Русский язык егэ 21 задание теория – Постановка знаков препинания в различных случаях / Задания / Русский язык / ЕГЭ

Задание №21 – Теория – ЕГЭ 2019 по русскому языку

Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык

Задание 21. Задание проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ.

 

Теория для Задания №21 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)»

 

Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2019: 

«Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации».

Что необходимо знать: 
Необходимо знать правила пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания:
,
:
— 

Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание: 

  • Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

  • Знаки препинания при сравнительных оборотах

  • Знаки препинания при уточняющих членах предложения

  • Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

  • Знаки препинания при прямой речи, цитировании

  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

  • Тире в простом и сложном предложениях

 

ТИРЕ 

!!!!не путать с дефисом!!!!

Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.

Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).

 

ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 

Между подлежащим и сказуемым, если : 

Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)

  • – это 
    Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».


Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии.

Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ Один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.

Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.

Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения. Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.
Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.

Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.

  • Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в Им.п. ТОЛЬКО при: 


    — противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
    — логическом подчеркивании сказуемого ( Пример: Я – страница твоему перу.)
    В остальных случаях тире НЕ ставится.

  • Инф. – предикативное наречие на –О 
    Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)

 

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ставится 

Неполное предложение — это предложения, в которых пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

 

!!!Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен.

Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений.

Примеры:

А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как!
Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки.

Пример: Каждому молодому человеку – среднее образование.

  • Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до) 
    Пространственные ( Поезд Москва – Санкт-Петербург)
    Временные (Крестовые походы XI-XIII веков)
    Количественные ( Запасы будут исчерпаны через десять — пятнадцать лет)
    Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.)

 

Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении) 

, если события в предложениях происходят последовательно или одновременно (можно подставить И)

 

;

  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой.

  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)
    Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари

: если отношения между частями БСП причинные (потому что), пояснительные(а именно) или дополнительные (что)

— если между частями БСП противительные(а, но), временные(когда), условные (если), сравнительные отношения(как, будто), если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием(выводом) (так что). Лес рубят – щепки летят.

 

Знаки препинания при прямой речи 

Слова автора предшествуют прямой речи 
А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П».

 

Прямая речь предшествует словам автора: 
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а.Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 

“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. — Надо лучше заниматься”.
“П… – а. – П”. “Ну что ж… – проговорил отец. — Надо подумать”.
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.

Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.

 

Знаки препинания при цитировании 

Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….».

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.

Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками

Береги честь смолоду.
Пословица.

Знаки препинания при обобщающем слове: 

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

На столе лежали фрукты: апельсины, бананы, яблоки.Двоеточие ставится если после обобщающего слова есть слова: «как то», «а именно», «то есть», «например», «как например». Перед этими словами ставится запятая.

Во дворе росли цветы, а именно: ромашки, васильки, одуванчики.

!!!После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны !!!!

Тире ставится,если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов.

Яблоки, груши, сливы  все фрукты лежали на столе.

Теги: Теория

ege-helper.ru

ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.

ЗАПЯТАЯ.

Между однородным членами предложения.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

Обособление причастного оборота.

 

Обособление деепричастного оборота.

Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

Обособление уточняющих членов предложения.

 

Выделение сравнительного оборота.

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Выделение обращения.

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Выделение вводного слова.

По-моему, у любви вообще нет размеров.

Запятая при междометиях.

Ах, да разве можно так говорить?

Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.

Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.

Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.

Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.

ДВОЕТОЧИЕ.

1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.

Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

 

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.

 

ТИРЕ.

Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.

Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат.

 

Тире могут обособлять приложение.

 

Тире ставится на месте пропуска слова или слов.

Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП.

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

 

МНОГОТОЧИЕ.

Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .

Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер?

Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.

 

В цитатах при пропуске слов.

 

ТОЧКА.

Точка ставится в конце повествовательного предложения.

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце восклицательного по интонации предложения.

Для занятого делом день не бывает слишком долгим!

В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце вопросительного по цели высказывания предложения.

В чем смысл жизни?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО.

В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.

Ну как это можно не запомнить?!»

СКОБКИ.

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).

 

Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия.

(Входит).

(Говорит тихо).

КАВЫЧКИ.

Кавыкам выделяются цитаты.

«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда).

 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.

 

ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.

Слова автора перед прямой речью.

А: «П».

А: «П?»

А: «П?»

 

К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

Слова автора после прямой речи.

«П»,- а.

«П?» — а.

«П!»– а.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал

Альберт Эйнштейн.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.

«П, — а,- п».

«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.

«П,-а.-П».

«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости».

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 21. Знаки препинания. ТЕОРИЯ.

ЗАПЯТАЯ.
Между однородным членами предложения.С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.
Обособление причастного оборота.

Обособление определений.

Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос.

Талия её, очень тонкая, казалась ещё тоньше.

Обособление деепричастного оборота.

Обособление обстоятельств.

Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

С женитьбой на Книппер, сближение Чехова с театром стало ещё плотнее.

Обособление уточняющих членов предложения.У неё никто не бывал, кроме нас.
Выделение сравнительного оборота.Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.
Выделение обращения.Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Выделение вводного слова.По-моему, у любви вообще нет размеров.
Запятая при междометиях.Ах, да разве можно так говорить?
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП.Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
ДВОЕТОЧИЕ.
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.Его интересовало многое: астрономия, медицина, литература, живопись.
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

 

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.Учитель объявил: «Завтра поедем на экскурсию».
ТИРЕ.
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.Леса, луга, реки, поля – всё дорого моему сердцу.

 

Тире в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, ряд которых не заканчивает предложение.Он испытывал многие чувства: радость, восторг, умиление – всё то, что испытывал человек, через много лет вернувшийся в родные места.
Тире между подлежащим и сказуемым.Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат.Здесь не житьё им — рай.

И съела бедного певца — до крошки.

Солнце взошло — начинается день.

Тире могут обособлять приложение.Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Тире ставится на месте пропуска слова или слов.Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП.

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
МНОГОТОЧИЕ.
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер?
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.Простите, государь!.. Стоять я не могу… Мои колени слабеют…
В цитатах при пропуске слов.«Природа… будит в нас потребность любви». И.С. Тургенев
ТОЧКА.
Точка ставится в конце повествовательного предложения.Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
В конце восклицательного по интонации предложения.Для занятого делом день не бывает слишком долгим!
В конце междометия, стоящего в начале и в середине предложения, если такое междометие является восклицательным.А ныне, ах! за весь его любовный жар ему готовился ему несносный столь удар.
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.Старик!  Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
В конце вопросительного по цели высказывания предложения.В чем смысл жизни?
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО.
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.Ну как это можно не запомнить?!»
СКОБКИ.
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).

 

Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия.(Входит).

(Говорит тихо).

КАВЫЧКИ.
Кавыкам выделяются цитаты.«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда).
 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.Одни голосовали «за», другие – «против», но первых было явное большинство.

В литературе высоко чтят «табель о рангах».

«Тёмное царство», изображённое в «Грозе» .

В кавычки заключаются различные названия.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», фабрика «Заря».
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.
Слова автора перед прямой речью.

А: «П».

А: «П?»

А: «П?»

 

К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».
Слова автора после прямой речи.

«П»,- а.

«П?» — а.

«П!»– а.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал

Альберт Эйнштейн.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.

«П, — а,- п».

«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь».
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.

«П,-а.-П».

«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости».

testy-klass.ru

ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.

ЗАПЯТАЯ.

Между однородным членами предложения.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

Обособление причастного оборота.

 

Обособление деепричастного оборота.

Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

Обособление уточняющих членов предложения.

 

Выделение сравнительного оборота.

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Выделение обращения.

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Выделение вводного слова.

По-моему, у любви вообще нет размеров.

Запятая при междометиях.

Ах, да разве можно так говорить?

Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.

Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.

Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.

Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.

ДВОЕТОЧИЕ.

1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.

Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

 

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.

 

ТИРЕ.

Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.

Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат.

 

Тире могут обособлять приложение.

 

Тире ставится на месте пропуска слова или слов.

Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП.

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

 

МНОГОТОЧИЕ.

Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .

Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер?

Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.

 

В цитатах при пропуске слов.

 

ТОЧКА.

Точка ставится в конце повествовательного предложения.

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце восклицательного по интонации предложения.

Для занятого делом день не бывает слишком долгим!

В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце вопросительного по цели высказывания предложения.

В чем смысл жизни?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО.

В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.

Ну как это можно не запомнить?!»

СКОБКИ.

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).

 

Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия.

(Входит).

(Говорит тихо).

КАВЫЧКИ.

Кавыкам выделяются цитаты.

«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда).

 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.

 

ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.

Слова автора перед прямой речью.

А: «П».

А: «П?»

А: «П?»

 

К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

Слова автора после прямой речи.

«П»,- а.

«П?» — а.

«П!»– а.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал

Альберт Эйнштейн.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.

«П, — а,- п».

«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.

«П,-а.-П».

«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости».

poznaemvmeste.ru

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2020

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика.

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку проверяет ваши знания по теме: «Запятая в предложении с разными видами связи»

Сложность 20 задания ЕГЭ заключается в том, что при выполнении нужно правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями. 

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

1) Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.

2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.

3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.

4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.

5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.


На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
и когда/ и, когда
и что/ и, что
и где/ и, где
что если/ что, если и др.
Проверяем следующим образом: берем придаточную на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.

Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.
Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.  
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.

Он уехал, и где он теперь, я не знаю.
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки. 

РЕШАТЬ ВАРИАНТ ЕГЭ
Решать задание 20

rustutors.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *