Примеры предложений бсп с двоеточием – Разработка урока по русскому языку по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». 9-й класс

примеры, знаки препинания в бессоюзном предложении

Бессоюзное предложение — это сложное предложение, где части объединены без помощи союзов, а лишь по смыслу и интонационно.

Как и в любом сложном предложении, в нем несколько грамматических основ, фактически оно состоит из двух и более простых предложений.

Части бессоюзного предложения разделяются запятой, тире, двоеточием или точкой с запятой.

Метель не утихала, небо не прояснялось. (А.С. Пушкин)

Шестнадцать лет служу — такого со мной не было. (Л.Н. Толстой)

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (А.С. Пушкин)

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. (М. Горький)

Все остальные сложные предложения называются союзными — в них есть союзы, сочинительные или подчинительные. Примеры сочинительных союзов: и, да, или, но, а. Примеры подчинительных союзов: что, чтобы, потому что, если, когда.

5 бессоюзных предложений — примеры

  1. Любишь кататься — люби и саночки возить.

  2. Привычка свыше нам дана: замена счастию она. (А.С. Пушкин)

  3. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каж­дая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Л.Н. Толс­той)

  4. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. (М. Горький)

  5. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром. (В.Г. Короленко)

Бессоюзное предложение — сложносочиненное или сложноподчиненное?

Бессоюзное сложное предложение — отдельный вид сложного преложения. В нем смысловые связи между частями выражены менее отчетливо, чем при наличии союза, относительного местоимения или других служебных слов. Такой способ связи частей предложения называется паратаксис.

Одни бессоюзные предложения по интонации ближе к сложносочиненным, где обе части равноправны. Другие — к сложноподчиненным, где одна часть зависима от другой.

Нередко бессоюзное предложение можно превратить и в сложносочиненное, и в сложноподчиненное.
Пример: Зажегся свет, стали видны лица присутствующие.
Это предложение можно сделать сложносочиненным, добавив союз «и»: Зажегся свет, и стали видны лица присутствующих.
А можно превратить его в сложноподчиненное: Когда зажегся свет, стали видны лица присутствующих.

Виды бессоюзных предложений

Смысловые отношения между частями бессоюзных предложений могут быть разными:

  • Перечислительные — в этом случае ставится запятая или точка с запятой.
    Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. (А.П. Чехов)

  • Причины — ставится двоеточие.
    Я несчастлив: каждый день гости. (А.П. Чехов)

  • Следствия — ставится тире.
    Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И.С. Тургенев)

  • Пояснительные — ставится двоеточие.
    Как все московские, ваш батюшка таков: же­лал бы зятя он с звездами да с чинами. (А.С. Грибоедов)

  • Изъяснительные (поясняют действие из первой части, связанное со словами, мыслями: вспоминать, думать, смотреть, говорить и т.п.) — ставится двоеточие:
    Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет… (А.С. Пушкин)

  • Сопоставительно-противительные — ставится тире.
    Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. (А.С. Грибоедов)

  • Условно-временные — ставится тире.
    Увидишься с Горьким — поговори с ним. (А.П. Чехов)

Знаки препинания в бессоюзных предложениях: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.

Запятая в бессоюзных предложениях ставится:

  • Если части предложения близки по смыслу, между ними ставятся запятые.
    Была без радости любовь, разлука будет без печали. (М.Ю. Лермонтов)
    Ножи стучат, посуда звенит, масло шипит. (А.П. Чехов)
    Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. (Н.В. Гоголь)

  • Запятая не ставится, если два простых предложения с союзом «и» между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением или вводным словом. В этом случае они приравниваются к однородным придаточным:
    Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление.

Точка с запятой ставится:

  • Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или содержат много второстепенных членов, имеют внутри себя запятые:
    Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари. (М.Ю. Лермонтов)
    Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И.С. Тургенев).

  • Если бессоюзное сложное предложение распадается на части, в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения:
    Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна. (Н.А. Некрасов)

  • Если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным:
    Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М.Ю. Лермонтов)

Двоеточие в бессоюзных предложениях ставится:

  • Когда основная часть высказывания содержится в первой части, а во второй части — пояснение, указание на причину etc:
    Печален я: со мною друга нет. (А.С. Пушкин)
    Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (М.Ю. Лермонтов)
    Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (А.И. Куприн)
    Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. (И.С. Тургенев)

  • Если в первой части имеются слова так, таков, такой и т.д., а конкретное содержание которых раскрывается во второй части:
    Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. (А.С. Грибоедов)
    Одно было несомненно: назад он не вернется. (И.С. Тургенев)

  • Когда в первой части используются глаголы видеть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.п., а во второй части излагается увиденное, услышанное, понятое:
    Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.С. Тургенев)
    Ты сам заметил: день ото дня я вяну. (М.Ю. Лермонтов)
    Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М. Горький)
    Я сразу понял: медведь добывает мед. (В.К. Арсеньев)

    Однако при отсутствии оттенка предупреждения в начале бессоюзного предложения ставится запятая: Слышу, земля задрожала. (Н.А. Некрасов)

    Если вторая часть — неполное предложение, то может ставиться тире: Я думал — волк. Тире может использоваться и для передачи дополнительных оттенков значения.

  • Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения:
    Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.П. Чехов)

  • В бессоюзном предложении из трех частей может ставиться два двоеточия:
    Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: ее не разделишь (И.С. Тургенев)
    Чтобы избежать повтора, одно из двоеточий в таких случаях нередко заменяют на тире.

Тире в бессоюзных предложениях ставится:

  • Когда основная часть высказывания содержится во второй части сложного предложения, а первая часть указывает время или условие, причину или уступку.
    Гости разошлись — в доме стало тихо и грустно.
    На улице была метель — выйти невозможно.
    Меньше знаешь — крепче спишь.
    Победим — каменный дом построишь. (А.Н. Толстой)

  • Когда смысловые части сложного предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу:
    Служить бы рад — прислуживаться тошно. (А.С. Грибоедов)

  • Если содержится указание на быструю смену событий:
    Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И.А. Крылов)

  • Если во второй части предложения содержится следствие, результат, вывод из первой части:
    Он говорил — ему покорялись. (И.С. Тургенев)
    Я бы в летчики пошел — пусть меня научат. (В.В. Маяковский)

    Но даже в этом случае автор вправе использовать запятую или двоеточие, не подчеркивая интонационно следствие.

  • Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части:
    Посмотрит — рублем подарит (Н.А. Некрасов)

  • Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (можно вставить слово «это»):
    На стене ни одного образа — дурной знак. (М.Ю. Лермонтов)
    Перед местоименными словами так, такой, таков, если с них начинается присоединительное предложение:
    Приказ есть приказ — так его воспитал фронт. (К.Д. Воробьев)

Запятая и тире в бессоюзных предложениях ставятся:

  • Если между двумя частями сложного предложения находится вводное слово. Это позволяет понять, к какой из частей относится данное слово, либо подчеркивает добавочный, пояснительный смысл второй части.
    Поселок Первомайский был самым старым шахтерским поселком в этом районе, — от него, собственно, и начался город. (А.А. Фадеев)

  • Перед словамим «это», «вот», «так», «такой» в начале присоединительного предложения:
    Если вам писать противно, скучно, не пишите, — это все равно получится скверно, фальшиво. (А.Н. Толстой)

  • В предложении, где первоначальная конструкция «ломается» для создания эффекта внезапного поворота:
    Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонек спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, — Самгину было приятно смятение, вызванное его словами. (М. Горький)

www.anews.com

Бессоюзное сложное предложение — Википедия

Синтаксические отношения между предикативными частями БСП[1]Особенности структуры и содержания предикативных частей БСПЗнак

препинания

Примеры
ПеречислительныеПредикативные части невелики по объёму и тесно связаны по смыслуЗапятаяПосле наездницы выступали акробаты, за ними на арену вышли клоуны.
Предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятыеТочка с запятойДубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка.
ПротивительныеВо второй части выражается резкое противопоставление (можно вставить а, но)ТиреЯ с самого начала всё знала про стихи — я ничего не знала о прозе.
ПрисоединительныеВо второй части содержится неожиданное присоединение или указание на быструю смену событийТиреСыр выпал — с ним была плутовка такова.
Условные или временныеПервая часть указывает на условие или время совершения действия (можно вставить когда, если)ТиреКукушка закуковала — пора сеять лён.
Отношения следствия и результатаВторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой (можно вставить поэтому)ТиреНе было возможности уйти незаметно — он вышел открыто.
Отношения сравненияВо второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой (можно вставить будто, словно, это)ТиреМолвит слово — соловей поёт.
Изъяснительные1. В первой части есть глаголы мыслительной деятельности, чувства, восприятия (понимать
, думать, видеть, говорить и др.)

2. В первой части имеются глаголы типа выглянуть, обернуться, прислушаться, войти, после которых можно вставить: увидел, что, понял, что и т.п.

3. Вторая часть представляет собой прямой вопрос

Двоеточие1. Алексей решил: довольно тянуть.

2. Он поглядел вверх: там были ветви дерева.

3. Ты мне вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился?

Пояснительные1. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой (можно вставить а именно)

2. В первой части есть слова так, такой, одно, смысл которых раскрывается во второй части

ДвоеточиеСкажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.
Отношения обоснования и причиныВторая часть содержит обоснование или причину того, о чём говорится в первой (можно вставить
потому что
, так как)
ДвоеточиеПечален я: со мною друга нет.

ru.wikipedia.org

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тема урока «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (БСП)».

Сегодня мы продолжим знакомство с БСП; рассмотрим БСП со значением причины, пояснения, дополнения; выясним, в каких случаях в БСП ставится двоеточие.

Мы помним, что бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (без помощи союзов и союзных слов).

  1. Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями ССП и СПП.

  2. Отношения в БСП выражаются при помощи интонации и знаков препинания.

В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями. Эта связь достаточно прочна.

Мы помним, например, что при отношениях перечисления между частями БСП ставится запятая или точка с запятой. А это значит, что если мы будем знать, какие отношения возникают между частями предложения, то мы узнаем, какие знаки препинания нужно ставить между частями БСП.

И сегодня мы поговорим о двоеточии в БСП. Этому знаку соответствуют отношения причины, пояснения и дополнения, которые возникают между частями.

Мы можем создать небольшую памятку. Составим предложение:

Причины поясните дополнительно!

И привяжем к нему запоминающуюся ситуацию. Например, директор выговаривает ученикам:

-Зачем вы устроили взрыв на уроке химии? Напишите объяснительную! Дополнительно поясните причины!

Или же вы можете создать другую фразу для запоминания и самостоятельно придумать ситуацию, которая позволит вам её легко представить.

  1. Поговорим сначала о БСП с отношениями причины.

Вторая часть в них обозначает причину того, о чём говорится в первой части. И вместо двоеточия всегда можно подставить союз – потому что- (в сущности, это те же самые СПП с придаточными причины).

почему?

-[Я легко справился с этим упражнением], (потому что оно было несложным). (Это СПП с придаточным причины.) Выбрасываем из этого предложения союз, подставляем вместо него двоеточие, и получается БСП:

-[Я легко справился с этим упражнением]: [оно было несложным]. [ — =] : [ — =].

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части. На место двоеточия можно подставить «потому что».

-[Мы продвигались медленно]: [дорога была скалистой, опасной]. (мы можем подставить «потому что» вместо двоеточия).

-[У Ванюши потекли слюнки]: [сливки выглядели уж очень аппетитно]. (мы можем подставить «потому что» вместо двоеточия).

-[Ночь была удивительно светлой]: [на небе стояла полная луна]. (мы можем подставить «потому что» вместо двоеточия).

2. Теперь поговорим о БСП с отношениями пояснения. В них вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём говорится в первой части. Вместо двоеточия можно подставить –то есть, -а именно-.

-[У меня возникла блестящая идея]: [можно отправиться в поход]. (можно задать вопрос

а именно какая идея?- Поэтому вместо двоеточия можно подставить –а именно-).

— [Ребята нашли себе отличное занятие]: [на досуге они начали играть в волейбол]. (во второй части поясняется, какое именно занятие нашли себе ребята. Между частями можно подставить «то есть», «а именно»).

-[Капитан получил приказ]: [атаку нужно было провести на рассвете]. (во второй части предложения поясняется, какой именно приказ получил капитан. Между частями можно подставить «то есть», «а именно»).

-[Я скажу вам только одно]: [вы должны помириться]. (во второй части поясняется то, о чём говорится в первой. Между частями можно подставить «то есть», «а именно»).

3. И, наконец, мы добрались до БСП с отношениями дополнения.

В них вторая часть дополняет содержание первой части. В этом случае, двоеточие можно заменить союзом –что- (то есть речь идёт о СПП с придаточными изъяснительными).

что?

-[Я знаю], (что завтра у нас пять уроков). (это СПП с придаточным изъяснительным).

Если мы удалим союз и вместо него подставим двоеточие, у нас получится БСП.

-[Я знаю]: [завтра у нас пять уроков].

Но иногда из таких придаточных может удаляться не только союз, а союз вместе со сказуемым. Поэтому вместо двоеточия можно подставить не просто «что», «и увидел, что…», «и услышал, что…».

-[Я выглянул во двор и увидел], (что солнце уже почти село).

Бессоюзное предложение даёт нам возможность высказаться короче.

-[Я выглянул во двор]: [солнце уже почти село].

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части. На место двоеточия можно подставить «что», «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что».

— [Гаврила подставил ладонь и ощутил]: [легчайшее дуновение шло откуда – то сверху].

(вторая часть предложения дополняет сказуемое в первой части, между частями можно подставить «что»).

-[Он резко щёлкнул выключателем]: [по стене метнулась чёрная тень]. (вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части, между частями можно подставить «и увидел, что»).

-[Они прислушались]: [где – то далеко в лесу ухала сова]. (вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части, между частями можно подставить «и услышали, что»).

Итак, нам надо запомнить следующее: определить, какой знак ставится между частями БСП, можно по отношениям между частями.

Если между частями возникают отношения причины, пояснения или дополнения, то между частями ставится двоеточие. Составим кластер:

ПРИЧИНА ПОЯСНЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ

ДВОЕТОЧИЕ можно заменить

ПОТОМУ ЧТО ТО ЕСТЬ ЧТО

А ИМЕННО И УВИДЕЛ, ЧТО

И УСЛЫШАЛ, ЧТО

И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО

3

videouroki.net

Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания

А23.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

В этом задании необходимо различать:

1)   простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при них;

Подсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.

2)   знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Правило.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.

Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду), а также другие члены предложения и цельные словосочетания.

Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций (с примерами):

…обобщающие слова (ос): Ο,Ο,Ο.Всё в нем нравилось Арбузову: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность.
Ο,Ο,Ο – ос…Веселый характер, щедрость, утонченная деликатность – всё в нем нравилось Арбузову.
ос: Ο,Ο,Ο – …Всё: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность —  в нем нравилось Арбузову.

Бессоюзное сложное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться
точка с запятойдвоеточиетире
[      ]; [       ]

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их.

[       ]: [причина]

= потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

[       ]: [пояснение]

= а именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

[       ]: [дополнение]

= что

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

[       ] – [       ]

противопоставление (сопоставление)

= а, но

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] – [     ]

= когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

[   ] – [вывод, следствие]

= поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

[   ] – [    ]

= быстрая смена событий

На полном бегу набок  салазки – Саша в снегу.

[   ] – [    ]

сравнение

= словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

Алгоритм действий.

https://5-ege.ru/bessoyuznoe-slozhnoe-predlozhenie-znak/

1. Выделить грамматические основы.

2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.

3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.

4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.

5. По союзу  определить вариант ответа.

Разбор задания.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

1)        Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)        Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.

3)        Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

4)        Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.

Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.

Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение:

Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.

Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.

Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.

Таким образом, правильный вариант – ответ №2.

Потренируйся.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В 20-21 веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

Ответы: 2, 1, 1.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе

Автор: Пилипенко Рита Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Зоринская школа № 10»

Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях;

формировать пунктуационные навыки;

совершенствовать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений,

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать культуру речи

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация «Исаак Левитан.10 лучших картин»

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

1.Блиц-опрос

Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой, точки с запятой, тире между частями БСП.

-Какие сложные предложения называются бессоюзными?

— В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

— В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой?

-В каких случаях между частями БСП ставится тире?

2.Проверка домашнего задания

Задание. Выписать из художественной литературы 5 бессоюзных сложных предложений с постановкой тире между частями БСП

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы и цели урока

Эпиграфом к нашему уроку будут слова К.Д.Паустовского:

«Знаки препинания — это как нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Двоеточие — это известный всем знак препинания. Но употребляется он гораздо реже, чем, скажем, запятая, тире или точка. И поэтому он незаслуженно считается сложным. Давайте разберемся, так ли это?

Восприятие учебного материала

1.История происхождения двоеточия в русском языке

Всем прекрасно известен такой знак препинания, как двоеточие. В русском языке он указывает на то, что после него часть текста или предложения связывается смысловыми пояснительными отношениями с той частью предложения или текста, что стоит перед двоеточием. 

С этим знаком препинания знакомят еще в школе. Практически все мы сталкиваемся с двоеточием и после окончания школы на протяжении всей нашей жизни. При этом мало кто из нас знаком с историей происхождения этого знака препинания. 

В свое время Платон, философ Древней Греции, заканчивал некоторые разделы своих книг двоеточием. Во многих языках такой знак препинания ставится сразу после слова, а после самого двоеточия – пробел. Но есть и такие языки, в которых узким пробелом этот знак отделяют и от того слова, после которым он стоит. Такое можно наблюдать, например, в письменном французском языке. 

Эквивалентом этого знака препинания в церковнославянской письменности считается точка с запятой. В те времена двоеточие могло использоваться также в функции точки и даже многоточия. В конце сокращений в русском языке этот знак препинания встречался вплоть до середины 19 века.

В качестве знака сокращения двоеточие часто можно встретить и в старой европейской письменности. Такую функцию двоеточие сохранило и в некоторых современных языках, например, в шведском и финском. В этих языках двоеточие можно встретить даже в середине слова, например: H:ki, то есть Helsinki. Этот знак препинания в фонетической транскрипции обозначает долготу того звука, после которого он расположен. То есть в этом случае он несет функцию диакритического знака. 

В грамматике Л.Зизиния (1596) двоеточие встречается со значением, близким к знаку [;]. Его М.Смотрицкий называл двоеточием. К современному значению [:] приблизилось в «Российской грамматике» М.Ломоносова. В функции разделительного знака двоеточие начало употребляться с конца 16 века.

2. Объяснение учителя (предложения записаны на доске).

Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

1) Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.

Между предложениями можно поставить союз потому что

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло…

Никитин

2) Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

Между предложениями можно поставить союзы: а именно, то есть.
Первые признаки весны проявляются еще в феврале: чуть посильнее светит солнышко, начинают таять сосульки, появляются первые проталины.

3) Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов (обычно сказуемое).

Между предложениями можно поставить союз что, а также словосочетания: и увидел, что; и услышал, что; и понял, что и т. д.
Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло солнце.

3.Работа с учебником. Ознакомление с теоретическим материалом

4.Выборочно — распределительная работа.

Задание: Выпишите БСП со значением причины, затем пояснения и дополнения.

1 вариант – выписать предложения со значением пояснения.

2 вариант – со значением причины.

3 вариант – со значением дополнения.

Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре сменился первым весенним месяцем. 

С приходом весны весь мир наполняется музыкой: звенит капель, журчат ручьи, весело щебечут птицы.

Март любит куролесить: он морозом гордится и на нос садится.

Все люди радуются весне: им уже надоели снегопады и холода.

Природа ликовала: все живое приветствовало всесильное солнце.

Первые лучи весеннего солнца говорят: прошла долгая и суровая зима, не будет больше трескучих морозов.

Видишь скворца — знай: весна у крыльца.

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. 

5.Лингвистическое моделирование.

Задание. Образуйте сложные бессоюзные предложения с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения.

После долгой и мрачной зимы природа начинает свое обновление:

(под солнцем снег становится рыхлым и мокрым, по улицам уже бегут ручейки)

Сегодня, выйдя в сад, я увидел:

(прилетели скворцы)

Весенняя природа занимает особое место в творчестве русских поэтов:

(она является самой прекрасной порой, вдохновляющей на создание чего-то нового, нежного)

Весна — мое любимое время года:

(она дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение).

6.Синтаксический разбор предложения.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят…(Никитин)

7. Списывание с грамматическим заданием.

Задание. Переписать, расставить знаки препинания. Объяснить постановку знаков препинания.

Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки, деревья выбросят зелёную листву.

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

 Перелётные птицы летят большими стаями – быть дружной весне.

Журавль прилетел — скоро лёд сойдёт.
На 22 марта приходится весеннее равноденствие: долгота дня становится равной долготе ночи.
8.Лингвистический эксперимент

Прихода весны ждут все: люди, животные и даже уставшая от зимы природа. 

-Посмотрите внимательно на это предложение и скажите, какому из правил постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении оно соответствует?

-Указывает ли двоеточие на то, что предложение сложное?

Чем отличается простые предложения с однородными членами от БСП?

(В простом предложении перед однородными членами двоеточие ставится после обобщающего слова, а в БСП между частями сложного предложения)

9.Творческая работа

Сочинение-миниатюра по картине И.Левитана «Март» с использованием БСП

1)Слово об И.И. Левитане

И. И. Левитан — представитель русской пейзажной живописи. Его страстная влюбленность в родную природу позволила ему создать произведения, впечатляющие своей красотой и силой. Чем дольше смотришь на картины Левитана, тем больше удивляешься, как его богатая и восприимҹивая душа помогала ему тонко ҹувствовать изменение состояний природы, передавать в своих картинах разлиҹные ее настроения. Левитан нарисовал много картин, посвященных разным временам года. 

Картина «Март» — одна из самых известных картин Левитана о весне. Она была написана в 1895 г. В настоящее время «Март» Левитана хранится в Государственной Третьяковской галерее. 
2)Демонстрация презентации «Исаак Левитан.10 лучших картин»

3)Слово о фортепианном цикле П. И.Чайковского «Времена года»

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И.Чайковского. В сборник «Времена года» вошло 12 небольших пьес, которые соответствуют всем месяцам года. Очень точно композитор передал не только природу, во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года. Подчас, даже не нужны слова, чтобы понять, что именно хотел передать автор в этом произведении. Музыка очень ярко и понятно говорит сама за себя.

4)Написание сочинения под музыку П.И.Чайковского «Март»

5)Чтение нескольких сочинений

Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Выполнить упр.198.

videouroki.net

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: правила постановки

Бессоюзные предложения с двоеточием состоят из двух и более частей, при этом каждая из них имеет определенный смысл. Именно от него и зависит выбор того или иного пунктуационного знака.

двоеточие в бессоюзном сложном предложенииДвоеточие в бессоюзном сложном предложении

1. Этот пунктуационный знак ставится в том случае, если следующее предложение (или же их группа) указывает на ту причину, из-за которой произошло то, о чем говорится в первом. Например: «Не удалось Андрею устроить своего брата учеником мастера: таких молодых туда не брали», «Матросы остались спать на палубе: внизу стало невыносимо душно»

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении применяется и тогда, когда следующее предложение (или их группа) раскрывает суть всего первого предложения или одного его члена. Тогда между его составными частями вместо знака препинания легко вставить а именно (пояснительный союз). Например: «В доме потихоньку начинали шуметь: в одном конце скрипнула дверь; стали слышны шаги во дворе; в комнате кто-то чихнул», «Вскоре и я обрел счастье: ко мне вернулась дочь». Ставится двоеточие между несколькими частями такого предложения и тогда, когда первая содержит местоименные слова. 

двоеточие в бессоюзном предложенииКонкретное значение слов так, одно, такой, таков и т. п. истолковывает вторая часть. Например: «Все люди там такие: сплетник на сплетнике сидит и сплетником погоняет», «Одно было ясно: он никогда не вернется обратно». Также следует уточнить, что в сложном бессоюзном предложении одно местоименное слово разъясняется полностью второй частью. Это тот случай, когда после него употребляется двоеточие. Например: «Прошу вас только об одном: решайте быстрее». А в простом бессоюзном предложении оно дополняется только пояснительным словом, после него ставится тире. Например: «В отношениях с чужими людьми отец требовал лишь одного – сохранять приличия».

3. Двоеточие в бессоюзном предложении употребляется и в том случае, когда первое предложение содержит глаголы оглянуться, выглянуть, прислушаться, а также те, которые обозначают действие, предупреждающее о том, о чем будет излагаться далее. Вместо пунктуационного знака между его частями легко вставить союз что или даже сочетание слов: и заметил, что; и увидел, что. Иногда в этих случаях ставят тире, хотя предпочтительнее все же ставить именно двоеточие. Например: «Я посмотрела в окно: на чистом небе появлялись звезды», «Я огляделся: кругом торжествовала и царила ночь». В этих примерах второе предложение раскрывает смысл первого, дополняет его.

бессоюзные предложения с двоеточием

4. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении применяется также, если следующая его часть представлена в виде прямого вопроса. Например: «Я шел сейчас, с вами говорил и все время думал: почему же они не меняются?», «Ты лучше мне вот в чем признайся: правда ли, что ты в нее до сих пор влюблен?»

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении в газетных заголовках

Когда название статьи распадается на две части — это отдельный случай постановки данного знака препинания. Именительная тема – первая часть заголовка – указывает на проблему в целом, на лицо, место действия и т. п. А продолжение названия уже конкретизирует то, о чем было упомянуто в начале. Например: «Дети: желанные и не очень».

fb.ru

Урок русского языка «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» для учащихся 9-го класса

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в основе технология проблемно-диалогового обучения и системно-деятельностный подход).

Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, формулировка выводов, обобщение, проектная деятельность, синтаксический разбор, работа с учебником.

Формы организации познавательной деятельности учеников:

  • индивидуальные,
  • фронтальные,
  • групповые.

Технологии: проблемно-диалоговая, проектная, блочная, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2014.

Цель урока: создать условия для формирования умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
  • Развивающие: 
    • формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
    • развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
    • развитие творческих способностей, развитие чувства языка.
  • Воспитательные:
    • воспитание уважения к предмету;
    • воспитание любви к слову на примере материала урока.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, таблица №78, презентация, книга Цыбулько «Готовимся к устному собеседованию по русскому языку».

Ход урока

1. Организационный момент

(за доской 2 человека — по карточкам)

2. Подготовка к ОГЭ

Чтение текста задания № 1 варианта №6 (на подготовку 2 мин.).

Чтение текста вслух 1 учеником.

 (Остальные карандашом делают пометы в словах текста, где допущены ошибки, затем называют такие слова, исправляя неверное произнесение)

Вместе с детьми выставляем баллы по критериям, к этому виду задания, что позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;

СЛАЙД №1

Масля.ое пятно, урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, информацио…ая программа, имени…ый пирог, сваре…ый суп, кова…ая мастером чугу…ая решётка, чита…ый по радио рассказ, немаза…ая телега, подпис…ый документ, вяз…ый жилет.

СЛАЙД №2 ВЗАИМОПРОВЕРКА

Масляное пятно, ураганный ветер, деревянная игрушка, информационная программа, именинный пирог, сваренный суп, кованая мастером чугунная решётка, читанный по радио рассказ, немазаная телега, подписанный документ, вязаный жилет.

Критерии оценивания для учащихся:

  • «5» — ошибок нет,
  • «4» — 1 ошибка,
  • «3» — 2 ошибки.

— Поставьте оценки на полях тетради

3. Актуализация знаний о сложном предложении

1). Расскажите друг другу, какое предложение называется сложным?

— Какие виды сложных предложений вам известны?

Приведите примеры.

Критерии оценивания для учащихся:

  • «5» — воспроизведён весь опорный конспект,
  • «0» — были ошибки.

СЛАЙД №3

2). Составьте предложения и выполните их синтаксический разбор:

  • 1 ряд – ССП,
  • 2 ряд – СПП,
  • 3 ряд – БСП.

(запись схем на доске)

3). Проверка синтаксического разбора «сильными» учащимися у «слабых».

У «сильных» проверяет учитель.

Критерии оценивания:

  • «5» — нет ошибок,
  • «4» — 1 ошибка,
  • «3» — 2 ошибки.

(отметки — на полях)

4). Определение темы и целей урока.

Учитель сначала посредством подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и вопрос для исследования. У школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками.

СЛАЙД №4

— Запишите предложение, расставив знаки препинания:

Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

— Какое это предложение?

— Что вас удивило? Что интересного заметили?

— Какой знак поставили между его частями? Можем ли сразу ответить на этот вопрос?

— Вы сначала как думали? А как на самом деле?

СЛАЙД № 5 — Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД № 6 (Двоеточие  в бессоюзном сложном предложении)

— Какие цели и задачи будем решать на уроке?

5). Чтение информации для наблюдения по учебнику.

— Когда между частями БСП ставится двоеточие?

Сравните ваши знания с информацией в таблице «Бессоюзное сложное предложение» о постановке двоеточия.

Расставьте знаки в БСП.

СЛАЙД №7

Я должен помнить: печаль пройдёт.

Природа была чудная: светило солнце дул лёгкий ветерок.

Он  поднял глаза над садом: сияло небо.

Мария не вернётся обратно: уж очень она обиделась.

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД № 8

5. Проблемная ситуация

Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Расставьте знаки препинания.

Санаторий опустел отдыхающие разъехалась.

— Какие знаки расставили?

— Почему поставили разные знаки препинания?

— От чего это зависит?

СЛАЙД № 9  

6. Работа с учебником

— Прочитайте правила постановки двоеточия в предложении.

Сделайте маркировку текста.

  • Что было известным?
  • Что оказалось новым?

УПРАЖНЕНИЕ № 195

  • 1 вариант: 1, 2, 3 предложения.
  • 2 вариант: 4. 5, 6 предложения.

— Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

(Опорный сигнал создается по ходу урока и служит средством самостоятельного выражения знания учениками.)

— Соотнесите примеры упражнения с ПРАВИЛОМ постановки двоеточия.

Формулируют правило. (Открытие нового знания.)

(Фронтальная проверка.)

Учитель сам оценивает и называет, кому и какую отметку поставить на полях тетради.

Работа в группах:

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПО ТЕМЕ «Двоеточие в БСП».

Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы.

  • 1 группа составляет кластер,
  • 2 группа — таблицу,
  • 3 группа — схему.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (выходят все члены группы)

7. Сжатое мини-изложение. (Подготовка к ОГЭ)

А) Чтение мини-текста дважды учителем.

Б) Самостоятельная работа учащихся.

(определение микротем, ключевых слов, применение приёмов сжатия)

В) Проверка написанного:

– Сколько микротем в тексте?

8. Оценивание

«Дерево успеха».

Дети рисуют на нём свою позицию, с учётом преобладающей отметки, учитель выставляет в дневник и в журнал, проверив у некоторых домашнее упражнение (собираются тетради)

9. Итог урока

– Какая была проблема (вопрос, тема, план?)

– Выполнили ли план?

– Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

– Как оцениваете свою работу?

Д/З: упражнение № 196 или № 197 (по выбору учащихся), опорный конспект «Бессоюзное сложное предложение».

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *