Простое и простое осложненное предложение – Простое осложнённое предложение в русском языке

Урок русского языка «Простое осложненное предложение». 8-й класс

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения».
  • Развивающая: развивать умение  самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
  • развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся.
  • Воспитательная: воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции.

Технологии: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока «Простое осложнённое предложение». Она рассчитана на несколько уроков, а сейчас мы постараемся закрепить материал, изученный в предыдущих классах, вспомним односоставные предложения.

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

– Какие предложения являются определенно-личными? Обобщенно-личными?
– Как определить неопределенно-личные предложения?
– Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

– Как называются предложения, где главный член выражен существительным?

На партах у учащихся лежат листки с предложениями (по вариантам)

Задание: определить вид односоставного предложения.

1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.)
2. Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с   собой уношу, уношу. (Б. Окуджава)
3. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин)
4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин)
5. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь)
6. По улицам слона водили… (И. Крылов)

1. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин)
2. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв)
3. И скучно и грустно (М. Лермонтов) ; Но в них не видно перемены…

(А. Пушкин)
4. Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот     сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн)
5. Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин)
6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
7. Сделал дело — гуляй смело.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания  под контролем учителя.

3. Объяснение материала

а) Синтаксическая пятиминутка

1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и , наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.

2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложения.

– Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Делается вывод.

б) Работа над  презентацией (Приложение 1)

Анализ 1 слайда. Запись в тетрадях.

Учитель: Вспомним, какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах. Работа над 2 слайдом.

Вопросы: что делая? что сделав? как? Какой это обособленный член?

Расставьте знаки препинания, объясните схемы. Анализ  3 слайда.

Назовите вопросы определения и  условие для обособления. Работа над 4 слайдом.

– Что такое вводные слова, как они выделяются на письме?
– Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? Что   добавляют к смыслу предложения вставные конструкции?

Анализ 5 и 6 слайда.

– В каких случаях мы используем обращения в нашей речи? Объяснение знаков препинания по 7 слайду.

в) Работа над упражнением в учебнике (222).

Задание: определите, чем осложнены данные предложения. Средства осложнения выделены. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения (предложения разбираются по вариантам)

 г) Работа над орфограммами:

 т..рчат                            (не)погоды 
 пот..мнели                      свинц..м 
 сла..ко                             дремл..т
 (темно) зеленый              об..ятый
 г..лубой                           ябл..ни  
 убеле(н,нн)ой                  др..жащими

– А сейчас давайте поработаем  редакторами. Перед вами небольшой отрывок из художественного текста. Внимательно прочитайте и расставьте знаки препинания. Чем осложнены предложения? Работа над 8 слайдом.

5. Тест по простым осложненным предложениям

Тетради учащихся собираются на проверку.

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4       2) 1,2        3) 3,4       4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3     2) 2,3,4     3) 3,4      4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4     2) 1      3) 3     4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3     2) 1,2     3) 2,3     4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)
2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток..

(А.П.Чехов)
3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)
4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.
5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский)

1. Укажите предложения с обращениями.
2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.
4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Общие выводы. Подведение итогов урока

– В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
– Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
– Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?
– Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

7. Рефлексия   (9 слайд)

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об односоставных предложениях, вспомнили обособленные, однородные члены, вводные слова, поработали редакторами текста. Надеюсь, что вам понравилась наша коллективная работа.

8. Выставление оценок

9. Информация о домашнем задании:

1. Подготовить сообщение о простых осложненных предложениях.
2. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.

urok.1sept.ru

Простое осложненное предложение: понятие и его компоненты

 

Простое осложненное предложение – это предложение, в которые включены синтаксические конструкции, не имеющие грамматической основы. Среди конструкций, которые усложняют простое предложение, выделяются вводные слова, обращения и вставки.

Понятие простого осложненного предложения

Зачастую простое осложненное предложение по своей семантике весьма напоминает сложное, однако таким не является. Для того чтобы выяснить, является предложение сложным или простым осложненным, необходимо определить грамматическую основу этого предложения.

В простом осложненном предложении, осложняющий компонент никогда не имеет грамматической основы, а представляет собой дополнительное высказывание, которое зависит от основного предложения.

Например: Антон Олегович, позвольте нам нарисовать стенгазету.

В этом простом осложненном предложении, усложненная конструкция обращение взаимосвязана с основным предложением и выступает в качестве дополнения к нему.

Осложняющие компоненты простого осложненного предложения

Чаще всего, осложняющим компонентом таких предложений выступают однородные члены предложения.

Например: Ни новые игрушки, ни вкусный торт, ни веселые игры – ничто не радовало именинницу. Мы видим, что однородные члены этого предложения – игрушки, торт, игры – не выступают частью грамматической основы. Осложняют простое предложение также вводные слова.

Например: Наташа, по всей вероятности, будет смотреть сегодня фильм. Среди осложняющих компонентов – обращения.

Например: О, Петр, Иванович, позвольте мне быть сегодня откровенным. Осложняют простое предложение уточняющие члены предложения.

Например: Возле дома, на груде старых осок, уже ждали Вася и Петя.

Обособленные определения как усложняющие элементы

Простые предложения очень часто усложняются обособлениями. В русской филологии выделяют четыре основных группы обособлений, которые включаются в состав простого предложения, тем самым усложняя его. Среди них:

1. Обособленные определения. Пример: Тропинка, мощенная мелким гравием, поднималась вверх.

2. Обособленные дополнения. Пример: Весь коллектив, исключая Павла Петровича, был в сборе.

3. Обособленные приложения. Пример: Мы, юристы, знаем ценность закона.

4. Обособленные обстоятельства. Пример: Кирилл, несмотря на вмешательство отца, устроил все по своему усмотрению.

Усложняющие элементы в простом осложненном предложении на письме выделяются запятыми.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Разбор темы с примерами из ЕГЭ: словосочетание
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРазбор темы с примерами из ЕГЭ: сложное предложение

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (8 класс) на тему: практикум по теме «Простое осложненное предложение»

Осложнённое простое предложение

Простое осложнённое предложение – это простое предложение, которое может быть осложнено однородными, обособленными и уточняющими членами, вводными словами  и конструкциями, обращением. От сложных предложений их отличает наличие одной грамматической основы.

Простые предложения могут быть осложнены

  • Однородными членами
  • Обособленными членами (определением, приложением, обстоятельством, дополнением)
  • Вводными словами и конструкциями
  • Обращением
  • Уточняющими и пояснительными членами
  • Сравнительными оборотами

В  КИМах предлагается найти предложение с однородными или обособленными членами (какими-либо разновидностями – определениями, приложениями и др.)

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения. Обособляться могут следующие второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение. Обособленные определения чаще выражены причастными оборотами. Обособленные обстоятельства – деепричастиями.

Вариант 1 (практическое задание)

1. Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.

(1) По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их  в шалостях или даже в хулиганстве… (10) Преступников накажут. (11) Кроме того, они своими руками  посадят десять деревьев за каждое уничтоженное и будут ухаживать за ними несколько лет. Ободрённые моей похвалой, мальчики отдали ключ от автомашины: преступников легко было задержать…

                                                                                                             (В. Сухомлинский)

Ответ: _____________

2. Найдите предложение с  обособленным обстоятельством и напишите его номер.

(1) Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (2) Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (3) Поглядели. (4) Берёзка. (5) Вздохнули и чего-то так начали пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше.(6) Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.                                                             (А. Приставкин)

Ответ: ____________

Вариант 2

1.Найдите предложение с обособленным распространённым приложением и напишите его номер.

(1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2) Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4) Дома ему давали болтанку и хлеб.  (5)Мать добавляла в муку веники – вымолоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной.                                                                           (Ю. Яковлев)

Ответ: _________

2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и напишите его номер.

(1) И хоть на солнце во все глаза не взглянешь, в этот короткий миг можно было смотреть и всё видеть. (2) И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега. (3) И те враз вспыхнули, объятые огнём, осветились изнутри нежным светом. (4) И не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворённой земли.        (А. Приставкин)

Ответ: __________

Вариант 3

1.  Найдите предложение с обособленным определением и напишите его номер.

(1) Медленно двигаясь, я вошел в толпу. (2) Что тут продавали, я в точности не разузнал. (3) Зато справа меня поджимал человек с пустым рукавом, засунутым в карман. (4) В единственной руке человек держал мыльницу, плоскогубцы и книжку. (5) Я, наверное, тогда не умел утаивать, и намётанный глаз инвалида сразу нащупал меня. (6) Показывая товар, он рукой ухватил меня за воротник, как добычу, которая может исчезнуть в потоке.                          (А. Приставкин)

Ответ: __________

2. Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.

(1) Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. (2) Но ведь для книг нужен шкаф, а вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. (3) Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (4) В детстве я не знал другой вещи более красивой.     (Д. Мамин-Сибиряк)

Ответ: _____________

                                                            Вариант 4

1. В каком предложении есть обособленные члены? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сквозь редкие ветви деревьев виден был залитый лунным светом двор.

2) Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.

3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке машину.

4) Она стояла подбоченясь.

Ответ: ___________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.

1) 1,3                 2)2,3                                  3)1,2                                 4)1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Потом (1) спрятав перо (2) он задумался (3) слушая шум и шорох волн (4) тяжело несущихся за стеной каюты.

1) 1,2,4                        2) 2                                 3) 1,2,3,4                            4) 3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

На ольхе сидит снегирь (1) отбившийся от стаи (2) и (3) качая чёрным носом (4) сердито поскрипывает.

1) 1,2,3,4 – выделяются причастные обороты

2) 1,2,3,4 – выделяются деепричастные обороты

3) 1,2 – выделяется причастный оборот

4) 1,2,3,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты

Ответ: _________________

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждое утро солнце всходило багровым шаром и (1) подымаясь выше в безоблачном небе (2) совершало свой круг (3) никому не давая отдохнуть (4) от испепеляющего всё зноя.

Ответ: __________________

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 В глубоких балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.

1)  3,4               2) 2,3             3) 1,2              4) 1,2,3

7.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старые вётлы (1) бросая (2) через медленно текущую (3) реку на луг длинные густые тени (4) постепенно зарумяниваются (5) покрываясь багрянцем заката.

Ответ: ______________________

Вариант 5

1. В каком предложении нет обособленных членов?  (Знаки препинания не расставлены.)

1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни.

2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.

3) Люди же изумлённые стали как камни.

4) Он работал не покладая рук.

Ответ: ___________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

1)  1,3                    2)  2,3                               3) 1,2                            4) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки и (1) поминутно спотыкаясь (2) и (3) набивая себе синяки (4)  бросились бежать под защиту дуба (5) стоявшего на берегу.

1) 1,3,5                           2) 1,2,4                       3) 1,2,3,4                   4) 1,4,5

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.

Ответ: ________________

5.  Найдите предложение(-я) с обособленным распространённым приложением и напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).

И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. (2) Тот, кто шёл первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдёрнул голову, — с такой силой он спружинил обратно.

(3) – Ого! —  изумился мужик. (4) – Зверь какой! (5) Мы тебе, зверю… (6) У нас дважды два – четыре. (7) Не таких видывали.

                                                                                                              (В. Распутин)

Ответ: _______________

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Подходя к домику в три окна (1) красиво спрятавшемуся за палисадником (2) почтальон замедлил шаги и (3) поправив сумку (4) переложил письма из руки в руку.

Ответ: ________________

nsportal.ru

Простое осложненное предложение

Виды простых предложений поражают нас своим количеством, но мы остановимся на осложненных синтаксических конструкциях.

Простое предложение может быть осложнено различными способами:

1. Простое осложненное предложение с несколькими однородными членами, то есть такими членами, которые отвечают на одинаковый вопрос и связаны с один и тем же словом. Например: Я бывал и в Японии, и во Франции, и в Германии, и в Англии. В данном случае предложение осложнено однородными обстоятельствами, которые выражены существительным.

2. Предложения могут осложняться определениями, то есть второстепенными членами предложения, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы Какой? Чей? Каков? и др. В форме определения чаще всего выступают прилагательные, причастия, причастные обороты, некоторое числительные. Например: Книга, вызывающая интерес, лежала на столе. Это предложение осложнено определением, выраженным причастием. А вот в предложении «Интересная книга лежала на столе» определение не будет обособляться.

3. Простое осложненное предложение с обособленным приложением (таким определением, которое чаще всего выражается существительным и дает иное название, характеризующее предмет). К примеру: Остап Бендер, как стратег, был великолепен. Предложение осложнено приложением, использующимся с союзом как.

4. Простое осложненное предложение осложняется и дополнением, то есть второстепенными членами, обозначающими предмет и, соответственно, отвечающими на вопросы косвенных падежей. В качестве обособляющихся дополнений рассматриваются выражения со словами помимо, включая, кроме, за исключением, сверх, вместо, наряду с, и др. Например: Девушка ничего не слышала, кроме шелеста листьев под ногами.

5. Обстоятельства также могут входить в осложнённое предложение. Это такие второстепенные члены, которые подразумевают место, причину, время и отвечают на вопросы Где? Почему? Когда? Как?. Обстоятельства в качестве осложняющего члена выражаются либо деепричастиями, либо деепричастными оборотами, либо оборотом «несмотря на + существительное». Например: Улыбаясь, она сидела в кресле-качалке и глядела в окно. В данном случае обстоятельство выражено деепричастием. Несмотря на свою усталость, он продолжил работать. Здесь обстоятельство выражено оборотом «несмотря на + существительное».

6. Простое осложненное предложение с обращениями или вводными конструкциями. Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому направлено внимание говорящего, а вводные конструкции – это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых человек выражает свое отношение к ситуации. К примеру: Ольга Викторовна, Вы не могли бы зайти ко мне после обеда? В этом предложении обособляется обращение. А в синтаксической конструкции «Лето, несомненно, будет жарким» обособляется вводное слово.

7. Уточняющие члены также могут осложнять предложение. Уточняющие члены — это такие члены предложения, которые поясняют суть ситуации. Чаще всего уточняются место и время. Также в качестве уточняющих членов выступают и определения. Уточнения часто вводятся такими словами: то есть, или, иначе, именно и др. К примеру: На опушке, у самой тропинки, сидел зайчик.

Порядок выявления обособленных членов предложения

1. Сначала необходимо исключить предложения без знаков препинания.

2. Затем выделить грамматические основы и исключить конструкции, в которых знаки препинания отделяют основы друг от друга.

3. В оставшемся тексте определить, какие осложняющие члены предложения присутствуют и почему они здесь необходимы.

Многие типы простых предложений могут включать в себя самые разнообразные конструкции, именно поэтому они пользуется большей популярностью, чем сложное предложение.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск