Русское ударение его особенности и функции – Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Лекция 6 Тема: Особенности русского ударения

7.Ударение его виды и функции

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus – ударение).

Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в английском языке ударным бывает первый слог, в польском – предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Сопоставим ударение в словах: компас, добыча, документ, медикамент. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.

Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным

(берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут – ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (прав, правы, права; могу, можешь, могут).

Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение.

Ударение имеет большое значение в русском языке и выполняет различные функции. От ударения зависит семантика слова (хлопок хлопок, гвоздики – гвоздики). Оно указывает на грамматическую форму (руки – именительный падеж множественного числа, а руки – родительный падеж единственного числа). Наконец, ударение помогает различать значение слов и их формы: белок – родительный падеж слова белка, а белок – именительный падеж слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза

Какова же функция словесного ударения?

Прежде всего, оно фонетически организует слово, стягивает в единый звуковой комплекс звуковую словесную оболочку. Одновременно ударение способствует отграничению одного слова

от другого в потоке речи, т. е. помогает членению этого потока на слова. В языках, где ударение подвижно, оно участвует в выражении и различении лексических и грамматических значений. Наиболее интенсивные словесные ударения в высказывании называются фразовыми и служат (вместе с интонацией) для членения и выражения его содержания.

8. Лексика в историческом освещении. Пути обогащения и развития языка (неологизмы, архаизмы, историзмы, иностранные слова в русском языке.

Русская лексическая система в ее современном виде появилась не сразу. Процесс формирования словарного состава длительный и сложный, тесно связанный с историей развития русского народа. Историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т.е. существующих издавна, постоянно, искони и 2) заимствование слов из других языков.

Исконная лексика русского языка

По хронологическому признаку выделяются следующие группы исконных русских слов, объединяемых своим происхождением, или генезисом (гр. genesis - происхождение): индоевропейские, общеславянские, восточнославянские (или древнерусские) и собственно русские.

Архаи́зм

 (от латинизированного др.-греч. ἀρχαῖος — «древний»):

  1. это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

  2. в лингвистике — лексема или грамматическая форма, которые в процессе развития языка заменились другими, но продолжают использоваться как стилистически маркированные, например, в поэтической речи для создания высокого стиля. Следует отличать от историзмов — слов, полностью вышедших из употребления.

  3. Неологизм (др.-греч. νέος — новый, λόγος — речь, слово) — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка.Этот термин применяется в истории языка, чтобы охарактеризовать обогащение словарного состава в отдельные исторические периоды.

  4. Историзмы — слова или устойчивые словосочетания, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Историзмы относятся к пассивному словарю и не имеют синонимов в современном языке.Возраст историзма может исчисляться как столетиями (смерд, боярин, братина), так и десятилетиями (ликбез)

Произношение. Особенности русского ударения :: SYL.ru

особенности русского ударения

Русский язык недаром отнесен лингвистами к группе наиболее сложных для изучения. Огромное количество правил плюс примерно столько же исключений из них поддадутся далеко не каждому студенту. Одной из важнейших составляющих языка является фонетика, изучающая звуковое строение речи, а также орфоэпия, предмет изучения которой - правильное произношение слов. А значит, здесь не обойтись без такого понятия, как ударение. Ведь зачастую от правильности употребления слова зависит не только мнение слушающего о грамотности говорящего, но и в целом понимание оппонента. В подтверждение сказанному рассмотрим особенности русского ударения, его основные черты, правила расстановки.

Определение

Ударение – это выделение одного из элементов в речевой цепочке при помощи использования средств фонетики. Таким образом, ударение бывает словесное (выделение слога в слове), синтагменное (выделение слова в синтагме) и фразовое (выделение синтагмы в фразе). Статья наша коснется словесного ударения.

правила ударения в русском языке

Особенности ударения в русском языке

1. Разноместность. Ударение в русском языке может быть направлено на любой слог в слове: собАка – пОлночь – расскАз – дОлжность. Более того, даже в однокоренных и родственных словах ударение не стоит на месте: рЕзать – вырезАть – вырезнОй – вЫрезать. Благодаря этой особенности русского ударения, в речи легко можно различить омографы, то есть слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению: мукА – мУка, оргАн – Орган, проклЯтый – прОклятый, дорогА – дорОга, замОк – зАмок.

2. Подвижность. Еще одна характерная черта русского языка – это подвижность ударения, то есть при изменении формы слова (по роду, числу, времени и т.д.) меняется и фонетически выделяемый слог: окнО – Окна, водА – водЫ – вОды, травА – трАвы.

3. Вариативность. Такие особенности русского ударения, как подвижность и разноместность, дают возможность существования понятия акцентологических вариантов, то есть слов с двойным ударением. Причем оба варианта употребления будут грамматически верными: одновремЕнно – одноврЕменно, бодрЫ – бОдры, петлЯ – пЕтля, творОг - твОрог.

особенности ударения в русском языке4. Стилистическая значимость. Говоря о существовании акцентных вариантов, нельзя забывать и о тех словах, ударение в которых напрямую зависит от ситуации, в которой оно употребляется, в разговорной речи или в ее литературном варианте. Немаловажным является и профессиональный статус говорящего, и употребление им так называемых профессионализмов: прИкус (медицинское) – прикУс (общее), феномЕн (разговорное) – фенОмен (литературное), шЁлковый (общее) – шелкОвый (народно-поэтическое).

Стоит запомнить!

Несмотря на перечисленные особенности русского ударения, необходимо запомнить следующие слова: тОрт, облегчИть, шАрф, бАнт, красИвый, квартАл, звонИть, повторИть. Фонетически выделенный слог остается в них неподвижным, каким бы изменениям не подвергалось само слово.

Заключение

И, как видно из всего вышесказанного, основная особенность «великого и могучего» в том, что правила ударения в русском языке совершенно отсутствуют. Так что сложна и незавидна участь иностранца, ставшего на путь изучения языка, даже носители которого не всегда употребляют его слова правильно.

Особенности русского словесного ударения.

1. Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).

2. Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением.

Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

- сложные слова из двух основ (древнерусский)

- многие сложносокращённые слова (стройматериалы)

- слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер (окололитературный, суперобложка)

- в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения (аэрофотосъемка)

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный

Тактовое и фразовое ударение

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

Структура ударения в русском языке определяется как сложная, и в этой структуре нет единых закономерностей, и ударение усваивается вместе с усвоением слова.

Понятие орфоэпии. Нормативность литературного произношения.

Понятие нормы связано с представлением о литературно правильной речи. Норма оценивается как социально историческое явление, характеризует литературный язык. Литературный язык – форма национального языка, признанная образцовой. Понятия языковая норма и литературная норма часто совмещаются, но исторически это не одно и то же.

Языковая норма складывается в реальной практике общения и закрепляется как узус. Литературная норма базируется или основывается на узусе, но специально кодифицируется определёнными установлениями (словари, учебники).

Литературная норма – принятые в общественной языковой практике правила произношения, словоупотребления, использование грамматических и стилистических средств.

Орфоэпия – совокупность правил установленного централизованного произношения. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Нормы носят различный характер и имеют различное происхождение. С одной стороны имеют объективный характер – диктуются системой языка, с другой стороны нормы могут иметь субъективный характер – устанавливаться в языковой практике. Нормы литературного произношения – и устойчивое и развивающееся явление. Современное русское литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым. Орфоэпия выясняет и причины нарушения норм (влияние диалектов, письменная речь, развитие языка).

Особенности русского ударения

 

Очень часто люди запоминают с детства слова с неправильным ударением. Со временем это крайне трудно поддается исправлению. В нашем языке вообще не существует четких правил ударения. Намного легче и быстрее запомнить особенности русского ударения в словах и использовать их на практике, чем постоянно бороться с неправильным произношением слов по привычке и осваивать заново речевые навыки.

Во французском языке последний слог всегда ударный, а вот в русском имеется множество исключений из правил. Даже одно и то же слово имеет ударение на разные слоги в зависимости от рядом стоящих слов. Например: девочка началА, а мальчик нАчал.

Основные особенности ударения в русском языке это:

- Разноместность, когда ударение падает на любой слог в разных словах (кОжух, свобОда, магазИн). У чехов всегда ударный первый слог, а у турок – последний.

- Подвижность свойственна основному количеству слов в русском языке. При этом в одном слове при склонении или спряжении ударение может меняться (И.п. водА, В.п. вОду; крУжево – кружевА)

- Изменчивость допускает с течением времени менять ударный слог в слове. Многие поэты использовали раньше для рифмы слово музЫка. Поэтому в стихах правильно так и читать. Но произносим-то мы сегодня это слова как мУзыка. Хотя некоторые слова сохранили допустимость разного произношения (рАкушка и ракУшка, договОр и дОговор). Чтобы правильно произносить подобные слова, удобно посмотреть об этом информацию в орфоэпическом или толковом словаре. Ведь особенности русского ударения сложны не только для нас самих, но и для иностранцев тоже.

- Существуют и акцентные варианты, например мышлЕние аналогично вождЕнию и биЕнию. Ударение падает на суффикс -ен. А слова-исключения надо запомнить, в них ударение ставится в корне слова:

- квАшение;

- глАжение;

- обеспЕчение;

- намЕрение;

- сосредотОчение.

- В изъявительном наклонении глаголов ударение ставится на втором слоге – пригУбите, полЮбите. А в повелительном наклонении оно переходит на предпоследний – погубИте, разбудИте.

- Не всегда необходимо проводить аналогию с простым словом провод, который входит в состав сложных слов (электропрОвод, но мусопровОд, трубопровОд, путепровОд).

- Существуют слова, в которых ударение не имеет существенного значения (твОрог и творОг, правнУк и прАвнук, алкоголь и алкогОль)

- Профессиональная терминология также требует знаний особенности русского ударения (дОбыча угля у шахтеров, флюорографИя или прикУс у медиков, компАс у моряков).

Правила ударения в русском языке можно отследить в именах. Так, во всех женских ударный слог предпоследний (ЗОя, МарИна, СветлАна, ВеронИка).

В кратких мужских именах ударение падает тоже на предпоследний слог (КОля, ВИтя), а в полном имени всегда ударный слог – последний (НиколАй, АнтОн, ВладислАв). Но следует запомнить Юрий и ГеОргий как исключение.

Четких правил ударения в нашем языке нет, а запомнить все особенности русского ударения сложно, поэтому практичнее в сложной ситуации обращаться к словарю, чем произносить слова наугад. Пусть это войдет в привычку, тогда не попадете в смешную ситуацию.

В заключение список наиболее часто употребляемых слов, которые лучше всего просто выучить наизусть:

- Искра, коклЮш, столЯр, шассИ, щавЕль, дремОта, ходАтайство тОрты, пулОвер;

- грУшевый сок, кедрОвый лес, ценовАя политика;

- люди глУхи, но грубЫ, слЕпы, но дружнЫ;

- чЕрпать воду, но звонИть в дверь, годы прОжиты, но пролИли чай.

В словах кОнкурс, жЕмчуг, нАсморк, сИмвол, тОкарь, вОздух первый слог сейчас находится под ударением. А ведь в прошлом в этих словах ударным был последний. То есть, можно здесь сказать о регрессивном ударении, когда оно переносится с последнего слога на тот, что стоит перед ним. У многих слов этот процесс продолжается до сих пор.

 

Открытый урок по теме " Ударение. Особенности русского ударения"

Открытый урок

Тема: Ударение. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

Цели:

Образовательная:

1.Расширить знания учеников по теме «Ударение»

2.Познакомить с особенностями русского ударения

3. Дать понятие логическому ударению. Его роль в культуре речи

Воспитательная: 1. Прививать интерес к языку

2.Культура речи – часть общей культуры человека

Вид занятия: Урок- исследование по технологии «Проблемное обучение»

Тип занятия: Комбинированный

Методы: Информационные (рассказ, сообщение)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий )

Исследовательский (анализ текста)

Технология:1. Проблемного обучения

2. Элементы РКМЧП

3.Информационно- коммуникативная технология

Приёмы: Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Создание проблемной ситуации

Наглядные пособия: схема движения интонации

Раздаточный материал: карточки по орфографии

план связного рассказа по теме

словари

Литература:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Секреты стилистики, «АЙРИС»,М., 2005;

К концу урока ученик

Должен знать

Должен уметь

1.Что такое ударение словесное и фразовое

1.Правильно ставить ударение словесное и фразовое

2.Особенности русского ударения

2.Произносить слова и фразы в соответствии с нормами культуры речи

3.Роль и место ударения в культуре речи

3.Работать с орфоэпическим словарём.

«Мой верный друг,

Мой друг коварный,

Мой царь, мой раб,

Родной язык!»

В.Брюсов

  1. Проверка домашнего задания

  1. Работа по карточкам – 2 чел.

  2. Теоретический материал : а). особенности устной речи;

б). особенности письменной речи

3.Орфографическая разминка: правописание О,Ё после шипящих в разных частях речи и разных частях слова.

Алгоритм выбора нужной буквы

  • Определить часть речи

  • Определить часть слова

  • Применить правило

4.Выборочно- распределительный диктант. Записать слова в две колонки, выделить часть слова, в которой находится орфограмма.

С данными словами составить связный рассказ

Шёл, освещён, счёт, горячо, шорох, расчёска, свежо, шёлковый, отражённый, скворчонок, этажом, печёт, ночёвка, жёлтый, кошёлка, крыжовник, шоколад, шоссе, шофёр, девчонка, юбчонка.

II Основная часть

1. Что такое культура речи?

2.Задание: Что такое ударение. Какой раздел русского языка изучает ударение.

Особенности русского ударения

Роль и место ударения в языке

Все ответы записать в тетради.

    1. Сообщение ученика об ударении.

    2. Обобщение учителя. Записать конспект.

Правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка –одно из главных коммуникативных свойств. Правильное литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть чётким, логичным, выразительным. Выразительность достигается чётким и ясным произношением, правильной интонацией, правильным ударением.

Ударение- одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Ударение- важное фонетическое средство, так как слово не существует без него. Неправильное ударение, как правило, разрушает слово. Н/п [соба'ка ] - [ собак'а]

С фонетической точки зрения ударение- это выделение голосом какой либо звуковой единицы речи. В зависимости от этого выделяют ударение

а).словесное;

б).фразовое

Наиболее важным является ударение словесное – выделение какого- либо слога в слове с большей силой. Слог, на который падает ударение, называют ударным.

Ф.Кривин

Возил не шо'фер, а шофё'р,

Не фа'рфор, а фарфо'р.

Был оглашён не при'говор-

Судебный пригово'р.

Строгал не сто'ляр, а столя'р,

Но до'ску, не доск'у.

И слушал в одиночестве

Не «То'ску», а тоску'

ВЫВОД: ударение - важнейшее орфоэпическое средство, служащее для

выразительности речи.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

  1. Разноместность. Словесное ударение в русском языке является разноместным (свободным), т.е. может падать на любой слог в слове и не закреплён ни за каким конкретным слогом. В мире существуют языки, которые имеют ударение фиксированное, связанное, падающее на определённый слог в слове н/п в чешском языке – на первый слог; в польском и грузинском языках- на предпоследний; во французском языке- на последний (Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Проспер Мериме) Особенностью являются слова, пришедшие в русский язык из французского языка. Они сохраняют ударение родного языка – на последний слог. Н/п жалюзи', досуг', еретик', каталог', партер', щаве'ль

а). дать значение выделенных слов;

б). составить словосочетания или предложения;

в). выразительно прочитать

Разноместность проявляется и в том, что ударение в русском языке может падать на любую часть слова- корень, приставку, суффикс или окончание. Подобрать по одному примеру, записать, поставить ударение. н/п

  • у'валень, из'морось;

  • ло'гика, па'рта;

  • деревя'нный, медвежо'нок;

  • степно'й, горя'т.

В сложных словах, имеющих два или несколько корней, кроме основного ударения, несущего главную акцентологическую нагрузку, имеется побочное, дополнительное. Оно, как правило, более слабое, предшествует главному и падает на первый слог н/п сбе'рка'сса

2. Подвижность При образовании однокоренных слов или при образовании форм слова ударение в русском языке может сохранять свою позицию, а может переходить на другую часть слова. н/п

  • вод'а—вод'ы - водо'й;

  • рек'а- ре'ки;

  • До'м- до'мик, домово'й, доми'ще

Задание: Измените слово или подберите родственное таким образом, чтобы ударение

перешло на другую часть слова. С одним из слов составить предложение.

Подчеркнуть грамматическую основу.

Сторона, полоса, голоса, борона, молодость, голодать, зеленеть, хлопотать, небеса, письмена(устар.)

3.Вариативность-ещё одна особенность русского ударения. Большинство слов имеют одно ударение, что является нормой. Но есть группа слов, которые допускают вариативность ударения. Обе формы являются нормой.

н/п и'нач'е, мы'шле'ние

Стихотворение В.Громова читает подготовленный студент

Мой дядя выяснял лет сорок и всё же выяснить не мог-

Как говорить вернее: тво'рог!? А может правильней – творо'г!?

И как- то он в молочной лавке его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело, решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя, опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог, пойдёт в ватрушку и в пирог…

Но как спросить: почём творо'г, а, может, правильнее тво'рог?

А в это время у прилавка и шум, и очередь, и давка.

Но дядя дольше всех стоит и сам с собою говорит:

«Да… Я к произношенью строг, не допускаю оговорок…

Но, как же всё-таки- творо'г , а, может, правильнее тво'рог?

Задачу эту смог решить мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказал: «Прошу Вас получить за полкило творожной массы»

Кассирша мало разбиралась в местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось, она распродата уже!»

ВЫВОД: Разноместность, подвижность русского ударения вызывают затруднение при

усвоении норм русского языка. Правила, регулирующего постановку ударения

в русском языке, как такового, не существует. Нормы ударения усваиваются

вместе со словом, с его значением. В случае затруднения необходимо

обращаться к орфоэпическому словарю. Но и другие словари, как правило,

указывают в словарной статье место ударения.

Задание: Переписать

Поставить ударение. Проверить по словарю.

Составить словосочетания. Выразительно прочитать.

Алфавит, щавель, петля, сажень, километр, сироты, договор, ржаветь, квартал, творог.

  • Какие слова имеют вариативное произношение?

  • Сажень –дать лексическое значение, указать сферу употребления

(Русская мера длины, равная трём аршинам- 2м.13 см)

4.Одна из функций русского ударения – смыслоразличительная.

Лексическое значение таких слов можно определить только в контексте. Это омографы.

Задание: Переписать

Составить словосочетания. Выразительно прочитать.

Пари'ть- па'рить

Замо'к- за'мок

Гвозди'ки- гво'здики

Кружки'- кру'жки

5. В ходе исторического развития норма ударения может меняться

н/п у А.С.Пушкина «Полтава» «Гремит музы'ка боевая…»

современный вариант- му'зыка

6.В русском языке безударными являются служебные слова- предлог, союз, частица.

С ударным словом они образуют единое целое. Иногда предлоги могут перетягивать на себя ударение с главного слова

н/п По' двое, на' берег, по' воду

7. Тест. Определить, в каком слове неверно поставлено ударение

Заку' порить

Плесневе' ть

Куря' щий

Зво' нит

Занято' й

8. Логическое ударение (фразовое) Сообщение ученика.

Задание: Прочитать фразу, придавая ей разные значения

Ученики изучают культуру речи

8. Экспресс- опрос по теме «Ударение»

Форма работы - «Лови вопрос»

III Слово учителя по итогам занятия (Обобщение. Оценки)

Домашнее задание: Конспект,

Составить тестовые задания по теме «Ударение» (по образцу)

Особенности ударения в разных частях речи Имя существительное

У существительных встречается 4 разновидности передвижения ударения:

  1. С окончания в формах единственного числа на основу в формах множественного числа: колбасА – колбАсы, колбасЫ – колбАс, слезА – слёзы, слезЫ – слёз.

  2. С основы в формах единственного числа на окончание в формах множественного числа: слОво – словА, слОвом (Т.п.) – словАм, снЕг – снегА, снЕга (Р.п.) – снегОв.

  3. С основы в формах единственного числа на окончания падежных форм множественного числа за исключением именительного падежа: нОвость – новостЕй, нОчь – ночЕй.

  4. Без устойчивой схемы ударения в разных формах: землЯ, землИ, зЕмлю (ед.ч.), зЕмли, земЕль, зЕмлями (мн.ч.), щекА, щёку (ед.ч.), щёки, щёк, щекАм (мн.ч.).

Имя прилагательное

В именах прилагательных проблемы возникают с постановкой ударения в кратких формах:

  1. У многих слов место ударения сохраняется достаточно последовательно: воспИтанный, воспИтан, воспИтана, воспИтано, воспИтаны; загАдочный, загАдочен, загАдочна, загАдочно, загАдочны.

  2. Перемещение ударения с основы на окончание наблюдается в формах женского рода при сохранении места ударения во всех других: дЕрзкий, дЕрзок, дерзкА, дЕрзко, дЕрзки; жАркий, жАрок, жаркА, жАрко, жАрки.

  3. Существуют варианты с ударным окончанием в кратких формах множественного числа: блИзкий, блИзок, близкА, блИзко, блИзки и близкИ; глУпый, глуп, глупА, глУпо, глУпы и глупЫ. Не так давно единственно правильными формами считались прОсты, прАвы, вЕрны, сегодня происходит смещение ударения в этих словах на флексию: вернЫ, правЫ, простЫ.

Колебания нормы наблюдаются в полных прилагательных с суффиксом -ист-. Продуктивным считается перемещение ударения на суффикс, и в некоторых прилагательных произошло закрепление данной нормы: каменИстый, ворсИстый, басИстый. У других прилагательных наблюдаются колебания: сАхаристый и сахарИстый, мУскулистый и мускулИстый, фОсфористый и фосфорИстый. Это обусловлено тем, что ударение стремиться к перемещению на средние слоги. Прилагательные со вторым ударным слогом, как правило, не испытывают стремления к перемещению ударения на суффикс -ист-: поклАдистый, навАристый, увЕсистый, прижИмистый.

Причастия

Перемещение ударения характерно для кратких форм страдательных причастий:

  1. При наличии суффикса -ённ- лишь формы мужского рода сохраняют ударения полного причастия: заплетённый – заплетён, заплетенА, заплетенЫ, восхищённый – восхищён, восхищенА, восхищенЫ; озарённый – озарён, озаренА, озаренЫ.

  2. Причастия с суффиксом -т- обладают нестабильным ударением: добЫтый, добЫт и дОбыт, добЫта, добЫто и дОбыто, добЫты и дОбыты; допИтый и дОпитый, допИт и дОпит, допИта и дОпита, допИто и дОпито, допИты и дОпиты.

  3. Если глагол, от которого образовано причастие, имеет ударный суффикс -о-, -ну-, то ударение в причастии переходит на первый слог: согнУть – сОгнут, колОть – кОлотый.

Глагол

В глаголах затруднения с постановкой ударения возникают:

  1. В формах прошедшего времени, где оно либо сохраняется на том же слоге, что и в инфинитиве: бросАть – бросАть, бросАла, бросАли; пришИть – пришИл, пришИла, пришИли; либо перемещается на иные слоги. Чаще всего ударение переходит на окончание в формах женского рода: позвАть – позвАл, позвалА, позвАло, позвАли; убрАть – убрАл, убралА, убрАло, убрАли.

  2. Во многих возвратных глаголах в формах прошедшего времени ударение располагается на окончании: принЯть – прИнял, принялА, прИняло, прИняли – принЯться, принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

  3. В глаголах, оканчивающихся на -иться, имевших исконное ударение на корень, происходит закрепление новой нормы с ударным суффиксом -и-: искрИться, лоснИться, гнездИться.

  4. Трудность представляют глаголы с суффиксом -ирова-. Часть из них имеют исконное или давно закрепившееся ударение на -ировать: анализИровать, идеализИровать, рецензИровать, другие сохраняют ударение на последнем слоге: формировАть, премировАть, бомбардировАть.

Следует запомнить ударение в некоторых глаголах: баловАть – балУю – балУешь, блокИровать, исчЕрпать, костюмировАть, откУпорить, облегчИть, освЕдомить, предвосхИтить, принУдить, предложИть, углубИть, ходАтайствовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *