Ответы Mail.ru: Неологизмы примеры слов
Примеры неологизмов нашего времени: имидж, ноу-хау , триллер, спонсор, сериал, плейер, ликомбез (ликвидация компьютерной безграмотности), программист, кварки (элементарные частицы), хромодинамика (раздел физики) и мн. др.☆«Неологизм» — слово, имеющее древнегреческие корни. Оно образовано от двух слов: «неос» — новый и «логос» — слово. Неологизмы – это новые, недавно появившиеся в языке слова или словосочетания. Они хорошо заметны в речи, выделяясь на фоне обычных слов и выражений свежестью и новизной☆.
▪Процесс создания неологизмов идет постоянно, и новые слова возникают чуть ли не ежедневно. Некоторые из них заимствуются из других языков, некоторые возникают в результате слияния нескольких слов. Порой аббревиатуры и сокращения начинают жить своей независимой жизнью, становясь полноценными словами, а иногда привычное слово приобретает новый смысл, коренным образом отличный от первоначального.
▪Сегодня в русском языке постоянно появляются неологизмы, которые относятся в основном к сфере бизнеса и компьютерным технологиям: маркетолог, айфон, франшиза, отксерить, мышь – в значении «манипулятор для компьютера», гуглить, интернет, созвон, отбиться, эсемеска, троллить и др.
———————
■Неологизмы делятся на языковые и авторские.
▪Языковые неологизмы – это слова, которые возникают как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих ещё названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий.
1) в языке возникает новое слово, новая лексическая единица. Она появляется через заимствование. Пример: шоп-тур, чартер, шейпинг, имидж.
2) у уже имеющегося в языке слова возникает новое значение: Пример: чайник – «неспециалист со слабыми навыками чего-либо», штрих – «паста для исправления текста», раунд – «фаза переговоров», пиратский – «нелицензионный», ракушка – «гараж» и др.
▪Взрослый человек, поэт, писатель сознательно прибегает к словотворчеству, чтобы сделать свою речь более выразительной или чтобы обыграть богатые словообразовательные возможности языка. Результаты такого словотворчества носят название индивидуальных (контекстуальных, авторских) неологизмов или окказионализмов. Пример: у А. С. Пушкина слова огончарован ( Гончар
Авторские неологизмы-существительные в текстах молодых поэтов (стр. 1 из 3)
Оглавление
Введение
Глава 1. Индивидуально-авторские неологизмы. Теоретические основы исследования
1.1 Неологизм и авторский неологизм. Критерии определения
1.2 Способы образования авторских неологизмов. Обзор литературы
Глава 2. Словообразовательная характеристика авторских неологизмов-существительных
Заключение
Литература
Источники
Введение
Данная работа посвящена исследованию индивидуально-авторских неологизмов-существительных в текстах молодых современных поэтов. Авторские неологизмы представляют интересный материал в словообразовательном и семантическом планах.
Предметом исследования данной работы являются способы образования индивидуально-авторских неологизмов в текстах современных поэтов, а также особенности их функционирования.
Актуальность темы исследования объясняется возможностью выявления особенностей поведения новообразований на словообразовательном уровне языка за последнее десятилетие.
Основной целью работы является словообразовательный анализ индивидуально — авторских неологизмов. Давая словообразовательную характеристику новых слов, невозможно не дать и семантико-стилистический анализ. Каждый случай сопровождается комментариями относительно функционирования новой лексической единицы в конкретном тексте. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1) произвести анализ научных работ, посвященных изучению данной темы, выбрать одну из предложенных в данных работах классификацию способов образования неологизмов и произвести словообразовательный анализ фактического материала;
2) дать словообразовательную характеристику индивидуально — авторских неологизмов — существительных, учитывая словообразовательные связи между производящей и производной основами, а также внетипные способы образования;
3) определить новые тенденции в создании индивидуально-авторских неологизмов, связанные с переосмыслением иноязычной лексики в современном русском языке.
4) выявить структурные и семантические нарушения при создании окказиональных слов, а также дать семантико-стилистическую характеристику окказионализмов, объяснить их функционирование в конкретном тексте, что является единственным условием определения цели автора при создании данного окказионализма.
Материал исследования. Основой для выполнения данной работы послужил материал, собранный из произведений молодых современных поэтов: Л. Иванова, М. Авис, Р. Хариса, М. Аввакумовой, Л. Сергеевой, О. Смирнова, М. Вавжкевича, С. Макарова, С. Янышева, А.Эвили, Е. Умаковой, М. Бородицкой, чей творческий путь начинается в 90-е годы 20 века. Выбор этих авторов не случаен. В их поэтической речи встречаются интересные, необычные по своему строению индивидуально — авторские неологизмы. В произведениях этих поэтов наиболее точно отражена современная действительность, перемены, происходящие в ней, способствующие появлению новых слов. Нами было исследовано 45 авторских неологизмов. Результаты исследования дают возможность выявить и описать наиболее продуктивные способы образования индивидуально-авторских неологизмов.
Основные методы исследования. В данной работе использованы описательный и сопоставительный методы. Основным методом исследования является описательный, предполагающий анализ языковых фактов, их классификацию, типологическое обобщение. Применение сопоставительного метода исследования фактического языкового материала объясняется привлечением для анализа иллюстративного материала разных поэтов.
Метод сопоставления был использован при словообразовательном анализе индивидуально–авторских неологизмов и сопоставлении их способов образования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, вторая глава снабжена краткими выводами, заключения, списка литературы.
В первой главе — «Индивидуально — авторские неологизмы. Теоретические основы исследования» — представлен обзор лингвистической литературы, приведены критерии определения авторских неологизмов и классификация, представленная Е.А.Земской.
Во второй главе — «Словообразовательный анализ индивидуально-авторских неологизмов–существительных» — дана словообразовательная характеристика индивидуально — авторских неологизмов- существительных. Приведена семантико-словообразовательная характеристика производных основ, описаны случаи образования окказиональных слов при помощи иноязычных вкраплений.
Вторая глава сопровождается выводами. Итог проделанной работы содержится в Заключении.
Глава 1. Индивидуально-авторские неологизмы. Теоретические основы исследования
Изучение индивидуально-авторских неологизмов актуально в современной лингвистике. Их словообразовательные, семантические особенности, стилистическое функционирование представляют интерес для исследователей языка.
1.1 Неологизм и авторский неологизм. Критерии определения
Несмотря на многочисленные в настоящее время работы, посвященные проблемам образования новых слов в языке, среди ученых нет единого понимания сущности нового слова.
Неологизмы – «новые единицы лексической системы языка, которые возникли в силу общественной потребности дать имя новому предмету или выразить новое понятие и которые функционируют в речи в качестве готовых, воспроизводимых единиц» (Брагина 1973: 218).
В словаре — справочнике Д. Розенталя, М. Теленковой неологизмы – это «новые слова, которые еще не стали привычными и повседневными наименованиями соответствующих предметов, понятий» (Розенталь, Теленкова 1976:179).
М.Н.Эпштейн к неологизмам относит «слова, отсутствующие в словарях и воспринимаемые обществом как новые» (Эпштейн 2006: 5).
Л.И.Плотникова отсутствие единого определения базового понятия «неологизм» объясняет различием выдвигаемых критериев. Нами при анализе научных работ были отобраны некоторые критерии, предложенные различными исследователями.
В.Г. Гак, считая главным временной критерий, определяет неологизмы как «новые слова, возникающие на памяти применяющего их поколения» (Гак 1997:67).
Е.А. Земская, давая определение новым словам, отмечает важность «ощущения новизны при восприятии нового слова», связанного с временным критерием. В.В. Лопатин также полагает, что неологизмы воспринимаются как новые до тех пор, пока обозначаемые ими предметы, явления действительно сохраняют черты ощутимой новизны (Лопатин 1973:63).
Г.И. Миськевич и Л.К. Чельцова, отмечая расхождения в трактовке неологизмов, выделяют четыре основных момента характеристики понятия: 1) время появления слова;
2) наличие – отсутствие конкретного творца; 3) ощущение – неощущение новизны слов;
4) вхождение – невхождение в язык (Миськевич, Чельцова 1970:119). А.Г. Лыков отрицает постоянный признак новизны слова и при определении неологизма совершенно справедливо, на наш взгляд, выдвигает признак необычности слова (Лыков 1976:74).
1.2 Способы образования авторских неологизмов. Обзор литературы
В последнее время исследователи часто обращаются к изучению окказионального словообразования и созданию окказионализмов. Наиболее подробно это представлено в работах Е.А. Земской и И.С. Улуханова. По этой причине в данной работе мы рассмотрим классификацию Е.А.Земской более детально. Е.А. Земская выделяет способы,специфические для порождения окказионализмов.
1. Междусловное наложение. Это прием производства лишь окказиональных слов. Наложение конца первой основы и омонимичного начала второй основы двух самостоятельных слов: каламбурильщики (каламбур + бурильщики). Н.А.Янко-Триницкая отмечает, что в результате такого наложения «возникает сложное слово особого типа, включающее в свое значение семантику объединившихся слов, а в свою основу – основы обоих объединившихся слов, причем в качестве определенного выступает второе слово, а в качестве определяющего – первое слово».
2. Контаминация. Этот прием состоит в том, что соединяется два узуальных слова, которые порождают третье — окказионализм. От междусловного наложения этот прием отличается тем, что часть одного слова устраняется, т.е. не входит в окказионализм, но остается в том фоне, который служит двойному осмыслению окказионализма (орудирован (ОРУД + эрудирован)).
3. Слияние, или сращение — это использование в качестве базы для слова словосочетание или предложение: «Трусливое бюрократическое как бы чего не вышло — породило имя лица — какбычегоневышлист (Е.Евтушенко — пример Е.А.Земской).
4. Чресступенчатое образование – способ образования окказионализмов от несуществующих слов («заодиночившись» от «заодиночить»).
5. Тмезис (собственно окказиональный способ образования индивидуально-авторских неологизмов) вторжение аффикса или целого слова внутрь слова, чаще композита (сложное слово): (докукарекаешься + карикатура = докарикатурекаешься). Р.Ю.Намитокова данному явлению дала свой термин «тмезис». Фактический материал в данной работе распределен в соответствии с классификацией способов образования авторских неологизмов, предложенной Е.А.Земской. Однако анализ фактического материала позволяет выделить из всего многообразия способов словообразования и такие, которые являются настоящее время наиболее активными звеньями словообразовательных процессов. Этому и посвящена данная работа.
Глава 2. Словообразовательная характеристика индивидуально-авторских неологизмов — существительных
В поэтической речи выражаются тенденции в образовании новых слов. Авторские неологизмы представляют собой богатый материал в словообразовательном, функциональном и семантическом планах. И вызывают особый интерес у исследователей.
В 2 главе рассматриваются собственно окказиональные существительные, образованные:
1.по узуальным словообразовательным моделям, но с нарушением семантических ограничений;
Ответы@Mail.Ru: приведите примеры неологизмов.
Привед Медвед!!!
Устаревшим словам противопоставлены неологизмы — новые слова, новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы делятся на языковые и авторские. Языковые неологизмы — это слова, которые возникают как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих ещё названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий. Языковые неологизмы возникают следующими способами: 1) в языке возникает новое слово, новая лексическая единица. Она появляется через заимствование (шоп-тур, чартер, шейпинг, имидж) или возникновение нового слова по существующим в языке словообразовательным моделям от «старого» слова (география → лунография) или неологизма-заимствования (маркетинг → маркетинговый, компьютер → компьютерный, компьютерщик, компьютеризация) ; 2) у уже имеющегося в языке слова возникает новое значение, например, чайник — ‘неспециалист со слабыми навыками чего-либо’, штрих — «паста для исправления текста» , раунд — «фаза переговоров» , пиратский — «нелицензионный» , ракушка — «гараж» . В дальнейшем это значение может оторваться и образовать новое слово-омоним. Если предмет, понятие, явление, называемое неологизмом, быстро становится неактуальным, неологизм может не успеть стать общеупотребительным словом, освоиться языком, и это слово может сразу уйти в пассивный словарный запас, став историзмом. Такая судьба постигла многие неологизмы времён нэпа, первых лет перестройки (кооператор, гэкачепист, ваучер) . Языковые неологизмы используются носителями языка в их повседневной речи, многим известны и понятны. Если существование языкового неологизма оправданно, довольно скоро неологизм входит в активный словарный запас и перестаёт осознаваться как новое слово. Однако создание новых слов, словотворчество возможно и в иных ситуациях: художественное слово, ситуация дружеского общения, речь ребёнка, ещё не до конца овладевшего лексическим запасом русского языка. Взрослый человек, поэт, писатель сознательно прибегает к словотворчеству, чтобы сделать свою речь более выразительной или чтобы обыграть богатые словообразовательные возможности языка, ребёнок делает это бессознательно. Результаты такого словотворчества носят название индивидуальных (контекстуальных, авторских) неологизмов. Так, находим у А. С. Пушкина слова огончарован, кюхельбеккерно, у В. В. Маяковского: любёночек, испешеходить, синеветь, молньиться. Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык, как, например, слова маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж, вошедшие в русский язык из трудов М. В. Ломоносова, промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского) , бездарь — из И. Северянина.
Из произведений поэтов Серебренного века выпишите 5-10 примеров идивидуально-авторских неологизмов
Индивидуально-авторские неологизмы также называют окказионализмами. Есенин: цветь, березь, листолет Цветаева: грустноглазый Маяковский: громдье, стихачество, адище, медногорлый, пианинить Хлебников: дивиса (диво и чудеса) , кружиток (круг и ток) , смеяльный (у него 70 новых слов с корнем смех)
а у тебя, что паста закончилась или секретарей ищешь…ЖДЛТОИРПМСЧЯЧСАПРОЛДЖЭЖДЛОРП