Пересказ рассказа «Осень под водой» в 3 м классе
Тема: Пересказ рассказа «Осень под водой»
(по Н. Сладкову)
Цель:
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на вопросный план.
Основные задачи:
Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
Работать над интонационной выразительностью речи
3. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
4. Активизация и обогащение словарного запаса.
5. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы:
Чтение, беседа, загадывание загадок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных), составление вопросного плана.
Оборудование:
Вырезанные из картона разноцветные листья деревьев, магнитная доска, кукла-«Художник», музыкальное сопровождение, «разноцветные палитры», вопросы к тексту на карточках, толковый словарь, раздаточные карточки с загадкой об осени для чтения.
Лексический материал:
Части речи
Слова, сложные по семантике
Слова, сложные по слоговой структуре
Сущ.
шелест
березка, осинки, свечки, листья
Глаголы
посвистывает, отражается
шуршат, посвистывает
Прилагат.
трепетные, строгие, хмурый, золотая
горящие, трепетные, подводный, хмурый
Ход занятия
1. Создание мотивационного поля. Развитие слухового внимания, мышления. Логопед предлагает отгадать загадку:
Несу я урожаи. Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен, потому что я… (осень)
Работа над интонационной выразительностью речи, словесным ударением.
Логопед раздает карточки с напечатанной загадкой об осени с выделенными словами и просит детей прочитать загадку, выделив голосом указанные слова. При затруднении логопед задает наводящие вопросы, помогающие прочитать ребенку слово с нужной интонацией.
Несу я урожаи. Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен, потому что я — осень.
2.Актуализация. Уточнение и активизация словаря.
Слушание стиха «Приметы осени» (Шорыгина Т.)
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это – первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурней река.
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны,
А потом, уж жди не жди, –
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень!
— объясните значение слов «пелена», «просинь» (поиск слов в толковом словаре), объяснение учащимися значения слов.
— о какой осени вы услышали в стихотворении? (из стихотворения я услышал о ранней осени)
— Какая сейчас осень? (Сейчас поздняя осень)
— Какая осень была? (Была золотая осень.)
— Какие приметы осени вы можете назвать из стихотворения?
— А как можно разделить осень по цветам? (Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета. Золотая – желтый, красный, оранжевый и немного зеленого, а поздняя – белый или серебристый.)
3. Открытие нового знания.
— Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? (Под водой золотой осени не бывает.)
— Почему? (Потому что в подводное царство не попадают солнечные лучи. Там нет желтых листьев). Сообщение темы занятия.
— Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень под водой», написал его Н.Сладков.
Над озером высокое синее небо. На берегах стоят березки, похожие на горящие свечки. Ели черные и строгие. Трепетные красные осинки. Золотая осень.
— Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)
— Где стоят березки? (На берегах озера стоят березки)
— На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)
— Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)
— Почему осинки называют трепетными? (Потому что при легком дуновении ветерка осинки начинают как будто «трепетать» листьями.)
Под музыкальное сопровождение дети собирают листья в корзины.
— Какие листья собрали в корзину?
(Я собрал (а) березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, осиновые, ивовые листья.)
— О каком дереве мы забыли? (Мы забыли о ели.)
— У ели есть листья? (Есть, но они в форме иголок.)
— Иголки у ели какие? (Еловые, колючие, длинные, зеленые, тонкие.)
— Ель, какое дерево? (Ель хвойное дерево.) Дети ставят корзины с листьями.
Логопед предлагает послушать еще один отрывок.
А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Пустынно и глухо.
Вопросы к детям.
Беседа по содержанию отрывка. Развитие диалогической речи.
— Бывает ли золотая осень в подводном лесу? (В подводном лесу золотой осени не бывает.)
— Почему там осень хмурая? (Осень там хмурая, потому что солнечные лучи не достают до глубины озера.)
— Чего вы не услышите под водой? (Под водой не слышно шелеста листьев, посвистывания ветра.)
— На глубине озера как? (На глубине озера пустынно и глухо.)
а) Игра «Ассоциации». Развитие ассоциативного мышления.
— Я произнесу слово «Осень», что вы подумаете?
(Лес, листья, осень, дождь, лужи, листопад, зонтик, овощи.)
— Я произнесу слово «Озеро», что вы представите? (Камешки, вода, быстрые рыбки, подводные растения, рак, прозрачная вода.)
б) Игра «Краски осени» Расширение словаря признаков.
— К вам в гости пришел художник, он принес разнообразные краски.
Соберите краски золотой осени на берегу озера и назовите их. Учащиеся выбирают разноцветные «палитры», ставят на доску. (Желтая, бордовая, оранжевая, веселая, праздничная, яркая, дождливая, урожайная.)
— Найдите «подводные краски».
(Хмурая, молчаливая, тихая, таинственная, грустная, серая, пасмурная.)
IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Повторное чтение отрывков из рассказа. Развитие долговременной памяти.
— Я прочитаю текст еще раз, послушайте.
Логопед читает отрывки, дети выстраивают вопросный план рассказа (Вопросы написаны на отдельных листах. Учащиеся расставляют их в нужной последовательности)
— Выстраивание вопросного плана отрывков. Формирование логической цельности рассказа.
Вопросы написаны на отдельных листах. Учащиеся расставляют их в нужной последовательности.
— Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)
— Где стоят березки? (На берегах озера стоят березки)
— На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)
— Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)
— Какие осинки?
— Что наступило?
— Бывает ли золотая осень в подводном лесу? (В подводном лесу золотой осени не бывает.)
— Почему там осень хмурая? (Осень там хмурая, потому что солнечные лучи не достают до глубины озера.)
— Чего вы не услышите под водой? (Под водой не слышно шелеста листьев, посвистывания ветра.)
— На глубине озера как? (На глубине озера пустынно и глухо.)
Пересказ рассказа парами (по частям). Развитие связной речи.
V. Рефлексия. Оценка деятельности детей.
— Чем занимались на занятии?
— Как назывался рассказ?
— Кто автор?
— что было трудно на занятии? Почему?
—что было легко? Почему?
— Что получилось, а что не получилось?
Начало формы
И. Соколов-Микитов
ОСЕНЬ ПОД ВОДОЙ
Вы купаетесь — раздеваетесь, а я купаюсь — одеваюсь. Надеваю теплое белье, теплые брюки и теплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки — шерстяные перчатки. Поверх всего — резиновый костюм.
На лицо маску, на ноги ласты –и в воду.
Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.
Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Желтые тростники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.
А в глубине все в движении. Ерзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие бревна-топляки переваливаются с боку на бок, как поросята.
Над озером высокое синее небо. На берегах березки — горящие свечи. Черные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.
А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер.
Вокруг пустынно и глухо.
Ветви водорослей поломались, поникли, обвисли. Все поблекло и покрылось густым слоем мути.
Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в темную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи
Начало формы
Землю скоро укутает снег — наступит белая зима. А воду затянет лед. И под водой настанет долгая ночь — черная зима. И на земле и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зеленой весны.
Конспект занятия на тему Пересказ рассказа Осень под водой
Конспект занятия
Тема: Пересказ рассказа «Осень под водой» (по Н. Сладкову)
Цель:Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Основные задачи:
1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
2.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы:
Чтение, беседа, загадывание загадок, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных), моделирование.
Оборудование:
Вырезанные из картона разноцветные листья деревьев, магнитная доска, кукла- «Художник», музыкальное сопровождение, «разноцветные палитры», «дождевые капли», графические схемы.
Предварительная работа:
· Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень под водой».
· Лексико-грамматические упражнения.
· Рассматривание иллюстраций.
· Занятие по ознакомлению с окружающим.
· Лексико-семантическая работа:
Игра «Скажи иначе»
Пустынно — пусто, безлюдно, нет ничего, одиноко.
Глухо — глухота, тихо, тишина, не слышно шума.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.
Педагог предлагает отгадать загадку: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен, потому что я… (осень)
2.Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация словаря.
— Какая сейчас осень? (Сейчас поздняя осень,)
— Какая осень была? {Была золотая осень.)
— Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? {Под водой золотой осени не бывает.)
— Почему? {Потому что в подводное царство не попадают солнечные лучи.)
3. Чтение отрывка. Развитие слуховой памяти, внимания.
— Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень под водой», написал его Н.Сладков.
Над озером высокое синее небо. На берегах стоят березки, похожие на горящие свечки. Ели черные и строгие. Трепетные красные осинки. Золотая осень.
а) Беседа по содержанию отрывка. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы
— Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)
— На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)
— Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)
— Почему осинки называют трепетными? (Потому что при легком дуновении ветерка осинки начинают как будто «трепетать» листьями.)
б) Подвижная игра «Соберем листья в корзинки». Закрепление навыка образования относительных прилагательных.
Контрольный диктант в 7 классе № 1 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 7 классе № 1
24.09.2014 155570 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения программного материала за 6-й класс, а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— написание корней с чередованием;
— написание е-и в суффиксах существительных;
— написание -тся – ться в глаголах;
— правильное написание глагольных окончаний;
— написание не с глаголами.
Знаки препинания:
— знаки препинания в конце предложения;
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— разбор слова по составу;
— синтаксический разбор предложения;
— умение находить в тексте слова с безударными гласными и чередующимися в корне.
Осень на воде
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.
Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна тёмная вода.
Грамматические задания.
1..Разбор слова по составу:
1 вариант: водяные, окажется
2 вариант:
Голодные, посмотришь
2..Синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Лягушки зарылись в почву до весны.
2 вариант: Ветер шевелит жёлтыми листочками.
3. Выписать из диктанта слова с проверяемыми безударными гласными и подобрать к ним проверочные слова. — 1 вариант
Выписать из диктанта слова с чередующимися гласными в корне и графически объяснить их. — 2 вариант
Рассказ «Осень» К. Д. Ушинский
Уже с 9 июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. 11 сентября день снова равен ночи (по новому стилю день осеннего равноденствия – 23 сентября). Это день осеннего равноденствия и начало осени. С этого числа ночь все увеличивается и к 12 декабря (по новому стилю день зимнего солнцестояния – 22 декабря). становится втрое длиннее дня. В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов утра еще темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи.
Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается все ровной пеленой свинцоватого цвета. С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и легкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Еще немного – и лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать.
Мелкие осенние дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.
Лист на деревьях начинает кое-где желтеть еще в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на березе, все еще зеленой, появляются там и сям совершенно желтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом. Первая распустилась береза, она же первая начинает желтеть. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.
Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высокие стога сена, обнесенные плетнем, остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где ее оставили, клонится к земле и как будто просит снега. Одна только озимь подымается ровным, зеленым бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть. Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на Божий свет зелеными стебельками.
Все глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Еще пройдет несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснет на целую зиму.
Отлетные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые подымают тревогу ласточки, и еще в конце августа они вдруг исчезают; они чувствуют приближение осени, и ранний отлет этих птичек предсказывает раннюю зиму. Потом потянутся с севера на юг длинные вереницы журавлей, уток и гусей. С криком, то длинной цепью, то углом, с передовым впереди, улетают от нас летние гости. Леса редеют, затихают и пустеют; только тяжелая мокрая ворона каркает, усаживаясь на обнаженную ветку, да галки с отчаянным криком носятся стаями.
Вот уж и деревья стоят все голые, только на рябине висят ее красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождем, смотрит уныло под свинцовым небом: хоть бы снег поскорее закрыл ее неприятную наготу. Появляется и снег; но долго еще он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, снова исчезает.
Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги; телеги, спрятавшиеся под тяжелыми снопами, скрипят по всем дорожкам. Свезши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах. Намолотивши зерна, крестьянин складывает его в мешки и спешит на мельницу. Если же он не молотит и не сидит на мельнице, дожидаясь очереди, то, наверное, с топором в руках, поправляет что-нибудь около своей избы. Женщины мочат и потом треплют коноплю, чешут лен и приготовляют себе прядево на долгие зимние вечера.
Но все же осенью работы, сравнительно с летом, гораздо менее, и крестьянин спешит повеселиться. Осенью праздников много: крестьянские свадьбы устраиваются всегда в эту пору года, когда дела меньше и всякого добра много. Везде варят пиво, и веселые, подгулявшие толпы ходят в гости из избы в избу, из деревни в деревню. Сильно поработал мужичок за лето: надобно же ему отдохнуть и повеселиться.
В городах тоже заметна осень. Без зонтика, шинели и калош нельзя выглянуть на улицу. Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода. Нога скользит по обмокшему камню. Лужи и грязь повсюду. Измокшие заборы смотрят уныло. Галки носятся стаями и, спихивая одна другую, усаживаются на крестах. Везде моют окна и вставляют двойные рамы. В комнатах становится темно и глухо. Уличного шума не слышно; а по вечерам свистит и завывает в трубах ветер, нагоняя тоску. Но зато осенью же начинаются в столицах и больших городах театры, концерты и собрания. Только все это идет как-то вяло, пока веселый снег не забелеет на улицах и не ляжет санная дорога. Тогда все проснется и зашевелится. Яркий огонек затрещит в печи, дым столбами подымается из труб, снег заблестит бриллиантовыми искорками, бодро побежит лошадка, сани заскрипят, разрумянится и лицо старика: весело покатится зимняя русская жизнь!
Цитаты и картинки про осень
А осень — это просто повод,
укрывшись пледом, почитать)
Осенней пасмурной порою
я прячусь от унылых лиц
листком гербария меж книжных
страниц)
Хоть за окном дожди и слякоть,
Я в кружку чай себе налью,
Добавлю мед, любовь и радость,
И пью…))
А, может, осень для того и создана в оранжевых тонах, чтобы нам было светло, тепло и вообще… мурмеладно!
Когда по крышам бьют дождинки
и ветер рвет из рук зонты —
меня теплом своим согреют
коты)
🍁 Осень — время утепляться теплыми свитерами, горячим чаем и добротой.
Пришла осенняя грустинка, здесь не поможет витаминка!
Помогут только «обнимашки», горячий чай и «целовашки».
Давайте холодам назло дарить ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО!Я по осени слишком ветрена… В непогоду ещё и порывиста…
Пусть
Эта Осень
станет для всех нас
светлее, теплее…
и счастливее,
непременно счастливее.
Вот и дожди пошли… Смывают пыль с души,
чтобы потом её очистить белым снегом…
— Осень…Будем грустить?
— Нет, наслаждаться…ツ — Который час ?
— Без пяти минут Осень…
Какая бы погода ни была снаружи, главное, чтобы внутри было лето…
Осень — время теплых объятий, горячего чая, мягкого пледа и интересных фильмов…
Осень — идеальное время, чтобы начать всё по-новому и забыть всё старое…
И до весны не разворачивайте.
Осенняя луна
сосну рисует тушью
на синих небесах.
Хаттори Рансэцу (1654 — 1707)Фиг с ним, с летом! Мы и осенью зажжем.
В воздухе чувствуется запах осени и сезонных расстройств психики…
— … быть может, во всём виновата осень; я ощущаю её сильнее, чем ты. Осенью рвутся пакты и всё становится недействительным. И человек хочет…
— Да, чего же он хочет?
— Любви.
Осень похожа на уже прочитанную, но успевшую позабыться книгу – каждая страница о том, что знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница – возвращение туда, где уже побывал. Ночи отныне наполнены шумом дождя, утра пахнут обессилевшей, но еще не остывшей землей, солнце, растерявши всю свою чинную неспешность, суетливо скользит по краю неба, не поднимаясь выше холмов – время солнца ушло, настали чужие времена.
Осень стоит на пороге непрошеным гостем, мнется, виновато отводит глаза, протягивает горсть этого и того – спелого, ало-сладкого, вязко-терпкого. Полюби, полюби меня! Вот тебе золото сентября, вот тебе безмятежность октября, вот тебе прощальный стрекот цикад, вот росчерк журавлиного клина на облаках… «Эти волосы взял я у ржи, если хочешь, на палец вяжи – я нисколько не чувствую боли…».
Но там, за благостной тишиной, за степенно облетающими кленами, за лужами, отражающими небеса, гонит вперед себя холодные ветра ноябрь – смурое дитя осени, поскребыш и нелюбимец, вестник неминуемых перемен, посланник холодного декабря. Там, за роскошью октября, – безмолвные колючие снега.
Осень похожа на прочитанную, но успевшую позабыться книгу – каждая страница о том, что знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница – возвращение туда, где уже побывал.
Наринэ Абгарян — ЗулалиЗнаешь, как осень приходит в горы? Молчанием. Просыпаешься в самую рань – а кругом такая тишина, словно отключили звук. Только ветер шумит в остывшей печной трубе. Лежишь с закрытыми глазами, зарывшись носом в кусачее шерстяное одеяло, и слушаешь молчание гор…
Наринэ Абгарян — ЗулалиДа ничего не случилось…никто не обидел…просто настроение — осень…
Доктор, у меня аллергия на осень.
Я весь покрываюсь одеялом и всё время сплю…
Балуйте свою душу… осенью ей требуется еще больше тепла…
Осень — это…
Пусть этот осенний день будет замечательным! 🙂
Время утепляться тёплыми свитерами, горячим чаем и добротой. 🍂 🍁 ☕
Радуются осени как и я 😊
Осень — не повод грустить.
Осень — это повод носить красивый шарфик!:)
Сижу, пью кофе, анализирую. В чашке осень, в планах зима, в теле весна, а душе, как всегда, не хватило лета.
Когда пьёшь горячий чай с печенькой, завернувшись в шерстяной плед, рыжая осень начинает улыбаться тебе даже из чашки 🙂
Приятно было слушать, как шуршат под мягкими подошвами осенние листья, и тихонько, неторопливо насвистывать сквозь зубы, и порой, подобрав сухой лист, при свете редких фонарей всматриваться на ходу в узор тонких жилок, и вдыхать горьковатый запах увядания. Рэй Брэдбери
Осень — это время тихих посиделок вечерами, укутавшись в теплый плед с интересной книгой в руках.
Не рвите тёплые отношения, впереди холода!)
Уже осень. А осенью не следует оставаться одной. Пережить осень и так достаточно трудно.
Осень похожа на тот момент, когда ты ложишься под теплое одеяло, уютно устраиваешься на подушке, закрываешь глаза и начинаешь сладко засыпать, мечтая о радостях завтрашнего дня. Так же погружается в сон природа, размышляя о такой далекой, но неизбежной весне.
Не осень в нашей грусти виновата, а лишь в душе отсутствие весны.
Хорошо, есть осень, она нежно и аккуратно готовит нас к холодам. Любимая осень. Время размышлений, рук в карманах, глинтвейна по вечерам и приятной меланхолии. Эльчин Сафарли
Осень — время теплых объятий, горячего чая, мягкого пледа и интересных фильмов.
Осень…Дождь…Время самых тёплых объятий,самых уютных вечеров,самых душевных слов…
Мне нравится смотреть, как неторопливо приходит последний вечер лета, как постепенно исчезают лучики жаркого ещё летнего солнца. Я невероятно благодарна этому лету за всё, что случилось и особенно за то, чего не случилось и с нетерпением жду волшебную осень.
Вот и лето пролетело — просияло, подарило вагончик приятных эмоций, ярких событий, волшебных вечеров и дней. Завтра осень и пусть она будет ещё более искромётной.
Всем тёплой, душевной, ароматной осени!
Фиг с ним, с летом! Мы и осенью зажжём!
…И осень тёплая, если родные руки рядом…
Осень — это кофе с корицей, кленовые листья, разноцветные, как часть детского рисунка, тёплые, нежные плюшки с ванилью и тонкий запах дыма.
Ну, здравствуй, осень! Ты так печальна…
Я буду кофе… Давай со мной?
Хандра на сердце… Уже банально…
И город в мыслях совсем чужой.
В записках чувства иссякли светом,
ты разучила меня писать.
Одни вопросы… и ноль ответов…
От слез промокла опять тетрадь.
И сны не снятся, а раньше в красках
цветных летала я до утра…
Но жизнь сломала упрямо сказку.
Жестокость смысла таит игра.
Да, ладно… Хватит… Забыла зонтик…
Простуда, кашель и боль стрелой…
Ну, здравствуй, осень… седой синоптик…
Я буду кофе… А ты со мной?Воды ручья
Несут мои мысли
На осени листьях.
Хатори Хасо
Когда ты счастлив, то и осень становится красочной… не замечаешь дождя, а только разноцветные зонтики!
Золотой и багряный калейдоскоп листьев создает удивительные гобелены осенью, сменяющие изумрудный летний ковер. Джудит Линдберг
Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года. Уильям Каллен Брайант
И с каждой осенью я расцветаю вновь. А. С. Пушкин
Когда любовью женщина согрета, ей никакая осень не страшна!)
Мне нравится осень, когда непременно идет дождь, стоят мокрые голые статуи, и к ним непременно прилипают черные листья, и по невымощенной земле, обычной, натуральной, лежат уже темно-желтые листья и прикрывают грязь.
В Нью-Йорке есть такая пора, когда ты ощущаешь дыхание осени задолго до того, как упал первый лист. Воздух стал прозрачным, лето осталось позади, и однажды ночью впервые за долгое время тебе хочется накрыться теплым одеялом. Из т/с «Секс в большом городе»
Я люблю осень. Напряжение, рык золотого льва на задворках года, потрясающего гривой листвы. Опасное время — буйная ярость и обманчивое затишье; фейерверк в карманах и каштаны в кулаке. Джоан Харрис
Терпеть не могу упускать что-то такое прекрасное, как осенний солнечный свет, оставаясь в доме. Поэтому я провожу почти весь день на улице.
Осенью как-то особенно хочется жить, и дрожащие от тумана улицы кажутся растворенными во времени. Из х/ф «Служебный роман»
С первым осенним холодком жизнь начнется сначала. Фрэнсис Скотт Фицджеральд
СЕНТЯБРЬ
Сегодня – сентябрь!
Сегодня. Сентябрь!!!
СЕНТЯБРЬ! СЕГОДНЯ!!!!!!!
Что я делала этим летом?)))У сентября удивительная способность влюблять в себя постепенно. Пока ты переживаешь уход лета, пока свыкаешься с мыслью, что впереди долгие холода, сентябрь украшает кроны деревьев осенней проседью, приглушает и растушевывает свет, но делает ярче цвета: кадмий оранжевый и лимонный, охра светлая и золотистая, сиена жженая – крапушкой, щадя, по самой кромке березового листа. Едва вынырнув из состояния уныния – лето ушло, ушло лето! – ты обнаруживаешь себя в утешающих объятиях сентября. Хорошо как, выдыхаешь ты, вновь возвращаясь в себя. «Обратно воротилися слова», – просторечит сентябрь. Не спрашивает – утверждает»
Наринэ Абгарян — Зулали
ОКТЯБРЬ
— Октябрь, — со страстью в голосе произнес он. — Боже, это мой любимый месяц, готов его поедать, вдыхать, втягивать запахи. Ах, этот мятежный и печальный месяц. Смотри, как от встречи с ним зарделась листва. В октябре мир объят пламенем…
Рэй Брэдбери «Литературные встречи»По вечерам я выгляжу именно так
Холодает…
Чувствую себя Григорием
Одевайтесь теплее
Нужно больше теплых вещей
Люблю осень)
Жалко, что нельзя ходить на работу в одеялке.
НОЯБРЬ
Вот и ноябрь наступил… Дело потихоньку идёт к весне…)
Стоял ноябрь — месяц малиновых закатов, улетающих на юг птиц, глубоких, печальных гимнов моря, страстных песен ветра в соснах.
Люси Мод МонтгомериЭтот ноябрь совсем уже одекабрел…
В такую дивную погоду —
В холодный дождь и грязный снег,
Становится вкуснее кофе,
Теплее кот и мягче плед)А я хочу скорее зиму!
Чтоб всё вокруг белым-бело!
Чтоб грязь и грусть мою былую
Пушистым снегом замело!
В ноябре мы становимся старше,
Остываем от страстного лета,
И под пледом, с работы уставшие,
По квартирам прячемся где-то.
Чай завариваем зеленый,
Вместо рома, текилы, самбуки,
Смотрим старые «мыльные» фильмы,
Согревая холодные руки.
Иногда мы бываем простужены,
За окном ведь почти что вьюга.
В ноябре нам скучать положено,
Вспоминая, без слов, друг друга.— Что ты несешь, Ёжик?
— Море.
— Зачем тебе море?
— Скоро зима, а я все один да один…
м/ф «Осенние корабли»Медленный переход осени к зиме – вовсе не плохая пора. Это пора, когда нужно собрать, привести в порядок и сложить все свои запасы, которые ты накопил за лето. А как прекрасно собирать всё, что есть у тебя, и складывать поближе к себе, собрать своё тепло и свои мысли, зарыться в глубокую норку – уверенное и надёжное укрытие; защищать его как нечто важное, дорогое, твоё собственное. А после пусть мороз, бури и мрак приходят, когда им вздумается. Туве Янссон. В конце ноября
Только вам решать, чем станет для вас эта осень — унылой порой или очей очарованием…
Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок. Альбер Камю
Вчера ко мне приходило счастье. Оно было одето в осень, пахло разноцветными дождями и почему-то пряниками. Мы сидели на кухне, я угощал его горячим чаем, а оно добавляло в него насушенные за август лепестки опавших звезд. Потом оно село на мой подоконник и тихонько запело. Оно пело о светлом, о важном, о любимом, о том, что молча живет в сердце и делает руки нежными, оно пело о смехе людей, похожим на теплый янтарный ветер, и о мокрых от росы тропинках, ведущих к тому, что ищет каждый. Мы провели вместе всю ночь. Оно то птицей садилось на плечо, то мягкой урчащей кошкой лежало на коленях. А утром оно засобиралось в путь, извинялось, обещало обязательно заглядывать на огонек, потом накинуло на тонкие плечики радугу, раскрашенную детскими снами, и вылетело за дверь. Но я рад, потому что обернувшись на пороге, оно сказало мне, что идет к тебе. Встречай.
Пахнет осенью. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями.
Осень — в душе человека. Как и весна, лето, любой сезон, любая погода. И поэтому одному и тому же дождю кто-то с радостью и предчувствием очищения подставит свои руки, а другой тяжело нахмурится, смахнет в случайный ручей свою печаль и потуже затянет плащ. Погода в нас, а дождь… он просто идёт. Лишённый оттенков добра и зла, радости и печали, дождь идёт сквозь наши души.
Осень – время мечтать и смотреть разноцветные сны,
Запивать холода самым лучшим жасминовым чаем,
Не испытывать сплин или ложное чувство вины
От того, что дожди ну нисколечко не огорчают!
Осень – время зонтов, что давно застоялись в углу.
Время новых плащей, сапогов в разноцветную клетку —
Чтобы лично узнать глубину и количество луж,
А не грустно вздыхать и скучать по ушедшему лету.
Осень – время стихов с неизбежным наличием фраз
Об унылой поре, листопаде, капризах погоды…
Осень – повод подумать, почувствовать «здесь» и «сейчас»,
И, конечно, любить вопреки всем законам природы!
Осень — это наша тайна. Мы многое храним в душе, и только прохладная осень лукаво улыбается, знает, чем согреть нас и что нам подарить. У каждого из нас своя осень. Свой цвет, запах и вкус… Берегите осень. Наслаждайтесь своей осенью…
Пусть эта осень будет полна приятных сюрпризов 🙂
Первая осень
Пусть всё будет хорошо!…
Каждый должен найти хотя бы пару минут, чтобы остановится и посидеть, и смотреть как медленно падают осенние листья…
Осень начинается не тогда, когда начинают опадать первые листья или начинаются первые заморозки, а когда начинаешь ждать весны.
Все рассказы про: «однажды осенью» — Эротические рассказы
Результатов: 1000
В ту осень я учился в одном из институтов центральных городов СССР. Интернета в ту пору не было, сексуальной литературы тоже, но тем не менее стал замечать в себе интерес к однополым взаимоотношениям. Одним из источников «просвещения» в этом отношении были общественные туалеты в библиотеках и на улице. Интересно и даже волнительно было порой читать и смотреть картинки на стенах кабинок. Картинки были однообразными. Но дальше неких абстрактных помыслов дело долго не заходило. Ввиду субтильной конституции, …
Осень — прекрасная, хотя, конечно, прав поэт: «унылая пора очарованья». Не менее осень и романтична, если только ты не служишь в этот момент в армии. Пусть ты в увольнении, только-только вышли из кинотеатра, все равно — ощущение давит и размазывает все прекрасное, превращая радость в уныние, яркие цветы в грязно-серые. Именно так и чувствовал себя Спартак, выйдя на улицу из здания кинотеатра. До возвращения в часть еще оставалось время и прожить его хотелось «так, чтобы не было мучительно больно …
… во мне желания и, увидев его, я перекинусь с ним несколькими словами и забуду о мимолетной встрече. И вот однажды осенью, согреваясь пуншем в уютном модном баре в компании подруги, я почувствовала на себе чей-то пристальный взгляд …
… мальчик, с которым я начала близко общаться. Мы стали близкими друзьями. Гуляли вместе, смеялись, выпивали.Однажды осенью мы прилично напились и, так получилось, стали целоваться. У него были безумно нежные губы. Я начала …
под ее задом со склизкой щелью. Глупый, он не знал, что теперь, он обречен на это каждый день. Он надеялся, что это больше не повториться, что это только дикое наказание за какой-то его проступок. И что мама его простит и снова станет доброй и ласковой. Помыв его, Елена сама залезла в ванну то же стала мыться, заставив его тереть ей спинку. Потом он будет мыть все мое тело. А сейчас нет времени. Хочется есть. После ванны, Елена и ее покрытый красными рубцами сынишка, так же голышом направились в кухню. …
хоть одну каплю, то сильно пожалеешь! — предупредила Анжела. — Да, совсем забыла, последний штрих. — Анжела расстегнула застежки на мамином лифчике, резким движением выдернула его из под лежащей женщины, а затем грубо впихнула его ей в рот. Мой разум отказывался принимать реальность происходящего, это казалось каким-то нездоровым и диким сном. Моя добропорядочная мать лежит голая на столе, в ее вытянутых вперед руках красуется бутылку конька, а во рту кляп из собственного лифчика… …
Странная история приключилась со мной однажды осенним вечером. Мы с моим другом Борькой возвращались с дружеской вечеринки. Идти нам было недалеко, минут 20—25. На …
— Онаньюшко охолонь, обцелую отросточек-от… — Ожидаю огромнейшей *отступки*, от *Ольги-Олененочка-с*! « — Обосрала, обоссала — *Охулу отроков, оплату тож! Ослица!! Онаний-же опричник, *Ордена Обожествленных… ! — «: Обдумала обиженно обомлев, от обстрашненной, ожидаемой *отплаты* от *Обчества*, Оленька. — Онаньюшко отдариваю *очком-с*. Огради от оговора!!… Онаний обрадованно обрабатывал *очко* *Оленьки-Олененочка* огромным *остолом*. Он ослюнявив оголовье …
а стон сменился долгим выдохом. Гарри, не вынимая член, обнял её и прижал к себе. — О, я отключилась. Так сильно у меня никогда не было, — ласково прошептала она. Гарри начал двигаться вновь, разжигая новый огонь. Он медленно, нежно и глубоко входил в неё на всю длину. Кончиком члена в конце туннеля он начал доставать кольцо сокровищницы. Ивона начала вздрагивать при таком касании. Он забросил длинные ножки себе на плече, и теперь она была полностью в его власти. Его здоровенная булава …
Был обычный вечер, какие часто бывают в конце сентебря теплые и свежие, наполненые морским воздухом, хранящим в себе силу бушующего океана. Мион любил эти вечера, он приезжал в Петродворец спускался в нижний парк и долго бродил меж потухших фонтанов. Ветер уже разносил по аллеям первые ало-янтарные листья, и они собирались в фонтанных чашах, словно застывшая вода, наполненная солнчным блеском лета. Солнце уже коснулось верхушек деревьев, но, даже теперь закрыв веки, можно было почуствовать как свет, рвется …
рассказ? Какое щемяще-запретное чувство, доставляющее невыносимую боль, заставляет меня кивать и в нужных местах задавать вопросы? — … и он меня буквально изнасиловал! Потом еще раз Витька, но с тем уже было не так интересно… Я смотрел на ее губы — сладкие, полные губки с размазанной помадой и выдел… Да, видел, как обхватывали они толстый член алкаша Витьки, в то время, как ее влагалищем пользовался Колян. — … я кончила уже несколько раз, но они все не останавливались. …
Георгий Скребицкий — На озере: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Ветер воет, ветер злится,
Сникли травы и цветы.
Улетают к югу птицы.
Где же солнце, где же ты?!
Наступили дни поздней осени. По небу плыли серые тучи, едва не цепляясь за верхушки сосен, сеяли день и ночь на землю мелкий холодный дождь.
Угрюмо шумел бор, ещё угрюмей шумело озеро, накатывая на отлогий берег волну за волной. Они набегали на влажный песок и убегали вновь, оставляя после себя грязную пену, щепки и поломанные, полусгнившие стебли увядшего камыша.
Торопясь утром в соседнюю деревеньку в школу, Петя поглядывал на озеро и вспоминал о летних днях, о том, как он вместе с другими ребятами купался в тёплой воде, а потом загорал, лёжа на солнышке.
Теперь же озеро было сердитое, всё будто взъерошилось от резких порывов ветра. «Жалко, что лето прошло», — частенько вздыхал Петя.
А вот Петин отец, Иван Захарович, совсем не тужил о том, что так скоро промчались летние дни. Наоборот, с приходом осени он даже ещё повеселел и ещё более подбодрился. Работал он слесарем в колхозе, с утра до ночи пропадал в мастерской, а как только урывал свободный денёк, брал ружьё, садился в лодку и уплывал на озеро к островам.
Теперь в эту осеннюю пору шёл утиный пролёт. Где-то там, далеко на севере, уже наступила зима, сковало реки и озёра льдом. И вот вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, незамерзающих морей. Огромные стаи северных уток каждый день прибывали с той стороны, куда ни утром, ни днём не заходит по небу солнце, откуда вслед за серыми тучами, за отлетающей птицей движется к нам зима.
Но пока она ещё не добралась, не покрыла воду и землю снегом и льдом, утки не торопились дальше на юг. Они отдыхали на озере, кормились, набирались сил на дальнейший путь.
С охоты Иван Захарович возвращался обычно под вечер и всегда с хорошей добычей. Петя уже поджидал отца на берегу.
Мальчик бросался к подчалившей лодке и вытаскивал из неё застреленных уток. Это были совсем не такие утки, какие гнездились на болотистых островах озера и каких Иван Захарович обычно стрелял в конце лета. Тогда он приносил с охоты серых кряковых уток, очень похожих на домашних, или маленьких, будто утята, чирков. Теперь же в лодке лежали тёмноголовые, тёмноспинные утки с большими, как вёсла, лапами. Это были залётные гости. Назывались они «морская чернеть».
Иван Захарович рассказал Пете, что эти утки гнездятся далеко на севере, в тундре, и только весной и осенью на пролёте посещают наши края.
Много интересного о разных зверях и птицах узнал Петя из рассказов отца.
Иван Захарович не раз брал сына летом с собой на охоту, обещал на будущий год купить ружьё. Петя уже пробовал стрелять из отцовского, даже застрелил ворону, которая таскала цыплят. Только вот осенью, на утином пролёте, Пете ещё ни разу не удалось побывать. Но наконец наступил и этот счастливый день.
Накануне, в субботу, когда Петя пришёл из школы, Иван Захарович сказал ему:
— Достань-ка свои резиновые сапоги, проверь, не протекают ли где, а то сейчас заклеим.
Петя насторожился, мигом достал сапоги, проверил в ведре с водой. Крепкие.
— И ватные брюки тоже достать? — спросил он, заглядывая в глаза отцу.
— Непременно, — улыбнувшись, ответил тот.
— Значит, завтра на охоту? — замирая от радости, спросил Петя.
— Да, если дождь не помешает, нужно бы съездить.
— Ой, папа, вот бы здорово! — воскликнул Петя и принялся готовиться к предстоящей охоте.
К счастью, дождь не пошёл, хотя небо хмурилось и по нему ползли низкие облака.
Иван Захарович с Петей выехали на лодке с рассветом, направились к ближайшему острову, который густой, тёмной массой прибрежных камышей отчётливо выделялся на сером фоне воды.
Ветер почти стих, грести было легко. Охотники переплыли неширокий пролив, отделявший остров от берега.
— Гляди, — сказал Иван Захарович, указывая на что-то рукою.
Петя взглянул в том направлении и сразу увидел в заводи у камышей целую стаю уток.
«Но ведь они не подпустят на выстрел, заметят и улетят», — подумал мальчик.
Лодка медленно подвигалась вперёд, до камышей оставалось не более ста метров. Однако утки и не думали улетать. Они спокойно плавали возле бережка. Поминутно то одна, то другая ныряла, а потом вновь появлялась на поверхности. Утки кормились на мелководье.
Но вдруг все разом насторожились, вытянули длинные шеи и быстро поплыли от лодки.
«Стрелять далеко, сейчас улетят». Вот одна уже захлопала крыльями, полетела, за ней вторая, третья, и вся стая с шумом, оторвавшись от воды, понеслась прочь.
— Ничего, опять прилетят, не эти, так другие, — промолвил Иван Захарович.
Он подчалил лодку поближе к берегу острова, там, где в камышах был широкий прогал:
— А теперь чучела расставим.
Иван Захарович начал вынимать из мешка, который лежал на дне лодки, деревянных уток.
Петя знал их уже давно, в детстве даже частенько играл с ними, пуская плавать у берега и воображая себя охотником.
А вот теперь он увидит, как с этими чучелами охотиться по-настоящему.
К каждой деревянной уточке снизу была привязана длинная верёвка и свинцовый грузик.
Иван Захарович размотал верёвки и рассадил своих деревянных уточек на воде. Грузики он побросал на дно, так что уточки оказались привязанными. Покачиваясь на волнах, они плавали совсем как живые. Однако ветер не мог угнать их слишком далеко, мешала верёвка.
Рассадив на воде чучела, Иван Захарович подплыл к острову, спрятал лодку в прибрежных кустах, а сам вместе с Петей забрался в шалаш, который стоял у самой воды.
Этот шалаш Иван Захарович смастерил ещё в начале осени для охоты на уток.
Охотники уселись поудобнее и начали наблюдать за тем, что творится кругом.
— Вот кто-то ещё на лодке плывёт, — тихо сказал Петя.
Действительно, вдали на воде виднелась лодка. Она направлялась к другому концу островка.
— Тоже, поди, охотник, — также тихо ответил Иван Захарович, когда лодка скрылась в густых камышах.
Прошло с полчаса. Петя не спуская глаз смотрел в щёлку на заливчик, где плавали их чучела, будто живые утки.
Над озером пролетела стайка чернети. Нет, не заметила, не подсела в компанию к чучелам.
Время тянулось удивительно медленно. Стаи уток то и дело пролетали над самой водой, но не садились в заливчик.
— Папа, может, чучела плохо расставлены, не заметно их за камышами? шёпотом спросил Петя.
— Хорошо видны. Потерпи, подлетят, — также шёпотом ответил Иван Захарович.
И вдруг, будто в подтверждение его слов, целая стая чернети с громким шумом опустилась на воду к чучелам.
Петя замер. Иван Захарович приподнял ружьё, прицелился.
«Да чего же он ждёт, не стреляет? — с волнением думал мальчик. — Ещё заметят нас, улетят».
Но утки не замечали опасности. Они весело плавали возле своих деревянных подруг. Вот несколько уток сплылось в одну кучу. И в тот же миг над самым ухом у Пети грянул выстрел.
Испуганные птицы шарахнулись в сторону, захлопали крыльями, полетели прочь. Только три убитые утки остались неподвижно на месте да одна раненая — пыталась взлететь и не могла. Ещё выстрел — и четвёртая тоже лежит на воде.
— Вот это здорово! — в восторге воскликнул Петя. — Папа, дай я на лодке сплаваю, достану их.
— Подожди, может, ещё подлетят, — ответил Иван Захарович.
Но Пете не сиделось в шалаше, хотелось скорее подобрать добычу. Однако он больше не стал просить, ведь папа знает, как надо охотиться.
Иван Захарович перезарядил ружьё, и охотники вновь затаились в засаде.
Кругом было совсем тихо. Озеро словно застыло. В нём отражались низкие серые тучи. Они плыли будто не в небе, а вот здесь, по воде, среди жёлтых стеблей увядшего камыша.
Вдруг в тишине раздался громкий, протяжный крик, похожий на стон. Ещё, ещё раз.
— Папа, что это?
— Лебеди.
Петя начал оглядываться. Ага, вон они.
Низко, над самой водой, плавно махая крыльями, летели три огромные белые птицы. Они огибали остров.
Неожиданно там, вдали, что-то громко щёлкнуло, точно раскололи орех, — выстрел, за ним второй.
Два лебедя рванулись вперёд, полетели быстрее. А третий, как-то нелепо махая одним крылом, начал снижаться, тяжело шлёпнулся в воду и поплыл к камышам.
— Эх, зря птицу сгубили! — с досадой пробормотал Иван Захарович.
От острова отделилась лодка. В ней — охотник. Он нажимал на вёсла, спешил. Заметив погоню, лебедь тоже поплыл быстрее.
— И зачем стрелял! — возмущался Иван Захарович. — Нужна дичь, так бей уток, вон их сколько летает. А то экую красоту извёл. И в руки-то не достанется — уж он к камышу подплыл.
Раненый лебедь исчез в густых зарослях. А незадачливый стрелок повернул лодку и тоже скрылся за островом.
В этот день охота у Ивана Захаровича оказалась удачной. Он застрелил девять уток. И всё же сидел в лодке мрачный, угрюмый, то и дело посматривал на дальние камыши, где укрылся раненый лебедь. Петя тоже нахохлился: ему было очень жалко, что ранена и теперь погибает зря такая большая красивая птица.
Возвращаясь с охоты домой, Петя спросил:
— Папа, а лебедей едят?
— Есть можно, да мясо жёсткое, — нехотя ответил Иван Захарович и, помолчав, добавил: — Дело тут не в еде, редкая это птица. Её охранять, а не губить нужно. Ну, перебьём последних, а тогда что? Видал, как они над озером пролетали? Красота, сердце радуется. — И Иван Захарович снова заволновался. — Не охотник стрелял, живодёр. Жаль, далеко от нас, не догнать его, а то бы я ему показал, как лебедей губить!
Петя с отцом вернулись домой. Стало смеркаться. Заморосил дождь, поднялся ветер, пронизывающий, холодный. Он зло свистел и завывал в голых сучьях деревьев, гнал по озеру шипящие волны.
Под вечер Петя вновь вышел из дому и направился к берегу.
В серой дымке осенних ненастных сумерек смутно темнел ближайший остров.
Глядя на него, Петя подумал: «Вот там, в камышах, под дождём, в холоде, в темноте сидит теперь раненый лебедь. Его дружки уже далеко, а он не сможет лететь. Наступит зима, затянет озеро льдом, тут ему и конец».
Петя стоял на берегу, слушал, как глухо плещутся волны, как завывает ветер. И вдруг мальчик услышал или, быть может, ему показалось, что откуда-то издалека донёсся ещё какой-то протяжный, тоскливый звук. Да, такой именно звук он слышал сегодня утром, когда большие белые птицы летели над озером.
Неужели это кричит раненый лебедь, зовёт на помощь своих дружков?
Петя насторожился, слушал. «Нет, больше не слышно». Только по-прежнему монотонно свистит ветер да глухо шумит волна.
* * *
Прошло несколько дней. С каждым днём становилось всё холоднее. В воздухе уже летал первый снежок. Озеро у берегов покрылось тонким ледком.
Иван Захарович выбрался как-то среди недели на охоту. Вернувшись домой, он рассказывал, что опять видел лебедя.
— Плавает один-одинёшенек у самого островка. А осторожный какой только заметил меня, сразу в камыш схоронился.
* * *
Ещё крепче захолодало. Лёд затянул уже почти всю поверхность воды. Только вдали от берега, у островов, где гулял на просторе ветер, ещё плескались холодные серые волны.
Возвращаясь как-то из школы, Петя увидел на свободной, незамёрзшей воде что-то белое, похожее на комочек ваты. «Лебедь! — догадался мальчик. — Немного места осталось ему — поплавать и покормиться, скоро и этот клочок воды затянется льдом».
Вечером Петя спросил у отца, почему так долго не замерзает вода у острова.
— Да там иной год до самого января не замерзает. Ключи, наверное, и течение промеж островов.
— Может, лебедь там и перезимует?
— Навряд, — покачал головой Иван Захарович. — Всё-таки под конец замёрзнет. Холод да голод его сразу добьют.
Мальчик на это ничего не ответил.
* * *
Мороз завернул не на шутку. Земля стала будто железная. По льду у берега ребята пробовали кататься на коньках.
В воскресенье Петя проснулся ни свет ни заря. Мать и отец ещё спали.
Мальчик быстро оделся и вышел из дому. Морозило крепко. По небу стремительно неслись облака. Ледяной ветер обжигал лицо.
Петя взглянул на озеро. У острова уже не плескалась вода.
Ещё с вечера в голову Пете закралась одна мысль. Она-то и подняла его так рано с постели. «Может, поделиться своей затеей с кем-нибудь из ребят, из товарищей, пригласить их в компанию? Да где искать? Все ещё спят, а время не ждёт. Была не была! Попробую один».
Петя зашёл в сарай, достал оттуда лыжи, лёгкие санки, положил на них мешок, привязал верёвкой и решительным шагом направился к озеру.
При виде этой обширной застывшей массы воды у мальчика сжалось сердце. Ведь никто ещё в этом году не пробовал ходить по льду вдали от берега. «Ну и что ж, — подбадривал себя Петя, — вот я первый и попробую. Я лёгкий, не провалюсь, да ещё на лыжах».
Он быстро сунул ноги в лямки лыж и вышел на лёд. У берега лёд был крепкий, и это сразу ободрило мальчика.
Скользя по гладкой поверхности и везя с собой сани, Петя направился к видневшемуся вдали островку.
Но чем дальше мальчик отходил от берега, тем лёд становился всё ненадёжнее, местами он прогибался, и на поверхность выступала вода.
Наконец в одном месте Петя почувствовал, что он вот-вот провалится. Собрав все силы, он перебежал ненадёжное место. «Не вернуться ли? мелькнула мысль. — Утону, и никто не узнает».
Мальчик обернулся. До берега было уже далеко, до островка поближе. «Нет, лучше идти вперёд. Доберусь как-нибудь».
Петя двинулся дальше. Как страшно! Под ногами лёд прогибался, будто Петя шёл по тонкой, упругой доске, шёл над бездонной пропастью. Вот-вот раздастся треск, и он полетит вниз, в тёмную, холодную бездну.
А островок всё ближе и ближе. Из-подо льда уже торчат отдельные камышинки. Значит, здесь неглубоко, если провалишься, не утонешь. Ещё немного усилий — и Петя облегчённо вздохнул. Он выбрался наконец на остров. «Обратно как-нибудь доберусь, — подумал мальчик, — а теперь надо приниматься за поиски».
Петя был твёрдо уверен, что лебедь где-нибудь на островке. Куда же ему ещё деваться? Только жив ли он? Не умер ли с голоду?
Мальчик стал осторожно обходить по берегу островок, внимательно вглядываясь в увядшие, поредевшие камыши.
Ещё издали он увидел под кустом ивняка, на куче стеблей засохшего камыша, что-то большое, снежно-белое. Это был лебедь. Он сидел неподвижно, спрятав голову под крыло.
«Жив или нет?» Мальчик, крадучись, подобрался к птице, держа наготове мешок и верёвку. Вот уже до лебедя два-три шага. Даже видно, как ветер шевелит его перья, но птица не двигается.
Пете почему-то сделалось жутко. Он наклонился и слегка дотронулся пальцем до белого крыла. Лебедь едва пошевелился. Значит, жив.
Петя ловко накинул на него мешок. Лебедь был, видно, настолько слаб, что даже не сопротивлялся.
Взвалив на плечи свою ношу, мальчик вернулся к тому месту, где у него остались санки. Положив на них мешок с пойманной птицей, привязал верёвкой и тронулся в обратный путь.
Петя шёл очень медленно, осторожно, нащупывая каждый шаг.
Этот путь показался ему менее страшным. Даже лёд был как будто покрепче. А главное, подбадривало сознание, что впереди тебя ожидает твой родной дом.
Вон он виднеется на косогоре. Из трубы вьётся дымок. Значит, мама уже встала, наверное, печёт лепёшки.
Берег уже совсем близко. В заводинке ребята катаются на коньках. Петя обернулся и с невольной дрожью взглянул на открытую гладь озера, по которой он только что шёл.
Тащить в гору санки по голой земле было очень трудно. Петя оставил их под горой, а мешок взвалил на плечи.
Вот он и дома. Отворяет дверь. В лицо пахнуло теплом и свежим печёным хлебом.
Мама и папа пьют чай за столом, покрытым чистой, нарядной скатертью.
— Явился пропащий! — весело промолвил Иван Захарович. — Ты куда так рано исчез?
У Пети перехватило дух, но он справился с этим и, стараясь не волноваться, сказал:
— Я ходил на остров за лебедем.
Мать так и застыла, держа в руках надкусанную лепёшку. Иван Захарович не понял. Он опустил чашку и переспросил:
— То есть как — на остров? Ведь по льду ещё не ходят.
— А я ходил, — еле слышно пробормотал Петя и, уже не в силах сдержать подступившие слёзы, бросился к матери.
Петю никто не упрекал, не наказывал. Но он и сам чувствовал, что поступил не совсем так, как следует. Конечно, он сделал хорошее дело спас лебедя, — а что было бы с папой и мамой, если бы он провалился и утонул? И от одной этой мысли мальчику становилось не по себе…
Иван Захарович устроил для крылатого гостя во дворе закуток, настелил свежей соломы, поставил корытце с водой, накрошил туда хлеба, насыпал овса.
Лебедь, видимо, очень наголодался. Как только люди вышли из закутка, он сразу же принялся за еду.
— Будет жив! — одобрительно кивнул головой Иван Захарович и, обняв сына за плечи, пошёл в дом.