вопросам прочтите Примеры вопросительных предложений.

Восклицательные предложения

Восклицательные предложения похожи на повествовательные предложения в том, что они делают утверждение, а не задают вопрос, но их основная цель — выразить сильные эмоции. Их легко узнать, потому что они заканчиваются восклицательным знаком вместо точки:

  • Я сказал, что хочу тако вместо пиццы!

  • Как он поет!

  • Вау, он только что выиграл золотую медаль!

Обратите внимание, что каждый из этих примеров содержит и подлежащее, и глагол, что по-прежнему является требованием для полного предложения.Восклицательные предложения часто используются в повседневной беседе и в письменном диалоге, чтобы показать эмоции, но они обычно не используются в академическом или пояснительном письме. В этих более серьезных работах лучше выразить свою точку зрения хорошо написанными декларативными предложениями.

Для получения дополнительной информации о восклицательных знаках прочтите Примеры восклицательных предложений.

Императивные предложения

Императивные предложения не просто констатируют факт, а скорее говорят кому-то что-то сделать.Они могут быть в форме дружеских советов, базовых инструкций или более сильных команд. Например:

Многие повелительные предложения оканчиваются точкой, но некоторые из наиболее строгих требований могут оканчиваться восклицательным знаком, чтобы выделить эмоцию. Вы можете определить повелительное предложение, потому что в нем отсутствует подлежащее. Однако команда каждого императива направлена ​​на вас, что делает эти предложения от второго лица. Тема предложения может быть опущена, но это называется «вы поняли», потому что читатель знает, что каждое предложение может быть написано как «вы делаете это» или «вы делаете то».»

Чтобы увидеть больше примеров команд, прочтите Примеры императивных предложений.

Использование различных типов предложений в вашем письме

Хотя декларативные предложения являются наиболее распространенным типом предложений, они могут привести к скучному письму, если они используются исключительно. Возьмите следующее параграф в качестве примера:

Я покажу вам, как сделать снежинку. Снежинки из бумаги сделать легко, и они могут даже вызвать привыкание, если вы изучите технику. Шаги, описанные ниже, помогут вам начать работу.

Все три предложения являются повествовательными, поэтому отрывок начинает звучать немного плоско. Напротив, посмотрите, что происходит, когда вместо этого используются различные типы предложений:

Готовы ли вы научиться делать снежинки? Снежинки из бумаги сделать несложно, но будьте осторожны! Они могут вызвать привыкание, если вы изучите базовые техники. Следуйте инструкциям ниже, чтобы начать.

Как видите, в предыдущем абзаце использовалось по одному из типов предложений, и в результате получился более интересный фрагмент.Это подходит для письма непринужденным, дружелюбным тоном и во многих творческих произведениях. Будьте осторожны с более формальным письмом. В случае пояснительного письма повествовательные предложения являются наиболее подходящим выбором.

The Bottom Line

Использование правильного типа предложения в вашем письме зависит от вашего намерения:

  • Чтобы передать информацию или ответить на вопрос, используйте декларативное предложение.

  • Чтобы задать прямой вопрос, выберите вопросительное предложение.

  • Чтобы сказать кому-нибудь, что делать, используйте повелительное предложение.

  • Чтобы показать дополнительные эмоции, используйте восклицательные предложения (но, как правило, их следует использовать умеренно).

Вашему письму будет полезно ясное понимание и правильное использование всех четырех типов предложений. Кроме того, попробуйте варьировать структуру предложения между простыми, составными и сложными предложениями. Слишком много простых предложений может потерять интерес читателя.

Виды приговоров.

Что такое сложный приговор? Типы и примеры

Что такое сложное предложение? Чем он отличается от сложного предложения? А есть еще сложносложные предложения? Не волнуйтесь, мы поможем вам все исправить! Прочтите это руководство, чтобы узнать, что такое составное предложение, какие бывают составные предложения, как выглядят примеры составных предложений и какие еще типы предложений вам следует знать.

Что такое сложный приговор?

Составное предложение — это предложение, содержащее как минимум два независимых предложения и без зависимых предложений. Что такое независимая статья? Это фраза, которая может стоять отдельно как предложение. «Я поздно спал» — это самостоятельное предложение. А также «Солнце светит» и «Элла завела новую собаку». У каждого есть подлежащее и глагол, и каждый имеет смысл сам по себе. Примеры зависимых предложений, которые сами по себе не могут быть полными предложениями, включают: «всякий раз, когда я иду к озеру», «как она заблудилась» и «что делает его счастливым». Сами по себе они не имеют смысла.

Составное предложение должно содержать как минимум два независимых предложения.Вот пример: «Я практиковался на фортепиано каждый день, но у меня никогда не получалось хорошо». Два независимых предложения: «Я практиковался на фортепиано каждый день» и «У меня никогда не получалось очень хорошо это делать». Они соединяются запятой и согласующим союзом «пока». У обоих придаточных предложений есть подлежащее и глагол, и они имеют смысл сами по себе, а поскольку зависимых придаточных предложений нет, мы знаем, что это составное предложение.

Если предложение содержит только одно независимое предложение, то это простое предложение, а не составное предложение.Предложение с тремя или более независимыми предложениями (и без зависимых предложений) по-прежнему является составным предложением, , но как только вы начнете добавлять в него зависимые предложения, оно становится составно-сложным предложением , которое мы обсудим позже. Вот как выглядит пример составного предложения на диаграмме.

Приговор такой: Я побежал, а Эмили осталась дома.

.

Примеры и определение предложения

Определение предложения

Этимологически термин предложение происходит от латинского слова « sententia », что переводится как «чувство» или «мнение». В языке предложение — это самая большая грамматически независимая единица, имеющая подлежащее и глагол и выражающая законченную мысль или идею.

В английском языке предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается знаком препинания, например точкой, восклицательным знаком или вопросительным знаком.Это могло быть очень простое предложение, содержащее только подлежащее и сказуемое; или сложный с группой предложений, фраз или слов, которые образуют синтаксическую единицу, выражающую желание, вопрос, эмоцию, команду, утверждение, исполнение или действие.

Например:

«Наша экономика сильно ослаблена, что является следствием жадности и безответственности со стороны некоторых, а также нашей коллективной неспособности сделать трудный выбор и подготовить нацию к новой эпохе». ( Инаугурационная речь , президент Барак Обама, 2009 г.).

Это пример сложного предложения. Он выражает полное представление об экономии.

Типы предложений

В зависимости от структуры и функций предложения бывают разных типов. К ним относятся:

Декларативное предложение

Декларативное предложение использует простое утверждение вместо восклицательного знака, вопроса или команды. В предложениях этого типа подлежащее стоит перед глаголом, а в конце стоит точка. Это одно из наиболее часто используемых предложений в различных формах письма.Это может быть положительное или отрицательное высказывание в разных формах. Например, «У нас мясо хранится в холодильнике, потому что на улице очень жарко», — это простое декларативное предложение.

Вопросительное предложение

В предложении этого типа используется допрос или вопрос. Следовательно, он заканчивается знаком допроса. В этом предложении используется инверсия, которая является изменением порядка слов, где подлежащее следует после глагола. Например, «Вы завтракали сегодня утром?»

Императивное предложение

Императивное предложение дает инструкции или совет, или выражает команду или просьбу.Оно начинается с основной формы глагола и заканчивается восклицательным знаком или точкой, например: «Дай мне свободу или дай мне смерть!»

Восклицательное предложение

В восклицательном предложении главное предложение выражает сильные эмоции или чувства с восклицательным знаком, также называемым «восклицательным знаком», в конце. Эти предложения в основном появляются в диалогах, реже в академической письменной форме. Например: «Ого, оно живое! Оно живое!»

Примеры предложений в литературе

Пример № 1: Ричард IV (Уильям Шекспир)

«Но чтобы сказать, что я знаю больше вреда в нем, чем в себе,
должно было сказать больше, чем я знаю.То, что он стар, еще
жаль, его седые волосы тому подтверждение; но
, что он, спасая ваше благоговение, блудник,
, что я категорически отрицаю ».

Этот отрывок является примером декларативного, но сложного предложения, поскольку, как вы видите, Шекспир использовал простые утверждения. Есть два сложных повествовательных предложения. Первый начинается с «Но», а второй (во второй строке) начинается с «Это».

Пример № 2: Записки с маленького острова (Билл Брайсон)

«Неужели я один считаю странным, что люди, достаточно изобретательные, чтобы изобрести бумагу, порох, воздушных змеев и множество других полезных предметов? а кто имеет благородную историю, насчитывающую три тысячи лет, еще не понял, что вязальные спицы — не способ ловить еду? »

Вышеупомянутые строки являются хорошим примером вопросительного предложения, в котором автор изменил обычный порядок слов на обратный и поставил вопросительный знак в конце предложения.

Пример № 3: Самостоятельность (Ральф Уолдо Эмерсон)

«Глупая последовательность — хобгоблин маленьких умов, обожаемый маленькими государственными деятелями, философами и богословами… Говорите, что вы думаете сейчас, жесткими словами, и завтра говорите то, что завтра думает, снова резкими словами, хотя это противоречит всему, что вы сказали сегодня ».

Эти курсивные линии представляют собой пример повелительного предложения. Эмерсон начинает это предложение с инструкций и заканчивается советом.

Пример № 4: Шрек 2 (Уильям Стейг)

« Шрек : А теперь поехали, пока они не зажгли факелы!
Принцесса Фиона : Эй, они мои родители!
Шрек : Привет, они заперли тебя в башне! »

Это прекрасный пример восклицательных предложений, в которых читатели могут видеть символы, используя выразительный язык, отмеченные восклицательными знаками в конце каждого предложения.

Функция

Как самая большая письменная единица, предложение состоит из нескольких слов, фраз и предложений.Он организует образ мыслей, передает значения; и содержит характеристики, такие как временные рамки и интонация. Как в письменной, так и в устной речи цель предложения — сделать утверждения, задать вопросы, выдвинуть требования и показать сильные чувства. Это законченное высказывание, имеющее подлежащее и сказуемое. Предложения выполняют очень важную функцию, которая заключается в передаче сообщения в том виде, в каком оно предназначено для передачи.

.

Сложное предложение | Что такое сложное предложение?

Крэйг Шрайвс

Комплексное предложение

В сложном предложении есть одно независимое предложение и как минимум одно зависимое предложение. Независимое предложение (в отличие от зависимого предложения) может стоять отдельно как предложение.
complex sentence Понял? Сделайте быстрый тест.

Примеры сложных предложений

Ниже приведены примеры сложных предложений.В каждом примере независимое предложение затенено. Зависимое предложение не закрашено.
  • Оставайтесь в ванной, пока не зазвонит телефон.
  • И таракан, и птица прекрасно бы ужились без нас, хотя таракан будет скучать по нам больше всего. (Джозеф Вуд Крач, 1893–1970)
  • Уходи, пока можешь.
  • Когда выдающийся, но пожилой ученый заявляет, что что-то возможно, он почти наверняка прав.Когда он заявляет, что что-то невозможно, он очень вероятно ошибается. (Артур Кларк)
  • (Это два сложных предложения.)

Подчиненные союзы в сложных предложениях

Слово, используемое для связывания независимого предложения с зависимым предложением, называется подчиненным союзом. Наиболее распространенные подчиненные союзы — это , хотя , , потому что , перед , , хотя , если , с , до и , когда .В этих примерах сложных предложений подчинительные союзы выделены жирным шрифтом.
  • Мы никогда не сможем достичь мира во внешнем мире. до мы примирились с собой. (Далай-лама)
  • Мудрецы говорят , потому что им есть что сказать. Дураки говорят , потому что они должны что-то сказать. (Афинский философ Платон)
  • Хоть он идиот, я поддержал Тайсона Фьюри.(Боксёр Дэвид Хэй)
Роль подчинительного союза и зависимого предложения состоит в том, чтобы установить время, место, причину, условие, уступку или сравнение основного предложения. (NB: Зависимые предложения также известны как придаточные предложения.)

Узнайте больше о подчиняющих союзах.

Сводка видео

Вот короткое видео, объясняющее, что мы подразумеваем под сложным предложением.

Четыре типа структуры предложения

Сложное предложение — это одна из четырех основных структур предложения, все из которых показаны ниже.В этих примерах независимые предложения затенены.

Сложный приговор . Сложное предложение имеет независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Например:

  • Человеческий мозг не перестает работать, пока вы не встанете, чтобы выступить публично.
Сложный приговор . В составном предложении есть как минимум два независимых предложения. Например:
  • Я всегда хотел быть кем-то, но мне следовало быть более конкретным.(Джейн Вагнер)
Простое предложение . В простом предложении есть только одно независимое предложение. Например:
  • Любопытство убило кота.
Сложно-сложный приговор . Составно-сложное предложение имеет как минимум два независимых предложения и как минимум одно зависимое предложение. Например:
  • Я перестал верить в Деда Мороза, когда он попросил у меня автограф в универмаге, но я все еще хочу в него верить.

Почему я должен беспокоиться о сложных предложениях?

Есть два важных вопроса, связанных со сложными предложениями.

(выпуск 1) Используйте запятую после переднего наречия.

Научиться распознавать сложные предложения полезно, потому что это помогает правильно расставлять предложения по пунктам. В частности, это помогает решить, следует ли использовать запятую с зависимым предложением.

Когда ваше зависимое предложение стоит впереди и действует как наречие, обычно указывающее время (например,g., Когда все будет готово ), место (например, Где они живут ) или условие (например, Если бы вы были на моем месте ), то обычно после зависимого предложения ставится запятая. показать, где начинается независимое предложение. Когда такое предложение появляется в конце вашего предложения, оно обычно не заменяется запятой. В этих примерах независимые предложения затенены.

  • Я стал наблюдателем за людьми, когда потерял всех своих друзей. (Певица Тейлор Свифт)
  • Когда я потерял всех своих друзей, я стал наблюдателем за людьми.
  • Если да, то так и есть. Если нет, то нет. (Певица Зигги Марли)
  • Если есть. Нет, если это не так.
Итак, руководство выглядит следующим образом:
  • Когда наречное слово впереди, используйте запятую.
  • Не используйте запятую, когда ваше наречие стоит сзади.

(Выпуск 2) Ой, это еще не все.

К сожалению, в Выпуске 1 немного больше, чем заявлено.Запятая действительно определяет, является ли предложение ограничительным или неограничивающим. Однако простое правило, приведенное в Выпуске 1, удовлетворяет 99% ситуаций.

Подробнее об использовании запятых в независимых и зависимых предложениях (см. Пункты 3 и 4).
Узнайте больше о наречных фразах и придаточных предложениях.

Изучение других структур предложений также поможет правильно расставлять предложения.


Помогите нам улучшить грамматику Monster
  • Вы не согласны с чем-то на этой странице?
  • Вы заметили опечатку?
Сообщите нам, используя эту форму.

См. Также

Что такое приговор? Что такое независимые статьи? Что такое зависимые предложения? Что такое сложное предложение? Что такое простое предложение? Словарь грамматических терминов ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *