Компоненты, на которые производится воздействие | Примеры | |
Рационального природопользования | Нерационального природопользования | |
Почва | Мелиорация | Засоление, истощение, заболачивание почв |
Внедрение эффективных агротехнических мероприятий | Интенсивный выпас скота | |
Поперечная распашка склона холма | Сведение естественной растительности | |
Создание лесополос в степной зоне | Усиление эрозии (продольная распашка склона холма, регулярная распашка крутых склонов) | |
Проведение снегозадержания в зимнее время | Избыточное орошение в засушливых районах | |
Посев зерновых без предварительной вспашки | ||
Поверхностные воды | Строительство очистных сооружений | Загрязнение вод |
Использование системы оборотного водоснабжения на предприятиях | Обмеление рек и озер | |
Сплав леса по рекам отдельными бревнами (молевой сплав) | ||
Ограничение использования удобрений в бассейнах рек | Осушение болот в верховья рек | |
Рельеф | Рекультивация земель при добыче полезных ископаемых | Добыча полезных ископаемых открытым способом |
Комплексное использование добываемого сырья | Извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд | |
Образование карьеров, отвалов | ||
Строительство ГЭС на равнинных реках | ||
Вырубка лесов в долинах рек | ||
Атмосфера | Использование природного газа в качестве сырья для ТЭС | Использование каменного или бурого угля в качестве сырья для ТЭС |
Переработка попутного природного газа при нефтедобыче | Сжигание попутного природного газа в факелах при нефтедобыче | |
Выбросы в атмосферу металлургических предприятий ведут к образованию «кислотных дождей» | ||
Растительный мир | Посадка лесополос, озеленение населенных пунктов | Вырубка лесов в долинах рек, сведение лесов |
Внедрение специальной агротехники | Сведение естественной растительности | |
Интенсивный выпас скота (ухудшение пастбищ) | ||
Животный мир | Создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – заповедников, заказников и т.п. | Истребление отдельных видов животных, ухудшение условий их обитания |
Искусственное переселение, акклиматизация, разведение и восстановление видов животных и их охрана | ||
Влияние промышленного производства на окружающую среду | Производство бумаги из макулатуры | Размещение водоемких производств на берегах рек |
Использование металлолома в черной металлургии | Производство электроэнергии на ТЭС – самое «грязное» производство электроэнергии | |
Создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях |
Задания по географии «Рациональное и нерациональное природопользование»
Подготовка к ГИА. География. Рациональное и нерациональное природопользование.
1 вариант
Утверждение | Ответ | |
1 | При сжигании угля выделяется наименьшее количество веществ, загрязняющих атмосферу | |
2 | Сплав леса по рекам отдельными брёвнами является примером нерационального природопользования | |
3 | Рекультивация земель в районах добычи угля является примером рационального природопользования | |
4 | Полезащитные лесополосы в зоне степей создаются для защиты сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии почв | |
5 | Для предотвращения образования оврагов на склонах холмов следует вносить в почву химические удобрения | |
6 | Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает перевод ТЭС с угля на природный газ | |
7 | Большое количество парниковых газов выбрасывается в атмосферу в результате работы ГЭС | |
8 | Примером рационального природопользования является избыточное орошение в засушливых районах | |
9 | Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает создание лесополос в степной зоне | |
10 | Уменьшению выбросов в атмосферу «парниковых» газов способствует развитие ветровой и солнечной электроэнергетики |
Подготовка к ГИА. География. Рациональное и нерациональное природопользование.
2 вариант
Утверждение | Ответ | |
1 | Осушение болот в верховьях малых рек является примером рационального природопользования | |
2 | Заготовка древесины с последующими посадками леса является примером рационального природопользования | |
3 | При сжигании газа выделяется наименьшее количество веществ, загрязняющих атмосферу | |
4 | Для предотвращения образования оврагов на склонах холмов следует высаживать деревья и кустарники | |
5 | Большое количество парниковых газов выбрасывается в атмосферу в результате работы ТЭС | |
6 | Примером рационального природопользования является извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд | |
7 | Увеличение содержания метана считают причиной усиления парникового эффекта | |
8 | Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает строительство ГЭС на равнинных реках | |
9 | Уменьшению выбросов в атмосферу «парниковых» газов способствует сжигание попутного нефтяного газа | |
10 | Полезащитные лесополосы в зоне степей создаются для избыточной солнечной радиации |
ОТВЕТЫ.
Подготовка к ГИА. География. Рациональное и нерациональное природопользование.
1 вариант
Утверждение | Ответ | |
1 | При сжигании угля выделяется наименьшее количество веществ, загрязняющих атмосферу | 0 |
2 | Сплав леса по рекам отдельными брёвнами является примером нерационального природопользования | 1 |
3 | Рекультивация земель в районах добычи угля является примером рационального природопользования | 1 |
4 | Полезащитные лесополосы в зоне степей создаются для защиты сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии почв | 1 |
5 | Для предотвращения образования оврагов на склонах холмов следует вносить в почву химические удобрения | 0 |
6 | Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает перевод ТЭС с угля на природный газ | 0 |
7 | Большое количество парниковых газов выбрасывается в атмосферу в результате работы ГЭС | 0 |
8 | Примером рационального природопользования является избыточное орошение в засушливых районах | 0 |
9 | Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает создание лесополос в степной зоне | 0 |
10 | Уменьшению выбросов в атмосферу «парниковых» газов способствует развитие ветровой и солнечной электроэнергетики | 1 |
Подготовка к ГИА. География. Рациональное и нерациональное природопользование.
2 вариант
Утверждение | Ответ | |
1 | Осушение болот в верховьях малых рек является примером рационального природопользования | 0 |
2 | Заготовка древесины с последующими посадками леса является примером рационального природопользования | 1 |
3 | При сжигании газа выделяется наименьшее количество веществ, загрязняющих атмосферу | 1 |
4 | Для предотвращения образования оврагов на склонах холмов следует высаживать деревья и кустарники | 1 |
5 | Большое количество парниковых газов выбрасывается в атмосферу в результате работы ТЭС | 1 |
6 | Примером рационального природопользования является извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд | 0 |
7 | Увеличение содержания метана считают причиной усиления парникового эффекта | 1 |
8 | Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает строительство ГЭС на равнинных реках | 1 |
9 | Уменьшению выбросов в атмосферу «парниковых» газов способствует сжигание попутного нефтяного газа. | 0 |
10 | Полезащитные лесополосы в зоне степей создаются для избыточной солнечной радиации | 0 |
Рациональное и нерациональное пр
Природопользование — это совокупность мер, предпринимаемых обществом по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды.
Рациональное природопользование — система природопользования, при которой:
— достаточно полно используются добываемые природные ресурсы и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов;
— обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов;
— полно и многократно используются отходы производства.
Система рационального природопользования позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства.
Примеры: создание культурных ландшафтов, заповедников и национальных парков (больше всего таких территорий в США, Австралии, России), применение технологий комплексного использования сырья, переработки и использования отходов (наиболее развиты в странах Европы и в Японии), а также строительство очистных сооружений, применение технологий замкнутого водоснабжения промышленных предприятий, разработка новых, экономически чистых видов топлива.
Нерациональное природопользование — система природопользования, при которой:
— в больших количествах и обычно не полностью используются наиболее легко доступные природные ресурсы, что приводит к быстрому их истощению;
— производится большое количество отходов;
— сильно загрязняется окружающая среда.
Нерациональное природопользование характерно для экстенсивного хозяйства.
Примеры: применение подсечно-огневого земледелия и перевыпас скота (в наиболее отсталых странах Африки), вырубка экваториальных лесов, так называемых «легких планеты» (в странах Латинской Америки), неконтролируемый выброс отходов в реки и озера (в странах Зарубежной Европы, России), а также тепловое загрязнение атмосферы и гидросферы, истребление отдельных видов животных и растений и многое другое.
Рациональное природопользование – такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.
Нерациональное природопользование – тип взаимоотношения с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения – это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнение среды. Также вред окружающей среде наносят сплав леса по рекам отдельными бревнами (молевой сплав), осушение болот в верховьях рек, добыча полезных ископаемых открытым спсобом и т.п. Природный газ в качестве сырья для ТЭС – более экологически чистое топливо, чем каменный или бурый уголь.
В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проектов, которые касались бы вопросов:
1) оценки продуктивности запасов в водах под национальной юрисдикцией, как внутренних, так и морских, приведение промысловых мощностей в этих водах к уровню, сопоставимому с долговременной продуктивностью запасов, и своевременному принятию надлежащих мер для восстановления переловленных запасов до устойчивого состояния, а также сотрудничества в соответствии с международным правом для принятия аналогичных мер в отношении запасов, встречающихся в открытом море;
2) сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и его компонентов в водной среде и, в частности, предотвращению практики, ведущей к необратимым изменениям, таким, как уничтожение видов генетической эрозией или крупномасштабное разрушение среды обитания;
3) содействию развития марикультуры и аквакультуры в прибрежных морских и внутренних водах путем установления надлежащих правовых механизмов, координации использования земли и воды с другими видами деятельности, использованию наилучшего и наиболее подходящего генетического материала в соответствии с требованиями по сохранению и устойчивому использованию внешней среды и сохранению биологического разнообразия, применению оценки последствий социального плана и влияния на окружающую среду.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или природные комплексы. Наиболее известный вид загрязнения – химическое (поступление в окружающую среду вредных веществ и соединений), но не меньшую потенциальную угрозу несут и такие виды загрязнений, как радиоактивное, тепловое (неконтролируемый выброс тепла в окружающую среду может привести к глобальным изменениям климата природы), шумовое. В основном загрязнение окружающей среды связано с хозяйственной деятельностью человека (антропогенное загрязнение окружающей среды), однако возможно загрязнение в результате природных явлений, например извержений вулканов, землетрясений, падения метеоритов и др. Загрязнению подвергаются все оболочки Земли.
Литосфера (а также почвенный покров) загрязняется в результате поступления в нее соединений тяжелых металлов, удобрений, ядохимикатов. Только мусора из больших городов ежегодно вывозится до 12 млрд т. Горные разработки приводят к уничтожению естественного почвенного покрова на огромных площадях. Гидросфера загрязняется стоками промышленных предприятий (особенно химических и металлургических), стоками с полей и животноводческих комплексов, бытовыми стоками городов. Особенно опасно нефтяное загрязнение – в воды Мирового океана ежегодно попадает до 15 млн т нефти и нефтепродуктов.
Атмосфера загрязняется главным образом в результате ежегодного сжигания огромного количества минерального топлива, выбросов металлургической и химической промышленности. Главные загрязняющие вещества – углекислый газ, окислы серы, азота, радиоактивные соединения.
В результате растущего загрязнения окружающей среды возникает много экологических проблем как на локальном и региональном уровнях (в крупных промышленных районах и городских агломерациях), так и на глобальном (глобальное потепление климата, уменьшение озонового слоя атмосферы, истощение запасов природных ресурсов).
Основными путями решения экологических проблем могут быть не только строительство разнообразных очистных сооружений и устройств, но и внедрение новых малоотходных технологий, перепрофилирование производств, перенос их на новое место с целью снижения «концентрации» давления на природу.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
По имеющимся оценкам ведущих международных организаций, в мире насчитывается около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.
С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Тема №2. Рациональное и нерациональное природопользование — Студопедия.Нет
Nbsp; Министерство образования Оренбургской области ГАПОУ «Оренбургский учётно-финансовый техникум»
Материалы для самостоятельной работы
по дисциплине «География» для специальностей
40.02.01 Право и организация социального обеспечения,
40.02.03 Право и судебное администрирование,
39.02.01 Социальная работа
Географическая культура – составная часть общей культуры человека |
Студента/ки__________________ группы____
Проверила: Мунжасарова С.Н.
Оренбург
Пояснительная записка
Материалы для самостоятельной работы по дисциплине «География» содержат задания для получения знаний и умений по данной дисциплине. Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
— систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
— углубления и расширения теоретических знаний;
— развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
— формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Оценка ставится в соответствии с набранным количеством баллов.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально.
Содержание
Тема №1. Основные международные организации и блоки
Тема №2. Рациональное и нерациональное природопользование
Тема №3. Анализ карт природопользования с целью выявления районов
острых геоэкологических ситуаций
Тема №4. Ресурсы Мирового океана.
Климатические, космические и рекреационные ресурсы
Тема №5. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика
Тема №6. География мировых валютно-финансовых отношений
Тема №7. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства
Тема №8. Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)
Тема №9. Пищевая промышленность мира
Тема №10. Сельское хозяйство и окружающая среда
Тема №11. Морской вид транспорта
Тема №12. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.
Тема №13. Географические аспекты качества жизни населения
Тема №14. Сравнительная характеристика Германии и Великобритании
Тема №15. Экономико-географическая характеристика Японии
Тема №16. Экономико-географическая характеристика Канады
Тема №17. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью
определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в
международном географическом разделении труда
Критерии оценки результата самостоятельных работ, состоят из:
1.Индивидуальность выполнения – 1 балл
2. Полнота изложения материала – 2 балла
3. Соответствие заданным вопросам – 1 балл
4. Аккуратность оформления – 1 балл
5 баллов — оценка «5»
Перечень рекомендуемой литературы
Л1. Бахчиева, О.А. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни: учебник / О.А. Бахчиева; под ред. В.П.Дронова. – 8-е изд. – М.: Вентана – Граф, 2018. – 400 с.
Л2. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – 16 изд., испр / В.П. Максаковский. — М.: Просвещение, 2013. – 314 с.
Л3. География. 10 кл.: атлас. – 2 изд.испр / под ред. А.Н. Приваловский. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. – 40 с.
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования
Рубакин Н.А.
Тема №1. Основные м еждународные организации и блоки
Цель: изучить состав и основные функции международных организаций.
Форма: заполнить таблицу.
Учебник Л1 стр.186-188; 195, Л2 стр.100-102, Л3 стр.11, дополнительные источники.
Международная организация — ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
МО, аббревиатура | Год образ. | Функции | Число членов |
ЕС (Европейский союз) | |||
НАТО (Северо-Атлантический Альянс) | |||
ООН (Организация Объединенных наций) | |||
АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) | |||
АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) | |||
ЛАИ (Латиноамериканская ассоциация интеграции) | |||
НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) | |||
ЛАГ (Лига арабских государств) | |||
Большая двадцатка (G20, Группа двадцати) | |||
ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) | |||
ВТО (Всемирная торговая организация) | |||
ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) |
Тема №2. Рациональное и нерациональное природопользование
Цель: изучить виды природопользования, рассмотреть особенности влияния человеческой деятельности на окружающую среду и пути преодоления негативного влияния человека на природу.
Форма: ответить на вопросы.
Учебник Л1 стр.27, Л2 стр.41-47, дополнительные источники.
Природопользование это_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное.
Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой, и включает в себя:
1. ___________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ.
Результатом потребительского отношения к природе является:
1. ___________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________
Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате: _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Источниками загрязнения являются отходы, образовавшиеся в процессе производства
и потребления человеческим обществом природных ресурсов.
Количественное загрязнение возникает _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Качественное загрязнение связано ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Химическое загрязнение ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Тепловое _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Радиоактивное _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Биологическое ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Световое _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Шумовое _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Загрязнение гидросферы _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Загрязнение атмосферы_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________