Раздельное и слитное написание не с частями речи – «Как писать частицу «не» с разными частями речи?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи

Запомните! Не пишется слитно, если является приставкой или частью корня.

В этом случае или слово вообще не употребляется без не- (например, недуг, ненастье, негодовать, незнакомка, нерадивый), или с помощью приставки не— образуется слово с новым значением, часто противоположным значению слова без не (например, связный – несвязный (путаный), мытый – немытый (грязный), погода – непогода(ненастье), здоровый – нездоровый (болезненный), воля – неволя (рабство)).

Частица не пишется раздельно. Частица не выражает отрицание, то есть указывает на отсутствие действия, предмета, признака или качества, например: Не сеющие и не жнущие, питающиеся бог знает чем, и главным образом воздухом, эти девушки порхали везде, как беспечные птицы. (Лавр.) Придёт время, когда кровью будут писать, а не чернилами. (Пришв.)

Запомните! Наречие недаром пишется слитно в значении « не без основания». Не даром пишется раздельно в значении «не бесплатно». Например: Недаром мы в вас верили. Мне эти знания не даром достались: поработать пришлось немало.

Слитно (приставка не-)

Раздельно (частица не)

1. Со всеми частями речи, если слово без не не употребляется. Например: ненавидеть, негодуя, неряха, ненастный, нельзя, невежа, неотложный, нездоровится, недоумевая, невзлюбивший, небрежно, невзрачный, невольник, незабудка, небось.

В том числе в наречиях: невтерпёж, неспроста, невмочь, недосуг, неохота, невпопад, невдомёк, невзначай, невпроворот, невмоготу.

Обратите внимание! Не употребляются без не многие прилагательные на –мый: непобедимый, непоколебимый, непостижимый, нерасторжимый, невосполнимый, неповторимый, неисчерпаемый, неистребимый, неистощимый, неотличимый, неоценимый, непогрешимый, неразделимый

и некоторые другие.

1. Со всеми словами, которые пишутся через дефис. Например: не юго-запад, не жёлто-розовый, не по-вашему, не пол-яблока, не литературно-музыкальный вечер, не контр-адмирал.

2. Со всеми служебными частями

речи(частицами, предлогами, союзами ). Например: не для, не только, не то…, не то; не чтобы, не потому что, не из, не в .

3. С местоимениями ( кроме неопределённых и отрицательных без предлога). Например: не я, не всякий, не тот, не каждый, не мы, не себе, не твой, не такой, не ваш, не тебя.

2. С существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е), если не служит для образования нового слова(обычно его можно заменить синонимом или близким по смыслу выражением). Например: недруг(враг), неволя(плен), немолодой(старый), неглупый(умный), неискренне(лживо), путь неблизок(далёк), немного(мало), немало(много).

4. . С именами числительными. Например: не один, не третий, не двое, не пять, не восьмой, не семеро.

5. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Например: не могу, не сказать, не уставая, не пришёл бы, не говори, не узнает, не глядя, не подумав, не написан, не открыты, не нарисована.

3. С существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е), если к ним относятся слова меры и степени весьма, почти, очень, крайне, совсем, чрезвычайно, абсолютно, в высшей степени, исключительно и др. Например:

совершенно неважно, абсолютно неинтересный рассказ, почти неправда, очень неаккуратный, в высшей степени несправедливы, крайне непочтительно.

6. С существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е), если есть или подразумевается противопоставление (нельзя заменить синонимом). Например: не глупый, а умный; не воля, а плен; не молодой, а старый; не искренне, а лживо; не друг и не враг.

7 С существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е), если при них есть зависимые слова с частицей ни или отрицательные частицы далеко не, вовсе не, отнюдь не. Например: вовсе не друг, никому не интересно, далеко не справедлив, ничуть не аккуратный, отнюдь не почтительно, нисколько не грустно.

4. С полными причастиями без зависимых слов. Например: незаданный вопрос, неоткрытая дверь, нераспускающийся цветок, неработающий механизм, незажигавшаяся спичка, неосвещённая комната.

8. С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления с союзом а. Например: не умеющий писать, давно не работающий механизм, никогда не открывавшееся окно, ещё не освещённая комната, никем не охраняемый объект, не отправленное мной письмо, не писавшие изложение; не отправивший, а получивший письмо; не придуманная, а правдивая история.

5. С полными причастиями без других зависимых слов, кроме наречий меры и степени (весьма, крайне, почти, абсолютно, очень и др.) Например:

почти невстречающийся вид, абсолютно непроветренная комната.

9. С краткими прилагательными, если они не употребляются в полной форме или полная форма имеет другое значение, например: не готов, не рад, не должен, не согласен, не намерен, не обязан, не горазд и др., а также с наречиями не жаль, не пора, не надо, не нужно, не слышно, не видно и др., выступающими в роли сказуемых в безличных предложениях.

6. В составе неопределённых и отрицательных наречий и местоимений без предлога. Например: некогда, некому, негде, некто, нечему, негде, некоторые.

studfile.net

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

Для каждой части речи есть правило слитного или раздельного написания с частицей НЕ. Причастие содержит одновременно признаки глагола и прилагательного, поэтому правило его написания с НЕ является одним из самых сложных. На уроке вы разберете все особенности написания причастий с НЕ, а также научитесь различать причастие от отглагольного прилагательного.

Частица НЕ пишется раздельно:

1. При противопоставлении с союзом а.

Например: Не прочитанная книга, а просмотренная.

2. С зависимыми словами кроме слов наречий меры и степени

Например:  Не прочитанная мной книга.

3. При подчеркнутом  отрицании

Например: Нет, это книга не прочитанная.

4. С причастиями в краткой форме

Например: Книга не прочитана.

Частица НЕ пишется слитно:

1. Если слово без «не» не употребляется. Например: ненавидящий, негодующий.

2. Если образуется новое понятие, т.е. можно заменить синонимом без

не- или близким по значению выражением.

Например: непрочитанная книга = «новая для меня книга»

3. Со словами наречиями меры и степени (очень, весьма, почти…= сближение с прилагательными).

Например: совершенно непродуманный.

1 шаг —  определить, в полной или краткой форме употребляется причастие

а) если в краткой – пишем раздельно,

б) если в полной – смотри п.2

2 шаг — употребляется ли причастие без не-

а) если не употребляется – пишем слитно,

б) если употребляется – см. п.3

3 шаг —  есть ли противопоставление с союзом «а»

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.4

4 шаг —  есть ли подчёркнутое отрицание

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.5

5 шаг —  есть ли у причастия зависимые слова

а) если нет – пишем слитно,

б) если есть – определяем, что они называют:

6 шаг – есть ли наречия меры и степени 

а) если есть  – пишем слитно,

б) если нет  – пишем раздельно.

1. Общим отличием причастий от прилагательных является то, что причастие обозначает временный признак предмета, создаваемый действием самого предмета (действительные причастия) или действием, осуществляемым над этим предметом (страдательное причастие), тогда как прилагательное обозначает постоянный признак предмета.

 Например: летящие семена — это семена, которые летят, находятся в движении; летучие семена — семена, имеющие особенности в строении, благодаря которым они легко летают, переносятся ветром.

ЗАПОМНИ! Причастие указывает только на состояние и не характеризует самого предмета.  Прилагательное, наоборот, только характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится.

2. Причастие обычно имеет прямое значение и может сочетаться с теми же зависимыми словами, что и глагол, от которого образовано; прилагательное имеет переносное значение и не может сочетаться с зависимыми словами глагола.

Причастия: (взволновать мать) взволнованная мать;  (измучить путника) измученный   путник;  (утомить человека) утомленный человек.

Прилагательные:  взволнованный голос, измученный вид,  утомленное лицо.

3. Причастие можно заменить сочетанием слова «который» с глаголом, от которого образовано причастие; прилагательное можно заменить синонимичным прилагательным

 

Домашнее задание

Упражнение № 133-135. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение,  2012.

Задание. Напишите не слитно или раздельно. Вставьте н или нн.

1.  Разнообразие трав в лугах (не) слыха…ое.

2.  (Не) скоше.ые луга так душисты, что тяжелеет голова.

3.  Птицы летели к (не) замерзающим берегам.

4.  Пехота покрыла себя (не) увядающей славой.

5.  Кое-где ещё видны остатки (не) растаявшего снега.

6.  Он шёл по (не) исхоже…ому насту.

7.  По (не) писа…ому уговору они встречались в одном и том же месте.

8.  (Не) доумевающие детские глаза смотрели на них.

9.  Она казалась героиней какого-то подлинного, а (не) выдума…ого романа.

10.  Письмо (не) доставлено вовремя.

11.  Он взял не просмотре…ый, а только что получе…ый журнал.

12.  Опубликова…ы стихи поэта, (не) дооценённого в свое время.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник). 

    Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями. 

2. Русский язык (Источник). 

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие» 

3. Издательство «Лицей» (Источник). 

    Правописание причастий. Упражнения. 

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа,  2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение,  2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н.  19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

interneturok.ru

Слитное и раздельное написание частиц не и ни с разными частями речи

Дата: 03.09.2012 Автор: Dictread Тема: Правописание частиц

Частица не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без частицы слово не употребляется, например: невзгода, невзрачный, негодовать, нестерпимый, нельзя, неужто.

2. С существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е, если частица придает слову новое, противоположное значение (такие слова нередко можно заменить словами, близкими по значению, но без частицы не), например: несчастье (беда), неплохой (хороший), нехорошо (плохо).

Примечание.

Иногда возможно двоякое понимание текста в зависимости от слитного или раздельного написания слов с частицей, ср.: недорогое пальто (утверждается, что пальто дешево) — не дорогое пальто (лишь отрицается, что пальто дорого; следует понимать, что оно средней стоимости). Ср. также: заплатил недорого — заплатил не дорого.

3. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невыполненное задание, незамеченные ошибки. Ср.: не выполненное в срок задание, не замеченные учителем ошибки.

4. В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлогов, например: некто, нечто, некого, нечего (ср.: яе у кого, не к чему и т. п.).

5. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недосмотреть за больным (плохо, невнимательно смотреть).

Примечание.

От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до-, употребленные с отрицанием. Эти глаголы, пишущиеся с частицей не раздельно, обозначают не доведенное до конца действие: не досмотреть телепередачу и т. п.

6. В местоимениях и отглагольных наречиях, например: негде, некогда, некуда, неоткуда, незачем; нехотя, несмотря на, невзирая на.

 

Частица не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: не может не сказать, не оглядываясь.

Исключения: нейдет, неймет, неймется.

2. При причастиях в краткой форме, например: план не выполнен, повесть не написана.

3. При полных причастиях с пояснительными словами, например: не замеченный контролером изъян, не изданный при жизни автора рассказ.

Примечание.

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с частицей не слитно и при наличии пояснительных слов: веками нетронутые земли и т. п.

4. При существительных, прилагательных, наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: Он не приятель, а противник. Это не правда (а что?). Пение не веселое, а грустное. Этот человек не добрый (а какой?). До вокзала ехать не далеко, а близко. Врач примет больного, однако не сегодня (а когда?).

Примечание.

От противопоставления, выраженного союзом а, когда отрицается один из двух противоположных признаков, следует отличать противопоставление, выраженное союзом но, когда нет противоположных друг другу понятий и предмету приписываются оба признака. Ср.: Вода в заливе не холодная, а теплая.— Вода в заливе нехолодная, но соленая.

5. При числительных, местоимениях, усилительных наречиях, а также при несоотносительных с прилагательными наречиях, употребляемых в качестве сказуемого безличного предложения (при безлично-предикативных словах, или словах категории состояния), например: не пять, не шестеро; не я, не тот; не очень, не совсем; не надо, не жаль.

Примечания.

1. В отрицательных местоимениях частица не пишется раздельно, если они употреблены с предлогами: не с кем, не о чем и т. п. 2. Философский термин не-я пишется через дефис. Возможны подобные индивидуально-авторские написания частицы и с именами существительными: Это была не-любовь, не-встреча, не-надежда, не-привет, не-жизнь. (Аксен.)

 

Частица ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если они употреблены без предлогов, например: никто, никого, ничто, ничего, никакой, ничей, никому, ничьим (ср.: ни с кем, ни о чем, ни с какими и т. п.). 2. В наречиях нигде, никак, никогда, никуда, нимало, ниоткуда, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

 

Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно со словами, перед которыми она стоит.

Примечания.

1. Следует отличать выражения никто иной (другой) и ничто иное (другое) от выражений не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как. Сочетания с местоимениями никто и ничто обычно употребляются в предложениях, уже имеющих в своем составе отрицание, например: а) Никто иной не может этого сделать; б) Ничто иное, кроме музыки, его не увлекает. Сочетания с местоимениями кто и что и частицей не, пишущейся раздельно, употребляются в предложениях, в которых нет другого отрицания, но есть союз как, например: а) Это был не кто иной, как сам командующий фронтом; б) Причиной недоразумения было не что иное, как простая опечатка. 2. Надо запомнить написания таких устойчивых оборотов: во что бы то ни стало, где бы то ни было, как бы то ни было, как ни в чем не бывало, когда бы то ни было, кто бы ты ни был, откуда ни возьмись.

 

Упражнение 233. Объясните слитное и раздельное написание частицы не.

I. 1. Стояло ненастье. Онежка ежилась на холоде. (Залыг.) 2. Алеша перешел в челнок Захара Макарыча. Они вдвоем, в две суховилки, пробились к незадачливому охотнику. (Троеп.) 3. Неподалеку стоит подорванный танк, большой, пятнистый. (А.) 4. Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. (Л.) 5. Капанадзе становилось жутко. Если это обман, бум, афера, тогда и он вольный или невольный пособник аферистов! (Полев.) 6. Иван был молод и в житейских делах неопытен. (Бабаев.) 7. С несвойственной ей обычно речистостью девушка оживленно беседовала с бородачом. (Полев.) 8. «Внешние приметы, Кузьмич,— это еще не главное»,— возразил Скуратов. (Бабаев.) 9. Больной лишь изредка, и то ненадолго, приходил в себя. (Федос.) 10. Неотлаженная механизация работала с перебоями. (Полев.) 11. Фундамент-то заложили, а стены нечем выводить. (Бабаев.) 12. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но недооценил способностей своего противника. (Н.-Пр.) 13. Мотоциклист потребовал еще и удостоверение, чиркнул спичку и читал, покуда она не догорела до ногтей. (А. Н. Т.) 14. Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде. (Полев.) 15. Поезд тащился нехотя, как все пригородные поезда. (Фед.)

II. 1. К нему и птица не летит, и тигр нейдет: лишь вихорь черный на древо смерти набежит. (П.) 2. Молодые деревья чахнут на корню, не дотянувшись до света. (Федос.) 3. Мы достигли, чего хотели, но путь еще далеко не закончен. (Федос.) 4. Солнце брызгами яркого света взрывает тайгу, еще не успевшую стряхнуть с себя ночной покой. (Федос.) 5. Машина медленно развертывалась на небольшой площади, которую обступили еще не достроенные, скромной архитектуры, здания. (Полев.) 6. Убавив шагу, Николай Всеволодович принагнулся рассмотреть, насколько это возможно было в темноте: человек росту невысокого и вроде как бы загулявшего мещанинишки; одет не тепло и неприглядно. (Дост.) 7. Совсем не старинная, а очень современная шляпа. И небрежно брошенные на столе часики в никелевом браслете. (Пауст.) 8. Или завести фермы молочного скота. Только не такие, какие есть на хуторах, двадцать коровенок, да и те не породистые — истинно козы! (Бабаев ) 9. Карие глаза с золотыми ободочками, где притаились тени, смотрят не сердито и без боли. (Стельм.) 10. Сад небольшой, но яблони в нем крупные. (Зам.) 11. Диву даешься — смотреть не на что, а в воду опустишь — словно оживет. (Федос.)

 

Упражнение 234. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Парень-то, кажется, гол, с него взять (не) чего. (П.) 2. (Не) где в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. (П.) 3. В деревне скучно, грязь, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег. (П.) 4. Письмо, которое он послал вчера вечером, вероятно, (не) дошло еще. (Л. Т.) 5. Андрей (не) вольно остановился при виде католического монаха, возбуждавшего такое (не) навистное презрение в казаках. (Г.) 6. Ефимкин, уже привыкнувший к тому, что его (не) долюбливают на МТС, подошел к ним с таким видом, словно и в самом деле был в чем-то виновен. (Ник.) 7. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, (не) взирая на проливной дождь. (Павл.) 8. (Не) ужели выродки, которые взорвали это здание, тоже когда-то в школу ходили? (Стельм.) 9. Какой-то (не) молодой, ТОЛСТЫЙ человек, стоя на коленях, старательно лепил из песка огромный женский профиль. (Чак.) 10. Стояла (не) тронутая тишина, которая предшествует первым птичьим голосам. (Фед.) 11. В общем, оправдывалось привычное рагозинское правило — решать все (не) медленно, но (не) торопиться. (Фед.) 12. Справа от перевала, куда тащит меня собака, виден большой цирк, окантованный высокими и уже развалившимися скалами. На подступах к нему место (не) крутое, бугристое, все в рытвинах. (Федос.) 13. Филька притворно кривится, точно от ушиба, прячет (не) прикуренную папиросу обратно в коробку. (Федос.} 14. Здесь ведь длительные пурги бывают. Ветер — это наше (не) счастье. (Федос.)

 

Упражнение 235. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал «(Не) надобно лекаря, батюшка скончался». (П.) 2. Природа (не) храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Т.) 3. «Ну, а из каких мест, по-твоему, человек этот?» — «Бог его знает, барин, на лбу у него (не) написано». (Марк.) 4. Вернулись, но трое обещали друг другу — когда-нибудь, может быть (не) скоро, может быть очень (не) скоро, но обязательно достигнуть Усть-Чары … (Залыг.) 5. Светлые, будто бы выцветшие волосы. И такие же светлые, пристальные, почти (не) мигающие глаза. (Чак.) 6. Однажды в воскресенье Костя появился на улице (не) босой, как обычно, а в веревочных туфлях. (Кок.) 7. Ганна вдруг почувствовала себя удивительно (не) уверенной, (не) смелой, шла осторожно, будто боялась какой-то (не) ожиданности. (Мел.) 8. Булгаков тосковал. Он (не) мог остановить своих писательских мыслей. (Не) мог выбросить на свалку свое воображение. Худшей казни нет и (не) может быть для пишущего человека. (Пауст.) 9. Генерал-майор Павлов действительно появился ровно через десять минут. Высокий, суховатый, он вошел в приемную (не) торопливой, но твердой походкой. (Рыб.) 10. Если понемногу таскать у нее яйца, (не) все сразу, а оставлять одно-два, птица (не) догадывается о пропаже. (Федос.) 11. Женщина, (не) отрывая взгляда от нас, достала из-за пазухи трубку с прямым длинным чубуком. (Федос.)

 

Упражнение 236. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вот ты кто! А я тебя (не) помню … Тогда я еще ребенком была … Там, на мосту, увидела тебя и подумала: нет, это (не) наш, (не) журавлинский, а командировочный. (Бабаев.) 2. Иван Лукич курил и отводил глаза. Молчал и Скуратов, и молчание это обоим было и (не) приятным и тягостным. (Бабаев.) 3. Сразу же за (не) видимой улицей пало темной пашней (не) спокойное мартовское небо. Меж облаками и в ломких сучьях одинокого обгорелого дерева блистали звезды, а (не) подалеку от них или совсем рядом лилась девичья песня. (Стельм.) 4. Взгляд его был опущен и с (не) приязнью передвигался но разрозненным на столе бумагам. (Фед.) 5. Сентябрьский холодок (не) тронуто держался в лесной тени. (Фед.) 6. Далеко отодвинутые в историю события откликались из прошлого (не) умирающим своим смыслом. (Фед.) 7. Клева (не) было. Поплавки будто вмерзли в (не) движимую, отливающую металлом поверхность воды. (Фед.) 8. Чего Илья ждал, все сбылось. Но почему же теперь нужно убеждать себя, что он вправду этого сбывшегося ждал? Почему чудится оно (не) гаданным, (не) жданным? (Фед.) 9. Собранный, сдержанный, (не) допускавший сам и (не) одобрявший в других чрезмерной общительности, он, видимо, с трудом выжимал на лице улыбку. (Полев.) 10. Казалось, там, за валами вздыбленной земли, пришельцы с какой-то другой, (не) ведомой планеты, строя что-то, понятное и нужное только им, безжалостно ворошат земную утробу. (Полев.) 11. Даже (не) людим Кукушкин, который, казалось, был в ссоре с целым светом, получал письма от матери. (Полев.) 12. На любом строительстве имеется категория работников, (не) предъявляющих к жилищному управлению и хозяйственной части больших претензий. (Полев.) 13. Капанадзе когда-то любил наблюдать преображение простых, порою (не) отесанных парней-новобранцев в дисциплинированных, вышколенных Матросов. (Полев.)

 

Упражнение 237. Объясните слитное и раздельное написание частиц не и ни.

1. Настала ночь, никто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2. В тишину, еще никем не потревоженную, врывается шорох камней. (Федос.) 3. Ничего подобного мне не приходилось видеть ни до, ни после. (Федос.) 4. Крылов действовал, как птенец кукушки: он выталкивал из гнезда все, что ему мешало, он ни с кем не стал уживаться, он поглотил одну за другой старые теории грозы, и ни о каком притоке не могло быть и речи. (Гран.) 5. Невероятно: никогда и ни перед кем Сеня не оправдывался. (Залыг.) 6. Солдат медлил, неловко переступая с ноги на ногу. Никак не мог он представить, что после такого шума вдруг может начаться мирный разговор. (Рыб.) 7. Где бы человек ни потерялся, в горах или в тайге, одинаково плохо. (Федос.) 8. Скользнув под проволоку, Мельников так плотно прижался к земле, что ни одна металлическая иголка не коснулась шинели. (Рыб.) 9. Слова Томского были не что иное, как мазурочная болтовня. (П.) 10. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. (Л. Т.) 11. Как вдруг, откуда ни возьмись, в окно влетает змий крылатый. (П.) 12. Митька как ни в чем не бывало подошел к Илье. (Иван.)

 

Упражнение 238. Перепишите, раскрыв скобки и объяснив правописание частиц не и ни.

1. В Трактовой есть и кино, и магазины, и Дом культуры, и всегда там людно. А что в Прискорбном? (Ни), чего. Одиноко, как сироты, стоят хатенки, и по вечерам в хуторе тихо, как в могиле: (не) слышно (ни) гармошки, (ни) девичьих голосов. (Бабаев.) 2. Нарты цепляются за деревья, упряжные ремни рвутся, но ни (у) кого уже нет сил связывать их. (Федос.) 3. Буду подчинять себе других, (ни) чего другого я так (не) желаю, (ни) (из-за) чего так не живу, как из-за этого желания! (Залыг.) 4. Внезапно охватило (не) преодолимое желание сейчас же бежать в больницу и во что бы то (ни) стало увидеть ее. (Зам.) 5. Сей (не) известный собиратель был (не) кто иной, как, Мериме, острый и оригинальный писатель. (П.) 6. В лесу как (ни) (в) чем (не) бывало продолжалась весенняя жизнь. (Пр.) 7. На собраниях Бочкарев забивался в дальний угол, (ни) когда его (не) заставишь выступить. (Гран.) 8. Вокруг (не) было видно (ни) души — (ни) человека, (ни) лошади, (ни) птицы, (ни) машины. Замок казался (не) обитаемым. (Пауст.) 9. Геолог был человеком добродушным, молчаливым и (ни) кому (не) мешал. (Пауст.) 10. Я (не) знал тогда, что эти стихи (не) Багрицкого, а какого-то другого поэта. Но это обстоятельство Багрицкий, очевидно, считал (не) существенным, так как (ни) чего (не) сказал мне об этом. (Пауст.)

 

Упражнение 239. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. (Н…) вежда в физике, а в музыке знаток услышал соловья, поющего на ветке. (Кр.) 2. Павел Александрович вышел в переднюю и надевал уже шубу, как вдруг, откуда (н…) возьмись, Настасья Петровна. (Дост.) 3. Яркое, на всем блестящее, но (н…) жаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе. (Л. Т.) 4. На столе наперсток, катушка ниток, (н…) довязанный чулок. (Ч.) 5. Вдруг мысль останавливается — и (н…)с места. Голова набита плотно, как мешок муки,— (н…) пробиться. (Фед.) 6. Горячо признателен родной Академии за привет и добрые пожелания. Что (н…) делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. (Павлов.) 7. Володин посмотрел на подполковника как на героя, совсем забыв о (н…) приязненном чувстве, которое испытывал к нему вчера. (Ан.) 8. Почему (н…) вечно на земле весна? (Федос.) 9. Волосы у старика (н…) податливые, завитые мелкими колечками. (Лип.) 10. Яблони отцветали, укрывая землю белой и бледно-розовой душистой порошей (н…) успевших еще увянуть лепестков. (Алекс.) 11. С (н…) ожиданной покорностью девушка, встав на лыжи, двинулась в указанном направлении. (Полев.) 12. Вертолет поднимается, тайга уже (н…) заснеженное море с крупной зеленой волной, а что-то вроде мозаического поля. (Полев.)

 

Упражнение 240. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Верьте, где б я (н…) был, душа моя, какова (н…) есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить. (П.) 2. Девушки между тем пели, и особенно усердствовала Наташа Пытина. Пылая вся, она смотрела на жениха широко открытыми, (н…) мигающими глазами с (н…) свойственной ей храбростью. (Алекс.) 3. Вы аккуратны,— это правда, но правда и то, что вы иногда злоупотребляете этим прекрасным качеством и делаете его даже (н…) удобством, а (н…) удобством. (Леск.) 4. Весной и летом (н…) чего, кроме фермы, и в ум (н…) идет. (Ник.) 5. Над головой с (н…) громким, едва уловимым посвистом прошлась стайка пуль, всколыхнув (н…) подвижный горячий воздух. (Ан.) 6. Дина даже приподнялась на локте, чтобы посмотреть, как Литвинов, который явно (н…) желает посвящать кого бы то (н…) было в свои переговоры с Иннокентием Седых, будет отвечать. (Полев.) 7. Рагозин наклонил голову — (н…) согласно, а с тем выражением, что, мол, (н…) только может понять обиду Извекова, но очень хорошо, что он обиделся. (Фед.) 8. Весь день Мельников провел в думах о жене и детях. Куда бы (н…) шел, за что бы (н…) брался, перед взором стояли высокая палуба парохода и до боли родные лица. (Рыб.) 9. (Н…) прошло и десяти минут, как возле гармониста собралась чуть ли (н…) вся рота. (Рыб.) 10. Юлия Павловна взблеснула россыпью своих ноготков, поправляя, впрочем, (н…) сколько (н…) потревоженную прическу. (Фед.) 11. Деревья стоят тесно, спокойно, (н…) щелохнется (н…) одна веточка. (Федос.) 12. Задерживаться (н…) льзя (н…) на минуту: холод пронизывает насквозь. (Федос.)

 

Упражнение 241. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Кланяюсь Шнейдеру: (н…) кого здесь (н…) вижу и (н…) у кого осведомиться о его представлении. (П.) 2. Вера добрая и умная, да дикая (не…) людимка, (н…) входит (н…) во что. (Гот.) 3. Сначала (н…) досчитались сорока человек, но потом доползли (н…) сколько человек отставших и (н…) раненых. (С.-Ц.) 4. Иван Лукич думал о том странном «потолке», который существует, оказывается, даже в небе. И, собственно, удивлял и озадачивал его как раз (н…) небесный потолок, а земной, которого тоже, оказывается, (н…) кто (н…) видел. (Бабаев.) 5. Как бы (н…) было уныло и (н…) приветливо покинутое место, как бы ты (н…) тяготился пребыванием в нем, всегда остается в душе сожаление, а может быть, и любовь. (Пауст.) 6. Мы поведаем об этой женщине (н…) спеша, (н…) упуская (н…) малейших подробностей из ее (н…) легкой жизни … (Бабаев.) 7. Река (н…) зеленая, (н…) синяя, (н…) коричневая, а просто черная. (Лип.) 8. Сажусь на камень — свет (н…) мил, (н…) чему (н…) рад. (Федос.) 9. За сном (н…) медленно наступает рабочий день, (н…) когда потягиваться и (н…) житься в постели. (Федос.) 10. За мутной завесой бурана (н…) чего (н…) видно, только изредка попадаются каменистые овраги да сиротки-лиственницы, на (н…) счастье свое поселившиеся в этом холодном и мрачном ущелье. (Федос.) 11. Это была (н…) внутренняя борьба, а только раздумье над чем-то (н…) ясным, еще (н…) созревшим, но уже зародившимся в нем. (Федос.)

 

Упражнение 242. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

Есть целые полосы жизни, о каких (н…) хочется вспоминать. И (н…) потому, что с ними связаны какие-(н…) будь наши ошибки, (н…) счастья или (н…) удачи. В (н…) удачах, как говорил мне мой отец, тоже бывают хорошие стороны.

Нет, (н…) из-за этих причин мне (н…) хочется иной раз возвращаться памятью к прошлому. Вспоминать о (н…) которых годах нет охоты потому, что они (н…) чего (н…) прибавили к тому представлению о настоящей жизни, какое существует у каждого из нас. Наоборот, они даже урезали это представление.

Таким плохим было время, когда я ушел летом 1924 года из газеты «На вахте» и перешел на работу в телеграфное агентство РОСТА. Туда меня затащил Фраерман, переехавший в Москву из Тифлиса.

Поначалу я зарабатывал в РОСТА очень мало. Я все еще жил в Пушкине и (н…) как (н…) мог устроить свою жизнь более сносно. Каждый месяц у меня дней за десять до получки кончались деньги. На еду еще кое-как хватало, но на папиросы (н…) оставалось чего.

«Стрелять» папиросы у друзей и знакомых было (н…) ловко и в конце концов (н…) возможно. У этого занятия тоже был свой предел. Тогда я совершенно (н…) ожиданно открыл простой и бесплатный способ добычи табака.

Я выходил в Пушкине к полотну Северной железной дороги и шел вдоль путей, подбирая все окурки и так называемые «бычки», выброшенные пассажирами из окон вагонов. На пути от Пушкина до Клязьмы за какие- (н…) будь три километра я обычно набирал до двух сотен окурков.

Постепенно у меня накопились ценные наблюдения и над окурками и над курильщиками. (Н…) которых курильщиков я презирал, а к другим, правда к (н…) многим, чувствовал симпатию и благодарность.

(Н…) взлюбил я тех, кто докуривал папиросы до картонного мундштука. Очевидно, это были люди расчетливые и скупые.

С одобрением я относился к курильщикам (н…) рвным и капризным. Они (н…) когда (н…) докуривали папирос до конца, а сплошь и рядом выбрасывали их после одной-двух затяжек.

(К. Г. Паустовский)

dictations.ru

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Оргмомент.

— Я приветствую вас, ребята, и Вас, уважаемые коллеги. Поздравляю вас с этим «чудесным» весенним днем (ключевое слово — «весенний») и желаю весеннего настроения в душе.

Ребята, откройте тетради и запишите дату урока и вид работы.

(записывают число, классная работа). Оставьте строчку для темы, её вы сформулируйте сами. Сегодняшний наш урок будет чуть-чуть пожож на квест (очень популярную игру), в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату.  Готовы? Тогда в путь.

Определение темы урока.

(этап мотивации)

хочу”

Начиная с 6 класса, мы изучали с вами большой раздел языкознания.

Какой? (морфологию).

Что изучает морфология? (части речи)

На какие 2 группы делятся все части речи? (самост. и служ.)

Сколько самостоятельных частей речи? (9).

Что нужно сделать, чтобы определить, слово какой самостоятельной части речи перед нами? (определить общее грамматическое значение и задать вопрос)

Ну что ж, а вот и первое поручение.

СЛАЙД 2

Задание 1 (записывают в тетрадь) – индивидуально!

Перечислите в столбик самост. ч.р. 1 чел. у доски

СЛАЙД 3

Проверяем

Перед вами слова, распределите их по частям речи, указав только цифру. (1 человек у доски)

СЛАЙД 4
СЛАЙД 5

Проверяем

1.(Не)лепица,

2.(не)глубокий,

3. (не)ярко,

4. (не)решив,

5. (не)годовать,

6. (не)один,

7.(не)чем,

8.(не)правда,

9.(не)скошенная,

10.(не)доумевая,

11. (не)каменный

12.(не)по-товарищески

13. (не)построен

14. (не)надо

15. (не)прочитал

16. (не)первый

17. (не)к чему

18. (не)жаль

1)Сущ. -1,8

2)Прил. – 2,11

3)Глаг. – 5,15

4)Прич. – 9,13

5)Дееприч. – 4, 10

6)Наречие – 3,12

7)Местоим. -7,17

8)Числит. – 6,16

9) слово состояния – 14,18

— Что объединяет все части речи (орфограмма). А почему в грамматике существует такая орфограмма? (потому что слова могут писаться с НЕ слитно и раздельно). Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 6

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”.

(записываем тему)

Сообщение целей и задач

Планирование.

надо”

Мы изучали эту орфограмму относительно той или иной части речи. Если мы все знаем про отдельные части речи. То, что же надо сделать с этими знаниями? (обобщить, объединить в систему). Это и будет целью нашего сегодняшнего урока:

— обобщить и систематизировать полученные знания по теме.

И теперь нам надо выполнить 2 задание: создать опорную схему, поможет достигнуть поставленной цели.

Практическая деятельность учащихся.

могу”

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

СЛАЙД 7

2 задание для группы. В своей группе вы соберете эту схему, вспомните условия выбора слитного или раздельного написания, ответите на вопросы (СЛАЙД). На столах у вас макет схемы и необходимый инвентарь – дерзайте.

— С чего надо начинать, чтобы правильно написать слово с не?

-Как можно группировать правила на нашу тему?

— Какие части речи не вошли в таблицу (наречия, которые не оканч. на о е, числит, слова состояния, местоим, кроме отриц и неопред.) Почему?

Проверяем:

Примеры

Этап актуализации и фиксирования в пробном учебном действии

Чего не хватает в таблице для полного повторения правила? Примеров

СЛАЙД 8

3 задание для пары или группы. По одному человеку у доски

Распредели предложенные словосочетания по графам, в нужный столбик, в зависимости от части речи, употребляемой в словосочетании.

Вписывайте словосочетания сразу в таблицу.

давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок, (не) зная причины, домашние (не)урядицы, с утра (не)здоровится, (не)(у) (кого) спросить, (не)кому ответить, (не) расклеенные рабочим афиши, сильно (не)годуя, (не)кто подозрительный

СЛАЙД 9 ТАБЛИЦА

Этап включения изученного в систему знаний

Проверяем

Итак, мы собрали воедино в таблице все части речи, вспомнили условия выбора слитного или раздельного написания. Осталось систематизировать наши знания. Поэтому следующее поручение.

СЛАЙД 10.

Задание 4.

На каком основании слова объединены в группы? Как будут писаться слова? Указать номер группы, слитно или раздельно пишутся слова и основание. Пользуйтесь опорной таблицей.

1) (не)былица, (не)годовать, (не)лепо, (не)настный, (не)доумевая, (не)навидящий

2) (Не) правда, а ложь, (не) глубокий, а мелкий, (не)громко, а тихо, (не)законченная, а только начатая

3) (не)веселый, (не)правда, (не)легко

4) (не)скошенная, (не)решённая, (не)законченный, (не)убранная

5) (не)отправленное вовремя, (не)исписанная полностью, (не) освещённый ничем

6) (не)построен, (не)повешена, (не)кормлена

7) (не)приехал, (не)рискуя, (не)смотрел, (не)встретив

8) нисколько (не)трудное, отнюдь (не) убедительно, далеко (не)безобидный поступок, вовсе (не)страшно

9) (не)кому, (не)кто, (не)сколько

10) (не)у кого, (не)с кем, (не)в чем

Вы молодцы, правильно все объяснили, не допустили ни одной ошибки.

2. Думаю, вы готовы к созданию опорной таблицы, которая станет результатом нашей работы, и называться она будет, как и тема урока:

“Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”

В ней будет всего 2 графы (раздать таблицы)

1) Не пишется слитно

2) Не пишется раздельно

Задание 5.

Перед вами таблица с двумя пустыми графами и полоски бумаги, скрепленные вместе. На этих полосках собраны случаи СЛИТНОГО и РАЗДЕЛЬНОГО употребления НЕ, которые мы с вами уже изучили.

Ваша задача сначала разделить эти полоски на две группы, где НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО и НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО, а затем, вставить их в таблицу.

Работаем в парах, а затем проверяем в группах.

Не пишется слитно

Не пишется раздельно

1) Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется.

2) С существ., прилагательными и наречиями на–о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.

3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениям (при отсутствии предлога)

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога.

5) При усилительных словах вовсе не, далеко не, отнюдь не, нисколько не

Давайте озвучим нашу созданную опорную схему!

Читаем по очереди, слушайте друг друга внимательно, чтобы не повторяться.

Хорошо! Владея такой схемой, что вы теперь сможете делать?

(правильно писать НЕ с разными частями речи).

Рефлексия

  • Что каждый из вас сделал сегодня на уроке?

  • Как решал поставленную задачу?

  • Что учились делать?

  • Как ты думаешь, почему до сегодняшнего дня ты делал ошибки в употреблении частицы НЕ?

  • Сможете ли вы теперь увидеть ошибки в употреблении НЕ не только у себя, но и у товарища, а может даже и в газете?

  • Понял ли ты как мы создавали схему?

  • Удалась ли тебе работа на уроке?

  • Какие личностные качества тебе помогли в этом?

  • Как вы думаете где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?

И наконец, последнее поручение. Скажите, в какой ситуации вам могут понадобиться знания орфограммы. (Дети называют) …и конечно же, на ЕГЭ.

Задание 6. Решение заданий ЕГЭ. Задание 12

Осуществление контроля, коррекции.

В течение урока учащимися и учителем.

Итог урока

Выставление оценок, подведение итога

Домашнее задание по выбору

1) Приклеить таблицу в тетрадь

2) Ответить письменно на вопрос: “Как вы думаете где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?”

infourok.ru

Урок в 7-м классе «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Задачи:

  • Создать условия для систематизации знаний по теме;
  • Помочь учащимся выработать последовательность действий прри выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи;
  • Воспитывать внимание.

Оборудование:

  • карточки,
  • таблицы-схемы,
  • кроссворд.

Ход урока

I. Чтение и комментирование текста, записанного на доске.

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем (не)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (По А.Чехову)

— Каков стиль текста? Ответ обоснуйте.

— Кто может назвать, из какого произведения этот отрывок?

II. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.

— Над какой темой будем сегодня работать на уроке?

— Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.

— Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?

(Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).

— А какие части речи мы уже изучили?

— Что будет главным сегодня на уроке?

(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)

III..Беседа.

— Как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?

(Ответы:

1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на о/е;

2) НЕ с глаголами и деепричастиями;

3) НЕ с причастиями;

4) НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).

IV. Систематизация знаний по теме “НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на- о/е”.

  1. Восстановить схему и рассказать правило
  2. Синтаксическая пятиминутка.
    Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути.4
  3. Индивидуальное задание по карточке.
    Теперь он был не3 гадким утенком, а белым лебедем.
  4. Работа с восстановленной схемой (лингвистический рассказ).
  5. Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).

а)

Я полюбил ненастный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)

б)

В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)

в)

Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)

г)

Владимир кипел от негодования. (А.Пушкин)

д)

И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)

е)

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено. (Н.Языков)

ё)

Неправдой весь свет пройдёшь,
Да назад не воротишься. (Пословица)

ж)

И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)

6. Составить предложения со словами и словосочетаниями: не знание; незнание; не большая, а маленькая корзина; небольшая, но ценная посылка; неглубокая, но чистая речка; неглубокий ручеек; двигаться неторопливо; смотреть не весело, а грустно.

V. Повторение правила “НЕ с глаголами и деепричастиями”.

Вспомните глаголы – исключения и впишите их в кроссворд.

(Слова для справок:

1) ненавидеть,

2) негодовать,

3) недоумевать,

4) нездоровится,

5) неистовствовать).

Кроссворд “Глаголы — исключения с НЕ”

— как пишутся глаголы – исключения?

— как пишутся глаголы и деепричастии с НЕ?

— образуйте от этих глаголов деепричастия

2. Осложненное списывание (на месте многоточий вставить глаголы с НЕ)

1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден…

2). Дело делать и за себя…, а кричит за всех .

3). Дело лени…

4).Без труда… и рыбки из пруда.

5). После драки кулаками …

6). Кто…, тот…

— О чем эти пословицы? Какой общей темой объединены?

— Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?

(Ответ: частицей)

VI. Повторение правила “НЕ с причастиями”.

– Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е с НЕ?

(Ответ: причастия с зависимыми словами и причастия в краткой форме пишутся раздельно. В остальном причастия с НЕ пишутся так же, как наречия на о/е, прилагательные и существительные).

2. Игра “Четвертое лишнее” (Какое слово лишнее в каждом ряду?)

а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.

б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.

в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.

VII. Работа с карточками для самостоятельной работы.

(Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)что похожее я уже видел. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)зачем возвращаться. (Не)откуда ждать помощи.

— К каким частям речи относятся выделенные слова?

— Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ? (Когда НЕ, а когда НИ в местоимениях?)

Подберите к выделенным словам местоимения с предлогами.

(не к кому, не у кого, не с чем, не о ком)

— Чем является в этом случае НЕ?

3. Диктант с продолжением.(Читается часть предложения; слова, данные в скобках, ученики дописывают самостоятельно).

Поздно, а идти (некуда).Домой задали (несколько) упражнений.

Мне надеяться (не на кого)

Поговорить об этом даже (не с кем)

VIII. Сообщение (индивидуальное задание) на тему “С какими частями речи НЕ пишется всегда раздельно?”

(Вариант сообщения:

НЕ пишется раздельно с глаголами, деепричастиями, со словами категории состояния (не жаль, не грех, не надо, не раз, не время и др.), с прилагательными со значением цвета, относительными прилагательными, со словами, которые пишутся через дефис, с прилагательным и наречиями в сравнительной степени, с местояниями, кроме неопределенных и отрицательных (не их, не каждый, не я), с числительными.)

Объяснительный диктант.

(Не)ожиданная встреча; чувствовать (не)домогание; (не)замеченные охотниками следы; (не)растаявший снег на горных склонах; (не)распустившиеся лепестки; (не)созревшие хлеба; совсем (не)растерявшись; (не)смотря на угрозы; (не)смотря вниз; (не)смыкая глаз; (не)широко приоткрыть дверь; (не)серьезно, а легкомысленно; (не)примиримость к (не)достаткам; (не)торопливость, а медлительность; учиться никогда (не)поздно; (не)чаянный толчок; (не)жданный гость; (не)щадный зной; учиться вовсе (не)легко; быть в (не)ведении.

IX. Вывод.

— Чем является НЕ, когда слово пишется слитно? (Приставкой или входит в состав корня).

— А когда раздельно? (С частицей)

— Что нужно знать об отрицательных и неопределенных местоимениях? (НЕ является приставкой)

X. Алгоритм.

— Как нужно действовать, когда встречается слово с НЕ?

1) Употребляется слово с НЕ или нет?

2) Определить часть речи.

3) Вспомнить правило.

XI. Контроль знаний по теме (карточки контроля).

(Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность; (не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать три.

Приложение 1

urok.1sept.ru

Домашняя работа Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Упражнения

1. Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите существительные с частицей не, объясните правописание.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его  нелепость и неуклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник  небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают  недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая  неровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление,  не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

Стиль текста: публицистический, так как текст напоминает некую статью о баобабе. Еще я бы отнесла этот текст к художественному стилю, так как в тексте присутствует описание баобаба, и используются оттеночные слова, метафора.

Тема: баобаб.

  1. Выберите слова, которые без НЕ не употребляются.

А) негодование

Б) (не)внимательность

В) невежа

Г) (не)грамотность

Д) невольник

Е) незабудка

  1. Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

А) Неграмотность — признак некультурного человека.

Б) Не грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) Не друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) Недруг не посочувствует.

Д) Не счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) Несчастье спутало все наши планы.

  1. Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

Небрежное письмо, нисколько не жаркий день, не папин портфель, деревья невысокие, но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, далеко не приятная процедура, неглубокий колодец, совсем не строгий учитель, перстень не золотой, далеко не опасный трюк, нежилая квартира, неяркое, но красивое платье, не бабушкин платок, нелестные отзывы, никому не нужная книга, не темная, а лунная ночь.

  1. Раскройте скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу. Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга

невыполненная работа — не выполненная студентом работа

невыспавшийся ребёнок — не выспавшийся из-за шума ребенок

неопубликованный очерк — не опубликованный издательством очерк

несостоявшееся выступление — не состоявшееся по какой-то причине выступление

негреющее солнце — не греющее лучами солнце

незамерзающий ручей — не замерзающий зимой ручей

невыполненное задание — не выполненное учеником задание

непостроенный дом — не построенный строителями дом

непрочитанное письмо — непрочитанное мною письмо

  1. Раскройте скобки, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.

не скошенные травы — трава не скошена

ненаписанная сказка — сказка не написана

нераспаханный луг — луг не распахан

не слыханная тишина — тишина не слыхана

несозданный прибор — прибор не создан

неизученный параграф — параграф не изучен

невырытая яма — яма не вырыта

непосеянные цветы — цветы не посеяны

необработанное поле — поле не обработано

  1. Раскройте скобки, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт.

Не расцветающие, а  увядающие растения.

Не уменьшенный, а увеличенные числа.

Не собранные, а разбросанные игрушки.

Не затемнённая, а осветленная  сцена.

Не удаляющийся, а приближающийся поезд.

studfile.net

Тренировочные упражнения.Слитное и раздельное написание «НЕ» с разными частями речи.

Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

  1. (Не)засыпая ни на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя. 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером. 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения. 6. Глядите на меня. Мне это не (н…)приятно. 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце. 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят. 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду. 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет. 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит. 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает. 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не)други моего друга — мои (не)други. 23. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 24. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 25. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 26. Ты как будто (не)рад мне? 27. (Не) достать мне этой редкой книги! 28. Урал — край (не)сметных богатств. 29. Издали слышался шум (не)угомонного ручья.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *