Примеры физические и химические явления 8 класс химия – Урок №5. Физические и химические явления

Ответы к упражнениям § 2. Химия 8 класс.

Упражнение: 1

Приведите несколько примеров хорошо известных вам химических и физических явлений.

Химические явления: Горение природного газа, почернение серебряных изделий, скисание молока.
Физические явления: Превращение воды в лед или пар, гроза, радуга.


Упражнение: 3

Почему процессы горения веществ относят к химическим? Приведите примеры практического применения процессов горения.

Процесс горение — химический процесс, так как в результате образуются новые вещества (продукты горения). Примеры: горение метана применяют в быту для приготовления пищи, при движении автомобиля происходит горение бензина в двигателях внутреннего сгорания.


Упражнение: 5

Приведите примеры веществ, используемых при создании автомобиля, и химических реакций, протекающих при его эксплуатации.

Химические реакции: сгорание бензина в двигателях внутреннего сгорания.
Примеры веществ: различные металлы и сплавы, пластики, резина, стекло.


Упражнение: 2

Стальные детали в результате длительного пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют это явление? К физическим или химическим явлениям его отнесете? Почему?

Ржавление, коррозия. Явление относится к химическим, так как образуется новое вещество – ржавчина.


Упражнение: 4

Назовите вещества, применяемые вами в быту, но не встречающиеся в живой и неживой природе.

Синтетические моющие средства: стиральные порошки, пасты, мыло.
Средства гигиены: шампуни, гели.
Посуда, упаковочный материал, предметы мебели, созданные из

пластика.


reshebnikxim.narod.ru

Урок-исследование по химии в 8-м классе по теме «Физические и химические явления»

Цели урока: способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие: развитие  умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление межпредметных связей.

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, гордости за отечественную науку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 9» О.С. Габриелян, (Приложение 1)

Ход урока

Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Сегодня мы проведем урок- исследование.

Эпиграф: (СЛАЙД № 2)

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой
практики и не принимаясь за химические операции.
М.В. Ломоносов

— Как вы понимаете эти слова?

Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо  взять.

— Какие классы неорганических веществ вы знаете?

— Назовите их.  (СЛАЙД № 3)

— Молодцы!

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

— Какие явления могут происходить с веществом парафин, мы назовем, после того как понаблюдаем за горящей свечой.  (СЛАЙД № 4)

  • плавление парафина
  • затвердевание парафина
  • горение парафина.

Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?

— Физического явления.

— Как будет называться явление, связанное с горением?

— Химическое явление.

Сформулируйте тему урока.

Физические и химические явления (СЛАЙД № 5) 

Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

  • определить-
  • познакомиться-
  • выявить-
  • отметить-

(СЛАЙД № 6)

Учащиеся самостоятельно называют,  что они хотят получить для себя с урока.

Учитель предлагает названные  пункты включить в план урока.

ПЛАН УРОКА

1.

  • определить-
    сущность физических и хим. явлений
  • познакомиться-с  видами хим. реакций
  • выявить- признаки хим. реакций
  • отметить- условия протекания реакций

(СЛАЙД № 7)

2. Д/ з

3. Рефлексия

Знакомство с новой темой:

Начнем знакомство с физическими явлениями

С ними вы знакомились на уроках физики. Назовите признаки физических явлений.

Дети называют, учитель показывает демонстрационные опыты  некоторых  из них.

Сформулируйте определение физического явления.

Физическое явление— явление, которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния.  (СЛАЙД № 8)

Назовите признаки химических явлений. Сейчас мы это еще раз проверим

Знакомство с химическими явлениями (Реакциями).

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ

Работа в группах

У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ

И полученные результаты занести в таблицу

1 вариант

Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты»

В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

2 вариант

Опыт 1.

«Взаимодействие молока с раствором лимонной кислоты»

В пробирку налить 2 мл молока, а затем добавить несколько капель лимонной кислоты и перемешать стеклянной палочкой, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты»

В пробирку насыпать немного пищевой соды, а затем добавить несколько капель раствора уксусной кислоты, результат наблюдения занести в таблицу.

Опыт 3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода»

В пробирку налить 2 мл раствора крахмала, а затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Полученные результаты, произошедшие  с веществами, занесите в таблицу.

название опыта

Результат

Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты

 

Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела

 

Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода

 

 

Название опыта

результат

Взаимодействие молока с раствором лимонной кислоты

 

Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты

 

Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода

 

Проверка полученных результатов

Формулируют определение химической реакции (явления)

Химическое явление — явление, в результате которого происходит образование нового вещества.

(СЛАЙД №9)

Физкультпауза

Таблички с текстом развешаны на стенах, нужно сгруппировать их в 2  группы- физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая табличку)

Приложение 5

Закрепление (СЛАЙД № 10)

1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)

2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И Суриков.)

3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)

4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е. Ефимовский)

5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е. Благинина)

6. На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть.
(А Ахматова)

7. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,

Углекислый газ поглощает.
(Из ответа ученика )

8. Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл и ждут его поля.
(А. Кравцов)

(Правильные ответы:  Х Х Ф Х Ф Х Х Ф.)

Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали?

— Появление или поглощение теплоты.

Для его подтверждения  мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан».  (СЛАЙД № 11),

Приложение 2

— Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?

— Дым, пламя огня, раскаленная лава.

Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  (О.С. Габриелян. § 26 с.90-91)

Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь.  (СЛАЙД № 12)

— Какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Просмотр видеофрагмента «Восстановление оксида меди водородом» (СЛАЙД № 13)

Приложение 3

Условия протекания химической реакции

1. Соприкосновение веществ

2. Нагревание  (СЛАЙД  № 14)

3. Присутствие катализатора

4. Поверхность соприкосновения

Закрепление (карточка)

Приложение 4

Домашнее задание

(СЛАЙД № 15)

26, термины записать в тетрадь.(задание для всех)

По выбору учащихся 2. Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве.

3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

Рефлексия

(СЛАЙД № 16)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…

urok.1sept.ru

Урок по химии «Физические и химические явления» (8 класс)

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Открытый урок в 8 классе

Тема: «Физические и химические явления»

hello_html_5bcd3392.pnghello_html_m66b84567.png

hello_html_mb942bf5.pnghello_html_1743faa8.png

Учитель химии: Лопухова Анастасия Дмитриевна

МБОУ «Кировская ОШ № 1»

пгт. Кировское

2015 г.

Тема: «Физические и химические явления»

Цель урока:

Образовательная:

Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;

Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека

Способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»

Воспитательная:

Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира

Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы

Воспитание бережного отношения к своему здоровью

Развивающая:

Развивать познавательную активность,

Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

Развивать навыки работы с компьютером

Тип урока: усвоение новых знаний и умений

Форма: фронтальное обучение, работа в группах

Вид деятельности: проведение лабораторной работы. (Л/р № 2 «Ознакомление с физическими и химическими свойствами веществ»)

План урока

1. Актуализация знаний и умений

2. Изучение нового материала

3. Закрепление пройденного материала

4. Контроль и оценка знаний учащихся

5. Обобщение и систематизация знаний

6. Домашнее задание

7. Рефлексия

Ход урока

1.Актуализация знаний и умений учащихся

Вопрос – проблема:

Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

Явление – это изменение или процесс.

2.Опишите явления, с которыми вы сталкиваетесь, когда:

а) кипятите воду;

б) едите мороженное;

в) кладете сахар в чай;

г) готовите «шипучку» (напиток, который готовят, растворяя в теплой воде соду, лимонную кислоту и сахар)

2.Новый материал

Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные изменения.

Прежде чем приступить к изучению темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание, не торопитесь с ответами, выполните задание до конца.

Задание:

Рассмотрите внимательно картинки и попробуйте ответить на следующие вопросы:

Где можно наблюдать явления, представленные на рисунках и картинках?

hello_html_m6fca7ebc.pnghello_html_2cd0b59.png

hello_html_m34af6849.pnghello_html_m2c1547ff.png

hello_html_m43ed04.pnghello_html_2fcd0b11.png

Дайте название каждому явлению. Какие вещества участвуют в представленных явлениях? Что происходит с каждым веществом в происходящем явлении? Запишите в рабочих тетрадях и заполните следующую таблицу:

№ п/п

Название явления

Вещество, участвующее в явлении

Изменения, происходящие с веществом

1

2

3 …

При каких явлениях образуются новые вещества?

Как и по каким признакам можно разделить представленные явления?

Физическими явлениями считаются те, при которых вещество не превращается в другое, например: таяние льда, кипение воды, увеличение объема нагреваемого предмета, свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока в металлах, распространение запахов в воздухе, притяжение железа к магниту, растворение жира в бензине.

Химическими явлениями считаются те, при которых одни вещества превращаются в другие.

Признаки химического явления:

  • Выпадение осадка;

  • Выделение газа;

  • Изменение окраски;

  • Растворение осадка;

  • Выделение или поглощение тепла;

  • Появление запаха.

В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.

Химические реакции

Вспомнить:

Процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие, отличающихся от исходных составом и свойствами, называется химической реакцией

Мир химических реакций чрезвычайно разнообразен. Некоторые химические реакции протекают незаметно, то есть, без внешних признаков. Есть реакции, которые протекают со взрывом или выделением света. Чтобы лучше ориентироваться в мире реакций, нужно уметь давать им характеристику. Разберем основные направления характеристики химических реакций.

Химическая реакция
Идет, течет или протекает

Реагирующие (исходные) Продукты реакции

вещества

Условия протекания реакции Признаки реакции

Записать:

Реагирующие вещества (исходные) – в-ва, присутствующие вначале р-ции.

Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции.

Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать.

Признаки реакции:

Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.

Реакция горения, как пример химического явления

Работа в группах

Задания:

Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.

УГЛЕРОД и КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ

ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА

  1. В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

  2. С + О2 →СО2

  3. Реакция горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды, и выделяется энергия.

  4. Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

  5. В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.

3.Закрепление нового материала.

Лабораторная работа № 2

Тема: «Ознакомление с физическими свойствами веществ»

Цель: Сформировать понятие «химические явления», «физические явления», «химическая реакция ». Научиться отличать физические явления от химических на основе их признаков.

Реактивы: BaCl2; h3SO4; Ca(OH)2; HCl; Na2CO3 (сода), растит. масло.

БЖД: Соблюдать осторожность при работе с кислотами.

Ход работы

Задание № 1: Добавить в пробирку с водой каплю растительного масла, размешать. Произошли ли какие-нибудь изменения? Наблюдения записать в таблицу.

Задание № 2: Смешать в пробирке хлорид бария и раствор серной кислоты.

Произошли ли какие-нибудь изменения?

Наблюдения записать в таблицу.

Задание № 3: В пробирку с водой вставить газоотводную трубочку и подуть.

Произошли ли какие-нибудь изменения?

Наблюдения записать в таблицу.

Задание № 4: В пробирку с раствором гидроксида кальция добавить карбонат натрия (соду). Произошли ли какие-нибудь изменения?

Наблюдения записать в таблицу.

Задание № 5: В пробирку с водой добавить соду, размешать. Произошли ли какие-нибудь изменения?

Наблюдения записать в таблицу.

Задание № 6: В пробирку с раствором соляной кислоты добавить соду. Произошли ли какие-нибудь изменения?

Наблюдения записать в таблицу.

Таблица:

№ п/п

Последовательность действий

Наблюдения

Выводы

(в выводах указать какое явление вы пронаблюдали)

1

2

3

4

5

6

Общий вывод к работе:

4. Контроль и оценка знаний

Тестирование учащихся

(Обведите кружком букву правильного ответа)

В-1

В-2

Из нижеперечисленных явлений укажите:

Химические явления

а) Растворение сахара в воде;

б) Разложение воды электрическим током на водород и кислород;

в) Образование черного налёта на серебряных изделиях;

г) Образование кристалликов соли при упаривании раствора

Физические явления

а) Растворение сахара в воде;

б) Разложение воды электрическим током на водород и кислород;

в) Образование черного налёта на серебряных изделиях;

г) Образование кристалликов соли при упаривании раствора

Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите:

Признаки реакции

а) Появление запаха;

б) Нагревание;

в) Выделение газообразных веществ;

г) Контакт веществ;

д) Изменение цвета;

е) Действие электрическим током;

ж) Выпадение или растворение осадка;

з) Хорошее настроение;

и) Выделение или поглощение тепла и (или) света;

к) Облучение светом;

л) Общение друг с другом

Условия протекания реакции

а) Появление запаха;

б) Нагревание;

в) Выделение газообразных веществ;

г) Контакт веществ;

д) Изменение цвета;

е) Действие электрическим током;

ж) Выпадение или растворение осадка;

з) Хорошее настроение;

и) Выделение или поглощение тепла и (или) света;

к) Облучение светом;

л) Общение друг с другом

  1. Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов урока

Учитель делает вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы для познания окружающей природы, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её и практического применения человеком.

Заключительное слово учителя:

« … , я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и произвольно выполняя свой долг перед человечеством». (Майкл Фарадей)

  1. Домашнее задание

§ 3, задание после параграфа.

  1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.

infourok.ru

Конспект и презентация урока в 8 классе «Физические и химические явления. Химические реакции»

hello_html_m52bdf880.gifhello_html_m4c906c07.gifhello_html_7ace3997.gifhello_html_m7107d542.gifhello_html_m4ff6b94.gifhello_html_m6b519880.gifhello_html_m2b5219d9.gifhello_html_m4e83d659.gifhello_html_m3cb705df.gifhello_html_m7e16c540.gifhello_html_56e81a0f.gifhello_html_325d67bc.gifhello_html_m6730df0e.gifhello_html_7abf271a.gifhello_html_m2eb19a85.gifhello_html_m51d83a61.gifhello_html_23499246.gifУрок химии в 8 классе на тему: Физические и химические явления. Химические реакции.

Савинская Татьяна Андреевна

учитель химии и биологии

Северо-Казахстанская область

Город Мамлютка

Мамлютская школа-гимназия № 1

Цель урока: учащиеся смогут отличать физические явления от химических, приводить примеры явлений, происходящих в природе и жизни человека. Задачи: расширить понятие “химическая реакция”; обратить внимание учащихся на разнообразный характер явлений окружающего мира; Формировать представления о признаках и условиях протекания химических реакций; Содействовать формированию у учащихся знаний, с помощью которых можно выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями.

Методы, стратегии: элементы технологии критического мышления, стратегии «Давай порассуждаем», «я-мы», кластер «Паучок».

Оборудование: спиртовка, держатель, пробирки, вода, ступка с пестиком, кусочек сахара, металлическая пластина, парафин, пищевая сода, растворы уксусной кислоты, BaCl2, Na2SO4, лист бумаги.

Ход урока:

1. Организационный этап. Приветствие, позитивный настрой.

2.Стадия вызова.

Учащиеся делятся на группы с помощью стратегии «Давай порассуждаем» ( карточки с названием явлений «скисание молока, таяние снега, горение дров, плавление парафина, опадание листьев» или другие на усмотрение учителя )

Задание: в группе обсудите в группе ваше словосочетание и выскажите предположение о теме нашего урока. Какие явления вы знаете? (определили тему урока) (2 мин)

Какова цель нашего урока? Учащиеся называют цель урока, учитель дополняет.

2.Работа в группах по заданиям: стратегия «я-мы»

Задания: по выданным картинкам определите, какие явления являются химическими, а какие физическими и дайте обоснованный ответ (презентующий от группы высказывает их мнение) 3-5 мин

3.Стадия осмысления. Изучив материал учебника, параграф 4, заполните схемупо выданному шаблону в тетради (стратегия «Паучок») (5 минут) индивидуально.

3. Обсудите в группах, чем отличаются физические явления от химических. Как по- другому называются химические явления? Приведите примеры. Составьте кластер(5 мин). Презентация кластеров по принципу дополнения. (3 мин) Учитель: На уроках химии мы будем изучать химические реакции. Поэтому мы их будем отличать от физических явлений по 5 признакам. Назовите эти признаки. В этих отличиях мы убедимся при выполнении лабораторного опыта.

Выполнение лабораторного опыта. Правила ТБ при работе с уксусной кислотой, правила нагревания (направленное исследование)

5. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам.

Лабораторный опыт «Физические и химические явления»

Инструкция к проведению лабораторного опыта. При выполнении опытов, заполните таблицу

Опыт 1. Кипение воды

Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, вода

1.В пробирку налить 3 мл воды.Описание: http://chemistry.150shelkovo011.edusite.ru/images/p91_olya7.jpg

2.Пробирку закрепить в держателе.

3.Поджечь спиртовку (соблюдая ТБ).

4.Над спиртовкой прогреть пробирку с водой по всей длине.

5.Аккуратно нагреть воду в пробирке до кипения.

6.Запишите ваши наблюдения.

7.Какое явление вы наблюдаете? Почему?

Опыт 2. Дробление вещества

Оборудование: ступка с пестиком, кусочек сахара

1.В ступку положите кусочек сахара.

2.При помощи пестика измельчите кусочек сахара в мельчайший порошок.

3.Запишите ваши наблюдения.

4.Отнесите данное явление (измельчение) к физическому или химическому явлению.

Опыт 3. Плавление и охлаждение парафина

Оборудование: спиртовка, металлическая пластина, парафин.

1.Металлическую пластину закрепите в держателе.

2.Положите кусочек парафина на металлическую пластину.

3.С помощью спиртовки нагрейте металлическую пластину с парафином.

4.Запишите ваши наблюдения.

5.Вылейте расплав тонкой струйкой в фарфоровую чашку и охладите.

6. Какие изменения происходят?

5.Плавление и затвердевание — химическое или физическое явление?

 Опыт 4.Выделение газа

В пробирку поместите 0,5 г соды. Осторожно прилейте 1 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сделайте вывод о том, какое это явление. Опыт 5. Выпадение осадка. В пробирку налейте 1 мл вещества, имеющего формулу BaCl2и 1 мл Na2SO4. Что наблюдаете? Дайте отстояться веществам. Сделайте вывод, какое это явление.

Опыт 6. Изменение цвета Посмотрите видеоролик «Изменение цвета –признак химической реакции» Заполните таблицу. Опыт 7. Выделение теплоты и света. Посмотрите видеоролик «Горение магния». Заполните таблицу. Что выделяется при горении магния? Опыт 8. Сжигание бумаги Листок бумаги поместите в фарфоровую чашку. Закрепите держателем и поместите в пламя горелки. Появился запах?

№ п/п

Содержание опыта

Наблюдения

Вывод (какое явление)

1.

2.

3

4

5

6

7

8.

6. Группы для обсуждения получают задания: 2 группы – значение физических явлений в природе и жизни человека. 3 группы –значение химических явлений в природе и жизни человека. Запишите на плакатах. (5-7 мин). Обменяйтесь плакатами, другие группы дополните своими предложениями. Возвращение плакатов в свою группу с дополнениями. Перечислите ваши примеры значения явлений. Презентация, дополнение.

7.Задание для закрепления. Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», объясните все явления, протекающие от момента наливания вода и до чаепития.(приложение) 6. Само и взаимооценивание по листам оценивания результатов работы. (Приложение)

4.Рефлексия. «Три М». Учащимся предлагается написать на стикерах два момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

5. Домашнее задание. §4, 5 ответить на вопросы

Приложение: Лист оценивания.

Оцените свою работу и своих товарищей в группе от 1 до 100%

Ф.И.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Итого

Взаимооценка

Ф.И.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Итого

1.

2.

3.

4.

Приложение 1. Картинки к 1 заданию

Горение костраФизическое явление в быту

Горение костра Кипение воды в чайнике

Фотосинтез – химическое явлениеЛед – твердое состояние воды – хрупкое вещество. Весной лед тает – физическое явление

Фотосинтез образование льда

ЛистопадПротухание яйца

Листопад Протухание яйца

Ржавление гвоздяТаяние мороженого

Ржавление гвоздя Таяние мороженого

Проволока сплющивается от удара молоткомИспарение воды

Проволока сплющивается от удара Испарение воды

Реакция хамелеонаСмесь бертолетовой соли и фосфора взрывается от удара молотком

Реакция хамелеона Смесь бертолетовой соли с фосфором взрывается от удара

Химические явления в космосеСгибание гвоздя

Взрыв газов в космосе Изгибание гвоздя

Дробление сахараНагревание вольфрамовой нити

Измельчение соли в ступке Нагревание вольфрамовой нити

Растворение сахара в водеРастворение сахара в воде

растворение сахара в воде Горение свечиСкачать химические реакции картинки и фото на телефон беспла…

Скачать химические реакции картинки и фото на телефон беспла…

Выпадение снега Жарка рыбы

Задания для групп:

По выданным картинкам определите, какие явления являются химическими, а какие физическими и дайте объяснение (презентующий от группы высказывает мнение своей группы)

Перечислите значение физических явлений в природе и жизни человека

Задание для закрепления: Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», выполните задание.

С незапамятных времен были известны многочисленные полезные свойства чая. В народной медицине использовали чай уже более 5000 лет назад для лечения инфекционных заболеваний, простуды, а также для улучшения работы пищеварительной системы и успокоения нервной системы. С расширением исследований в области химического состава чая и его свойств ученые находят все больше фактов, подтверждающих связь регулярного употребления чая с уменьшением вероятности заболевания разными недугами, например сердечно-сосудистыми или раковыми.
Основное преимущество чая заключается в том, что это абсолютно натуральный продукт, без усилителей вкуса, консервантов или красителей. В зависимости от технологии производства чая в напитке преобладают те или иные полезные качества. Также, чай без сахара, варенья, меда или молока не имеет калорий и является важнейшим компонентом, поддерживающим в организме человека баланс жидкостей.

Объясните все явления, протекающие от момента наливания воды в чайник и заканчивая завариванием чая, наливанием его в пиалу и растворением в нем сахара.

Ответьте на вопросы: 1. Кипение воды в чайнике относится к химическим явлениям Да/ Нет 2. Образование накипи в чайнике – это химическое явление Да/Нет 3. При кипении вода переходит в газообразное состояние Да/Нет

4. Составьте список последовательных действий при чаепитии, какие из них являются физическими, а какие — химическими?

Приложение к заданию №2 Кластер «Паучок»

infourok.ru

Урок «Физические и химические явления» (8 класс)

Конспект урока химии

8 класс

Тема: Физические и химические явления

Цели:

Образовательные: закрепить понятия «физические и химические явления», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»; ознакомиться с понятием «реакций горения», с условиями и признаками ее протекания;

Развивающие: развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений и установить их сущность; развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий;

Воспитательные: воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы, использовании средств искусства для иллюстрации физических и химических явлений.

Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, картинки с изображением химических и физически явлений, листы формата А2, маркеры, химическая посуда, спиртовка, реактивы (спиртовые растворы фенолфталеина, KI, водные растворы CuSO4, NH4OH, СН3СООН, кристаллические (NH4)2Cr2O7, NaHCO3, сухое горючее), таблетки глюконата кальция, краснокочанная капуста, жидкое моющее средство, вода, картофель.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как физические и химические явления. Давайте вспомним, что о них мы узнали.

Фронтальный опрос.

1. На какие две группы можно разделить все явления?

2. Что такое химические явления?

3. Чем они отличаются от физических?

4. Назовите признаки химических явлений.

5. Приведите примеры физических явлений.

III. Закрепление изученного материала.

Молодцы. Вы уже многое знаете, Но хочу обратиться к словам великого немецкого поэта:

«Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».

Гете.

Сегодня мы научимся применять наши знания, научимся распознавать среди огромного многообразия явлений химические, находить их в окружающем нас мире.

В этом нам помогут ребята, ваши одноклассники, которые получили необычное домашнее задние: найти химические явления в окружающем нас мире. Но к решению этой проблем они подошли по-разному.

Доклад первой рабочей группы.

Учитель. Итак, первая группа ребят решила отправиться в волшебную страну Химикандию. Ну что ж, действительно, в этой стране они обязательно должны были найти химические явления. Их проводником их была я, но результаты своих поисков они покажут сами. Ну, что нашли вы химические явления?

Ответ. Нет, мы обнаружили только настоящее волшебство.

Учитель. Ну, что ж давайте вы нас познакомите с вашими находками, а мы с ребятами решим, волшебство это или химические превращения.

Учитель к классу. А вы все внимательно смотрите. Постарайтесь опираясь на ваши знания доказать, что любому волшебству можно найти научное объяснение.

На экране изображение картины Александра Маранова «Аромат цветов».

Учитель. Посмотрите, на эти цветы. Они будто бы порыты корочкой льда. А под силу ли человеку оживить ледяные цветы?

Опыт 1. Ученик 1. Проводит эксперимент «Васильковая роза и розовый василек» [1, с. 400-401].

Для проведения опыта заранее изготавливаю из фильтровальной бумаги розу и василек. Бумажную розу надо пропитать раствором медного купороса, а бумажный василек спиртовым раствором фенолфталеина. Красиво разместив влажные цветы в банке, необходимо влить в нее 10 мл нашатырного спирта и закупорить горловину крышкой. Через несколько минут роза станет ярко-синей (васильковой): сульфат меди (II) образует с аммиаком комплексное соединение интенсивно-синего цвета. А василек станет розово-малиновым: индикатор фенолфталеин в щелочной среде окрашивается в малиновый цвет.

Учитель. Беседа с классом.

Ребята, давайте разберемся, действительно ли это волшебство или просто произошла химическая реакция. Как вы думаете? Почему? По какому признаку вы определили, что произошла химическая реакция?

На экране изображение картины Уильяма Тёрнера «Извержение Везувия».

Учитель. Вулканы – мощная сила природы. А может ли человек пробудить вулкан?

Опыт 2. Ученик 2. Проводит эксперимент «Вулкан Беттгера» [1, с. 325-326].

Для его проведения необходимо взять дихромат аммония и насыпать его горкой на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку). Сверху делают «кратер», в который помещают небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт поджигают.

Учитель. Беседа с классом.

Ребята, давайте разберемся, а в этот раз действительно ли было волшебство? Как вы думаете? Почему? По какому признаку вы определили, что произошла химическая реакция?

На экране изображение картины Джани Стрино «Заклинатель змей».

Учитель. Заклинание змей – древнее искусство. Владеют им единицы. А есть ли среди учеников вашего класса заклинатели змей?

Опыт 3. Ученик 3. Проводит эксперимент «Фараоновы змеи».

Ученик поджигает сухое горючее, кладет на него несколько таблеток глюконата кальция.

Учитель. Ребята, давайте разберемся, а в этот раз действительно ли было волшебство? Как вы думаете? Почему? По какому признаку вы определили, что произошла химическая реакция?

Вторая рабочая группа.

Учитель. Оказалось, что ребята из второй группы никуда не отправились и даже забыли о полученном здании. И вот вчера они второпях попытались выполнить его, не выходя из дома. Но они так спешили, что могли наделать ошибок. Так что смотрите внимательно, постарайтесь найти ошибки и исправить их.

Ученики 3 и 4. В поисках химических явлений мы оправились на кухню. И вот, что мы обнаружили.

Ученик 3. Проведение эксперимента «Изменение цвета краснокачанной капусты под действием пищевой соды и столового уксуса».

Ученик 4. Проведение эксперимента «Взаимодействие пищевой соды со столовым уксусом».

Ученик 3. Проведение эксперимента «Окрашивание картофеля под действием спиртового раствора KI».

Ученик 4. Смешивает жидкое моющее средство с водой. Пускает мыльные пузыри.

Учитель в ходе беседы с классом определяет, что первые в результате первых трех опытов происходили химические явления, а в результате четвертого – физическое.

Третья рабочая группа.

Ученик 5. Мы тоже времени даром не теряли. И нашли в доме много различных химических явлений. Посмотрите на экран:

Ученики 5 и 6 называют по очереди явления, на экране появляются соответствующие изображения:

— почернело серебряное кольцо в шкатулке;

— мама из молока приготовила простоквашу;

— папа поджарил яичницу;

— я нашел поржавевший гвоздь;

— на кухне закипел чайник;

— мама испекла пирог;

— бабушка зажгла свечу.

Ученик 6. Вот сколько различных химических явлений нам удалось обнаружить. И ни одной ошибки!

Учитель в ходе беседы с классом находит ошибку.

Конечно, наши ребята могут отличить физическое явление от химического. Ошибку они допустили специально, чтоб проверить ваши знания.

Четвертая рабочая группа.

Учитель. Ребята отправились путешествовать по миру. И обнаружили столько разнообразных явлений, что им было очень трудно отличить физические от химических. Давайте им в этом поможем.

После каждой реплики учеников учитель обращает внимание класса на экран с изображением соответствующей картины и в ходе беседы выясняет, о каком явлении идет речь: физическом или химическом.

Ученик 7. Начали мы наше путешествие осенью, и долго любовались пожелтевшей листвой (Исаак Левитан «Золотая осень»).

Ученик 8. Ночью ударил мороз и река, около которой мы разбили лагерь, замерла (А.Н. Шильдер «Зимний лес»).

Ученик 7. Мы побывали в разных странах, и в Германии в Гамбурге увидели удивительный медный памятник Мартину Лютеру, который позеленел от времени (на экране фотография памятника).

Ученик 8. Затем мы попали в жаркие страны, увидели зеленую листву, вспомнили о процессе фотосинтеза (Константин Крыжицкий «Лесная река»).

Учитель в ходе беседы с классом вспоминает, что такое фотосинтез, в чем суть этого процесса.

Ученик 7. На обратном пути мы попали под дождь и промокли (Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу»).

Ученик 8. Для того, чтобы обсохнуть, нам пришлось развести костер (Стивен Лиман «Костер»).

Ученик 7. Утром выглянуло солнышко и высушило лужи (Ефим Волков «Летний день после дождя»).

Ученик 8. На этом наше путешествие окончилось, и мы пришли к вам с отчетом.

Пятая рабочая группа.

Учитель. Ребята оправились в библиотеку. Там они для вас наши литературные загадки. Отгадайте, о каком явлении идет речь.

После выступления каждого ученика в ходе беседы с классом определяется вид явления.

Ученик 9.

…На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на ней,

Что весело глядеть…

А. Ахматова

Ученик 10.

И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко.

Освящая тьму ночную

Далеко и жарко!

И. Суриков

Ученик 11.

Что за звездочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

Е. Благинина

Ученик 9.

Гвозди гнуться,

Гвозди мнутся,

Гвозди извиваются,

Hад Сеpёжею они

Пpосто издеваются.

В стенку не вбиваются.

Берестов Валентин

Ученик 10.

Серебро, огни и блестки,-

Целый мир

из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Валерий Брюсов

Ученик 11.

Конан Дойль «Этюд в багровых тонах».

Сцена во время первой встречи Шерлока Холмса и Доктора Ватсона.

«В пылу нетерпения он схватил меня за рукав и потащил к своему столу. – Возьмем немножко свежей крови, — сказал он и, уколов длинной иглой свой палец, вытянул пипеткой капельку крови. — Теперь я растворю эту каплю в литре воды. Глядите, вода кажется совершенно чистой. Соотношение количества крови к воде не больше, чем один к миллиону. И все-таки, ручаюсь вам, что мы получим характерную реакцию. — Он бросил в стеклянную банку несколько белых кристалликов и накапал туда какой-то бесцветной жидкости. Содержимое банки мгновенно окрасилось в мутно-багровый цвет, а на дне появился коричневый осадок.»

Учитель.

Проверим, как вы усвоили сегодняшний урок. Возьмите на краю стола листочки с заданием и укажите, о каких явлениях идет речь, поставив знак «+» в соответствующую колонку (приложение 1).

Составление коллажа.

В завершение урока предлагаю применять все знания, полученные на нашем уроке и составить коллаж на тему «Физические и химические явления».

Учитель объединяет учеников в рабочие группы по 5-6 человек и дает задание составить коллаж, используя розданные картинки с изображением химических и физических явлений, лист формата А2 и маркеры.

Коллажи вывешиваются в классе. Ученики получают задание проверить их на наличие ошибок на протяжении недели. Результаты обсуждаются на следующем уроке.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: повторить признаки химических реакций, сделать подборку загадок и пословиц о химических и физических явлениях.

 

Приложение 1.

Фамилия, имя _____________________________

Укажите, о каком явлении идет речь, поставив знак «+» в соответствующую графу.

Список использованной литературы.

1. Степин Б., Аликберова Л. Занимательные здания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

infourok.ru

Физические и химические явления. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

1. Дополни предложения

Сложность: лёгкое

1
2. Физические явления

Сложность: лёгкое

1
3. Явления, происходящие с веществами

Сложность: среднее

2
4. Изменения веществ при физических и химических явлениях

Сложность: среднее

3
5. Соответствие: явление — характеристика

Сложность: сложное

3
6. Схема химической реакции

Сложность: сложное

4

www.yaklass.ru

Конспект урока химии 8 класса «Физические и химические явления. Химические реакции»

Тема урока «Физические и химические явления. Химические реакции »

8 класс. Химия. «Первоначальные химические понятия»

УМК

1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений

Москва.:«Просвещение», 2008 г. Автор Н.Н. Гара. к учебнику Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман

2. Учебник с приложением на электронном носителе

Рудзитис Г. Е.Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 13-е изд. — М.: Просвещение , 2009.

3. Рабочая тетрадь. 8 классы. Автор: Габрусева Н. И.

Оборудование

Для лабораторных опытов: спички, парафиновая свеча, закрепленная на огнеупорной пластине, пробирка с кристаллической содой в штативе для пробирок и флакон с раствором уксусной кислоты (5 – 7%), магниевая лента (стружки), сахарная пудра, конц. серная кислота, раствора глины, раствор медного купороса, раствор щелочи. Лабораторная посуда: колба, ложки для сжигания, воронки химические, фарфоровые ложки-шпатели, бумажные фильтры.

Маршрутная карта с заданиями, таблицами для внесения наблюдений, сопровождавших лабораторные опыты и для рефлексии.

Место урока

Урок в № 5 в главе 1.

Предыдущие уроки: «Предмет химии», «Вещества и их свойства», П.Р. №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомления с лабораторным оборудованием», «Чистые вещества и смеси», «П.Р №2 Очистка загрязненной и поваренной соли».

Следующие уроки: «Молекулы и атомы», «Простые и сложные вещества»

Предметные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

-Давать определения физических и химических явлений.

-описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого язык химии.

-уметь описывать и характеризовать физические и химические явления.

-наблюдать и сравнивать свойства веществ, — структурировать изученный материал.

-планировать и проводить химический эксперимент.

иметь представление о признаках и условиях протекания химических явлений (реакций).

— владеть универсальными способами деятельности: наблюдение, эксперимент, учебное исследование,

-использовать универсальные способы деятельности по решению проблемы и основных интеллектуальных операций.

-уметь определять средства, необходимые для реализации идей.

-уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

-использовать различные источники для получения химической информации.

-развивать способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Методы обучения: активные методы обучения: эвристическая беседа, лабораторная работа в исследовательском варианте, работа в группе.

Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Обучающиеся сидят в группах по 4-6 человек (в зависимости от наполняемости класса)

Цель урока: Создание условий для усвоения учащимися знаний о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.

Задачи урока:

Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Образовательные задачи.

. Усвоить понятия «физические явления», «химические явления», химическая реакция.

2. Изучить признаки и условия протекания химических реакций.

Сформировать умения:

— Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

-Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

-Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;

-Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Воспитательные задачи.

-Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;

-Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;

-Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Создать условия для:

1. формирования ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии;

2.развития коммуникативных умений;

3. воспитания ответственности и аккуратности при проведении лабораторных опытов;

4.воспитания позитивного отношения к химии;

Развивающие задачи.

Создать условия для развития следующих УУД:

1) Познавательных:

Общеучебные универсальные действия:

а. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

б. Смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации.

в. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

г. Рефлексивные УУД (самоконтроль и самооценка).

д. Структурирование знаний.

Знаково-символические действия: написание уравнений реакций.

Логические универсальные действия:

а. Анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

б. Умение анализировать, строить план исследования, наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения.

в. Умение проводить и описывать эксперимент.

г. Выдвижение гипотез, их обоснование.

Постановка и решение проблемы.

2) Личностных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

3) Коммуникативных:

а. Умение точно выразить свои мысли, владение диалогической речью,

б.Сотрудничество в группе.

4) Регулятивных.

а. Целеполагание. Планирование (построение плана изучения физических и химических явлений).

б. Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном.

в. Оценка и саморегуляция.

Критерии достижения цели урока: ученик должен

ЗНАТЬ:

• понятия химические и физические явления, химическая реакция;

• признаки и условия протекания химических реакций;

УМЕТЬ:

• описывать и характеризовать химические и физические явления;

• дифференцировать химические и физические явления;

• наблюдать и сравнивать свойства веществ;

ВЛАДЕТЬ: навыками проведения эксперимента и правилами ТБ;

Планируемые результаты обучения.

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке химическим явлениям, развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

ХОД УРОКА

1 этап. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент. (1 минута)

Деятельность учителя:

Один из героев французского писателя Мольера всю жизнь не знал, что он говорит прозой. Многие, впрочем, и сейчас этого не знают, как не знают и того, что всю жизнь имеют дело с химией. А что такое химия?

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 минут)

Задание: Разделите картинки на две группы. Обоснуйте их распределение (На парты по группам выданы картинки с физическими и химическими явлениями, учащиеся обсуждают наблюдения, делают выводы.)

Озвучивается ответ каждой группы.

Учитель задает вопросы — учащиеся отвечают.(организует обсуждение результатов работы каждой группы)

Учитель: Что объединяет все картинки?

Учащиеся: На всех картинках показаны явления.

Учитель: Что происходит при различных явлениях?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор? (задание вызывает интеллектуальное затруднение)

Деятельность обучающихся: обсуждение ответа на вопрос в группах.

В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.

Учащиеся сами приходят к выводу:

Различают два вида явлений в природе: явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. Явления, при которых происходит изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла.

Деятельность учителя:

Задание для групп (1 минута). Предложите свою формулировку темы урока, не изменяя содержание.

Озвучивается ответ каждой группы.

3 этап. Постановка учебной задачи (3 минуты)

Деятельность учителя: Как можно сформулировать тему урока?

Деятельность обучающихся: учащиеся сами формулируют тему урока

Тема урока: Физические и химические явления. Химические реакции

Учитель: Итак, мы изучаем физические и химические явления.

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие химическими. (Целеполагание и определение путей достижения цели)

Предположим, вы хотите узнать о физических и химических явлениях абсолютно все.

Вариант 1. Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

Вариант 2. Что вы хотели бы узнать о физических и химических явлениях? Чему научиться?

Варианты ответов учащихся:

1. Изучить понятия «физические«химические» явления (химическая реакция)

2. Изучить признаки и условия протекания химических явлений (реакций)

3. Уметь отличать физические и химические явления (дифференцировать)

4. Узнать значение физических и химических явлений

(Возможны различные формулировки целей обучающимися).

Цели записываются на доске, предварительно структурируются учителем. Если важное направление работы на уроке не называется, можно использовать прием «Мне хочется добавить…» («К целям, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну»).

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

(проектирование) (23 минуты)

Деятельность учителя:

Учитель:

Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?

Деятельность обучающихся:

Учащиеся:

  • Проводить лабораторные опыты. Наблюдать. Делать выводы о «физических «химических» явлениях.

  • Изучать новые понятия.

  • Делать схематические рисунки, используя термины. заполнять таблицы.

  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

  • Сравнивать, дифференцировать физические и химические явления.

  • Выделять признаки химических явлений

  • Задавать вопросы учителю.

  • Размышлять, высказывать предположения.

Учитель: Запишите на полях еще одну цель (цель+) лично для себя. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами. «На протяжении урока я…» маршрутная карта задание № 2

Примеры: буду высказывать свое мнение по каждому вопросу; услышу все, что будут говорить ребята в группе; один раз выступлю от группы и т.д.

Работа в группах. Реализация построенного проекта.

Учитель организует работу в группах, контролирует выполнение эксперимента и правил ТБ). Теперь вам предстоит провести лабораторные опыты самостоятельно по группам, соблюдая правила охраны труда. Работать будете по маршрутной карте задание № 3

Деятельность обучающихся: выполняют эксперименты. Самостоятельно делают выводы о явлениях).Обсуждают результаты наблюдений.

Демонстрационные опыты:

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

Горение магниевой ленты (стружки)

Вспышка света, образование белого дыма (порошка)

химическое

Растворение сахарной пудры

Образование сиропа

физическое

Обугливание сахара концентрированной серной кислотой

Появление запаха

жженого сахара, почернение сахара и увеличение его объёма (подъём за счёт выделяемого газа)

химическое

Фильтрование раствора глины

Глина на фильтре, фильтрат бесцветный прозрачный

физическое

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи

Образование осадка голубого цвета

химическое

Горение парафиновой свечи

Выделение тепла, света, образование нового вещества с новыми свойствами.

химическое

Гашение соды уксусом

Образование нового вещества-газа.

химическое

После проведения опытов по группам проводится беседа о наблюдаемых явлениях, по плану: какое явление наблюдаем (физическое/химическое), по каким признакам определили. Высказывают свое мнение учащиеся группы.

Учитель: По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Ученики высказывают свое мнение. В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), которые записывается учащимися в рабочую тетрадь по заданиям в маршрутной карте.

Задание индивидуально. Маршрутная карта задание № 4

Используя схему на странице 11 учебника дайте определение:

Физическими явлениями называют-

Химическими явлениями называют-

Дополни схему. Делают записи в тетрадях.

Учащиеся сами называют и записывают признаки химических реакций (явлений).

1. Выделение тепла (иногда света),

2. Изменение окраски,

3. Появление запаха,

4. Образование осадка,

5. Выделение газа.

Отвечают на вопросы по маршрутной карте.

Ответь на вопрос: Что происходит при химических реакциях (дают определение)

После ответов на вопросы по маршрутной карте делают выводы: какие же условия должны быть выполнены для того, чтобы началась химическая реакция?

Задание в парах. Маршрутная карта задание №4

Ответь на вопрос: почему кусковой сахар трудно поджечь, но измельчённый и распылённый в воздухе он сгорает за считанные доли секунды, образуя своеобразный взрыв?

Ответь на вопрос: произойдет ли разложение сахара, если прекратить его нагревание?

Анализ рисунка маршрутная карта задание №4

Перечисли, условия возникновения и течения химических реакций используя страницу 12 в учебнике.

Сообщение ученика (опережающее д/з):

На протяжении всей жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими и химическими явлениями. Природные физические явления для нас столь привычны, что мы уже давно не придаём им особого значения. Химические реакции постоянно протекают в нашем организме. Энергия, которая выделяется при химических реакциях, постоянно используется в быту, на производстве, при запуске космических кораблей. Многие материалы, из которых изготовлены окружающие нас вещи, не взяты в природе в готовом виде, а изготовлены с помощью химических реакций.

Индивидуальное задание. Проверка в парах. Обсуждение в парах.

Используя, страницу учебника №12 заполни таблицу. Маршрутная карта задание № 5

5 этап. Первичное закрепление (3 минуты)

Деятельность учителя:

Учитель: Надеюсь, теперь вы легко сможете определить, о каком явлении идёт речь. Давайте попробуем выполнить задание индивидуально. Проверка в парах. По образцу. Маршрутная карта задание № 6

Деятельность обучающихся:

Какое из перечисленных явлений не является физическим?

  1. замерзание воды

  2. плавление алюминия

  3. горение бензина

  4. испарение воды

Какое из перечисленных явлений не является химическим?

  1. ржавление железа

  2. подгорание пищи

  3. горение бензина

  4. испарение воды.

Деятельность учителя:

Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

Ученики: Проверить, достигнуты ли результаты, и оценить их.

Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.

Задание группам. Вспомните и запишите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей.

Вариант 1. Общий перечень в каждой группе

Вариант 2. Каждая группа выбирает одну из целей и записывает пути ее достижения.

Озвучивают группы по очереди.

Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.

Этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 5 минут)

Деятельность обучающихся:

Маршрутная карта задание № 7

Учитель: Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?

Запишите домашнее задание Дифференцированное. (одно из трех заданий по выбору)

Деятельность обучающихся: Маршрутная карта задание № 8

6 этап. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 5 минут)

Учитель: Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Прочитайте цель+, записанную в начале урока в маршрутной карте и связанную с работой в группе. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно.

Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:

– ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

– освоены ли понятия: физическое явление, химическое явление?

– были ли моменты непонимания?

– смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

– что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

– какой результат вы получили?

Деятельность обучающихся: Маршрутная карта задание № 9

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжили знакомство с основными понятиями химии. Надеюсь, к данному моменту все справились с задачей, поставленной перед вами в начале урока. Работали все хорошо, если у кого-либо остались ещё вопросы или сомнения есть время их разрешить. Объявляются оценки за работу на уроке, собираются листы с выполненными тестовыми заданиями.

Приложение1. Маршрутная карта.

Разделите картинки на две группы. Обоснуйте их распределение.

hello_html_143a82e4.png

hello_html_7004e4e4.png

1 2

hello_html_m1aead977.pnghello_html_m57d0d9ff.png

3 4

hello_html_m46010ec1.pnghello_html_m6e732e80.png

5 6

hello_html_dc13739.pnghello_html_1a144ce8.png

8 7

hello_html_6c12f12b.pnghello_html_m5a72e298.png

  1. 10

hello_html_m1dd53183.pnghello_html_74fcb7dd.png

  1. 12

hello_html_382b5ee9.pnghello_html_2912119.png

13 14

Маршрутная карта

hello_html_5d06808c.png1.Цель урока общая: _________________________________________

hello_html_5d06808c.png2.Цель учащихся личная_______________________________________

Этапы достижения цели:

3. Проведите лабораторные опыты самостоятельно по группам, соблюдая правила охраны труда.

Демонстрационные опыты:

№ п/п

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

1

Горение магниевой ленты (стружки)

2

Растворение сахарной пудры

3

Обугливание сахара конц. серной кислотой

4

Фильтрование раствора глины

5

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи

6

Горение парафиновой свечи

7

Гашение соды раствором уксуса

4. Используя схему на странице №11 учебника дайте определение:

Физическими явлениями называют-

Химическими явлениями называют-

Дополни схему. Сделай записи в тетради.

Явления

ЯВЛЕНИЯ

Признаки химических реакций (явлений)

1.

2.

3.

4.

5.

*Ответь на вопрос: Что происходит при химических реакциях-

* Используя, страницу 11 в учебнике ответьте на вопросы: почему кусковой сахар трудно поджечь, но измельчённый и распылённый в воздухе он сгорает за считанные доли секунды, образуя своеобразный взрыв?

*Ответь на вопрос: произойдет ли разложение сахара, если прекратить его нагревание?

*Рассмотри рисунок и проанализируй:

hello_html_310ac438.pnghello_html_16f06c40.png

*Перечисли, условия возникновения и течения химических реакций используя страницу 12 в учебнике.

5. Используя страницу учебника №12 заполни таблицу.

Примеры явлений

Значение этих физических и химических явлений

    1. Физических

1)………….

2)…………..

    1. Химических

1)………….

2)…………..

6. Выполни задание. Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга по образцу.

Какое из перечисленных явлений не является физическим?

  1. замерзание воды

  2. плавление алюминия

  3. горение бензина

  4. испарение воды

Какое из перечисленных явлений не является химическим?

  1. ржавление железа

  2. подгорание пищи

  3. горение бензина

  4. испарение воды.

7.

7.1. Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

1. К химическим явлениям относится…

А) сгорание угля

Б) испарение воды

В) образование росы на траве

Г) плавление алюминия

2. К физическим явлениям относится

А) выделение газа при взаимодействии соды с уксусом

Б) испарение уксуса

В) сгорание бензина в двигателе

Г) обугливание древесины

7.2. Верны ли следующие суждения?

А. Помутнение известковой воды при пропускании через неё углекислого газа – это химическое явление.

Б. Химические явления ведут к образованию новых веществ.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7.3. Установите соответствие между процессом и явлением. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например, А1, Б2 и т.п.

1) замерзание водоёмов зимой

2) изменение окраски листьев деревьев осенью

3) таяние шоколада

4) фотосинтез

А – физические явления Б – химические явления

7.4. ХИМИЧЕСКОЕ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ?

Объясните, почему указанное явление следует отнести к физическим или химическим?

1) Свечение электрической лампочки_______________________________

______________________________________________________________

2) Таяние мороженого__________________________________________

______________________________________________________________

3) Проволока сплющивается от удара с молотком_____________________

______________________________________________________________

4) Горение дров_________________________________________________

_______________________________________________________________

5) Дробление сахара____________________________________________

_____________________________________________________________

6) Почернение медной проволоки ___________________________________

______________________________________________________________

7) Пропускание воды резиновыми сапогами___________________________

7.5.

Был проведён следующий опыт. Закрыли пробирку пробкой со вставленной в неё трубкой. Опустили конец трубки в стакан с водой. Рукой нагрели пробирку. Объем воздуха в ней увеличился, и часть воздуха из пробирки вышла через трубку, что можно наблюдать благодаря выделению пузырьков воздуха. При охлаждении пробирки объём воздуха уменьшился, и вода вошла в пробирку.

hello_html_46f101a6.png

О каком явлении идёт речь? О физическом или химическом. Ответ обоснуйте______________________________________________________

8.домашнее задание (на выбор)

8.1. §3, с.13, упр. 11 – 13.

Изобразить 1 физическое или 1 химическое явление, дать объяснение явления.

8.2. спирт + кислород —> вода + углекислый газ

исходные вещества конечные вещества

(реагенты) (продукты реакции)

Объясни суть данной химической реакции :

8.3. Вследствие фотосинтеза ежегодно из атмосферы поглощается около 300 млрд т углекислого газа, выделяется 200 млрд т кислорода и образуется 150 млрд т органических веществ .Можно ли сказать что в процессе фотосинтеза происходят химические явления(реакции). Обоснуйте свой ответ.

8.4. Изучите конспект урока и попытайтесь сами написать по пять физических и химических явлений, используя свой собственный опыт.

8.5.Попытайтесь составить тест по теме “Физические и химические явления”;

9. Продолжить предложение:( на выбор).

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *