Род существительного табу – Синонимы и антонимы «табу» — анализ и ассоциации к слову табу. Морфологический разбор и склонение слов

Содержание

tabu — Викисловарь

Disambig.svg См. также Tabu.

Содержание

  • 1 Интерлингва
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Библиография
  • 2 Финский
    • 2.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Семантические свойства
      • 2.3.1 Значение
      • 2.3.2 Синонимы
      • 2.3.3 Антонимы
      • 2.3.4 Гиперонимы
      • 2.3.5 Гипонимы
    • 2.4 Родственные слова
    • 2.5 Этимология
    • 2.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 2.7 Библиография
  • 3 Чешский
    • 3.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 3.2 Произношение
    • 3.3 Семантические свойства
      • 3.3.1 Значение
      • 3.3.2 Синонимы
      • 3.3.3 Антонимы
      • 3.3.4 Гиперонимы
      • 3.3.5 Гипонимы
    • 3.4 Родственные слова
    • 3.5 Этимология
    • 3.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 3.7 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

ta-bu

Существительное.

Корень: --.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. табу ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Interrobang.svg
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

ta-bu

Существительное.

Корень: --.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. табу ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
  Им. tabu tabu
  Р. tabu tabu
  Д. tabu tabu
  В. tabu tabu
  Зв. tabu tabu
  М. tabu tabu
  Тв. tabu tabu

ta-bu

Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое. Тип склонения: 0 n

Корень: --.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. табу ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

Табу — Википедия

Табу́ — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания

[1].

Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу, без четкого осознания какая именно это угроза.

По мнению Фрэзера, слово табу образовалось из тонганского глагола "ta" (отмечать) и наречия усиления "pu", что вместе буквально должно означать: «всецело выделенный, отмеченный». Обычное значение этого слова — «священный». Оно указывает на связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда — «объект обета». В то же время табу не заключает в себе обязательного морального элемента[2]. Термин этот ввёл капитан Джеймс Кук из наблюдений над жизнью родовых общин в Полинезии[3].

В древней Полинезии, от Гавайских островов (гав. kapu — звучит «капу») до Новой Зеландии, система запретов (табу, капу) охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей всё то, что в других странах называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.

Огромное количество запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения её последователей, находя своё оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в совершенно посторонних областях, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от даже самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое — созданное по аналогии или для ограждения старого — запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью.

Табу может использоваться и в корыстных целях: русский мореплаватель XIX века Отто Коцебу сообщал о том, что король Гавайев Камеамеа I накладывал табу на Алмазную гору, решив, что она таит в себе несметные сокровища, однако это оказалось ошибкой, и табу было отменено[4].

Табу — священный[править | править код]

Прежде всего, табу применялось ко всему тому, что имело непосредственное отношение к божеству. Личность жрецов, храмы и их имущество были строжайшими табу, то есть считались не только священными, но строжайше неприкосновенными. Далее, короли и вожди, ведшие своё происхождение от богов, были вечными табу. Всё, что имело хотя бы малейшее отношение к их личности и имуществу, было священно и неприкосновенно. Даже имена их были табу: подчинённым запрещалось их произносить. Если имя короля случайно звучало наподобие какого-нибудь общеупотребительного слова, то это последнее становилось запретным и заменялось новоизобретённым термином. Всё, к чему прикасались короли или вожди, тоже становилось табу и отчуждалось в пользу прикоснувшихся. То же действие имела капля крови вождя, упавшая на землю или вещь (Новая Зеландия). Тропа, по которой шёл вождь, дом, в который он входил, превращались в табу. По тропе запрещалось ходить, из дома необходимо было выбраться. Точно так же становилась табу всякая вещь, которую король или вождь называл частью своего тела, — например, сказав, что такой-то дом его спина или голова. Пища таких избранников была строжайшим табу. Отведавший её, по убеждению полинезийцев, навлекал на себя неизбежную смерть.

Именно табу — распространявшимся на алии, на части их тела, одежду, жилища и предметы, которыми они пользовались, представители высшей касты отличались от двух других классов гавайского общества… Чем выше степень их знатности, тем большим было табу, святость. Капу правителей и верховных вождей были очень велики. Они, например, предписывали простым людям при встрече с алии падать перед ним ниц. На носителя подобного табу простые люди не имели даже права смотреть. Они должны были падать на землю даже перед вещами, принадлежавшими знатному алии. Кто этого не делал, того тут же убивали. Подобное наказание ждало каждого, кто касался самого алии, его вещей и одежды или оказывался на участке, где стояла хижина знатного гавайца. Многие капу касались жён алии. Им, например, строго запрещалось есть в обществе своих мужей, накладывалось табу и на многие продукты — мясо акул, черепах, свинину. Эти женщины не имели права прикасаться к бананам и очень распространенным на островах кокосовым орехам. Знатные мужчины обязаны были соблюдать одно-единственное табу — во время каждого новолуния две ночи проводить в особой хижине, стоявшей на территории их святилища. В это время алии не смели трогать руками пищи, поэтому их кормили слуги.

[5]

Предметом страха были не только общеплеменные или национальные божества, но и божества менее крупные, божества отдельных родов или семей. Правом провозглашать табу пользовались поэтому не только жрецы, короли, вожди, но и отдельные селения, даже отдельные лица в качестве хранителей своих домашних и земельных богов. Отсюда возникло право отдельных лиц провозглашать табу на свою землю, деревья, дома, отдельных селений — на свои поля во время жатвы. Эти два последних примера могут служить яркой иллюстрацией того, как даже на первых ступенях развития право собственности искало себе санкции в религиозных представлениях. Атрибут «священности» этого права ведёт своё начало ещё от периода табу. Дни и сезоны, посвящённые религиозным целям, обставлены были строжайшими табу. В обыкновенные дни табу требовалось только воздерживаться от обычных занятий и посещать богослужения, но во время чрезвычайных табу запрещалось даже разводить огонь, спускать лодки на воду, купаться, выходить из дому, производить какой бы то ни было шум. Запреты распространялись даже на животных: собаки не должны были лаять, петухи — кричать, свиньи — хрюкать. Чтобы помешать этому, гавайцы завязывали морды собак и свиней, а птиц сажали под тыкву или завязывали им глаза куском какой-нибудь ткани. На Гавайских островах за шум, произведённый в сезон табу, виновные подвергались смертной казни. Чрезвычайные табу устанавливались во время приготовления к войне, перед большими религиозными церемониями, во время болезни вождей и т. п. Табу продолжались иногда годы, иногда несколько дней. Обычная их продолжительность составляла 40 дней, но бывали табу, продолжавшиеся по 30 лет, в течение которых запрещалось стричь волосы. На всё время табу целые округа или острова становились как бы под карантин: даже приближаться к табуированной местности было строжайше запрещено.

Табу — нечистый[править | править код]

Термин табу у полинезийцев, как и у других народов, кроме значения «священный», имел и другое, противоположное — «проклятый», «нечистый». Генезис этого второго значения чрезвычайно сложен. Первая причина кроется в том, что, кроме божеств добрых, сообщавших атрибут «священности», существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества сообщали предметам и лицам страшные свойства, которых необходимо было избегать. Поэтому умерший и всё, что имело отношение к нему, — дом, в котором он жил, лодка, на которой его перевозили, и т. д., — считалось отверженным, «нечистым», носящим в себе нечто опасное, губительное, и должно было быть неприкосновенно в силу своей губительности. Другим поводом к образованию этого значения служили строгие кары, следовавшие за нарушением табу первого рода. Предметы и лица, считавшиеся «священными» в силу своего отношения к божеству и потому навлекавшие страшные бедствия на нарушивших их «священность» хотя бы простым прикосновением к ним, должны были в конце концов вызывать страх и даже отвращение. Виды пищи, считавшиеся запретными, должны были выработать инстинктивное чувство брезгливости. На практике табу обоих родов сплошь и рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под табу второго рода, то есть как нечистое, не могло есть из собственных рук: его должны были кормить посторонние. Но в том же положении были и «священные» вожди, бывшие под вечным табу первого рода: им не только запрещалось есть из собственных рук (их кормили жёны), но они не могли принимать пищи в домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество табу второго рода касались женщин: во время родов они считались «нечистыми». Совместная еда с мужчинами для них безусловно не допускалась. На Гавайских островах женщинам запрещалось употреблять в пищу мясо свиней, птиц, черепах, некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти всё, что приносилось в жертву (``ai-tabu`` — священная еда). Все эти роды пищи считались табу (нечистыми) для женщин. Женщина, приготовлявшая кокосовое масло, подвергалась табу на несколько дней и не могла прикасаться к пище. Вообще пища составляла предмет множества табу. Так, например, её запрещалось носить на спине, иначе она становилась табу (нечистой) для всех, кроме того, который носил её запретным способом. Больше всего табу второго рода вызывало всё, что имело хотя бы отдалённое отношение к смерти и умершим. Не только прикасавшиеся к покойнику, но даже бывшие на похоронах становились табу на продолжительное время. Человек, убивший врага на войне, на 10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к огню. Два вида табу заслуживают особого внимания, как относящиеся более к морали, чем к религии. Женщина до брака считалась ``noa`` (доступной) для всякого мужчины. После брака она становилась табу для всех, кроме своего мужа. Новорождённые пользовались табу королей: всё, к чему они прикасались, становилось их собственностью. Прикосновение к ребёнку и питьё воды из его рук считалось очистительным средством.

Метки табу[править | править код]

Общественные табу устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности).

Наказание[править | править код]

Соблюдение табу охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших табу и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить табу, скоропостижно умирали от одного страха перед неминуемой небесной карой. Этот страх давал повод людям могущественным и власть имущим устанавливать с корыстной целью табу, разорительные для массы населения.

Табу встречается не только в Полинезии: характерные его черты найдены почти у всех народов на определённой ступени развития. Прежде всего его можно наблюдать у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии употребляется даже сам термин «табу». На Маркизских островах среди множества других типичных табу встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище. На острове Борнео, у даяков, эта система известна под названием Porikh. На индонезийском острове Тимор так называемое Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь плотское общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского табу, как, например, запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдалённых друг от друга местах, например в Индии и в Северной Америке (у одного из племён Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу известны среди юкагиров на побережье Ледовитого океана[6]. У многих первобытных племён обнаружены ещё более яркие примеры табу, чем в классической стране табу, Полинезии. Таковы, например, запрещения говорить с родными братьями и сёстрами, смотреть в лицо родственникам определённых категорий близости и т. п. — запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные табу вообще, то есть тенденцию создавать «распространительные» ограничения вокруг основного запрета, имевшего своё основание (запрещение браков между родными братьями и сёстрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к табу, но зато находим другие термины, близкие нашим: «грех» и «закон», которые имеют такую же силу, как и табу.

На заселённом ещё в древности австронезийскими народами Мадагаскаре табу обозначают словом фаду (англ.)русск. и также накладывают на действия, занятия, людей, предметы и места. В языке мальгашей вместо слов «извините» или «пожалуйста» используется azafady, буквально означающее «возможно, это не будет табу для меня».

Древний Рим[править | править код]

Весьма характерные черты табу имеются у народов классической древности. У римлян слово ``sacer`` означало и «священный», и «проклятый». Так называемые feriae были настоящими сезонами табу: всякая работа запрещалась, за исключением таких случаев, когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил некоторые слова (Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под табу (``ferias observabat``). Flamen dialis, высший жрец Юпитера, был ограждён целой сетью табу. Ему запрещалось ездить на лошади, даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла, бобов, сырого мяса, плюща, гулять по винограднику, стричь волосы не рукой свободного человека. Его ногти и волосы зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими табу.

Провинившегося изгоняли процедурой «остракизм».

Древняя Греция[править | править код]

У греков ἅγιος означало то же, что sacer у римлян. В Гомеровский период цари, вожди, их имущество, оружие, колесницы, войско, часовые считались ιερός — священными. Во время войны рыба была табу: её запрещалось употреблять в пищу. Даже в мирное время её дозволялось есть только в крайних случаях. В позднейший период атрибут ἅγιος применялся к свиньям: на Крите эти животные считались священными, содержались при храмах, не приносились в жертву и не употреблялись в пищу. Другие считали их «нечистыми». Греки никак не могли решить вопроса, питают ли евреи отвращение к свиньям или считают их священными. У Гомера свинопасы считались священными. Это проливает свет на происхождение понятия о чистых и нечистых животных.

Иудаизм[править | править код]

Соблюдение субботы было обставлено строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были табу для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже людей были табу (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы людей выкупались). Прикосновение к мёртвым, даже к посуде, бывшей в помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время месячных считались нечистыми. Классификация животных как «чистых» и «нечистых» и строгая регламентация употребления тех или других животных в пищу — характернейшие черты табу. Табу у евреев является институт «назореев» (отделённых, посвящённых). Святость волос, как в Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей остригал волосы у дверей храма, и священник давал ему в руки пищу (ср. запрет в Полинезии касаться пищи руками во время табу).

В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах имелась такая же систему табу, как у римлян и у евреев.

Ислам[править | править код]

Поздние мусульманские богословы детально разработали концепцию харама. Они выделили два вида харама: харам зульми, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме совершающего (например, кража) и харам гайри-зульми, совершение которого приносит вред только совершающему (например, употребление недозволенных продуктов). Согласно канонам ислама, совершивший харам зульми и поклявшийся впредь не совершать его будет прощён Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший. Если человек, совершивший харам гайри-зульми, покаялся в содеянном и зарёкся не повторять, то Аллах, возможно, простит его.

Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.

Табу - это... Что такое Табу?

Проблемы с содержанием статьи Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 февраля 2012.

Табу́ — запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества. Табу часто являются основанием для принятия различных законов и конституций в государствах.

Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.

Табу — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Психология, создавшая табу, проявила себя не в одной лишь религиозной сфере, а во всех областях духовной и общественной жизни, в праве, морали и даже науке и в значительной мере послужила причиной застоя многих цивилизаций древности. Классической страной, в которой система табу получила своё полнейшее развитие, является Полинезия.

Табу́ (в лингвистике) — социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.

Происхождение слова

По мнению Фрэзера, слово табу образовалось из глагола ``ta`` (отмечать) и наречия усиления ``pu``, что вместе буквально должно означать: «всецело выделенный, отмеченный». Обычное значение этого слова — «священный». Оно указывает на связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда — «объект обета». В то же время табу не заключает в себе обязательного морального элемента. Термин, противоположный табу, — ``noa``, то есть всеобщий, обыкновенный.

Табу в Полинезии

На родине табу (от островов Гавайи до Новой Зеландии) система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей всё то, что у нас называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.

Проблемы с содержанием статьи Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Огромное количество запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения её последователей, находя своё оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в совершенно посторонних областях, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от даже самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое — созданное по аналогии или для ограждения старого — запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью. Позже, когда в процессе религиозного творчества начинает участвовать тенденциозная и часто корыстная инициатива жреческого сословия и светской власти, система табу образует из себя ткань регламентации, опутывающую все детали жизни, лишающую общество возможности свободного развития.

Табу — священный

Прежде всего, табу применялось ко всему тому, что имело непосредственное отношение к божеству. Личность жрецов, храмы и их имущество были строжайшими табу, то есть считались не только священными, но строжайше неприкосновенными. Далее, короли и начальники, ведшие своё происхождение от богов, были вечными табу. Всё, что имело хотя бы малейшее отношение к их личности и имуществу, было священно и неприкосновенно. Даже имена их были табу: подчинённым запрещалось их произносить. Если имя короля случайно звучало наподобие какого-нибудь общеупотребительного слова, то это последнее становилось запретным и заменялось новоизобретённым термином. Всё, к чему прикасались короли или начальники, тоже становилось табу и отчуждалось в пользу прикоснувшихся. То же действие имела капля крови короля, упавшая на землю или вещь (Новая Зеландия). Тропа, по которой шёл король, дом, в который он входил, превращались в табу. По тропе запрещалось ходить, из дома необходимо было выбраться. Точно так же становилась табу всякая вещь, которую король или начальник называл частью своего тела, — например, сказав, что такой-то дом его спина или голова. Пища таких избранников была строжайшим табу. Отведавший её, по убеждению полинезийцев, навлекал на себя неизбежную смерть. Предметом страха были не только общеплеменные или национальные божества, но и божества менее крупные, божества отдельных родов или семей. Правом провозглашать табу пользовались поэтому не только жрецы, короли, вожди, но и отдельные селения, даже отдельные лица в качестве хранителей своих домашних и земельных богов. Отсюда возникло право отдельных лиц провозглашать табу на свою землю, деревья, дома, отдельных селений — на свои поля во время жатвы. Эти два последних примера могут служить яркой иллюстрацией того, как даже на первых ступенях развития право собственности искало себе санкции в религиозных представлениях. Атрибут «священности» этого права ведёт своё начало ещё от периода табу. Дни и сезоны, посвящённые религиозным целям, обставлены были строжайшими табу. В обыкновенные дни табу требовалось только воздерживаться от обычных занятий и посещать богослужения, но во время чрезвычайных табу запрещалось даже разводить огонь, спускать лодки на воду, купаться, выходить из дому, производить какой бы то ни было шум. Запреты распространялись даже на животных: собаки не должны были лаять, петухи — кричать, свиньи — хрюкать. Чтобы помешать этому, гавайцы завязывали морды собак и свиней, а птиц сажали под тыкву или завязывали им глаза куском какой-нибудь ткани. На Сандвичевых островах за шум, произведённый в сезон табу, виновные подвергались смертной казни. Чрезвычайные табу устанавливались во время приготовления к войне, перед большими религиозными церемониями, во время болезни вождей и т. п. Табу продолжались иногда годы, иногда несколько дней. Обычная их продолжительность составляла 40 дней, но бывали табу, продолжавшиеся по 30 лет, в течение которых запрещалось стричь волосы. На всё время табу целые округа или острова становились как бы под карантин: даже приближаться к табуированной местности было строжайше запрещено.

Табу — нечистый

Термин табу у полинезийцев, как и у других народов, кроме значения «священный», имел и другое, противоположное — «проклятый», «нечистый». Генезис этого второго значения чрезвычайно сложен. Первая причина кроется в том, что, кроме божеств добрых, сообщавших атрибут «священности», существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества сообщали предметам и лицам страшные свойства, которых необходимо было избегать. Поэтому умерший и всё, что имело отношение к нему, — дом, в котором он жил, лодка, на которой его перевозили, и т. д., — считалось отверженным, «нечистым», носящим в себе нечто опасное, губительное, и должно было быть неприкосновенно в силу своей губительности. Другим поводом к образованию этого значения служили строгие кары, следовавшие за нарушением табу первого рода. Предметы и лица, считавшиеся «священными» в силу своего отношения к божеству и потому навлекавшие страшные бедствия на нарушивших их «священность» хотя бы простым прикосновением к ним, должны были в конце концов вызывать страх и даже отвращение. Виды пищи, считавшиеся запретными, должны были выработать инстинктивное чувство брезгливости. На практике табу обоих родов сплошь и рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под табу второго рода, то есть как нечистое, не могло есть из собственных рук: его должны были кормить посторонние. Но в том же положении были и «священные» вожди, бывшие под вечным табу первого рода: им не только запрещалось есть из собственных рук (их кормили жёны), но они не могли принимать пищи в домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество табу второго рода касались женщин: во время родов они считались «нечистыми». Совместная еда с мужчинами для них безусловно не допускалась. На Гавайских островах женщинам запрещалось употреблять в пищу мясо свиней, птиц, черепах, некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти всё, что приносилось в жертву (``ai-tabu`` — священная еда). Все эти роды пищи считались табу (нечистыми) для женщин. Женщина, приготовлявшая кокосовое масло, подвергалась табу на несколько дней и не могла прикасаться к пище. Вообще пища составляла предмет множества табу. Так, например, её запрещалось носить на спине, иначе она становилась табу (нечистой) для всех, кроме того, который носил её запретным способом. Больше всего табу второго рода вызывало всё, что имело хотя бы отдалённое отношение к смерти и умершим. Не только прикасавшиеся к покойнику, но даже бывшие на похоронах становились табу на продолжительное время. Человек, убивший врага на войне, на 10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к огню. Два вида табу заслуживают особого внимания, как относящиеся более к морали, чем к религии. Женщина до брака считалась ``noa`` (доступной) для всякого мужчины. После брака она становилась табу для всех, кроме своего мужа. Новорождённые пользовались табу королей: всё, к чему они прикасались, становилось их собственностью. Прикосновение к ребёнку и питьё воды из его рук считалось очистительным средством.

Метки табу

Общественные табу устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности).

Наказание

Соблюдение табу охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших табу и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить табу, скоропостижно умирали от одного страха перед неминуемой небесной карой. Этот страх давал повод людям могущественным и власть имущим устанавливать с корыстной целью табу, разорительные для массы населения. Когда в 20-х годах XVIII века на Гавайских островах появились первые европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные табу, народ с величайшей радостью последовал примеру некоторых членов королевского дома и раз и навсегда освободил себя от страшного ига системы табу.[источник не указан 1307 дней]

Табу других народов

Табу встречается не только в Полинезии: характерные его черты найдены почти у всех народов на определённой ступени развития. Прежде всего его можно наблюдать у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии употребляется даже сам термин «табу». На Маркизовых островах среди множества других типичных табу встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище. На острове Борнео, у даяков, эта система известна была под названием Porikh. На острове Тиморе (Восточный Индийский архипелаг) так называемое Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского табу, как, например, запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдалённых друг от друга местах, например в Индии и в Северной Америке (у одного из племён Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу известны среди юкагиров на побережье Ледовитого океана (Иохельсон, «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора»). У многих первобытных племён обнаружены ещё более яркие примеры табу, чем в классической стране табу, Полинезии. Таковы, например, запрещения говорить с родными братьями и сёстрами, смотреть в лицо родственникам определённых категорий близости и т. п. — запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные табу вообще, то есть тенденцию создавать «распространительные» ограничения вокруг основного запрета, имевшего своё основание (запрещение браков между родными братьями и сёстрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к табу, но зато находим другие термины, близкие нашим: «грех» и «закон», которые имеют такую же силу, как и табу.

Древний Рим

Весьма характерные черты табу имеются у народов классической древности. У римлян слово ``sacer`` означало и «священный», и «проклятый». Так называемые feriae были настоящими сезонами табу: всякая работа запрещалась, за исключением таких случаев, когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил некоторые слова (Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под табу (``ferias observabat``). Flamen dialis, высший жрец Юпитера, был ограждён целой сетью табу. Ему запрещалось ездить на лошади, даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла, бобов, сырого мяса, плюща, гулять по винограднику, стричь волосы не рукой свободного человека. Его ногти и волосы зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими табу.

Провинившегося изгоняли процедурой «остракизм».

Древняя Греция

У греков άγος означало то же, что sacer у римлян. В Гомеровский период цари, вожди, их имущество, оружие, колесницы, войско, часовые считались ιερός — священными. Во время войны рыба была табу: её запрещалось употреблять в пищу. Даже в мирное время её дозволялось есть только в крайних случаях. В позднейший период атрибут άγος применялся к свиньям: на Крите эти животные считались священными, содержались при храмах, не приносились в жертву и не употреблялись в пищу. Другие считали их «нечистыми». Греки никак не могли решить вопроса, питают ли евреи отвращение к свиньям или считают их священными. У Гомера свинопасы считались священными. Точно так же у арийских народов корова считалась то «священным», то «нечистым» животным[источник не указан 1307 дней]. Это проливает свет на происхождение понятия о чистых и нечистых животных.

Иудаизм

Соблюдение субботы было обставлено строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были табу для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже людей были табу (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы людей выкупались). Прикосновение к мёртвым, даже к посуде, бывшей в помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время месячных считались нечистыми. Классификация животных как «чистых» и «нечистых» и строгая регламентация употребления тех или других животных в пищу — характернейшие черты табу . Табу у евреев является институт «назореев» (отделённых, посвящённых). Святость волос, как в Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей остригал волосы у дверей храма, и священник давал ему в руки пищу (ср. запрет в Полинезии касаться пищи руками во время табу).

В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах имелась такая же систему табу, как у римлян и у евреев.

Исследования табу

Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.

См. также

Литература

Предложения со словом ТАБУ

Как бы из стыда автор наложил полное табу на свой дебют в печати. Дельфины категорически отказываются посвящать нас в детали, заявляя, что они и так нарушили табу на контакты с людьми. Есть ещё один интересный момент: муж в конце концов теряет жену вследствие нарушения табу. Однако несмотря на это между ними существует ряд очень строгих табу, которые начинают действовать довольно рано. Прислуга ела после нас, и согласно этикету до трёх часов дня действовало строжайшее табу.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова алькальд (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

И в разговорах с подругами данные темы вовсе не являются табу. При этом существует табу — сфера, не принадлежащая человеку, вход в которую ему воспрещён для его же блага. На всю его многолетнюю работу до девяносто первого года было наложено негласное табу. Афалины не хотят нарушать своего табу. До сих пор для ревностных последователей тэтчеризма подобное слыло абсолютным табу. Многовековые традиции сбора трав, цветов, листьев и плодов для изготовления настоев обрастали большим количеством обрядов, различного рода табу. В таких случаях на помощь приходит система семейных табу. Он придерживался жёсткого табу: никаких служебных романов. Им было невдомёк, что это не провокация к воровству и не безалаберность, а следствие действия в быту устойчивого морального табу на свершение воровства. Вязаные шарфы считаются табу в деловой и вечерней одежде. Врождённая робость и соблюдение множества табу не позволят тебе ринуться напрямую в открытые двери. Поэтому уже в первобытном обществе поведение властных структур весьма жёстко регламентировалось ритуалами, различного рода табу и обычаями. Быть может, у них с масками связано какое-нибудь местное табу? Параллельно необходимо снять табу на русскую тему в общественных дискуссиях и вывести её из маргиналии, отобрать у национал-экстремистов. Дельфины не раскрыли нам своих знаний, ссылаясь на какое-то древнее табу. При этом следует считаться с современными религиозными и культурными табу, накладывающими запрет на темы вторжения в человеческое естество. Всё это объясняется утверждением своеобразного ядерного табу в отношениях между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками. В случае с замужними женщинами это табу становится почти непреодолимым. Личные потребности и желания всегда будут на переднем плане, но у большинства людей срабатывает внутреннее табу, когда речь идёт о том, чтобы навредить другим. Но этого старались не допускать, ограждая всевозможными табу. Эта тема была табу в семье. Красивое тело снова спрятано под одежду, затянуто стыдом, задавлено восстановленными плитами всяческих табу. Борьба чувств с этим племенным табу завершается позволением юноше прикоснуться к юной полинезийке — это и составляет финал трогательной истории. Руины долго оставались табу для аборигенов. Правительства индустриально развитых стран соблюдают табу на обсуждение этих вопросов в средствах массовой информации. Впрочем, никому и в голову не пришло бы размышлять над подобными вопросами, ибо население привыкло, что всё, что касается графини, для окружающих полное табу. В нашей семье было шутливое табу на единственную тему: политика. Обычно подобные табу снимаются следующим поколением, но в следующем поколении случилась своя война. Но оказалось, что табу распространяется и на неё... Систему прежде всего нравственных табу не может не продолжать программа положительных мер. Другая сфера подвергается осуждению общества и налагает табу на определённые методы продвижения. Видно, очень жёсткое табу лежит на этой загадке, разгадать которую не дано. Я поняла, что расспрашивать обо всём, что касается взрыва, его причин и последствий, совершенно бессмысленно, на эти темы наложено жесточайшее табу. До каких пор будут действовать эти табу? — У этих мусульман существуют разные странные табу типа сухого закона. Можно и быстрее, если важность цели перевешивает этические табу. Одно из самых причудливых табу касалось семейных отношений. Роль в этом магии, связанных с нею табу и особых церемониальных обычаев, будет прояснена в предстоящем рассказе об экспедиции кула. Для европейца проще улавливать происходящее, время от времени пересматривая список прежних табу. Самые важные табу касаются расположения обеденного стола, случайно оказавшегося под туалетом верхнего этажа. Но что поделать, если после многолетнего промывания мозгов полнота превратилась в чуть ли не в самое мощное эстетическое табу. Пень трухлявый... когда же я, наконец, запомню все их дурацкие табу!

ТАБУ — Новая философская энциклопедия

ТАБУ – установление, состоящее в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам, людям, явлениям. Запретным и опасным, с точки зрения табу, является неупорядоченный контакт между священным и повседневным (напр., запрет прикосновения к вождю). Наряду со священным табуируется также нечистое (напр., труп, менструальная кровь и т.д.). Согласно В.Вундту, табу – самый древний неписаный моральный кодекс человечества. По выражению Фрейда, «табу древнее богов». Для Э.Дюркгейма различие между мирским (профанным) и священным представляет собой краеугольный камень религии, продуцирует групповую солидарность. А.Рэдклифф-Браун утверждал, что ориентированное на табу поведение выражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания общества. Согласно Фрейду, феномены, сопровождающие табу (немотивированность запретов, внутреннее принуждение в их исполнении, способность к переносу на других людей, наличие церемоний и ритуалов), сходны с симптомами невроза навязчивости, а потому могут быть истолкованы как проявление амбивалентности чувств к священному (или нечистому) человеку или предмету. По М.Дуглас, табу фокусируется на том, что двусмысленно с точки зрения категорий культуры. Табу закрепляет эти категории, освящая и определяя границы между ними. Обращая внимание на явления ритуального нарушения этих границ, она приходит к выводу, что установки на нарушение табу в социальной жизни свидетельствуют о возможности для тех, кто осуществляет это нарушение, служить посредниками между социальной и иными реальностями. В своих конкретных выражениях в примитивных культурах табу тесно связано с тотемизмом [ТОТЕМИЗМ]. Это касается прежде всего табу инцеста, выражающегося в экзогамии, и табу на убийство тотемного животного. В настоящее время табу рассматривается как универсальный феномен, имеющий место и в современных обществах и выполняющий в них те же самые функции.

Литература:

1. Douglas M. Natural Symbols. Harmondsworth, 1973;

2. Eadem. Purity and Danger. L., 1996;

3. Durkheim E. Les fermes elementaires de la vie religoeuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1912;

4. Radcliff-Brown A. Structure and Function in Primitive Societies. L., 1952.

Л.Г.Ионин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Табу — (полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре. 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. Словарь по культурологии
  2. табу — ТАБУ, нескл., ср. 1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рых неминуемо карается сверхъестественной силой. 2. перен. Вообще запрет, запрещение. Наложить т. на что-н. Толковый словарь Ожегова
  3. ТАБУ — ТАБУ (полинезийск.) — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.) — нарушение которых карается сверхъестественными силами. Большой энциклопедический словарь
  4. табу — ТАБУ — магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. В своей «классической» форме система Т. была обнаружена путешественниками и этнографами в Полинезии, а затем ее аналоги были выявлены в культурах др. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  5. Табу — Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud (1913) в психоанализ, как противоположное "обычному", "общедоступному". Толковый словарь психиатрических терминов
  6. табу — орф. табу, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  7. Табу — (полинезийский) распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Т. впервые был описан Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) в 1771. Большая советская энциклопедия
  8. ТАБУ — (полинез.) — широко распространенная в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий, нарушение к-рых по суеверным представлениям карается сверхъестеств. силами. Обычай Т. был впервые (1771) описан Дж. Куком у аборигенов... Советская историческая энциклопедия
  9. табу — [полинез.] – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов; 2) заповедные, запрещённые предметы, вопросы, мнения и т.п. Большой словарь иностранных слов
  10. табу — ТАБУ ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля
  11. ТАБУ — ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего — запрет) — негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Новейший философский словарь
  12. табу — Табу́, нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  13. Табу — См. Языковое табу Словарь социолингвистических терминов
  14. табу — (полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu>tabu. Запрет на слова, которые обозначают почитаемые или, напротив, "плохие" явления и понятия. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  15. табу — нескл., ср. У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. || перен. Какой-л. запрет, что-л. запретное. Малый академический словарь
  16. Табу — Термин, заимствованный из религиозно-обрядовых учреждений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запрещений — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. табу — ТАБ’У, нескл., ср. (полинезийское). У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет. Толковый словарь Ушакова
  18. табу — Заветное (священное), запретное (намек на табу в Океании — относительно лиц, обрядов, вещей) Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбление, то во всяком случае взаимное... Но у нас на первом плане стоит всегда не лицо, не факт, а фирма и ярлык. Фразеологический словарь Михельсона
  19. ТАБУ — ТАБУ (от полинезийск. — запрет) — англ. taboo; нем. Tabu. Запрет. Социологический словарь
  20. табу — ТАБУ неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём-л. Толковый словарь Кузнецова
  21. табу — табу нескл. ср. 1. Любой строгий запрет на что-либо (в том числе и на употребление каких-либо слов или выражений). 2. устар. Религиозный запрет, налагаемый на какое-либо действие, слово и т.п., нарушение которого — по суеверным представлениям — каралось сверхъестественными силами. Толковый словарь Ефремовой
  22. табу — сущ., кол-во синонимов: 6 вето 5 воспрещение 5 закрытая тема 6 запрет 16 запрещение 17 обсуждению не подлежит 5 Словарь синонимов русского языка
  23. табу — (полинезийское слово) словесное. Слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудков, стремления избежать грубых выражений и т. п.). Хозяин, мохнач, Потапыч (вместо медведь в языке промысловых охотников). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  24. табу — ТАБУ нескл., ср. tabou <�полинезийское. У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС-1. Вознамерясь ехать на берег .. Словарь галлицизмов русского языка

Род и число существительных в испанском

Автор: Оксана Киян
Лингвист, иностранных языков.

Род существительных

Как и в русском языке, испанские существительные делятся по родам. Но, в отличие от русского языка, в испанском только два рода. Чтобы определить род слова, нам нужно внимательно смотреть на его окончание, а также обращать внимание на одушевленность или неодушевленность существительного.

Род неодушевленных существительных

Мужской род Женский род
сущ.,
оканчивающиеся
сущ.,
оканчивающиеся
  • на -dad
  • на -ción
  • на -sión
примеры
libro – книга
cuaderno – тетрадь
ventana – окно
mesa – стол
bondad – добро
canción – песня
pasión – страсть
исключения
idioma – язык
sistema – система
clima – климат
poeta – поэт
cometa – комета
mapa – карта
vodka – водка
a – день
tranvía – трамвай
mano – рука
radio – радио
foto – фото
disco – дискотека
Слова с разным значением
el capital
капитал

el policía
полицейский

el cura
священник

la capital
столица

la policía
полицейский участок

la cura
лечение

 

Пояснения к таблице:

  1. Как правило, существительные, оканчивающиеся на -о, относятся к мужскому роду: libro, cuaderno.
  2. Существительные, оканчивающиеся на -а, относятся к женскому роду: ventana, mesa.
  3. Исключениями для мужского рода являются слова греческого происхождения, оканчивающиеся на -ma, которые на всех европейских языках звучат практически одинаково: sistema, clima.
  • Следует отметить, что некоторые слова могут оканчиваться на -ma, но при этом не быть интернациональными, тогда мы должны относить их к женскому роду. Например: cama кровать, ramaветка.
  1. Обратите внимание на слова типа фотография – фото, дискотека – диско. В русском языке они меняют свой род в зависимости от конечной гласной. В испанском этого не происходит: слова fotografía – foto, discoteca – disco все женского рода.
  2. Исключения надо заучивать. Увы, это неизбежно для любого иностранного языка.
  3. В том случае, если существительное оканчивается на другой гласный или согласный, рекомендую смотреть словарь.
  • Запомните слова мужского рода, оканчивающиеся на согласный или на -е, которые часто используются:

el parqueпарк
el aviónсамолет
el hospitalбольница
el amor – любовь
el pan – хлеб
el borrador – стирательная резинка.

  • Запомните слова женского рода, оканчивающиеся на согласный или на -е, которые часто используются:

la clase – класс, урок
la flor – цветок.

  1. Обратите внимание на последний пункт таблицы. Некоторые существительные пишутся одинаково в мужском и женском роде, различаясь только артиклем, но при этом обозначают абсолютно разные вещи: el policía – la policía. Об артиклях мы поговорим подробнее в следующих уроках.

Род одушевленных существительных

Мужской род Женский род
— о       →    -а
amigo
друг

maestro
учитель

amiga
подруга

maestra
учительница

— е       →    -а
presidente
президент

jefe
шеф

presidenta
президент

jefa
шеф

— согл.     →     +а
señor
сеньор

profesor
преподаватель

señora
сеньора

profesora
преподавательница

сущ., различающиеся суффиксом
poeta
поэт

actor
актер

poetisa
поэтесса

actriz
актриса

разные слова
padre
отец

hombre
мужчина

madre
мать

mujer
женщина

одинаковое слово для обоих родовс разными артиклями
el / la deportista
спортсмен / спортсменка

el / la estudiante
студент / студентка

 

Пояснения к таблице:

  1. Если существительное оканчивается на -о, то в женском роде добавляется –а: amigo – amiga.
  2. Если существительное оканчивается на -е, то в женском роде эта буква заменяется на –а: presidente – presidenta.
  3. Если слово оканчивается на согласный, то в женском роде также добавляется –а: profesor — profesora.
  4. Иногда слова различаются только суффиксом. Такие пары лучше запоминать: poet — poetisa.
  5. Некоторые слова абсолютно разные. И такие пары тоже нужно запоминать: hombre — mujer.
  6. Если слово имеет одну форму для мужского и женского рода: el estudiante – la estudiante, мужской и женский род различаются только артиклем.
  7. Аккуратно со словом врач – médico. Это одно из слов исключений. Оно не имеет формы женского рода, хотя в некоторых учебниках утверждается обратное. Надо пожить в стране изучаемого языка, чтобы это доказать.

Число существительных

Окончание слова Пример
сущ.,

оканчивающиеся

заимствованные сущ.
+ S

mesa – mesas

стол – столы
film – films

фильм – фильмы

сущ.,

оканчивающиеся

  • на ударные гласные ú, í

+ ES

actor – actores
актер – актеры

tabú – tabúes
табу

rubí – rubíes
рубин – рубины

сущ.,
оканчивающиеся

Z → C + ES

lápiz – lápices
карандаш – карандаши
сущ., оканчивающееся на –S
= S
la crisislas crisis
кризис – кризисы
составное сущ. hombre-araña – hombres-araña
человек-паук –
люди-пауки

ПОЯСНЕНИЯ К ТАБЛИЦЕ:

  1. Если существительное оканчивается на гласный, включая ударные гласные á, ó, é, то для образования формы множественного числа достаточно только добавить к этому слову согласный -S: médico – médicos, mamá – mamás, dominó – dominós, café – cafés.
  2. То же самое правило применимо к заимствованным существительным: film – films.
  3. Если существительное оканчивается на согласный, а также на ударные гласные ú, í то для образования формы множественного числа к слову нужно добавить буквы –ЕS: actor – actores, tribu – tribúes, rubí – rubíes.
  4. Если слово оканчивается на согласный Z, то при образовании формы множественного числа этот согласный меняется на согласный С, а затем к слову добавляются буквы –ЕS: lapíz – lápices.
  5. Если существительное оканчивается на –S и при этом 1) в нем два или более двух слогов, 2) ударение не падает на последний слог, то само слово не меняется. Изменяется лишь артикль перед словом: la crisis – las crisis.
  6. Если вдруг вам встретится составное существительное, как, например, человек-паук, то в этом случае изменяется только первое существительное: hombre-araña – hombres-araña.
  7. И напоследок – момент, не вошедший в таблицу: если на последний слог существительного падает ударение, то когда мы трансформируем слово в множественное число, этот слог теряет свой графический значок ударения: canción – canciones. Это происходит по правилам фонетики (смотрите объяснение в первом уроке – что слова, оканчивающиеся на -S, имеют ударение на предпоследнем слоге). Помните? А если оно и так там есть, то ни к чему рисовать еще и графический знак ударения.

Задания к уроку

1. Внимательно прочитайте теоретическую часть.
2. Выучите слова, которые относятся к теме “Обучение”.

  1. borrador – стирательная резинка
  2. canción – песня
  3. casa – дом
  4. ciudad – город
  5. clase – класс, урок
  6. colegio – школа
  7. cuaderno – тетрадь
  8. curso – курс, предмет
  9. día – день
  10. diccionario – словарь
  11. estudiante – студент / студентка
  12. facultad – факультет
  13. idioma – язык
  14. lapicero – ручка
  15. lápiz – карандаш
  16. libro – книга
  17. maestra – учительница
  18. maestro – учитель
  19. mano – рука
  20. mapa – карта
  21. mesa – стол
  22. profesor – преподаватель
  23. profesora – преподавательница
  24. radio – радио
  25. regla – линейка
  26. silla – стул
  27. tajador – резинка
  28. televisor – телевизор
  29. universidad – университет
  30. ventana – окно

3. Распределите слова из упражнения 2 по родам.

мужской род женский род
borrador

canción

 
4. Выучите слова по тебе “Профессии”.

  1. abogado – адвокат
  2. actor – актер
  3. alumno – школьник
  4. arquitecto – архитектор
  5. camarero – официант
  6. cantante – певец
  7. cocinero – повар
  8. contador – певец
  9. empleado – служащий
  10. empresario – предприниматель
  11. enfermero – медбрат
  12. entrenador – тренер
  13. escritor – писатель
  14. estudiante – студент
  15. fotógrafo – фотограф
  16. ingeniero – инженер
  17. intérprete – переводчик (устный)
  18. jefe – начальник
  19. maestro – школьный учитель / мастер
  20. médico – врач
  21. obrero – рабочий
  22. peluquero – парикмахер
  23. periodista – журналист
  24. pintor – художник
  25. presidente – президент
  26. profesor – преподаватель
  27. secretario – секретарь
  28. traductor – переводчик (письменный)
  29. vendedor – продавец
  30. veterinario – ветеринар

 
5. Сделайте из слов упражнения 4 слова женского рода.
 

мужской род женский род
abogado

abogada

 
6. Поставьте слова из упражнения 2 во множественное число.

 

ед.ч. мн.ч.
borrador

borradores

 

УДАЧИ!

В следующем уроке посмотрим, что происходит с прилагательными испанского языка.

 

Задание 3. Распределите слова из упражнения 2 по родам.

мужской род женский род
borrador

colegio

cuaderno

curso

día

diccionario

estudiante

idioma

lapicero

lápiz

libro

maestro

mapa

profesor

tajador

televisor

canción

casa

ciudad

clase

estudiante

facultad

maestra

mano

mesa

profesora

radio

regla

silla

universidad

ventana

 

Задание 4. Сделайте из слов упражнения 3 слова женского рода.

  1. abogada
  2. actriz
  3. alumna
  4. arquitecta
  5. camarera
  6. cantante
  7. cocinera
  8. contadora
  9. empleada
  10. empresaria
  11. enfermera
  12. entrenadora
  13. escritora
  14. estudiante
  15. fotógrafa
  16. ingeniera
  17. intérprete
  18. jefa
  19. maestra
  20. médica
  21. obrera
  22. peluquera
  23. periodista
  24. pintora
  25. presidente
  26. profesora
  27. secretaria
  28. traductora
  29. vendedora
  30. veterinaria

 

Задание 6. Поставьте слова из упражнения 2 во множественное число.

  1. borradores
  2. canciones
  3. casas
  4. ciudades
  5. clases
  6. colegios
  7. cuadernos
  8. cursos
  9. días
  10. diccionarios
  11. estudiantes
  12. facultades
  13. idiomas
  14. lapiceros
  15. lápices
  16. libros
  17. maestras
  18. maestros
  19. manos
  20. mapas
  21. mesas
  22. profesores
  23. profesoras
  24. radios
  25. reglas
  26. sillas
  27. tajadores
  28. televisores
  29. universidades
  30. ventanas

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *