Произведения об осени для 2 класса: Творческая работа учащихся по русскому языку (2 класс) по теме: Сочинения об осени. – Сказки про осень для детей — Сказки. Рассказы. Стихи

Содержание

Стихи про осень русских поэтов-классиков

Стихи про осень глазами русских поэтов-классиков удивительно красивы. Они красочно описывают это грустное, но в то же время очаровательное время года. Посмотрите также стихи про осень для детей. А ещё у нас есть стихи про зиму.

https://otmetim.info/stixi-pro-osen-russkix-poetov/

1. Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
(И. Бунин)
Скопировать

2. Осенней позднею порою

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят

И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —

И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
(Ф. Тютчев)
Скопировать

3. Осень

Был поздний ветер дюж,
Нес пепел листьев прелых
И муть, как из тарелок,
Выплескивал из луж.

Рябины рдела гроздь.
А лес, густой недавно,
Листвой блиставший славно,
Стал виден всем насквозь.

Он был как близкий дом,
Где содраны обои,
Нет ламп над головою,—
Узнаешь, да с трудом.

В различные концы,
Сложив свои гардины
И сняв свои картины,
Разъехались жильцы.

Струился дождь из мглы,
Тянулся запах прели,
И словно обгорели
Намокшие стволы.

О, милые дома!..
Напрасно сердцу грустно:
Все выправит искусно,
Все выбелит зима.
(К. Ваншенкин)
Скопировать

4. Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон…
(Н. Некрасов)
Скопировать

5. Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)
Скопировать

6. Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин)
Скопировать

7. Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
(Н. Заболоцкий)
Скопировать

8. Есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев)
Скопировать

9. Октябрьский рассвет

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада…
Медленно рдеет заря.
(И. Бунин)
Скопировать

10. Листок

От дружной ветки отлучённый
Летит листок уединённый ,
Куда летит?…»Не знает сам»,
Гроза разбила дуб родимый;
С тех пор, по долам ,по полям
По воле случая носимый
Стремлюсь, куда велят ветра,
Туда, где листья все кружатся
И лёгкий розовый листок.
(Жуковский В.А., 1818 г.)
Скопировать

11. Осень только взялась за работу…

Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
…А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
(Маргарита Алигер)
Скопировать

12. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. Пушкин)
Скопировать

13. Начало осени

Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся села
Ко Дню урожая.
(А. Твардовский)
Скопировать

14. Скинуло кафтан зелёный лето

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистали жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам метёлкою прошлась.
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой размахайке –
Русская, румяная зима!
(Д. Кедрин)
Скопировать

https://otmetim.info/stixi-pro-osen-russkix-poetov/

15. Скучная картина

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..
(А. Плещеев)
Скопировать

16. Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
(С. Есенин)
Скопировать

17. Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
(Лермонтов М.Ю.)
Скопировать

https://otmetim.info/stixi-pro-osen-russkix-poetov/

18. Осенью

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
(А. Фет)
Скопировать

19. Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
(Н. Некрасов)
Скопировать

20. Дружба

Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…

О, дружба, это ты!
(Жуковский В.А., 1805 г.)
Скопировать

21. Осень. Чащи леса

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст, и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне –
И засеребришься
Прежде всех к весне.
(И. Бунин)
Скопировать

22. Осенью

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев)
Скопировать

23. Осень

Настала осень; непогоды
Несутся в тучах от морей;
Угрюмеет лицо природы,
Не весел вид нагих полей;
Леса оделись синей тьмою,
Туман гуляет над землёю
И омрачает свет очей.
Всё умирает, охладело;
Пространство дали почернело;
Нахмурил брови белый день;
Дожди бессменные полились;
К людям в соседки поселились
Тоска и сон, хандра и лень.
Так точно немочь старца скучна;
Так точно тоже для меня
Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.
(А. Кольцов)
Скопировать

24. Пейзажи осени

1. Под дождем

Мой зонтик рвется, точно птица,
И вырывается, треща.
Шумит над миром и дымится
Сырая хижина дождя.
И я стою в переплетенье
Прохладных вытянутых тел,
Как будто дождик на мгновенье
Со мною слиться захотел.

2. Последние канны

Все то, что сияло и пело,
В осенние скрылось леса,
И медленно дышат на тело
Последним теплом небеса.
Ползут по деревьям туманы,
Фонтаны умолкли в саду.

Одни неподвижные канны
Пылают у всех на виду.
Так, вытянув крылья, орлица
Стоит на уступе скалы,
И в клюве ее шевелится
Огонь, выступая из мглы.

3. Осеннее утро

Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
(Н. Заболоцкий)
Скопировать

25. Бабье лето

Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.
(Д. Кедрин)
Скопировать

26. Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
(А. Фет)
Скопировать

27. Осень ранняя

Осень ранняя.
Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист — это мордочка лисья…
Вот земля, на которой живу.

Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит — дождички скоро польют.

По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол — это тело оленье…
Вот земля, на которой живу.

Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины…
Осторожней:
топор под ногами!
А дороги назад сожжены!

…Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву…
Ничего не попишешь:
природа!
Вот земля, на которой живу
(Б. Окуджава)
Скопировать

28. Устало все кругом

Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,
О жизни говоря незримой, но знакомой…
О ночь осенняя, как всемогуща ты
Отказом от борьбы и смертною истомой!
(А. Фет)
Скопировать

29. Октябрь уж наступил…

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
(А. Пушкин)
Скопировать

https://otmetim.info/stixi-pro-osen-russkix-poetov/

30. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
(А. Толстой)
Скопировать

31. Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Скопировать

32. В октябре

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
(С. Маршак)
Скопировать

33. Задрожали листы, облетая

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна,
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
(А. Фет)
Скопировать

34. Осень

Любви возвышенной истоки
леса и пажити хранят.
Незримо Пушкинские строки
вплелись в осенний листопад.

И среди чуткого молчанья
в купели золотого сна
Душа полна очарованья
И светлых дум она полна.

Родной поэзии свобода
объяла так и даль и высь,
что где тут Пушкин, где природа,
пойди попробуй разберись…
(Н. Рачков)
Скопировать

35. Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)
Скопировать

36. Лес осенью

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко – жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней —
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
(А. Твардовский)
Скопировать

37. Осенний клен (из С. Галкина)

Осенний мир осмысленно устроен
И населен.
Войди в него и будь душой спокоен,
Как этот клен.

И если пыль на миг тебя покроет,
Не помертвей.
Пусть на заре листы твои умоет
Роса полей.

Когда ж гроза над миром разразится
И ураган,
Они заставят до земли склониться
Твой тонкий стан.

Но даже впав в смертельную истому
От этих мук,
Подобно древу осени простому,
Смолчи, мой друг.

Не забывай, что выпрямится снова,
Не искривлен,
Но умудрен от разума земного,
Осенний клен.
(Н. Заболоцкий)
Скопировать

Поделиться (а можно добавить в закладки, нажав Ctrl+D):

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Осень в произведениях художников, поэтов, музыкантов.

Урок чтения во 2 классе.

Тема: Осень  в произведениях художников, поэтов, музыкантов. Конкурс чтецов «Унылая пора! Очей очарованье».

          Цель:

1. Учить различать характерные признаки осени.

2.       Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Оборудование:

1. Репродукция картины Левитана «Золотая осень».

2. Музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года».

3. Выставка книг с произведениями об осени.

 

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

        Сегодня по всей России проводится урок чтения.

        Все взрослые будут очень рады если вы подружитесь с детскими книгами, будете читать сказки, рассказы, повести, стихи, былины и легенды.

         

II. Тема урока.    

        Тема нашего урока:    Осень – славная пора! 
                                         Любит осень детвора!

     

         На нашем уроке мы будем читать стихи, разыгрывать сценки, отгадывать загадки про осень, слушать музыку, рассматривать репродукцию с картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

       

        У каждого есть свое любимое время года. Но все любят осень с ее листопадом, прощальными лучами солнца, с летящей по воздуху паутиной, с птичьим гонором в лесу. В такие деньки приятно пройтись по лесу, посмотреть на увядающую природу, в багрец и золото одетые леса. Но бывает долгий осенний вечер приятно провести в компании хороших друзей. Мы надеемся, что наш сегодняшний урок  будет одним из этих приятных.

 III. Стихи, сценка, загадки.

а) Репродукция с картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

         Чтобы попасть в гости к осени давайте обратимся к репродукции с картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860 — 1900).

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Умело, используя цвет, рисунок композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

—         Каково общее впечатление от пейзажа — грустное или радостное?

—         Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

—         Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

—         Какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу: (дети читают наизусть)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый-кленовый.

                     В. Авдиенко

 

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

                  А. Плещеев

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной:

                     И. Бунин

 

 —  Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»? В какой период осени лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана?

—         Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

—         Прямо ли течет река или меняет свое направление?

—         Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?

—         Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

—         Что видно на высоком берегу?

—         Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод: Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

б) монтаж стихов и сценка

1 ученик.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

2 ученик.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

3 ученик.

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

4 ученик.

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора.

И радушно скажет каждый:

Все.

Здравствуй, осени пора!

Ведущий.

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

5 ученик.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Звучит музыка, выходит Осень.

Осень. Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Учитель: Здравствуй, Осень,

здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки.

Дети. Значит, будут пироги!

Осень. А уж яблоки, как мед!

Дети. На варенье, на компот!

Осень. Принесла я меду полную колоду!

Дети. Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и меду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети. Не хотим, не надо.

Разбегаются, садятся на ковер.

Учитель: Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

И мы тебя встречаем богатым урожаем.

Входят дети в костюмах (баклажаны, морковь, горошек, помидор, свекла, картофель, лук, капуста, огурец, редис.

Осень.Урожай у вас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьезный спор.

Спор овощей (инсценировка)

Морковь. Кто из нас из овощей

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень.Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек. Я такой хорошенький, (весело)

Зелененький мальчишка.

Если только захочу

Всех горошком угощу!

Осень. От обиды покраснев,

Свекла вдруг сказала:

Свекла. Дай сказать, хоть слово мне, (важно)

Выслушай сначала.

Надо свеклу для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свеклы нету!

Капуста. Ты уж, свекла, помолчи, (перебивая)

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец. Очень будете довольны. (задорно)

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска. Я – румяная редиска (скромно)

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Морковь. Про меня рассказ недлинный: (кокетливо)

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Осень. Тут надулся помидор

И промолвил строго.

Помидор. Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети. Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьем.

Осень. У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда как верный друг

К вам придет зеленый…

Дети. Лук!

Лук. Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? – Я вам друг,

Я – простой зеленый лук!

Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажаны. Баклажанная икра

Так вкусна, полезна…

Осень. Спор давно кончать пора.

Овощи. Спорить бесполезно.

Слышится стук в дверь.

Баклажан. Кто-то, кажется, стучит.

Входит доктор Айболит.

Овощи. Это доктор Айболит! (радостно)

Айболит. Ну, конечно, это я!

О чем спорите, друзья?

Лук. Кто из нас – из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Морковь. Кто при всех болезнях

Будет вам полезней?

Айболит. Чтоб здоровым, сильным быть, (расхаживая)

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее?

Учитель: Осень не одна пришла на праздник, а привела с собой 3-х братьев-месяцев. А кто они, вы догадайтесь сами!

Сентябрь.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки в даль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел?

Дети. Сентябрь.

Октябрь.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

Дети. Октябрь.

Ноябрь.

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Дети. Ноябрь.

         в) музыкальный момент

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». Звучит пьеса «Сентябрь. Охота».

—         Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

г) чтение стихов детьми по их выбору

д) загадки(в кочан капусты вставить скрученные листочки с загадками)

IV. Итог урока.

         Что вам понравилось на уроке? Что вас удивило, поразило?

Какое настроение у вас?

Почему оно такое?

Какие бы рисунки вам хочется нарисовать?

Урок внеклассного чтения «Здравствуй, осень!» (2 класс)

Демидова Л.В., 

учитель нач.классов

Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней №29

Цели:

  • Обобщение полученных знаний учащимися в изучении литературных произведений об осени. Повторение примет осени, пословиц, загадок, стихотворений, песен.

  • Развитие творчества и фантазии.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: сухие листья, букеты из осенних листьев, плакаты и рисунки с изображением осенних пейзажей, списки загадок и пословиц об осени, бумажные бонусы (листья), карточки с изображением овощей.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель:

Четыре ковра рукодельницы ткут.
Один за другим на землю кладут.
Белый, зеленый, красный и желтый.
Ответ здесь мудреный, его уж нашел ты?

Учащиеся: (хором) — времена года.

Учитель: Сколько их, назовите.

Учащиеся: Осень, зима, весна, лето.

Учитель: Сегодня мы действительно поговорим о временах года, а подробнее об одном из них. На уроках литературного чтения, окружающего мира мы изучили много произведений об осени, на уроках музыки изучили песни, а дома вы нашли пословицы и загадки. Проведем этот урок мы в форме К.В.Н.

Прошу команды занять места за своими игровыми столами.

Мы начинаем К.В.Н.!

(Учащиеся были заранее разделены на 3 команды ( «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь») и выполняли одно и то же задание. Искали загадки, пословицы, рисовали пейзажи, учили стихотворения об осени, разучивали сценку.)

Конкурс1

Учитель: Ко мне подойдут капитаны, выберут на столе буквы от названий своих команд, вернутся на место, прикрепят их на одежду и построятся, чтобы название команды читалось.

 Учитель: Начинаем представление команд. Капитаны поочередно зачитывают короткие стихотворения-представления.

Конкурс2

Учитель: Ко мне подойдут по одному участнику от команд и путем жеребьевки вытянут названия стихотворений, которое расскажет кто-нибудь из команды, но не капитан. После прочтения команды получат бонусы, за лучшее прочтение — 4 бонуса, потом 3б. и.т.д.

(Авторы и названия: Ф.И.Тютчев. Стихотворение. «Есть в осени первоначальной», А. А. Фет. Стихотворение. «Ласточки пропали»,

С. А. Есенин. Стихотворение. «Закружилась листва золотая»и др.

Итог: Со вторым заданием вы справились. Молодцы! Получите бонусы.

Счетчики заполняют таблицу итогов.

Учитель:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В желтом березы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины,
Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из мхов,
В нем разноцветные шляпки грибов.
Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблони, вишни. 
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

(Входит Осень. Приглашает повторить под музыку вальс «Осенние листья»)

Конкурс 3

Осень: Здравствуйте, друзья! Я очень рада нашей встрече. Хочу позвать вас исполнить вальс, повторяйте за мной и кружитесь под вальс вместе со мной. Кто лучше всех будет повторять движения, тот получит в подарок листочек и принесет команде бонус)

Итог: С третьим заданием вы справились. Молодцы! Получите бонусы.

Счетчики заполняют таблицу итогов.

А госпожу Осень мы не отпустим, попросим посмотреть на наше Соревнование.

Физминутка

Игра 1 для зрителей «Собери продукты для борща»

Игра 2 «Да или нет?»

Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?

– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)

Конкурс 4

Учитель: Каждая команда станет загадывать загадки об осени командам — соперникам поочередно. Кто отгадает загадку, тот и получит бонус. Когда у команд загадки закончатся, я продолжу загадывать загадки в той же очередности.

Загадки:

  1. Много рук, а нога одна. (дерево)

  2. У кого днем один глаз, а ночью много? (небо)

  3. Кто на ветке шишки грыз, и бросал объедки вниз? (белка)

  4. Шел долговяз, в сырую землю увяз. (дождь)

  5. Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (еж)

  6. Зимой и летом одним цветом. (ель)

  7. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)

  8. В сенокос — горька, а в мороз — сладка.

  9. Что за ягодка? (рябина)

Итог: С четвертым заданием вы справились. Молодцы! Получите бонусы.

Счетчики заполните таблицу итогов.

Конкурс 5

Учитель: каждая команда соберёт об Осени по две пословицы, а затем всем растолковать их смысл.

Пословицы:

  1. Весна да осень — на дню погод восемь.

  2. Цыплят по осени считают.

  3. Без труда хлеб не родится никогда.

  4. Волков бояться — в лес не ходить.

  5. Без трудов нет плодов.

  6. Землю красит солнце, а человека — труд.

Итог: С пятым заданием вы справились. Молодцы! Получите бонусы.

Счетчики заполняют таблицу итогов.

Учитель: Уважаемая, госпожа Осень, мы очень хорошо подготовились к вашему приходу, отлично справились с заданиями. Но это еще не все. Ребята разучили сценку: «Как помидор стал красным».

Пока дети показывают сценку, наши счетчики подсчитают бонусы И подведут итог Сценка: «Как помидор стал красным».

Ведущий:

Жили на одном огороде овощи.

— Я веселый молодец, я — зеленый огурец.

— Без меня на грядке пусто. А зовут меня капуста.

— Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.

— Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.

Ведущий: Хозяйка любила свой огородик и каждый день поливала его.

Хозяйка: Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьет.

Ведущий: Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Огурец: Слушай, это просто смех — хвастать, что ты лучше всех.

Лук: Не поймет никак он, братцы, некрасиво задаваться!

Ведущий: А помидор все свое твердил.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее и краснее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Овощи: (хором) Хвалился, хвалился и с куста свалился!

Ведущий: В это время пришла хозяйка, собрала овощи на обед.

Всех с собой взяла, а помидор не заметила.

Летела мимо ворона.

Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! 
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен.

Ведущий: Стыдно стало помидору и покраснел он от стыда.

Помидор: Вы меня, друзья, простите и с собой скорей возьмите.

Ведущий: Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор.

Хотите верьте, хотите нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

Итог. Награждение победителей

-Чем мы занимались на уроке?

-Какому времени года был посвящён урок?

-Что понравилось? Что нового узнали?

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Федор Тютчев 
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт — Петербурга.

 Тема:

Осенние листья. Чтение поэтических произведений об осени.

Цели:

  • ознакомить детей с поэзией и прозой, учить умению сравнивать, выделять главное, видеть прекрасное, читать выразительно, передавая мысли, чувства, свои эмоции;
  • научить детей быть внимательными к окружающей природе, замечать, как постепенно меняются краски и звуки вокруг нас, развивать память, речь, расширять словарный запас, воспитывать любовь к прекрасному.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.

Метапредметные: 

познавательные: используют простейшие виды анализа текста;

 регулятивные:формулируют и удерживают учебную задачу; коммукативные:высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

личностные: проявляют художественно- эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

 ( слайд 1).  

  1. Постановка задач урока:

— О каком времени года говорится?

Листьям –время опадать,

Птицам- время улетать,

Грибникам- блуждать в тумане,

Ветру- в трубах завывать.

Солнцу- стынуть,

Тучам- злиться…

 ( об осени)

— Я хочу пригласить вас в царство Осени

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов.

 И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля даже начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по парку– светло. Это золотыми искорками светятся осенние листья.  И вот сегодня я пригласила в гости к нам на урок саму хозяйку — Осень.

(Слайд 2 , прочти  про себя, потом вслух ,выразительно,  стихотворение)

Осень, осень в гости просим
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

— Какая по- вашему осень?   Я называю слова, хлопни, если согласен                   ( грустная,  зеленая,  золотая, дождливая, бодрая, радостная, переменчивая, морозная, яркая,теплая, разноцветная, ….

( Включаю ролик).   Посмотрите небольшую зарисовку, подумайте, какое настроение она создает. ( торжественное, нежное, немного грустное, светлое…)

-Какого цвета осень?

Желтый , золотой, багряный цвета – символы осени. С разноцветных листьев на деревьях    начинается ее время. Солнечный наряд садов, парков, лесов дали осени название – золотая. Пора самой яркой раскраски листьев.

  • Ребята! Тема осени близка не только писателям, поэтам и музыкантам. Не мало потрудились и художники, которые с большой любовью на своих полотнах изобразили золотую осень и смогли передать всю неповторимость красоты русской природы.
  • Слайд 3,4, 5 – какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эти картины? ( любуюсь красотой, радостно, грустно, удивляюсь красоте и необычности пейзажа…)
  • ………………………………………………………………………………………………………..

2.  — Тема нашего урока- осенние листья.  Мы будем читать поэтические произведения об осени.  

-А что такое «поэтические произведения, поэзия»?   СЛАЙД  6

Сегодня картину осени нам помогут нарисовать несколько поэтов.(СЛАЙД 7

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы будем говорить о поэтах и стихотворениях?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

Сегодня, говоря об осени, ее приметах, мы постараемся узнать, какие настроения вызывает осень у  поэтов, понять, а что же для каждого из нас значит это время года.

  • А. К. Толстой (1817-1875 ) — известный поэт и драматург ХIХ века.    Петербуржец, дворянин, получил блестящее образование, всю жизнь дружил с императором Александром 2, с раннего возраста занимался литературным творчеством.
  • Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.
  • Валерий Брюсов – мальчик из  Московской купеческой семьи, писать стихи начал в 8 лет, выучился на историка, писал для детей и взрослых, был ректором литературного института.

………………………………………………………………………………………………………………………….

С Т И Х – е 1

Слайд  8.

А)  Послушайте стихотворение Алексея Толстого :    

Первичное восприятие: —Какую картину вы себе представили?

-Какое настроение вызывает стихотворение?

( осенний парк, пасмурно, дует легкий ветерок, листья неспешно кружатся, и только рябиновые кисти ярко алеют среди листвы…)

Б)   Прочитайте ст 2-3 раза самостоятельно, подумайте, какие слова кажутся вам не совсем понятными.

Слайд 9 .    Давайте разберем трудные слова.

В)  Попробуем прочитать ст вслух выразительно. С какой интонацией надо читать? (спокойно, плавно, немного грустно , а какие слова автора передают грусть?   ( бедный сад, листья пожелтелые)

показать голосом то  приятное и радостное, что заметил автор: красуются кисти рябин – интонация вверх…)   Несколько человек.

Г) Работа с текстом

Слайд 10.

Заглянем в словарь поэтических образов , прочитаем

2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелыми?

3. Какой изображена рябина?

-Что вы представляете при чтении двух последних строк?  (кисти рябин)

Посмотрим в словарь настроений

1.-Какие слова передают грусть?

4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?   (желтая, золотая, красная, зеленая, бордовая, коричневая…)

5. Какое настроение должна создать картина?

— Поэт сумел выразить свои чувства, описывая увядающую природу?

— Поэт любил осень? (Да)

У автора чувствуется грустное настроение: листья облетели, сад бедный.
Поэт нарисовал картину унылую и красочную.
 картина красочная, так как кругом жёлтые листья и ярко – красные кисти рябин. А настроение грустное потому, что уходит лето, но краски осени могут быть яркими.

Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.
многие стихи А.Толстого обрели широкую популярность в народе и стали песнями.

…………………………………………………………………………………………………

Ф/м

Ветер подул: у-у-у (Все дуют)

Кусты низко нагнул ( Наклоняются)

Листья запорхали (Машут руками)

Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)

Музыка???  Отражает ли музыка настроение этого стих – я?

……………………………………………………………………………………………………………………..

СТИХ- е  2.

А в стих –нии  С. Есенина  тоже осенняя пора, листья  летят, кружатся, но настроение совсем другое. Послушайте…

СЛАЙД 11

А)  Читаю

Какую картину изобразил поэт в стихотворении? ( лесная полянка, пруд, тишина, легкий ветерок, листья кружатся над водой, тихонько падают, оставляя легкую рябь на воде…)

  • Б) Прочитайте ст самостоятельно 2 раза.
  • Назовите непривычные вашему уху словосочетания. Как вы их понимаете?  СЛАЙД 12.
  • В)   Какое слово в стихотворении передает  цвет листьев? ( листва золотая) Обратимся к словарю образов  СЛАЙД 13первый клик
  • С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву  со стаей бабочек? ( листочки легкие, они легко кружатся над водой от дуновения ветерка…)
  •  Каким изображен  пруд в стихотворении?  ( тихий, по берегам много растительности…)
  •  Какое настроение создает это стихотворение? Обратимся к словарю настроений СЛАЙД 13
  • Будет ли интонация в этом стих бодрее, радостнее, а темп чуть быстрее? Да. Почему?  Картина красочная, радостная, стая бабочек, розоватая вода.. А почему вода розоватая?  От листьев.
  • Читаем вслух…
  • …………………………………………………………………………………………………………………………….
  • СТИХ — е  №3.
  • А)   Картины природы осенью никого не оставляют равнодушными.
  • Даже, если картина в поэтическом произведении рисуется невеселая, не вызывает восторга или бурной радости, одно только спокойное любование…
  • Автор  В.Брюсов любит  осень и такой… Послушайте…
  • Слайд 14.
  • Б)  Прочитайте про себя. Подумайте, какое возн настроение ?  Читают…
  • Тишина, покой, грустно, одиноко,
  • Обратимся к словарю настроений… СЛАЙД 15 первый клик
  • С помощью каких слов описана осень в стихотворении?( сух листья, тусклый ветер,
  • С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
  •  Какие сочетания слов повторяются?   Почему листья сухие?
  • Какие звуки передают шуршание осенних листьев? ? СЛАЙД 15 второй  клик
  • Какие слова помогают услышать тишину и шорох листьев?

(кружат, шуршат, шепчут, говорят…)

……………………………………………………………………………………………………………..

ИТОГИ

  1.   Слайд 16

Вспомните стихи, кот мы читали сегодня.  Найдите в текстах подписи к этим иллюстрациям:

  1. Обсыпается весь наш бедный сад… Листья пожелтевшие по ветру летят…
  2. Лишь вдали красуются кисти ярко – красные вянущих рябин…
  3. Закружилась  листва золотая в розоватой воде на пруду…
  1. Вам предстоит работа в парах. С кем? С соседом по парте. Чтобы вам было комфортно работать и вы не поссорились, вспомним правила.

СЛАЙД17.  Объясняем.

У вас на парте конверты. Выньте полосочки бумаги. Прочтите, что напечатано. Это части пословиц. Вам надо правильно собрать их, полоски приклеить на лист , объяснить смысл пословиц.

Проверяем:   клики сЛАЙД 18

  1. Творческая работа. СЛАЙД 19 – читаем задание,

 слайд 20 – посмотрите, какими увидели осенние листья фотохудожники. Теперь работайте ( один лист на двоих)

Осень – удивительная и замечательная пора. Многих поэтов  художников осень вдохновляла на новые работы. Сегодня и мы с вами прикоснулись к прекрасному миру осеннего творчества.

  1. Украшаем доску листьями.
  2. Слайд 21 –дом. Задание
  3. Слайд 22 – прочтите вопросы и постарайтесь на них ответить…

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *