Рисунок оболочки земли: Строение Земли – Внутреннее строение Земли. Мир удивительных тайн в одной статье

Содержание

Планета Земля » Оболочки Земли

Оболочки землиЖизнь на нашей планете зародилась благодаря сочетанию многих факторов. Земля находится на благоприятном расстоянии от Солнца — не слишком сильно нагревается днём и не переохлаждается в ночное время. Земля имеет твёрдую поверхность, и на ней существует вода в жидком состоянии. Воздушная оболочка, окружающая Землю, предохраняет её от жёсткого космического излучения и «бомбардировки» метеоритами. Наша планета обладает уникальными особенностями — её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек: твёрдая, воздушная и водная.

Воздушная оболочка — атмосфера простирается над Землёй до высоты 2-3 тыс. км, но большая часть её массы сосредоточена у поверхности планеты. Атмосфера удерживается силой притяжения Земли, поэтому с высотой её плотность уменьшается. Атмосфера содержит кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В атмосфере находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца и защищает Землю от избыточных ультрафиолетовых лучей. Далеко не у всех планет Солнечной системы есть твёрдая оболочка: например, поверхности планет-гигантов — Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна состоят из газов, находящихся в жидком или твёрдом состоянии из-за высокого давления и низких температур. Твёрдая оболочка Земли, или литосфера, — это огромные массы горных пород на суше и на дне океана. Под океанами и материками она имеет разную толщину — от 70 до 250 км. Литосфера разделена на крупные блоки — литосферные плиты.

Водная оболочка нашей планеты — гидросфера включает в себя всю воду планеты — в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Гидросфера — это моря и океаны, реки и озёра, подземные воды, болота, ледники, водяной пар в воздухе и вода в живых организмах. Водная оболочка перераспределяет тепло, поступающее от Солнца. Медленно нагреваясь, водные толщи Мирового океана накапливают тепло, а потом передают его атмосфере, что смягчает климат на материках в холодные периоды. Вовлечённая в мировой круговорот, вода постоянно перемещается: испаряясь с поверхностей морей, океанов, озёр или рек, она облаками переносится на сушу и выпадает в виде дождя или снега.

Оболочка Земли, в которой существует жизнь во всех её проявлениях, называется биосфера. Она включает самую верхнюю часть литосферы, гидросферу и приземную часть атмосферы. Нижняя граница биосферы располагается в земной коре материков на глубине 4-5 км, а в воздушной оболочке сфера жизни простирается до озонового слоя.

Все оболочки Земли влияют друг на друга. Основным объектом изучения географии является географическая оболочка — планетарная сфера, где переплетаются и тесно взаимодействуют нижняя часть атмосферы, гидросфера, биосфера и верхняя часть литосферы. Географическая оболочка развивается согласно суточным и годовым ритмам, на неё оказывают влияние одиннадцатилетние циклы солнечной активности, поэтому характерной особенностью географической оболочки является ритмичность происходящих процессов.

Географическая оболочка изменяется от экватора к полюсам и от подножий к вершинам гор, ей присущи основные закономерности: целостность, единство всех компонентов, непрерывность и неоднородность.

Бурное развитие человеческой цивилизации привело к появлению оболочки, в которой человек активно воздействует на природу. Эта оболочка называется ноосфера, или сфера разума. Порой люди изменяют поверхность планеты даже активнее, чем некоторые естественные природные процессы. Грубое вмешательство в природу, пренебрежение её законами может привести к тому, что со временем условия на нашей планете станут неприемлемыми для жизни.

Строение Земли [Структура, Внутренние оболочки]

Внутреннее строение Земли

По внутреннему строению Земля напоминает яблоко.

Ядро

Центральную часть планеты, подобную сердцевине яблока, за­нимает тяжелое ядро, состоящее в основном из железа и других металлов в твердом состоянии. Из-за немыслимо высокого дав­ления, создаваемого весом вышележащих слоев, оно стиснуто со всех сторон настолько, что не может расплавиться, несмотря на очень высокую температуру, царящую в недрах. Поэтому только внешняя часть ядра жидкая. Именно движения жидкой и твер­дой частей ядра относительно друг друга и порождают магнитное поле Земли — то самое, на которое реагирует стрелка компаса.

Ядро делится на две части: внешнее и внутреннее. Земное ядро, как предполагают, состоит из расплавленного железа, внутри которого находится твёрдое внутреннее ядро.

Мантия

Мантия (по-гречески — «покрывало») покрывает ядро. Мантия составляет основной объем нашей планеты подобно мякоти яблока. Она про­стирается от земной коры до земно­го ядра почти на 3000 км. Учёные предполагают, что мантия твёрдая и в то же время пластичная, раскалённая. Выделяют верхнюю мантию — астеносферу, и нижнюю — мезосферу.

Вещество мантии отличается от ядра по составу: если ядро мы считаем металлическим, то мантию можно назвать каменной. Ее слагают тяжелые горные породы, такие, как базальт и руды раз­личных металлов. Они хоть и тяжелые, но легче самих металлов, потому и не «потонули» глубже. Температура и давление здесь почти так же велики, как в ядре, и это приводит к тому же резуль­тату: большая часть вещества мантии удерживается в твердом со­стоянии, точнее — напоминающем густой клей. Лишь ближе к по­верхности, где давление немного «отпускает», вещество мантии становится жидким и даже может изливаться наружу через кра­теры вулканов в виде лавы. В глубинах мантийного вещества по­стоянно происходит чрезвычайно медленное тепловое перемеши­вание, подобное тому, что можно наблюдать в кастрюле с варя­щимся густым киселем. Отголоски такого перемешивания мы ощущаем в виде землетрясений: очаги землетрясений как раз об­наруживаются в верхних слоях мантии.

Через «огнедышащие горы» — вулканы — на поверхность Земли поступает мантийное вещество. Вулканические извержения до­ставляют людям множество неприятностей, однако именно вул­канам наша планета обязана своей водной и воздушной оболочка­ми.

Литосфера

Литосфера (каменная оболочка) — это са­мая верхняя оболочка Земли. Она покры­вает снаружи земной шар. Верхний слой литосферы называют зем­ной корой (рис. 42). По этой коре мы с вами ходим, на ней построены города и посёлки, по ней текут реки, в её пониже­ниях плещутся воды морей и океанов.

Поверхность земного шара разнообразна. В одних местах на многие десятки километров простираются равнинные пространства, в других — высятся го­ры, вершины которых покрыты снегом и льдом.

Толщина литосферы не везде одинакова. Под океанами её нижняя граница уходит на глубину 5-10 км, под равнинами — на 30-40 км, а под горными массивами — на 50-70 км.

В состав литосферы геологи включают всю земную кору и самые верхние участки мантии, за­стывшие под корой.

Земная кора

см. Земная кора

Тонкую наружную «кожуру» планеты (ее средняя толщина всего лишь 33 км) называют земной корой. Если сравнивать Землю с яб­локом, то кора будет даже тоньше яблочной кожуры. Еще ее мож­но сравнить с застывшей пенкой на киселе: она такая же тонкая и неоднородная. Породы земной коры находятся в твердом, застывшем со­стоянии. Нижний, глубинный слой состоит в основном из более тя­желого базальта. Сверху его покрывает слой, сложенный главным образом из более легкого гранита. Обе эти горные породы хо­рошо знакомы каждому человеку: их можно постоянно видеть на природе и на улицах города. В природе же они не часто выходят на поверхность Земли, по­тому что обычно скрыты третьим слоем — слоем осадочных по­род, который образовывался из продуктов разрушения гранитно­го слоя в течение всей истории Земли. Гранитный слой есть толь­ко на материках. За счет него земная кора здесь бо­лее толстая, но хрупкая. На дне океанов гранитного слоя нет — только базальто­вый. Так что под океанами земная кора более тонкая и пластичная.

  • Почва. Почва — это наружный слой земной коры.
  • Горные породы. Породы, слагающие земную кору, по способу их образования бывают магматические, осадочные и метаморфические. Самый нижний слой земной коры состоит из базальтов, на нём покоится гранитный слой, но только под материками. Под океанами гранитного слоя нет. В ряде мест земного шара граниты выходят на дневную поверхность.

Водная оболочка Земли

см. Гидросфера

Газовая оболочка Земли

см. Атмосфера Земли Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Изучение строения Земли

см. Геофизические исследования

Бурение скважин

Люди роют шахты для добычи угля и руды. Глу­бина некоторых шахт достигает 3 километров. Конечно, сама по себе эта величина не так уж велика — по сравнению с 6,5 тысячи километров, отделяющими поверхность планеты от ее центра, — и, тем не менее, известно, что, когда спускаешься в шахту, темпе­ратура повышается примерно на 3° на каждые 100 м глубины. Чем глубже, тем это увеличение температуры идет быстрее. Не­трудно рассчитать, что уже на глубине 40 км температура превы­сит тысячу градусов. А при такой температуре многие горные по­роды расплавляются в жидкость.

Сейсмический метод

Звук от ударов по земле распространяется иначе, чем по воздуху, — быстрее и дальше. Точно так же есть различия в прохождении звука по твердым и по расплавленным до жидкого состояния горным породам. Изучая «эхо», распространяющееся в глубинах планеты после специальных ударов (небольших направленных взрывов), ученые установили, что на глуби­нах от 60 до 250 километров горные породы действительно становятся частично расплавленными.

Картинки (фото, рисунки)

  • Рис. 42. Внутреннее строение земного шара
На этой странице материал по темам:
  • Внутреннее строение земли названия внутренних оболочек

  • Раскрасьте внутренние оболочки земли на рисунке

  • Назовите оболочку которая снаружи покрывает ядро земли

  • Строение земли фото картинки

  • Внутреннее строение литосферы фото

Вопросы к этой статье:
  • Каково внутреннее строение Земли?

  • Расскажите о внутреннем строении земного шара.

  • Что назы­вается литосферой?

  • Какова толщина литосферы под океанами, равнинами и горами?

  • Из каких горных пород состоит земная кора?

  • Как делятся породы, слагающие земную кору, по способу их образования?

  • Встречается ли вещество мантии на поверхности нашей планеты? Сохраняются ли свойства этого вещества?

  • Как изменяются температура и давление по направлению к центру Земли? Чем отличаются условия в глубоких недрах нашей планеты?

  • В чем главная особенность земной коры, мантии и ядра?

Оболочки земли

Что такое оболочки Земли

 

 

Оболочки также называют геосферами – сферические сплошные и прерывистые пространства, которые формируют планету Земля. Отсчет сфер начинают от земного ядра. Геосферы проникают друг в друга в пространстве и времени, но сохраняют свою основу, имеют самостоятельные функции, собственные физические законы. Сферы Земли находятся в постоянном взаимодействии, даже существование одних напрямую зависит от остальных.

 

 

Виды оболочек Земли

 

 

Существует четыре основных геосфер и несколько дополнительных. К основным оболочкам относят: литосферу, гидросферу, биосферу и атмосферу.

Дополнительные:

  • Педосфера. Состоит из всех видов почвы, которая укрывает сушу и дно водоемов
  • Ионосфера. Самый верхний слой атмосферы
  • Магнитосфера. Включает магнитное поле Земли, защиту других геосфер

 

Многие ученые за весь период истории предлагали выделять другие различные виды оболочек, которые входят в состав как основных, так и друг друга: тропосфера, ноосфера, социосфера, астеносфера, стратосфера, техносфера и многие другие.

 

 

В зависимости от своего расположения, земные сферы бывают внешние и внутренние.

 

Внешние оболочки Земли

 

К внешним геосферам относят литосферу, гидросферу, биосферу и атмосферу со всеми их составляющими. Это самая разнообразная составляющая земного шара, все ее части очень тесно взаимодействуют между собой.

 

Внутренне и внешне оболочки разделяет верхняя часть земной коры.

 

 

Внутренние оболочки Земли

 

 

Внутренние геосферы земного шара разделяют благодаря сейсмическим волнам, а точнее скорости с которой они проходят сквозь каждую оболочку. Отделяют одну сферу от другой поверхности раздела, в которых резко меняются различные показатели. Таким образом, существует три вида геосфер:

  1. Мантия. Ее части находятся на разной глубине от поверхности земного шара. Делиться на верхнюю (от 33 до 400 км), переходную (от 400 до 1000 км) и нижнюю (от 1000 до 2900 км). Верхняя оболочка еще называется Астеносферой. Твердая часть мантии преимущественно состоит из расплавленного базальта. Именно там расположены центры землетрясений.
  2. Ядро. Эту составляющую разделяют на внешнее и внутреннее ядро, которое состоит из жидкого металла, расположенного на глубине от 2900 до 5120 км.

 

 

Твердая оболочка Земли: литосфера

 

 

Это внешняя твердая сфера земного шара, заканчивается там, где минералы становятся вязкими или жидкими. Включает в себя земную кору со всеми горными рельефами, равнинами и океаническим дном. Потому условно делиться на континентальную и океаническую.

 

 

Условно данная сфера состоит из коры и части мантии, до астеносферы. Что до состава литосферы, то существует два слоя:

  1. Верхний слой, состоит из гранита и осадочных пород. На той, части, которая принадлежит суше, литосфера покрыта тонким слоем плодородной почвы
  2. Нижний слой, состоит из твердых базальтовых пород

 

 

Основа литосферы – это тектонические плиты, они не скреплены между собой, а больше похожи на кусочки пазлов, которые хоть и подходят друг к другу, но все являются отдельными элементами. Плиты постоянно находятся в движении, хоть и замедленном, что приводит к ряду процессов, которые неизбежно происходят из-за такой активности.

 

 

Процессы, которые происходят с литосферой:

  • Тектонические. Сдвиги тектонических плит, являются причиной землетрясений
  • Вулканические. Явление, при котором магма в виде лавы прорывается на поверхность, разрушая все на своем пути. Этот процесс не только разрушает, но созидает, лава формирует новый ландшафт
  • Существует также ряд процессов, который происходит из-за влияния сил земного притяжения – сели, обвалы, осыпи, оползни. Некоторые из них также могут являться следствием воздействия человека.

 

 

Каждая область земного шара имеет свои особенности тектонических процессов. Это объясняется тем, что некоторые тектонические плиты активны чуть больше, чем другие. Например, острова Гавайского архипелага, Индонезии – самая активная вулканическая зона на планете, потому что там постоянно происходят активные тектонические процессы, плиты там нестабильны. В то время как другие области Земли так же наполнены вулканами, но они менее активны или находятся в спячке.

 

 

Водная оболочка Земли: гидросфера

 

 

Сфера земного шара, к которой относятся все водные пространства, а это 70% площади планеты. В ее состав входят не только моря и океаны, гидросфера прерывиста – вода разделена сушей, а это значит, что к данной оболочке также относятся реки, озера, водохранилища, болота, подземные воды. К гидросфере относиться также вода в газообразном состоянии в виде облаков и тумана, а также в виде снега, льдов айсбергов и ледников. Вода в твердом виде на Земле имеет название – криосфера.

 

Вода существует в пресном и соленом виде.  В водах мирового океана содержится 97% всех водных ресурсов, тогда так только 3% всех вод являются пресными. Хотя человечество изобрело технологию по опреснению воды для собственных нужд, но в большей части земного шара, вода так продолжает быть в огромном дефиците. Что касается соли в воде, то не во всех соленых водоемах ее концентрация одинаковая, потому разделяют океаны, моря, озера сильносоленые и слабосоленые.

 

Водные ресурсы планеты постоянно находятся в движении, циркулируют по гидросфере. Такое явление называется «круговоротом воды в природе». Это возможно благодаря тому, что вода имеет свойство легко переходить из одного агрегатного состояния в другое. Пример: вода в реках испаряется, поднимается вверх атмосферы в виде газа и выпадает в виде осадков, как правило, уже над другой территорией, далее проникает в грунтовые воды и пополняет реки.

 

 

Живая оболочка Земли: биосфера

 

 

Если перевести дословно, то биосфера – сфера жизни. В ее состав входят абсолютно все живые организмы во всех геосферах земного шара, а также изменения, которые они вносят в свою среду обитания. Продуктами жизнедеятельности различных живых организмов является: горные породы органического происхождения, кислород, нефть.

 

Биосфера представлена во всех других основных оболочках земного шара. От почв литосферы, до 500м над поверхностью в атмосфере, отдельные споры были найдены на высоте 20 км, под озоновым слоем.

 

 

Ученые выделяют следующую структуру Биосферы:

  1. Живое вещество. Все живые организмы, их виды и системы
  2. Биогенное вещество. Это то, что создают и перерабатывают живые организмы
  3. Косное вещество. Часть биосферы, которая образуется без участия живых организмов
  4. Биокосное вещество. Создается косными процессами и живыми организмами. Результатом такого взаимодействия становить ил, почва
  5. Вещество, которое находится в радиоактивном распаде
  6. Рассеянные атомы
  7. Вещество космического происхождения

 

 

 

Существует несколько подходов к изучению биосферы:

  • Энергетический. Связь явлений биосферы с космическими, Солнечными излучениями, а также с радиоактивными процессами самой Земли
  • Биогеохимический. Изучает, как все живое влияет на распределение атомов
  • Информационный. Этот подход изучает законы, принципы по которым устроены те или иные живые системы, их организацию
  • Пространственно-временной. Предметом исследования данного метода является зарождение и эволюция органических систем
  • Ноосферный. Изучает влияние человека на окружающую среду

 

 

Биосфера больше остальных подвержена изменениям вследствие преображения окружающей среды. За всю свою историю существования живые организмы зарождались, видоизменялись и вымирали. Ученым известно, описано свыше 2 млн видов растений, животных и прочих живых организмов. Но ученые едины во мнении, что это небольшой процент от реального разнообразия всего живого на Земле. По приблизительным подсчетам, чтобы описать всех представителей флоры и фауны, понадобиться не менее 500 лет.

 

Все живые организмы делятся на царства:

  • Растения
  • Животные
  • Простейшие
  • Вирусы
  • Грибы
  • Бактерии

 

Каждое из царств содержит миллионы видов, которые обитают в глубинах литосферы и даже в части стратосферы.

 

 

Воздушная оболочка Земли: атмосфера

 

 

Геосфера, которая включает в себя все воздушное, газовое пространство земного шара.

  1. Тропосфера. Первый слой атмосферы, начинается от поверхностей суши или водоемов и простирается на 15 км вверх. Отличительной чертой является разная плотность воздуха, которая меняется в зависимости от высоты, чем выше, тем плотность больше. Верхний слой тропосферы соприкасается с озоновым шаром – это слой озона шириной в 7 км, который защищает планету от разрушительных космических воздействий.

 

Тропосфера наиболее подвержена влиянию на нее человека.

  1. Стратосфера. Второй слой атмосферы. Основная составляющая – разжененные газы (водород, азот, гелий и другие). Расположен от 5 до 100 км.
  2. Ионосфера. Третий слой атмосферы, который начинается от стратосферы и простирается до пространства, которое люди назвали космосом. Состоит из различных частиц (ионов, электронов), которые образуются в результате распада молекул. Такой состав, а также особое строение порождает эффект, который заметен невооруженным глазом – «северное сияние», его можно наблюдать на крайнем севере, а зарождается оно в нижней части ионосферы.

 

Некоторые ученые разделяю ионосферу на мезосферу, термосферу и экзосферу. Каждая из них имеет свои характеристики температуры и давления, которые отличаются в зависимости от высоты каждой.

 

 

Чем отличается биосфера от других оболочек Земли

 

 

Биосфера полностью состоит из живых организмов, в то время как остальные сферы земного шара состоят из неживых элементов. Зародилась она позже всех главный геосфер, менее 4 млрд лет назад в гидросфере. А на суше жизнь существует лишь около 500 млн лет.  В то время как гидросфера, атмосфера и литосфера зародились существенно раньше.

 

Во всех организмах содержаться все известные химические элементы, хотя концентрация отдельных частиц ничтожно мала. И сама биосфера ничтожно мала, по сравнению с остальными оболочками. К примеру, ее общий вес приблизительно составляет 0, 01% от общей массы всех сфер Земли.

 

Биосфера постоянно развивается, меняется. А в лице отдельного ее представителя – человека, еще и меняет весь окружающий мир. К сожалению, человечество на сегодняшний день приносит больше вреда, чем пользы. Например, вымирание некоторых видов животных – прямое следствие влияния людей.

 

 

Взаимосвязь и взаимодействие разных оболочек Земли

 

 

Все сферы земного шара, так или иначе, контактируют, взаимодействуют между собой. Внутренние оболочки, например, постоянно находятся в движении. Когда интенсивность этого движения слишком высока, то эта энергия начинает влиять на литосферу в виде землетрясений, вулканов, которые в свою очередь могут влиять на атмосферу, гидросферу и биосферу.

 

Глобальным примером влияния литосферы на другие оболочки можно назвать извержение вулкана Тоба 75 тысяч лет назад. Эта катастрофа практически уничтожил человечество. На время изменила климатические условия в виде ядерной зимы. Такие происшествия крайне редки, в основном же оболочки взаимодействую друг с другом постоянно, не нанося вред, а поддерживая существование.

 

Такой связью можно назвать круговороты воды, жизни, кислорода. Во всех этих процессах, так или иначе, участвуют несколько географических сфер. Что бы наглядно продемонстрировать взаимосвязь, стоит воспользоваться таблицей:

 

ЛитосфераГидросфераАтмосфераБиосфера
ЛитосфераВода в жидкой форме способна проникать сквозь почву накапливаться в виде грунтовых вод, подземных озерВ глубинах литосферы существуют воздушные карманыОстанки животных и растений пополняют, удобряют почву
ГидросфераРельеф поверхности часто диктует форму и направление рекРежим, питание водоемов зависит от климатаМногие растения накапливают в себе воду
АтмосфераВ атмосфере присутствуют частицы в виде пылиВ атмосфере присутствует вода в газообразной формеФотосинтез
БиосфераСреда обитания живых организмов. Обязательное условие жизниСреда обитания живых организмов. Обязательное условие жизниСреда обитания живых организмов. Обязательное условие жизни

 

 

Планета земля многогранна, состоит из множества составляющих, которые работают как одна слаженная система, единый организм.

Оболочки Земли. Литосфера. Строение Земли и свойства земной коры

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с главными оболочками Земли;
  • рассмотреть особенности внутреннего строения Земли, свойства земной коры;
  • дать представление о способах изучения земной коры.

Учебно — наглядный комплекс:

  • Глобус,
  • схема строения земной коры (мультимедийная презентация),
  • учебник для 6 класса “Начальный курс географии” Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Формы проведения урока:

Знакомство с основными оболочками Земли, их определение; работа со схемой “Внутреннее строение Земли”; работа с таблицей “Земная кора и особенности ее строения”; рассказ о способах изучения земной коры.

Термины и понятия:

  • атмосфера,
  • гидросфера,
  • литосфера,
  • земная кора,
  • мантия,
  • ядро Земли,
  • материковая земная кора,
  • океаническая земная кора,
  • раздел Мохоровичича,
  • сверхглубокие скважины.

Географические объекты:

Кольский полуостров.

Объяснение нового материала:

  1. Объяснительное чтение учебника, конспектирование (стр.38).(использование мультимедийной презентации).
  2. Строение Земли (рассматриваем рис.22, стр.39), комментированное чтение, составление рисунка-конспекта в тетради (использование мультимедийной презентации).
  3. Свойства земной коры. Включение в конспект работы с рис.23, стр.40.(Использование мультимедийной презентации)
  4. Решение задач на определение температуры, изменяющейся с погружением в глубь Земли.
  5. Изучение земной коры. Работа с рис.24, стр.40.
  6. Закрепление нового материала. (Использование мультимедийной презентации).
  7. 1.Объяснительное чтение учебника, конспектирование.

    Подчеркнуть карандашом и записать в тетради: (использование мультимедийной презентации).

    Внешние оболочки земли:

    • Воздух – газообразная оболочка –атмосфера
    • вода – водная оболочка – гидросфера
    • горные породы, которые слагают сушу и дно океанов – земная кора
    • живые организмы вместе с той средой, где они живут, составляют биосферу.

    2. Строение Земли (рассматриваем рис. 22, стр.39). Использование мультимедийной презентации. Комментированное чтение, составление рисунка-конспекта в тетради.

    Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Мощность литосферы составляет в среднем от 70 до 250 км.

    Земная кора

    “литос” — камень

    Литосфера

    “сфера” — шар

    Мантия – “покрывало”

    tC +2000С tC                       плавления железа +1539С

    давление = 1,3 млн.атм.

    твердая-магний

    пластичная-железо

    раскаленная-кремний

    Ядро

    tС +4000С +5000С tС         кипения железа +3000С

    давление = 3,6 млн.атм.

    железо

    кремний

     Радиус Земли (экваториальный) = 6378 км

    3. Свойства земной коры. Включение в конспект работы с рис. 23 стр.40 (использование мультимедийной презентации).

    Земная кора – твердая каменная оболочка Земли, состоящая из твердых минералов и горных пород.

    Земная кора

    материковая

    толщина

    1. до 70км в горах

    30-40км под равнинами

    2. 3 слоя:

    осадочный чехол

    слой гранита

    слой базальта

    3. более старая

    океаническая

    толщина

    1. 5-10км под океанами

     

    2. 2 слоя:

     

     

     

    3. более молодая, формируется в районе вершин океанических  хребтов

    .осадочный чехол

    слой базальта

    4. Решение задач на определение температуры, изменяющейся с погружением в глубь Земли.

    От мантии внутреннее тепло Земли передается земной коре. Верхний слой земной коры – до глубины 20-30м подвержен влиянию внешних температур, а ниже температура постепенно повышается: на каждые 100м глубины на +3С. Глубже, температура уже в значительной степени зависит от состава пород.

    Задание: Какова температура горных пород в шахте, где добывается каменный уголь, если ее глубина 1000м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года составляет +10С

    Решаем по действиям:

    1. Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной?
    2. 1000: 100=10

      1. На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте:

      3С •10= 30С

      1. Какой будет температура слоя земной коры в шахте?

      +10С+( +30С)= +40С

      Температура = +10С +(1000:100 3С )=10С +30С =40С

      Решить задачу: Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 1600м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года -5 С?

      Температура воздуха =(-5С)+(1600:100 3С)=(-5С)+48С =+43С.

      Запишите условие задачи и решите ее дома:

      Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 800м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года +8?С?

      Решите задачи, приведенные в конспекте урока

      5. Изучение земной коры. Работа с рис. 24 стр.40, текстом учебника.

      Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.

      R Земли = 6378км (экваториальный)

      =6356 км (полярный) или меридиональный

      530-531 часть экваториального.

      Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты. Словом, если вновь обратиться к приведенному сравнению, мы еще никак не можем “проколоть скорлупку”.

      1. Закрепление нового материала. Использование мультимедийной презентации
      2. .

        Тесты и задания для проверки.

      1. Определите оболочку Земли:

      земная кора.

    3. гидросфера.
    4. атмосфера
    5. биосфера.
    6. А. воздушная

      Б. твердая.

      В. Жизни.

      Г. водная.

      Ключ проверки:

      1. Б

      2. Г

      3. А

      4. В

      2. Определите, о какой оболочке Земли идет речь:

      Земная кора

    7. Мантия
    8. Ядро
    9. а/ ближе всего к центру Земли

      б/ толщина от 5 до 70км

      в/ в переводе с латыни “покрывало”

      г/ температура вещества +4000 С+5000 С

      д/ верхняя оболочка Земли

      е/ толщина около 2900км

      ж/ состояние вещества особое: твердое и пластичное

      з/ состоит из материковой и океанической частей

      и/ основной элемент состава – железо.

      Ключ проверки:

      1. б, д, з,

      2. в, е, ж,

      3. а, г, и.

      3. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?

      Домашнее задание: §16, задания и вопросы после параграфа, задача в тетради.

      Материал, используемый учителем во время объяснения новой темы.

      Земная кора.

      Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75км под горными массивами Памира, Тибета, Гималаев . несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

      Верхние ее горизонты довольно хорошо изучены при помощи бурения скважин.

      Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную.

      Земная кора океанов занимает примерно56% поверхности планеты, и главной ее чертой является небольшая толщина – в среднем около 5-7 км. Но даже такая тонкая земная кора подразделяется на два слоя.

      Первый слой – осадочный, представлен глинами, известковыми илами. Второй слой сложен базальтами – продуктами извержений вулканов. Мощность базальтового слоя на дне океанов не превышает 2 км.

      Континентальная (материковая) земная кора занимает площадь меньше, чем океаническая, около 44% поверхности планеты. Континентальная кора толще океанической, ее средняя мощность 35-40км, а в области гор достигает 70-75 км. Она состоит из трех слоев.

      Верхний слой слагают разнообразные осадки, их мощность в некоторых впадинах, например, в Прикаспийской низменности, составляет 20-22 км. Преобладают отложения мелководий – известняки, глины, пески, соли и гипс. Возраст пород 1,7 млрд.лет.

      Второй слой – гранитный – он хорошо изучен геологами, т.к. имеются выходы его на поверхность, а также предпринимались попытки пробурить его, хотя попытки пробурить весь слой гранита оказались неудачными.

      Состав третьего слоя не очень ясен. Предполагают, что он должен быть сложен породами типа базальтов. Мощность его составляет 20-25 км. В основании третьего слоя прослеживается поверхность Мохоровичича.

      Повехность Мохо.

      В 1909г. на Балканском полуострове, около г.Загреба, произошло сильное землетрясение. Хорватсякий геофизик Андрия Мохоровичич,изучая сейсмограмму, записанную в момент этого события, заметил, что на глубине примерно 30 км скорость волн существенно увеличивается. Данное наблюдение подтвердили и другие сейсмологи. Значит, существует некий раздел, ограничивающий снизу земную кору. Для его обозначения ввели особый термин – поверхность Мохоровичича (или раздел Мохо).

      Мантия

      Под корой на глубинах от 30-50 до 2900 км расположена мантия Земли. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом.

      Мантия занимает до 82% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю. Первая залегает ниже поверхности Мохо до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению ее вещества.

      На глубине от 400 км под материками и 10-150 км под океанами, т.е. в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой ( от греч. “астенес” — слабый). Здесь доля расплава составляет 1-3%, более пластичная. Чем остальная мантия, астеносфера служит “смазкой”, по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.

      По сравнению с породами, слагающими земную кору, породы мантии отличаются большой плотностью и скорость распространения сейсмических волн в них заметно выше.

      В самом “подвале” нижней мантии – на глубине 1000км и до поверхности ядра – плотность постепенно увеличивается. Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.

      Ядро.

      Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница ядра находится на глубине 2900км.

      А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн.атм. а в центре достигает 3 млн.атм. Температура здесь может превышать 10000С. Каждый куб. см вещества земного ядра весит 12 -14 г.

      Очевидно, вещество внешнего ядра Земли гладкое, почти как пушечное ядро. Но оказалось, что перепады “границы” достигают 260км.

      Лист-конспект урока “Оболочки Земли. Литосфера. Земная кора.”

      Тема урока. Строение Земли и свойства земной коры.

      1. Внешние оболочки Земли:

      Атмосфера — _______________________________________________________________

      Гидросфера -_______________________________________________________________

      Литосфера — ________________________________________________________________

      Биосфера — _________________________________________________________________

      1. Литосфера-____________________________________________________________

      3. Строение Земли:

       

       

       

       

       
       

       

       

       

       

       

       

      1. Заполни схему “Толщина земной коры”.

       

      1. Заполните таблицу: “Строение земной коры”
      2. Вид земной коры толщина Состав (слои)
         

         

           
         

         

         

           
      3. Найдите соответствия:
      1. земная кора океанического типа.
      2. материковая земная кора
      3. мантия
      4. ядро

      а. состоит из гранита, базальта и осадочных пород.

      б. температура +2000, состояние вязкое, ближе к твердому.

      в. толщина слоя 3-7 км.

      г. температура от 2000 до 5000С, твердое, состоит из двух слоев.

      _______________________________________________________________________________

      1. Реши задачи:
      1. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли +8С, а глубина шахты 750м?
      2. _______________________________________________________________________________

      3. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли +15С, а глубина шахты 1000м?

      ________________________________________________________________________________

      Урок по географии по теме «Оболочки Земли»

      Выпускная работа по УМК «ИОС «Инновационная школа»

      Тема урока: «Оболочки Земли»

      Выполнила:

      учитель ГБОУ школа №629

      Ремизова Лиана Владимировна.

      Москва

      2018 г.

      Технологическая карта урока

      Учитель: Ремизова Лиана Владимировна, учитель географии

      УМК: Авт.-сост. Е. М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А. А. Плешаков

      «География. Введение в географию

      Предметная область: География.

      Тема урока — «Оболочки Земли».

      Тип урока – комбинированный.

      Цель: формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала.

      Задачи:

      1.Образовательные: ввести новые понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка; дать первоначальные сведения о географической оболочке, ее составе; раскрыть особенности влияния оболочек Земли друг на друга.

      2.Развивающие: развивать практические умения и навыки учащихся; умения работать в группе; умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке; коммуникативные и познавательные компетенции;

      3. Воспитательные: способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; воспитывать чувство коллективизма; адекватную самооценку; основы здорового образа жизни.

      Планируемые результаты обучения:

      1. Личностные: Понимание специфических черт оболочек Земли, осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

      2. Метапредметные : умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

      Познавательные УУД : выделять и формулировать познавательную цель всего урока; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

      Коммуникативные УУД : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

      Регулятивные УУД: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; планирование путей достижения целей; осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

      3. Предметные:

      • определять

      • объяснять закономерности;

      • называть.

      Оборудование:

      1.Физическая карта полушарий

      2. Интерактивная доска

      3.Персональный компьютер 

      I Организационный момент

      1мин.

      Проверка готовности учащихся к уроку.

      1. Физическая карта

      2. Картинки с

      изображенными на них природными объектами.

      3. Маршрутные листы команд.

      4. Презентация по теме урока

      5. Атласы

      Приветствие учителя.

      Приветствие учащихся. Ученики садятся группами.

      Умение организовать свою деятельность.

      II Актуализация опорных знаний.

      5 мин

      Повторение ранее изученного материала.

      Демонстрационные картинки расположены в хаотичном порядке на доске.

      На доске делим картинки на четыре группы.

      Титульный лист презентации

      На планете Земля произошло невероятное событие. Перепутались природные объекты. Рассмотрите картинки. Мы должны помочь планете восстановить порядок.

      Вспомните

      1. Что такое природа.

      2. Что называется «Природным объектом».

      3. На какие группы делятся природные объекты.

      4. Чем они отличаются друг от друга.

      Как еще можно разделить объекты на группы?

      У нас получилось 4 группы.

      Ребята, вы охарактеризовали каждую группу, а ученые назвали их «Оболочкам». Тема нашего урока «Оболочки Земли». Запишите тему урока. Обобщая

      высказывания сформулируем цели и задачи урока.

      Предполагаемые ответы учащихся:

      1. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.

      2. Природные объекты- это море, ветер, туча, горы, человек, леса, река, поле, облака, туман, птицы и т.д.

      3. Делятся на группы живой и не живой природы.

      Ответы учащихся

      4. Объекты живой природы -дышат, двигаются, питаются, растут и развиваются, размножаются, умирают. Объекты не живой природы не дышат, не двигаются, не питаются, не растут и не размножаются не умирают.

      1. Туча, туман, роса, осадки.

      2. Горы, равнины, овраг, остров.

      3. Речка, озеро, море,

      айсберг.

      4. Растения, птицы, звери, человек.

      Дети записывают тему урока в тетрадь.

      Познавательные: умение отвечать на поставленные вопросы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока

      Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

      Регулятивные: умения ставить цель, планировать действия, необходимые для ее достижения.

      III Самоопределение к деятельности

      5 мин

      Введение темы урока, постановка цели и задачи.

      Слайд № 2

      1. Что такое оболочка?

      2. Какие бывают оболочки Земли и чем они отличаются?

      3. Как оболочки влияют друг на друга.

      Сформулируем цели и задачи урока.

      Что нам поможет решить эти задачи на уроке?

      Начинаем наше путешествие по планете Земля.

      Дети читают задачи

      урока:

      1. Что такое оболочка?

      2. Какие бывают оболочки Земли и чем они отличаются?

      3. Как оболочки влияют друг на друга.

      1Физ. Карта

      2учебник

      3 атлас.

      Познавательные: умения грамотно формулировать вопросы. Давать пояснения по заданной теме.

      Делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

      IV Работа по теме урока.

      10 мин

      Решение задач урока.

      Раскрытие темы урока.

      Маршрутные карты на столах команд.

      Слайд №3

      «Литосфера»

      hello_html_71b7a4b8.png

      Слайд №4

      «Атмосфера»

      hello_html_7d75da63.png

      Слайд№5

      «Гидросфера»

      hello_html_m3f515ea2.png

      Слайд №6

      «Биосфера»

      hello_html_m736d3cfb.png

      Сегодня будете работать по маршрутным картам. На них вы видите вопросы.

      Маршрутный лист команды «Литосфера»

      Вопросы:

      1. Что означает в переводе с греческого слово «Литос» и слово «Сфера»?

      2. Дать определение «Литосфера»?

      3. Какие объекты природы составляют данную оболочку? (Объекты можно взять из предложенных картинок).

      4. Какие наиболее значимые объекты литосферы вам знакомы из изученного материала? (уметь показать на карте)

      Записать информацию в тетрадь.

      Маршрутный лист

      команды

      «Атмосфера»

      1. Что означает в переводе с греческого слово «Атмос», слово «сфера»

      2. Дать определение «Атмосфера»

      3. Какие объекты природы составляют атмосферу? (Объекты можно взять из предложенных картинок)

      4. Какое значение эта оболочка имеет для нашей планеты?

      Записать информацию в тетрадь.

      Маршрутный лист

      Команда «Гидросфера»

      1. Предположите, что обозначает в переводе с греческого «гидро», «сфера» (используйте учебник, атлас)

      2. Дать определение «Гидросфера» (используйте учебник, атлас)

      3. Какие объекты природы составляют данную оболочку планеты (объекты можно взять из предложенных картинок)

      4. Какие наиболее значимые объекты гидросферы вам знакомы из изученного материала (уметь показать на карте).

      Записать информацию в тетрадь.

      Маршрутный лист

      Команда «Биосфера»

      1.Предположите, что обозначает в переводе с греческого «био», «сфера» (используйте учебник, атлас)

      2. Дать определение «Биосфера»

      3. Какие объекты природы составляют данную оболочку (примеры можно взять из предложенных картинок)

      4. Какие наиболее интересные объекты вам знакомы из изученного материала (рекордсмены при роды) Записать информацию в тетрадь.

      Работа в группах с маршрутными листами

      Выступление команд.

      Команда «Литосфера»

      Ответы

      1.Слово «литос» означает камень, а слово «сфера»

      -«шар или оболочка»

      2.Литосфера твердая оболочка Земли

      3.Горы, равнины, острова

      песок.

      Ответы учеников:

      Западная Сибирь, Гималаи, Прикаспийская низменность.

      Ученики записывают данные в тетрадь.

      Команда «Атмосфера»

      Ответы:

      1.Слово «Атмос» означает

      «пар», слово «сфера» -«шар или оболочка».

      2.Воздушная оболочка

      Земли.

      3.Осадки, облако, роса.

      4.Атмосфера поддерживает жизнь на планете.

      Команда «Гидросфера»

      Ответы:

      1. Слово «Гидро» означает «вода».

      2. «Гидросфера»- это водная оболочка Земли.

      3. Реки, озера, моря, океан.

      Ученики записывают данные в тетрадь.

      Ответы учеников: Озеро Байкал, Атлантический океан, река Лена, рака Амазонка, Каспийское море.

      Команда «Биосфера»

      Ответы:

      1.слово «био» означает «жизнь».

      2.«Биосфера» — живая оболочка Земли.

      3.Деревья, цветы, лиса, волк, бабочки,

      муравьи, человек.

      4.Ответы учеников:

      Сосна, баобаб ,пальма. Бизон, муравьед, фламинго, белый медведь, кенгуру, кит, пингвин.

      Ученики записывают данные в тетрадь.

      Познавательные: умение выделять главное в тексте.

      Делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

      Коммуникативные: умение работать в группе.

      Личностные: умение уважительно относиться к работе одноклассников.

      V. Физкультурная

      минутка.

      2 мин

      Соблюдаем здоровьесберегающие технологии.

      Хорошо поработали -давайте поиграем и отдохнем.

      Я, называю объект, а вы выполняете действия- соотнесите тела и явления природы соответственно оболочкам Земли:

      Оболочки – атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

      Тела природы: река, ветер, уголь, растения, насекомые, озеро, море, гроза, мел, песок, птицы, осадки, вулкан, айсберг.

      Спасибо, сели и продолжим работу.

      При назывании объектов биосферы «деревья большие» дети вытягивают руки вверх, встают на носочки.

      Объекты атмосферы – руки движутся из стороны в сторону (ветер дует). Объект гидросферы -делают плавательные движения, объект литосфера присаживаются на корточки.

      Регулятивные: умение работать согласно установленным правилам

      VI. Работа по теме урока.

      12 мин

      Решение задач урока.

      Раскрытие темы урока.

      Слайд№7

      «Географическая оболочка»

      hello_html_62e73473.png

      Слайд 8

      «Влияние оболочек друг на друга»

      hello_html_m2afd8a73.png

      Все оболочки объединяются в одну «Географическую оболочку».

      1)Что можно сказать про оболочки, глядя на схему?

      2)А если мы уберем один компонент этой связи, что произойдет? произойдет? С помощью одного примера я расскажу, как природные оболочки влияют друг на друга. Помните, гуляя по лесу мы пересекали лесную речку. Как вы заметили, что в речке много воды. Можно предположить, что её водами наполнили талый снег и дожди, правильно? Раз так, мы увидели, как осадки влияют на количество воды в реке, то есть влияние атмосферы на гидросферу. Какие вы можете привести примеры? (можно привести примеры из учебника)

      Высказывания детей:

      1) Все оболочки между собой взаимосвязаны, они нужны друг другу.

      2)Если убрать из географической оболочки любой компонент, то произойдет нарушение связи .Это приведет к разрушению всей оболочки.

      Да, правильно.

      Ответы детей:

      На лугу нам было жарко, в лесу стало прохладно. То есть температура воздуха на лугу и в лесу разная. А раз так, то мы увидели влияние растительности на свойства воздуха, то есть влияние биосферы на атмосферу.

      Познавательные: умение отвечать на поставленные вопросы.

      Осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека.

      VII. Итоги урока

      5 мин

      Обобщение знаний и систематизация знаний по теме урока

      Слайд№9

      hello_html_39f14ba3.png

      И Возвращаясь к цели и задачам нашего урока, вспомните:

      1.Какая же тема урока у нас сегодня была?

      Какие бывают оболочки, связаны ли эти оболочки между собой?

      Вывод – все оболочки Земли взаимодействуют, и взаимно влияют друг на друга. И эта взаимосвязь называется географическая оболочка.

      Ответы детей:

      1.Тема урока — «Оболочки Земли»

      2.Наша планета состоит из четырёх оболочек: литосфера

      атмосфера, гидросфера, биосфера. Все оболочки тесно связаны между собой и эта связь называется «Географической оболочкой».

      Вывод – все оболочки Земли взаимодействуют, и взаимно влияют друг на друга. И эта взаимосвязь называется географическая оболочка.

      Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

      VIII. Рефлексия.

      2 мин

      Самооценка деятельности учащихся.

      Анкета

      Ребята, вы хорошо поработали сегодня. Как бы вы оценили свою работу? У вас на столах лежат листки с анкетами. Прошу заполнить её.

      Вопросы анкеты:

      1Что на уроке понравилось больше всего?

      2.Что было самым трудным?

      3.Оцените свое настроение в конце урока.

      Кто заполнил анкету, прошу сдать листочки.

      Учащиеся заполняют анкеты

      Личностные :потребность в справедливом оценивании своей работы.

      Регулятивные: навыки самооценки и самоанализа.

      IX. Домашнее задание

      2 мин

      Слайд№10 Заключение.

      hello_html_6ef8fff0.png

      Параграф – 28, рабочая тетрадь – тематический, картографический практикум параграфа 28

      Список использованной литературы:

      1. УМК «ИОС «Инновационная школа»

      Авторы: Е. М. Домогацких, Э.Л. Введенский ,А. А. Плешаков, «География. Введение в географию».

      1. С.В. Банников, Д.В. Молодцов Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А Плешакова 5 класс.

      1. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких «Рабочая тетрадь 5 класс».

      1. Интернет ресурсы.

      Демонстрационный материал

      hello_html_m68f04344.png

      Рисунок 1. Река

      Приложение 1

      hello_html_5c4d1ca5.png

      Рисунок 2. Ветер

      hello_html_4331b52.png

      Рисунок 3. Уголь

      hello_html_m1796f86b.png

      Рисунок 4. Растения

      hello_html_m5344e7bc.png

      Рисунок 5. Насекомые

      hello_html_7917bd75.png

      Рисунок 6. Озеро, горы

      hello_html_128ac20f.png

      Рисунок 7. Море

      hello_html_m2d35627f.png

      Рисунок 8. Мел

      hello_html_m270a842e.png

      Рисунок 9. Песок

      hello_html_m5b3e1662.png

      Рисунок 10. Птицы

      hello_html_3e208fd7.png

      Рисунок 11. Вулкан

      hello_html_m75eaebab.png

      Рисунок 12. Айсберг

      hello_html_172c8960.png

      Рисунок 13. Осадки, дождь

      hello_html_m68d3906e.png

      Рисунок 14. Осадки, снег

      hello_html_1e39f1a3.png

      Рисунок 15. Молния

      hello_html_3990ef23.jpg

      Рисунок 16. Животные

      Приложение 2

      МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

      Команды «Литосфера»

      1.Что означает в переводе с греческого слово «Литос», слово «сфера»

      2. Дать определение «Литосфера» (используйте учебник, атлас)

      3. Какие объекты природы составляют данную оболочку? (Объекты можно взять из предложенных картинок)?

      4. Какие наиболее значимые объекты литосферы вам знакомы из изученного материала? (уметь показать на карте)?

      МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

      Команды «Атмосфера»

      1. Что означает в переводе с греческого слово «Атмос», слово «сфера»

      2. Дать определение «Атмосфера»

      3. Какие объекты природы составляют атмосферу? (Объекты можно взять из предложенных картинок)

      4. Какое значение эта оболочка имеет для нашей планеты?

      МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

      Команды «Гидросфера»

      1.Предположите, что обозначает в переводе с греческого «гидро», «сфера» (используйте учебник, атлас)

      2.Дать определение «Гидросфера» (используйте учебник, атлас)

      3.Какие объекты природы составляют данную оболочку планеты (объекты можно взять из предложенных картинок)?

      4. Какие наиболее значимые объекты гидросферы вам знакомы из изученного материала (уметь показать на карте)?

      МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

      Команды «Биосфера»

      1.Предположите, что обозначает в переводе с греческого «био», «сфера» (используйте учебник, атлас)

      2.Дать определение «Биосфера»

      3.Какие объекты природы составляют данную оболочку (примеры можно взять из предложенных картинок)?

      4.Какие наиболее интересные объекты вам знакомы из изученного материала (рекордсмены природы)?

      Приложение 3

      Анкета

      Вопросы анкеты:

      1.Что на уроке понравилось больше всего? __________________________

      _______________________________________________________________

      _______________________________________________________________

      _______________________________________________________________

      2.Что было самым трудным? ______________________________________

      _______________________________________________________________

      _______________________________________________________________

      _______________________________________________________________

      3.Оцените свое настроение в конце урока. ___________________________

      _______________________________________________________________

      Урок 8. Слои «твердой» Земли (§6) — Рабочая тетрадь 5 класс

      1. Недра Земли.

      Задания по рис.1.

      1) Подпиши среднее значение радиуса Земли (указан стрелкой): 6,350 км.

      2) Измерь радиус круга на рис.1 и определи, во сколько раз он уменьшен относительно радиуса Земли.

      3) С помощью циркуля обозначь на рисунке границы между тремя основными внутренними оболочками Земли.

      4) В верхней части рисунка подпиши их названия.

      5) Заполни таблицу, сделав необходимые расчеты, и укажи в нижней части рис.1 полученные данные для внутренних оболочек Земли.

      Показатели      Внутренние оболочки Земли
       ядро  мантия  земная кора
       Температура, градусах С  4300  700  20-30
       Удаленность границ от центра Земли, км  1300  1600  2900

      Задания по рис.2.

      1) Укажи границы земной коры.

      2) Подпиши значения толщины ее частей (под материками, под океанами).

      Впиши пропущенные слова.

      Литосфера = литосферные плиты + верхняя часть мантии



      2. Строение литосферы.

      Задания по рис.3.

      1) Обозначь нижнюю границу литосферы.

      2) Стрелками покажи направления движений литосферных плит (в областях А, Б, В).

      3) Соотнеси (соедини линиями) обозначенные буквами области и процессы, происходящие на границах литосферных плит.

      А — Погружение одной плиты под другую.

      Б — Столкновение континентальных плит.

      В — Раздвижение литосферных плит.



      3. Как изучают внутреннее строение Земли.

      Дополни схему.


      Школа географа-следопыта.

      Создай модель «твердой» Земли.

      План работы.

      1) Из пластилина сделай трафареты, которые помогут выделить ядро, мантию и земную кору. Предположим, что мы хотим сделать модель Земли, уменьшенную в 200 млн раз. Тогда радиус нашей модели будет равен 6371 км : 200 000 000 = 637 100 000 см : 200 000 000 = 3,2 см. Радиус ядра будет равен  3470 кс : 200 000 000 = 347 000 000 : 200 000 000 = 1,7 см. А радиус ядра с мантией будет равен (6371 — 41) км : 200 000 000 = 633 000 000 : 200 000 000 = 3,2 см.

      2) Сделай с помощью трафаретов сначала ядро, а затем ядро с мантией.

      3) Покрой модель тончайшим слоем (меньше 1 мм) пластилина синего цвета (океана) и коричневого цвета (земной коры).

      4) Стекой выложи дольку так, чтобы на модели было видно внутреннее строение Земли.

      5) Прикрепи тонку палочку (например, бамбуковую) длиой 10-15 см так, чтобы получилась земная ось.

      6) Сделай подставку и закрепи на ней модель Земли. Ось твоей модели должна быть наклонена под углом 66,5 градусов к подставке.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *