Профессия машинист поезда где получить эту профессию – что должен сделать или какие действия предпринять после срабатывания УКСПС, обучение и зарплата машиниста поезда

Содержание

ᐅ Где получить профессию машиниста поезда?

Получить профессию машиниста быстро не получится. Но если долго, то наверняка. Где можно обучиться на машиниста поезда? Давайте узнаем.

Не любая учеба долгий процесс, но на машиниста поезда обучают долго и усердно. И даже после окончания учёбы присваивается квалификация «помощник машиниста».

Дальше только добросовестный безаварийный труд, прохождение тренажёрной подготовки, учёба на повышающих квалификацию курсах и отличная сдача экзаменов приведет к долгожданной профессии «машинист».

Где обучают на машиниста поезда?

Где учиться на машиниста поезда каждый должен выбрать для себя сам. Нет смысла ехать через всю страну или в другой регион поступать в учебное заведение, если рядом в своем городе или в соседнем регионе находится подобное учебное заведение. В нашей стране очень много колледжей и техникумов, где обучают на машиниста электропоезда.

Приложив немного усилий, можно найти подходящее учебное заведение, чтобы получить профессию машиниста поезда.

В списке лучших железнодорожных техникумов и колледжей находятся: Пензенский, Московский, Хабаровский, Томский, Алатырский, Ожерельевский и ещё около 40 техникумов, где можно обучиться на машиниста поезда.

На обучение принимаются лица мужского пола после 9 или 11 класса, предварительно прошедшие медицинскую комиссию. Во всех учебных заведениях предъявляют серьезные требования к состоянию здоровья, зрению, слуху. Обязательно прохождение освидетельствования у нарколога и психиатра. Если состояние здоровья позволяет получить профессию, можно приступать к выбору места учёбы.

Как получить профессию машиниста поезда?

Поступить в колледж, техникум или вуз. Если кратко, то вот так. Но во многих случаях выбор учебного заведения происходит по рекомендации кого-нибудь из знакомых или друзей, или тех, кто там учился или учится. Часто друзья рекомендуют поступить вместе с ними, за компанию.

Что же, узнать отзывы знающих людей, прошедших этот путь – достойное решение. Ведь из любых рекламных буклетов можно узнать только положительные стороны, где действительность часто бывает приукрашена.

Очень важно поинтересоваться, как происходит трудоустройство выпускников, где проходит практика, есть ли своя техническая база для практических занятий, каков преподавательский состав (от этого тоже много зависит, сколько специалистов «своего дела» преподают в учебном заведении).

Для многих немаловажным является наличие бюджетных мест, предоставление общежития иногородним, выплата стипендии отличникам. Эти дополнительные преимущества иногда являются основными при выборе места учёбы.

Если учебное заведение является филиалом университета путей сообщения, то предоставляется ещё и шанс после среднего образования получить высшее.

В каких вузах можно получить профессию машиниста поезда?

Высшее образование можно получить в Московском, Петербургском, Ростовском, Омском, Сибирском, Уральском, Дальневосточном и Иркутском университетах. Это открывает возможности карьерного продвижения в сфере управления, ведь выучиться на машиниста поезда – это для многих первая ступень в карьере.

Далее возможно продвижение в любой сфере: эксплуатация, обслуживание, управление, подбор кадров, а также со временем возможна преподавательская деятельность в среднем или высшем учебном заведении. Поэтому, выбор места, где учиться на машиниста поезда – индивидуальное решение каждого.

Учебно-производственные центры

Если долгий путь к профессии не устраивает, то можно выбрать более быстрый способ начать трудовую деятельность. Приобретение практического опыта положительно отразится на дальнейшем образовании. При желании обучение можно совмещать с работой, повышая квалификацию и нарабатывая стаж.

Такое обучение можно пройти в учебно-производственном центре. Обучение проводится в колледже после 9 класса – 2 года 10  месяцев, после 11 класса – 10 месяцев.

В результате обучения присваивается квалификация «помощник машиниста». Работая, повышая своё мастерство, можно продолжить обучение и в результате также получить профессию машиниста поезда.

Учебно-производственные центры – это место, где отучиться на машиниста поезда можно поэтапно: сначала получить начальное образование и должность помощника машиниста, затем продолжить учебу в техникуме и одновременно работать, повышая практический опыт.

В таких же учебно-производственных центрах и в учебных центрах при электродепо проводится обучение на машиниста электропоезда метрополитена. Сроки обучения на помощника машиниста – 1 месяц, на машиниста – 6 месяцев с дальнейшей стажировкой.

Отвечая на вопрос, где выучиться на машиниста поезда, достаточно проанализировать свои возможности, знания, оценить своё здоровье, определиться с дальнейшим карьерным ростом или же скорейшей возможностью заработать самостоятельно свои первые деньги, изучить ближайшие учебные заведения и выбрать именно то, которое удовлетворяет всем запросам. 

история профессии и особенности, требования к кандидату и обучение, работа в метрополитене

 машинист  поезда

История профессии

История происхождения профессии машинист тепловоза

Профессия машинист локомотива появилась вместе с созданием первого поезда и с прокладкой железной дороги. В это же время возник вопрос о том, кто будет управлять такой сложной техникой. Чтобы поездка была безопасной, человек должен обладать определёнными знаниями, навыками, а также иметь высокую скорость реакции. Для этого сначала нужно было выучиться на эту профессию.

В Российской Империи в 1834 году появился первый машинист тепловоза. После этого уже многие люди шли учиться на профессию, чтобы иметь возможность водить составы из четырёх вагонов. Тогда же впервые была написана должностная инструкция.

Первые поезда

В то время поездов дальнего следования ещё не существовало, так как железнодорожная сеть была очень плохо развита. Средняя скорость паровоза достигала всего 33 км/ч, но уже к 1860 году она увеличилась на 10 км/ч. Основным маршрутом как для пассажирских, так и для грузовых составов был путь Москва-Санкт-Петербург.

Во времена СССР данная профессия стала очень востребованной, а работать машинистом было довольно престижно. Различные производства в государстве развивались большими темпами, из-за чего создавались новые типы грузовых поездов. Такая тенденция наблюдается и сейчас, хотя, чтобы устроиться на работу в РЖД, нужно соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.

Особенности работы

В России эта профессия появилась почти два столетия назад. Уже на тот момент для выполнения своих обязанностей необходимо было соответствовать особым требованиям. Чтобы человека допустили к управлению локомотивом, он должен иметь узконаправленные технические знания, хорошую реакцию и высокую стрессоустойчивость. Благодаря прогрессу появляются все новые составы различного типа и класса (например, современный поезд, который называется «Сапсан»). Работая на них, нужно обладать конкретными навыками.

Основные требования и сложности:

Сигналы на железной дороге Работа машиниста тепловоза
  1. Необходимо вовремя ориентироваться в нестандартных ситуациях. Хотя поезда и электрички ходят каждый день по одним и тем же маршрутам, расслабляться сотрудникам нельзя. Нужно соблюдать дорожные правила, следить за сигналами семафоров и возможными препятствиями на путях, а также контролировать технические показатели. Основная сложность заключается в том, что составы развивают большие скорости, из-за чего на принятие решения есть всего пара секунд.
  2. Соблюдение графика. Отклонение от расписания может приводить к нарушению всей логистической системы.
  3. Нужно знать и понимать особенности конкретного участка. Руководство обычно машинистов ставит только на один конкретный маршрут. Это обуславливается тем, что даже незначительная заминка может нарушить график.
  4. Следует учиться быстро восстанавливаться, а также эффективно распределять энергию. Постоянное нахождение в кабине требует больших физических и психологических сил. Чтобы качество работы оставалось на высоте, нужно максимально использовать перерывы и выходные дни.
  5. Необходимо внимательно относиться к своему здоровью. Перед каждой сменой сотруднику положено пройти базовое обследование, в которое входит контроль пульса и артериального давления, температуры, а также проверка на содержание алкоголя в крови. Каждый квартал машиниста обследуют на профпригодность.

Водитель состава является основным человеком, который ответственен за перевозимый груз и пассажиров. Маршрут может быть коротким или же составлять тысячи километров.

Плюсы и минусы

Локомотив

Основными плюсами данной профессии являются востребованность и доступность. Количество вакансий в РЖД возрастает с каждым годом. Даже молодые люди, не имеющие никакого опыта, могут рассчитывать нa хорошее место, окончив курсы помощника машиниста. Также ещё одним достоинством является вариативность способов учёбы на эту должность.

В данном направлении многих привлекает потенциальная зарплата. Сотрудникам сразу будут платить достойный базовый оклад. Со временем железнодорожники начинают зарабатывать больше благодаря премиям за безаварийную службу и выслугу лет. Из-за сложности условий работы у машинистов есть возможность выйти на пенсию раньше. В некоторых случаях по той же причине сотруднику доступна расширенная медицинская страховка, а также бесплатные поездки в санаторий.

Сложные условия труда

Большой минус этой профессии заключается в серьёзных нагрузках на организм. У машинистов длительный рабочий день, который зачастую приходится проводить в одном положении. Во время работы даже нет возможности размяться. Это плохо влияет на общее состояние здоровья. В современных составах условия получше, но риск получения «вибрационной болезни» всё же есть. Также нужно помнить, что основная масса поездов, курсирующих по стране, — это устаревшие модели с более низкими характеристиками.

Для многих становится проблемой постоянное нахождение в небольшом и замкнутом пространстве. В некоторых случаях отсутствие общения плохо сказывается на психологическом здоровье. Такая профессия не подойдёт тем людям, которые ничего не понимают в технике, так как водитель поезда должен уметь самостоятельно устранить незначительные неполадки.

Знания и навыки

Несмотря на довольно распространённое мнение о простоте работы на локомотиве, данная профессия требует от человека постоянного напряжения. Даже тем, кто разбирается в технике, первый опыт всё равно необходимо получать под наблюдением специалиста.

Машинисты должны иметь следующие навыки:

  1. Управление поездом в стандартных ситуациях.
  2. Быстрое реагирование на различные чрезвычайные происшествия, не прописанные в инструкции.
  3. Знание и владение правилами движения на железной дороге.
  4. Выполнение ремонтных работ при незначительных неполадках.
  5. Умение пользоваться радиосвязью и понимание её работы.
  6. Способность контролировать толпу (пассажиров) в нестандартных ситуациях.

Если отучиться в колледже или другом профильном заведении, то можно получить только лишь начальные навыки профессии. Основное понимание специфики работы приходит во время практики. Для машинистов регулярно проводятся различные семинары, направленные на пополнение знаний, а также на закрепление старой информации. Карьерный рост можно обеспечить, занимаясь дополнительным самостоятельным образованием по профилю.

Прохождение медкомиссии

Прохождение медосмотра

Очень часто на пригородные направления и в метрополитен объявляется набор машинистов. Начальные требования можно назвать довольно скромными при неплохой зарплате. Необходимо, чтобы человеку было менее 40 лет и имелось среднее образование. Но стать начальником поезда тяжело, а также на это требуется много времени.

Машинисту необходимо обладать прекрасным здоровьем, так как эта работа считается вредной — создаются большие нагрузки на глаза и слух, присутствует электромагнитное воздействие и вибрации; человек всё время будет дышать пыльным воздухом, что пагубно влияет на лёгкие. Именно по этим причинам каждая смена всегда начинается с обязательного медосмотра.

Независимо от места обучения, сначала необходимо будет пройти суровую медицинскую комиссию. После проверки здоровья следует психологический тест, который позволяет понять, готов ли человек нести ответственность за других людей. Повторная медкомиссия проходится непосредственно перед началом практических занятий, так как за время обучения здоровье могло ухудшиться.

На этапе прохождения комиссии отсеивается большинство кандидатов. Если хоть какой-то показатель будет отклоняться от нормы, машинистом стать не получится. В этом случае придётся довольствоваться ремонтом вагонов в депо.

Основные этапы медицинской комиссии:

Проверка зрения
  1. Проверка слуха и зрения.
  2. ЭКГ.
  3. Флюорография.
  4. Велоэргометрия.
  5. Осмотр узкопрофильными врачами.
  6. Сдача анализов.
  7. Предъявление всех справок о прививках.

При наличии отсрочки от армии нужно подтвердить, что она не по причине состояния здоровья. Уже во время работы машинисты регулярно проходят полную медкомиссию.

Получение специальности в колледже

Железнодорожный колледж

Если с физическим и психическим здоровьем всё хорошо, можно начинать учиться. Обучение на машиниста электропоезда метрополитена Москвы можно пройти в Железнодорожном колледже № 52 и Московском колледже железнодорожного транспорта. В этих заведениях можно стать помощником машиниста за короткое время. Если абитуриент пришёл после 11 класса, то весь процесс обучения займёт всего 10 месяцев. Для выпускников 9-х классов оно длится почти три года.

Коллектив бригад, работающих на локомотивах, исключительно мужской. Конечно, почти все работники слышали историю о машинистках, но на самом деле женщин нет в этой профессии уже довольно давно. В процессе обучения студент получает слесарный разряд после сдачи экзамена. Затем он начинает изучать уже основные дисциплины, например, техобслуживание электропоезда.

Обучение в метрополитене

Метрополитен

Колледжи подготавливают универсальных работников для электричек и метро. Но те, кто желают трудиться в метрополитене, зачастую идут по другому пути. В депо можно подать заявление о желании стать машинистом. Отдел кадров направит человека на обучение в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена. Процесс очень насыщенный. Он складывается из таких этапов:

Экзамены машиниста тепловоза
  1. Производственна слесарная практика.
  2. Сдача экзамена на получение разряда.
  3. Изучение оборудования электропоезда.
  4. Ознакомление со всеми инструкциями и терминами.
  5. Поездная практика.

Последний этап длится на протяжении нескольких недель на закреплённом маршруте. После сдачи финального экзамена выпускник становится помощником машиниста. Теперь необходимо отработать от нескольких месяцев до двух лет. В это время сотруднику предстоит наблюдать за посадкой пассажиров, проверять техническое состояние оборудования, реагировать на все обращения. Так человек набирается опыта.

Затем появляется возможность стать машинистом. Для этого кандидат направляется на дополнительное обучение в дорожно-техническую школу. Здесь процесс происходит на новом уровне. Будущих машинистов учат на специальных тренажёрах, которые моделируют управление составом. Это занимает от четырёх до шести месяцев.

После завершения дорожно-технической школы новичку даётся право сесть за контроллер машиниста. Потихоньку он будет набираться опыта и расти от машиниста 4-го класса до машиниста 1-го класса. После этого можно будет стать инструктором. Для повышения разряда необходимо снова отправляться на обучение.

Локомотивное депо

Депо предлагает отличным работникам бесплатное обучение в университете. Перед сотрудником с высшим техническим образованием открывается много возможностей для карьерного роста. Например, в администрации РЖД и Управлении государственного железнодорожного надзора есть начальники, которые раньше трудились машинистами.

Перед тем как связать судьбу с этой профессией, следует знать, что такая работа не на несколько лет. Ей придётся отдать значительную часть жизни. Поэтому следует сначала тщательно обдумать свое решение.

ᐅ Где учат на машиниста поезда в Москве

Если человека привлекают необъятные просторы, красота природы и долгие путешествия, безусловно, такая профессия, как машинист придётся по душе. Где учат на машиниста поезда в Москве? Давайте узнаем!

Но сначала, необходимо понять, действительно ли это зов сердца, потому что от этого зависит дальнейшее процветание и карьерный рост.

Чтобы учиться на машиниста поезда, необходимо соответствовать строгим требованиям: отличное здоровье, соответствующий возраст, концентрация и внимание, а также хорошие зрение и память. Если эти аспекты соответствуют кандидату, то можно смело учиться на машиниста поезда.

Где учат на машиниста поезда в Москве?

В столице сразу несколько учебных заведений, где можно учиться на машиниста поезда. Это могут быть колледжи, техникумы и учебные центры РЖД. Желающие могут даже поступить на учебу в вуз, но вообще для работы в этой профессии, диплома вуза не требуется.

Зато требуется идеальное здоровье. Перед поступлением в техникум или колледж железнодорожного направления, абитуриенты проходят медосмотр и он является наиболее расширенным.

У будущего студента не может быть проблем с сердцем, должны отсутствовать различные хронические заболевания и зрение должно быть безупречным. Учиться на машиниста поезда можно только после положительного результата медицинской комиссии.

Обучение делится на 2 аспекта: на базе 9 классов образования, ученик поступает в учебное заведение, где проходит теоретические занятия на протяжении двух лет. Следом он на протяжении 10 месяцев обретает навыки по профессии. Если поступать на базе 11 классов, учиться нужно только 10 месяцев.

Колледжи, где учат на машиниста поезда в Москве

Мест, где учиться на машиниста поезда в Москве несколько. Учебные заведения также есть и в области. В столице учит Московский технический колледж железнодорожного транспорта и 52 Железнодорожный колледж. В Подмосковье обучает Наро-Фоминский и Орехово-Зуевский ж/д техникум им. Бондаренко.

Однако, сразу после учебы выпускнику не предоставят место машиниста, а лишь должность помощника. Возникает вопрос: где же учиться на машиниста поезда, чтобы работать сразу? К сожалению, нигде.

Нужно набраться терпения, ведь после окончания учебы каждого выпускника ждет стажировка в роли помощника машиниста в течение года или больше. Такой длительный срок объясняется высокой ответственности и важностью работы. Только по результатам положительной стажировки помощник получит допуск на курсы повышение квалификации, где сможет окончательно выучиться на машиниста поезда и приступить к работе.

Таким образом, после 9 класса процесс становления в профессии с нуля займет не менее 4х лет: 3 года на учебу и около года на стажировку. После 11 – не менее 2х лет.

Где еще учиться на машиниста поезда?

Помимо обучения на машиниста РЖД, стать можно и машинистом метро. Столичный метрополитен – один из крупнейших в мире. А с ростом количества станций, он, как никогда нуждается в новых кадрах. Вот почему также стоит рассмотреть и вариант учиться на машиниста поезда метрополитена.

Учебу можно пройти в колледже, но оптимальным вариантом является непосредственное обучение силами учебного центра Московского метрополитена. 90 процентов работающих в метро машинистов, учились именно в нем.

Годовые курсы проходят в Москве, на учебу принимаются совершеннолетние граждане, имеющие образование не ниже 11 классов. Крайне желательно иметь военный билет, но препятствий, чтобы пойти учиться на машиниста поезда без военного билета нет.

Требования по здоровью здесь также серьезные – сердце, зрение, слух, давление, психологическое здоровье – все должно быть в норме. Никаких наследственных заболеваний быть также не должно.

Где бы вы не решили учиться на машиниста поезда, стоит знать, что обучение будет бесплатным, а на все время учебы учащимся предоставляется стипендия.

Если учиться на машиниста поезда РЖД, то нужно быть готовым к тому, что часто придется бывать в длительных рейсах, находиться далеко от дома. Плюсы же в том, что для получения образования подойдет любой железнодорожный техникум или колледж страны. Стаж работы откроет перспективы и спустя несколько лет безупречной работы можно устроиться работать на современные поезда – Сапсан или Ласточку, где больше платят и работа престижнее.

Если учиться на машиниста поезда метро, то нужно быть готовым к тому, что работать придется в большем напряжении и с минимальными перспективами для карьеры. Плюсы в том, что это стабильная работа, зарплата и постоянная индексация доходов. При этом, машинисты поездов метро не выезжают в рейсовые командировки.

Подведем итог. Вариантов, где учиться на машиниста поезда в Москве несколько. Это могут быть колледжи, техникумы или учебный центр. Учиться можно на машиниста поезда РЖД или метрополитена. Для получения профессии после 9 класса потребуется учиться 3 года, после 11 – 10 месяцев. Обучение будет бесплатным, а учащимся платят стипендию.

Если выучиться на машиниста метро, то работа будет в пределах города, а если на машиниста поезда РЖД, то со стажем приходят перспективы.

Шаги к получению профессии»машинист электропоезда»

Первый шаг – медкомиссия

В метро и на пригородных электричках то и дело объявляют о приеме на работу машинистов. Довольно скромные начальные требования (достаточно быть мужчиной до 40 лет со средним образованием) и неплохая зарплата привлекает многих, но путь к креслу «капитана электропоезда» оказывается долгим и полным препятствий…

Машинисту нужно обладать железным здоровьем: управлять электропоездом – работа вредная. Это большая нагрузка на зрение и слух, воздействие электромагнитного излучения и вибрации, пыльный воздух (в том числе и металлическая пыль, особенно в метро). Не случайно рабочий день машиниста (или ночь) начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь. Поэтому, где бы вы ни решили учиться: в одном из электродепо (если речь идет о метро) или в колледже (для работы на электричках), первое, с чем придется столкнуться – суровая медкомиссия. Сначала врачи тщательно проверят ваше здоровье, затем вы пройдете психологическое тестирование, чтобы узнать, готовы ли вы нести ответственность за сотни людей, быть собранным и внимательным долгое время, принимать решения буквально за доли секунды.

В некоторых учебных заведениях, например в специализированном Железнодорожном колледже N 52, требования мягче: достаточно принести обычную медицинскую справку (086-у). Однако перед последней – поездной – практикой вам все равно предстоит пройти медкомиссию по полной программе: за два года учебы здоровье может ухудшиться (зрение – из-за компьютеров, слух – из-за плееров и т. д.). И если какие-то показатели окажутся ниже нормы (на медкомиссиях отсеивается большая часть кандидатов), то машинистом вам не быть – придется довольствоваться профессией слесаря и заниматься ремонтом вагонов.

Основные этапы медкомиссии:

  • проверка зрения (оно должно быть идеальным), состояния глазного дна

  • аудиограмма (проверка слуха)

  • ЭКГ

  • велоэргометрия

  • флюорография

  • анализы, справки о прививках, выписка из медицинской карты

  • осмотри врачей-специалистов: хирурга, невролога, стоматолога, отоларинголога, терапевта.

Если есть отсрочка от службы в армии, то она не должна быть связана со здоровьем. Медкомиссию машинисты проходят раз в три года.

В машинисты – через колледж

Если со здоровьем и психикой все в порядке, можно приступать к обучению. Машинистов электропоезда в Москве готовят два учебных заведения: Железнодорожный колледж N 52 иМосковский колледж железнодорожного транспорта. Здесь в рамках начального профессионального образования (НПО) можно за десять месяцев (после 11 класса) или за два года и десять месяцев (после 9-го) выучиться на помощника машиниста. В принципе, для старта в профессию этого может быть достаточно, но лучше получить более глубокие знания и среднее профессиональное образование (СПО), поступив на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Учеба займет два года и десять месяцев после 11 класса и почти четыре года – после 9-го, зато выпускники колледжа получают более высокую квалификацию «техник».

Коллектив локомотивных бригад чисто мужской. Практически каждый железнодорожник слышал полумифические истории о женщинах-машинистах, но в действительности женщины не управляют поездами уже давно.

В ходе учебы вы получите разряд слесаря по ремонту подвижного состава (сдав экзамен после производственного обучения), а потом приступите к изучению основных дисциплин: техническое обслуживание электропоезда, автотормоза и др.

На учебу в подземку

В колледжах готовят универсальных специалистов как для пригородных поездов, так и для метро, но желающие работать в метро обычно предпочитают другой путь: выбирают депо (линию метро), приходят в соответствующий отдел кадров и заявляют о своем намерении стать машинистом. Депо направляет кандидата на подготовку в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена.

Учеба – насыщенная: сначала нужно пройти обязательную слесарную практику и получить разряд, потом изучить оборудование электропоезда, познакомиться с многочисленными инструкциями и профессиональной терминологией.

Вячеслав Гаранин, начальник УПЦ Московского метрополитена:

– За последнее время нам удалось существенно сократить сроки обучения: теперь помощников машиниста мы готовим за один месяц, а машинистов – за полгода. Это удалось сделать за счет внедрения современных технологий: компьютерных программ, позволяющих подробно изучать оборудование вагонов, учебных фильмов (чтобы увидеть своими глазами, как, например, собирают вагоны, не приходится ехать на завод), уникальных тренажеров, готовых иллюстрированных конспектов для каждого учащегося (они на 70% экономят время преподавателя).

Финал первого этапа обучения – поездная практика. Она проходит в течение нескольких недель на электропоезде по конкретному маршруту. Важное условие – к этому моменту учащемуся уже должно исполниться 18 лет. После успешной сдачи экзамена выпускнику присваивается квалификация «помощник машиниста». Ему предстоит отработать в этой должности от нескольких месяцев (в метро) до двух лет (на пригородных поездах): проверять техническое состояние поезда, наблюдать за посадкой, реагировать на обращения по связи «пассажир-машинист» и, конечно, перенимать у машиниста опыт в управлении электропоездом.

Затем депо может направить кандидата в машинисты на дальнейшую учебу: на курсы в дорожно-технической школе или в том же УПЦ.

Здесь управление локомотивом познается на новом уровне: будущие машинисты занимаются на тренажерах, имитирующих управление поездом, учатся выходить из аварийных ситуаций. Обучение длится четыре-шесть месяцев, после чего выпускник получает право на управление электропоездом.

Наконец, «обстрелянный» новичок садится за контроллер машиниста – главный рычаг управления поездом. Он должен набраться опыта, вырасти от машиниста 4 класса до машиниста 1-го, а за тем и занять должность машиниста-инструктора. Чтобы повысить разряд, машинист снова проходит обучение и сдает экзамен.

Тем, кто хорошо себя зарекомендовал, депо может предложить бесплатное обучение в Московском государственном университете путей сообщения, а у специалиста с высшим инженерным образованием на железной дороге значительно больше возможностей роста. Так, в администрации ОАО РЖД или в Управлении государственного железнодорожного надзора есть руководители, когда-то работавшие машинистами.

Карьера и зарплата

Объем пассажирских перевозок постоянно растет, линии развиваются. поэтому пригородные поезда и метро испытывают постоянную потребность в машинистах и помощниках. Но, прежде чем связать свою жизнь с управлением электропоездом, следует знать: это работа не на год-два. Для того чтобы стать «своим» на железной дороге, ей придется посвятить большую часть жизни. Зарплата у помощников машиниста от 15 тыс. р., машинисты со стажем, получая премии и надбавки, зарабатывают до 25-30 тысяч р.

ᐅ Обучение на машиниста поезда дальнего следования

Работа машинистом поезда дальнего следования – одна из самых перспективных. Здесь неплохо платят, хорошо премируют. Как стать машинистом поезда дальнего следования? Давайте разбираться.

И вот, что стоит понять сразу. Работа эта исключительно мужская и непростая. В этой профессии не бывает самоучек, сюда не возьмут при наличии проблем со здоровьем.

И главное, эту профессию не освоить на курсах, ее можно получить только пройдя полноценное обучение. Хорошей же новостью является то, что обучение на машиниста поезда дальнего следования действительно дает максимум зарплатных возможностей в РЖД среди машинистов и полностью окупает все временные затраты.

Обучение машиниста поезда дальнего следования

Стать машинистом дальнего следования может тот, кто пройдет обучение в железнодорожном колледже, техникуме или институте. Только после того, как образование получено, можно устраиваться на работу в депо помощником машиниста.

При этом, чтобы начать карьеру и стать машинистом поезда дальнего следования раньше и не тратить время зря, тем более, что с профессией уже все точно решено, можно поступать и после 9 классов школы.

Выпускников 9 классов принимают на учебу железнодорожные техникумы и колледжи. Учащиеся изучают дисциплины: технические характеристики, правила движения локомотива на железной дороге, техника безопасности, слесарные работы, радиосвязь, устройства локомотива, электрику и прочие другие, этих знаний вполне достаточно, чтобы управлять поездом.

Обучение на машиниста поезда дальнего следования в вузе

Карьера машиниста пойдет быстрее, если будет диплом о высшем образовании. После техникума или 11 класса школы, можно поступить в институт путей сообщения. В вузах изучают те же дисциплины, что и в ссузах, только по углубленной программе. У выпускников вузов, пройдя успешное обучение, есть все привилегии для того, чтобы трудоустроиться в РЖД и работать машинистом поезда дальнего следования.

Как стать машинистом поезда дальнего следования при РЖД?

Еще есть возможность отучиться в специализированных учебных центрах при РЖД. В таких центрах проходят теорию, практику и по окончании курса подготовки, после успешно сданных экзаменов, выдают на руки сертификат с правом управления поездом. Но это не курсы обучения, а полноценная и довольно длительная подготовка.

Где и как отучиться на машиниста поезда дальнего следования вернее всего — сказать сложно. Каждый случай индивидуален. Явно же то, что те, кто успешно проходит все этапы подготовки, точно находят себе место среди сотрудников. Поездов множество и места в РЖД всегда есть.

Но пусть в профессию не так-то прост и не оканчивается обучением в учебном заведении. Когда на руках уже есть диплом об образовании, потребуется приступить к следующему этапу — к стажировке.

Стажер обычно работает под опекой опытного машиниста, у которого стаж работы не менее 3 лет. Стажироваться помощник машиниста будет минимум 3 месяца, а закончится практическое обучение только тогда, когда машинист будет видеть, что стажер готов к рейсам дальнего следования с пассажирами самостоятельно. Тогда он сможет управлять локомотивом и ему присваивается квалификация машиниста поезда.

Это не значит, что машинист поезда дальнего следования на этом заканчивает свое обучение. Теперь начинается его карьера. Дальше он проходит курс на повышение квалификации в профильных лицензированных учреждениях.

Всего у машинистов 3 уровня квалификации:

  • Первый уровень — 3 класс. Машинист должен проработать, управляя локомотивом без аварий в течение одного года.
  • Второй уровень — присвоение 2 класса. Машинист должен проработать в пригородных сообщениях, совершая перевозки пассажиров или грузов не меньше 2 лет, если есть диплом о высшем или средне-специальном образовании, то не меньше 1 года без аварий.
  • Наивысший уровень — присвоение 1 класса. После того как машинист получил 2 класс квалификации, он должен проработать не менее 2 лет без аварий, что касается дипломированных специалистов, то не менее одного года.

Каждый этап повышения категории сопровождается медицинской комиссией и при выявлении малейших проблем со здоровьем, о карьере можно забыть. Но такова работа в этой профессии и выбирая обучение на машиниста поезда дальнего следования, это нужно учитывать.

У машиниста каждая трудовая смена начинается с медосмотра и инструктажа. Он должен выходить на смену отдохнувшим, здоровым и с сосредоточенным вниманием.

Подведем итог, как стать машинистом поезда дальнего следования. Первым шагом станет поступление в колледж, вуз или техникум. В колледж и техникум можно поступить после 9 и 11 класса, в институт – после 11 классов школы и после окончания ссуза.

По результатам обучения, выпускника ждет стажировка в качестве помощника под руководством наставника – машиниста. За время стажировки помощник нарабатывает опыт, а также повышает свою квалификацию и если все выполнено правильно, проходит медицинскую комиссию, получает категорию и приступает к работе.

Вот, как можно стать машинистом поезда дальнего следования и вот, что нужно для этого сделать.

ᐅ Обучение на машиниста электропоезда в Москве

Для того чтобы стать водителем, нужно учиться на права, а для обучения на машиниста электропоезда потребуется, как минимум, идти учиться в колледж или техникум. Куда поступить на машиниста электропоезда в Москве? Давайте узнаем.

Для начала о самом важном. Если на права учиться можно почти любому, то с обучением машиниста поезда все не так просто. Ведь к вождению поездами допускаются не все категории граждан.

А некоторым эта работа не подходит и по семейным обстоятельствам. Из-за долгих рейсов, ночных смен, работы в выходные и праздничные дни многие отказываются от обучения на машиниста поезда еще даже не начав. Кому-то не позволяет здоровье, да и работа эта вредная и несет большую нагрузку. Одним словом, управлять поездами дано не каждому.

Но кто-то ими все-таки управляет. Да и статистика упрямо говорит о том, что обучение на машиниста электропоезда в Москве всегда пользуется спросом, места в учебных заведениях заняты и трудностей с набором тут никогда не бывает.

Требования для обучения на машиниста электропоезда

Хоть высшее образование и не требуется для этой профессии, знаниями управления составом и технической оснащенности кандидат все-таки должен обладать. Поэтому желающим поступить на машиниста электропоезда в колледж или техникум нужно к обучению серьезно готовиться, а уже во время учебного процесса обязательно необходимо хорошо учиться.

Работа по данной профессии – это большая ответственность. Здесь ждут крепких парней, прошедших службу в армии. Поэтому уже после обучения потребуется отслужить. Таковы условия.

Набор на обучение машинистов поезда в Москве

Набор на обучение машинистов электропоездов в Москве открыт не только в РЖД, но и в Метрополитене. На работу приглашаются кандидаты в возрасте до 35 лет, отслужившие в армии и с наличием технического образования. Желающим работать машинистом в метро, метрополитен предоставляет обучение, предварительно отобрав по конкурсу будущих машинистов.

Какой отбор проходят кандидаты, чтобы поступить на машиниста электропоезда в метро Москвы? Если говорить о метрополитене, то сюда принимают с профильным техническим образованием. Профильным – то есть техническим и полученным ранее, например, в железнодорожном техникуме. Одним словом, это путь не для новичков.

Конкурсная основа состоит из 3 частей:

  1. Кандидату выдается задание, присутствует комиссия из сотрудников, которые также задают вопросы с целью выяснения уровня технических знаний. Те, кто успешно прошел этот этап, проходят в следующий.
  2. Собеседование с психологом. Помогает выяснить, насколько кандидат уравновешен, имеет самообладание и способен к предстоящим энергозатратным сменам.
  3. Медицинская комиссия. Кандидат не должен иметь проблем со зрением, слухом, у него не должно быть хронических заболеваний и проблем с сердцем. Также потребуется пройти нарколога, психиатра и кожно-венерологический диспансер.

Если пройти все этапы, то можно поступить на машиниста электропоезда. В метрополитене обучают на протяжении 6 месяцев и 3 недель. Пройдя теорию и практику (половина срока обучения), учащихся зачисляют в штат и выплачивают стипендию. Но учеба еще продолжается. Каждый этап обучения завершается сдачей экзамена, те, кто не сдает экзамен – отчисляются.

В учебном заведении строгая дисциплина и учащиеся обязаны ее соблюдать. По окончании обучения на машиниста поезда метро, работник, как правило, обязан отработать в метрополитене 3 года.

Пройдя обучение и сдав экзамен, учащийся получает квалификацию «помощник машиниста». В его должностные обязанности входит: следить за исправностью поезда, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, отвечать на вызовы пассажиров машиниста и учиться управлять электропоездом у машиниста.

На этом обучение на машиниста электропоезда не заканчивается. Сотрудники проходят периодически переквалификацию. Проходят практику на тренажерах, имитирующих работу поезда, изучают аварийные ситуации и решение технических проблем.  Сдают экзамены на повышение квалификации, при успешной сдаче получают доплату к заработной плате.

Обучение на машиниста поезда с нуля

РЖД тоже приглашает на обучение машинистов электропоездов. Условия по здоровью те же самые, но чтобы поступить на машиниста электропоезда можно еще не иметь никакого образования, кроме школьного.

Обучают машинистов электропоездов, например, в Железнодорожном колледже № 52 и Московском колледже железнодорожного транспорта.

Пойти учиться сюда можно после 11 класса или 9 класса. Сроки обучения будут зависеть от получаемой специальности и образования, полученного ранее. Минимальным — 10 месяцев, а максимальный – около 4х лет.

Подведем итог. Поступить на машиниста поезда в Москве можно в несколько учебных заведений, а при наличии технического образования, можно пройти и краткосрочное обучение. Набор осуществляется в колледжи и техникумы РЖД, а также силами учебных центров Метрополитена.

Результат обучения на машиниста поезда – это еще не работа. От кандидата ждут достижения возраста 18 лет и наличие факта прохождения службы в армии. Приступить к работе будет можно сначала помощником. Спустя несколько лет возможно претендовать на должность машиниста. Вот такая она – непростая должность машиниста, но пройти этот путь легко, если это ваше призвание, а не просто работа.

Машинист локомотива — Википедия

Машини́ст локомоти́ва (ТЧМ — Тяговая часть, машинист) — специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или моторвагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).

Рабочее место машиниста скоростного электропоезда ICE 3

Помимо машиниста, в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста, а на паровозе — ещё и кочегар. В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста — так называемое «управление в одно лицо».

В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу, в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист, отвечавший за исправную работу дизелей.

Первоначально обозначение на железной дороге специальности по управлению локомотивом было «механик», в дальнейшем после распространения термина «машинист» термин «механик» оставался неофициальным и даже более распространённым термином для обозначения специальности машиниста локомотива. Позднее с усложнением техники и переходом на электрическую тягу появился термин «инженер» (в переводе с англ. «engineer» — машинист локомотива) по первоначальному значению иностранного слова.

Знаки различия[где?] — лычка, обращённая углом от плеча, и звёзды, число которых соответствует классу квалификации: одна звезда — четвёртому или третьему классу квалификации, две звезды — второму классу квалификации; три звезды — первому классу квалификации; четыре звезды — первому классу и должности машиниста-инструктора.

На метрополитенах знаки различия отличаются от железнодорожных. Одна звезда — машинист без класса квалификации либо третьего класса, две звезды — первого либо второго класса, три звезды — машинист-инструктор. Также на метрополитенах должность машиниста кодового обозначения не имеет, а машинист-инструктор обозначается как ТЧМ.

Работа машиниста (в том числе и помощника машиниста) невозможна без отличного зрения, цветоощущения, точного глазомера, острого слуха, так как он постоянно связан с движением поездов большой массы, с высокими скоростями, в любое время суток и года. Требования к здоровью и физической подготовке машиниста, находящегося на поездной работе, одни из самых высоких по сравнению с другими профессиями. Восемь из десяти кандидатов отсеиваются только при поступлении на медкомиссии, далее еще половина при профотборе на основе оценки морально-волевых качеств и психологической подготовки.

Машинист должен обладать такими качествами, как большая ответственность, сохранение хладнокровия и самообладания в любой сложной и нестандартной обстановке, способность принимать единственно правильные и взвешенные решения в конкретной ситуации. Именно поэтому очень высоки требования к интеллектуальным возможностям кандидата.

На сегодняшний день машинист локомотива (МВПС) является самой высокооплачиваемой и престижной профессией на железнодорожном транспорте. На должность машиниста назначается, как правило, опытный и грамотный помощник машиниста, сдавший экзамен в комиссии депо и прошедший психофизиологический отбор. Кандидаты с высшим техническим образованием пользуются преимущественным правом для назначения на должность, а для работы на высокоскоростных поездах — и со знанием английского языка.

  • Обложка свидетельства на право управления локомотивом, Министерство путей сообщения СССР, 1960-е годы

  • Свидетельство на право управления паровозом. В кармашек справа вложены талоны предупреждения.

  • Талоны предупреждения машиниста

Эксплуатация и организация движения локомотива[править | править код]

Машинист и его помощник принявшие локомотив, должны его осмотреть на сохранность, в основном осмотр производит помощник машиниста, при осмотре проверяются: ходовые части, автосцепка, кузов, рама, автотормоза. В лице машиниста, проверяются приборы управления локомотивом, токоприёмник. Принявшие локомотив и готовые к работе, машинист и его помощник должны соблюдать охрану труда, безопасность на станциях и перегонах при управлении локомотивом. Прежде чем начать движения машинист должен произвести один длинный звуковой сигнал, предупреждающий о начале движения локомотива и требующей безопасности от работников железнодорожного транспорта находящиеся вблизи локомотива. Локомотивная бригада, в лице машиниста и его помощника оперативно подчиняются дежурному по станции и поездному диспетчеру. Локомотивная бригада получает план работы по манёврам, если на станции требуется маневровая работая, в этом случае руководит движением манёвров дежурный по станции, а на крупных станциях — маневровый диспетчер. Машинист при управлении локомотивом руководствуется сигналами светофоров, которые переключаются с пульта дежурного по станции или автоматически системой СЦБ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *