Задание №21 – Теория – ЕГЭ 2019 по русскому языку
Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык
Задание 21. Задание проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ.
Теория для Задания №21 ЕГЭ 2019 по русскому языку
«Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)»
Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2019:
«Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации».
Что необходимо знать:
Необходимо знать правила пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания:
,
:
—
Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание:
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Тире в простом и сложном предложениях
ТИРЕ
!!!!не путать с дефисом!!!!
Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.
Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Между подлежащим и сказуемым, если :
Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)
– это
Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».
Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии.
Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ Один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.
Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.
Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения. Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.
Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.
Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в Им.п. ТОЛЬКО при:
— противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
— логическом подчеркивании сказуемого ( Пример: Я – страница твоему перу.)
В остальных случаях тире НЕ ставится.
Инф. – предикативное наречие на –О
Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)
ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ставится
Неполное предложение — это предложения, в которых пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
!!!Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен.
Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений.
Примеры:
А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как!
Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки.
Пример: Каждому молодому человеку – среднее образование.
Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до)
Пространственные ( Поезд Москва – Санкт-Петербург)
Временные (Крестовые походы XI-XIII веков)
Количественные ( Запасы будут исчерпаны через десять — пятнадцать лет)
Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.)
Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении)
, если события в предложениях происходят последовательно или одновременно (можно подставить И)
;
если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой.
между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари
: если отношения между частями БСП причинные (потому что), пояснительные(а именно) или дополнительные (что)
— если между частями БСП противительные(а, но), временные(когда), условные (если), сравнительные отношения(как, будто), если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием(выводом) (так что). Лес рубят – щепки летят.
Знаки препинания при прямой речи
Слова автора предшествуют прямой речи
А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П».
Прямая речь предшествует словам автора:
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а.Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. — Надо лучше заниматься”.
“П… – а. – П”. “Ну что ж… – проговорил отец. — Надо подумать”.
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.
Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….».
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.
Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками
Береги честь смолоду.
Пословица.
Знаки препинания при обобщающем слове:
Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов.
На столе лежали фрукты: апельсины, бананы, яблоки.Двоеточие ставится если после обобщающего слова есть слова: «как то», «а именно», «то есть», «например», «как например». Перед этими словами ставится запятая.
Во дворе росли цветы, а именно: ромашки, васильки, одуванчики.
!!!После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны !!!!
Тире ставится,если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов.
Яблоки, груши, сливы – все фрукты лежали на столе.
Теги: Теория
ege-helper.ru
ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.
ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
|
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
|
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 21. Знаки препинания. ТЕОРИЯ.
ЗАПЯТАЯ. | |
Между однородным членами предложения. | С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. Обособление определений. | Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Талия её, очень тонкая, казалась ещё тоньше. |
Обособление деепричастного оборота. Обособление обстоятельств. | Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. С женитьбой на Книппер, сближение Чехова с театром стало ещё плотнее. |
Обособление уточняющих членов предложения. | У неё никто не бывал, кроме нас. |
Выделение сравнительного оборота. | Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. | Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. | По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. | Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. | Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. | Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. | Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. | |
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. | Его интересовало многое: астрономия, медицина, литература, живопись. |
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. | Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. | Учитель объявил: «Завтра поедем на экскурсию». |
ТИРЕ. | |
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. | Леса, луга, реки, поля – всё дорого моему сердцу.
|
Тире в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, ряд которых не заканчивает предложение. | Он испытывал многие чувства: радость, восторг, умиление – всё то, что испытывал человек, через много лет вернувшийся в родные места. |
Тире между подлежащим и сказуемым. | Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. | Здесь не житьё им — рай. И съела бедного певца — до крошки. Солнце взошло — начинается день. |
Тире могут обособлять приложение. | Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. |
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. | Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. | |
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. | Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. |
МНОГОТОЧИЕ. | |
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . | Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. | Простите, государь!.. Стоять я не могу… Мои колени слабеют… |
В цитатах при пропуске слов. | «Природа… будит в нас потребность любви». И.С. Тургенев |
ТОЧКА. | |
Точка ставится в конце повествовательного предложения. | Никакая дружба невозможна без взаимного уважения. |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. | |
В конце восклицательного по интонации предложения. | Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале и в середине предложения, если такое междометие является восклицательным. | А ныне, ах! за весь его любовный жар ему готовился ему несносный столь удар. |
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. | Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. | |
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. | В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. | |
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. | Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. | |
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. | Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. | (Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. | |
Кавыкам выделяются цитаты. | «Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. | Одни голосовали «за», другие – «против», но первых было явное большинство. В литературе высоко чтят «табель о рангах». «Тёмное царство», изображённое в «Грозе» . |
В кавычки заключаются различные названия. | Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», фабрика «Заря». |
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. | |
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
| К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. | «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». | «Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». | «Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
testy-klass.ru
ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.
ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. |
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. |
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru
Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2020
Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика.
Задание 20 ЕГЭ по русскому языку проверяет ваши знания по теме: «Запятая в предложении с разными видами связи»
Сложность 20 задания ЕГЭ заключается в том, что при выполнении нужно правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями.
Материалы для подготовки к ЕГЭ:1) Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.
2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.
3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.
4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.
5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.
На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
и когда/ и, когда
и что/ и, что
и где/ и, где
что если/ что, если и др.
Проверяем следующим образом: берем придаточную на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.
Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.
Он уехал, и где он теперь, я не знаю.
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.
Решать задание 20
rustutors.ru