Работа над ошибками пунктуация – 13. Изучение пунктуации в школе. Пунктограмма и пунктуационное правило. Работа над интонацией. Упражнения по пунктуации. Виды пунктуационных ошибок. Методика пунктуационного разбора.

Работа над ошибками — Русский язык

Тема: «Работа над ошибками»

Задачи для ученика:

1. научиться проводить работу над ошибками;

2. повторить правила, по которым были допущены ошибки;

3. научиться выносить собственные суждения;

4. умет работать в парах;

5. развивать самостоятельное мышление;

6.воспитывать любовь к родному языку.

Цели для учителя:

Образовательные:

-провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки;

-формировать способности анализировать информацию с  позиции логики;

-формировать способности выносить собственные суждения и отстаивать их в споре;

— формировать умение работать в парах и группах;

— воспитывать интерес к анализу работы.

 Развивающие:

— развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения;

Воспитательные:

— формировать коммуникативные навыки у уч-ся;

— вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;

— воспитывать любовь к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные:

научится:

  • применять правила правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки;

получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической, пунктуационной, речевой и грамматической ошибок;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой и пунктограммой;

  • предупреждать возможность появления орфографической пунктуационной, речевой и грамматической ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Тип урока: урок коррекции знаний

Форма урока: фронтальная, индивидуальная

Формы контроля: индивидуальная работа, опрос, анализ

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно значимом уровне

внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.

Актуализация опорных знаний и умений

Сегодня перед началом нашей работы по теме урока вы поработаете экспертами-лингвистами.

Прочитайте стихотворение.

Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, —

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить. (А.Шибаев)

Постановка учебной проблемы

Как вы считаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Как она связана с предыдущей темой урока? Сколько орфограмм нашли в письме? .Найдите в тексте слова, подходящие к этой схеме

¬ ∩ ^ ٱ

Формулирование проблемы, планирование деятельности

— Ребята, мы написали сочинение. В целом можно сказать, что многие с сочинением справились, но ошибки есть. Что можно сделать с ошибкой по русскому языку? Обсудите в парах и ответьте. (найти, увидеть, распознать, исправить, запомнить)

— Попробуйте расположить выбранные нами действия в том порядке, как следует работать над ошибкой.

Алгоритм работы над ошибкой:

1: увидеть, найти;

2: распознать;

3: исправить;

4: запомнить

— Думаю, что если следовать этому алгоритму, то можно будет справиться с ошибками.

Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Сочинение написано, отметки уже есть? Сегодня нам предстоит разобраться, почему ученик допустил ошибку, поработать над своими ошибками, исправить их. Это и будет основной целью нашей работы. Повторите цель урока, как ее поняли вы?

Решение учебной задачи

Давайте вспомним, какие виды ошибок существуют, что за цифры я вам пишу под работами?

Классификация ошибок.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в

содержании

С

Не основная мысль (тема не раскрыта) в выражена сочинении.

Есть что-то лишнее.

[ ]

Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение.

V

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика

. Л

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Искажен факт текста

Ф

Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.

2.Речевые ошибки и недочет

Р

Употреблено не то слово.

Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.

Употреблено лишнее слово

[ ]

Использование однообразных по структуре предложений.

Переписать данное предложение

заново убрав лишнее слово.

Неоправданно повторяются слова (речевой повтор).

Р

Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

3.Грамматические ошибки.

Г

Неправильно образовано слова или его форма.

Неправильно образовано словосочетание. Неправильно построено предложение.

Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.

Переписать словосочетание, исправив его.

Переписать предложение в исправленном виде.

4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.

Сделать работу над ошибками в слове.

5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.

Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Орфографическая разминка.

1.ПРИ- Пр..ступник, пр..пятствие, пр..косновение, пр..одоление.

2.ПРЕ- Пр..града, пр..рода, пр..чина, пр..мер

3.-НН- Солё..ый, варё..ый,соломе..ый, печё..ый.

4. Расст..лить,уп..рается,выт..реть,подб..ру.

5. (в)перёд, (на)угад, (в)дребезги, (с)разбегу.

Самопроверка.

Ответ ученика:

  1. прикосновение (приставка обозначает присоединение)

  2. преграда (близкое к значению приставки пере-)

  3. соломенный (две буквы НН пишутся в прилагательных, образованных с помощью суффикса -енн-

  4. упирается ( в корнях с чередованием гласных е-и пишется И, если есть после корня суффикс -А-)

  5. с разбегу (наречие)

Динамическая пауза

Редактирование текста.

— Перед вами текст, в котором надо найти ошибки. Ученик читает текст.

Утро в лесу.

Мы в горах. Высокие стройные сосны окружили нас со всех сторон, образуя уходящий в даль коредор.

Капельки росы блестят на тонких проводах ведущих вглубь леса паутины.

Мы почти не дыша пробераемся в глубь боясь нарушить тишину. Кругом так красиво, что все с восторгом смотрят по сторонам. В низу поблёскивает озеро, окружённое соснами. В верху зеленеет и пистреет цветами луг.

Далеко за лугом виднеется река, на берегу реки ростут ракиты и ели, некоторые из них склонились на бок.

Река течёт сначала тонким ручейком, а потом в низу становится всё полноводнее.

Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего ошибок в этом тексте? (На правописание наречий)

— Найдите пунктуационные ошибки. (Причастный и деепричастный обороты)

Работа по таблице.

Пишу правильно

Объясняю

Подтверждаю примерами

вдаль

уходящий (куда?) вдаль. Наречия места пишутся слитно.

Вглубь, вверх, вниз

коридор

словарное слово

блестят

Чередующаяся гласная в корне слова (-блест-, -блист-). Пишется корень -блист-, когда за ним следует суффикс -а- (например, блистающий). В остальных случаях пишется корень -блест- (например, блестит).

Актриса могла блИстАть своим нарядом, а ее спутник блИстАл красноречием

пробираемся

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др. ) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс

-а-

вытереть, замереть,

протираем, выбираем

пестреет

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Пестреет – пестрый, беговая — бег

растут

В корне раст-/ращ- пишется буква а перед согласными ст и щ

растить ребенка, зеленое растение, нарастающий грохот, проращенное зерно, подрастающее поколение, выращенный сад, отрастить бороду и усы.

Исправь предложения из текста «Рассказ дрессировщика»

1.Когда я подобрал подходящую лису, я стал её дрессировать.

2. Однажды, когда Плутовка почувствовала у меня в руках мясо, лиса встала на задние лапы и потянула мой халат зубами.

Учитель: — Устраните слово «когда», заменяя глаголы деепричастным оборотом.

Ответ: 1. Подобрав подходящую лису, я стал её дрессировать.

2. Однажды, почувствовав у меня в руках мясо, лиса встала на задние лапы и потянула мой халат зубами.

Вот на экране отрывок из одного сочинения. Здесь нарушен порядок предложений. Как надо переставить предложения, чтобы они были связаны?

1) Радостные чувства вызывает эта картина. 2) Краски яркие: оранжевые берёзы, голубая река, зелёный луг. 3)Она мне очень понравилась.

Ответ: 2,1,3

Индивидуальная работа над ошибками

Рефлексия учебной деятельности

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

— Как вы считаете, справились ли вы сегодня с заданиями?

-Легко ли вам было и нет? Ответ объясните..

Домашнее задание

11

Пунктуационные и орфографические ошибки. Система работы над их устранением :: SYL.ru

Отработка навыков безошибочного письма — одна из главных задач, которую предстоит решить детям за время их обучения в школе. Для достижения этой цели учителями и методистами разработаны специальные программы, включающие в себя комплексы специальных заданий и упражнений.

Ознакомление с правилами постановки знаков препинания в тексте, как и правилами написания слов, начинается с первых уроков обучения грамоте и продолжается в течение всего курса средней школы. Несмотря на это, орфографические и пунктуационные ошибки наиболее часто встречаются в детских работах.

Как избавиться от ошибок при письме

Подобный вопрос интересует каждого, кто сталкивался в своей жизни с этой проблемой. Большое количество ошибок, допускаемых при письме, не только влияет на школьную оценку по русскому языку, но также может оказаться решающим показателем при приеме на работу, создать трудности при оформлении документов и так далее.

орфографические ошибкиСпециалисты утверждают, что любой человек, вне зависимости от возраста, уровня образования может искоренить все виды недочетов при письме, в том числе и орфографические ошибки. Именно они встречаются при письме наиболее часто.
Для этого необходимо поставить цель, набраться терпения, выделить немного времени для ежедневных занятий и обзавестись хорошим тренажером по русскому языку. В некоторых случаях даже наличие преподавателя не является обязательным условием.
В пособии, как считают многие специалисты, обязательно в большом количестве должны присутствовать упражнения, направленные на развитие зрительной и моторной памяти. Благодаря выполнению подобных упражнений орфографические ошибки можно полностью исключить.

Неизменяемые буквосочетания

Правила русского правописания имеют много особенностей. Большую группу составляют слова с неизменяемыми буквосочетаниями. Несмотря на то что для грамотного письма от обучающихся требуется лишь запомнить написание определенных сочетаний букв, орфографические ошибки часто встречаются именно в подобных словах.

орфографические и пунктуационные ошибкиК буквосочетаниям, о которых идет речь, относятся написания -оро-, -оло-, -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-. На первом этапе работы необходимо ознакомиться с правилами написания буквосочетаний. Они очень просты и легко запоминаются. Сформировать навык написания слов, содержащих указанные буквосочетания, можно путем выполнения системы упражнений. Задания могут быть такими:
  • на месте пропуска вставь нужную букву — в…р…та, в…р…на, п…л…вина;
  • продолжи ряд родственными словами, сохраняя буквенный состав корня — пороть, городить, молотить;
  • прочитай слова орфографически, каждый раз увеличивая скорость их произношения; напиши выученные слова под диктовку на следующий день.

Отыскать орфографические ошибки в написанном тексте ученик может самостоятельно, если его научить пользоваться ключами, которые обычно имеются во всех видах тренажеров.

Правописание неизменяемых частей слова

В русском языке имеется достаточное количество слов, при написании которых соблюдается принцип единообразия. Приставки, суффиксы, корни, переходя из группы в группу, не меняют своего буквенного состава.

Таких приставок и суффиксов в русском языке не очень много. Их можно запомнить. А написание корня необходимо научиться проверять путем подбора однокоренных слов.
В период формирования навыка написания частей слова используется большое разнообразие упражнений. Например, таких как: исправьте орфографические ошибки в тексте, найдите слова с определенной приставкой или суффиксом, составьте ряд, где приставка будет неизменной, а корень должен быть разным.

Правописание корня слова

Огромная доля орфографических ошибок, допускаемых в самостоятельных работах учеников, приходится на правописание корней. Лишь постоянная работа, упорная тренировка и доведение навыка до автоматизма помогут снизить уровень ошибок в этой части слова.

исправление орфографических ошибокУмение различать гласные и согласные, определять в слове ударный слог, обозначать части слова — это лишь небольшой перечень тех знаний, которые станут хорошей основой для обучения правописанию корней.
Богатый активный словарь ребенка позволит ему правильно и быстро подбирать проверочные слова для написания как гласных, так и согласных корня.

Пунктуация, ее значение

Изучению темы должно быть уделено особое внимание. Грамотная расстановка знаков препинания помогает более точно раскрыть смысл всего текста. Пунктуационные ошибки, допущенные в сочинениях, изложениях учеников, искажают смысл написанного. Соблюдение этих правил важно не только в творческих работах, но при оформлении документов различного характера.

исправьте орфографические ошибки в тексте
Для формирования автоматического навыка постановки знаков препинания знания, полученные на уроках, должны быть систематизированы и закреплены в ходе регулярных тренировочных упражнений.

В систему упражнений, помогающих сформировать навык грамотного использования пунктуационных символов, должны быть включены следующие виды работ:

  • знакомство с правилом постановки того или иного знака;
  • чтение готовых текстов с объяснением расстановки запятых, точек, двоеточий, тире, использованных в них;
  • расстановка в тексте пропущенных знаков в конце или середине предложения;
  • самостоятельное составление предложений с выполнением условия использования в них определенных символов.

Самостоятельное исправление орфографических ошибок, как и пунктуационных, в собственных работах или упражнениях, выполненных одноклассниками, должно быть регулярным. Использование подобного упражнения в общей системе дает возможность сформировать хорошую орфографическую зоркость, что приведет к снижению количества ошибок, допускаемых при письме.

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Работа над ошибками по русскому языку (памятка)

Работа над ошибками

           1. Большая буква в начале предложения.

        Начало предложения пишется с большой буквы.

        Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё 1 предложение.

        Делай так:      Выпал пушистый снег. Дети рады.

        2. Знаки препинания в конце предложения.

        В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком.

Делай так:   Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит?

3. Большая буква в имени собственном.

Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:    Илья, Мурка, Волга.

4. Перенос слова.

При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной. Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе. Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так:    Оси-на.

5. Гласные и, а, у после шипящих.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Малыши, машина, лыжи.

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:     Ель, мальчик, букварь.

7. Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, е, я.

Выпиши  слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.      Делай так:    Вьюга, листья, соловьи

8. Сочетания чк, чн, нщ,щн.

В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:    Дочка, речка, мощный.

9. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.   Делай так:  Съезд, объявление, подъём.

10. Состав слова.

Выпиши слово.  Измени      форму слова. Выдели окончание. Подбери 2 однокоренных слова. Выдели корень. Выдели приставку, суффикс.  Делай так:  Лошадка – лошадки.   Лошадка — лошадь, лошадиный.

11. Правописание приставки со словом.

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так:  Заехал, уехал, переехал.

 12. Правописание предлога со словом.

Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и  словом другое слово или вопрос.              Делай так:     К  берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.

13. Непроверяемая безударная гласная в корне.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так:    Ягода, ягодка, ягодное.

14.Проверяемая безударная гласная в корне (а, о, и, е, я).

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Сады – сад, поля – поле, волна – волны.

15. Парные звонкие и глухие согласные (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).    

Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:     Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

16. Непроизносимая согласная в корне. 

     Чтобы написать непроизносимую  согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в    

     котором согласный звук был бы слышен хорошо. Если в сочетании согласных при изменении слова  

     согласный не слышится, то писать его не нужно. Запомни слова, которые нельзя проверить:

     лестница, праздник, чувство.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:   Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

17. Удвоенная согласная в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Делай так:   Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.

18. Соединительная гласная в сложных словах.

В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

Выпиши слово правильно. Выдели корни.

Делай так:        Водолаз.

19. Безударная гласная в приставках.

Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. 

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:     Доехал – досыта, заговорил – заговор.

20. Безударная гласная в окончании имени прилагательного.

Чтобы написать безударную гласную в окончании имени прилагательного, надо найти имя существительное и задать от него вопрос к имени прилагательному. У слов–вопросов всегда ударные окончания.

Выпиши слово правильно. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Задай вопрос. Выдели окончание.      Делай так:  В новом доме. В доме (каком?).

21. Написание частицы не с глаголами.

Частица не с глаголами пишется раздельно.        Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Делай так:  Не_читал, не_любит, не_верю.

22. Запятая в предложении с однородными членами.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но.

               Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и. 

                Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

        Делай так:     Дети смеялись, веселились и кувыркались.

23. Запятая в сложном предложении.

Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

        Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые. Составь схему.

        Делай так: 

Лёд на реках ломается, рыхлые льдины несутся по течению реки.

Справочный материал «Памятка работы над ошибками, русский язык»

Работа над ошибками.

Памятка для ученика начальной школы.

Заглавная буква в начале предложения.

    Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни в нём заглавную букву.

    Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

    Пропуск буквы.

      Выпиши слово, в котором пропустил букву. Подчеркни её.

      Делай так: звонок, ученик.

      Слог.

        Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.

        Делай так: у׀чи׀тель — 3 слога.

        Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

        4. Перенос слова.

        Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё два слова, разделив их для переноса.

        Делай так: оси-на, бе-рё-за, бук-ва.

        Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

        5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

        Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

        Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

        6. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши еще 2 слова на это правило.

        Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

        7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни её.

        Например: дочка, речка, мощный.

        8. Ударение.

        Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

        Придумай и запиши предложение с этим словом. Поставь ударение в каждом слове.

        Например: алфавит. Я записал алфавит в тетрадь.

        9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

        Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне под­черкни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери про­верочное слово и запиши рядом.

        Делай так: сады — сад, волна – волны, червивый — червь.

        10. Непроверяемая безударная гласная в корне.

        Запиши слово 3 раза. Обозначь уда­рение, подчеркни гласную. Запомни, как оно пишется. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни орфограмму.

        Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

        11. Сомнительные согласные.

        Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

        Делай так: мороз — морозы, ягодка — ягода.

        Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

        12. Заглавная буква в имени собственном.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова на это правило.

        Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.

        Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, го­родов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

        13. Разделительный мягкий знак ь.

        Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

        Например: вьюга, листья, соловьи.

        Запомни!Разделительный мягкий знак ь пишется после соглас­ных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

        14. Двойные согласные в слове.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Раздели слово для переноса. Запи­ши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

        Делай так: группа, груп-па, груп-повой, подгруп-па.

        15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).

        Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

        Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

        16. Разбор предложения.

        Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь час­ти речи. Выпиши слова парами с вопросами.

        сущ. глаг.

        Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

        Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

        17. Состав слова.

        Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Разбери их по составу.

        Например: Поездка, приезд, заезд.

        18. Правописание непроизносимых согласных.

        Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь ор­фограмму.

        Делай так: звёздный — звезда, звёздочка. Честный – честь

        19. Гласные и согласные в приставках.

        Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.

        Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

        20. Правописание приставки со словом.

        Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

        Например: заехал, уехал, переехал.

        Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

        21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

        Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вмес­те с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

        пр.

        Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

        Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай при­ставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

        пр.

        Например: Лодка отплыла от_берега.

        22. Разделительный твердый знак ъ.

        Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо­граммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

        Например: съезд, объявление, объем.

        Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только пос­ле приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

        23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

        Выпиши слово правильно. Определи род. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

        Например: Луч (м.р.), шалаш, (м.р.), товарищ (м.р.).

        Ночь (ж.р.), мощь (ж.р.), тишь (ж.р.).

        24.Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

        Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

        Делай так: водовоз, самолет, вертолёт.

        25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

        Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

        глаг. глаг.

        Например: не_пришёл, не_выучил,

        глаг.

        не_знал.

        26. Однородные члены предложения.

        Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

        Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- ©,©].

        Сильный ветер сорвал, листья с деревьев и разметал их по доро­ге. [-©и©].

        27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

        Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

        Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки (у земли, 1 скл.).

        28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

        Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существитель­ного. Определи род, число и падеж прилагательного по существи­тельному. Выдели окончание прилагательного.

        Делай так: к лесу (какому ?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.).

        29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

        Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

        пр. пр. пр.

        Например: у_нас, ко_мне, с тобой.

        Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами су­ществительными) пишутся отдельно.

        30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единствен­ного числа настоящего времени.

        Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфо­граммой.

        Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).

        Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пи­шется мягкий знак ь.

        31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

        Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в

        начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

        Делай так: пишет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют),

        ставит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).

        32. Сложное предложение.

        Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нари­суй схему. Подчеркни запятую.

        Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -], [= -].

        33. Предложение с прямой речью.

        Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

        Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П»

        Или: «А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. «П?» — а.

        34. Правописание глаголов в неопределенной форме .

        (-ться, -тся, -чь)

        Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограм­му. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

        Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?).

        Работа над ошибками по русскому языку (памятка)

        Памятка для учеников 4б класса

        КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ.

        РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО!

        1.Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

        Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады снегу.

        2. Знаки препинания в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай своё предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например:

        Слава нашей Родине! Слава труду!

        3.Пропуск буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Делай так: звонок, ученик.

        4. Ударение. Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

        Например: алфавит, азбука, портфель.

        5. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса.

        Делай так: оси – на, зай – чик, маль – чик, нос – ки.

        Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

        6. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

        Делай так: группа, груп – па, груп – па, групповой, подгруппа.

        7. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

        Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

        8. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

        Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча, чаща.

        9. Сочетания чк , чн , нщ , щн . Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

        Например: дочка, речка, мощный.

        10. Большая буква в имени собственном.

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

        Например : Илья, Мурка, Петров, Волга, Химки.

        Запомни! Имена, отчества и фамилии людей , названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

        11. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши его рядом. Запиши ещё пример на это правило.

        Делай так: сады — сад, волна — волны.

        12. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (а, о, е, и, я). Запиши слово 3 раза. Запомни , как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

        Например : Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

        13. Проверяемые парные согласные в конце и в середине слова (б-п, г-к, д-т, з-с, ж-ш, в-ф).

        Запиши слово, в котором допущена ошибка правильно. Проверь согласную. Запиши ещё пример на это правило.

        Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.

        Запомни! Согласные буквы на конце слова и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

        14. Разделительный мягкий знак Ь.Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную.

        Например: вьюга, листья, соловьи.

        Запомни: Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

        15. Разделительный твёрдый знак Ъ.Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

        Например: съезд , объявление , объём.

        Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

        16. Правописание непроизносимых согласных. Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

        Делай так: звезда , звёздочка , звёздный. Честь – честный .

        17. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу.

        Например: Поездка. Запиши 1 – 2 однокоренных слова.

        18. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой приставкой.

        Например: полетели , побежали , потянули .

        19. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с различными приставками.

        Например: заехал , уехал , переехал.

        Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется слитно со словом.

        20. Правописание предлога со словом. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму — пробел.

        Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

        Запомни! Предлог – отдельное слово. У глаголов нет предлогов.

        21. Предлог с местоимением (орфограмма – пробел). Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

        Например: у нас, ко мне, с тобой

        22. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

        Выпиши слово. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

        Например: Луч (м. р.), шалаш, товарищ.

        Ночь (ж р. ), мощь, тишь.

        23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание. Проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

        Делай так: на опушке ( на земл е , 1 скл. )

        24. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.Делай так: к лесу ( какому ?) дальнему – м. р., ед. ч., Д. п.

        25. НЕ с глаголами (орфограмма – пробел).Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: не пришёл, не выучил, не знал.

        26. Мягкий знак на конце глаголов 2- го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой. Например: пишешь, решаешь, читаешь.

        Запомни! На конце глаголов 2 – го лица единственного числа пишется мягкий знак Ь.

        27. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму. Посмотри на гласную перед суффиксом ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

        Делай так: пишет- писать ,глаг., 1 спр. ( -е, — ут, — ют) Ставит – ставить , глаг., 2 спр.,( -и, — ат, — ят)

        28. Мягкий знак в неопределённой форме глагола. Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово орфограммой.

        Например: пытаться (н. ф., что делать?) Беречь (что делать?)

        29. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой. Делай так: водовоз, самолёт

        30. Разбор предложения. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. Например: Седые туманы плывут к облакам. ( Пов., невоскл. прост., распр.) туманы (какие?) седые, плывут (куда?) к облакам.

        31. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

        Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

        Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

        32. Сложное предложение. Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Например: Дремлют рыбы под водою, почивает сом седой.

        33. Предложение с прямой речью. Запиши правильно .Составь схему. Подчеркни знаки препинания. Например: Князь печально отвечает: « Грусть – тоска меня съедает.» А : « П.» « А кем ты будешь на карнавале?»- спросил Мишка. « П ?» – а.

        Памятка «Работа над ошибками»

        hello_html_m6f622974.gifhello_html_m7062adfe.gifhello_html_777121ff.gifhello_html_777121ff.gifhello_html_777121ff.gifhello_html_777121ff.gifhello_html_777121ff.gifhello_html_777121ff.gifhello_html_1ff102e.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_m27648980.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_m40ef3963.gifhello_html_m40ef3963.gifhello_html_1cb23b0f.gifhello_html_1cb23b0f.gifhello_html_1cb23b0f.gifhello_html_1cb23b0f.gifhello_html_m6bb83ba4.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_1ff102e.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_m1a870894.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_29d08be5.gifhello_html_m1a870894.gifhello_html_m1a870894.gifhello_html_m3adae45c.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_4951c32e.gifhello_html_3efd0fce.gifhello_html_a1d843a.gifhello_html_3efd0fce.gifhello_html_3efd0fce.gifhello_html_m5fc07b15.gifhello_html_11452c18.gifhello_html_3efd0fce.gifhello_html_m50516734.gifhello_html_3effe108.gifhello_html_3effe108.gifhello_html_3effe108.gifhello_html_79451ad0.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_1cb23b0f.gifhello_html_1cb23b0f.gifhello_html_1cb23b0f.gifhello_html_1cb23b0f.gif1. Большая буква в начале предложения.

        Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

        Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

        2. Пропуск или замена буквы.

        Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

        Делай так: звонок, ученик.

        3. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.

        Делай так: дочка, ночной, мощный.

        4. Гласные и, у, а после шипящих.

        Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило.

        Делай так: малыши, ежи, часы, роща, чулок, щука.

        5. Большая буква в именах собственных.

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.

        Делай так: Илья, Петро, Мурка, Волга, Красноярск.

        6. Перенос слов.

        Раздели слово на слоги для переноса.

        Делай так: оси-на, лей-ка, паль-то.

        Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

        7. Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных.

        Подчеркни Ь и букву, обозначающую согласный звук, перед ним. Запиши ещё два слова на это правило.

        Делай так: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

        8. Парные звонкие и глухие согласные.

        Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь

        букву, обозначающую согласный звук.

        Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.

        Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

        31. Сложное предложение.

        Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

        Делай так: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.

        ( , ___ )

        Работа над ошибками, допущенными в изложении и

        сочинении.

        П – повтор. Замени повторяющееся слово.

        Н – неудачное слово или предложение. Замени другим словом или составить новое предложение.

        V – пропуск слова или предложения. Впиши пропущенное слово или предложение.

        Т – не поставлена точка в конце предложения. Поставь точку.

        Z – красная строка. Начни с красной строки.

        Z – красная строка не нужна.

        1,2,3… — неудачный порядок слов в предложении. Измени порядок слов.

        Г – нарушены границы предложения. Правильно определи границы предложения.

        Ф – фактическая ошибка – неверно передано содержание. Вспомни, как говорилось в тексте, запиши правильно.

        слово или предложение нужно поместить в другое место.

        ( ) – исключить. Не писать это слово или предложение.

        26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

        Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.

        Н.ф. Н.ф. Н.ф. Н.ф.

        Делай так: (что делать?) шить, замечать, гулять, умываться,

        Н.ф. Н.ф.

        мыться, беречь.

        27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени.

        Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на это правило.

        Делай так: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2-го лица, ед. ч.).

        Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

        28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

        Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в началь- ную (неопределённую) форму. Посмотри на букву, обозначающую гласный звук перед –ть. Определи спряжение глагола и букву, обозначающую гласный звук, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

        Делай так: пишет – писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)

        ставит – ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).

        Пунктуационные правила.

        29. Знаки препинания в конце предложения.

        Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

        Делай так: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорки?

        30. Однородные члены предложения.

        Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, к которому они относятся. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

        Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. ( ___ , ). Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. ( ___ и )

        9. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (а, о, е, и, я).

        Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударный гласный. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

        Делай так: сады – сад, лесной – лес, ковёр – кόврик.

        10. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением.

        Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласный. Запиши два однокоренных слова.

        Делай так: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

        11. Двойные согласные в слове.

        Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойной согласный.

        Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

        12. Разделительный мягкий знак.

        Выпиши слово правильно, запиши два слова на это правило. Подчеркни мягкий знак и букву, обозначающую гласный звук.

        Делай так: вьюга, листья, соловьи.

        Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

        13. Разделительный твёрдый знак (ъ).

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Выдели приставку. Подчеркни букву, обозначающую гласный звук.

        Делай так: съезд, объявление, объём.

        Запомни! Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е,ё,ю,я.

        14. Непроизносимые согласные в корне слова.

        Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимый согласный. Обозначь орфограмму.

        Делай так: звезда, звёздочка – звёздный; честь – честный.

        15. Гласные и согласные в приставках.

        Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

        Делай так: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

        16. Гласные е, и в суффиксах существительных — ек, -ик.

        Выпиши слово. Выдели суффикс. Проверь гласный в суффиксе, изменяя форму слова.

        Делай так: кончик – кончики, кусочек – кусочки.

        Запомни! Если при изменении формы слова гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е; если гласный не выпадает, то надо писать букву и.

        17. Правописание приставки со словом.

        Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

        Делай так: заехал, переехал, уехал.

        Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

        18. Соединительные о, е в сложных словах.

        Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласный. Запиши ещё одно слово на это правило.

        Делай так: водовоз, самолёт.

        19. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

        Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши

        слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом

        пишется отдельно. Подчеркни орфограмму-пробел.

        Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу

        Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глагола нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега.

        20. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

        Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на это правило.

        Делай так: у нас, ко мне, с тобой.

        Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существи- тельными) пишутся раздельно.

        21. Не с глаголами (орфограмма-пробел).

        Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

        гл. гл. гл.

        Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.

        22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

        Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.

        Делай так: Луч (м.р.), шалаш, товарищ. Ночь (ж.р.), тишь, помощь.

        23. Правописание безударных падежных окончаний существитель- ных.

        Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение и падеж. Вспомни окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Проверь с помощью слов-помощников.

        Делай так: на опушке (1 скл., П.п., на земле), на полянке (1 скл., П.п., на земле), у речки (1 скл., Р.п., у земли).

        24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.

        Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к при- лагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

        Делай так: в доме (каком?) новом.

        Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.

        25. Правописание безударных падежных окончаний прилагатель- ных.

        Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного.

        Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

        Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.

        Памятка по работе над ошибками по русскому языку

        Памятка

        по работе над ошибками

        по русскому языку

        2-4 кл.

        Как работать с памяткой

        1.Строго по цифре определи категорию своей ошибки.

        2.Сделай работу над своей ошибкой по образцу.

        3.Вспомни правило!

        4.Старайся больше не допускать эту ошибку.

        1.Пропуск или замена буквы.

        Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

        Делай так: маятник, Павел, озеро.

        2.Большая буква в начале предложения.

        Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

        Делай так: Наступила тёплая осень. Подул лёгкий ветерок.

        3.Перенос слова.

        Раздели слово для переноса.

        Делай так: оле -ни, подъ -ем, мас – са, конь — ки.

        4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

        Делай так: речка , мощный, точный.

        5.Гласные после шипящих.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

        Делай так: малыши, роща, туча.

        6.Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.

        Запиши слово. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

        Делай так: восток, восточный, востоковед.

        7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

        Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове.

        Делай так: дома (дом), молодой (молодость, молоденький).

        8.Двойные согласные в слове.

        Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

        Делай так: ванна, ван –на, ванночка, ванный.

        9. Большая буква в именах собственных.

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с той же орфограммой.

        Делай так: Игнат, Пархоменко, Милка, Волга, Донбасс.

        10.Соединительные гласные в сложных словах.

        Выпиши слово. Выдели корень .Подчеркни соединительную гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

        Делай так : паровоз, самолёт.

        11.Гласные и согласные в приставках.

        Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с той же приставкой.

        Делай так: Полетели, поплыли, пошли.

        12. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Напиши ещё два слова с той же орфограммой.

        Делай так: Ель, день, пеньки.

        13. Разделительный мягкий знак ь.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Напиши ещё два слова с той же орфограммой.

        Делай так: Вьюга, друзья, соловьи.

        14. Разделительный твёрдый знак ъ.

        Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой.

        Делай так: Съезд, объём, съёмка.

        15. Парные звонкие и глухие согласные.

        Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой.

        Делай так: мороз (морозы), беседка (беседовать), дубки (дубы).

        16. Непроизносимые согласные.

        Запиши слово. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Обозначь орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой.

        Делай так: честный — честь, сердце – сердечный, известный — известие.

        17. Правописание предлога со словами.

        Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

        Делай так: к_дому; к (какому?) дому, к (нашему?) дому.

        18. Правописание приставки со словами.

        Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

        Делай так: Заехал, уехал, поехал.

        19. Правописание суффиксов.

        Выпиши слово. Выдели суффикс. Запиши еще два слова с таким суффиксом.

        Делай так: Садик, мальчик, ключик. Домовой, садовый, береговой.

        20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

        Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.

        Делай так: Меч (м. р.), шалаш, плащ. Дочь (ж. р.), речь, мышь.

        21. Не с глаголом.

        Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

        Делай так: не принёс, не доучил, не нарисовал.

        22. Однородные члены предложения.

        Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.

        Делай так: В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

        23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

        Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

        Делай так: на дорожке (дорога, 1 скл.)

        на полянке (поляна, 1 скл.)

        24.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

        Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

        Делай так: к внуку (какому?) любимому – м.р., ед.ч., Д.п.

        25. Предлог с местоимением.

        Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

        Делай так: у предтебя, напредмне, спреднами.

        26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

        Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

        Делай так: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

        27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

        Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

        Делай так : улыбаться (н.ф., что делать?),

        беречь (н.ф., что делать?) .

        28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

        Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

        Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

        ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

        29. Сложное предложение.

        Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Подчеркни запятую.

        Делай так: Девочки пели песни, а мальчики играли на гитарах.

        30. Предложение с прямой речью.

        Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

        Делай так: Учитель сказал: «К доске идёт Денис Кораблёв». А: «П.»

        31.Правописание наречий.

        Выпиши наречие. Подчеркни орфограмму. Запиши еще два слова.

        Делай так: быстро, весело, смешно. Вверху, внизу, сбоку.

        32. Предложение с обращением.

        Выпиши правильно предложение. Подчеркни обращение и знаки препинания, которыми оно выделяется.

        Делай так: Привет, Юлька!

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *