Прямая речь схема – Прямая речь — урок. Русский язык, 5 класс.

Содержание

Прямая и косвенная речь в русском языке ℹ️ правила оформления и расстановка знаков препинания, схемы, примеры неправильного построения предложений с косвенной речью, в чем отличие прямой от косвенной

Очень многие при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью в русском языке испытывают сомнения. Так давайте разберемся раз и навсегда, как надо расставлять запятые, точки, кавычки и другие знаки. 

Прямая речь — правила и оформление

Что понимается под прямой речью (далее ПР)? ПР- это передача напрямую слов чужого человека, практически их воспроизведение.

ПР может стоять до, внутри и после слов автора (далее СА), а также она может одновременно находиться как до, так и после СА, таким образом заключая их посередине.

Схема предложения с прямой речью

Если предложение начинается со СА, то после должно стоять двоеточие, а ПР выделяется кавычками. ПР должна начинаться с большой буквы. И еще одно очень полезное напоминание — знаки «?» и «!» ставятся внутри кавычек, а точка всегда за ними.

Если же предложение начинается с ПР, то она пишется в кавычках, после кавычек необходимо поставить запятую. Если в предложении надо поставить вопросительный «?», восклицательный «!» знаки или многоточие «…», то они должны стоять внутри кавычек, и тогда запятой после них уже не требуется. Между ПР и СА всегда находится тире, СА записываются с маленькой буквы.

Если СА заключены внутри ПР, то кавычки будут стоять в начальной и в конечной части СА. Если на месте прерывания ПР не должны были стоять никакие знаки или же должны были стоять запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, то до и после СА ставятся запятая и тире.

Если же в месте разрыва должна была находиться точка, то перед СА ставится «,» и «-», после них всегда ставится точка и тире, а отрывок ПР начинается с заглавной буквы.

Если в месте разрыва ПР должны были стоять такие знаки, как (!?…), то после ПР будет стоять данный знак и тире, а после СА точка с тире.

Схемы и примеры расстановки знаков

Схема

Пример

№1

СА: «ПР!?».

Миша сказал: «Я завтра пойду в библиотеку».

Миша спросил меня: «Ты пойдешь со мной завтра в библиотеку?»

№2

«ПР», — СА.

«ПР!?…» — СА.

«Может мне позвать с собой Ирину?» — сказала Полина.

«Позвоню ей попозже», — подумала она.

№3

«ПР, — СА, — ПР».

«ПР, — СА. — ПР».

«ПР!?…- СА. — ПР».

«Я подумал,- сказал Миша,- может завтра мы с тобой пойдем ловить рыбу?».

«Я хочу тебе кое-что сказать,- сказал Петя.- Я завтра уезжаю».

«Мне теперь идти одному?- расстроенно произнес Миша.- Может ты не поедешь?».

Косвенная речь

Косвенная речь (далее КР) это по сути пересказ чьего-то высказывания. Главная часть в предложении строится от имени автора, а придаточная содержит само высказывание. Между главной и придаточной частью должна стоять запятая.

Прямая и косвенная речь

Предложения с КР бывают повествовательные, побудительные и вопросительные.

Повествовательные образуются при помощи союзов «будто» и «что».

Примеры оформления косвенной речи:

Повествовательное:

Ваня сказал, что приедет завтра утром.

Вопросительное будет образовываться при помощи местоимений и наречий, таких как: «кто», «что», «какой», «почему», «когда» и частицы «ли», которая используется в качестве союза:

Миша спросил, когда приедет Ваня.

Побудительное будет образовываться при помощи союза «чтобы»:

Мама сказала Мише, чтобы он завтра ждал Ваню в восемь часов.

Цитирование и оформление цитат при письме

Цитата — это выдержка из текста художественной или иной литературы, высказывание авторов или других знаменитых личностей.

Цитата в прямой речи

Цитированный текст должен быть точной копией его оригинала. Текст цитирования должен быть обязательно заключен в кавычки.

Запрещается объединять в одну цитату тексты взятые из разных источников.

Пример оформления цитаты:

Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти».

Также цитата может применяться и в КР.

Правильно оформить цитату на письме не составит труда. Правила пунктуации остаются такими же, как при написании диалогов.

Отличить ПР от косвенной и от цитирования очень просто. Нужно только запомнить, что ПР содержит в себе указание на лицо, сделавшее высказывание, и само высказывание. 

Косвенная речь образуется при помощи союзов, местоимений и наречий. А цитата является выдержкой из текста или же высказыванием известной, значимой личности. Ну и конечно же, самым главным отличием являются знаки препинания.


nauka.club

Прямая речь — урок. Русский язык, 11 класс.

Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.


1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставятся двоеточие и открывающие кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся точка (перед ней — закрывающие кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности — многоточие (после них — закрывающие кавычки).

Пример:

услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свой учёный человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает?» Они отвечают: «Червяк точит» (М. Пришвин).

Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед кавычками, точка — после кавычек.
Схемы: А: «П!»     А: «П?»     А: «П…»     А: «П».


2. Если прямая  речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире.

Пример:

я подошёл к нему и сказал медленно и внятно:
— Мне очень жаль, что я взошёл после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы (М. Лермонтов).

3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключённой в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая. 

Пример:

«Надо жить по закону природы и правды», — проговорила из-за двери г-жа Дергачёва (Ф. Достоевский).

«Сколько вам может быть лет?» — спросил Балунский, глядя на реку (А. Куприн).

Схемы: «П», — а.     «П?» — а.

 

4. Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора:


а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы.

Пример:

«Однако, — говорю я, — крупных-то господ осталось три-четыре на уезд» (И. Бунин).

Схема: «П, — а, — п».

 

б) Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Пример:

«Надо же служить, — отвечал он с убеждением. — А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит» (Л. Толстой).

Схема: «П, — а. — П».

 

в) Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. 

Пример:

«Как названивают! — сказал он, радуясь. — Послушай только, что делается! По всей Десне» (Е. Носов).

Схема: «П! — а. — П».

5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая — к другому, то после слов автора ставятся двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. 

Пример:

«Изумительно! — воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: — Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, ещё и не верите в Бога?» (М. Булгаков).

Схема: «П! — а: — П?»

6. Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё — запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы. 

Пример:

«Я прижался к перилам и пропустил носилки, а Катя жалобно сказала: «Мамочка» — и пошла рядом с носилками» (В. Каверин).

Схемы: А: «П» — а.    А: «П», а.    А: «П!» — а.    А: «П?» — а. А: «П…» — а.

www.yaklass.ru

Знаки препинания при прямой речи. Видеоурок. Русский язык 5 Класс

На занятии разберем правила оформления прямой речи на письме. Рассмотрим на примерах и схемах варианты выделения прямой речи в предложении.

Фрагмент из сказки А. С. Пушкина (рис. 1)

Рис. 1. Фрагмент сказки

В этом фрагменте сказки встречается прямая речь.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь (рис. 2).

Рис. 2. Пример прямой речи

В приведенном предложении выделены слова автора (рис. 3) и прямая речь (рис. 4).

Рис. 3. Выделены слова автора

Рис. 4. Выделена прямая речь

При схематичном изображении предложения с прямой речью прямую речь обозначаем буквой П, слова автора – буквой А.

Прямая речь выделяется кавычками, первое ее слово пишется с большой буквы.

Слова автора могут стоять перед прямой речью или после нее. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие.

Точка ставится после кавычек, а вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед кавычками (рис. 5).

Рис. 5. Примеры прямой речи со схемами

Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а затем – тире. Слова автора начинаются с маленькой буквы (рис. 6).

Рис. 6. Примеры прямой речи со схемами

В данном случае запятая ставится после кавычек, а вопросительный или восклицательный знаки – перед кавычками.

Расставьте знаки препинания при прямой речи, а также при однородных членах предложения в приведенных отрывках из басен И.А. Крылова.

Предложение 1 (рис. 7).

Рис. 7. Предложение

Рис. 8. Предложение

Предложение 2 (рис. 9)

Рис. 9. Предложение

Рис. 10. Предложение

Предложение 3 (рис. 11)

Рис. 11. Предложение

Рис. 12. Предложение

Предложение 4 (рис. 13)

Рис. 13. Предложение

Рис. 14. Предложение

 

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет-сайт «Знайка» (Источник)

2. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)

3. Интернет-сайт «Библиотека репетитора» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Что называется прямой речью?

2. Какой знак препинания ставится после слов автора перед прямой речью?

interneturok.ru

Знаки препинания при прямой речи


Знаки препинания при прямой речи

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
А: «П…» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок…» (А. Ахматова)
А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин)
Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

«П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
«П?» — а. «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин).
«П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян…» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)
«П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).
Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

«П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
«П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
«П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
«П, — а, п…» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать… Ну, шучу, шучу…» (М. Булгаков)

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

«П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

«П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
«П… — а. — П». <.П… — а. — П?» 1) «Обожди… — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди… — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

«П, — а : — П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

А: «П» — а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).
А: «П!» — а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П?» — а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П…» — а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).
А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).

Примечание. Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

1) — Боже мой, Надя приехала! сказал он и весело рассмеялся. Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

lingvotech.com

Прямая речь: схемы и знаки препинания

В русском языке, чтобы передать в тексте чьи-то слова, используется такая синтаксическая конструкция, как прямая речь. Схемы (их четыре) в наглядной форме отображают, какие знаки и где ставятся. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать указанные в них сокращения.

Разница между прямой речью и косвенной

Сообщать чьи-то высказывания можно либо от лица того, кто их произносит (это и есть прямая речь), либо от третьего лица, и тогда она будет косвенной. В статье рассмотрим подробнее первый вариант. Схемы прямой и косвенной речи отличаются, так как по-разному оформляются и звучат в тексте, например:

  • «Сегодня я поздно буду с работы», — сказала мама. Текст слово в слово отображает сказанное матерью, передавая информацию от нее лично. В этом случае схема прямой речи делится на того, кто говорит, и непосредственно на содержание.
  • Мама сказала, что сегодня будет поздно с работы. В этом варианте слова передаются не от лица говорящего. В письменном виде косвенная речь – это сложноподчиненная синтаксическая конструкция, в которой авторские слова идут вначале и являются ее главной частью.

Существует 4 схемы передачи прямой речи, в которых применяются следующие обозначения:

  • П – указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь.
  • п – означает начало речи с маленькой буквы.
  • А – это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы.
  • а – строчная буква.

В зависимости от того, какие используются обозначения, и где они стоят в схеме, можно построить предложение. Которое будет ей соответствовать или, наоборот, уже имеющийся текст позволит расписать схематически.

Прямая речь в начале текста

Схемы прямой речи, в которых она предшествует словам автора, выглядят следующим образом:

  • «П», — а.
  • «П?» — а.
  • «П!» — а.

Если словам автора предшествует прямая речь, правила (схема отображает это) требуют заключать ее в кавычки, а между ними ставить знак препинания, соответствующий эмоциональной окраске высказывания. Если оно повествовательное, то части разделяются запятой. При вопросительной или восклицательной эмоции в речи ставятся знаки, передающие данную стилистическую окраску предложения. Например:

  • «Мы едем летом на море», — сказала девочка.
  • «Мы едем летом на море?» — спросила девочка.
  • «Мы едем летом на море!» — радостно крикнула девочка.

В данных примерах одно и то же содержание прямой речи передается с разной эмоциональной окраской. Слова автора также меняются в соответствии с этими изменениями.

Слова автора в начале речи

Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:

  • А: «П».
  • А: «П?»
  • А: «П!»

По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится знак препинания, соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:

  • Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
  • Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.
  • Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит вопросительный знак.

Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием.

Третья схема

Далеко не всегда прямая речь со словами автора следуют друг за другом. Часто для улучшения звучания художественного стиля они могут прерывать друг друга и в этом случае схемы предложения выглядят так:

  • «П, — а, — п».
  • «П, — а. — П».

По схемам видно, что прямая речь делится на 2 части словами автора. Пунктуация в данных предложениях такова, что они всегда отделяются от прямой речи с двух сторон дефисами. Если после слов автора поставлена запятая, продолжение прямой речи пишется с маленькой буквы, а если точка, то она начинается как новое предложение с заглавной буквы. Например:

  • «Я за тобой завтра заеду, — сказал Егор, садясь в машину, — не проспи».
  • «Мама приезжает ранним утром, — напомнил папа. – Нужно заранее заказать такси».
  • «Что ты здесь делаешь? – спросила Мария. – Разве ты не должен быть на лекции?»
  • «Какой ты упрямый! – воскликнула Света. – Не хочу больше тебя видеть!»

Важно: хотя в последних двух примерах начальная часть прямой речи заканчивается не запятой, а вопросительным и восклицательным знаками, слова автора пишутся с маленькой буквы.

Прямая речь между словами автора

Четвертая схема прямой речи поясняет, какие знаки ставятся, когда она стоит между словами автора.

  • А: «П» — а.
  • А: «П?» — а.
  • А: «П!» — а.

Например:

  • Диктор сказал: «Сегодня в новостях» — и почему-то запнулся.
  • Эхо принесло издалека: «Где вы?» — и снова стало тихо.
  • Брат грубо ответил: «Не твое дело!» — и быстрым шагом вышел за дверь.

Нельзя ограничиваться только перечисленными выше схемами, так как прямая речь может состоять из любого количества предложений, например:

«Как хорошо! – воскликнула бабушка, — думала, никогда не доберемся домой. Устала смертельно». Схема данной синтаксической конструкции выглядит следующим образом:

«П! — а, — п. П».

Русский язык очень выразителен и способов передачи чужой речи на письме больше, чем умещается в 4 классические схемы. Зная основные понятия о прямой речи и знаках препинания при ней, можно составить предложение любой сложности.

fb.ru

Правила написания знаков при прямой речи

§ 196.Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
  1. а)

    предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов).
    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов).
    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов).
  2. б)

    следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:
    «А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов).
    — А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
    «Как это скучно!» — воскликнул я невольно (Лермонтов).
    — Как это скучно! — воскликнул я невольно.
    «Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (Шолохов).
    — Умерла… — эхом откликнулась Аксинья.
    «Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория (Шолохов).
    — Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
  3. в)

    разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

    перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;

    после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:

    — Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов).
    — Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же? (Лермонтов).
    — Выслушайте меня… — сказала Надя, — когда-нибудь до конца (Чехов).
    — Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк (Тургенев).
    — Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев).

Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (М. Горький).

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

therules.ru

Урок-практикум «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью». 5-й класс

Тип урока: закрепление изученного

Вид урока: урок-практикум

Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода

Цели урока:

  • проверить знания по теме “прямая речь”;
  • закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;

Задачи:

  • отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;
  • развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
  • воспитывать культуру учебной деятельности.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

— Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2. Объявление темы урока.

На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.

Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” (Презентация, слайд 2)

3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:

1) Что такое прямая речь? (слайд 3)

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)

3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)

4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)

5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)

6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)

На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь.

Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей. (слайд 10)

Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.

II. Тренировочные упражнения

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” — ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, — ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” — спрашивала Серая Шейка.

Проверяю себя (слайд 11).

2. Расставьте пропущенные знаки препинания

Тренажер (Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6 класс) (слайд 12)

Все это верно согласился строитель

А как вы думаете обратился председатель к залу

Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

3. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Запись на доске: (слайд 13) (Приложение №1)

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)

А: “П”. А: “П?” “П”, — а. “П?” — а. “П!” — а.
5 1 2 3 4

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

Проверяю себя (слайд 15)

5. Работа в группах.

Составьте предложения на тему “Зима и птицы” (слайд 16)

Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. (слайд 17)

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. (слайд 18)

1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.

2. “ __________________________________________ ,” — сказал учитель.

Составьте и запишите предложения по схемам. (слайд 19) 1. “П!” — а. 2.А: “П?”

III. Физкультминутка (слайд 20)

IV. Прочитайте текст. (слайды 21,22) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, — сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, — щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, — промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

  • Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
  • Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
  • Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23)
  • Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)

(демонстрация таблицы – слайды 24,25)

V. Работа в группах.

В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? (слайд 26)

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

VI. Самостоятельная работа. Тест (Приложение №1).

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

“П”,- а. 3. “П!” — а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

“П”, — а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе” : сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” — крикнул он.

“Что там случилось?” — спросил Крокодил.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

В известной песне поется С чего начинается Родина _________

VII. Вывод.

  • Что узнали сегодня на уроке?
  • Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
  • Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)
  • Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

3) упражнение 241.

Используемая литература

  1. Русский язык. Учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя/ Богданова Г.А. – М.: Издательский Дом “ГЕНЖЕР”, 2000.
  3. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя/ Никитина Е.И. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6класс.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск