Разобрать синтаксически предложение – Материал по русскому языку (5 класс) по теме: порядок синтаксического разбора простого предложения

Синтаксический разбор / Синтаксис / Справочник по русскому языку 5-9 класс

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Синтаксис
  5. Синтаксический разбор

► Синтаксический разбор простого предложения — это полная характеристика предложения по цели высказывания, по интонации, наличию грамматической основы, второстепенных членов, обособленных и уточняющих членов предложения.

На синтаксический разбор указывает цифра 4 над последним словом предложения.

План разбора

  1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. Вид по эмоциональной окраске (интонации): восклицательное или невосклицательное.
  3. Вид по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное.
  4. Вид односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщённо-личное или назывное.
  5. Вид по наличию второстепенных членов предложения: распространенное или нераспространенное.
  6. Полное или неполное.
  7. Осложненное или неосложненное.
  8. Грамматическая основа и второстепенные члены предложения. Чем выражены.

 Например:

Защищая ученика, Лидия Михайловна взяла всю вину на себя4. (В.Распутин)

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

► Пунктуационный разбор предложения — это объяснение всех знаков препинания (завершения, разделения и выделения).

♦ На пунктуационный разбор указывает цифра 5 над последним словом предложения.

План разбора

1. Знаки завершения предложения.

2. Знаки разделительные в предложении.

3. Знаки выделительные в предложении.

Например:

Ещё не сошёл снег, а уже на смородине, /лопаясь от тёплых солнечных лучей/, набухают почки5.

1. В конце предложения стоит точка, т.к. предложение повествовательное по цели высказывания и невосклицательное по интонации.

2. Запятая и сочинительный союз а разделяют простые предложения в составе сложного, сложносочинённого предложения.

3. В предложении запятыми выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Словосочетание

Порядок слов в предложении

Полные и неполные предложения

Сложноподчинённые предложения

Сложносочинённые предложения

Осложнённые предложения

Вводные и вставные конструкции

Обособленные члены предложения

Бессоюзие

Односоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Виды сказуемого

Пунктуация

Интонация предложений

Синтаксис

Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 407, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 517, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 535, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 615, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 617, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 6, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 46, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 55, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 86, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 108, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 140, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 82, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 413, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 460, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 84, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 105, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 153, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 183, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 44, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 144, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 180, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 330, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 336, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 395, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 411, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 426, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 429, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 434, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Синтаксический разбор простого предложения. План с примерами.

Разбор по членам предложения.

Вечером приехали долгожданные гости.

Гости

– подлежащее, выраженное существительным;

гости (что сделали?) приехали – простое глагольное сказуемое;

приехали (когда?) вечером – обстоятельство времени, выраженное существительным;

гости (какие?) долгожданные – определение, выраженное причастием.

Мы начали изучать новую тему.

Мы – подлежащее, выраженное местоимением;

мы (что сделали?) начали изучать – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начали и инфинитивом изучать;

изучать (что?) тему – прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже;

тему (какую?) новую – определение, выраженное прилагательным.

День был пасмурный.

День – подлежащее;

день (что делал? каков?) был пасмурный – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой был и прилагательным пасмурный.

Характеристики предложений.

По цели высказывания:

Сегодня чудесная погода (повествовательное).
Ты встретишь меня на вокзале? (вопросительное).
Покажи мне свои записи (побудительное).

По интонации:

Сегодня чудесная погода. (невосклицательное)Сегодня чудесная погода! (восклицательное)Ты встретишь меня на вокзале?
(невосклицательное)Ты встретишь меня на вокзале?! (восклицательное)

Покажи мне свои записи. (невосклицательное)

Покажи мне свои записи! (восклицательное)

По количеству грамматических основ:

Он улыбнулся и вышел из комнаты.

Он улыбнулся и вышел – одна грамматическая основа (подлежащее он и однородные сказуемые улыбнулся и вышел), предложение простое.

По наличию главных членов:

Мы выехали затемно. Мы – подлежащее, мы (что сделали?) выехали – сказуемое, предложение двусоставное.

Вот это дерево. Дерево – подлежащее, сказуемого нет, предложение односоставное, назывное.

Люблю пирожные. Люблю – сказуемое, выраженное глаголом 1 лица единственного числа, подлежащего нет, но по смыслу можем подставить местоимение я, предложение односоставное, определённо-личное.

Строят новую школу. Строят – сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа, подлежащего нет, но по смыслу можно подставить местоимение

они, предложение односоставное неопределённо-личное.

Воду решетом не носят. Носят – сказуемое, выраженное глаголом в 3 лице множественного числа, подлежащего нет, но можно по смыслу подставить местоимение они, все, имеется значение обобщения, предложение односоставное обобщённо-личное.

Меня знобит. Знобит – сказуемое, выраженное безличным глаголом, в предложении нет и не может быть подлежащего, предложение односоставное безличное.

По наличию второстепенных членов:

Наступила зима. Зима – подлежащее, наступила – сказуемое, второстепенных членов нет, предложение нераспространённое.
Наступила холодная зима. Зима
(какая?) холодная – определение, предложение распространённое.

По наличию необходимых членов:

Мы вошли в первый подъезд. Смысл предложения ясен вне контекста, предложение полное.

Он – в следующий. Смысл предложения неясен вне контекста, требуются пояснения: Мы вошли в первый подъезд. Он – в следующий. – Во втором предложении пропущено сказуемое вошёл и обстоятельство подъезд, которые легко восстанавливаются из контекста. Предложение неполное.

По наличию осложняющих членов:

Дети, откройте тетради. Предложение осложнено обращением дети.

Он, безусловно, был прав. Предложение осложнено вводным словом безусловно.

В портфеле лежали ручки, тетради, книги. Предложение осложнено однородными подлежащими ручки, тетради, книги.

Река, вышедшая из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом вышедшая из берегов.

Река, выйдя из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом выйдя из берегов.

olgadyachenko.ru

Тренинг «Синтаксический разбор» / Синтаксический разбор / Русский на 5

Текст для разбора:

Костёр и муравьи
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

 (А.И.Солженицын)

Выполни разбор предложений:

Пример 1:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Ответ:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1,/ что изнутри оно густо населено муравьями2.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным):
Часть 1:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1

  • главное предложение
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено однородными сказуемыми

Часть 2:

что изнутри оно густо населено муравьями2

  • придаточное изъяснительное, средство синтаксической связи — союз что
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Схема: […], (что …)

 

Пример 2:

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.

Ответ:

Затрещало бревно1, / вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корёжились, сгорая в пламени2.

1) Повествовательное,

2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзное связью, состоит из 2-х частей (бессоюзное сложное предложение):


Часть 1:

Затрещало бревно1,

  • двусоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени2.

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено:

    а) однородными сказуемыми с повтором,
    б) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Схема: […], […].
Бессоюзное сложное предложение выражает последовательность событий.

 

Пример 3:

Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

Ответ:

Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) двусоставное,
5) распространённое,
6) полное,
7) осложнено однородными сказуемыми.

 

Пример 4:

Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы.

Ответ:

Теперь муравьи многие спасались1 –/ бежали на песок, на сосновые иглы2.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая поясняет первую (может быть вставлен союз а именно)
Часть 1:

Теперь муравьи многие спасались 1

  • (здесь тире – авторский знак, должно быть двоеточие)
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

бежали на песок, на сосновые иглы2.

  • двусоставное
  • распространённое
  • неполное (опущено местоимение они)
  • осложнено однородными обстоятельствами

Примечание:

данное предложение не может рассматриваться как простое с однородными сказуемыми, поскольку:
1) глаголы: спасались и бежали – не однородные сказуемые: они обозначают одно и то же действие, глагол бежали поясняет, как именно спасались;
2) о том, что это сложное предложение, говорит пунктуация, а именно: тире, которое не ставится между однородными членами предложения;
3) к бессоюзным предложениям многие авторитетные авторы относят и такие, когда описываемые в них события совершаются одним и тем же производителем действия, например:

Посмотрит – рублём подарит., С книгой поведёшься – ума наберешься., Не учи безделью – учи рукоделью., На месте застрял – от жизни отстал.

  (Примеры из пособия «Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др., 2-е изд., — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006., с.476 – 477)

 

Пример 5:

Но странно: они не убегали от костра.

Ответ:

Но странно1: /они не убегали от костра2.

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая дополняет первую (может быть вставлен союз что)

Часть 1:

  • Односоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

они не убегали от костра2:

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Схема: […]: […].

 

Пример 6:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

Ответ:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились  и – какая–то сила влекла их назад, к покинутой родине! –1 / и были многие такие2, / кто опять взбегали  на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3

1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями, состоит из 3-х частей: 1-я и 2-я связаны сочинительной соединительной связью, а 2-я и 3-я – подчинительной.


Часть 1:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! —1

    • двусоставное
    • распространённое
    • полное
    • осложнено:

а) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом,
б) однородными сказуемыми,
в) вставной конструкцией

Вставная конструкция:

— какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!-

1) Повествовательное,
2) восклицательное,
3) простое,
4) распространённое,
5) полное,
6) осложнено обособленным обстоятельством, выраженным именным словосочетанием с предлогом.

Часть 2:

и были многие такие,2

  • двусоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 3:

кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено однородными сказуемыми

Схема: [… — вставная констр.!-], и […], (кто…)

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Синтаксический разбор словосочетания, предложения

Синтаксический разбор словосочетания

План разбора:

1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.

3. Определить вид словосочетания по главному слову.

4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Образец разбора:

Шелестя, падали с тополей сухие листья.

hello_html_36f590eb.gif

Синтаксический разбор простого предложения

План разбора:

        1. Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

        2. Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.

        3. Грамматическая основа ( грамматические основы).

        4. Строение предложения: распространенное, нераспространенное.

        5. Главные члены предложения.

        6. Второстепенные члены предложения (если есть).

        7. Однородные члены предложения (если есть).

        8. Обращение (если есть).

Образец разбора:

нар. мест. гл. обращ.

Как тебя зовут, душа моя?

(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).

вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.

Кажется, шепчут колосья друг другу.

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)

Сущ прич. оборот гл. нар. нар.

Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)

Синтаксический разбор сложного предложения:

Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения

План разбора:

  • Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  • Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложное.

  • Союзное.

  • Сложносочинённое.

  • Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

  • Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

  • Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но.)

Схема предложения:

[ ]1, но [ ]2.

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

  • Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  • Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложное.

  • Союзное.

  • Сложноподчинённое.

  • Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

  • Главная и придаточная части.

  • Что распространяет придаточная часть.

  • Чем присоединяется придаточная часть.

  • Расположение придаточной части.

  • Тип придаточной части.

  • Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле1, я вставал и слушал2. (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда, придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

Когда?

(союз когда…)1, [ … ]2.

придаточное

времени

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели, что они находятся на маленькой поляне. (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

  • Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  • Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложное.

  • Бессоюзное.

  • Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

  • Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась1 – раздались обычные рукоплескания2. (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

[ ]1 — [ ]2 .

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *