Пруд местами как сталь сверкал на солнце – Пожалуйста помогите сделать синтаксический разбор предложения со сравнительным оборотом: Пруд м… — MatFaq.ru

Содержание

Обстоятельство. Урок в 8-м классе

Ход урока

1. Синтаксическая разминка. Закончите правильно предложения:

  1. Особый вид определения, выраженный существительным, – …
  2. В двусоставном предложении основа состоит из…
  3. Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, – …
  4. Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …
  5. В предложении В классе тихо, слово “тихо” – …
  6. Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – …
  7. Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – …
  8. Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – …

2. Новый материал.

(Перед этим уроком – опережающее задание – по учебнику (Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2005) рассмотреть таблицу “Разряды обстоятельств”).

– Запись темы урока.

– Цель урока:

1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;

2) научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

– Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?

– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.

  Способы выражения
  обстоятельств:
1.Звонко кукушка вдали куковала. наречие
2. Она изменилась до неузнаваемости. сущ. с пред.
3.Он работал не покладая рук. фразеол. оборот
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. дееприч. оборот
5. Я приехал повидать тебя. инфинитив
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. сравнительный об.
7. И звуки полетят, красуясь и играя. деепричастие

– Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?

– Какие орфограммы встретились в этих предложениях?

– По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)

Хорошо.

3. Следующее задание – тестовое (самопроверка).

  1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
  2. А) Мы очень устали.
    Б) Кругом кричали коростели.
    В) Вчера я приехал в Тамбов.
    Г) Он изменился до неузнаваемости.

  3. В этом предложении есть обстоятельство цели.
  4. А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
    Б) Слон-живописец написал пейзаж,

    Но раньше, чем послать его на вернисаж,
    Он пригласил друзей взглянуть на полотно.
    В) Сенокос запоздал из-за дождей.
    Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

  5. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.
  6. А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.
    Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
    В) Рассказы эти были данью моему детству.
    Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

  7. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.
  8. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
    А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
    Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
    В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
    Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

Ответы:

1) – В.
2) – А, Б.
3) – А, Г.
4) – Г.
5) – А, Г.

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

4. Упражнение 100 (предложения 1, 3, 4, 7, 8, 12)

Найдите ошибки в употреблении обстоятельств, запишите словосочетания из предложений в исправленном виде.

5. Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи. (Работа в парах).

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

– Можно ли назвать данные предложения текстом?

– Определите стиль и тип речи данного текста.

– Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!

– Что такое обстоятельство?

– Чем оно может быть выражено?

– Какова роль обстоятельств в тексте?

– Какое задание показалось интересным на уроке?

– Какое задание показалось достаточно простым?

– Оценки.

Д/з.§ 15, упр. 98.

Обстоятельства образа действия и обстоятельства степени

Основные понятия по обстоятельствам

Пример обстоятельств образа действия:

  1. (Как?) Звонко кукушка вдали куковала.
  2. Корабль одинокий несётся, несётся (как?) на всех парусах.
  3. Ребята шли (как?), еле передвигая ноги.
  4. Впереди отряда (как?), прихрамывая, шагал вожатый.
  5. Пруд местами (как?), как сталь, сверкал на солнце.

Разновидностью обстоятельств образа действия являются обстоятельства степени

, которые отвечают на вопрос в какой степени? Например:

  1. Туристы (в какой степени?) очень устали.
  2. Число нападающих (во сколько раз? в какой степени?) вдесятеро увеличилось.

Обстоятельства образа действия и обстоятельства степени могут выражаться наречиями, существительными, деепричастиями и деепричастными оборотами, а также сравнительными оборотами, то есть словами с союзами как, словно и т. п.

Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972

Если обстоятельства образа действия выражаются деепричастиями, деепричастными оборотами и сравнительными оборотами, то они выделяются запятыми.

Обстоятельства образа действия обычно относятся к членам предложения, выраженным глаголами. Обстоятельства степени могут относиться не только к членам предложения, выраженным глаголами, но и к членам предложения, выраженным прилагательными и наречиями. Они обозначают степень качества, например:

  1. Я прочитал очень интересную книгу (в какой степени интересную?).
  2. Петя очень интересно рассказывал о туристском походе (
    в какой степени интересно?
    ).

 

Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972

Предложения со словосочетанием ОТРАЖАТЬСЯ В ПРУДУ

Неточные совпадения

Огни красиво отражались в воде — можно было представить, что пруд чистый, и берег чистый, и вообще ничего плохого в жизни не произошло... А на юбочках их бальных платьев отражается или пруд, или лес, или бабочка на герани. Её освещали бенгальским огнём, над нею и как будто вслед ей летели ракеты, угасая в тучах и отражаясь в воде пруда. Приподнятой головой увидел зеркало пруда и отражавшиеся в нём мелькающие огни. Их блеск словно удваивался, отражаясь в чистой воде пруда.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова барбитурат (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Щебет птиц отражался от зеркальной поверхности пруда и возвращал их песни небесам. Внезапно всё исчезло, и пруд стоял такой же спокойный, как прежде, и в нём отражалась полная луна. Возле храма, во впадине среди отвесных скал, вода нескольких ключей собирается в пруд, в котором отражаются эти скалы, увитые плющом и поросшие мхами; среди пруда — островок с миниатюрной часовней, окружённой ажурной галереей, соединённый мостиком с берегом. Мы медленно шли по пустынной дорожке вдоль пруда. В воде отражались фонари. Может, вечерней порой, когда красное небо отражалось в мирном зеркале здешних вод, чудилось ему, что пруды заполняются кровью... В большом пруду с круглым островком, на который вёл горбатый мостик, отражался красивый дворец с портиком на белых колоннах. За костром проглядывалась водная гладь пруда, на которой отражались двигающиеся пучки искусственного света самого объекта. В пруду отражался старик. Женщина с глазами цвета нефрита, которые напомнили ему о тайной роще неподалёку, неведомой туристам, где водопад каскадом струится в пруд, а в нём отражаются зелёными бликами папоротники. И вот, я снова еду по сумрачному хвойному туннелю, к свету... Лучи закатного солнца, отражаясь от пожелтевшей листвы, кажется, и сам воздух делают золотисто-соломенным... Через несколько минут автобус выедет из туннеля, повернёт налево, и откроются взорам поля, луга, долы, пруд, уютно спрятавшийся в ложбинке между долами... Хвойно-сумрачный туннель сменится светлым липовым. Они подошли к пруду, постояли, посмотрели на зелёную мирную воду, в которой отражались густые листья. Казалось, там и дна нет. А потом, после завтрака, вытянуться на нагретом за день камне невысокой, но такой удобной и широкой парковой ограды и щуриться на алый свет заходящего солнца, отражающийся в водах пруда, да изредка лениво поглядывать на разгуливающих по парку людей. Было время, в садах гарема я любовалась тем, как отражается в водах пруда большая жёлтая луна, и как дурочка мечтала поскорей выйти замуж... В квадратной глади пруда отражались облака и отсвет заходящего солнца. Перед замком располагался небольшой пруд правильной формы. В его прозрачной воде, как в громадном круглом зеркале, отражался дворец. Молодой месяц то забегал за белые, прозрачные облака, то снова появлялся на тёмно-синем небе и как в бесконечном зеркале отражался в обширном и чистом пруде, вставленном в кудреватую рамку лоз и тростника; изредка раздавались всплески воды от падавших в неё с неба диких уток, и тогда полночный концерт прибрежных птиц умолкал на минуту и снова начинался под мерный и звонкий стук чугунной доски сельского сторожа... Мы прошли сад, плотину и стали взбираться на холм. Предзакатное голубое небо с бледно-розовыми облаками отражается в маленьких прудах.

Урок русского языка "Обстоятельство. Виды обстоятельств". 8 класс

Разработка урока русского языка в 8 классе

«Обстоятельство. Виды обстоятельств».

Цели:

В результате занятия обучающиеся смогут:

  • расширить и обобщить сведения об обстоятельствах

  • познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения.

  • сформулировать цели своей учебной деятельности

  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

  • продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение, а также умения работать с разными источниками информации;

  • поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Оборудование урока: учебник, тетради, рабочие листы, сигнальные карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, мы изучаем второстепенные члены предложения. Вы уже знаете, что такое дополнение, определение, познакомились с разновидностью определения – приложением.

II. Проверка домашнего задания.

1. Ответьте на вопросы:

- Как подчёркивается приложение, почему? (волнистой линией, потому что это разновидность определения)

- Какой второстепенный член может быть прямым и косвенным? Приведите примеры (дополнение)

- Может ли определение быть выражено существительным? (может, например: тетрадь в линейку)

- А причастным оборотом? примеры.

2. Синтаксическая разминка.

Пока класс отвечает на вопросы, у доски один ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

Над домом размеренно качался серебристо-зелёный шатёр тополя. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).

- Проверьте разбор, какие у вас замечания? У кого не так?

- Какими членами предложения являются слова: над домом, размеренно? (обстоятельствами)

III. Сообщение темы и целей урока

- Самостоятельная формулировка темы на основе синтаксической разминки («Обстоятельство. Виды обстоятельств») (записывается в тетрадь). Цель сегодняшнего урока – выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке, научиться видеть обстоятельства в тексте и определять их вид.

IV. Изучение новой темы

  1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы знаем об обстоятельстве. (Составляется кластер)

Молодцы, в конце урока мы дополним наш кластер новыми сведениями об обстоятельстве.

  1. Поиск новых знаний.

Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены. (задание дается на рабочих листах, выполняется в тетради и в пустую колонку заносится ответ)

1.Звонко кукушка вдали куковала.

наречие

2. Она изменилась до неузнаваемости.

сущ. с пред.

3.Он работал не покладая рук.

фразеол. оборот

4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

дееприч. оборот

5. Я приехал повидать тебя.

инфинитив

6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.

сравнительный об.

7. И звуки полетят, красуясь и играя.

деепричастие

- Сделайте вывод, чем может быть выражено обстоятельство? От какого члена предложения зависти обстоятельство? (от сказуемого) Новые сведения запишем в наш кластер и заключим в квадрат.

– По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств, которые вам известны (места, времени, причины, образа действия и степени, цели, условия, уступки). Если затрудняетесь назвать все виды обстоятельств, тогда обратимся к учебнику на стр. 75-78 и дополним наш список.

V. Закрепление изученного материала

- Осталось только проверить, насколько ваши теоретические знания подкреплены практическими знаниями и умениями.

1. Задание с последующей проверкой. Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению. (текст раздается на рабочих листах)

Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).

- взаимопроверка;

- комментирование ответов

2. Выполнение упражнения 153 в учебнике.

3. Творческое задание. Конструирование текста.

Добавить в данные предложения обстоятельства (на рабочих листах)

1 группа:

    1. Вадим отстал от своих товарищей… (обст. причины).

    2. Ребята поспешили на речку… (обст. цели).

    3. (Обст. места)…поднималось солнце.

    4. (Обст. времени)… над лесом занялся пожар.

2 группа:

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

3) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

4) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

4. Внесение новых знаний в кластер. Его анализ.

VI. Контроль. Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее

2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении: «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением

3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении: «От жары и духоты книзу клонятся цветы»

а) место б) время в) образ действия г) причина

4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении: «Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:

а) цель б) время в) образ действия г) причина

5. В каком предложении правильно определена синтаксическая роль слов?

hello_html_m48893c4.gif

Ключ: 1-в; 2-г; 3-г; 4-а; 5-г (написан сзади на доске). Взаимопроверка (обменяться листочками)

VII. Рефлексия. Самооценивание.

- Вспомните, какие цели мы ставили?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Кто испытал трудности сегодня на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?

Посмотрите на записи сегодняшнего урока и поставьте на полях знак вопроса радом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень и просигнализируйте мне карточками

Уровни оценивания своих знаний и умений:

  1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических занятий (красный цвет)

  2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. (оранжевый цвет)

  3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. (зеленый цвет)

VIII. Домашнее задание (заранее записать на доске)

  • Параграф 27, стр.75-79, правило,

  • упражнение 152;

  • творческое задание: составить связный текст, используя все виды обстоятельств.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Совхозная средняя общеобразовательная школа

Корсаковского района Орловской области

Разработка урока

русского языка в 8 классе

по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Симонова Ю.Ю.

2015 г.

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме: Урок по теме : "Основные виды обстоятельств"

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

Цель:

  • познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;

Задачи: 

  • расширить представления учащихся об обстоятельстве,
  • развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
  • обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа с учебником.

3)  Составление схемы по теме урока (на доске)

       4) Тренировочное упражнение(тест)

       5) С/р. № 1: упр. 154

       6) Д/з

       7) С/р № 2

       8) Конструирование текста

  1. Слайд №1. Учащиеся стоят.

Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал. Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану….., посмотрите на доску..

У нас будет две  с.р., а если будете хорошо трудиться, то мы успеем выполнить дополнительное задание, и вы почувствуете себя в роли писателей.

Садитесь.

  1. Фронтальная работа. Беседа.

-Итак, какие члены предложения вы знаете?( главные и второстепенные)

-Назовите главные?

          -Назовите второстепенные члены предложения, каково их значение?

(Ответ: после ответа ученика открывается слайд № 2

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Слайд № 3.Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными, отвечает на вопросы: какой? чей? который?

Слайд № 4.Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака, поясняет сказуемое или другие члены предложения и отвечает на вопросы: где?куда?когда?откуда?почему?зачем?как?

Хорошо. Молодцы.

А теперь проверим домашнее задание.

Дома у вас было задание сделать синтаксический разбор предложений. Проверим. 2 ученика выходят к доске и делают разбор.

  1. Эти люди жили в лесу, ни с кем не знались и были очень негостеприимны. Однажды к ним зашёл какой-то старец и, напрасно простояв у ворот, проклял недобрых хозяев и велел им жить отныне в берлогах.
  1. Собака также была человеком, но её обратили в пса за неумеренность и жадность в еде.

Проверяем. Все согласны? Открыть слайд № 5-6. Самопроверка.

- Уточните, какой член предложения есть в первом поверье, но отсутствует во втором, и сформулируйте тему урока.

Тему урока записать. Слайд№ 7.

  1. Откроем учебник на стр. 87. Читаем определение (1 учащийся вслух). А теперь каждый прочитает про себя, потом вы повернетесь друг к другу и расскажете правило.

- А чем может быть выражено обстоятельство? Посмотрите на экран.

(Выводятся предложения на экран и все вместе определяем обстоятельства. )Слайд № 6-7-8

  1. Звонко кукушка вдали куковала.                                         Наречие
  2. Она изменилась до неузнаваемости                                  существ.с предлогом
  3. Он работал не покладая рук.                                               Фразеологический оборот.
  4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.                               Деепричастный оборот.
  5. Я приехал повидать тебя.                                                       Инфинитив.
  6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.                   Сравнительный оборот.
  7. И звуки полетят, красуясь и играя.                                       Деепричастие.
  1. А на какие вопросы отвечает обстоятельство? Давайте составим схему на доске. 2 человека у доски. Остальные проверяют по учебнику.(Карточки лежат на столе, учащиеся подходят, берут и вешают на доску.)Поочереди.

Где? Куда? Откуда?                        Обстоятельство места

Когда? Как долго?                         Времени

Как? Каким образом?                    Образа действия.

Почему? Отчего?                           Причины

Зачем? Для чего?                                           Цели

При каком условии7                                     условие

Вопреки чему? Несмотря на что?           Уступки

Проверяем. Всем классом. Слайд № 9

Дома вы запишите вопросы и виды обстоятельств в форме таблицы и дополните ее примерами.

  1. А теперь потренируемся. На экран выводятся предложения, учащиеся записывают номер ответа. По 1 минуте на каждое задание.
  1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

  1. В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Через несколько лет я снова уехал в Петербург.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды

3) В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

A) Люди работали спокойно, молчаливо.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

B) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

4)В каком предложении есть обстоятельство причины?

А) Он приспосабливается из трусости, малодушия, честолюбивых стремлений.

Б) Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом коршун кружит.

В) С шумом встретил их народ.

Г) Здесь когда- то был мост.

Самопроверка. Поставьте оценки по критериям.

На экране критерии оценивания

Встаньте, у кого 5, потом у кого 4, кто получил 2, а есть ли 2?

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

  1. Тренировочное упражнение

Давайте выполним упр.154. Запишите. Вставьте пропущенные буквы, определите, чем выражены выделенные обстоятельства, подпишите, подчеркните обстоятельства места и времени и также определите, чем они выражены.

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените. Поставьте 2 оценки: за орфографию и за правильность выполнения задания

Орфография:

0 ошибок – 5

1 ошибка -  4

2-3 ош. – 3

4 и более – 2

Выполнение задания:

1 ошибка -5

2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более - 2

  1. Пловец с усталости (причины, сущ. с предлогом)в сон крепкий погрузился. Вещуньина с похвал(причины, сущ. с предлогом)вскружилась голова, от радости (причины, сущ. с предлогом)в зобу  (место, сущ.с предлогом)дыханье спёрло. Ягнёнок в жаркий день(время, словосочетание.) зашёл к ручью (место, сущ с предлогом)напиться(цели, инфинитив). По улицам (места, сущ.с предлогом)слона водили, как видно, напоказ(цели, наречие). Почуя серого так близко забияку(причина, деепричастный оборот), псы залились в хлеву(места, сущ.с предлогом) и рвутся вон на драку(место, словосочетание). Друзья! К чему (цели, местоимение с предлогом)весь этот шум? Я,ваш старинный сват и кум, пришёл мириться (цели, инфинитив)к вам, совсем не ради ссоры(цели,словосочетание) .

                 Домашнее задание.

1) Записать  вопросы и виды обстоятельств в форме таблицы и дополнить ее примерами.

2) Упр. 158 или 159

3)*Инд. зад. по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(по карточкам)

Подчеркнуть в тексте  все обстоятельства, определить их виды по значению.

  1. А теперь мы подошли с вами к выполнению итоговой сам.работы №2 в форме теста по вариантам. Возьмите задание на карточке № 1 . Время выполнения -7 минут.

Проверим. Самопроверка.  Поставьте оценку за эту работу по критериям, которые выведены на экране.

Ответы

Тест

Вариант 1

А1. 2

А2. 2

А3.3

А4.3

А5. 1

А6. 4

А7. 2

В1. Утомившись в дороге.

В2. Обстоятельство причины.

В3. Деепричастный оборот.

Вариант 2

А1. 3

А2. 3

А3. 2

А4. 3

А5. 1

А6. 1

А7. 1

В1. Словно разъярённый зверь.

В2. Обстоятельство образа действия.

В3. Сравнительный оборот.

  Критерии оценивания с/р. № 2:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более – «2»

VI. Итог урока.

- Итак, что мы сегодня проходили?

- какой член предложения мы называем обстоятельством?

- какими частями речи может быть выражено обстоятельство?

- с какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?

- на какие вопросы они отвечают?

- Что нового вы узнали?

VII. Оценки за урок.

Вариант 1.

А1 Что такое обстоятельство?

  1. Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия.
  2. Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.
  3. Это второстепенный член предложения, обозначающий признак признака.

А2 На какие виды по значению делятся обстоятельства?

1)        Места, времени, условия.

2)        Образа действия или степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки.

3)        Образа действия или степени, места, времени, условия, причины.

АЗ В каком предложении есть обстоятельство?

  1. Деревья голы, но уже живут, дышат.
  2. От добра добра не ищут.
  3. При сильной засухе урожай может погибнуть.
  4. Ложь ходит на гнилых ногах.

А4 В каком предложении есть обстоятельство цели?

  1. Через несколько дней я снова уехал в Петербург.
  2. В течение восьми лет Алексей ни разу не видел свою мать.
  3. Собака кусает не для сытости, а для лихости.
  4. Крайне царь был изумлён.

А5 В каком предложении есть обстоятельство причины?

  1. Он приспосабливается из трусости, малодушия, честолюбивых стремлений.
  2. Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом коршун кружит.
  3. С шумом встретил их народ.
  4. По-видимому, здесь когда-то был мост.

А6 В каком предложении есть обстоятельство уступки?

  1. Люди очень тревожились из-за долгого отсутствия дождя.
  2. Он сделал ошибку сгоряча.
  3. Имея плащ, я мог бы ловить рыбу под дождём.
  4. Несмотря на предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

А7 В каком предложении есть обстоятельство образа действия?

  1. По возвращении Пушкину пришлось выслушать немало неприятных слов от Бенкендорфа.
  2. Люди работали спокойно, споро, молчаливо.
  3. Мы остановились перед воротами.
  4. К вечеру луг опять позеленел.

Часть В

Утомившись в дороге, я крепко заснул.

В1 Из приведённого предложения выпишите обстоятельство.

В2 Определите его вид.

В3. Определите, чем выражено обстоятельство.

Вариант 2

А1 Что такое обстоятельство?

1)        Это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.

2)        Это второстепенный член предложения, обозначающий признак признака.

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

А2 На какие виды по значению делятся обстоятельства?

  1. Места, времени, условия, причины.
  2. Образа действия или степени, места, времени, условия.
  3. Образа действия или степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки.

АЗ В каком предложении есть обстоятельство?

  1. Дождь начался, когда рассвело.
  2. Проходя над косогором, тучи отяжелели и обессилели.
  3. Потеря матери осиротила тигрят.
  4. Волны стали ниже и ровнее.

А4 В каком предложении есть обстоятельство степени?

  1. Внизу, у подножья хребта, растёт смешанный лес.
  2. Ленивые крупные хлопья снега бесшумно скользили мимо окна.
  3. До вечера оставалось не более получаса, а заря едва- едва зажигалась.
  4. При желании можно всего добиться.

А5 В каком предложении есть обстоятельство времени?

  1. Голубым хрусталём загорается на заре Венера.
  2. В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло.
  3. Жадно пили они обильную росу с пушистого мохового ковра.
  4. По всей станице лаяли собаки.

А6 В каком предложении есть обстоятельство цели?

  1. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
  2. В лесу раздавалось пение птиц.
  3. Жаворонки, трепеща, поднимались ввысь.
  4. Летом мы будем всей семьёй путешествовать по Уралу.

А7 В каком предложении есть обстоятельство места?

1)        Здесь будет город заложен назло надменному соседу.

2)        Взрыхлённая земля набухла и почернела.

3)        От радости девочка запрыгала.

4)        Выскочил большой волк.

Часть В

Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах.

В1 Из приведённого предложения выпишите обстоятельство.

В2 Определите его вид.

В3. Определите, чем выражено обстоятельство.

Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

 3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

 4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

 5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

 7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

 (Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

 3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

 4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

 5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

 7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

Перепишите текст. Подчеркните обстоятельства, определите их вид, отметьте, чем они выражены.

  1. Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны густо чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи…

Перепишите текст. Подчеркните обстоятельства, определите их вид, отметьте, чем они выражены.

  1. Мы ехали довольно скоро Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым заборомЯ велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком.

Перепишите текст. Подчеркните обстоятельства, определите их вид, отметьте, чем они выражены.

  1. Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны густо чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи…

Перепишите текст. Подчеркните обстоятельства, определите их вид, отметьте, чем они выражены.

  1. Мы ехали довольно скоро Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым заборомЯ велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком.

Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

 3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

 4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

 5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

 7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

 

Критерии оценивания:

0 ошибок –     «5»

1 ошибка –   «4»

2 ошибки –    «3»

3-4 ошибки

Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы(цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).

- взаимопроверка, оценивание;

- комментирование ответов

  • Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону.
  • (Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.
  • - слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ

Упражнение 2

Белые медведи (не)приучены к зимней сезо...ой спячке (не) отлеживаются в приготовл...ых заранее благоустроенных берлогах мусоля собств...ую лапу.

Взраще...ые в темноте полярной ночи они прекрасно ориентируются на местности.

Белый медведь крупнейший на планете наземный хищник.

Кажется, они намере...о устремле...ы к бесчисл...ым опасностям и (не)предвид...ым приключениям совершая постоя...ые кочевки среди полирова...ых льдов.

(Не)обыкнов...ая выносливость белых медведей (не)разгада...ая тайна для многих поколений исти...ых исследователей (не)позна...ого.

Он давно привлекает внимание натуралистов.

 

№ п/п

Виды обстоятельств

Места

Времени

Образа действия

Степени

1

+

 

 

 

2

 

+

 

 

3

4

 

 

+

 

5

+

 

+

 

6

 

 

+ +

 

 

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно расположить предложения в определенном порядке, учитывая виды имеющихся в них обстоятельств. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрыть скобки.

Тест:

– «2»

Назовите обстоятельства в данных предложениях и определите, чем они выражены

1)Звонко кукушка вдали куковала.                                        

2)Она изменилась до неузнаваемости                                  

3) Он работал не покладая рук.                                              

4) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.                              

5) Я приехал повидать тебя.                                                      

6) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.                  

7) И звуки полетят, красуясь и играя.                                      

Назовите обстоятельства в данных предложениях и определите, чем они выражены

  1. Звонко кукушка вдали куковала.                                        
  2. Она изменилась до неузнаваемости                                  

3) Он работал не покладая рук.                                              

4) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.                              

5) Я приехал повидать тебя.                                                      

6) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.                  

7) И звуки полетят, красуясь и играя.      

Назовите обстоятельства в данных предложениях и определите, чем они выражены

1)Звонко кукушка вдали куковала.                                        

2)1)Она изменилась до неузнаваемости                                  

3) Он работал не покладая рук.                                              

4) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.                              

5) Я приехал повидать тебя.                                                      

6) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.                  

7) И звуки полетят, красуясь и играя.                                      

                                 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *