Личный опыт как сдать ЕГЭ по литературе на 90
Пришло время готовиться к ЕГЭ по литературе. Выпускницы-2017 дали большое количество советов по подготовке. Если последовать им, удастся сдать на высокий балл экзамен и поступить туда, куда хотите.
В ТЕСТЕ ПОПАЛСЯ ВОПРОС, КОТОРОГО Я ВООБЩЕ НИКОГДА И НИГДЕ НЕ ВСТРЕЧАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
Юлия Бакланова, 91 балл
У меня были дополнительные занятия, которые, в основном, состояли из проверки ранее написанных работ: я и еще парочка человек вслух читали свои сочинения, а затем мы разбирали с учительницей наши ошибки. Таким образом, мы набивали руку, заполняли наши папки готовыми работами (чтобы возвращаться к ним и перечитывать), выделяли лучшие черты и идеи, а также учились находить ошибки у себя и других. Еще я пошла на курсы по литературе. Они были лекционными. Мы заново проходили всю программу (помните «Слово о полку Игореве»?), составляли конспекты по произведениям и их авторам. Основными плюсами подготовительных курсов (не считая самого процесса) я могу назвать общение с единомышленниками (это очень сильно раскрепощает и, если честно, повышает уровень работ, так как ты регулярно находишься в группе знающих людей) и новый взгляд на литературу. Я искренне не терпела Гоголя, но после лекции по нему даже полюбила. И, конечно, не обошлось без самоподготовки: анализ произведений, решение тестов, написание сочинений. Прочитав (или НЕ прочитав) произведение, я начинаю составлять вспомогательные заметки по нему: автор, годы написания, сюжет, герои, важные детали, цитаты.
Всю работу я писала в напряжении (даже плакала от страха). В тесте попался вопрос, которого я ВООБЩЕ НИКОГДА И НИГДЕ не встречала при подготовке, 9 задание попалось неприятное (что уж говорить о 17). Поэтическая часть была для меня самой легкой и быстрой.
Я не советую покупать множество пособий, так как они могут пылиться без дела у вас на полке. Выберете себе подходящий справочник и сборник заданий — уже отличный набор.
Не любите «Кому на Руси жить
хорошо»? Все равно готовьтесь тщательно и к этому произведению. Не любите
«Мертвые души»? Все равно готовьтесь тщательно и к этому произведению. Не
любите «Тихий Дон»? Стоит ли повторять? Все то же самое.
Не пишите маленькие сочинения на черновиках, их нужно сразу в
чистовик. Иначе вы потратите время, которое могли бы уделить большому сочинению.
Запоминайте детали и цитаты. Учитесь рассуждать. Любите «лить воду»? Делайте это максимально аккуратно,
не отходя от темы. ОБРАЩАЙТЕ
ВНИМАНИЕ НА ФОРМУЛИРОВКУ ЗАДАНИЙ. ПЕРЕЧИТАЙТЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ. В большинстве
случаев ошибки появляются из-за невнимательности.
Перед тем, как сдать работу, посидите спокойно минуту,
освободите голову от размышлений. Минута прошла? Проверьте на свежую голову
работу, вероятно, вы найдете ошибки, которые ранее не заметили.
УЧАСТВУЙТЕ В ПРОФИЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ
Александра Шеляхина, 96 баллов
Первым делом я открыла кодификатор и полностью изучила его. Следует распечатать
его и выделить для себя то, что уже прочитано и изучено, что забыто и то, что
вы видите впервые. Все лето перед десятым классом я настраивала себя на
подготовку, составляла примерные планы работы и читала тексты людей, которые
уже успешно сдали этот экзамен. Весь десятый класс я посещала уроки литературы
в школе (их у меня было 5 в неделю, поскольку мой класс был гуманитарным) и в
полном объеме выполняла домашнее задание: читала оригиналы текстов, писала
сочинения, учила стихи. Именно тогда я познакомилась с произведениями
Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, Ф.М.Достоевского, И.А.
Гончарова. Такие произведения как «Война и мир», «Преступление и наказание»,
«Гроза», «Бесприданница», «Дама с собачкой» заставили меня полюбить литературу
всей душой. Тогда я научилась обращать внимание на детали в произведениях,
знания которых необходимы школьникам, выбравшим к сдаче ЕГЭ по
литературе.
С каждым днем становилось все страшнее: времени мало, а материал, который нужно пройти, почти не уменьшился. И отсюда вытекает третий «лайфхак»: ничего не бойтесь, не сомневайтесь в себе, верьте в свои силы и идите до победного конца.
Вплоть до мая 10 класса я занималась сама по учебникам. Ко всему этому я читала сочинения других выпускников на сайтах и каждую неделю решала минимум по три теста. В мае 10 класса я начала ходить к репетитору по литературе, который оказал на меня огромное влияние в подготовке. С учительницей я занималась раз в неделю по полтора часа и всегда выполняла гораздо больше, чем она задавала. Мне говорили: напиши 2 мини-сочинения, а на следующий урок я приносила 5 таких сочинений и еще 2 больших.
Тогда я продолжила изучать кодификатор, конспектировать основные моменты, выписывать имена главных, второстепенных и внесценических героев из каждого произведения, составляла тематическую таблицу по стихотворениям всех поэтов, данных в кодификаторе, делала карточки с цитатами.
Утром я с легкостью поднялась с кровати, быстро собралась и продолжила
повторять. То же самое я делала и в школе, пока ждала нашего выхода к ППЭ, где
должен был проходить экзамен. Все преподаватели говорили мне, что это
бесполезно, все равно ничего не запомню, только запутаюсь, однако я продолжала
читать цитаты, повторять основных имена героев и анализы произведений. Когда я
дрожащими руками открыла тексты своих работ, то обнаружила вопросы именно по
тем произведениям, которые я повторила буквально за час до входа в аудиторию.
Но здесь меня ожидал неприятный сюрприз: формулировка 9, 16,17 вопросов
значительно отличалась от тех, которые я встречала в пробных вариантах. Тогда,
оглядев всех, кто присутствовал в аудитории, я поняла, что не только меня
привели в испуг тексты заданий. Вопросы были другими, но пришлось
подстраиваться под них.
В первую очередь, выучите все термины, они пригодятся вам.
Делайте шпаргалки – это поможет вам закрепить изученный материал. Однако не стоит их брать на сам экзамен, поскольку времени у вас будет и так мало. Во время изготовления «шпор» вы итак выучите их содержание. Лично так было со мной.
Учите стихи. Сдавайте их в школе. Делайте анализы.
Перед тем, как писать сочинение, изучите биографию писателя. Не обязательно запоминать все события их жизни, лучше сделайте акцент на интересные моменты, например, на любовные истории, переезды, ссылки. Тогда, при изучении их творчества вы уже будете улавливать предпосылки написания произведения, понимать основную проблему.
Пишите. Пишите как можно больше и чаще. Если вам не нравится тема, то изучайте ее еще подробнее, вместо того, чтобы пропустить ее. Помните, что попасться на экзамене может все, что угодно.
Если есть возможность ходить к репетитору, используйте ее. Эксперт ЕГЭ поможет вас избежать речевых и логических ошибок в сочинениях, а также поможет разобраться с трудными моментами и решить сложные вопросы.
Не буду учить плохому, но скажу по своему опыту. До февраля 11 класса я пыталась сделать все домашнее задание по школе, а на это уходило много времени. Так что постарайтесь уделять больше времени именно тем предметам, по которым вы будете сдавать экзамен.
Расширяйте кругозор. Важно быть умным человеком и образованным во всех сферах. Очень жаль, что никто не дал мне такой совета в 10 классе. Я искренне считала, что школьных знаний будет достаточно в жизни (наивно), но это не так.
Если вы пишите не очень быстро, то пишите сразу на чистовик: лучше сдать работу с многократными зачеркиваниями, чем половину 17 сочинения.
Участвуйте во всевозможных профильных олимпиадах. При подготовке к ним вы изучите множество полезных материалов.
Фото из Instagram @
Подготовка к ЕГЭ по литературе: с чего начать?
Литература не случайно считается одним из самых сложных предметов для сдачи в форме ЕГЭ. Выпускнику, планирующему сдавать этот экзамен, предстоит работа с довольно большим объёмом информации.
Во-первых, придётся перечитать (а кому-то – прочитать впервые) прозаические и стихотворные произведения, включённые в кодификатор. Во-вторых, необходимо хорошо усвоить сведения по теории литературы. В-третьих – нужно научиться писать сочинения, которых на ЕГЭ по литературе будет целых пять: четыре «маленьких» (5-10 предложений) письменных ответа на вопросы по фрагментам произведений и одно «большое» сочинение на литературную тему (не менее 200 слов). Кроме того, желательно в процессе подготовки к экзамену выполнить как можно больше тестовых заданий, подобных тем, которые будут предложены на экзамене.
Как показала практика, успешно сдают ЕГЭ по литературе те выпускники, которые много занимались самостоятельно. Каким бы опытным ни был ваш учитель литературы или репетитор, тексты произведений он за вас не прочитает и свою светлую голову вам не отдаст. А значит, не обойтись без самостоятельных занятий. С чего начать? Прежде всего, запаситесь терпением, настойчивостью, а главное – книгами и учебниками.
Пособия для подготовки к ЕГЭ по литературе
Несмотря на обилие пёстрых обложек и многообещающих заголовков, качественных пособий для подготовки к ЕГЭ по литературе не так уж и много.
Рекомендуем проверенные временем пособия Е.Л. Ерохиной. Оптимальный вариант – сборник тематических тестовых заданий. Заказать его можно, к примеру, здесь: http://topbooks.com.ua/egje-2015—literatura—tematicheskie-testovye-zadanija.htm. Автором разработана уникальная и, как оказалось, эффективная методика повторения теоретико-литературного материала. Книга поможет вам спланировать самостоятельные занятия и подготовиться к экзамену по литературе даже в сжатые сроки.
Ещё одно полезное и достаточно качественное пособие – книга Е.В. Михайловой под названием «ЕГЭ 2015. Литература. Сдаём без проблем!
Подготовка к ЕГЭ по литературе – тот случай, когда нужно периодически возвращаться к тому, что отработано на предыдущих занятиях. Термины, факты, имена литературных героев и даже названия произведений нередко стираются из памяти выпускников уже через несколько недель, а то и дней после изучения. Советуем делать пометки и краткие записи-комментарии прямо в пособии и время от времени перечитывать их. Понятно, что книги в электронном формате для таких целей почти непригодны, поэтому лучше пользоваться бумажными версиями пособий.
Как самостоятельно готовиться к ЕГЭ по литературе?
ЕГЭ по литературе – экзамен, включающий несколько аспектов, и при подготовке к нему желательно не упустить ничего. Составьте чёткий план самостоятельных занятий. Направления работы должны быть такими:
Чтение текстов художественных произведений. Список книг, рекомендованных к прочтению, представлен в кодификаторе, который скачивается вместе с демоверсией ЕГЭ по литературе на сайте ФИПИ. Читайте внимательно, вдумчиво, размышляйте над прочитанным. Заведите читательский дневник и записывайте туда наиболее важные цитаты, имена героев произведения и пр.
Изучение теоретико-литературных понятий. Их список найдёте в том же кодификаторе, а токование – в пособии Е.Л. Ерохиной или Е.В. Михайловой. Старайтесь понять и осмыслить термины, запомнить не только их определения, но и примеры использования.
Выполнение тренировочных тестовых заданий. В процессе подготовки к ЕГЭ по литературе желательно проработать как можно больше тестов – из различных пособий, сборников, открытого банка заданий ЕГЭ по литературе на сайте ФИПИ. Обязательно сверяйтесь с ответами, анализируйте допущенные ошибки.
Обучение написанию сочинений (в соответствии с требованиями к развёрнутым ответам на ЕГЭ по литературе). С тремя предыдущими пунктами вы вполне справитесь самостоятельно, а вот учиться писать сочинения лучше под руководством учителя или репетитора. Если помощи педагога нет, внимательно изучите критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (они изложены в демонстрационном варианте ЕГЭ) и старайтесь писать свои сочинения в строгом с этими требованиями.
И в заключение – главное: настройтесь на успех, не опускайте руки и не паникуйте, если какая-то тема даётся слишком трудно. Регулярные занятия рано или поздно дадут хороший результат, и вы окажетесь в числе тех, кто сдал ЕГЭ по литературе успешно.
Читайте на сайте:
Как подготовиться к ЕГЭ с нуля?
Сочинения выпускников в формате ЕГЭ
Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе
Вступление
Очевидно, большинство из вас беспокоит то, как подготовиться к ЕГЭ, да и еще сдать при этом на высокие баллы. Да, я уже рассказывал вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Подобным образом мы поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на высокие баллы!
Мотивация
Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами
ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно
готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства начнётся с 1 сентября. И до начала
экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.
Кто бы чего ни говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка. Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы, поискать информацию о героях, сюжете, проблематике и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а это как раз и нужно.
Правило первое – самое важное
Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать не менее 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц. Согласитесь, в этот объём войдут все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).
Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»
Мы живем в 21 веке, поэтому заведите себе электронный ридер, если вы еще этого не сделали, за то время, пока вы проходите в библиотеку, можно прочитать не одну книгу, так что решать тут вам (главное берите устройство с e-ink дисплеем).
Теория и подходы к ней
Я говорил, что у всех подготовка будет различной, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).
Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:
Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (уровень теоретических знаний повысится).
Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию, и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, это касается определение размера стиха, рифмы и т.д.
Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.
Периодичность работы с теорией.
В школьном курсе литературы её не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.
Как разобраться с частью С
Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех, нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.
Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.
· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых,.. во-вторых,.. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.
· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой и ёмкой). Пары предложений здесь будет достаточно, это условная рекомендация, если потребуется больше, никто не помешает.
· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Ещё и ещё раз повторяю – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.
· Остальные советы и рекомендации читайте здесь.
Разумеется, все эти правила — ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.
Лирика
Честно признаюсь, лирика в школе давалась с трудом, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.
Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д.
Что порекомендую почитать? Список критической литературы для вас уже составлен.
Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихотворения. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, очевидно.
А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.
О критериях
Кто не знает, часть С оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3, С2-С4, С5.
Об учителях и репетиторах
Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ, а не общий учительский стаж.
Общий план подготовки
Каждодневное чтение по 50 страниц.
Сентябрь – октябрь– работа с теорией, решаете по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.
Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? По 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.
Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики» вам в помощь.
Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.
Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.
Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.
В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно. Обязательно освежить в памяти теорию — вновь обратиться к тестам. В последний день перед экзаменом обязательно отдыхаем.
А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!
UPD: (10.09.2013). После обсуждения данного материала с моим преподавателем на кафедре, отметил, что не сделан акцент на драме. Разумеется, произведения, которые относятся к роду драмы, требуют несколько иных подходов, здесь есть определенные нюансы. Например, чтобы увидеть развитие сюжета в драматическом произведении необходимо по-настоящему вдумчивое и внимательное чтение, даже при большом желании, понять с первого раза — сложно. Поэтому подобные произведения настоятельно рекомендую читать не менее двух раз. Как работать с текстом? При чтении очень важно держать перед собой список героев, потому что их появление и исчезновение происходит порой очень стремительно. Ещё один момент, внимательно читаем ремарки (небольшие авторские пояснения по ходу действия), они, во-первых, передают авторское отношение, во-вторых, помогают раскрыть героев, понять ключевые моменты. Особенно часто в ремарках даётся описание сцен, которые характеризует, в первую очередь, быт героев, те условия, в которых они действуют. И чтение хорошей критической литературы здесь тоже никогда не повредит.
Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе за 3 месяца для самых ленивых
Скоро состоятся первые экзамены: география и.. то, ради чего вы все здесь собрались, – литература! Сейчас я поделюсь с вами всеми мыслями и материалами, которые помогут вам подготовиться за оставшееся время. Кто еще сомневается, что не сможет сдать на хорошие баллы? Подняли свои клювы и приоткрыли их, чтобы внимательно начать поглощать представленную ниже информацию.
0. Вступление
Вспомню и перескажу для начала вам свою историю. Так вот, в 2011 году мне предстояло сдавать экзамены. Я жутко ленился, впрочем, как и многие из вас, никаких репетиторов у меня не было и сайта 5литра.ру, разумеется, тоже не было.
Время от времени заглядывал в книжечки, с тоской пролистывал их. Но тут, примерно в марте, когда уже за окном действительно можно было наблюдать весеннюю погоду, с нами провела вразумительную беседу директор школы. Сказать, что она нас сильно разозлила, заразила трудом – это, значит, не сказать ничего. Речь, которая прозвучала из ее уст, не была какой-то особенной или слишком строгой – нет, она просто дала понять нам со всей серьезностью, что наше привычное «авось» в данном случае с вероятностью близкой к 100% здесь не прокатит. Разумеется, почти в каждом из нас появился тот самый страх – страх, который движет нами, тот подсознательный процесс, заставляющий выводить из режима сна наши ресурсы. И мы взялись за работу.
Я бы с большой радостью попробовал выступить перед вами с подобными словами, потому что устная речь все же имеет значительно больший эффект, но я постараюсь компенсировать недостатки письменной речи тем, что дам вам рецепт, который внесет в ваш небольшой хаос, немного светлых и свободных зон.
1. Расставляем приоритеты и все точки над i
Итак, осталось 3 месяца на подготовку. Если у вас действительно всё плохо с литературой или вы считаете, что знаний не хватит, чтобы справиться с экзаменом хотя бы на 60 баллов, то в первую очередь настоятельно рекомендую переосмыслить вашу текущую подготовку. Определитесь четко с набором экзаменов. Готовьтесь по тем трём ключевым, которые вам необходимы. Если вы рассматриваете какие-то иные варианты поступления, где нужны другие экзамены, то вам надо сбавить обороты по всем фронтам, кроме ключевого. Если вы рассматриваете литературу как ключевой экзамен, то и уделите ей большую часть своего оставшегося времени. Я в своё время сдавал 5 экзаменов, кроме математики и русского языка у меня была литература, английский и информатика. Примерно перед Новым годом я определился с тем, куда буду поступать, поэтому сосредоточился на работе с русским языком и литературой. По остальным экзаменам были лишь точечные занятия, не более.
Избавьтесь от всего ненужного, сосредоточьте своё внимание на чем-то одном и действуйте.
2. Распределяем время. Контролируем себя
В последнее время через мои руки прошло немало книг по тайм-менеджменту, саморазвитию и мотивации. Чтобы начать успевать делать большее за это же время, вам в первую очередь необходимо начать с контроля времени.
Заведите 2 блокнота:
В рамках короткой статьи все эти процессы и советы описывать придётся долго, поэтому обратитесь к хорошим первоисточникам: Яна Франк «Муза и чудовище» (тайм-менеджмент), Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».
Нам свойственно откладывать всё на последний день, а потом в ужасе и панике пытаться в аврале освоить какой-то материал, написать или сделать что-либо. Не загоняйте себя в угол. Хотя бы кратко ознакомьтесь с предложенными книгами (дурного я вам не посоветую).
3. Упрощаем и сокращаем = оптимизируем
Не так давно я публиковал список произведений, которые должны быть прочитаны в первую очередь. С учетом всех ужимок и сокращений я постарался составить такой список текстов, который в первую очередь должен вам будет помочь в написании части С (чтоб была база тем для сопоставления). Большая часть произведений, которые не попали в список, были написаны в XX веке. В экзамене по литературе ХХ век представлен не так сильно. В частности, литература этого периода в С5 представлена сочинением по выбору – С5.3.
Итак, список литературы(оптимизированный).
Что делать, если я всё равно не успеваю прочесть даже это? Или что делать, если я читал эти произведения достаточно давно и многое забылось?
В таком случае рекомендую прибегнуть к такой схеме «восстановления» текста:
1. Читаем биографию писателя (пытаемся понять, найти причины, которые побудили к написанию произведения). Это нужно для того, чтобы вы могли вжиться в исторический контекст. Понять откуда писатель брал материал для произведения. Настоятельно рекомендую хорошо поработать над этим моментом.
2. Анализ произведения – выискиваем поднятые темы, проблемы, узнаем информацию о героях.
3. Открываем учебники Б. Бугрова, М. Голубкова «Русская литература XIX-XX века в 2 томах». Вдумчиво, не торопясь, читаем текст.
4. Краткие содержания – изучив детально исторический контекст, темы, проблемы, художественные образы, только сейчас можно приступить к сюжетной части произведения. Если вы пойдете наоборот, то велика вероятность того, что ранее прочитанный вами сжатый сюжет вовсе не отложится в памяти.
4. Часть В, теория
Не надо вам скачивать большие объёмы теоретических статей, не надо заходить на отдельные сайты по теории литературы. Просто решайте на сайте тесты. Каждый день в течение оставшегося времени прорешивайте хотя бы по одному тесту.
В конце статьи еще будут советы по изучению теории.
Теории, которая представлена в ЕГЭ по литературе, немного. У вас быстро отложатся в голове формулировки вопросов. Никаких трудностей здесь не должно возникнуть. Если они и будут, то вся необходимая теория в удобной и доступной форме представлена на сайте – можете к ней обращаться.
5. Часть С: С1-С4
Ничто не вызывает такой ужас и страх, как работа над частью С. Сейчас я вновь озвучу ключевые моменты, которым рекомендую следовать при написании.
1. Приступайте к написанию не сразу, а спустя небольшое время после того, как вы прочли произведение (нужно «переварить» произведение). Затем откройте список вопросов. Выберите самый простой.
2. В С1 и С3 необходимо отвечать сразу же на поставленный вопрос. Например, нам дан вопрос по отрывку из Н.В. Гоголя «Ревизор»: Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы? Прямо и отвечаем, перефразировав вопрос: «Приведенная сцена играет ключевую роль в развитии сюжета пьесы, потому что.. во-первых,..» и т.д. Несмотря на то, что я всегда рекомендую в первую очередь следить за тем, чтобы не скатываться на общую проблематику произведения, данный вопрос подразумевает заглянуть вперед, то есть выйти за рамки только данного фрагмента. Поэтому внимательно читайте формулировки вопросов. Выделяйте ключевые слова, они обязательно должны прозвучать в вашем ответе.
3. В С2 и С4 начинать свой ответ необходимо схожим образом. Но только здесь нам нужно вспомнить, в каких еще произведениях нашла своё отражения указанная тема или проблема. Укажите не только авторов и названия произведения, но и напишите, что роднит их между собой.
4. Про 5-10 предложений всё-таки не так просто написали, хотя и идут с пометкой: «указание на объем условно». Завершите ответ одним небольшим предложение: короткий итог сказанному.
По лирике есть несколько хороших таблиц. Они облегчат вашу жизнь:
1. Характерные черты в творчестве поэтов (С4).
2. Сопоставление лирических тем в С4.
Если у вас существуют проблемы с пониманием лирического произведения, воспользуйтесь методикой построчного пересказа.
Надо ли учить стихи?
Тут всё зависит, разумеется, от того, на какие баллы вы в итоге рассчитываете. Если ориентируетесь на 50-60 баллов – можно сильно не усердствовать. Хотя бы помнить по несколько строк из стихотворения. Если нацелены на результат от 70 и выше баллов, то следует учить. Почему? Потому что ничто так не помогает в анализе лирического произведения, как познание его содержания. Прочитав один раз стихотворение, вы с большой вероятностью его не поймете. А задания С3, С4 призваны проверить, насколько вы понимаете затронутые темы, идеи, ключевые образы. Ничто так ярко не подтверждает ваше суждение, как короткая, ёмкая цитата.
На экзамене вы будете ограничены временем. Долго думать у вас не получится.
Всё-таки главное не выучить стихотворение, а понять его. Зри в корень.
6. Часть С – С5
Уже столько материалов написано на тему, как писать сочинение, но стоны всё равно продолжаются.
В одном из своих последних материалов я достаточно подробно разобрал технологию написания части С5: «Простой рецепт: как укладываться в необходимый объем (200 слов)».
Но существует еще одна проблема, которой ранее я не касался: «Цитаты в сочинении. Как их запомнить?»
Для начала обратимся к критериям. Внимательно перечитаем тот пункт, по которому проверяется привлечение текста произведения:
3. Обоснованность привлечения текста произведения | Баллы |
а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.) | 3 |
б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом | 2 |
в) текст привлекается только как пересказ изображенного | 1 |
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются | 0 |
Тут есть 2 пути:
1. Мы заходим, например, на Викицитатник или на сайт «Эпиграфы.ру». Покупаем картон (плотная бумага). Режем квадратики размером 5х5 или 6х6 (зависит от вашего почерка). Затем пишем на квадратике цитату, автора, название произведения, если цитата принадлежит литературному герою – укажите его имя. Создайте не менее 10 карточек к произведению. Цитаты должны быть яркие, короткие. Признак хорошей цитаты: прочитав ее, сразу вспоминаешь откуда она и кто ее автор. Каждый день, отправляясь куда-либо, берите часть карточек с собой: сегодня карточки по одному произведению, завтра следующие и т.д. Повторяйте содержимое карточек в любую свободную минуту.
2. Но есть и второй путь. Он для тех, кто не привык ставить перед собой большие задачи: ничего не делать. Да, вы не ослышались. Если держать в уме, что вы всё-таки помните сюжет произведений, то вы сможете хотя бы немного привлечь текст с помощью пересказа. Но всё должно быть в разумных пределах. Правда, по критерию «Обоснованность привлечения текста произведения» вы можете рассчитывать максимум на 1 балл.
ВАЖНО:
Выдержка из Спецификации (официальная документация к ЕГЭ по литературе): «Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям ХХ в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению».
То есть, вам следует отрабатывать произведения какого-то одного временного промежутка. И делать карточки с цитатами по тем произведениям, которые туда попадают. Логично? Думаю, да.
Хорошо, но с чего мне начать?
Итак, впереди почти 90 дней – этого времени вполне достаточно для того, чтобы успешно подготовиться и сдать минимум на 60-70 баллов.
1. Скачайте и распечатайте в 2 экземплярах сокращенный список литературы. Считаем количество произведений, которые не прочитаны вообще – выделяем их красным цветом. Приступите к их прочтению в первую очередь. Произведения, которые были прочитаны, но прочитаны достаточно давно и вы чувствуете, что плохо их помните – выделите желтым цветом. На втором листе с произведениями выделяйте по ходу вашей подготовки «восстановленные» и только что прочитанные произведения зеленым маркером. Так вы наглядно будете видеть ваш процесс подготовки. Информация о том, каким образом «восстанавливать» произведения дана выше. За 90 дней ваш лист должен стать полностью зеленым.
2. Каждый день решаем по 1 тесту до тех пор, пока не убедитесь в знании теории. В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест.
Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.
3. Делаем карточки с цитатами. Носим их с собой. Учим везде: в дороге, в столовой, в кровати и т.д.
4. Учим стихи. В предложенном сокращенном списке все стихи можно не учить. У каждого автора выберите хотя бы по 2-3 стихотворения. Что-то вы учили ранее, поэтому просто повторите их. Таким образом, у вас получится примерно 30 стихотворений. Год назад, когда проходил в университете курс литературы второй половины XIX века, выучил за 2 месяца без каких-либо проблем 30 стихотворений. Учил в свое удовольствие, целенаправленно не выделял отдельные часы, а просто повторял их в свободное время.
5. «График 3 на 1». У всех вас получился «разного цвета» список литературы, поэтому давать рекомендацию, сколько отводить времени на каждодневное чтение я не могу. Но чтобы не переутомлять себя, предлагаю следующее: 3 дня занимаетесь по 2-2,5 часа в сутки, на 4й день отдыхаете от литературы вообще (даже от карточек, но стихи можете повторять).
6. Так как перед вами стоят 2 наиболее важные задачи – прочитать произведения и наработать навык написания части С, поэтому и сделайте на это основной упор. Заведите, если еще этого не сделали, тетрадь для сочинений. Пишите часть С в указанные трехдневные циклы хотя бы по 30 минут в день (минимум). На сочинение С5, конечно, будет уходить больше времени, но за 90 дней поставьте себе цель написать САМОСТОЯТЕЛЬНО минимум 10 сочинений. Отправляться на экзамен с непрочитанными произведениями – большой риск, поэтому сведите свои риски к минимуму.
Загляните в «Методические рекомендации по части С».
Вместо заключения. Призыв к действию
Глубоко вдохните и выдохните. Теперь главное – начать, сделать первый шаг. А потом пойдет практически само собой. Вам только нужно заставить себя перебороть свой страх, сомнения и неуверенность и, сделав несколько шагов по горячим углям, оказаться в конце дымящейся дорожки.
Понятно, что решение за вами. Можете не готовиться, сдать и жить себе дальше, терзаясь потом сожалениями о том, какой интересной и замечательной могла бы быть ваша жизнь.
Столкнувшись с какой-то особенно трудной, устрашающей задачей, я задаю себе вопрос: «Что станет возможным, если я это сделаю?» А если говорить конкретно о нашей ситуации, какие вузы откроются перед нами, имея желаемое количество баллов?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно всего лишь сделать первый шаг. Остальное уже сейчас прекрасно дорисует ваше воображение.
Появилась ли сейчас представление о том, что необходимо делать и как готовиться?
Ваше настольное пособие
Специально для тех, кто предпочитает печатное слово, я разработал методичку, в которой собрал все необходимые материалы для работы над частью С. Туда вошла и эта статья.
Скачать методичку.
Григорий Харин
Список литературы для ЕГЭ по литературе
- 23.10.2019
Полный список литературы, которую необходимо прочитать для успешной подготовки к ЕГЭ по литературе.
Список подобран на основе кодификатора. Все произведения отсортированы по дате написания.
Вам необходимо прочитать ВСЕ эти произведения, знать имена их героев, характеры, мотивы поведения.
За предоставленный материал благодарим группу https://vk.com/kazancampus
Древнерусская литература
- «Слово о полку Игореве»
Из литературы XVIII в.
- Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
- Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
Литература первой половины XIX века
- А.С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»
- В.А. Жуковский элегия «Море», баллада «Светлана»
- А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
- М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про … купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
- Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».
Литература второй половины XIX века
- А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
- Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
- И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
- М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)
- Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
- Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
- И.А. Гончаров роман «Обломов»
- Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша» или «Леди Макбет Мценского уезда».
- А.Н. Островский пьеса «Гроза»
- Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),«Природа – сфинкс. И тем она верней…»
Литература конца XIX — начала XX века
- А.П. Чехов пьеса «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
Из литературы первой половины XX века
- И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
- А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Нес теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
- М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
- М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»
- С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
- О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
- В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
- А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
- М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»
- М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)
- А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
- А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»
- А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)
Из литературы второй половины XX века
- Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
- Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Драматургия второй половины ХХ века
- А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.