Рассказ о фонетике: Фонетика — Википедия – Attention Required! | Cloudflare

Напишите пожалуйста рассказ о фонетике

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи ( phon – звук). Всегда различается звуковой и буквенный состав слова, так как звук не всегда соответствует букве Звук – это минимальная нечленимая единица речи, являющаяся результатом артикуляционной деятельности человека. Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя проходит без преград через голосовые связки. Всего в русском языке 6 гласных. В зависимости от ударения все гласные звуки делятся на ударные или безударные. Характеризуются по ряду и подъему.Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграды. Их 37 в русском языке. Эти звуки состоят из голоса и шума.Они делятся на:сонорные:[м],[н],[л],[ р ],[м’],[н’],[л’],[ j .],[ р ‘],шумные, которые в свою очередь делятся на звонкие:[б],[в],[г],[ д ],[ з ],[ж],[в’],[г’],[,б’],[ д ‘],[ж’],[ з ‘] и глухие: [ п ],[ ф ],[к],[т],[ ш ],[с],[ х ],[ ц ],[ч’],[ п ‘],[ ф ‘],[к’],[т’],[ ш ‘],[с’] Так же согласные звуки могут характеризоваться по твердости и мягкости: [б] – [б’],[т’], по глухости – звонкости: [ п ] – [б],[т] – [ д ] и таким образом могут образовывать пары. Но сонорные согласные не могут образовывать такие пары и поэтому называются непарнымиЗвуки[ж],[ ш ],[ч],[ ш ‘] из – за своего звучания называются шипящими, а [ з ],[с] – свистящими. Аффрикаты – [ ц ] и [ч], так как представляют собой сочетание звуков[ тс ] и [ тш ].Для вех звуков речи характерна сильная или слабая позиция. В сильной позиции гласный находится под ударением, а согласный, если находится перед гласным.Слог –это минимальная еденица речевого потока, создающийся единым дыхательным толчком. Он может состоять из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласного.. Слоги бывают открытые (заканчивается на гласный: ко – ро – ва ) и закрытые (заканчивается на согласный: тур – ник ).

Напишите пожалуйста рассказ о фонетике

Ответ оставил Гость

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи ( phon – звук). Всегда различается звуковой и буквенный состав слова, так как звук не всегда соответствует букве Звук – это минимальная нечленимая единица речи, являющаяся результатом артикуляционной деятельности человека. Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя проходит без преград через голосовые связки. Всего в русском языке 6 гласных. В зависимости от ударения все гласные звуки делятся на ударные или безударные. Характеризуются по ряду и подъему.Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграды. Их 37 в русском языке. Эти звуки состоят из голоса и шума.Они делятся на:сонорные:[м],[н],[л],[ р ],[м’],[н’],[л’],[ j .],[ р ],шумные, которые в свою очередь делятся на звонкие:[б],[в],[г],[ д ],[ з ],[ж],[в],[г],[,б],[ д ],[ж],[ з ] и глухие: [ п ],[ ф ],[к],[т],[ ш ],[с],[ х ],[ ц ],[ч],[ п ],[ ф ],[к],[т],[ ш ],[с] Так же согласные звуки могут характеризоваться по твердости и мягкости: [б] – [б],[т], по глухости – звонкости: [ п ] – [б],[т] – [ д ] и таким образом могут образовывать пары. Но сонорные согласные не могут образовывать такие пары и поэтому называются непарнымиЗвуки[ж],[ ш ],[ч],[ ш ] из – за своего звучания называются шипящими, а [ з ],[с] – свистящими. Аффрикаты – [ ц ] и [ч], так как представляют собой сочетание звуков[ тс ] и [ тш ].Для вех звуков речи характерна сильная или слабая позиция. В сильной позиции гласный находится под ударением, а согласный, если находится перед гласным.Слог –это минимальная еденица речевого потока, создающийся единым дыхательным толчком. Он может состоять из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласного.. Слоги бывают открытые (заканчивается на гласный: ко – ро – ва ) и закрытые (заканчивается на согласный: тур – ник ).

Оцени ответ

Фонетика | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Тема: Лингвистические термины и определения

Фонетика (от греч. phonetikos звуковой, голосовой) — раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонети­ки составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация.

Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сто­рон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептив­ную и функциональную фонетику.

Акустическая фонетика исследует звуки человеческой речи как физические явления и описывает такие их характеристики, как вы­сота (зависит от частоты колебаний), громкость, или сила (зависит от амплитуды), длительность и тембр звука. Артикуляционная фонетика рассматривает анатомию и физиологию речевого аппарата человека, описывает, какие органы речи участвуют в произнесении тех или иных типов звуков. Перцептивная фонетика изучает особенности восприя­тия и анализа звуков речи человеческим органом слуха — ухом. Функ­циональная фонетика (фонология) рассматривает звуковые явления как элементы системы языка, служащие для формирования морфем, слов и предложений. Материал с сайта //iEssay.ru

Можно выделить также описательную, историческую и сравни­тельную фонетику. Предмет описательной фонетики — особенности и общие условия образования звуков, характерных для данного языка в определенный период его существования (чаще всего берется фо­нетический строй современного языка), закономерности изменения звуков в потоке речи, общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные произносительные единицы. Истори­ческая фонетика прослеживает развитие звукового строя языка на про­тяжении какого-то длительного периода времени (иногда с момента появления данного языка). Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй родного языка с другими языками, что позволяет не только лучше увидеть и усвоить особенности чужого языка, но и по­нять закономерности родного.

На этой странице материал по темам:
  • сочинение на тему письмо о фонетике
  • краткое содержание что такое фонетика
  • сочинение имеют ли слова фонетическое значение
  • реферат на тему фонетическое слово.
  • сочинение на тему сказка в стране фонетика

Сочинение «В поющей стране Фонетике»

В поющей стране Фонетике.

Жили – были звуки речи. Они очень отличались от всех звуков на свете.

Звуки всегда радовались, если слова получались хорошие и добрые. Им нравилось звучать в таких словах – в слове «дружить» и в слове «радоваться», в слове «понимаю» и в слове «помогаю».

Звуки сначала жили очень дружно и говорили друг другу только хорошие слова. Но вот однажды они решили устроить праздник.

Звук [А], самый энергичный и активный, предложил всем, кто может петь, организовать хор и назвать его «Голос», или лучше по — старинному – «Глас», а всех участников хора называть гласными. Всем звукам это ужасно понравилось. «И я! И я буду петь в хоре!» — кричали все. Но тут выяснилось, что чистые голоса есть не у всех, а у некоторых звуков вовсе нет голоса.

Каждый старался как умел. Звук [Ш] шипел изо всех сил, звук [Ц] почти свистел, звук [Ч], казалось, призывал к тишине, а [Х] как-то странно хихикал. Только шестеро по-настоящему пели: у них был прекрасный, чистый голос. Это были [А], [О], [Э], [И], [Ы], [У].

Они сразу же начали репетировать: «А-а-а-о-о-о-э-э-э-и-и-и-ы-ы-ы-у-у-у…» И тогда остальные звуки рассердились и даже обиделись. Они жужжали, шипели, рычали, гудели! В общем, ужасно мешали репетировать.

-И что вы так шумите? – примирительно спросил гласный [И].

— О! Откуда в вас столько шума?! – удивился [О].

— Как же нам не шуметь?! – попытался объяснить самый мягкий и обходительный из звуков, звук[Й]. – Поневоле зашумишь, когда у тебя в жизни одни препятствия! Чтобы нам ожить, каждый раз приходится их преодолевать. А когда рушатся преграды, всегда бывает шумно, пусть даже эти преграды всего лишь из органов речи: губ, зубов, языка и нёба.

— Да-да! – согласились многие звуки. – Это именно так. Поэтому и характер у нас такой шумный! И мы все хотим звучать на празднике! Хоти выступать! Пропустите нас!

— А-а! – закричал тогда [А] – Так вы ссориться!

— О-о! – воскликнул [О] – Как это нехорошо!

— У-у! – стал дразниться [У].

— Г-г-г! М-м-м! Н-н-н-! – галдели, мычали ныли другие звуки, не умевшие петь.

— Э! Э! – окликнул всех решительный [Э]. – Перестаньте сейчас же!

— Ч-ш-ш! – сказали [Ч] и [Ш], и на минуту стало тихо.

— Согласитесь, — сказали тут гласные, — мы не виноваты, сто нас так легко оживать: стоит только включиться голосовым связкам – и воздух свободно течет через рот. И все расступаются: и зубы, и губы – звучи на здоровье! Но зато мы только и умеем, что петь. И совсем не умеем шуметь, даже если очень захотим!

— И я хочу сказать! – воскликнул вдруг [И]. – Я знаю, что делать! Каждый, кто не умеет петь, будет шуметь по-своему. Это будет оригинальный жанр!

Звук [Ы], который вообще редко что-нибудь говорил, тут не стерпел и поддержал своего близкого друга [И]:

— Вы-ы соглашайтесь!

— Соглашайтесь! – запели хором гласные.

Стоило им только сказать: «Мы согласны», — как все они стали называться согласными звуками.

Они очень сильно шумели на празднике, шумели и после праздника, шумят и теперь, и будут шуметь до тех пор, пока люди говорят и читают вслух. Но с гласными они больше не спорят. Напротив, они всегда сливаются с ними и живут вместе в одних словах: гласный и согласный. Вот так и повелось, так всё и идет дальше.

Дарбинян Арина, 5 Б класс, Гимназия №2 г. Рязани

Познавательный час «Веселая и занимательная фонетика»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Способствовать развитию фонетического слуха.

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для развития фонетического слуха.
  • Использовать разнообразные методы, приемы и формы работы для осуществления активной познавательной деятельности детей.
  • Предоставить возможность для творческого выражения способностей, эмоционального состояния, активного отдыха.

ОБОРУДОВАНИЕ: Плакат с высказываниями о гласных, согласных звуках, буквах, словах, предложениях, текстах и т.д. Карточки с чистоговорками, скороговорками, загадками, шарадами, предложениями и т.д. Кроссворд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ПЕРВЫЙ ЭТАП — АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

«Гласные — это река, а согласные её берега » К. Станиславский

«Слово — это одежда всех фактов, а звук — это одежда слова » М. Горький

Дети получают задание: Прочитайте высказывания великого писателя, режиссера, драматурга найдите ключевые (главные) слова и попутайтесь определить тему занятия.

Первое высказывание принадлежит великому учителю всех артистов и актеров нашей страны К.Станиславскому. Кто догадался и может ответить на вопрос: почему артист должен уметь говорить красиво, правильно, понятно?

Второе высказывание принадлежит русскому писателю М.Горькому. Он тоже считал, что каждый писатель должен умело владеть русским языком. А как вы считаете, почему?

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Вы правильно выделили опорные слова, потому что тема нашего занятия «Веселая и занимательная фонетика». «Веселая» потому, что задания будут веселые, шуточные, смешные, с юмором. «Занимательная» потому, что задания будут интересные, на смекалку, требующие проявления находчивости. «Фонетика» потому, что задания будут посвящены этому разделу русского языка.

ДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ.

Для проведения занятия мне понадобится помощник. А чтобы придать нашему занятию дух соревнования, я предлагаю вам поделиться на команды.

Выходит помощник ведущего (из детей или родителей ) и читает стихотворение С.Ефремова «Звук». Во время чтения помощник проходит по рядам и раздает детям разрезанные на части карточки (открытки и т.д).

«ЗВУК».

Он бывает тихим, громким, а еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить, а захочет — будет жить.
До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит.
Рот ему как дом родной, из него летит волной.
Любит с эхом подразниться, в барабане сохраниться.
Если где услышишь стук, значит, к нам добрался звук:..

После прослушивания стихотворения дети выходят в центр зала (класса) и по частицам своих карточек собирают свою открытку и находят свою команду. Затем занимают места за столиками, специально приготовленными для команд. ( число команд зависит от количества детей).

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЙ СОСТАВИТЕЛЬ»

Ведущий подходит к командам и вдруг у него из рук выпадают карточки. Он сообщает игрокам, что буквы рассыпались и если ребята помогут их собрать, то получатся слова, которые они могут выбрать в качестве названия для своей команды. Чья команда отгадает быстрее всех получает — 3 балла, вторые — 2 балла, и последние — 1 балл.

И М О Г Р А Т Е

К И Т О З Н А

У К И М Е И

Из собранных слов получилось название команд. Названия (оформленные в цвете заранее) вывешиваются на доску.

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЧИСТОГОВОРКА»

Ведущий предлагает разминку для разработки артикуляционного аппарата. Дети разминаются все вместе повторяя за ведущим:

Ра, ра, ра, — ра, ра, ра — начинается игра.

Ры, ры, ры — ры, ры, ры — а у мальчиков шары.

Ро, ро, ро — ро, ро, ро — намочил гусак перо.

Ре, ре, ре — ре, ре, ре — стоит домик на горе.

Ру, ру, ру — ру, ру, ру — продолжаем мы игру.

Ри, ри, ри — ри, ри, ри — зимой на ветках снегири.

Ар, ар, ар — ар, ар, ар — закипел наш самовар.

Ор, ор, ор — ор, ор, ор — созрел красный помидор.

Арь, арь, арь — арь, арь, арь — на стене висит фонарь.

Ра, ра, ра — ра, ра, ра — и закончилась игра.

В заключении все дружно повторяют скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», определяют, какой звук отрабатывается при работе с этой скороговоркой, что является подготовкой к следующему конкурсу.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ » ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКОРОГОВОРКА «

Игроки получают очередной конверт со скороговоркой:

ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ. ( БР )

ВОДОВОЗ ВЁЗ ВОДУ ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА. ( ВД, ВЗ )

НА ЕРЁМУ НАПАЛА ДРЁМА, ОТ ДРЁМЫ УСНУЛ ЕРЁМА. ( ДР ).

Ведущий объясняет задание: быстрее всех справиться со скороговоркой, чтобы получить — 3 балла, но главное не ошибиться в ответе про звук, который помогает освоить данная скороговорка.

(Звонкий или глухой, мягкий или твердый и т.д. )

После подведения итогов, ведущий сообщает игрокам, что не всегда так дружно было в сказочном «Азбучном» королевстве и рассказывает сказку.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКАЗКА » ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ »

Ведущий задает игрокам вопрос: Каких звуков в русском языке больше гласных или согласных ? И предлагает после ответа одной команде быть гласными, а другим двум согласными, чтобы принять участие в сказке.

Поспорили однажды гласные и согласные кто из них важнее и главнее.

ГЛАСНЫЕ: Конечно мы! Без нас никто рта не откроет!

СОГЛАСНЫЕ: Но это еще надо посмотреть! Попробуйте произнести хоть один согласный с закрытым ртом.

ГЛАСНЫЕ: М м м м м м . ( команда гласных вступает в игру )

СОГЛАСНЫЕ: Ах, так! И закашляли КХ, КХ, КХ, зачихали ПЧХ, ПЧХ, ПЧХ, захмыкали ХМ, ХМ, ХМ. (Команды согласных подхватывают игру).

ГЛАСНЫЕ: Обиделись, заплакали О, О, О, А, А, А, УА, УА, УА, и ушли в дремучий лес. Шли, шли да и заблудились. Испугались, и стали звать на помощь. АУ! АУ! АУ! АУ!

СОГЛАСНЫЕ: Услыхали их и рады бы ответить, да ничего не получается. Только слышно БМД, ВСГД, ВМСТ. БМД, ВСГД, ВМСТ.

ГЛАСНЫЕ: Услыхали их, хотя ничего не поняли, побежали на звуки, встретились на полянке с согласными, обрадовались, обнялись и вот что у них получилось: БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ ! (Предложение вывешивается на доску).

С тех пор гласные и согласные живут дружно и не ругаются.

Дети (помощники ведущего) читают стихотворение «Всегда вместе»:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные:..согласны
Шелестеть, свистеть, шипеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог:
МА и ША, а вместе МАША
К нам явились на урок.

Если слоги встанут в ряд, получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, читай СОВА.
Сколько в слове гласных, столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.

Помирились гласные и согласные и составили слоговое задание.

ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ » ФОНЕТИЧЕСКИЕ СЛОГИ «.

Приготовили это задание животные, а вот какие вы должны сами узнать, прочитав следующий текст.

Стоит в лесу избушка. Живут в доме две дикие кошки. Каждый день кошки ходят на охоту, но утром их добыча пропадает куда -то. Кто же живет в доме с кошками. Помогите кошкам найти этого зверя, и они дадут вам следующее задание.

Обрадовались кошки и дали задание: прочитайте слова КОТ и МЯУ.

Ответьте на вопросы и докажите :

— одинаковое ли количество букв в этих словах; (назовите)

— одинаковое ли количество звуков в этих словах; (произнесите)

— одинаковое ли количество слогов в этих словах.(прохлопайте)

ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ВНИМАНИЯ И СЛУХА»

Ведущий читает первую загадку, та команда, которая отвечает первой, получает — 3 балла и выбывает. Следующая загадка для двух оставшихся команд. Последняя команда получает — 1 балл.

ПУЛЬКА ИЛИ ПОНЧИК.

Так зовут коротыше из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет, а кашу из мармелада? Подсказка : в имени коротышки звуков меньше, чем букв.

КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК.

Кто же из этих героев гадал на ромашке: «Любит - не любит, плюнет — поцелует?» Подсказка : в имени героя все согласные глухие.

ЗАДАНИЕ ШЕСТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ»

Для этого конкурса подбираются две шарады на замену одного звука (ноль, моль, соль) и т.д. и на перестановку ударения (ирис- ирис).

ЗАДАНИЕ СЕДЬМОЕ » ВЕСЕЛЫЕ ОМОГРАФЫ»

Каждая команда получает предложение, в котором находит омографы, расставляет ударения и объясняет свой ответ.

— На дереве сорок сорок.

— Семена гвоздики похожи на гвоздики.

— Солнце село за село.

ЗАДАНИЕ ВОСЬМОЕ » ФОНЕТИЧЕСКАЯ ШУТКА-ДРАЗНИЛКА»

Ведущий читает дразнилку — шутку.

ТЕТЯ ВАРЯ ВСЕХ ПОВАРИТ,

ДЯДЯ ВАЛЯ ВСЕХ ПОВАЛИТ,

ТЕТЯ КАТЯ ВСЕХ ПРОКАТИТ,

ДЯДЯ БОРЯ ВСЕХ ПОБОРИТ.

Являются ли слова в дразнилке однокоренными? Докажите.

ЗАДАНИЕ ДЕВЯТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД»

                                       
                  1 Ф о н е м а        
              2 с л о в о              
  3 п р е д л о ж е Н и Е              
                4 т Е к с т            
            5 ч и с т о п и с а н и е  
        6 а л ф а в И Т                
          7 о ц е н К а                
      8 л е к с и к А                  
                                       
  1. Обозначение звука на письме в квадратных скобках.
  2. Из чего состоит предложение?
  3. Что выражает законченную мысль?
  4. Что бывает описанием, рассуждением, повествованием?
  5. Чтобы красиво и аккуратно, чисто и грамотно писать в начальной школе есть специально такой урок.
  6. Он состоит из зз букв в русском языке.
  7. Ученик получает за ответы в школе на уроках.
  8. Раздел русского языка, который изучает происхождение и образование слов.

ЗАДАНИЕ ДЕСЯТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАБОРЩИК»

Данное задание может быть использовано в качестве домашнего задания. Из слова » Ф О Н Е Т И К А » набрать и составить как можно больше слов: ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.

На данном познавательном часе нужно предусмотреть награждение всех команд, придумав им всевозможные названия. А наиболее активным, вручить медали «Знаток Русского языка 1 степени,2 степени, 3 степени»

Урок-путешествие «Фонетика – это интересно». 5-й класс

Цель урока: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.

Задачи:

  • образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика, графика, орфоэпия”; формировать умения применять полученные знания на практике;
  • развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи и зрительной памяти учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; прививать аккуратность на письме; создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  • доска;
  • проектор;
  • презентация;
  • карточки;
  • кроссворд;
  • раздаточный материал.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме “Фонетика. Орфоэпия. Орфография”.

Форма урока: урок-путешествие, урок-соревнование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране Фонетика, во время которого мы обобщим все, что знаем о ней. Я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.

На время путешествия вы должны разделиться на четыре команды, выбрать капитанов команд. Во время путешествия вы будете получать очки за правильные ответы, которые в конце урока можно будет обменять на оценки.

III. Путешествие начинается. Выполнение заданий.

Девиз.

– Перед тем как отправиться в путешествие, каждая команда должна выбрать девиз, под которым будет работать. Но для этого нужно выполнить задание: соберите карточки так, чтобы получились пословицы.

  1. Ученье – свет.
  2. То и пожнешь.
  3. Скучен день до вечера.
  4. Один раз отрежь.
  5. Неученье – тьма.
  6. Любишь кататься.
  7. Коли делать нечего.
  8. Семь раз отмерь.
  9. Что посеешь.
  10. Люби и саночки возить

– А теперь выберите девиз для вашей команды на время нашего путешествия.

– Сейчас берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа и свой девиз.

Начало пути.

– Итак, мы с вами в стране, в которой живут наши любимые звуки. Жители страны приготовили для вас интересные задания, но перед тем как приступить к выполнению заданий, мы повторим все, что знаем о звуках. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.

  • На какие две группы делятся звуки речи?
  • Сколько гласных звуков в русском языке?
  • Назовите всегда твердые согласные.
  • Назовите всегда мягкие согласные.
  • В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
  • Что такое орфоэпия?

В городе Ударение.

– Итак, первое препятствие нас ждет в городе Ударение. Жители ударенчане приготовили задание командам: кто быстрее правильно расставит ударение в словах (карточки):

Музей, столяр, свекла, алфавит, магазин, жалюзи, километр, досуг, предмет, каталог, красивее, сливовый, сантиметр.

– Дополнительное задание: сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПАРИТЬ, ХЛОПОК? (10 слов)

В городе Транскрипция.

– Теперь мы оказались в городе Транскрипция. Мэр города попросил капитанов команд помочь выполнить фонетический разбор слов: ёлочный, радостный, бьется, нянчить.

Капитаны команд выходят к доске и выполняют разборы.

– Пока капитаны помогают мэру города, мы с остальными членами команд отправляемся в село Метаграмма, где для вас также припасено задание. В метаграмме нужно, начиная со слова РОТ, вернуться к нему же, изменяя только по одной букве. Направление в любую сторону. Чья команда справится быстрее, получает 4 очка, 2-я – 3 очка, 3-я – 2 очка, 4-я – 1 очко.

(рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом – дог – рог – РОТ)

Проверка выполненных заданий капитанов и команд. Выставление очков.

– У вас есть возможность заработать дополнительные очки. Задание такое: запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: МУЖ, ТОРГ, НОЛЬ, СУД, ЕЛЬ. За каждое слово по 1 баллу.

(шум, крот, лен, туз, лей)

Река Орфография.

– Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. Отправляемся дальше. Перед нами неожиданное препятствие – река Орфография. Чтобы нам перебраться на другой берег, понадобятся ваши знания и умения. Каждая из команд получает карточки с заданиями. Нужно не только правильно вставить пропущенные буквы, но и отгадать загадки. Кто быстрее справится, получает 2 балла. Начинаем!

Карточка:

  1. Красненьки сапо_ки в земельке лежат.
  2. Под ду_ком св_лась клу_ком, да и с хвос_тиком.
  3. Шел долговя_, в сыру землю увя_.
  4. Под ле_ком, ле_ком стоит чашеч_ка с ме_ком.
    1. Красненьки сапожки в земельке лежат. (свекла)

    2. Под дубком свилась клубком, да и с хвостиком.(репа)

    3. Шел долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

    4. Под ледком, ледком стоит чашечка с медком. (яйцо)

В городе Забавных звуков.

– Мы удачно перебрались на другой берег и оказались в городе Забавных звуков. Достопримечательностями данного города являются интересные задания, за правильный ответ на которые команда получает по 1 очку. Итак, начинаем.

  1. В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (осел – орел)
  2. Какие слова состоят из ста согласных? (сто-л, сто-п, сто-н, сто-к, сто-г и т.п.)
  3. Сколько раз встречается звук [ш]?
    Скажи потише: “Шесть мышат”. –
    И сразу мыши зашуршат. (А.Барто)
  4. Сколько раз встречается звук [с]?
    В саду рос куст роз.
  5. Мама, папа или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и упал на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки?
  6. Отгадайте кроссворд.

1) Снежная буря. (вьюга)
2) Домики для пчел. (ульи)
3) Мама, папа, дети. (семья)
4) Веселое животное. (обезьяна)
5) Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)

7. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Дают, семь, бьют, чует, местный, боль, яма, грустный, стая, яма, чьё, килька.

8. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (из этого же ряда слов).

В городке Слоговицы.

– Молодцы, вы прошли испытания в городе Забавных звуков. Конечная остановка в нашем путешествии – это городок Слоговицы. Готовы преодолеть последние препятствия? Молодцы! Итак, задания…

  1. Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. Кто быстрее?
  2. Это было в воскресенье
    У слона на дне рожденья.
    Гости пели, веселились,
    В хороводе так кружились,
    Так кружились, так вертелись,
    Что на части разлетелись.
    Один, два, три, четыре, пять,
    Помоги гостей собрать:
    АН – ЛО – ТИ – ДИ – КО – ПА – ДИЛ – КО –
    КРО – ШИМ – КО – ЗЕ – ПАН – РИЛ – НА –
    МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е – ГИ – МУР – ГО –
    ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ

    (Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе,   дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена)

  3. Каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов состоят слова в загадках.

1 – 2 – 3 – стоит с едой для поросят,
4 – 5 – 6 – чем больше бьют, тем больше рад,
1 – 7 – 5 – чехол, где спрятан пистолет,
2 – 4 – на хлеб клюет, на сахар нет.

(ко-ры-то, ба-ра-бан, ко-бу-ра, ры-ба)

IV. Итог урока.

– Ну вот, ребята, и подошло наше путешествие к концу. Вы достойно прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. И нам осталось только подвести итоги, подсчитать очки. А пока поделитесь своими впечатлениями от путешествия.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание: подготовить связный рассказ на грамматическую тему “Что я знаю о фонетике”.

История развития фонетики.

История развития фонетики.

Звуковой строй языка начал изучаться в древнеиндийской и древнегреческой философии. Платон, Аристотель, Гераклит и Демокрит обращались к анализу языка как к способу выражения мысли. В 7 в. до н.э. складывается грамматика как наука о строении языка. Развивается фонетический анализ, появляется первая классификация звуков на гласные и согласные звуки, описываются их различия.

Начало изучения механизма образования звуков относится к 17 в. Оно было вызвано потребностями обучения глухонемых. Первые артикуляционные характеристики звуков появились в работах испанского филолога Хуана Пабло Бонета и нидерландского ученого Иоганна Конрада Аммана.

В конце 18 в. немецкий фонетист Христиан Амадей Готлиб Краценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита к середине 19 в. немецким ученым Германом Людвигом Фердинандом Гельмгольцем. Эта теория привела к появлению особого раздела в общей акустике – речевая акустика, изучающего структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи.

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц 1821 —1894

Важным этапом в развитии речевой акустики в 20 в. была работа японских исследователей Цумоти Тиба и М.Кадзияма, разработавших теорию расчета акустического сигнала. Дальнейшая разработка теории речеобразования в 60-х годах 20 в. была проведена шведским лингвистом Гуннаром Фантом и Дж.Фланаганом.

К середине 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звуков были обобщены в трудах немецкого лингвиста Эрнста Вильгельма Брюкке. Учение о звуковой стороне языка во всех его разделах впервые было представлено в работе немецкого фонетиста Эдуарда Зиверса в 1876 г. «Общая фонетика».

Зиверс Эдуард 1850 — 1932

В 19 в. господствовало сравнительно-историческое языкознание. В соответствии с принципами сравнительно-исторического языкознания, искавшего в языке законы и закономерности, Август Шлейхер первым попытался установить частные и всеобщие фонетические законы, действующие или в одном, или в нескольких языках. В 70 – 80 гг. 19 в. при установлении родства языков младограмматики придавали большое значение фонетическим законам. Появляются закон Гримма, закон Вернера, закон Грассмана, закон Фортунатова-Соссюра, закон Зиверса-Эджертона и другие. В России идея строгой закономерности фонетических законов наиболее последовательно проводилась Филиппом Федоровичем Фортунатовым и московской лингвистической школой. В России описательная фонетика начала интенсивно изучаться с развитием экспериментальных методов исследования звукового строя языка, которые стали возможны в связи с появлением в конце 19 в. специальных приборов.

Иван Александрович Бодуэн Де Куртене (Ян Игнаций) 1845–1929

Во 2-ой половине 19 в. в 1875 г. в Казанском университете профессор И.А.Бодуэн де Куртенэ организовал лингвистический кружок, который затем перерос в Казанскую лингвистическую школу. Бодуэн был фонетистом, и многие из студентов и преподавателей, сгруппировавшихся вокруг него, тоже занимались фонетикой. В 1884 г. один из представителей Казанской лингвистической школы Василий Алексеевич Богородицкий опубликовал исследование «Гласные без ударения в общерусском языке». В этой работе были использованы самые совершенные для того времени приемы регистрации работы губ и голосовых связок и разработана артикуляционная классификация безударных гласных.



Василий Алексеевич Богородицкий 1857 — 1941

В дальнейшем В.А. Богородицкий издает ряд работ по экспериментальной фонетике под общим названием «Заметки по экспериментальной фонетике». В 1930 г. им было опубликовано обобщающее исследование «Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных».

В конце 19 – начале 20 вв. появляется большое количество исследований, в которых описываются акустические и артикуляционные свойства звуков речи. При Казанском университете действует хорошо оборудованная фонетическая лаборатория под руководством В.А.Богородицкого. В 1901 г. Бодуэн начинает работать в Петербургском университете и организует петербургскую лингвистическую школу.

Лев Владимирович Ще́рба 1880 — 1944

Во главе фонетической лаборатории он поставил одного из своих учеников – Л.В. Щербу. Л.В.Щерба в 1912 г. защитил диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении».

Крупнейшие экспериментально-фонетические лаборатории существуют в Москве. Это фонетические лаборатории Института русского языка при Академии Наук и Лаборатория экспериментальной фонетики МГУ. Фонетическую лабораторию МГУ долгие годы возглавлял Р.И.Аванесов. Им написан учебник «Фонетика современного русского литературного языка», монография «Русское литературное произношение».

Фонетические лаборатории, созданные при Казанском, Петербургском и Московском университетах, стали научными центрами, в которых работают ведущие фонетисты.

 


Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2364 | Нарушение авторских прав


Предмет и задачи фонетики. Разделы в фонетике. | Акустическая фонетика. Методы акустических исследований. | Артикуляционная фонетика. Методы артикуляционных исследований. |
mybiblioteka.su — 2015-2020 год. (0.007 сек.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *