Сатирический юмор это: Что такое юмор и сатира в литературе? 🤓 [Есть ответ] – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Чем отличается сатира от юмора

Связь сатиры и юмора очевидна. Она проявляется в способности отражать комическое как особую оценочную категорию, благодаря которой у человека складываются представления о смешных, нелепых или уродливых явлениях жизни. Любая ситуация, вызывающая смех, может утратить остроту или, наоборот, привести к общественному резонансу в зависимости от того, в юмористическом или сатирическом ключе она рассматривается.

Содержание сатиры и юмора отличается степенью оценки происходящего и вызывает разную реакцию широкой аудитории.

Юмор – это, прежде всего, личностное свойство, позволяющее парадоксально воспринимать действительность, то есть видеть в типичных обстоятельствах скрытые противоречия и реагировать на них со  смехом. Однако он обладает и другой характеристикой – эстетической. Юмор, как и остроумие, гротеск, ирония, относится к видам комического, которые имеют особые средства для достижения смехового эффекта.

В литературе юмористическая трактовка каких-либо явлений действительности основана на приемах преувеличения или преуменьшения, игре слов, использовании фраз с двойным смыслом. Сценический юмор связан с комедийными ситуациями, знаково-смешными жестами и ситуациями абсурда.

С этой точки зрения юмор восходит к народной смеховой культуре, тесно связанной с представлениями об истинно значимых ценностях и архаическими карнавальными обрядами, в которых подвергалось осмеянию все, что не соответствовало таким представлениям.

Однако юмор не преследует цель осудить человеческие пороки. Его задача – продемонстрировать добродушо-насмешливое отношение к разного рода нелепостям, вызвать улыбку, доставить удовольствие.

Сатира относится к комедийным жанрам, резко обличающим и высмеивающим порочные поступки, низкие побуждения, безобразные проявления социальных  конфликтов. В отличие от юмора, сатира активно использует смех как средство коллективной критики. Через ее призму острее воспринимаются проблемы общества и государственной системы. Комизм в сатирических произведениях приобретает новое значение: он вызывает смех-отрицание, смех-порицание и смех-наказание.

Выраженное критическое содержание сатиры определяет специфику жанров, в которых она используется. Обличительный мотив становится основным в малых сатирических формах современной публицистики: баснях, фельетонах и памфлетах. Особая роль отводится сатире в произведениях художественного стиля.

В русской литературе настоящая школа сатирической прозы создана М. Е. Салтыковым-Щедриным.  «История одного города» и «Сказки для детей изрядного возраста»  стали образцом виртуозного использования острых сатирических приемов с элементами гротеска, карикатурного изображения черт характера, иносказания и аллегории. Эти же приемы встречаются в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко, А. Аверченко.

Современная сатира находит выражение не только в литературе и публицистике, но и на театральной сцене, в эстрадных номерах разговорного жанра, в городском и студенческом фольклоре.

Выводы TheDifference.ru

  1. Юмор является видом комического, не обладающим оценочной функцией. Сатира резко обличает пороки и активно влияет на формирование общественного сознания.
  2. Юмористические приемы строятся на игре слов и абсурдности ситуаций. Сатира использует элементы гротеска и карикатурного изображения.
  3. Юмор чаще всего выражается в добродушно-насмешливой шутке. В сатире отражается активная обличительная позиция, усиленная гневным смехом.
  4. Юмор универсален. Сатира используется преимущественно в жанрах художественной литературы, драматургии, публицистики.

Юмор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Улыбка — знак хорошего настроения

Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире[1].

В широком смысле — всё, что может вызвать смех, улыбку и радость.

В философии и науке XVIII века противоречивость юмора рассматривалась в русле поиска логики построения юмористического образа. Так, шотландский философ Дж. Битти в эссе о смехе обозначил объект своего труда как «результат наблюдения двух или более нелогичных, несоответствующих или нелепых частей или обстоятельств, рассматривающихся как объединенные в одном сложном объекте или группе»[2]. А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» указывал, что два несовпадающих элемента, из которых возникает смешное — это усвоенные нами понятие и реальный объект, который «мыслился в этом понятии» (но в действительности оказался отличным от него)

[3].

В теории разрядки юмор трактуется как механизм «освобождения от напряжения», как своеобразный «предохранительный клапан». Шотландский философ XIX века А. Бэн и английский социолог Г. Спенсер также рассматривали смех как разрядку[4]. Элементы теории разрядки можно найти и в подробной интерпретации оснований юмора, предложенной З. Фрейдом. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» основатель психоанализа четко определяет различие между юмором, комизмом и остротой. З. Фрейд считал, что юмор — это средство решения психической проблемы простейшими способами, успешно опробованными индивидами в самом начале жизни[5]. По мнению Э. Оринга, юмор зависит от восприятия «соответствующего несоответствия» («appropriate incongruity»)[6]. Его ученый понимает как нахождение связи между двумя категориями, которые с позиции здравого смысла рассматривались бы как противоречивые[4]

.

Английский социолог М. Малкэй пишет, что в юмористическом образе «правила логики, ожидания здравого смысла, научные законы и требования приличий» не являются обязательными. Он полагает, что общественная жизнь включает в себя множество противоречивых значений и смыслов, и юмор с его релятивизмом создает особую среду, особый «язык» для выражения этих противоречий. Тем самым юмор служит поддержанию социального порядка[4].

Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор»[источник не указан 816 дней] (ср.: гуморальный). По мнению древних именно соотношение этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.

Существуют различные формы юмора:

и так далее.

Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор. Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и другие.

Психология юмора рассмотрена Зигмундом Фрейдом в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному»[7].

Идея о том, что чувство юмора развилось у людей под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта, была сформулирована и теоретически обоснована в 2000 году эволюционным психологом Джеффри Миллером в получившей широкую известность книге «The mating mind». Эволюционные психологи предполагают, что юмор является аналогом павлиньего хвоста, который служит для демонстрации самкам своих хороших генов[8].

Ислам выработал целый ряд правил относительно юмора[9].

Некоторые города претендуют на звание национальной (или даже мировой) «столицы юмора».

  1. ↑ Психология. Словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  2. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. — London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. — С. 321—487.
  3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч.: В 6 т.. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — Т. 1. — С. 496.
  4. 1 2 3 Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 1.
  5. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб.-М.: Университетская книга, 1997. — С. 319.
  6. Oring E. Engaging Humor. — Urbana: University of Illinois Press, 2003. — С. 210.
  7. ↑ Matte, G. (2001). A psychoanalytical perspective of humor. Humor: International Journal of Humor Research, 14(3),223-241
  8. Александр Марков. Чувство юмора и щедрость — результаты полового отбора? (неопр.). Дата обращения 2 марта 2014.
  9. ↑ Можно ли рассказывать анекдоты?
  10. ↑ Newsy.Sadurski.com: Wąchock Stolicą Humoru (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2009. Архивировано 13 мая 2008 года.

Сатира — Posmotre.li

На злободневную тему (причём нарисовано задолго до известных событий)

Сатира — это основной инструмент автора, который решил бороться с неким явлением путём его высмеивания. Говоря по-простому, по сути дела, то, что ранее называлось сатирой, сейчас называется троллингом различной толщины, и основная задача в общем-то тоже не сильно изменилась — сатирики столетиями оттачивали искусство тонкого троллинга, потому что за толстый можно было угодить на кол или в тюрьму, если власть имущие (против которых, в основном, и писались едкие словечки) обидятся. В итоге лучшим вариантом был тот, при котором аудитория ржала до упаду, а объект троллинга не понимал, в чём дело. При этом для слива оппонента в унитаз применялся довольно широкий набор приёмов, включающий в себя сарказм, доведение до абсурда, эзопов язык и тому подобное — в общем, что бы вы там ни думали о наших предках, в сатире они толк знали и умели понимать чёрный юмор. А что поделать, жизнь была тяжёлой.

Важно понимать, что сатира — это не сведение счётов, не бокс по переписке и не месть. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. Причём количество сатиры от рабочего класса к советской власти било все рекорды, желающие всегда могут причаститься целой кучей анекдотов и забавных сочинений, за которые авторам угрожала отсидка по политической статье. Впрочем, некоторые сей участи избежали — отчасти потому, что их троллинг был тоньше бритвенного лезвия, отчасти потому, что критиковали по делу, отчасти потому, что были полезны власти (которая, не будучи дурой, считала, что прикормленный автор хороших, годных памфлетов полезнее гниющего в тюрьме), отчасти потому, что их произведения безжалостно резались цензурой. И им ещё повезло, что товарищ Сталин ценил хорошую шутку — при Иване Грозном памфлетиста, буде такой появился бы, без разговоров казнили бы.

Однако, если у вас вдруг сложилось впечатление, что сатира это сплошные хиханьки да хаханьки — должно быть, для вас будет сюрпризом, что жанр антиутопии целиком и полностью является сатирическим жанром, в котором указывается на потенциальные или уже имеющиеся проблемы в обществе, и к чему всё это ведёт, и если ознакомиться с некоторыми образцами жанра, не включая мозг, то они могут показаться смешными. А потом вдруг понимаешь — «это же про нас!»

Театр[править]

  • Античные драматурги любили спародировать — и лично высмеять — друг друга в своих комедиях.
  • Древнегреческие комедии за авторством Аристофана. Старше, чем Данте! А образ купца, который жиреет, заключив мир с государством, с которым его родина ведёт войну, актуален до сих пор! Споры же о том, кого конкретно из тогдашних олигархов он имел в виду, ведутся до сей поры.
  • Жан-Батист Поклен де Мольер. Тяжело жилось человеку, ибо измывался над всеми, до кого дотянулся. Досталось людям из свиты короля, врачам (в целом и по отдельности), иностранным дипломатам, торгашам… А слово «жеманница» (précieuse) вообще пошло от Мольера, который добыл славу, поиздевавшись над современным ему гламуром.
  • Карло Гоцци вывел своих коллег по перу Гольдони и Кьяри в образе двух волшебников в пьесе «Любовь к трём апельсинам». Особенно досталось их поэтическому стилю.
  • «Носорог» Эжена Ионеско. Крайне жёстко обстёбан фашизм, равно как и не противящиеся ему обыватели. Автор нажил себе этим немало проблем, пришлось даже кое-где подыграть фашистскому режиму Румынии, чтобы получить возможность свалить из страны. «Сбежал из концлагеря в форме гестапо», — шутил по этому поводу Ионеско.
  • «Баня» В. В. Маяковского. Главначпупс тов. Победоносиков — в первую очередь карикатура на Л. Д. Троцкого.
    • Во втором варианте текста «Мистерии-буфф» добавлено несколько ехидных намёков на троцкизм, современному человеку без специальных знаний уже непонятных.

Литература[править]

Русскоязычная[править]
  • У Ивана Крылова есть несколько басен вполне себе сатирического свойства:
    • «Волк на псарне» — о вторжении Наполеона в Россию.
    • «Щука и Кот» — о неудаче адмирала Чичагова в борьбе с Наполеоном.
    • «Квартет» — сатира на деятельность Государственного совета в начале XIX века.
      • Так все басни Крылова — сатирические. Просто смехачом, в стиле Петросяна, он не был. Иной раз сатира была адресована не государству, а обществу или отдельным типичным его представителям.
  • «Голова и ноги» Дениса Давыдова — очевидная сатира на царя, за которую автора турнули из гвардии в гусары.
  • Даже в первой книге Э. Н. Успенского про крокодила Гену и Чебурашку (!) не обошлось без социальной сатиры. Обыгрываются такие темы, как пропаганда в советских СМИ, дефицит и связанное с ним мышление, а также бюрократия. «Разрешить. Иван Иванович». «Не разрешить. Иван Иванович». «У меня перерыв на обед. То есть два перерыва на два обеда». А вот кладовщик, соглашающийся давать гнутые гвозди. «Дайте нам гнутый молоток. Забивать гнутые гвозди», — троллил его Чебурашка.
    Как автор протащил это под радарами? На первый взгляд загадка, но на самом деле кого-кого, а бюрократов в советской литературе и прессе продёргивали регулярно, чай не руководящую роль Партии критиковать.
  • У АБС сабжа было много. Cамый химически чистый случай, без приключений и с минимумом экзотики — «Второе нашествие марсиан».
  • «Москва 2042» В. Войновича — антиутопическая сатира на СССР времён застоя а заодно и немножко на ультраконсерваторов. На взгляд автора правки — очень смешно.
На других языках[править]
  • «Путешествия Гулливера» (Путешествие в Лилипутию) — старше, чем радио. Классика жанра — война «остроконечников» и «тупоконечников» на тему «с какого конца разбивать яйцо», явно пародирующая католиков и протестантов. Но это — самый известный прикол в тетралогии. Было много других.
    • В первой части Свифт поиздевался и над антишпионской истерией, и над кабальной послевоенной дипломатией и, особенно явно, над королевским двором. Чего стоят только спортивные состязания, по итогам которых должности достаются лучшим прыгунам и пролазам.
    • Во второй книге автор ещё более тонко подшучивает над нравами королевского двора (включая половые пристрастия его женской части) и лично над привычками короля Георга.
    • В третьей декан копнул глубже всего. Политический террор, государственное управление на местах, мракобесная наука и куча других прелестей в наличии. Трибниа, она же Лангден того времени, что вы хотели…
    • Книга четвёртая — вовсе эталонное «На тебе!» в адрес человечества как такового.
  • Франсуа Рабле тоже высмеял католиков и протестантов — в образах соответственно «народа папоманов» и «народа папефигов».
    • Да и вообще «Гаргантюа и Пантагрюэль» почти целиком состоит из всевозможных сатирических отсылок.
  • Станислав Лем. Все произведения про И. Тихого, проф. А. С. Тарантогу, «Кибериада» и «Сказки роботов» являются большим набором сатиры в адрес практически всего на свете. Самый, пожалуй, характерный случай — путешествие на Землю.
    • А были и случаи, когда то, что на первый взгляд выглядит как сатира, по факту таковой не является. Тут примечательно «Двадцатое путешествие Ийона Тихого», из которого становится ясно, откуда пошли многие легенды и великие люди прошлого. Естественно, альтернативная история выдающихся личностей (от Гомера до Эйнштейна) выведена не для того, чтобы их выставить в дурном свете, а просто в интересах юмора. Единственный, над кем автор реально поиздевался — сам Ийон, нафантазировавший себе роль в абсолютно всей истории человечества, доисторической Земли, да и всей Солнечной системы тоже. Ну, и без самоиронии не обошлось, просто посмотрите, как Лем выставил в этом путешествии научных фантастов XX века, к которым сам же и относился.

Кино[править]

  • «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу» — злая антивоенная сатира. Чего стоит только безумный генерал Потрошиллинг или сам герр доктор Стрейнджлав, который регулярно принимает президента за фюрера. Это «На тебе!» в сторону генерала Кертиса Лемэя и Вернера фон Брауна соответственно.
  • «Звёздный десант» Пауля Верхувена — ещё одна злая антивоенная сатира и большое На тебе! в сторону оригинального романа Хайнлайна.
  • «Великий диктатор» Чарли Чаплина практически полностью является сатирой на Адольфа Гитлера. Впрочем, Муссолини тоже досталось.
    • А по США Чаплин прошёлся в другом своём фильме — «Король в Нью-Йорке».
  • «Утиный суп» братьев Маркс: по официальной версии, действие происходит в европейском государстве Фридония. Но зрители прекрасно понимали, что стёб идёт как раз над переживающими Великую депрессию США. И многие-премногие американцы на фильм обиделись, ибо так их родину не стебал ещё никто. Чего стоит только привлечение к власти сумасбродного авантюриста в обмен на погашение кредитов, назначение министром обороны иностранного шпиона или абсурдистски радостная песня «Мы идём воевать!» в развязке. В Штатах и по сей день подобные шутки позволительны исключительно над иностранцами, но никак не над собой.
  • Bowfinger («Клёвый парень») Фрэнка Оза — не пародия на фильмы класса Z (т. е. те, которые по качеству ниже всякого плинтуса), а сатира на них. Пародии на них там вкраплены в качестве шоу внутри шоу. Фрэнк Оз до того ненавидел такие киноподелки (называл их «раком Голливуда»), что вышло даже не смешно, а горько и мерзко.
    • Тот же замысел — в очень камерных The Extendables от Брайана Томпсона.
  • «Диктатор» Саши Барона Коэна — особенно эпична оратория Аладина в конце, начинающаяся словами «Представьте, если бы Америка была диктатурой…»
  • «Идиократия» — про США.

Мультсериалы[править]

Видеоигры[править]

  • Инди-игра «DLC Quest», откровенное На тебе! в сторону преднамеренного разделения игр на DLC.
  • Серия игр Persona, особенно пятая часть. Тут разработчики успели проехаться по всем реалиям современного общества.
  • Серия игр GTA. Рокстары успели высмеять многие реалии американской жизни. В пятой игре серии, к примеру, мы видим предвыборную борьбу двух кандидатов в губернаторы, а именно — Джока от республиканцев, и Сью от Демократов. А теперь вспомните президентские выборы 2016 года!
    • И Bully от тех же авторов! Только тут высмеиваются школьные реалии и её стереотипы. Да и сама игра является карикатурной пародией на ванильные подростковые фильмы о школе.

Музыка[править]

  • А. Галич — чуть мене, чем всё творчество.
  • Владимир Высоцкий — тоже есть, хотя cветлее и мягче.
  • Наутилус Помпилиус — «Праздник общей беды», «Хлоп-хлоп», «Стриптиз», «Город братской любви», «Наша семья», «Эти реки».
  • Время Срать — социальная сатира является третьей по частоте использования темой песен, чего только стоят «Любовь в кабинке № 2», «Унитазный сетевой маркетинг» и др.
Юмор и сатира
Жанры Комедия (ситком • скетч-ком • чёрная комедия) • Памфлет • Пародия (самопародия • Всеобщая история, обработанная «Сатириконом») • Псевдодокументалистика • Смешной перевод • Чёрный юмор • ШаржChaplin.jpg
Понятия Абсурдный юмор (Абсурд ради абсурда) • Бафос (бафос-нежданчик) • Гротеск • Каламбур • Литерал • Педаль в пол • Получается смешно • Получилась реальность • Разрядка смехом • Самоирония • Сарказм • Стёб • Шутки ради
Язык Canis Latinicus • Бафосная аббревиатура • Вуглускр • Зашёл в аптеку царь Додон • Не повезло с ФИО • Постоянная шутка • Эффект голубого щенка • Эффект Телепорно • Язык Пруткова • …
Персонажи Бокэ и цуккоми • Грустный клоун • Герой-насмешник • Злодей-недотёпа • Мальчик для битья • Повар-катастрофа • Смешной иностранец (японский турист) • Смешной злой • Смешной лоликон • Трикстер (возлюбленная-трикстер • ментор-трикстер • родители-приколисты) • Штатный клоун • Шут • Язвительный насмешник (маленькая мисс Сарказм • насмешник с мордой кирпичом • насмешник-соблазнитель • язвительный ангел • язвительная возлюбленная • язвительный чудак)
Ситуации

Аварийное приветствие • Армия — это балаган • Банановая кожура • Бросаться мелом • Во сне без штанов • Выплеснуть напиток изо рта • Говорить в вентилятор • Давиться смехом • Девушки боятся фильмов ужасов/Женщины боятся мышей • Держать книгу вверх ногами • Забавная болезнь • Зайти не в тот момент • Меня побила девчонка • Мы уже приехали? • Не такая уж фоновая музыка • Не узнал себя по описанию • Ошибка слепого • Попадание в камеру • Потерять цвет • Разрисовать лицо во сне • Смехотворные пытки • Смешно коверкает песню • Смешное событие на фоне • Спрятанное порно • Тащить за шиворот • Ураганный чих • Уронить челюсть • Это не то, что ты думаешь! • …

Непристойно — значит, смешно: Голые и смешные • Гомосексуализм — это смешно • Засунь это себе в… (женская версия-1 • женская версия-2 • Лицом в сиськи) • Затрахала! • Туалетный юмор (Коварная кучка • Испортить воздух • Меня стошнило • Наделать в штаны • Окатить из шланга • По уши в… • Сладкий хлеб • Сладкий лимонад) • О, мой зад! • Подглядывать за голыми (Выставить голого) • Привязан к кровати • Приняли за гея
Это смешно Бельё — это смешно • Война — это смешно • Изнасилование — это весело • Извращенец — это смешно • Курица — это смешно • Лицемерие — это смешно • На самом деле это довольно смешно • Непристойно — значит, смешно • Потому что это весело • Пьяный — это забавно • Ревность — это смешно • Религия — это смешно • Сиськи — это смешно • Страх смерти смешон для умерших • Так грубо, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Такой серьёзный, что уже смешно • Фашизм — это смешно (Ги-ги-гитлер!) • Социопатия — это смешно • …
Прочее Безумная тролльская логика • Буффонаде плевать на твой пол • В поисках золотого унитаза • Вот сейчас обидно было • Вырежу сердце ложкой • Закадровый смех • Зловещая шутка • Визжит, как девчонка • Комическое непонимание сути (Ты что, брови выщипала?) • Мои друзья… и Зойдберг • Накладка в расписании • Народная лингвистика • Нарочито плохо • Необычный профсоюз • Неожиданно низкий голос vs Неожиданно тонкий голос • Плохие новости по-хорошему • Плохо прозвучало • Поджог, убийство и переход на красный свет vs Поджог, убийство и спасение мира • Резиновое тело (резиновое лицо) • Сапожник без сапог • Се человек? • Симпатичные девушки неуклюжи • Смешные деньги • Со второго взгляда • Так плохо, что уже хорошо (Так неостроумно, что уже смешно) • Фиговое оправдание • Ха-ха-ха! Нет • Хватит в меня тыкать! • Хлеб, яйца, молоко, гуро • Чтобы ты задолбался • …
Основы • Штамп

сатира и юмор — со всех языков на русский

  • Сатира — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… …   Литературная энциклопедия

  • ЮМОР — ЮМОР, юмора, мн. нет, муж. (англ. humour от лат. humor влага). 1. Незлобивая насмешка, добродушный смех; проникнутое таким настроением отношение к чему нибудь (к чьим нибудь недостаткам, слабостям, к злоключениям и т.п.). Чувство юмора. В этом… …   Толковый словарь Ушакова

  • юмор — а; м. [англ. humour] 1. Умение подметить смешную сторону кого , чего л. и представить, показать её в незлобиво насмешливом виде; проникнутое шутливым, добродушно насмешливым настроением отношение к кому , чему л. Чувство юмора. Рассказывать что л …   Энциклопедический словарь

  • юмор — а, только ед., м. 1) Особый вид комического; отношение сознания к объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью. Сатира и юмор. Отличие юмора от иронии. Остроумие активная форма юмора (Борев). 2) Насмешливое отношение… …   Популярный словарь русского языка

  • юмор — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? юмора, чему? юмору, (вижу) что? юмор, чем? юмором, о чём? о юморе 1. Юмор это способность человека увидеть смешную сторону в каком либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Сатира — (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли …   Википедия

  • сатира — ы, ж. satire <лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой л. порок, недостаток. БАС 1. В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Юмор — Юмор. Первоначально на латинском языке слово humor означаложидкость, сок. Другие значения оно получило в связи с средневековоймедициной, по которой здоровое состояние человеческого организма зависитот надлежащих свойств и соединения четырех… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Сатира —     САТИРА. В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех …   Словарь литературных терминов

  • ЮМОР — Если шутка прячется за серьезное это ирония; если серьезное за шутку юмор. Артур Шопенгауэр Юмор это способность видеть три стороны одной медали. Нед Рорем Юмор это правда в безопасных для жизни дозах. Юмор такое же личное дело, как секс. Джин… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • САТИРА — (лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИРА лат. satira, древ лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Сатира — это… Что такое Сатира?

    Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

    Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

    Литературное значение

    В своем историческом происхождении именно в древней римской литературе сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

    Греко-Римский мир

    «Le сатиры E l’epistole ди Q. Орацио Флэкко», напечатанный в 1814 году.

    Греко-Римский мир не имел слова «сатира», хотя использовались термины цинизм и пародийность. Первым, кто в Риме критически обсудил сатиру, был Квинтилиан, который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Корни сатиры уходят к началу 2-го тысячелетия до н.э. Сатира является одним из самых ранних примеров литературы.

    Авл Персий Флакк

    Самой старой формой сатиры считается Мениппова. Его собственные сочинения потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьёзность и смех в пересказах его произведений.

    Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона. Стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован греческим драматургом-комедиографом Менандром. Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона.

    Среди видных сатириков римской литературы — Гораций и Ювенал, которые были активны в течение первых лет Римской империи. Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий. Плиний сообщает, что в 6-ом столетии до н.э поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился.

    Арабская сатира

    В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 19-ом столетии. Имея дело с серьёзными науками, такими как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что рассматриваемый серьезный предмет мог быть более интересным и таким образом достигнуть большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений».

    Строки «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом Исламском мире, где она была разработана арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби, Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию как просто «искусство осуждения» и не делали отсылок к классической греческой комедии. После латинских переводов 12-го столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.

    Персидская и Азербайджанская сатира

    Али Акбар Деххода

    В Персии самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (14 век нашей эры). Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику Аристократии» и известную басню «Мышь и Кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи были также расценены как очень хорошо написанные, в числе других произведений персидской литературы.

    Персидская Конституционная Революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Iraj Mirza, Али Акбар Деххода и Bibi Khatoon Astarabadi. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, у сатиры азербайджанской был сильный подъём во время революции. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издал свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин» в Тебризе во время этого периода. Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

    В конце 20 века персидская сатира пополнилась работами Ebrahim Nabavi. Он предложил новую форму персидской сатиры в его работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей. Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal, Mahmud Tarzi были, возможно, самыми известными сатириками в период 1873—1965. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом сатиры, и различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. Кроме того, ещё большее число того же самого вида работы было импортировано из Ирана.

    Средневековая Европа

    В раннее Средневековье примерами сатиры были песни голиардов и вагантов, в наши дни более известные, как антология Кармина Бурана и ставшие известными благодаря произведениям композитора 20 века Карла Орфа. С приходом Позднего Средневековья и рождением народной литературы в 12 веке сатира стала чаще использоваться, в особенности Чосером. В эпоху просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле. Шедеврами сатиры этого периода являются «Приключения Уленьшпигеля» Шарля де Костера, «Утопия» Томаса Мора и др. произведения.

    Английская сатира

    Джонатан Свифт

    В эпоху Елизаветы (XVI век, Англия) авторы думали о сатире как о грубом и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (как правило в форме брошюры), содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон указал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Английская сатира 17-го столетия нацелена на «исправление недостатков» (Джон Драйден). Сатира, затрагивающяя социальные проблемы, усилилась в 16-ом столетии(и подвергалась гневу короны в результате).

    В Эпоху Просвещения, в интеллектуальном 17-ом и рациональном 18-ом столетии, начался прорыв английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: Тори (ныне Консервативная партия Великобритании и Вигов (наследники — Либеральные демократы). В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию — критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. Яркие образцы подобной сатиры находим у Даниэля Дефо («Простейший способ разделаться с диссентерами»), Джонатана Свифта, Джона Арбетнота, Джона Драйдена и Александра Поупа. В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал письмо Квинтилиана и представил оригинальное значение слова (satira, не сатир).

    Джонатан Свифт был одним из самых важных англо-ирландских сатириков, и одним из первых, кто занялся журналистской сатирой. Например, в «Скромном предложении», изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге «Путешествия Гулливера» он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском — в частности. Быстро создает моральную беллетристику, мир, в котором у родителей нет своей самой очевидной ответственности, которая должна защитить их детей от вреда. Цель Свифта состоит в том, чтобы напасть на безразличие к тяжелому, отчаянно плохому положению, а у Дефо защитить свободу совести. Джон Драйден также написал влиятельное эссе относительно сатиры, которая помогла установить её определение в литературный мир.

    Американская сатира

    Марк Твен

    Эбенезер Кук, был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжили использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха. Марк Твен был одним из первых американским сатириков: в его романе «Приключения Гекельберри Финна» события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которые желает продвинуть Твен, полностью извращены. Его герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу. Фактически его совесть, искаженная миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс, получил славу как циник, пессимист и чёрный юморист с его черными, ироническими рассказами. Самая известная работа Бирса в жанре сатиры — «Словарь Дьявола».

    Викторианская Англия

    Романисты, такие как Чарльз Диккенс часто использовали сатиру, в обработке английских социальных проблем. Несколько сатирических журналов конкурировали за внимание общественности в Викторианскую эру и Эдвардианский период, такой как «Панч» и «Fun».

    XX век в Европе

    Кадр из заставки популярного британского сатирического сериала «Да, господин министр»!

    В 20-ом столетии, сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьёзные и даже пугающие предостережения, об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам. В Британии сатира в литературе также начала расти в разгаре Второй мировой войны и годы холодной войны. «Скотный двор (повесть)» Джорджа Оруэлла с говорящими животными, которые организовывают заговор, чтобы управлять миром, положил начало политической сатире. Несмотря на небольшое количество юмора, эта работа высоко ценится литератураведами.

    Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона, Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов, Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм.

    Фильм «Великий диктатор» (1940) Чарли Чаплина был сатирой, в которой изображался Адольф Гитлер. Много сатириков того времени, таких как Дороти Паркер и H. L. Mencken, использовали сатиру как свое главное оружие, и Mencken в особенности известен тем, что сказал, что «один гогот стоит десять тысяч силлогизмов» в попытке убедить общество принять критику. Романист Синклер Льюис был известен своими сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная Улица», и «Она не Может Случиться Здесь». Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценности того того времени. Фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» 1964 г. был популярной сатирой на Холодную войну. Образцом сатиры можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла», «Черная гадюка», а также сериал «Да, господин министр!»

    Современная западная сатира

    Персонаж «Полотенчик» популярного сатирического мультсериала «Южный Парк» несмотря на участие всего в 4 сериях является одним из популярнейших персонажей[1].

    Кольбер, Стивен самоуверенный и убежденный в своей правоте телеведущий на своем шоу «The Colbert Report» замечателен в методах современной американской сатиры. Манера Кольбера — самоуверенный и убежденный в своей правоте, который, на телевизионных интервью, прерывает людей, указывает на них, и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом, он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка над действиями политических деятелей и других общественных деятелей, беря все их утверждения и подразумеваемые верования к их самому далекому (возможно) логическому выводу, таким образом показывая их воспринятое лицемерие. Один из самых популярных сатириков в истории современной британской литературы — недавно посвящённый в рыцари сэр Терри Прачетт, чей интернациональный, пользующийся спросом «Плоский мир», являющийся сатирой на весь мир, распродался тиражом больше чем 55 000 000 экземпляров (не учитывая пиратских изданий).

    Мультипликаторы часто используют сатиру так же как прямую критику. Сатирические мультфильмы содержат сильные элементы пародии и карикатуры; например популярные мультсериалы «Симпсоны», «Гриффины» и «Южный Парк», все трое пародируют современную семью и общественную жизнь, гиперболизируя их приключения до крайности. Ввиду сильной демократии и свободы слова, авторы могут легко использовать изображения общественных деятелей и вообще иметь большую свободу, используя живых актёров. Поддельные новости — также очень популярная форма современной сатиры. В Великобритании выходит также известное сатирическое шоу «Маленькая Британия».

    Сатира в западной музыке

    Рок-музыка

    Сатира на общество и его минусы была одним из основ в зарождении рок-музыки, так как была частью протеста против «взрослого мира». Так, большая часть творчества панк-групп посвящена высмеиванию норм морали и устройства общества, иногда переходит в нигилизм, а группы первого из экстремальных направлений метала — трэш-метала часто использовали агрессию как аллегорию жестокости человека.

    Одна из самых культовых панк-рок-групп «Sex Pistols» получила свою популярность именно за сатиру на современное общество, в том числе и на Королеву Великобритании.

    В 2000-годах параллельно волне альтернативной музыки, в США стали появляться группы, которые сделали сатиру на общество главной темой лирики, среди них «System of a down» и «Rise Against». Гитарист System of a down Дарон Малакян часто изображал психа в видеоклипах и на выступлениях, а сами видеоклипы часто несли пародию на явления массовой культуры и политики США.

    Сатира в компьютерных и видео играх

    Одной из сатирических игр можно считать американскую флэш — игру «Bushgame», появившейся в ходе президентской избирательной кампании в США в 2008 году. Она изображала выборы президента США с реальными персонажами кандидатов в президенты — Джона Маккейна, Барака Обаму и других. Игра являлась сатирой на способы борьбы за поддержку избирателей вроде таких как взаимное обливание грязью своих оппонентов. Игра вызвала противоречивые отзывы[2].

    Критические моменты

    Создатели мультсериала Южный парк, Трэй Паркер и Мэтт Стоун, часто подвергались критике за сатиру на многие табуированные темы в сериале, но авторы заявили, что юмористически относятся к подобной критике

    Поскольку сатира — субъективная критика, она может послужить причиной конфликтов. В 2005, газета «Jyllands-Posten» опубликовал карикатуры на пророка ислама Мухаммеда. Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это был не первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Запад не ожидал подобной враждебной реакции: флаг страны, в котором газета хотела издавать пародии, сжигался в ближневосточной стране. На посольства напали разгневанные люди, убив 139 человек, главным образом в четырёх странах; многие политические деятели по Европе согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищена. Иран угрожал начать Международное соревнование карикатур на тему холокоста, на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским соревнованием мультфильмов.

    Сатира в Российской империи

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

    Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («Притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). В Патриаршей летописи под 1410 годом можно встретить образчик сатиры XV века: «Той же осени князь Сшвитригайло Олгирдович, внук Гедиминов… от Едигеевых Татар утомился зело, бегая и со своею славною Литвою, а едучи паки к себе в Литву, пограбил град Серпухов и опустошил, и отъиде во свояси со многим богатством»[источник не указан 769 дней]

    Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах (начиная с XVIII в.), и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее её влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель: тут и лирики — Пушкин: — «На выздоровление Лукулла» и др. «Летопись села Горюхина»; Рылеев — «Временщику»; Лермонтов — «Дума» и др.; Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и мн. др. его произведения, и драматурги Денис Фонвизин, Гоголь, Островский, и романисты (Гоголь с поэмою — «Мертвые души». Особенно Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы).

    Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743). В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

    Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1782). Творчество Крылова высмеивает людские пороки.

    В 19 в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникает в роман и драму и способствует окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова, в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира А. П.Чехова.

    Яркая страница в истории русской сатиры начала 20 в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики: А. Аверченко, Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева, К. Коровина, А. Бенуа, М. Добужинского).

    Сатира в СССР

    Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки, в которых острили в адрес друг друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.

    «Эх, яблочко, куда котишься,
    В ВЧК попадешь, не воротишься!
    »

    В этот же период появляются сатирические стихи Маяковского в адрес буржуазии, в поддержку Cоветской власти. В 1924 году выходит книга Ю. Олеши «Три толстяка», высмеивающая диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» — едкая сатира на некоторые черты нового советского общества. Его продолжение — роман «Золотой теленок» выходит в 1931 году. Однако, с усилением режима Советов цензура в стране ужесточилась.

    С приходом к власти Сталина в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово ссылали в лагеря или расстреливали. Тем не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки:

    «Едет Сталин на корове,
    У коровы один рог.
    «Ты куда, товарищ Сталин?»
    «Раскулачивать народ»
    »
    Михаил Булгаков

    Последовавшие репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков. Интересно, что Михаил Булгаков, писавший фельетоны, в которых чувствуется насмешка в адрес советской власти, избежал репрессий, но при жизни часть его работ были у него отобраны органами НКВД, а некоторые произведения как сатирическая повесть «Собачье сердце» были опубликованы лишь посмертно.

    » Сатирическая карикатура на фашистскую армию, «Клещи в клещи», Кукрыниксы, 1941 г.

    С началом Великой Отечественной войны советское творческое общество объединилось в направлении высмеивания фашизма и укрепления духа советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий, вылилась в расцвет в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. Творческое объединение художников Кукрыниксы, рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры. Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.

    В период Хрущева нажим государства на население ненадолго спадает, начинается так называемая «оттепель». В 1961 году на экраны выходит телепередача «КВН», в которой, кроме юмора, присутствовали элементы сатиры.

    В 1964 году выходит фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», высмеивающий многие недостатки хрущевского времени. В театре, на телевидении работает сатирик Аркадий Райкин, к нему присоединяется писатель Михаил Жванецкий.

    С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль». В 1972 году вышел фильм «Необыкновенный концерт» — экранизация одноимённого сатирико-пародийного спектакля Театра кукол Образцова.

    Журнал «Крокодил» является официальным и единственным общесоюзным специализированным органом советской печати в области сатиры и критики (хотя аналогичные материалы с фельетонами и критическим заметками на тему «трудностей построения социализма» регулярно публикуются и в прочих газетах и журналах).

    С приходом Брежнева свобода слова стала более подавлена, но стиль руководства, кадровый застой и любовь к показухе родили множество сатирических произведений, как авторских, так и народных. Известно, что Брежнев любил ордена и медали (одних только звезд Героя у него было четыре). В насмешку над этим появляется такой анекдот:

    «В Москве произошло землетрясение — со стула упал пиджак Брежнева с медалями»

    Реалии брежневского СССР сатирически описаны в самиздатской и тамиздатской литературе многих писателей-диссидентов («Москва 2042» В. Войновича и др.).

    С приходом Горбачева началась «Перестройка». Люди по-своему отреагировали на её принципы и последовавший в её ходе дефицит:

    «— Чем отличается демократия от демократизации?
    — Тем же, чем и канал от канализации.
    »
    «В магазине:
    — Вы можете завернуть колбасу?
    — Да, могу, давайте колбасу!
    »

    Гласность открыла шлюзы для широкого выхода сатиричекских материалов в советские СМИ. Острой сатирической направленностью, по поводу реалий «советского образа жизни», отличались тогда многие выступления возрождённого КВН.

    В 1991 году СССР распался. Отношение к СССР и социализму в целом можно охарактеризовать таким народным анекдотом:

    «Пять парадоксов социализма:
    1. Никто не работает — а план выполняется;
    2. План выполняется — а в магазинах ничего нет;
    3. В магазинах ничего нет — а в холодильниках всё есть;
    4. В холодильниках всё есть — а все недовольны;
    5. Все недовольны — но все голосуют «За».
    »

    Сатира в современной России

    Распад СССР во многом повлиял на развитие сатиры в стране. К основным формам сатирических произведений 1990-х годов относятся памфлеты, анекдоты, сатирические телепрограммы («Куклы» и др.). Наиболее популярными объектами сатиры стали так называемые «новые русские» — люди, внезапно разбогатевшие различными сомнительными (зачастую незаконными) способами, а также политические реалии, связанные с политикой и поведением Президента Бориса Ельцина и членов правительств (в первую очередь А. Чубайса).

    В 2000-е политическая сатира, в основном, перешла на страницы Интернета[3].

    Высказывания о сатире

    • Сатира — своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного — Джонатан Свифт.
    • Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос — Станислав Ежи Лец.
    • Сатира — это занятие одинокое, сугубо личное, ибо никто не может достоверно описать дурака, не заглянув в собственную душу — Ф.Колби.
    • Сатира — это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости — Георгий Александров.
    • Сыпать веселыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить — Жан де Лабрюйер.
    • Истинно остроумный человек — диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить — Жан де Лабрюйер.

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    Афоризмы и цитаты о сатире. Только лучшие высказывания великих авторов

    Если смеяться, так уже лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего.

    404Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Хорошая карикатура заставляет смеяться сквозь слёзы и думать сквозь смех.

    235Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Юмор – это когда смеются над тем, кто упал. А сатира – это когда смеются над тем, кто толкнул.

    213Ссылка на цитату5 минут на осмысление

    Насмешка так же убивает фанатизм, как масло гасит огонь.

    190Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Пороки легко переносят порицания, но насмешку далеко не так. Каждый не прочь быть злым, но никто не хочет быть смешным.

    174Ссылка на цитату5 минут на осмысление

    Цель насмешки не в том, чтобы унизить индивидуума, а в том, чтобы напомнить ему, что он давно унижен.

    173Ссылка на цитату5 минут на осмысление

    Когда людям не до смеха – рождаются сатирики.

    171Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Пафос пьянит, юмор веселит, а сатирик отрезвляет.

    167Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Человек должен уж очень настрадаться, чтобы написать по настоящему смешную книгу.

    166Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Чем больше печатают шаг, тем меньше – сатиру.

    165Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Безвинному сатира не страшна.

    164Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

    Сатира – самое острое оружие, когда под рукой нет другого.

    164Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Если действительность смешит, юмористы становятся летописцами.

    162Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Беззубая сатира способна только лизать.

    160Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Сатирик, плюющий по ветру, оплевывает сам себя.

    160Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Люди достойные иронии и насмешек, к сожалению, их не понимают.

    159Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Сатира имеет право преувеличивать, но она уже давно обходится без этого.

    159Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Что даёт сатирикам право метать громы и молнии? Царящее бесправие.

    158Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится.

    158Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Существуют два рода сатириков. Одни показывают свои когти, другие – свои царапины.

    154Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Сатира никогда не пройдет по конкурсу. В жюри сидят её объекты.

    154Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    На сатире со знаком плюс можно сразу же ставить крест.

    154Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Трусливый сатирик смешон только сам.

    153Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Сатирикам надо точить свой язык на философском камне.

    152Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Юмор – это смех до слёз, а сатира – это смех сквозь слёзы.

    151Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос.

    149Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Когда сатирические издания наводят грусть, серьезная пресса вызывает улыбку.

    149Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Когда в литературе показывают отрицательный персонаж, никто себя с ним не отождествляет, когда же в общем хорошем человеке показывают отрицательные черты, читатель начинает узнавать себя.

    149Ссылка на цитату5 минут на осмысление

    Шуты должны уметь плакать смехом.

    147Ссылка на цитату5 минут на осмысление

    Сатиру не интересуют вещи, которые смешны сами по себе.

    144Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Сатира воюет с недостатками, а юмор с ними примиряет.

    144Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Патетика расцветает во времена, когда все становится пародией.

    144Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Другие сделали всё смешным, а я незаслуженно пожинаю лавры сатирика.

    142Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде.

    141Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Набатному колоколу нужен смелый язык.

    140Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Иногда юморист приходит в отчаяние – невозможно оказаться смешнее общего пафоса.

    137Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Слабая сатира – это клевета на действительность.

    136Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

    Юмор – лёгкий приятный массаж, сатира – пощечина.

    133Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
    Темы цитат по буквам

    «Сатира и юмор в русской литературе, или Смех – лучшее лекарство»

    ТЕМА: Сатира и юмор в русской литературе, или Смех – лучшее лекарство.

    ЦЕЛЬ:

    • приобщить учащихся к восприятию сатиры и юмора, научить определять жанры сатирических и юмористических произведений;
    • выявить средства, используемые автором для создания сатирического или юмористического произведения;
    • эстетическое и нравственное воспитание обучащихся посредством высокохудожественных литературных произведений;
    • психологически настроить на позитивное, т. е. создание хорошего настроения.

    ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Зощенко; запись музыки И. С. Баха “Шутка”; иллюстрации-пародии; плакаты-эпиграфы;  записи на доске.

    Mens sana in corpore sano. (Здоровый дух в здоровом теле.)

    Юмор – прекрасное здоровое качество.
    М. Горький

    Смеяться, право, не грешно
    Над всем, что кажется смешно.
    Н. Карамзин

    Все жанры хороши, кроме скучного.
    Вольтер

    Делу время и потехе час.
    Царь Алексей Михайлович

    Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.
    В. Белинский

    Смех есть радость, а по сему сам по себе – благо.
    Спиноза

    Ход урока

    :

    Звучит “Шутка”И. С. Баха. На фоне музыки исполняется стихотворение Андрея Дмитриева “Весна пришла”.

    Весна пришла! Весна пришла!
    И вся природа расцвела!
    Повсюду расцвели цветы,
    Деревья, клумбы и кусты,
    А также крыши и мосты,
    И переулки, и коты…
    (Хоть, если честно говоря,
    Коты цвели, конечно, зря).
    Цветёт под вязом медный таз,
    Цветёт в норе дикобраз,
    И старый бабушкин сундук,
    И старый дедушкин сюртук,
    И старый стул, и старый стол,
    И старый дедушка расцвёл.
    Весна пришла! Весна пришла!
    И вся природа расцвела!

    Слово учителя: И у нас за окном весна. И ваши лица цветут прекрасными улыбками.

    Сегодня у нас весёлый урок – “Смехопанорама”, где речь пойдёт о юморе и сатире как отдельной области литературы. Я предлагаю вам убедиться в том, что СМЕХ – лучшее лекарство, необходимое для нашего духовного здоровья, а по утверждению древних греков, – “Mens sana in corpore sano”, что означает: “Здоровый дух в здоровом теле”.

    Девиз нашего урока:

    Сегодня мы в стране,
    Где радость и смех,
    Где добрых улыбок
    Хватит на всех!

    Рубрики “Смехопанорамы”:

    • “Смех – лучшее лекарство”.
    • “Тайна смеющихся слов”
    • “Хемс, да и только!”
    • “Пробежка” по “смешной” литературе.
    • “Эпилог”

    1. “Смех – лучшее лекарство”

    Некоторые древние мыслители считали, что человека можно определить как “животное, умеющее смеяться”. И, думается, в какой-то степени были правы, ибо не только умение ходить на двух ногах и трудовая деятельность выделяли людей из животного мира, помогли выжить и пройти через все мыслимые и немыслимые испытания многотысячелетней истории, но и способность смеяться. Потому-то умевшие рассмешить пользовались популярностью во все века и у всех народов.

    Стихотворение В. Хлебникова “О, засмейтесь, смехачи”

    – Какое слово взято за основу этого стихотворения?

    – Что такое “смех”?

    Говорят, что 1 минута смеха по своей “калорийности” заменяет стакан сметаны. Смейтесь – и будьте здоровы!

    Давно замечен парадокс, что в кризисные, тяжёлые периоды истории, когда, казалось бы, опускаются руки, в литературе вдруг начинает громко о себе заявлять юмористическое направление. Возможно, в этом сказывается ещё не утерянное душевное здоровье человечества или христианская прапамять о том, что уныние – один из семи смертных грехов.

    2. “Тайна смеющихся слов”

    Юмор – жизнеутверждающая сила. Настоящий юмористический дар – редчайшая способность комически оценивать и тем самым разоблачать то или иное явление.

    “Тайну смеющихся слов” знают очень немногие, поэтому юмор не стоит путать с пошлым зубоскальством, глумливым хохотом над всем подряд, доходящим до кощунства, что сегодня в избытке можно наблюдать на телеэкранах и в печати.

    Юмор бывает разным: добродушным, печальным (“смех сквозь слёзы”), забавным (“смех до слёз”), интеллектуальным, грубым, жестоким, чёрным.

    Когда-то давно, когда вас ещё не было на свете, в популярном спектакле “Любовь к трём апельсинам” Ленинградского театра миниатюр было дано такое определение смеха: “Смех бывает: идейный – безыдейный, оптимистический – пессимистический, нужный – ненужный, наш – не наш, иронический, саркастический, злопыхательский, заушательный, утробный, злобный и … от щекотки.”

    – Что такое ЮМОР? (от английского Humor – настроение). Это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.

    – Что такое САТИРА? (вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества).

    – Для чего нужны юмористические и сатирические произведения?

    Стихотворение-сценка Петра Синявского “Штранная иштория”

    Встретил жук в одном лесу
    Симпатичную осу:
    – Ах, какая модница!
    Пожвольте пожнакомиться.
    – Увазаемый прохозый,
    Ну, на что это похозэ?!
    Вы не представляете,
    Как вы сепелявите, –
    И красавица оса улетела в небеса.
    – Штранная гражданка…
    Наверно, иноштранка.
    Жук с досады кренделями
    По поляне носится:
    – Это ж надо было так
    Опроштоволоситься!
    Как бы вновь не окажаться
    В положении таком?
    Нужно шрочно жаниматься
    Иноштранным яжиком!

    Стихотворение Игоря Шевчука “В зоосаде”

    Под скамейкой две собаки – голодают.
    На скамейке две старухи восседают.
    Пирожок грызёт старушка – с мясом-луком,
    У второй в руках хлопушка – малым внукам.
    Вот бы, – думают собаки, – пир-рожочка!”
    Обсудили план атаки: – Брать и точка!
    Две собаки разбежались – хвать зубами…
    О дальнейшем догадались вы и сами:
    Первая и в самом деле объедалась,
    А вторая – две недели заикалась!

    – Мы прослушали юмористические или сатирические стихи? Обоснуйте свой ответ.

    – Что такое юмореска? (небольшое шуточное произведение)

    А. С. Пушкин. “Юмореска”.

    В. Фирсов. Юмореска “Кайф”.

    – Пацаны, когда меня училка на уроке вызывает, я тащусь…

    – От чего тащишься?

    – От парты до доски тащусь, тащусь, тащусь … а потом обратно – от доски до парты тащусь, тащусь, тащусь…

    – А бывают сатирические стихи? Как они называются? (Эпиграмма – небольшое стихотворение, высмеивающее кого-либо)

    А.С. Пушкин. Эпиграммы.

    – Что такое пародия? (высмеивание в стиле какого-либо автора)

    Козьма Прутков. “Пастух, молоко и Читатель”

    Борис Заходер. “Литературные тропы”

    – Сейчас мы с вами откроем “тайну смеющихся слов” писателя М. Зощенко. М.Горький сказал ему однажды: “Отличный язык выработали Вы, Михаил Михайлович, и замечательно владеете им. Юмор у Вас очень свой”.

    Это действительно так. Зощенко был наделён абсолютным слухом и блестящей памятью. Он сумел проникнуть в тайну языка простых людей и заговорить на их повседневном, понятном им языке. Автор заговорил на неизвестном литературе русском языке, живом, не придуманном, пусть неправильном по литературным меркам, но всё-таки – тоже! – русском языке. Не сумей он заговорить на этом языке масс, не знали бы мы сегодня такого писателя, про которого читатели говорили: “грамотно пишет, не умничает”, “все чисто русские”, “натуральные, понятные слова у него”.

    Послушаем Зощенко?

    Подготовленные учащиеся исполняют рассказы “Любитель”, “Гипноз” М. Зощенко.

    3.”Хемс, да и только!”

    – Кто догадается, как перевести это непонятное слово?

    Новое время – новый язык, совсем не похожий на язык Зощенко, он гораздо непонятнее и “круче”. Давайте послушаем современную интерпретацию текста 2-й главы романа А. С. Пушкина “Дубровский” писателя В. Трухина, перевод на язык молодёжного сленга

    Подвалив в таун, Андрей Гаврилович завис у своего дружка – балабуза, найтанулся у него и по утряне бросил кости в ментуру. Там всё было сугубо фиолетово. Потом подрулил Кирилла Петрович. Все шестёрки сразу вскинулись и засунули ручки за локаторы. Бугры стусовались с ним по лавру, как крутейшему авторитету, отсвинарили кресло, короче абзац. А Андрей Гаврилович стрёмненько примостился у стенки. Потом настал офигенный кочум, и секретарь расчехлил свой лапшемёт и погнал понтяру, что и бунгало и всё имение надо отстегнуть быку Троекурову.

    Секретарь заткнулся и на цирлах подвалил к Троекурову, дал ему подмахнуть ксиву, и Троекуров с оттяжечкой подмахнул. Пора вдогонку и Дубровскоиу подмахнуть, а он кочумает.

    Вдруг он поднял дундель, зенки вылупил, заготовкой топнул и так замарцефанил секрктаря, что он натурально пласт сделал, сгрёб чернильницу и задвинул ею в заседателя. Все, натурально перестремались. А он обложил всех многопартийным, на Троекурова наехал, короче, всех облажал. Понабежали кидалы, загасили Дубровского, упаковали и кинули в сани. Троекуров со своими шестёрками тоже вырулил из конторы. То, что у Дубровского враз съехала крыша, напрягло его по полной программе и обломило весь кайф.

    4. А теперь “пробежка” по литературе смешной и интересной.

    1. Как называется вид драмы, в котором изображаемые жизненные обстоятельства и характеры вызывают смех?
    2. Из какого произведения эти цитаты:
    • “Ведь на то живём, чтобы срывать цветы удовольствия”.
    • “Унтер-офицерская вдова сама себя высекла”.
    • “Суп в кастрюльке прямо на пароходе из Парижа приехал”.
    • “С Пушкиным на дружеской ноге”?
    1. Какие смешные моменты комедии “Ревизор” вам запомнились?
    2. “Из Вятки пишут: один из здешних старожилов изобрёл следующий оригинальный способ приготовления ухи: взять живого налима, предварительно его высечь; когда же от огорчения печень его увеличится…” Откуда эти строки?
    3. Какую газету редактировал герой Марка Твена?
    4. В какой книге была нарисована рожица с длинным носом и рожками, а ниже – подписи: “Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я – морда твоя.” “ Кто писал не знаю, а я дурак читаю”. “Хоть ты и седьмой, а дурак”?
    5. Почему дьячок Вонмигласов кричал: “Паршивый чёрт… Насажали вас здесь иродов на нашу погибель”?
    6. Чем отличаются рассказы А. П. Чехова от произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина?

    5. “Эпилог”

    Только настоящие юмористические и сатирические произведения живут долго, радуют читателей и часто воспринимаются так, как если бы были написаны о современных ситуациях, то есть заставляют улыбаться многие поколения читателей, хотя опубликованы были в давно прошедшие времена.

    До сих пор интересны истории, рассказанные Фонвизиным, Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым, Зощенко, Аверченко, Ильфом и Петровым и другими писателями, чьи имена связаны с оздоровлением нации.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *