Решение задач по уравнениям химических реакций – «Методика решения химических задач по уравнениям реакций по известным параметрам исходного вещества без примесей и с примесями. в формате ОГЭ и ЕГЭ»

Содержание

Решение типовых задач по химии

  • НОВОСТИ
  • КУРС ХИМИИ
    • Дополнительные уроки
    • Курс химии
    • Разбор заданий ЕГЭ
  • ТЕСТЫ
    • Вариаты ЕГЭ
    • Тесты по заданиям
    • Тесты по темам
  • СТАТЬИ
  • ОПЫТЫ
  • ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА

Поиск

CHEM-MIND.com
  • НОВОСТИ
    • Новости

      Алгоритм обучения для подготовки к ЕГЭ по химии

      Новости

      Ответы в тестах вновь правильно отображаются!

      Новости

      Технические проблемы

      Новости

      Новый раздел на сайте

      Новости

      С 8 марта

  • КУРС ХИМИИ
    • ВсеДополнительные урокиКурс химииРазбор заданий ЕГЭ Разбор заданий ЕГЭ

      Разбор задания №11 ЕГЭ по химии

      Разбор заданий ЕГЭ

      Разбор задания №10 ЕГЭ по химии

      Разбор заданий ЕГЭ

      Разбор задания №9 ЕГЭ по химии

      Разбор заданий ЕГЭ

      Разбор задания №8 ЕГЭ по химии

  • ТЕСТЫ
    • ВсеВариаты ЕГЭТесты по заданиямТесты по темам
      Тесты по темам

      Тест №40 «Высокомолекулярные соединения»

      Тесты по темам

      Тест №39 «Химия и проблемы охраны окружающей среды»

      Тесты по темам

      Тест №38 «Общие научные принципы химического производства»

      Тесты по темам

      Тест №37 «Химическая лаборатория»

  • СТАТЬИ
    • Статьи

      Решение типовых задач по химии

      Статьи

      Современная таблица Менделеева

      Статьи

      Ионные уравнения реакций

      Статьи

      Внутренний экзамен МГМСУ по химии

      Статьи

      Книги для подготовки к химии

  • ОПЫТЫ
    • Опыты

      Химическая ракета

      Опыты

      Неньютоновская жидкость

      Опыты

      Лодка на диоксиде углерода

      Опыты

      Как вырастить жеоду в домашних условиях

      Опыты

      Горящая рука/пузыри

  • ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА

План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: Конспект урока: Решение задач по уравнениям химических реакции

Тема урока: Решение задач по  уравнениям химических реакции

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.

Задачи:

 Образовательные:

  • Способствовать формированию умений решения задач по уравнениям реакций
  • Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формулам.

Развивающие:

  • развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, рассуждать.
  • работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные: 

  • воспитывать личностные качества — дисциплинированность, ответственность;
  • качества творческой деятельности — активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: алгоритм решения задач по уравнениям реакций.
  • Уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм.

Личностные: умение проводить самооценку, учебную мотивацию, определение границ собственного знания и незнания.

Метапредметные: умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль  и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность, умение использовать знако — символические средства, общие схемы решения.

Межпредметные связи: выполнение математических вычислений.

Ресурсы: карточки с алгоритмами и задачами для самостоятельного решения, калькулятор.

Форма урока: парная.

Технология: проблемная

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организацио-нный момент

(2 мин)

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Определение отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Личностные:

Учебная дисциплина, позитивное отношение к школе и учителю, готовность к учебно- познавательной деятельности. Ответственное отношение к учению.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 

(9 мин)

Организует актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Как называется вещество, формула которого Na2SO4?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4

Это вы сказали о качественной стороне. Но есть еще и количественная сторона реакции.

Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4

Mr           142   208   58,5  233

М(г\моль)142;208;58,5;233

ν(моль)  1       1       2       1

m = М·ν 142  208 117   233

закон сохр. массы   350     =   350

Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Сформулируйте тему урока.

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Как будем работать?

Отвечают на вопросы учителя:

-Химическая формула – условная запись

качественного и количественного

состава вещества при помощи химических знаков  индексов.

-Сульфат натрия

-Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов натрия, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома натрия, 1 атом серы, 4 атома кислорода).

-Можно рассчитать:

— относительную молекулярную массу

(Mr = 142),

— молярную массу вещества (М =142 г/моль),

— массовые доли элементов в веществе

(ω(Na) = 32%,

 ω(S) = 23%, ω(О) = 45%)

При взаимодействии сульфата натрия

с хлоридом бария образуется хлорид

натрия и сульфат бария.

Это реакция обмена

Записывают в тетради результаты  беседы

Решать задачи.

Формулируют тему:

«Расчеты по уравнениям реакций»

Формулируют цель: Научиться решать задачи по уравнениям

реакций.

Используя алгоритмы и работая в парах.

Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3.Изучение нового материала (20 мин)

Какие задачи должны выполнить на уроке?

Помогает парам, которые сами не могут разобраться.

Формулируют задачи:

-Разобрать алгоритм решения задач.

-Решить

 самостоятельно задачи с взаимопроверкой.

-Решить задачи на закрепление.

Работают в парах с алгоритмами

(приложение), решают задачи с

взаимопроверкой.

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предметные умения

должны уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм оформлять условие и решение задачи

Метапредметные умения

Познавательные

Формируем умение использовать знако — символические средства, общие схемы решения.

Коммуникативные формируем участвовать в парной работе 

Регулятивные  формируем умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль  и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность,

4.Закрепление нового материала, контроль (8 мин)

Проводит контроль правильности решения задач.

После  усвоения

 материала проводят первичное

 закрепление – самостоятельно решают

задачи с последующей проверкой учителем.

Познавательные

Формируем умение использования общих приемов решения задач, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале

Регулятивные формируем умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль  и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность,

5.Рефлексия (4 мин)

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Что нового изучили?

-Какова была цель урока? Достигли ли её?

-Какие возникали сложности при решении задач?

-Что необходимо знать для успешного решения задач?

-На что необходимо обратить внимание при решении задач?

Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Домашнее задание (2 мин)

Формулирует и комментирует домашнее задание.

§ 17 (разбор) до стр. 48 задачи 1,2.

Записывают Д/з в дневник

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Приложение

Карточка.

Часть 1.

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг:   Прочитай   задачу.   Определите   массу   кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Мg)=8 г

m (02)=?

M (Мg) = 24г/моль

M (02) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции: 2Мg + 02 = 2 Мg0

4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле

ν = m : М

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль

5 шаг:   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

0,33 моль      х моль

2Мg      +       02           =    2Мg0

6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

0,33 моль      х моль

2Мg      +       02        =    2МgО

 2 моль           1 моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:

0,33 моль — х моль

2 моль    — 1 моль     х=0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · ν:

m (02)= М (02) · ν (02) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.

Способ 2. «По массе вещества»

1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Мg)=8 г

m (02)=?

М (Мg) = 24г/моль

М(02) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + 02 = 2 МgО

4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.

8 г       х г

2Мg + 02 = 2 МgO

5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле  m= M· ν, где ν — коэффициент перед формулой вещества:

8 г        х г

2Мg +   02 = 2 МgO

48 г       32 г

6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:

8 г — х г

48 г — 32 г   m(02)=х = 5,34г

7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г

Часть 2.

Задачи для совместного решения

  1. Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
  2. Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).

Часть 3.

Задачи для самостоятельного решения

  1. Рассчитайте массу и количество вещества углекислого газа, если разложилось 10 г карбоната кальция (СаСО3).
  2. Сколько грамм  сульфида алюминия (Al2S3) можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
  3. Какое количество вещества водорода прореагировало с углеродом, если образовалось 0,3моль метана (СН4).

Урок «Решение задач по химическим уравнениям»

8 класс« Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций»

Гафарова М.Ф

Цели: Образовательные: сформировать умения вести расчеты по уравнению химической реакции на нахождение количества вещества, массы продукта реакции по количеству, массе исходного вещества;

Развивающие: продолжить формирование общеучебных умений и навыков, способов само- и взаимоконтроля;

Воспитывающая : способствовать воспитанию таких качеств как точность в работе, самостоятельность, наблюдательность, дисциплинированность.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Тип урока: комбинированный .

Ход урока

1,Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Учитель: я хочу обратиться к вам познание начинается с удивления!. Не ошибается тот, кто ничего не делает . Мир, в котором мы живем, удивителен, прекрасен, разнообразен. Познавая его, мы познаем себя. Как появление радуги на небе

Работа по составлению уравнений и классификации химических реакций.

Задание. Составить уравнения химических реакций, определить их тип.

магний + кислород → ?

( 2Mg + O2 → 2 MgO реакция соединения )

азот + водород → ? ( N 2 + 3 H 2 → NH3 реакция соединения

серная кислота +гидроксид калия → соль + вода

( H

2SO4 + 2KOH → K2SO4 + 2H2O реакция обмена

оксид железа (III) + водород → железо + ?

( Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O реакция замещения )

2 Проверка домашнего задания. Прочитайте остальные уравнения химических реакций. Определите тип реакций. Дайте определение всех типов реакций.

3. Изучение нового материала. Решение расчетных задач. Дома, когда мама или вы готовите еду, то планируете, сколько надо взять макарон или картофеля, чтобы накормить всю семью. В химии проводят расчеты, сколько веществ нужно взять для реакции, сколько получится веществ.

Для решения задач по уравнениям химических реакций используется величина количество вещества.

Для того чтобы произвести расчёты по уравнению необходимо составить пропорцию, используя коэффициенты в уравнении реакции, зная, что они показывают величину количество вещества.

Как связаны между собой количество вещества и масса?

Чтобы найти количество вещества необходимо известную массу вещества разделить на его молярную массу Показывают формулы

Чтобы найти массу вещества необходимо количество вещества умножить на его молярную массу.

Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, которая рассчитывается по формуле вещества и значению относительных атомных масс из периодической системы.

Как связанно количество вещества и число частиц?

Чтобы найти количество вещества необходимо поделить число частиц на число Авогадро.

Чтобы найти число частиц необходимо умножить количество вещества на постоянную Авогадро.

Постоянная Авогадро величина приблизительно равна 6,0∙1023 частиц/моль.

4.Работа с учебником стр 41.-43 Разбор задач из учебника 1-2 стр 44

Выполнение самостоятельной работы.стр 40 методички.

5. Взаимопроверка.

6. Решение задач по уравнениям реакций. Вопрос. Как вы думаете каков алгоритм решения таких задач? Ответы.

Алгоритм решения задач по уравнению химической реакции

Запомни: Все задачи решаются на основе закона сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции.

Схема решения задач:

Условие Ответ

задачи

Порядок решения задач:

  1. Краткая запись условия задачи.

  2. Запись уравнения химической реакции.

  3. Запись известных и неизвестных величин над формулами веществ.

  4. Запись под формулами веществ количества, молярные массы и массы(или молярные объемы и объемы) веществ.

  5. Составление и решение пропорции.

  6. Запись ответа задачи.

Образец решения задачи:

Задача: Сколько граммов оксида меди (II) образовалось при прокаливании 6,4 г меди.

Дано: Решение

m(Cu) = 6,4 кг 6,4 г Х г

Найти:m(CuO) 2Cu + O2 = 2CuO

ν = 2 моль ν = 2 моль по уравнению реакции

М = 64г/моль М = 80 г/моль

m = 128г m = 160 г

Составляем пропорцию: 6,4 г : 128 г = Х г : 160 кг

Х = 6,4 * 160 / 128 Х = 8 г

Ответ: 8 г CuО

Разбор задачи №3 стр 45

Запомните: 1. вещества взаимодействуют в массах, пропорциональных их количествам, т.е. массы веществ, участвующих

в реакции, относятся друг к другу так же, как и их количества;

2. вещества вступают во взаимодействие в количествах, равных их стехиометрическим коэффициентам;

3. задача состоит из 3-ёх частей:

I — химическая – краткая запись данных, составление уравнения реакции;

II — аналитическая – анализ данных в условии и уравнения реакции;

III — математическая – расчеты по уравнению реакции

7 .Подведение итогов.

Назовите основные формулы для решения задач данного типа

Какие вы знаете типы реакций по числу вступивших и образующихся в-в.

Вспомним алгоритм решения задач.

С каким предметом связана тема нашего урока.

8 Рефлексия .Что было трудным при изучении нового материала, чему научились.

Зачем нужны такие задачи.

9 Домашнее задание: §28. Выучить формулы и алгоритм решения задач. Выполнить упр 1-2 стр 150

10 .Оценки за урок .

Учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему: 09.02.2018г., для 8б, повторение — решение задач по уравнению реакций

В реакцию с серной кислотой вступило  20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли.

Дано:                                 Найти:

m(NaOH) =20г                 m(соли)   — ?            

Решение:

  1. Определяем количество вещества NaOH 
          по данным задачи:

 n(NaOH) = m(NaOH):M(NaOH) = 20г : 40 = 0,5( моль)

  1. Записываем уравнение реакции:

2NaOH + h3SO4 = Na2SO4 + 2h3

2 моль                     1 моль          

  1. Составляем соотношение количества  веществ по

данным задачи и по уравнению реакции:

    0,5 моль                   х моль    ( в задаче)

    2NaOH + h3SO4 = Na2SO4 + 2h3O

    2 моль                  1 моль    ( по уравнению)          

  1. Составляем  и решаем пропорцию

0,5 моль                   х моль

   _______       =       _________

    2 моль                     1 моль

                  

 х = 0,5 • 1 : 2 = 0,25 моль   —  n(Na2SO4)

m(Na2SO4) = n(Na2SO4) • M(Na2SO4) =  
= 0,25 моль • 142 = 35,5г                     
Ответ: m(Na2SO4) = 35,5г

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

  1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 54г с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).
  2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 4,6 с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).
  3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 160 г (S+O2=SO2).
  4.  Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).
  5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).
  6.  Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 120 г (CuO + h3 = Cu + h3O).
  7. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г  (3Fe + 4O2=Fe3O4).

Вычислите количество вещества оксида меди (I), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г. (2Cu + O2= 2CuO )

План-конспект урока и презентация 8 класс «Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций»

8 класс« Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций»

Цели урока:

Образовательные: сформировать умения вести расчеты по уравнению химической реакции на нахождение количества вещества, массы продукта реакции по количеству, массе исходного вещества;

Развивающие: продолжить формирование общеучебных умений и навыков, способов само- и взаимоконтроля;

Воспитывающая : способствовать воспитанию таких качеств как точность в работе, самостоятельность, наблюдательность, дисциплинированность.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Тип урока: комбинированный .

План урока.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний — мотивационный этап

Объяснение нового материала — операционный этап

Закрепление нового материала (работа в группах)

Аналитический этап

Задание на дом

Ход Урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Учитель:Добрый день,класс. Сегодня мы с вами научимся решать важные химические задачки всего лишь по одному уравнению реакции. Активно отвечайте на уроке,не бойтесь высказывать свои ответы и зарабатывайте баллы.

Работа по составлению уравнений и классификации химических реакций.

Задание. Составить уравнения химических реакций, определить их тип.

1. магний + кислород → ?

2Mg + O2 → 2 MgO (реакция соединения )

2. азот + водород → ?

N 2 + 3 H 2 → Nh4 ( реакция соединения )

3. серная кислота +гидроксид калия → соль + вода

h3SO4 + 2KOH → K2SO4 + 2h3O (реакция обмена)

4. оксид железа (III) + водород → железо + ?

Fe2O3 + 3h3 → 2Fe + 3h3O (реакция замещения )

2. Проверка домашнего задания.

Прочитайте остальные уравнения химических реакций. Определите тип реакций. Дайте определение всех типов реакций.

3. Изучение нового материала.

Решение расчетных задач. Дома, когда мама или вы готовите еду, то планируете, сколько надо взять макарон или картофеля, чтобы накормить всю семью. В химии проводят расчеты, сколько веществ нужно взять для реакции, сколько получится веществ.

Для решения задач по уравнениям химических реакций используется величина количество вещества.

Для того чтобы произвести расчёты по уравнению необходимо составить пропорцию, используя коэффициенты в уравнении реакции, зная, что они показывают величину количество вещества.

Как связаны между собой количество вещества и масса?(Чтобы найти количество вещества необходимо известную массу вещества разделить на его молярную массу.Чтобы найти массу вещества необходимо количество вещества умножить на его молярную массу.Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, которая рассчитывается по формуле вещества и значению относительных атомных масс из периодической системы. )

Как связано количество вещества и число частиц?(Чтобы найти количество вещества необходимо поделить число частиц на число Авогадро.Чтобы найти число частиц необходимо умножить количество вещества на постоянную Авогадро.Постоянная Авогадро величина приблизительно равна 6,0∙1023 частиц/моль. )

4. Самостоятельная работа с учебником и учебными материалами с образцами решения задач.

5. Решение задач по уравнениям реакций.

Вопрос. Как вы думаете каков алгоритм решения таких задач? Ответы.

Алгоритм решения задач по уравнению химической реакции

Запомни: Все задачи решаются на основе закона сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции.

Порядок решения задач:

1. Краткая запись условия задачи.

2. Запись уравнения химической реакции.

3. Запись известных и неизвестных величин над формулами веществ.

4. Запись под формулами веществ количества, молярные массы и массы(или молярные объемы и объемы) веществ.

5. Составление и решение пропорции.

6. Запись ответа задачи.

6. Образец решения задачи:

Задача: Сколько граммов оксида меди (II) образовалось при прокаливании 6,4 г меди.

Дано: Решение

m(Cu) = 6,4 кг 6,4 г Х г

Найти:m(CuO) 2Cu + O2 = 2CuO

ν = 2 моль ν = 2 моль по уравнению реакции

М = 64г/моль М = 80 г/моль

m = 128г m = 160 г

Составляем пропорцию: 6,4 г : 128 г = Х г : 160 кг

Х = 6,4 * 160 / 128 Х = 8 г

Ответ: 8 г CuО

Помните:

1. вещества взаимодействуют в массах, пропорциональных их количествам, т.е. массы веществ, участвующих в реакции, относятся друг к другу так же, как и их количества;

2. вещества вступают во взаимодействие в количествах, равных их стехиометрическим коэффициентам;

3. задача состоит из 3-ёх частей:

I — химическая – краткая запись данных, составление уравнения реакции;

II — аналитическая – анализ данных в условии и уравнения реакции;

III — математическая – расчеты по уравнению реакции

7.Работа в парах.

Решение задачи со слайда. Самопроверка,соседы за партой обмениваются своими решениями и проверяют.

8.Подведение итогов.

Назовите основные формулы для решения задач данного типа

Какие вы знаете типы реакций по числу вступивших и образующихся в-в.

Вспомним алгоритм решения задач.

С каким предметом связана тема нашего урока.

9. Домашнее задание.

Параграф из учебника по данной теме,решение задач

10. Оценки за урок.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО УРАВНЕНИЯМ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

АЛГОРИТМ

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО УРАВНЕНИЯМ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Метод пропорции

  1. Составить уравнение реакции

  2. Над соответствующими формулами в уравнении записать количественные данные о веществах с единицами измерения, которые известны или их можно рассчитать, исходя из условия задачи, и искомую величину (х) также с единицами ее измерения.

  • Если по условию задачи дана массовая доля растворенного вещества в растворе или массовая доля примесей, то сначала находится масса вещества

  • Если по условию задачи известны массы, объемы или количества вещества обоих исходных веществ, то сначала находится какое вещество дано в избытке, какое в недостатке. Решают по недостатку.

  1. Под этими формулами записать соответствующие количественные величины, задаваемые самим уравнением, также с единицами измерения.

  2. Составить и решить пропорцию.

  3. Оформить ответ.

Пример. Какой объем кислорода потребуется для сжигания 320 г серы, содержащий 25 % примесей?

1) определяем, сколько грамм чистой серы содержится в 320 г смеси серы и примесей.

w(S) = 100 – 25 = 75 % m(S) = m (смеси) *w(S) = 320г * 0,75 = 240 г

2) Запишем уравнение реакции. Над формулой серы и кислорода записываем количественные данные. Под этими формулами записываем соответствующие количественные величины (n, Mr, m; n, Vm, V). Составляем пропорцию.

240 г x л

S + O2 = SO2

1 моль 1 моль

32г/моль 22,4 л/моль 240 — х

32г 22,4 л 32 – 22,4 х = 168 л

3) Ответ: V(O2) = 168 л

Решение через количество вещества

  1. Составьте уравнение реакции.

  2. Найдите количество вещества известного или известных веществ.

  3. Если задача на избыток – недостаток, то сравните количества вещества по уравнению и по условию задачи, определите какое вещество дано в избытке, какое в недостатке. Далее решают по недостатку.

  4. Сравнить количество вещества известного с искомым по уравнению и по условию, найдите количество искомого вещества.

  5. Найдите массу или объем искомого вещества, если известно количество вещества..

  6. Оформите ответ.

Пример. К раствору, содержащему 22,4 г гидроксида калия, прибавили раствор, содержащий 21,9 г хлороводорода. Сколько граммов соли образовалось?

  1. Записываем уравнение реакции. Над формулами исходных веществ поставим их массы, приведенные в условии, а под формулами – молярные массы.

22,4 г 21,9 г х г

KOH + HCl = KC l + H2O

56 г/моль 36,5 г/моль 74,5 г/ моль

  1. Найдем количество веществ.

n(KOH) = m/M = 22,4/56 = 0,4 моль n (HCl) = m/M = 21,9/36,5 = 0,6 моль

  1. Найдем, какое из веществ взято в избытке

n(KOH) : n (HCl) = 1 : 1 (по уравнению)

0,4 : 0,4 < 0,6 HCl – в избытке. Решаем по недостатку

  1. Решаем по недостатку

n(KOH) : n (КCl) = 1 : 1

0,4 : х х = 0,4 моль

  1. Определим массу хлорида калия. m (KCl) = n*M = 0,4 * 74,5 = 29,8 г

  2. Ответ: 29,8 г КCl

Решения задач по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям реакций

Разработка урока для 8 класса

по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская

выполнила учитель химии муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели: 1. Создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы, закрепления навыков и умений расчетов по химическим формулам.

2. Воспитание чувства товарищества, ответственности.

3. Развитие умения анализировать, рассуждать.

Оборудование: карточки с алгоритмами решения задач и задачами для самостоятельного решения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вызов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков  индексов.

2

Как называется вещество, формула которого Na2SO4?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Сульфат натрия

Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов натрия, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома натрия, 1 атом серы. 4 атома кислорода).

Можно рассчитать:

— относительную молекулярную массу (Mr = 142),

— молярную массу вещества (М = 142 г/моль),

— массовые доли элементов в веществе (ω(Na) = 32%, ω(S) = 23%, ω(О) = 45%)

3

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4

При взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария образуется хлорид натрия и сульфат бария. Это реакция обмена

4

Это вы сказали о количественной стороне. Но есть еще и качественная сторона реакции.

Записывают в тетради результаты  беседы

5

Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4

Mr                        142              208          58,5        233

М (г\моль)         142              208          58,5        233

ν(моль)                 1                  1             2              1

m = М·ν              142              208          117         233

закон

сохр. массы                   350           =            350

6

 Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Сформулируйте тему урока.

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Как будем работать?

Решать задачи.

Расчеты по уравнениям реакций.

Научить решать задачи по уравнениям реакций.

Используя алгоритмы и работая в парах.

  1. Осмысление.

7

В чем состоит учебная задача?

Разобрать алгоритм решения задач. Решить  самостоятельно задачи с взаимопроверкой. Решить задачи на закрепление.

8

Помогает парам, которые сами не могут разобраться

Работают в парах с алгоритмами (приложение), решают задачи с взаимопроверкой. После  усвоения материала проводят первичное закрепление – самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.

  1. Рефлексия. Оценивают свою деятельность на уроке.

Что нового изучили?

Какова была цель урока? Достигли ли е?

Какие возникали сложности при решении задач?

Что необходимо знать для успешного решения задач?

          На что необходимо обратить внимание при решении задач?

  1. Домашняя работа: § 32 (разбор) до стр. 115, стр. 117 в. 3,5 (п).

Приложение

Карточка.

Часть 1.

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг:   Прочитай   задачу.   Определите   массу   кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Мg)=8 г

m (02)=?

M (Мg) = 24г/моль

M (02) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции: 2Мg + 02 = 2 Мg0

4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле

ν = m : М :

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль

5 шаг:   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

0,33 моль      х моль

2Мg      +       02           =    2Мg0

6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

0,33 моль      х моль

2М§      +       02        =    2МgО

 2 моль           1 моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:

0,33 моль — х моль

2 моль    — 1 моль     х=0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m=М· ν:

m (02)= М (02) · ν (02) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.

Способ 2. «По массе вещества»

1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Мg)=8 г

m (02)=?

М (Мg) = 24г/моль

М(02) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + 02 = 2 МgО

4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.

8 г             х г

2Мg + 02 = 2 МgO

5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле  m= M· ν, где ν — коэффициент перед формулой вещества:

8 г        х г

2Мg +   02 = 2 МgO

48 г       32 г

6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:

8 г — х г

48 г — 32 г   m(02)=х = 5,34г

7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г

Часть 2.

Задачи для совместного решения

  1. Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).

  2. Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).

Часть 3.

Задачи для самостоятельного решения

  1. Стр. 117,  задача 6

  2. Сколько грамм  сульфида алюминия можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.

  3. Стр. 117,  задача 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *