Рассказ осень на воде: Осень под водой – Сладков Николай Иванович — Осень под водой

Пересказ рассказа «Осень под водой» в 3 м классе

Тема: Пересказ рассказа «Осень под водой»

(по Н. Сладкову)

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на вопросный план.

Основные задачи:

  1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

  2. Работать над интонационной выразительностью речи

3. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

4. Активизация и обогащение словарного запаса.

5. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, загадывание загадок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных), составление вопросного плана.

Оборудование:

Вырезанные из картона разноцветные листья деревьев, магнитная доска, кукла-«Художник», музыкальное сопровождение, «разноцветные палитры», вопросы к тексту на карточках, толковый словарь, раздаточные карточки с загадкой об осени для чтения.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Сущ.

шелест

березка, осинки, свечки, листья

Глаголы

посвистывает, отражается

шуршат, посвистывает

Прилагат.

трепетные, строгие, хмурый, золотая

горящие, трепетные, подводный, хмурый

Ход занятия

1. Создание мотивационного поля. Развитие слухового внимания, мышления. Логопед предлагает отгадать загадку:

Несу я урожаи. Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен, потому что я… (осень)

Работа над интонационной выразительностью речи, словесным ударением.

Логопед раздает карточки с напечатанной загадкой об осени с выделенными словами и просит детей прочитать загадку, выделив голосом указанные слова. При затруднении логопед задает наводящие вопросы, помогающие прочитать ребенку слово с нужной интонацией.

Несу я урожаи. Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен, потому что я — осень.

2.Актуализация. Уточнение и активизация словаря.

Слушание стиха «Приметы осени» (Шорыгина Т.)

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это – первая примета,
Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурней река.

Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны,

Лягут влажные туманы,
А потом, уж жди не жди, –
 
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень!

— объясните значение слов «пелена», «просинь» (поиск слов в толковом словаре), объяснение учащимися значения слов.

— о какой осени вы услышали в стихотворении? (из стихотворения я услышал о ранней осени)

— Какая сейчас осень? (Сейчас поздняя осень)

— Какая осень была? (Была золотая осень.)

— Какие приметы осени вы можете назвать из стихотворения?

— А как можно разделить осень по цветам? (Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета. Золотая – желтый, красный, оранжевый и немного зеленого, а поздняя – белый или серебристый.)

3. Открытие нового знания.

— Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? (Под водой золотой осени не бывает.)

— Почему? (Потому что в подводное царство не попадают солнечные лучи. Там нет желтых листьев). Сообщение темы занятия.

— Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень под водой», написал его Н.Сладков.

Над озером высокое синее небо. На берегах стоят березки, похожие на горящие свечки. Ели черные и строгие. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

— Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)

— Где стоят березки? (На берегах озера стоят березки)

— На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)

— Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)

— Почему осинки называют трепетными? (Потому что при легком дуновении ветерка осинки начинают как будто «трепетать» листьями.)

Под музыкальное сопровождение дети собирают листья в корзины.

— Какие листья собрали в корзину?

(Я собрал (а) березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, осиновые, ивовые листья.)

— О каком дереве мы забыли? (Мы забыли о ели.)

— У ели есть листья? (Есть, но они в форме иголок.)

— Иголки у ели какие? (Еловые, колючие, длинные, зеленые, тонкие.)

— Ель, какое дерево? (Ель хвойное дерево.) Дети ставят корзины с листьями.

Логопед предлагает послушать еще один отрывок.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Пустынно и глухо.

Вопросы к детям.

Беседа по содержанию отрывка. Развитие диалогической речи.

— Бывает ли золотая осень в подводном лесу? (В подводном лесу золотой осени не бывает.)

— Почему там осень хмурая? (Осень там хмурая, потому что солнечные лучи не достают до глубины озера.)

— Чего вы не услышите под водой? (Под водой не слышно шелеста листьев, посвистывания ветра.)

— На глубине озера как? (На глубине озера пустынно и глухо.)

а) Игра «Ассоциации». Развитие ассоциативного мышления.

— Я произнесу слово «Осень», что вы подумаете?

(Лес, листья, осень, дождь, лужи, листопад, зонтик, овощи.)

— Я произнесу слово «Озеро», что вы представите? (Камешки, вода, быстрые рыбки, подводные растения, рак, прозрачная вода.)

б) Игра «Краски осени» Расширение словаря признаков.

— К вам в гости пришел художник, он принес разнообразные краски.

Соберите краски золотой осени на берегу озера и назовите их. Учащиеся выбирают разноцветные «палитры», ставят на доску. (Желтая, бордовая, оранжевая, веселая, праздничная, яркая, дождливая, урожайная.)

— Найдите «подводные краски».

(Хмурая, молчаливая, тихая, таинственная, грустная, серая, пасмурная.)

IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Повторное чтение отрывков из рассказа. Развитие долговременной памяти.

— Я прочитаю текст еще раз, послушайте.

Логопед читает отрывки, дети выстраивают вопросный план рассказа (Вопросы написаны на отдельных листах. Учащиеся расставляют их в нужной последовательности)

— Выстраивание вопросного плана отрывков. Формирование логической цельности рассказа.

Вопросы написаны на отдельных листах. Учащиеся расставляют их в нужной последовательности.

— Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)

— Где стоят березки? (На берегах озера стоят березки)

— На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)

— Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)

— Какие осинки?

— Что наступило?

— Бывает ли золотая осень в подводном лесу? (В подводном лесу золотой осени не бывает.)

— Почему там осень хмурая? (Осень там хмурая, потому что солнечные лучи не достают до глубины озера.)

— Чего вы не услышите под водой? (Под водой не слышно шелеста листьев, посвистывания ветра.)

— На глубине озера как? (На глубине озера пустынно и глухо.)

Пересказ рассказа парами (по частям). Развитие связной речи.

V. Рефлексия. Оценка деятельности детей.

— Чем занимались на занятии?

— Как назывался рассказ?

— Кто автор?

— что было трудно на занятии? Почему?

—что было легко? Почему?

— Что получилось, а что не получилось?

Начало формы


И. Соколов-Микитов

ОСЕНЬ ПОД ВОДОЙ

Вы купаетесь — раздеваетесь, а я купаюсь — одеваюсь. Надеваю теплое белье, теплые брюки и теплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки — шерстяные перчатки. Поверх всего — резиновый костюм.

На лицо маску, на ноги ласты –и в воду.

Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.

Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Желтые тростники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.

А в глубине все в движении. Ерзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие бревна-топляки переваливаются с боку на бок, как поросята.

Над озером высокое синее небо. На берегах березки — горящие свечи. Черные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер.

Вокруг пустынно и глухо.

Ветви водорослей поломались, поникли, обвисли. Все поблекло и покрылось густым слоем мути.

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в темную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи

Начало формы


Землю скоро укутает снег — наступит белая зима. А воду затянет лед. И под водой настанет долгая ночь — черная зима. И на земле и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зеленой весны.

Конспект занятия на тему Пересказ рассказа Осень под водой

Конспект занятия

Тема: Пересказ рассказа «Осень под водой» (по Н. Сладкову)

Цель:Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, загадывание загадок, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных), моделирование.

Оборудование:

Вырезанные из картона разноцветные листья деревьев, магнитная доска, кукла- «Художник», музыкальное сопровождение, «разноцветные палитры», «дождевые капли», графические схемы.

Предварительная работа:

· Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень под водой».

· Лексико-грамматические упражнения.

· Рассматривание иллюстраций.

· Занятие по ознакомлению с окружающим.

· Лексико-семантическая работа:

Игра «Скажи иначе»

Пустынно — пусто, безлюдно, нет ничего, одиноко.

Глухо — глухота, тихо, тишина, не слышно шума.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог предлагает отгадать загадку: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен, потому что я… (осень)

2.Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация словаря.

— Какая сейчас осень? (Сейчас поздняя осень,)

— Какая осень была? {Была золотая осень.)

— Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? {Под водой золотой осени не бывает.)

— Почему? {Потому что в подводное царство не попадают солнечные лучи.)

3. Чтение отрывка. Развитие слуховой памяти, внимания.

— Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень под водой», написал его Н.Сладков.

Над озером высокое синее небо. На берегах стоят березки, похожие на горящие свечки. Ели черные и строгие. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

а) Беседа по содержанию отрывка. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы

— Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)

— На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)

— Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)

— Почему осинки называют трепетными? (Потому что при легком дуновении ветерка осинки начинают как будто «трепетать» листьями.)

б) Подвижная игра «Соберем листья в корзинки». Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

Контрольный диктант в 7 классе № 1 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 7 классе № 1