Профессия библиотекарь профориентация – Потенциал школьной библиотеки в рамках реализации программ профессионального самоопределения учащихся.

Содержание

Моя профессия -- библиотекарь.

Из истории профессии библиотекаря

 

Библиотекарь - очень древняя профессия, ей уже больше четырех с половиной тысяч лет. Возникла она с появлением первых рукописей, когда общество стало осознавать потребность в хранении знаний с целью передачи их своим потомкам.

Издревле библиотекарь была одной их самых почитаемых профессий и имела большое государственное значение. Первыми библиотекарями считают писцов, одной из главных обязанностей которых было копирование документов. Им пришлось быть не только библиотекарями, но отчасти и юристами, поскольку основная часть документов, которые составлялись на глиняных табличках, содержала юридическую информацию.

С появлением папируса писцов-библиотекарей становилось все больше. В эпоху Нового царства фараоном Рамзесом Вторым было собрано уже более 20 000 папирусов. Затем в VII веке до н. э. появились собрание книг ассирийского царя Ашшурбанипала. Самые опытные писцы рассылались им по городам Месопотамии с целью поиска и копирования ценных книг. Библиотека Ашшурбанипала считается самой крупной и наиболее известной сегодня из библиотек Древнего мира.

В Древней Греции, где библиотеки были преимущественно частными, библиотекарями служили рабы. Но с появлением первой публичной библиотеки эта профессия стала пользоваться почетом и уважением. Должность библиотекаря могли занимать только свободные граждане. Им приходилось быть в буквальном смысле универсалами, поскольку в Александрийской библиотеке, помимо книгохранилища и читальных залов, находились также обсерватория, зоологический и медицинский музеи - их обслуживание тоже входило в обязанности библиотекарей. Работу в библиотеке стремились получить многие ученые, философы, поэты. Так они могли совмещать службу с собственной научной деятельностью. Именно в Древней Греции появилось само слово «библиотекарь», произошедшее от греческого «собрание книг».

В Древнем Египте должность хранителя библиотеки была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать только допущенные к обладанию «высшими знаниями».

В Риме библиотеки первоначально выполняли лишь декоративную функцию и располагались в основном на загородных виллах. Хранителями таких библиотек были люди из обслуживающего персонала. Но впоследствии они становились высокими интеллектуалами, с которыми не гнушались обсуждать философские вопросы даже самые высокомерные патриции.

В средние века библиотеки и функции библиотекарей развивались и совершенствовались. В это время библиотеки в основном сконцентрировались в монастырях. Хранителями книг стали монахи. Именно монастырская библиотека считается первой библиотекой на Руси. Это библиотека Ярослава Мудрого, основанная в 1037 году в Киеве при Софийском соборе. Русские библиотеки, несмотря на свое монастырское происхождение, сразу создавались как универсальные. Это требовало от библиотекаря-монаха столь же уникальных знаний. С появлением приказов появились и приказные (ведомственные) библиотеки, которые обслуживались уже специальными работниками - приказными дьяками. Именно приказные библиотекари выросли в следующем веке в библиотекарей светских, независимых от государства и монастырских уставов. Именно они заложили основы библиотечной мысли на весь просвещенный XVIII век.

В эпоху Нового времени общество стало осознавать величайшую потребность в образованных гражданах, а это требовало все большего распространения знаний. Так как основным источником образования считалось чтение, а организаторами чтения были библиотеки, наблюдается рост этих учреждений. Многие монархи Европы и их придворные являлись подлинными энтузиастами книжного чтения, поэтому они вкладывали огромные средства в обустройство придворных библиотек, на руководящие должности приглашались выдающиеся ученые своего времени. Широко развивались и научные библиотеки.

В 1714 году в Санкт-Петербурге учреждена первая научная библиотека в России. К тому времени библиотекари имели высокую репутацию. Петр І называл их «командирами над академиками». Библиотекари вели заседания ученого совета, планировали поручения академикам, выслушивали отчеты. На библиотекарей была возложена обязанность переводить на русский язык греческих и латинских авторов. Все это требовало блестящего образования. Такой уровень культуры позволял библиотекарям входить в высокие научные и аристократические круги. Благодаря этому профессия стала еще более уважаемой и, более того, выгодной в карьерном и денежном отношениях. И если в России большинство этих людей известны лишь узкому кругу профессионалов, то в Европе, например, служил библиотекарем сам великий Гете!

История возникновения библиотек на территории Белоруссии началась еще в XI веке. Первыми хранителями книг были монахи и церковнослужители. Наиболее древней считается библиотека Полоцкого Софийского собора. Часть книг из библиотеки Ярослава мудрого была пожертвована библиотеке при Софийском соборе в Полоцке, где библиотечное дело курировала Евфросиния Полоцкая. В 1830 году жители Гродно смогли стать первыми посетителями публичной библиотеки, а крупнейшие книгохранилища находились в Слуцке, Минске и Могилеве.

При подготовке использованы материалы:

http://prof.sadu-kz.com/prof/librarian.html

http://librarian-bibnout.blogspot.com/2010/03/blog-post_15.html

Современный библиотекарь - это не только хранитель книг. Он еще и педагог, и артист, и психолог, и маркетолог, и специалист в области информационных технологий. Ему известны секреты навигации в бесконечном информационном потоке, секреты классификации, обработки и систематизации информации, составления библиографических справочников и каталогов. Он владеет компьютером и всеми видами офисной техники.

                             

Учебные заведения, в которых можно получить

профессию библиотекаря

                             

УО «Могилевский государственный колледж искусств»

Адрес: 212030, г. Могилев, ул. Комсомольская, 12

Тел./факс: (80222) 25-08-16

Тел. (80222) 23-04-93 - приёмная комиссия

Web-сайт: http://www.mgki.mogilev.by/

E-mail: [email protected]

 

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Адрес: 220007, г.Минск, ул.Рабкоровская, 17

Тел./факс (8-017)222-24-09

Тел. (8-017)222-83-06 - приёмная комиссия

Web-сайт: www.buk.by

E-mail: [email protected]

             

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Адрес: 220086, г. Минск, ул. Калиновского, 12

Тел./факс: (8-017) 267-17-33  

Тел.: (8-017) 267-16-51; (8-017) 266-27-13 - учебно-методическое обеспечение

повышения квалификации и переподготовки кадров

Web-сайт: http://www.buk.by/ipk/

E-mail: [email protected]

 

 

Самара | «Библиотекарь – нужная профессия»: урок-профориентация - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Кам

Интересные мероприятия в библиотеке по профориентации

Каждый человек в определенный момент должен определиться с выбором профессии. Данный процесс является чрезвычайно ответственным шагом, от которого зависит успех всей будущей жизни. Речь идет о статусе в обществе, материальном достатке и личной удовлетворенности. Удачно совершить этот шаг - одна из главных социальных задач молодёжи.

Легко ли молодым?

Для большинства представителей юношества стремление обзавестись надежной профессией - в числе несомненных приоритетов. Но именно такой специфической категории населения, как молодежь, присуща максимальная социальная незащищенность по причине особенностей возраста, а именно низкой квалификации, отсутствия профессионального опыта и наличия чисто психологических проблем с самоопределением.

В наши нелегкие времена молодое поколение еще больше рискует остаться без приличной профессии или попросту не найти достойного места работы. Именно поэтому все специалисты, которые работают с молодежью, обязаны проявить профессиональный подход в деле профориентации юношества.

Касается это и библиотекарей. Вооруженный знаниями специалист с высоты своего опыта подтолкнет юношей и девушек к правильному выбору и снизит риск неудачи. Актуальная информация на тему профориентации остро необходима молодёжи и подросткам. Ведь мир профессий так изменчив и разнообразен! Чуть ли не ежегодно мы слышим о появлении новых специальностей и целых отраслей.

мероприятия в библиотеке по профориентации

Кто поможет?

Всё чаще и чаще к специалистам предъявляются требования, связанные с особенным стилем мышления и способностями вникать в инновации, осваивать современные технологии труда. В этой связи роль библиотекаря как профконсультанта трудно переоценить. Ведь он имеет массу возможностей обратить внимание молодого читателя на необъятные информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении библиотеки.

Помочь профессионально определиться подростку библиотекарь может благодаря массе научно-справочной, а также популярной литературы на тему самых разных направлений деятельности. Именно проведенные мероприятия по профориентации в библиотеке могут дать столь актуальную информацию о востребованности той или иной специальности на рынке труда, условиях поступления и тех учебных заведениях, где есть возможность приобретать знания по выбранному направлению.

В чем состоит помощь

Давайте рассмотрим, по каким основным направлениям библиотека может и должна вести свою профориентационную деятельность. План работы специалиста в этой области должен включать три основных направления, а именно: подготовка юных читателей к правильному профессиональному выбору, создавание всех необходимых условий для получения ими всеобъемлющей информации об имеющихся специальностях, а также ориентация на выбор конкретного варианта.

Каждое из трех направлений подразумевает решение вполне конкретных задач педагогического характера.

Готовя читателя к выбору профессии, библиотекари обязаны задуматься о путях формирования интереса к такой проблеме, как профессиональное самоопределение. Другая цель данного пункта работы - обучение юного поколения правилам, по которым следует выбирать свою будущую деятельность.

По второму из направлений - созданию подходящих условий для получения актуальной информации - библиотекарю следует сосредоточить усилия на помощи юным личностям в деле осознания собственной заинтересованности в определенной сфере деятельности.

Определимся окончательно

Следующий шаг заключается в формировании более устойчивого интереса к выбранному виду труда на базе формирующейся общественной и личностной позиции. То есть будущий абитуриент должен определиться в своих ценностных ориентациях и осознать мотив собственного выбора.

Третий из пунктов плана является наиболее ответственным, так как основан на индивидуальной работе с теми из старшеклассников, кто практически определился с выбором. В данном случае задача мероприятия по профориентации молодежи в библиотеке - сформировать более серьезное представление о выбранной сфере деятельности.

В качестве результатов такой библиотечной работы можно назвать интерес, проявленный школьниками к проблеме выбора, усвоение ими его базовых правил, проявление достаточно высокого уровня самосознания, включающего ответственность за собственное решение.

Целью становится выявление социальных мотивов выбора и формирование представления о том или ином виде деятельности. А также знание специфики условий получения специальности и дальнейшей трудовой деятельности, перспектив и материальных условий. Ведь в связи со сложившейся в наши дни ситуацией на трудовом рынке имеет место зачастую серьезное несоответствие идеального представления абитуриентов о будущей работе реальным жизненным условиям.

название мероприятий по профориентации в библиотеке

Что делать библиотекарю

Для реализации поставленных задач библиотека разрабатывает модель профориентационной работы. Суть ее - в комплексном подходе к вопросу рабочей ориентации молодёжи, использование большого количества специальной литературы, разнообразие методов и форм пропаганды.

Работа с читателями включает, кроме того, привлечение других организаций и специалистов.

Организационная форма мероприятия в библиотеке по профориентации может быть массовой, групповой (в виде кружков постоянного или меняющегося состава), а также индивидуальной. По методике воздействия их все можно поделить на словесные (вербальные) - в виде докладов, лекций, диспутов, конференций читателей, встреч, бесед и т. п.; практические - в форме экскурсий, тренингов, кружковых занятий, конкурсов и походов; а также наглядные - в виде книжных и творческих выставок, тематических стендов и пр.

Все формы целесообразно использовать в комплексе, так они будут друг друга дополнять.

Мероприятия в библиотеке по профориентации могут быть следующими:

  • Просвещение в словесной (или вербальной) форме часто подается в виде организации клуба профессиональных знакомств, объединяющего юношей и девушек для расширения кругозора и развития интереса к специальностям.
  • В таком клубе выпускникам дается возможность встретиться с представителями самых разных видов труда, как массовых, так и достаточно редких, и познакомиться с особенностями их деятельности, а также психологическими, экономическими и даже медицинскими нюансами при совершении выбора.

О конкретных формах работы

Организовать мероприятия по профориентации в библиотеке для детей и подростков предполагается в виде диалога школьников и гостей клуба. На заседаниях возможно проведение экспресс-диагностики, профориентационных игр, подача информации об условиях поступления в то или иное учебное заведение. Также можно устроить диспут на тему востребованности определённой профессии.

Ценность занятий в форме диспутов в том, что они заставляют задуматься на тему выбора даже того, кто по какой-то причине еще к нему не готов, и в выработке умений принимать коллегиальные решения по самым разным вопросам.

Диспуты можно устроить на следующие темы: "Мои действия для достижения цели", "Что такое престиж профессии?", "Карьеризм - хорошо или плохо?", "Безработица - социальный тупик или ваш новый шанс?", "Достигать ли цели любой ценой?", "Каким я вижу себя через 5 лет" и т. п.

мероприятия по профориентации в библиотеке для детей

Сценарий: познавательное мероприятие по профориентации в библиотеке

При подготовке плана диспута следует составить примерный перечень вопросов, а именно:

1. Равнозначны ли для вас понятия выбора профессии и обретения жизненного смысла?

2. Что важнее - формирование профессиональных навыков или рост личности?

3. Дело красит человека или человек дело?

4. Правду ли говорят, что привыкают к любой профессии. Как вы считаете?

5. Что такое свободный выбор в профессиональной сфере?

6. Как влияют на жизненный успех оценки в аттестате?

7. Какой информацией нужно располагать, чтобы не ошибиться в выборе?

Другая форма мероприятия в библиотеке по профориентации - издание устного журнала, представляющего собой заранее подготовленные выступления, каждое из которых посвящено определенной теме. Чтобы заинтересовать данной идеей школьников, доклады следует чередовать с просмотром слайдов, видеороликов и выступлениями приглашённых профессионалов.

Каждый из выпусков такого журнала может быть посвящен конкретной сфере деятельности, например медицине, строительству или педагогике.

Другие варианты

Такая форма мероприятия в библиотеке по профориентации, как беседа, подразумевает знакомство подростков с миром профессиональной деятельности, ориентирами в самоопределении и ситуацией с учебными заведениями в регионе. Готовя беседу, следует предусмотреть список обсуждаемых вопросов, наглядные материалы и рекомендуемую литературу. Если беседа посвящена конкретному роду деятельности, неплохо пригласить ее представителя. Совсем не лишним будет выступление студентов, обучающихся на ту или иную специальность.

Что такое круглый стол? Это название мероприятий по профориентации в библиотеке, подразумевающих коллективную беседу на конкретную тему. Свободный обмен собственными мнениями по всем обсуждаемым вопросам может быть лишь у тех учащихся, кто обладает неплохим уровнем подготовки. Такая форма работы годится для старшеклассников с некоторым опытом. Программа каждого заседания должна быть составлена заранее, примерные вопросы проработаны.

интересные мероприятия по профориентации в библиотеке

Как заинтересовать читателей

Интересные мероприятия по профориентации в библиотеке можно организовать в виде вечеров-путешествий. Участники делятся на команды, в ходе "путешествия" обмениваются впечатлениями, информацией и предложениями на разные темы. Подобных вечеров можно провести целую серию. Примерная тематика их такова:

1."Родной город" - участники "бродят" по площадям, улицам своего города, "посещают" известные места.

2. "Наш край" - путь пролегает по рекам, городам, памятным местам своей страны.

3. "Кругосветное путешествие" включает в себя другие страны и столицы.

4. "Удивительный мир" - поднимается тема природы, животных, растений и т. п.

5. "Мир профессий".

6. "Полет на машине времени".

Название мероприятий по профориентации в библиотеке, проводимых в виде тренинга, может быть что-то вроде "Вечера разгаданных тайн". Здесь школьники как бы совершают "научные открытия" и фокусируют внимание на различных нерешенных проблемах.

Участникам необходимо предварительно подготовиться. Удобнее всего разбить их на небольшие группы численностью не более 5 человек в каждой. Причём это могут быть как сверстники, так и дети разного возраста. Тематика выбирается самая разнообразная, например "Город будущего", "История старинного предмета".

Лучше всего, если ответы на поднимаемые вопросы будут не в форме обзоров (то есть сводок цифр и фактов), а в форме дискуссий, предполагающих массовое участие.

Подготавливая такой вечер, следует использовать любые доступные источники, от интернета до научно-популярных журналов и книг. Продолжительность его не должна превышать полутора часов. Если возраст участников не слишком велик, следует позаботиться о включении в программу вечера игровых моментов.

в библиотеке прошло мероприятие по профориентации

Предстоит серьезная работа

Следующий тип мероприятия в библиотеке по профориентации - конференции. Они могут быть научными, итоговыми и читательскими. Методика их проведения заключается в определении темы, оповещении участников о дате проведения, подготовке для всеобщего ознакомления программы.

Готовясь к конференции, участники должны будут изучить множество разнообразных источников, поработать с библиотечными каталогами, энциклопедиями, библиографическими справочниками, посмотреть определённые фильмы или спектакли по обсуждаемой теме. Возможно, следует в рамках подготовки организовать поход в музей или встречу с интересным человеком.

Проводя вместе с учащимися конференции, библиотекари совместно с учителями прививают школьникам навыки ведения конспектов, составления планов, выделения самого важного, подбора цитат, правильного оформления документов. Подростки учатся логическому мышлению, навыкам анализа и обобщения.

Каждый из участников составляет краткий план собственного выступления. По мере необходимости проводятся консультации в группе или индивидуально. По завершении подготовительного этапа должен быть составлен развернутый план мероприятия.

Отчет

Мероприятий в библиотеке по профориентации может быть, конечно, много. Но после проведения каждого должны быть подведены итоги. Следует задать участникам такие, например, вопросы:

- Что именно в состоявшемся мероприятии показалось максимально полезным и интересным?

- Какие вопросы раскрыты недостаточно полно?

Примером темы научной конференции может стать: "В каких специалистах наш регион будет нуждаться спустя десятилетие?"

форма мероприятия в библиотеке по профориентации

Такая воспитательная форма работы, как пресс-конференция, активизирует молодежь и подростков, способствует развитию мышления и умения вести дискуссию, а также использовать информацию из самых разных источников. Это эффективный прием школьного самообразования.

Готовя пресс-конференцию, следует создать из участников творческие либо инициативные группы. Каждая из них получает конкретное задание, например подготовка выступления по теме, оформление наглядного пособия, составление кроссворда, подбор занимательных фактов и прочее.

От каждой группы выбирается основной представитель, которому придется выступать от лица всех. Попутно ведется оформление книжной выставки или другого информационного стенда. Форма проведения пресс-конференции предполагает заслушивание подготовленных заранее докладов с последующими ответами на вопросы и подведением итогов.

Каждая из предлагаемых тем должна быть рассмотрена с противоположных позиций. В качестве темы пресс-конференции можно взять, например, такую: "Труд и здоровье". И обсудить с разных точек зрения.

Для тех, кто помладше

План мероприятий по профориентации в библиотеке обязательно включает в себя и практические формы профессионального просвещения. К таковым относятся самые разнообразные конкурсы и игры. Они могут планироваться в виде самостоятельных мероприятий, например конкурса лучшего по профессии, или включаться как составная часть сценария тематических вечеров.

Игры относятся к самым активным формам просвещения. Играя, школьники примеряют на себя профессиональные обязанности, порой всерьез выполняя их отдельные элементы. В данном случае в помощь библиотекарю существуют специальные методические пособия с описанием самых разных профориентационных игр.

мероприятия по профориентации молодежи в библиотеке

Целью таких мероприятий, как конкурс, является выявление тех учащихся, кто обладает наиболее глубокими знаниями на определенную тему и имеет самый высокий уровень профессиональных навыков.

Темой тематического вечера может быть конкретно выбранная профессия или даже целая отрасль. Данная форма интересна тем, что может включать в себя и конкурсы с играми, и художественную самодеятельность, и музыкальное оформление.

Если проводятся мероприятия в детской библиотеке по профориентации с участием младших школьников , то тематики рекомендуются следующие: "Все профессии нужны, все профессии важны", "Кем я буду?", "Наши бабушки и мамы" и тому подобное.

Чем младше возраст детей, тем более активными должны быть формы проведения мероприятий. Уже в средней школе рекомендуется организовать для учащихся экскурсии на предприятия, в центры занятости и профессиональные учебные заведения. Школьники своими глазами смогут увидеть организацию производства, деятельность людей в рабочей обстановке, почувствовать атмосферу учебного заведения. После того как в библиотеке прошло мероприятие по профориентации, экскурсия закрепит полученную информацию.

Какими они бывают

Экскурсии могут быть обзорными, дополняющимися небольшими беседами с персоналом, работающим на каждом участке, или тематическими. Последние проводятся школой по разработанному плану согласно темам учебных предметов. Тематический цикл экскурсий может быть включен в школьную программу с целью комплексного ознакомления учащихся с имеющимися в регионе организациями и предприятиями, а также пропагандой тех или иных профессий.

Помимо прочего, в библиотеке могут быть организованы клубы и тематические кружки. Такие формы ориентированы на то, чтобы решать воспитательные и профессиональные задачи помимо учебного процесса. У каждого клуба - свой профиль и своя программа, а также выпускные испытания.

Мероприятия по профориентации в библиотеке для детей обязательно должны включать в себя множество викторин, состоящих из занимательных вопросов и ответов, головоломок, кроссвордов или ребусов.

К наглядным формам просвещения относится оформление информационных стендов с перечнем сведений о специальностях и учебных заведениях региона, работодателях города и района, информация из центра занятости. На них могут помещаться описания наиболее распространенных видов деятельности, выставляться научно-популярная и справочная литература на тему мира профессий. Стенды могут представлять собой схемы или таблицы, позволяющие познакомиться с сутью тех или иных технологических процессов или принципов работы организации.

Сценарий "Профессия библиотекарь" - Начальные классы

Сценарий «Профессия биьлиотекарь»

Ведущий 1.

Добрый день! В студии Елизавета Теплоухова и Плотников Кирилл. Мы учимся в третьем классе, но перед нами уже стоит нелегкий вопрос «Какую профессию выбрать?».

Ведущий 2.

Каких профессий только нет:

Художник, повар и поэт.

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть еще библиотекарь.

Ведущий 1.

Итак, тема нашей передачи «Профессия- библиотекарь в 21 веке».

И мы приглашаем в нашу студию Матвея и Елизавету, которые работают в государственной библиотеке. (Аплодисменты)

Выходят библиотекари, встают по центру сцены.

Библиотекарь 1 : Дорогие друзья, здравствуйте! Профессия библиотекаря во все времена была уважаемой. Библиотекарь – это не просто профессия, это состояние души.

Я – не банкир, не менеджер, не пекарь,

Моя профессия – библиотекарь

Библиотекарь 2:  Добрый день! Да, работа библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Нужно не просто выдавать книги, а знать их, уметь предложить каждому читателю то, что ему будет интересно. Библиотекарь – это лоцман в огромном море книг. Он должен знать писателей, их произведения, героев.

Ведущий 1.  Самуил Яковлевич Маршак: писал: «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной полки, и, улыбаясь, сказал: «Прочтите эту, не пожалеете!..»».

-1-

Библиотекарь 1: Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет. Заметим, что это была исключительно мужская профессия. Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, такие как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский.

Библиотекарь 2: 

Да! Я люблю свою профессию,

И с каждым годом все сильней

Она похожа на поэзию,

Хоть много будничного в ней.

Ведущий 2.

-Уважаемая студия! Мы бы хотели послушать вас, а что вы знаете о профессии библиотекарь?

Поёт группа детей (гости студии)

Песня. На мотив «Белые розы».

Когда-то и я умел читать, но в век интернета
Вхожу в эти двери ,словно в лес ,несбывшихся грёз.
Проводит меня в этот добрый лес, библиотекарь
И в мир уведёт волшебных сказок, веселья и слёз.


Библиотекарь, пусть неприметен,
Тих и скромен твой труд,
Самые светлые чувства на свете
Людям книги несут.
Завтра ты снова встанешь на стражу
Мудрости и добра,
Сделаешь жизнь нашу чуточку краше.
Праздник твой нынче,

Гость 1.Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг. Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле.

Гость 2. В наше время идёт активное внедрение электронных технологий в библиотеки. Например, таких как Wi-Fi и радиочастотные метки в книгах, Поэтому библиотекарю просто необходимо шагать в ногу со временем и постоянно развиваться.

Гость 3. Другое направление – работа с читателями. Библиотекарь консультирует посетителей, помогает им в поиске и выборе литературы.

Гость 4. Современный библиотекарь

Должен знать,

Как читателя занять,

Информацию найти

И на полке, и в сети. -2-

Гость 5. Знать издательства новинки,

Жанры, стили, направления,

Авторов и их творения.

Знать как книгу сохранить,

В чистоте ее хранить...

Гость 6.

Ну а главное в работе -

То, что делаешь любить,

И к читателю и к книге –

Всё с улыбкой подходить.

Там, где "солнце", там, где ждут,

Книги с радостью берут.

Ведущий1.

При всей своей возвышенности и самобытности профессия библиотекаря замечательно вписывается в XXI век…

Современный библиотекарь – ЭТО-

(Гости с 1 по 6 называют качества библиотекаря и поднимают карточки)

  • 1. - Библиотекарь- это учитель,

  • 2. - Библиотекарь- это психоаналитик,

  • 3.- Библиотекарь- это романтик

  • 4.- Библиотекарь- это артист,

  • 5.- Библиотекарь- это социолог,

  • 6.- Библиотекарь- это эрудит.

Танец на музыку «Книжкин дом»

Ведущий 2 : Кирилл, оказывается, так здорово и интересно работать библиотекарем!

Библиотекарь 2: Матвей, а давай-ка проверим, хорошо ли знакомы учащиеся лицея № 100 с библиотекой?

Ребята, мы будем вам задавать вопросы, а вы дружно и громко отвечайте. Договорились?

Работа с кроссвордом. Ответ БИБЛИОТЕКА

Все работы хороши,

  А библиотекарь лучше!

Учат на библиотекаря на факультете института культуры.

Ведущий: И сегодняшнюю нашу передачу нам хотелось бы закончить таким прекрасными словами…

И верим мы, не рухнет мир вовеки.

Покуда свет горит в библиотеке!

Звучит «Гимн библиотекарю» дети уходят со сцены

-4-

Месячник по профориентации в библиотеках района

14.04.2016

В библиотеках города Асино и района прошли мероприятия в рамках месячника по профориентации.

В читальном зале Библиотечно-эстетического центра для пятиклассников и семиклассников школы № 4 г. Асино 7 и 11 апреля прошли часы профориентации «Редкие профессии» и «Профессии. Какие они?». Цель мероприятий – познакомить ребят с видами профессий, воспитать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Сотрудники библиотеки рассказали школьникам, на что следует ориентироваться при выборе профессии. Школьники разгадывали «профессиональные» загадки, принимали активное участие в викторине, рассказывали о профессиях своей семьи, кем собираются стать в будущем. Ребят познакомили с профессией библиотекаря.
В зале к мероприятиям были оформлены выставки «Профессия вечная – библиотечная» и «Какие бывают профессии?».

В библиотеке-филиале № 1 (ТРЗ) в рамках месячника по профориентации с 14 марта по 14 апреля прошел библио-круиз «Библиотека для поколения NEXT».
Посетители первого мероприятия посмотрели презентацию «Через библиотеку – к профессии», а затем приняли участие в интеллектуальной игре «Один день библиотекаря на работе», познакомились с профессией библиотекаря. Ребята, которых заинтересовала эта творческая профессия, охотно брали закладки и памятки о поступлении в Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций на отделение «Библиотековедение». Все желающие смогли познакомиться с материалами выставки, которая поможет определиться с выбором будущей профессии.

В рамках Недели детской книги юным читателям библиотеки была представлена презентация в игровой форме о профессии библиотекаря. Ребята узнали, где можно обучиться такой замечательной и нужной профессии.

О выборе профессии была проведена беседа с группой ребят из Центра реабилитации. Библиотекарь обратила их внимание на то, что надо любить читать книги, хорошо учиться. Раздала ребятам памятки и закладки об учебных заведениях. Подростки заинтересовались и задавали много вопросов.

Сотрудники библиотеки для мероприятий оформили выставку-адвайзер «Мир профессий: дороги, которые мы выбираем», на которой представили книги, статьи из периодических изданий об особенностях тех или иных профессий, памятки, закладки, буклеты об учебных заведениях Томской области. Библиотекари надеются, что в ходе библио-круиза учащиеся старших классов получили важную и ценную информацию, которая станет отправной точкой для правильного выбора их жизненного пути.

Потенциал школьной библиотеки в рамках реализации программ профессионального самоопределения учащихся.

Потенциал школьной библиотеки в рамках реализации программ профессионального самоопределения учащихся

Современная общеобразовательная школа развивается в условиях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, основные цели которой направлены на максимальное развитие в каждом человеке его возможностей и способностей; формирование рационального критического мышления, сообразно природным склонностям и интеллектуальным способностям учащихся; вооружение их знаниями современной науки, техники и технологий, позволяющих добиться максимального социально-экономического и морального эффекта. Для достижения этих целей необходимы квалифицированные кадры, имеющие не только глубокие знания, но и обладающие коммуникативными качествами, стремящиеся к партнерским отношениям, умеющие использовать в своей деятельности разнообразные средства и приемы, инновационные технологии. Современные требования к уровню профессиональной компетентности кадров возрастают. Поэтому начинать формирование таких навыков нужно со школьной скамьи.

Раннее профессиональное самоопределение обучающихся требует создания условий, обеспечивающих социально ответственное профессиональное самоопределение и информационной поддержки. Ведущую роль в этом процессе призвана играть школьная библиотека, которая содействует формированию профессиональной и социальной компетентности выпускников, оказывает позитивное влияние на развитие личности школьника в сфере профессионального самосознания, организуя определенным образом информационно-образовательное пространство школы.

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи.

Выбор профессии - это выбор социального положения, связанного с профессией. Профессиональное самопределение предполагает осознание собственных склонностей и способностей к одному или нескольким видам профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка постепенно превращается в процесс непрерывного образования и профессионального развития личности и требует профориентации школьников.

Основываясь на государственных стандартах и нормативах, общеобразовательным учреждениям необходимо проводить системную, квалифицированную и комплексную работу в направлении профессионального самоопределения учащихся. Важно формирование у учащихся сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося, с учетом потребностей в кадрах как региона, так и страны.

Эффективная организация по профессиональному самоопределению обучающихся зависит от включенности всех субъектов образовательного пространства, прежде всего библиотек. Именно школьные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации: от книги до интернета; наглядно представить эффективные результаты поиска информации. И школьные библиотеки, и другие социальные институты обеспечивают систематическую работу по профориентации каждого учащегося, имеют специально подготовленные кадры. 

Библиотекари - знатоки традиционной библиотечно-библиографической культуры, владеют всей совокупностью информационных знаний и умений. Важными, непременными условиями эффективной деятельности школьной библиотеки являются её компьютеризация и владение библиотекарем новыми информационными технологиями, что обеспечивает ее включенность в образовательный процесс.

Следует признать, что должного внимания в отечественной профессиональной печати не получает не только тема профориентационной деятельности, но и современного состояния школьных библиотек.

На сегодняшний день школьная библиотека активно включается в процесс обучения на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих интенсификацию школьной образовательной среды, включая и такое важное направление деятельности, как программы профессионального самоопределения учащихся.

Результативность профориентационной работы школьной библиотеки определяется ориентацией на субъекта. Комплексный характер основных направлений профориентационной работы - информационно-просветительского, диагностического, консультационного и обучающего -доказывает ее педагогическую сущность. Это требует учета возрастных особенностей восприятия контингента, мотивов обращения к ресурсу, типо-видового разнообразия документов, характера режима доступа с целью развития мыслительных и созидательных способностей личности.

Социальное партнерство школьных библиотек и вузов позволяет создать инновационный педагогический инструмент - мобильную, многокомпонентную БД, которая способствует интенсивному удовлетворению информационных потребностей, формирует способы общения субъектов школьной образовательной среды.

Основными и достаточными условиями, обеспечивающими эффективность профориентационной работы школьной библиотеки, являются: интеграция и преемственность педагогических усилий школы и вуза; наличие адекватного инструмента и информационно-методического обеспечения воспитательного процесса, основанного на результатах комплексной диагностики профессиональных намерений старшеклассников в процессе их профессионального просвещения.

Профориентация, профессиональное самоопределение: полезные ссылки.

В школьной библиотеке МАОУ «Лянторская СОШ № 7» в рамках реализации программ профессионального самоопределения учащихся проводятся:

  1. Беседы с учащимися, устные журналы на темы: «Тропинки профессии», «Много профессий хороших и разных», «Мир профессий», «Старт в профессию», «Кем ты станешь, выпускник?»

  2. Оформляются выставки под следующими названиями: «Профессии нового века», «Профессию подскажет книга», «На рабочих держится держава», «Куда пойти учиться», «Тебе, абитуриент», «УЧИТЕЛЬ» пишется с заглавной буквы», «Сделай свой выбор», «Властелин офиса» и другие.

  3. Сформирована база данных материалов (тематические классные часы, тесты, публикации из периодических изданий) по вопросам профессионального самоопределения учащихся. Выполняется подбор литературы по запросам педагогов школы.

  4. Проведение викторин, конкурсов, интеллектуально-творческие игровых программ; дискуссионных клубов; часов полезных советов и других библиотечных занятий профориентационной направленности;

  5. В библиотеке проводится информационное обслуживание читателей в помощь выбору профессии и учебного заведения. Сведения о специальностях, факультетах, подготовительных курсах, информирование о востребованных профессиях на региональном рынке труда, сезонных работах для молодежи. Информация берется с сайтов центров занятости округа и района, сайтов вузов и других сайтов профориентационной направленности.

  6. Буклеты по профессиям, памятки «Тебе, абитуриент», буклеты -путеводители по образовательным сайтам, и прочее.

  7. В этом году впервые апробировала работу по профориентации для младших школьников. В ходе игрового занятия «Примерь профессию» дети познакомились с самыми разными профессиями. Ребята узнали о наиболее известных и популярных профессиях: библиотекарь, водитель, врач, повар, парикмахер, продавец и др., по ходу беседы отгадывали «профессиональные» загадки и слушали стихи.

  8. В перспективе публикация на сайте школы информации по вопросам профессионального самоопределения учащихся, отображение деятельности библиотеки в этом направлении.

Урок профориентации "Все работы хороши"

Урок профориентации

«Все работы хороши»

1-3 классы

Цели: - обобщить знания о профессиях;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

- показать важность труда.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран для просмотра мульфильма «Самый главный».

Костюмы врача, повара, военного, милиционера, плотника.

Книжная выставка «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Пословицы о труде.

Рисунки детей на тему «Кем бы я хотел стать?»

Ход мероприятия:

Библиотекарь:

Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества!

Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт или откроете новые звёзды. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.

Ребята, утром родители привели вас в школу, а сами отправились куда? На работу. А вы знаете, где работают ваши родители? Как называются их профессии? Рассказы детей.

Я работаю в библиотеке, а профессия моя — библиотекарь. Библиотекарь очень нужная и важная профессия. Библиотекарь выдает книги, он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует какую книгу прочесть. Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвященные праздникам или юбилеям писателей или поэтов.

Библиотекарь должен обладать такими качествами, как великолепная память, общительность, знание литературных произведений.

А сейчас послушайте и отгадайте загадки о профессиях, может и приглянётся вам какая-нибудь.

Ведущие: актив библиотеки

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель –

Проведёт урок …          учитель.

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь –

Как лечится, знает …                 врач.

На посту он в снег и зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется …                 военный.

Тонкой палочкой взмахнёт –

Хор на сцене запоёт.

Не волшебник, не жонглёр.

Кто же это? …               дирижёр.

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный …           капитан.

Стук летит из-под колёс,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а …      машинист.

На посту своём стоит,

За порядком он следит.

Строгий, смелый офицер.

Кто он? …          милиционер.

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник –

Делает нам стулья …       плотник.

Тёмной ночью, ясным днём

Он сражается с огнём.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит …     пожарный.

Мастерица на все руки

Нам сошьёт пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? …    портниха.

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает …     продавец.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает …      столяр.

Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтёр и не водитель,

Дом нам выстроит …   строитель.

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит …    шофёр.

Библиотекарь:

Какая же профессия самая важная, самая главная? Ответы детей.

Библиотекарь:

Ребята, а вы согласны с высказыванием: «Все профессии нужны, все профессии важны»? Ответы детей.

Библиотекарь:

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал своё дело по душе. Счастлив человек, который занимается любимым делом. О таком человеке говорит, что у него «золотые руки». Много пословиц и поговорок создали люди о труде. Вот некоторые из них… ох, беда, они у меня рассыпались. Попробуйте их  сложить.

Грамоте учиться - всегда пригодиться.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ведущиие (актив библиотеки)

Кто в дни болезней всех полезней 
И лечит нас от всех болезней? 
(Доктор) 
***
В прошлый раз был педагогом, 
Послезавтра — машинист. 
Должен знать он очень много, 
Потому, что он… 
(Артист)
**
Наведёт стеклянный глаз, 
Щёлкнет раз — и помним вас. 
(Фотограф) 

***
Вот на краешке с опаской 
Он железо красит краской, 
У него в руке ведро, 
Сам раскрашен он пестро. 
(Маляр)
***
Скажи, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды? 
(Повар)
***
С огнём бороться мы должны, 
С водою мы напарники. 
Мы очень людям всем нужны, 
Ответь скорее, кто же мы? 
(Пожарники)
***
Работник этот хоть куда! 
Сопровождает поезда. 
(Железнодорожник) 
***
Он водил вокруг Земли
И суда, и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый… 
(Капитан)
***
Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их…
(Машинисты)
***
Есть у Андрюши старший брат – 
Отличной выправки солдат. 
Несет он службу, но притом 
Вооружен водой, багром. 
Он на посту в мороз и в зной. 
Скажите, кто же он такой? 
(Пожарник)
***
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
***
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
(Пограничник)

Библиотекарь:

Кем хотите стать вы, дети?

Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!

— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.

— Я мечтаю о балете. 
Лучше нет его на свете.

— Я хочу врачом стать классным. 
Буду всех лечить лекарством. 
Очень вкусным, как конфета. 
Съел его - болезней нету!

— В красках я души не чаю. 
Стать художником мечтаю. 
Закажите мне портрет. 
Справлюсь я, сомнений нет!

— Вы со мной, друзья, не спорьте, 
Я хочу стать первым в спорте. 
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!

— Я хочу стать пианисткой. 
Замечательной артисткой. 
Музыка со мною с детства, 
Я люблю её всем сердцем.

— Я мечтаю стать скорей 
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть. 
Дни рожденья отмечать.

Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *