Роман петр 1 толстого – . . . .

Содержание

Алексей Николаевич Толстой «Пётр Первый»

Собирался перечитать этот роман ещё весной прошлого года — тогда у меня вдруг затеялась небольшая ретроспективка по Петру Первому — но получилось только вот сейчас.

Первый раз я прочитал это произведение ещё в шестом классе средней школы, потом неоднократно возвращался. Но года с 80-го, наверно, не перечитывал…

Думаю, что роман Толстого — это если не самая вершина отечественного исторического романа, то уж одна из таких вершин точно. Полифоничный по звучанию; написанный ярким, ёмким, передающим дух времени языком; показывающий противоборство сил, судьбы людей различных сословий.

Хотя автор явно сочувствует своему главному и заглавному герою, общий тон повествования почти объективный. Великие дела вершил Пётр? Но сколько людей при этом погибло, причем, зачастую даже не по необходимости, а из-за крутого нрава царя, по причине особой ретивости некоторых исполнителей. А кто-то был убит или покалечен и вовсе оказавшись жертвой царских потех.

Из предисловия узнал, что Алексей Толстой стремился сделать свой роман максимально не похожим на «Петра и Алексея» Мережковского. Ведь там царь — воплощённый Антихрист, несущий стране и народу только погибель. Толстой же представлял его радикально иным — творцом новой России.

Хочу сказать слово в защиту Петра и от себя. Как я уже заметил выше, в самом романе показано, что преобразования, проводимые в то время, оплачены были высокой ценой — тысячами человеческих жизней. И вот, есть такая весьма популярная точка зрения, что новая государственность, новая армия, промышленность и всё прочее, что основал Пётр, — всё это было построено на костях. И я готов даже с этим согласиться. Однако недавно я задавал вопрос, хотя и не получил на него ответа: а какое современное государство построено не на костях? В той же просвещённой Европе, к которой так тянулся Пётр и тянул Россию, разве не было войн, религиозных преследований, да и просто феодальных усобиц? А потом — разве не было нещадной эксплуатации колоний, в том числе и прямого труда рабов? Не так ли были заложены основы нынешнего благосостояния некоторых государств? В результате вышло так, что граждане их жили относительно сыто и безбедно, а кто считал кости не-граждан?

И ещё один вопрос, в духе фантастов, работающих в жанре альтернативной истории. Если попытаться представить, что Петра не было бы, или он оказался бы другим царём, любителем старины, — каким бы путём пошла Россия, к чему бы пришла? Не получилось бы так, что население её ужалось бы — и кто знает? может, ещё значительнее — по другим причинам, из-за крайней бедности, косности управления, экспансии, военной и экономической, других государств и т.д.? Ну на этот вопрос ответить ещё труднее, тут надо учитывать слишком много разных факторов, влияющих друг на друга…

Возвращаясь непосредственно к роману, должен заметить, что книга получила высокую оценку писателей — современников Алексея Толстого. Бунин восхищался «Петром Первым», при том, что не испытывал больших симпатий к «красному графу». Однофамилец автора Сергей Толстой (автор автобиографического повествования «Осужденный жить», ряда переводов из западной литературы) тоже считал роман одним из лучших произведений на историческую тему. Кажется даже, под впечатлением он оставил попытки писать собственную историческую прозу…

Эти два имени пришли на ум потому, что обоих невозможно заподозрить в особом верноподданичестве режиму. Ведь другой популярной точкой зрения, на этот раз уже непосредственно на роман Толстого, является мнение, что автор всего лишь написал завуалированный панегирик Сталину. Будь это так на самом деле, полагаю, и у Ивана Бунина, и у Сергея Толстого мнение о книге было б совсем иным. Алексей Толстой же дал почти объективную панораму эпохи. И ещё раз я хотел бы похвалить язык романа, неровный, нервный, порывистый и отрывистый, создающий зримые картины происходящего, при этом совершенно чуждый пафосности и словесного украшательства.

fantlab.ru

«Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман (Пётр Первый Толстой А. Н.)

Произведение «Петр I» было задумано как исторический роман-эпопея, в котором великая эпоха осмыслялась с позиции человека советского времени. Это позволило оценить черты национального характера и осветить роль народа в истории. Осуществление авторского замысла было основано на художественном методе соцреализма. Знание закономерностей общественного развития позволяло воспроизводить события не только с документальной точностью, но и в исторической перспективе.

В то же время историческая тематика была поводом к размышлению над современными вопросами. Толстой ощущал созвучие двух эпох. В революционной России повторялось многое из того, что было характерно для времени петровских реформ. Это был крутой поворот, когда происходила резкая ломка устоявшихся общественно-бытовых форм, воспринимавшихся как застойные, окаменелые, мешающие прогрессу. Эта ломка сопровождалась взрывом энергии, пробуждением творческих сил широких масс, на фоне которого выдвигалась сильная личность, обладавшая волей и способностью возглавить народные движения. В этом смысле авторская художественная цель отвечала запросам сталинской власти, требовавшей освещения роли Сталина в истории. Возникла аналогия, возвышающая руководителя партии и страны.

В романе можно выделить два тематических пласта. Первый — показ исторической действительности 1682 — 1704 годов: от быта разных слоев русского общества до событий государственного масштаба. Второй — исследование национального характера, черты которого выявляются в переломный момент. История понимается А. Н. Толстым как единый, безостановочно движущийся процесс, в котором эпоха Петра I — необходимое звено. Движение совершается к ясно осознанной цели — победе всего передового над закостеневшим. Ее не всегда можно достичь путем постепенных преобразований, тогда и становится необходима безжалостная ломка старого.

Для прогрессивного деятеля необходимо проявлять инициативу. А. Н. Толстой главным движущим фактором истории видел прогрессивную личность.

Петровское время — один из сложных периодов русской истории. В центре романа — сложная, противоречивая фигура царя Петра I, великого русского царя, преобразователя, строителя и воина. Петр решительно боролся с вековой отсталостью русского государства, стремясь установить контакты с развитыми европейскими странами.

Толстой усвоил диалектический взгляд на великого царя. Отдавая должное его государственной мудрости и энергии, он не идеализировал Петра. Русская история в романе Толстого предстает вереницей живых, осязаемых и видимых картин, глубоко задевающих ум и сердце читателя. Жестокая сцена казни женщины, зарытой по горло в землю, дает яркое представление о том, с каким фанатизмом, дикостью и невежеством приходилось бороться Петру. В столь же запоминающихся сценах развертывается и жизнь самого Петра — от ранней молодости, когда еще мальчиком его поставили на перила красного крыльца, до зрелых лет, когда могучий самодержец «прорубал окно в Европу». Мы видим Петра на голландских верфях с топором в руках, в спорах с боярами, во главе русских войск, в святочных забавах.

Личность Петра изображена на широком историческом фоне, воспроизводящим многие реалии той эпохи. Роман Толстого в высокой степени достоверен. Он не только о Петре, но и о времени, о народе.

Одна из главных художественных задач писателя заключалась в показе творческого гения русского народа, его выдающейся роли в преобразованиях начала 18 века. Петр — лишь одно из проявлений того гения. Талантливо выписаны Толстым фигуры простых людей. Надолго запоминаются могучий и свободолюбивый Федька — Умойся — Грязью, изобретатель Кузьма Жемов, один из первых создателей летательного аппарата, строители Осип и Федор Баженины, оружейники Воробьевы, талантливый иконописец-самоучка Андрей Голиков.

Не уступают им в выразительности и яркости образы любимцев Петра — Ромонадовского, Бровкина, Головина, Нарышкина, Лефорта. Отдельно стоит образ «правой руки» царя — Александра Меньшикова. Этот крестьянин благодаря своему уму, практической сметке, житейской мудрости и чувству юмора стал одним из первых государственных людей во всей России.

Художественная достоверность, историческая правда романа заключена не только в верности и точности исторических деталей, фактов, колорита, но, прежде всего, в самом понимании диалектики развития истории, правдивости как исторических, так и вымышленных персонажей.

«Петр I» остается одной из вершин русской литературы 20 века, завоевавшей мировое призвание. Заслуга писателя в том, что он показал движение исторического процесса, борьбу, процесс распада старого и рождения нового.

www.allsoch.ru

Анализ романа «Петр Первый» Толстого

Алексей Толстой посвящает роман раннему периоду правления Петра Первого. Он изображает подавление стрелецкого бунта, борьбу царя с неугодными боярами, старыми порядками, военные события (Азовский поход, штурм Нарвы).

Чтобы лучше понять замысел Алексея Толстого при написании этого произведения, давайте сделаем краткий анализ романа «Петр Первый», который поможет взглянуть на текст с несколько другой стороны.

Анализ романа «Петр Первый» Толстого

История создания романа «Петр Первый» Толстого

Основная часть произведения создавалась в 1930-е годы, хотя Толстой работал над романом «Петр Первый», анализ которого мы проводим, до самой смерти в 1945 году. Толстой не соглашался, когда проводили прямые параллели между началом царствования Петра и становлением нового государства в 1920-30 е годы. Тем не менее, он подчёркивал, что определённое сходство есть: это колоссальные изменения, происходившие в стране, когда полностью менялся уклад жизни. Вот эта мысль и становится очевидной, когда мы делаем анализ романа «Петр Первый».

Третья часть романа дописывалась во время Великой Отечественной войны, поэтому основное внимание Алексей Толстой уделяет военным подвигам русских людей, несломленности духа, несмотря на тяготы Азовского похода.

Во время работы над романом «Петр Первый» Толстой использовал разнообразные исторические источники: архивные документы, мемуары свидетелей событий, записки иностранцев о России тех лет, судебные отчёты, дневники и частные письма, а также исторические песни, анекдоты и предания.

Жанр романа «Петр Первый» Толстого

Анализ романа «Петр Первый» был бы неполным без обсуждения жанра произведения. Жанр исторического романа предполагает художественное изображение какого-либо периода истории, отделённого временной дистанцией. Действующими лицами являются исторические личности (Петр Первый, Алексей Меньшиков, царевна Софья и другие), показаны реально происходившие события.

Жанр требует правдивого изображения быта и нравов эпохи. Немалое внимание уделяется особенностям языка, отражающим колорит времени.

Анализ композиции романа «Петр Первый»

Главной особенностью композиции можно назвать переплетение многих сюжетных линий. Изображение деятельности Петра даётся параллельно рассказам о жизни самых обыкновенных людей: Бровкины, Лоскут, Оверьян, Голиков. Тем самым показана многогранность эпохи (строительство нового, раскол, любовь, протест и бунт).

Интересно, как увязывает друг с другом Толстой сюжетные линии – умело, тонко и исторически точно. Даже если вы прочитаете краткое содержание романа, вы заметите это. Однако, продолжая анализ романа «Петр Первый» Толстого, перейдем к образу главного героя.

Образ Петра в романе Толстого

Личность Пера Первого далеко не однозначна. Алексея Толстого интересует формирование характера царя, причины, способы проведения и последствия реформ. Он отмечает ненависть государя к московской Руси, нравам бояр, церковным обычаям. Причины этого кроются в детстве и юности царя, который наблюдал борьбу за власть, привык опасаться бояр и убегал от скучной жизни при дворе в весёлую, как ему казалось, немецкую слободу, где кутежи продолжались по несколько дней.

Впоследствии мы видим юношу, который вступает в борьбу за власть. Он подавляет стрелецкий бунт и сам участвует в беспощадной расправе над людьми, а сестру, царевну Софью, заточает в монастырь. Толстой не скрывает жестокости и несправедливости государя. В третьей книге перед нами уверенный в себе, решительный человек, которому важны военные достижения России.

Анализ романа «Петр Первый» показывает, что важнейшей положительной чертой царя является жажда деятельности, энергия, желание нового. Например, Петру важно, чтобы российские корабли были не хуже иностранных, которые он увидел в Архангельске, поэтому он придаёт огромное значение обучению русских мастеров за границей. Толстой неоднократно подчёркивает, что царь своим видом и обращением похож на человека низкого звания, он сам работает при создании флота, общается с незнатными людьми.

Военные достижения Петра Первого показаны в заключительной части. Они открываю дальнейшую перспективу побед России.

Анализ романа «Петр Первый» Толстого позволяет сделать вывод, что главное противоречие в образе царя заключается в том, что исторически обоснованные, серьёзные и необходимые преобразования проводятся варварскими методами, новое строится при полном разрушении старого. Однако Толстой подчёркивает, что заслуживают уважения многие результаты деятельности Петра – сильный флот, строительство Петербурга, военные победы.


Над этим произведением можно много думать, его можно много анализировать, но в этой статье наша цель была сделать краткий анализ романа «Петр Первый». Алексей Толстой создал настоящий шедевр, и надеемся, что вы теперь еще больше полюбите эту книгу. В нашем литературном блоге множество статей на подобную тематику, посетите этот раздел нашего сайта. Вас также может заинтересовать по теме:

reedcafe.ru

«Петр Первый» А.Н. Толстого как исторический роман Петр Первый Толстой А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Толстой А.Н. / Петр Первый / «Петр Первый» А.Н. Толстого как исторический роман

    Произведение «Петр I» было задумано как исторический роман-эпопея, в котором великая эпоха осмыслялась с позиции человека советского времени. Это позволило оценить черты национального характера и осветить роль народа в истории. Осуществление авторского замысла было основано на художественном методе соцреализма. Знание закономерностей общественного развития позволяло воспроизводить события не только с документальной точностью, но и в исторической перспективе.

    В то же время историческая тематика была поводом к размышлению над современными вопросами. Толстой ощущал созвучие двух эпох. В революционной России повторялось многое из того, что было характерно для времени петровских реформ. Это был крутой поворот, когда происходила резкая ломка устоявшихся общественно-бытовых форм, воспринимавшихся как застойные, окаменелые, мешающие прогрессу. Эта ломка сопровождалась взрывом энергии, пробуждением творческих сил широких масс, на фоне которого выдвигалась сильная личность, обладавшая волей и способностью возглавить народные движения. В этом смысле авторская художественная цель отвечала запросам сталинской власти, требовавшей освещения роли Сталина в истории. Возникла аналогия, возвышающая руководителя партии и страны.

    В романе можно выделить два тематических пласта. Первый — показ исторической действительности 1682 – 1704 годов: от быта разных слоев русского общества до событий государственного масштаба. Второй – исследование национального характера, черты которого выявляются в переломный момент. История понимается А.Н. Толстым как единый, безостановочно движущийся процесс, в котором эпоха Петра I – необходимое звено. Движение совершается к ясно осознанной цели – победе всего передового над закостеневшим. Ее не всегда можно достичь путем постепенных преобразований, тогда и становится необходима безжалостная ломка старого.

    Для прогрессивного деятеля необходимо проявлять инициативу. А.Н. Толстой главным движущим фактором истории видел прогрессивную личность.

    Петровское время – один из сложных периодов русской истории. В центре романа — сложная, противоречивая фигура царя Петра I, великого русского царя, преобразователя, строителя и воина. Петр решительно боролся с вековой отсталостью русского государства, стремясь установить контакты с развитыми европейскими странами.

    Толстой усвоил диалектический взгляд на великого царя. Отдавая должное его государственной мудрости и энергии, он не идеализировал Петра. Русская история в романе Толстого предстает вереницей живых, осязаемых и видимых картин, глубоко задевающих ум и сердце читателя. Жестокая сцена казни женщины, зарытой по горло в землю, дает яркое представление о том, с каким фанатизмом, дикостью и невежеством приходилось бороться Петру. В столь же запоминающихся сценах развертывается и жизнь самого Петра – от ранней молодости, когда еще мальчиком его поставили на перила красного крыльца, до зрелых лет, когда могучий самодержец «прорубал окно в Европу». Мы видим Петра на голландских верфях с топором в руках, в спорах с боярами, во главе русских войск, в святочных забавах.

    Личность Петра изображена на широком историческом фоне, воспроизводящим многие реалии той эпохи. Роман Толстого в высокой степени достоверен. Он не только о Петре, но и о времени, о народе.

    Одна из главных художественных задач писателя заключалась в показе творческого гения русского народа, его выдающейся роли в преобразованиях начала 18 века. Петр – лишь одно из проявлений того гения. Талантливо выписаны Толстым фигуры простых людей. Надолго запоминаются могучий и свободолюбивый Федька — Умойся — Грязью, изобретатель Кузьма Жемов, один из первых создателей летательного аппарата, строители Осип и Федор Баженины, оружейники Воробьевы, талантливый иконописец-самоучка Андрей Голиков.

    Не уступают им в выразительности и яркости образы любимцев Петра — Ромонадовского, Бровкина, Головина, Нарышкина, Лефорта. Отдельно стоит образ «правой руки» царя – Александра Меньшикова. Этот крестьянин благодаря своему уму, практической сметке, житейской мудрости и чувству юмора стал одним из первых государственных людей во всей России.

    Художественная достоверность, историческая правда романа заключена не только в верности и точности исторических деталей, фактов, колорита, но, прежде всего, в самом понимании диалектики развития истории, правдивости как исторических, так и вымышленных персонажей.

    «Петр I» остается одной из вершин русской литературы 20 века, завоевавшей мировое призвание. Заслуга писателя в том, что он показал движение исторического процесса, борьбу, процесс распада старого и рождения нового.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Толстой А.Н. / Петр Первый / «Петр Первый» А.Н. Толстого как исторический роман


Смотрите также по произведению «Петр Первый»:


www.litra.ru

«Петр Первый» (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей — Толстой А.Н.

«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнего дня, к исследованию лишь нарождающихся конфликтов, формирующихся характеров и литературных типов, исторический роман принципиально обращен к предшествующим эпохам. В этом и заключается специфика положения историческою романиста: в отличие от писателя, воссоздающего современность, он знает о том, как в реальной исторической ретроспективе разрешились конфликты, описанные им, как сложилась судьба людей, ставших конкретными историческими прототипами его героев.

Однако наличие временной дистанции и принципиальная обращенность к прошлому вовсе не лишают исторического романиста интереса к современности. Напротив, чаще всего интерес к прошлому продиктован потребностью прочитать в нем ответы на вопросы сегодняшнего дня, найти аналогии, параллели между логикой двух исторических моментов, соединенных временной дистанцией исторического романа. Таким образом, та или иная трактовка исторических событий не бывает вполне «бескорыстной», а подчинена, скорее, потребности познания настоящего и стремлением заглянуть в будущее.

Алексей Толстой своим историческим романом «Петр Первый», анализ которого мы проведем, сопоставляет две эпохи русской жизни, в которых находит общие импульсы, общие конфликты, общий национально-исторический пафос: это рубеж XVII—XVIII веков и 30-е годы XX века. Писатель сам говорил о совпадении исторического пафоса обеих эпох: «Несмотря на различие целей, — писал он, — эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

Это совпадение, которое мыслилось Толстым как программное в момент создания романа, предопределяет и художественную концепцию произведения, и концепцию личности главного его героя.

Для того чтобы это показать, необходимо обратиться к центральному конфликту исторического романа. Идеологическую и сюжетно-композиционную структуру произведения формирует конфликт между Петром, с его устремленностью к обновлению, реформированию России, с потребностью направить страну по западному пути экономического, научно-технического, культурного развития, и исторической неподатливостью русского народа, силой древней традиции, сопротивлением боярства, словом, всем тем, что воспринимается автором и героем как косность, вековой сон народа и власти. Победить в этом конфликте Петру помогают качества его личности: целеустремленность, способность к огромному волевому усилию, бескомпромиссность, умение идти до конца. Его цель — убыстрение хода исторического времени, которое может дать возможность России настигнуть упущенное за время векового сна. Петр буквально «хватает за волосы Фортуну», насильно заставляет ее повернуться к себе лицом. Победа достигается невероятным волевым усилием царя и его сподвижников.

Такое историческое мироощущение характеризует не только Петровскую эпоху, оно оказывается в высшей степени созвучно 30-м годам, толстовскому времени. Создавая роман «Петр Первый», он соотносил петровские преобразования со сталинскими, находя в них много общего. В первую очередь эта общность заключалась в масштабности воистину глобальных свершений двух эпох и тех неимоверных затрат народной энергии, сил, жизней, которых требовали эти преобразования. Ни в ту, ни в другую эпоху не задумывались о цене исторических свершений, которые были способны сделать Россию сильнейшей и мощнейшей в военном отношении державой Европы. Для достижения своих целей обе исторические эпохи выбрали сильную, жесткую централизованную власть. Петр, изображенный в романе Толстого, не считающийся с человеческими тратами и достигающий невероятным волевым усилием своих целей, как бы санкционировал деяния современной Толстому власти, оправдывал чудовищную растрату народных ресурсов, высвобожденных коллективизацией и направленных на индустриализацию страны.

Образ Петра в романе Толстого «Петр Первый»

Для того чтобы понять личность Петра Первого, как она представлена в романе Толстого, нужно помнить, что во второй половине 20-х — 30-е годы складывается концепция героической личности, характерная для литературы социалистического реализма. Она утверждает личность исключительную, жертвенную, способную на самоограничение, на отказ от естественных человеческих потребностей, на полное подчинение себя делу и долгу. Именно такой тип героической личности утверждается романом Н. Островского «Как закалялась сталь» (образ Павла Корчагина), романом А. Фадеева «Разгром» (образ Левинсона). И в том, и в другом случае герой обнаруживает способность преодолеть естественную человеческую слабость, властвовать над своим телом (Левинсон), ибо сила духа дает возможность победить немощь, встать над болезнью, остаться в строю, даже будучи прикованным к постели (Корчагин). Герой, сталкиваясь с болезнью, ощущая физическую слабость, укрепляется духовно, преодолевает противоречия собственного сознания, обретает внутреннюю цельность.

В формирование общелитературной концепции личности вносит свой вклад и Толстой, создавая образ Петра в романе «Петр Первый». Однако противоречия, с которыми ему приходится сталкиваться, носят несколько иной характер. Обладая недюжинной физической силой и здоровьем, Петр не знает, что такое болезнь, и героическое начало его характера проявляется не в борьбе с ней. Его героизм — в способности взвалить на свои плечи весь груз ответственности за реформирование страны, отбросив естественную человеческую слабость, робость, сомнения.

Героическая концепция личности, сложившаяся в литературе 30-х годов, утверждала деятельного человека, способного преодолеть сомнения и рефлексию и вступить в прямое взаимодействие с реальностью с целью ее преобразования в соответствии с принятыми замыслами. Создавая именно такой характер, Толстой прибегает к приему антитезы. В системе персонажей романа оказываются противопоставлены Петр и князь Василий Голицын, фаворит Софьи, державший на протяжении ее правления в своих руках все рычаги государственной власти. Человек грамотный, мыслящий, европейски образованный, он прекрасно осознает историческую необходимость реформирования русской жизни. В течение нескольких лет он составляет свои «прожекты» — планы социально-политических государственных реформ, носящих безусловно прогрессивный характер и идущих дальше петровских преобразований. Одним из пунктов его «прожектов» значилось даже освобождение крестьян из крепостной зависимости. Однако дальше «прожектов», записей дело не пошло: планы Голицына по сугубо русской традиции так и остались на бумаге. Петр же именно действует, поэтому и выигрывает в борьбе с Софьей за власть. Действие, эмоциональное и импульсивное, часто необдуманное, идет ли речь о государственной политике или же об отношениях с самыми близкими и преданными людьми, становится главной доминантой созданного Толстым характера. Он может поколотить Алексашку Меншикова, дать локтем в нос Лефорту, повинуясь вспышкам гнева или столь же неожиданным приливам великодушия, казнить и миловать. Но это именно человек активного деяния, что, с одной стороны, обеспечивает успех всем его государственным планам, с другой — формирует главное противоречие в его характере.

Важнейшее противоречие в характере своего героя Толстой видит в том, что Петр борется с исторической отсталостью России (как он понимает состояние своей страны на тот момент) варварскими средствами, чудовищной жестокостью и насилием подавляя сопротивление и заставляя народ подниматься на исторические свершения кнутом, батогами, дыбой и виселицей.

Таким образом, основное противоречие в образе Петра — это противоречие между благой и исторически обоснованной целью и путями и средствами ее достижения.

Авторская позиция выражается в том, что высшим критерием оценки деятельности царя оказывается восприятие его политики народной средой. Если Петру удастся, сломив боярское сопротивление п подавив московские стрелецкие бунты, заручиться поддержкой людей из народа, сломав сложившуюся патриархальную социальную иерархию, то такая поддержка будет высшим и абсолютным доказательством исторической перспективности петровских реформ.

Система персонажей в романе Толстого «Петр Первый»

Исследованием этого вопроса обусловлена система персонажей романа. Она построена таким образом, чтобы оценить деяния Петра с различных социальных и культурных точек зрения. Эти точки зрения формируются и людьми из народа, способными наиболее точно и концентрированно выразить общее восприятие происходящего, и боярской средой, и раскольниками, и людьми из иностранных посольств.

Система персонажей в романе «Петр Первый» построена по «гелиоцентрическому» принципу: в центре — образ главного героя, именем которого назван роман, остальные персонажи важны постольку, поскольку они близки к нему, выражают ту или иную точку зрения на Петра или же отношение к историческим процессам, предопределенным его политикой. Система персонажей включает в себя несколько групп, каждая из которых объединяется общим отношением к личности Петра и к его реформам. Традиционно для жанра исторического романа совмещение реальных исторических персонажей с вымышленными.

Судьба семьи Бровкиных, персонажей вымышленных, отражает типическое явление петровского времени: выдвиженцы из народной среды занимают важные государственные посты. Ивашка Бровкин, как его звали соседи, кабальный задворовый крестьянин, превращается в Ивана Артемьевича, богатого купца, поставщика двора его императорского величества, которому доверена поставка амуниции на войско новой России.

Язык романа «Петр Первый»

Можно ли повествовать о событиях достаточно отдаленной истории современным языком? Не вступит ли исторический материал в некоторое комическое противоречие, если повествовать о нем современным языком? Или же писать роман на языке той эпохи, на русском языке конца XVII века? Но будет ли он тогда понятен современному читателю? Кроме того, в Петровскую эпоху еще не сформировалась традиция литературного языка: времена классицизма, Фонвизина, Державина, Сумарокова, Ломоносова, пушкинская эпоха, создавшая русский литературный язык, еще впереди.

Толстой решает эту проблему иным способом: он стилизует свое повествование под язык рубежа XVII—XVIII веков, создавая в языковой стихии своего романа иллюзию погруженности читателя в ту эпоху. Резкий поворот, осуществленный Петром в сфере внутренней и внешней государственной политики, привел к коренной ломке всей национальной жизни. Эпоха Петра — эпоха коренных ее перемен, которые не могли не отразиться в речевой сфере. Язык отражает время лучше любого летописца и историка. В речевой стихии романа Толстого сталкиваются, перемешиваясь и сосуществуя, слова и лексические группы, встреча которых в иную эпоху была бы попросту невозможна: это и старославянская лексика, принадлежащая прежним, патриархальным формам жизни; и множество заимствований из европейских языков, немецкого и голландского в первую очередь; и просторечия, всегда характеризующие речевую картину языка в переломные моменты национальной жизни. Таким образом, стилистическими средствами Толстому удается показать время и запечатлеть переломную эпоху, совместившую разные культурные пласты, перемешавшую исторические традиции, вместившую в себя Византию и Европу.

Трагическое и своеобразие комического

Петровская эпоха, как и любое переломное время, с неизбежностью совмещает в себе осколки прошлого и еще не всегда реализовавшиеся приметы будущего. Такое совмещение всегда чревато противоречиями, которые могут поворачиваться как комической, так и трагической своей стороной. Россия, поворачиваемая железной рукой Петра на новый путь развития, осваивает новые формы исторического бытия, строит флот, созидает регулярную армию, льет пушки, но несет при этом огромные людские потери. Толстой вовсе не закрывает на это глаза, напротив, вводит в роман отчетливо слышимые голоса, доносящиеся с дыбы или из-под кнута, стоны ужаса и боли, раздающиеся из прокопченных изб пыточного следствия, где заправляют князь-кесарь Ромодановский да сам Петр. Уход старой, византийской, патриархальной Руси не может не окрашиваться в трагические тона. Обратитесь к последним главам первого тома, к описаниям стрелецкого сыска и массовых стрелецких казней. Покажите, в чем состоит суть трагического в исторических событиях, с почти документальной точностью воспроизведенных писателем.

Гибель любого значительного явления всегда несет в себе трагическое начало, даже если очевидна его историческая исчерпанность. Трагическое — в неизбежных потерях, в прощании с традицией, созданной предшествующими поколениями. Трагическое в романе «Петр Первый» состоит в том, что православная византийская Русь, на которую поднял руку Петр, обретает множество защитников, готовых жертвовать собой, восстающих на бунт с целью возвести на престол Софью, даже под страшными пытками не называющих зачинщиков: «Стрельцы лишь признавали вину в вооруженном бунте, но не в замыслах… В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него…» Перед этим упорством царь действительно оказывается бессильным. Подозревая везде измену, устраивая пытки и казни, царь может физически уничтожить своих оппонентов, но не может заставить их раскаяться, привлечь на свою сторону, убедить в перспективности избранного пути. Показывая трагические стороны переломного времени, Толстой приводит исторические документы: дневник одного из иностранных дипломатов, бывшего свидетелем расправ над стрельцами: «Мне рассказывали, что царь в тот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы». Как показывается мужество и бескомпромиссность людей, вставших на защиту прежнего порядка? Как ведут себя осужденные на казнь? Как выражают свое пренебрежение к царю? Презрение к палачам? Трагическое состоит не просто в изображении массовых пыток и казней; оно выражается в позиции казнимых, своею смертью утверждающих национальные идеалы патриархальной Руси.

Однако Толстой, не закрывая глаза на трагический характер переломного времени, показывает преходящий характер трагического. Для этого он переводит то же самое историческое противоречие, которое только что повернулось трагической стороной, в комическое русло. Утверждение нового исторического уклада оборачивается не только казнями защитников патриархального быта, но и… стрижкой боярских бород. Прочитайте 18-ю часть седьмой главы первого тома. Как ведут себя бояре, когда слышат, что государь весел? Как реагируют, увиден, что царская большая, заново отделанная палата превращена а цирюльню? Что чувствуют, увидев «у ног Петра двух богопротивных карлов, Томоса и Секу, с овечьими ножницами»? Покажите, в чем состоит комическое этой сцены.

Неиссякаемым источником комического являются в романе столкновения элементов старого быта с новым. Князь Буйносов, с трудом переживающий вторжение в свой быт элементов новой жизни, мечтает о том, как бы отказаться от «кофея», сделав это таким образом, чтобы не уронить себя в глазах дочерей, «дотошных до политеса», никак не вписывающегося в привычные бытовые навыки. Приезд боярыни Волковой, заставляющий князя прервать трапезу, за которой, правда, не было ни чесночка, «ни капусты с брусникой на столе, ни рыжичков соленых рубленых, с лучком», но лишь «пирожок маленький, — черт те с чем», наводит его на совсем грустные мысли: «С неохотой Роман Борисович вылез из-за стола — делать галант гостье: трясти перед собой шляпой, лягать ногами».

Толстой в романе «Петр Первый», анализ которого мы провели, показывает позитивный вариант взаимодействия личности и исторического времени. Требующее полной самоотдачи от главного героя и его соратников и единомышленников, это взаимодействие оборачивается благом для государства и наполняет истинным смыслом жизни людей, способных увидеть и почувствовать глобальные исторические перспективы России.

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003

classlit.ru

Сюжет и композиция романа А.Н. Толстого «Петр I» Петр Первый Толстой А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Толстой А.Н. / Петр Первый / Сюжет и композиция романа А.Н. Толстого «Петр I»

    В центре повествования романа А.Н. Толстого «Петр I» находится фигура царя Петра, формирование его личности. Однако это произведение не превратилось в биографию государя. Становление его личности и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.
    А.Н. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя. Он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.

    Россия показана в романе в бурном потоке исторических событий. Начальные главы первой книги романа представляют собой экспозицию. Несмотря на то, что проходят годы, возникают политические раздоры, бунты, воины, необъятная российская земля живет по-старому, как будто ничего не случилось.
    Постепенно выявляются основные противоречия между враждующими «царскими» лагерями. Границу определяет как бы сама история. Если за правительницей Софьей стояло все старое войско: «тридцать тысяч стрельцов, иноземная пехота, солдатский полк», то у Петра только два батальона, потешные полки, которые в миг могли бы быть разгромлены. Но в них воплощена новая политическая сила и идея борьбы с «тьмой» прошлого. Поэтому бороться с Петром оказывается невозможным. София побеждена без боя. Но силы старого велики и многолики, и конфликт продолжает развиваться.

    В романе важна не только политическая победа, но и строительство России, утверждение ее силы и величия в Европе. Распадаясь на множество сюжетных линий, связанных с судьбами различных героев, действие произведения развивается последовательно. Это происходит не только благодаря сюжетной канве, но и в связи с тем, что каждый поворот сюжета значим в показе становления нового общества.

    Этапами сюжетного развития является создание флота в Архангельске, поход на Азов, окончившийся «невзятием». Эти шаги молодого царя показали, что он способен на «большие и страшные» дела. Петр решается на перемены, которым сопротивлялась вся Россия, видя в них наступление «антихристовых времен». После взятия Азова наступают трудные времена («русские накликали большую войну со всей Турецкой империей»). Однако не турки становятся главными врагами Петра. На Дону поднимается волна бунтов, стрельцы из-под Нового Иерусалима идут на Москву.

    Кульминационным моментом в развитии сюжета является стремление Петра после знакомства с Европой излечить «железом» Россию, охваченную «гангреной». Страшной картиной казни стрельцов завершается первая книга. Этапным событием второй книги является взятие «ключа-города», открывшее путь к строительству новой столицы, города будущего — «Питербурха». В это же время и во внутренней жизни главного героя происходит перелом: «С корнем, с кровью, как уст сорной травы, выдрал … из сердца» Петр любовь к предавшей его Анне Монс.

    Если первая и вторая книги начинаются с холодной зимней поры («Студено», «Неохотно занималось февральское утро»), то третья открывается картиной «июльского знатного» пейзажа. Не только главный герой находится в расцвете своих сил, но и жизнь в России приобретает черты «земного рая». Вокруг Петра собираются новые люди. Даже судьба «бедного, беззаступного» Андрея Голикова резко изменилась благодаря тому, что и его талант был замечен царем. Эта сюжетная линия является одной из основных во второй и третьей книгах.

    Конфликт постепенно исчерпывается, получая в целом благополучную развязку. Главное сделано: «Нева тронулась». Деяния Петра становятся масштабнее, процесс перестройки народного сознания охватывает все более широкие слои. Поэтому незавершенность сюжетного действия заметна только в хронологическом отношении. Конфликт же и во внешнем, и во внутреннем его планах показан полно. Он разрешается в соответствии с идейно-художественными особенностями произведения.

    Композиционные особенности романа обусловлены своеобразием авторской цели: во всем многообразии показать переломный момент истории. Развитие сюжетных линий напоминает ручьи, стекающие в два основных потока: враги и соратники Петра. Каждое из сюжетных событий показано с различных точек зрения. Многообразие дополняется включением в текст документов и писем. Сюжетные события развиваются динамично, что связано с несоответствием великих замыслов и коротких сроков человеческой жизни. Петра подгоняет сама история, ограждает его от домашнего покоя, чтобы направить необъятную энергию царя на «государственное дело».
    Динамика событий подчеркивается такими композиционными средствами, как возвращение героев (в доме Бровкиных, в Москву, в Азов), повторы ситуаций, деталей (сцена в Успенском соборе). Все это позволяет выявить изменения в психологии, образе жизни героев.

    Сюжет романа построен на хронологическом воспроизведении событий конца 17 – начала 18 века. Прошлое воссоздается с реалистической достоверностью. События изображаются в широком социально-экономическом контексте. Для положения персонажей характерна общеисторическая мотивированность (предистория, воспитание, образование, окружение).


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Толстой А.Н. / Петр Первый / Сюжет и композиция романа А.Н. Толстого «Петр I»


Смотрите также по произведению «Петр Первый»:


www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *