Решение модульных уравнений
Для того, чтобы научиться решать уравнения с модулем, надо вспомнить и выучить определение модуля.
Из определения видно, что модуль любого числа неотрицателен. Кроме того, определение показывает как можно избавляться от знака модуля в уравнении.
На практике это делается так:
1) Находят значения переменной, при которых выражения стоящие под знаком модуля обращаются в нуль.
2) Отмечают все нули на числовой прямой. Они разобьют эту прямую на лучи и промежутки, на которых все подмодульные выражения имеют постоянный знак.
3) Определяем знаки подмодульных выражений на каждом промежутке и раскрываем все модули (заменяя их подмодульными выражениями со знаком плюс или со знаком минус в зависимости от знака подмодульного выражения).
4) Решаем получившиеся уравнения на каждом промежутке (сколько промежутков, столько и уравнений).Обратите внимание, что обязательно выбираем только те решения, которые находятся в данном промежуток (полученные решения могут и не принадлежать промежутку).
Хватит уже теории, пора на примерах посмотреть как решаются уравнения с модулем. Начнем с более простого.
Решение уравнений с модулями
Пример 1. Решить уравнение .
Решение. Так как , то . Если , то , и уравнение принимает вид .
Отсюда получаем .
Ответ: .
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. Из уравнения следует, что .
Поэтому , , , и уравнение принимает вид или .
Так как , то исходное уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Пример 3. Решить уравнение .
Решение. Перепишем уравнение в равносильном виде .
Полученное уравнение относится к уравнениям типа .
Известно, что уравнение такого типа равносильно неравенству . Следовательно, здесь имеем или .
Ответ: .
Думаю, как решать такого вида уравнения с модулем вы уже разобрались. Попробуем разобраться с более сложным уравнением.
Пример 4. Решить уравнение: |x2 + 2x| – |2 – x| = |x2 – x|
Находим нули подмодульных выражений:
х2 + 2х = 0, х(х + 2) = 0, х = 0 или х = ‒ 2. При этом парабола у = х2 + 2х положительна на промежутках (–∞; –2 ) и (0; +∞), а на промежутке (–2; 0 ) она отрицательна (см. рисунок).
х2 ‒ х = 0, х(х – 1) =0, х = 0 или х = 1. Эта парабола у = х2 ‒ х положительна на промежутках (–∞; 0 ) и (1; +∞), а на промежутке (0; 1) она отрицательна (см. рисунок).
2 – х = 0, х = 2, модуль положителен на промежутке (–∞; 0) и принимает отрицательные значения на промежутке (2; +∞) (см. рисунок).
Теперь решаем уравнения на промежутках:
1) х ≤ ‒2: х2 + 2х – (2 – х) = х2 ‒ х, х2 + 2х – 2 + х = х2 ‒ х, 4х = 2, х = 1/2 (не входит в рассматриваемый промежуток)
2) –2 ≤ x <0: ‒(х2 + 2х) – (2 – х) = х2 ‒ х, ‒х2 ‒ 2х – 2 + х = х2 ‒ х, ‒2 х2 = 2, х2 = ‒1, решений нет.
3) 0 ≤ x <1: х2 + 2х ‒ (2 – х) = ‒ (х2 ‒ х), х2 + 2х ‒ 2 + х = ‒х2 + х, 2х2 + 2х – 2 = 0, х2 + х – 1 = 0, √D = √5,
х1 = (‒1 ‒ √5)/2 и х2 = (‒1 + √5)/2.
Так как первый корень отрицательный, то он не принадлежит нашему промежутку, а второй корень больше нуля и меньше единицы это и есть наше решение на данном промежутке.
4) 1 ≤ x <2: х2 + 2х – (2 – х) = х2 ‒ х, х2 + 2х – 2 + х = х2 ‒ х, 4х = 2, х= 1/2 (не входит в рассматриваемый промежуток)
5) х ≥ 2: х2 + 2х –(‒(2 – х)) = х2 ‒ х, х2 + 2х + 2 ‒ х = х2 ‒ х, 2х = ‒ 2, х = ‒1 (не входит в рассматриваемый промежуток).
Ответ: (‒1 + √5)/2.
Вы заметили, что решается это уравнение также как и предыдущие, отличие в количестве промежутков. Так как под модулем стоят квадратные выражения то корней получилось больше, а соответственно и больше промежутков.
А как же решать уравнение в котором модуль стоит под модулем? Давайте посмотрим на примере.
Пример 5. Решите уравнение |3 – |x – 2|| = 1
Подмодульное выражение может принимать значение либо 1 либо – 1. Получаем два уравнения:
3 ‒ |х ‒ 2|= ‒1 или 3 ‒ |х ‒ 2|= 1
Решаем каждое уравнение отдельно.
1) 3 ‒ |х ‒ 2|= ‒1, ‒|х ‒ 2|= ‒1 – 3, ‒|х ‒ 2|= ‒4, |х ‒ 2|= 4,
х ‒ 2= 4 или х ‒ 2= ‒ 4, откуда получаем х1 = 6, х2 = ‒2.
2) 3 ‒ |х ‒ 2|= 1, ‒|х ‒ 2|= 1 ‒ 3, ‒|х – 2|= ‒2, |х – 2|= 2,
х – 2 = 2 или х – 2 = ‒2,
х3 = 4 , х4 = 0.
Надеюсь, после изучения данной статьи вы будете успешно решать уравнения с модулем. Если остались вопросы, записывайтесь ко мне на уроки. Репетитор Валентина Галиневская.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Проект «Решение уравнений с модулем»
«Решение уравнений с модулем»Математика
Учебный проект
Тема проекта «Решение уравнений с модулем»
Участники проекта: обучающиеся 11 класса Тюхтин Евгений и Яковлева Светлана
Руководитель проекта: учитель математики Олейникова Г.М.
Содержание:
Автор проекта
Портфолио проекта
Предмет
Участники проекта
Краткая аннотация проекта
Вопросы, направляющие проект
Публикация учителя
Пример продукта проектной деятельности
Критерии оценки проекта
10.Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности.
Краткая аннотация проекта
Проект может быть использован при изучении темы «Решение уравнений с модулем» в 10-11 классах. Применяться при подготовке к единому государственному экзамену.
Данная работа позволяет увидеть различные способы решения уравнений с модулем: по определению, возведение в квадрат, с помощью числовой прямой.
Данный проект позволит обучающимся расширить объем знаний по данной теме, развивать специальные и общеучебные умения.
Цель проекта:
Развивать коммуникативные способности обучающихся, навыки исследовательской работы.
Учить обобщать и систематизировать, применять на практике.
Что участие в проекте даст его участникам
После завершения проекта обучающиеся смогут
— знать определение модуля, решать уравнения с модулем по определению;
— решать уравнения с модулем способом возведения в квадрат обеих частей уравнения;
— уметь решать уравнения с модулем, использую числовую ось, определяя знак модуля на промежутках;
— уметь раскрывать знак модуля;
— научаться работать по алгоритму;
— приобретут навыки, умения ориентироваться в информационной среде.
Этапы проекта:
Планирование проекта.
Поиск информации.
Оформление материалов исследования.
Защита проекта.
Рефлексия.
Ход проекта.
Подготовительный этап:
Обсуждение темы проекта
Подбор литературы.
Основной этап:
Подбор материала
Последовательность подачи материала
Обсуждение форм представления работы
Заключительный этап:
Презентация работы.
Подведение итогов, оценивание.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Способы решения уравнений с модулем?
Проблемные вопросы
Можно ли решить уравнение с модулем используя определение модуля?
Можно ли решить уравнение с модулем используя другие способы решения?
Можно ли составить алгоритмы решения уравнения с модулем?
Учебные вопросы
Публикации учителя
Буклет
Публикации обучающихся
Презентация обучающихся:
«Решение уравнений с модулем по определению модуля»
«Решение уравнений с модулем способом возведения в квадрат»
«Решение уравнений с модулем с использованием числовой оси»
Наглядность
Карточки с заданиями
Алгоритм решения
Критерии оценки проектаСамостоятельность работы над проектом
Актуальность и значимость темы
Полнота раскрытия темы
Оригинальность решения проблемы
Презентация содержания проекта
Использование средств наглядности, технические средства
Ответы и вопросы
Оформление проекта
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:
С.М. Никольский «Алгебра и начала математического анализа» изд. Просвещение 2009 г
Р.Б. Райхмист «Задачник по математике» изд. «Московский лицей» Москва 2003 г.
Е.Е. Калугина «Уравнения, содержащие знак модуля» изд. «Илекса» Москва 2010 г.
infourok.ru
Статья по алгебре: «Современные образовательные технологии и компетентностный подход. Решение уравнений с модулем».
Необходимость говорить сегодня о модуле объясняется, во-первых, их популярностью на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения и, во-вторых, традиционной и незаслуженной «нелюбовью» школьников к задачам с модулями. Понятие абсолютной величины (модуля) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел. Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в вузах. Например, в теории приближенных вычислений используются понятия абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа. В механике и геометрии изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). В математическом анализе понятие абсолютной величины числа содержится в определениях таких основных понятий, как предел, ограниченная функция и др. Задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ.
Почему важно уделить этой теме внимание…
Во-первых, модуль очень активно используется в высшей математике.
Во-вторых, модуль носит исследовательский характер (учащиеся проводят классификацию (если в примере есть |а|, то при а ≥ 0 модуль раскрывается как |а|=а и пример принимает один вид, при а
В-третьих, модули приучают учащихся критически оценивать полученные результаты.
В-четвертых, использование модуля во многих случаях позволяет более компактно записывать условие задачи.
В-пятых, модуль можно легко включить в условие практически любого примера из алгебры, тригонометрии, начала анализа, что сразу же повышает рейтинг примера.
Теоретический материал
- При решении уравнений, содержащих абсолютные величины, применяется метод, при котором знак абсолютной величины раскрывается на основании ее определения:
- Если уравнение содержит алгебраическую сумму абсолютных величин, то уравнение решается методом интервалов:
- Находят значения переменных, при которых каждая из абсолютных величин обращается в нуль.
- Определяют интервалы знакопостоянства выражений, стоящих под знаком абсолютной величины.
- Данное уравнение равносильно совокупности систем для каждого промежутка знакопостоянства.
Примеры:
- Х2 – 5 |х| + 6 = 0;
- 2 |х+1| + |2х – 1| = 3;
- 2|х +2| — |2х+1 – 1| = 2х+1;
- (3х – 7) |lg (3x – 4,4)|= 4lg (3x – 4,4).
Пример 1
Х2 – 5 |х| + 6 = 0;
Х ≥ 0
Х2 – 5 х + 6 = 0;
Д = 1.
Х1 = 3 € [0;+∞)
Х2 = 2 € [0;+∞)
Ответ: 3; -3; 2; -2.
Пример 2
2 |х+1| + |2х – 1| = 3;
Х + 1 = 0. 2х – 1 = 0.
Х = -1 х = ½
— 1 ½
1) (-∞;-1] -2(х+1) – (2х-1) = 3 Х = -1 | 2) (-1; 1/2) 2(х+1) – (2х-1) = 3 Х – любое на данном промежутке т.е. (-1;½) | 3) [1/2; +∞) 2(х+1) + 2х-1 = 3 Х = ½ |
Ответ: [-1; ½ ]
nsportal.ru