Работа над ошибками по русскому языку.
Памятка для работы над ошибками
Наименование ошибки
Написание при исправлении
Пример
1.
Пропуск букв, замена букв, перестановка букв
Три раза это слово
Книга, книга, книга
2
Сочетания ЖИ- ШИ; ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ
Три разных слова
Жил, стрижи, лыжи
3
Сочетания ЧК, ЧН, ЩН
Три разных слова
Речка, печка, свечка
4
Сочетания ЧК, ЧН, ЩН
Три разных слова
Речка, печка, свечка
5
Имена собственные
Три разных слова
Таня, Максим, Оля
6
Перенос
Все случаи переноса
лу-жайка, лужай-ка
7
Проверяемая безударная гласная
Три разных слова с проверкой
Го́ры – гора́, о́кна – окно́, мо́ре — моря́
8
Непроверяемая безударная гласная (словарное слово)
Три раза это слово
Доро́га, доро́га, доро́га
9.
Парный согласный в конце
Три разных слова с проверкой
Зубы –зуб, глаза-глаз, дубы-дуб
10
Мягкий знак
Три разных слова
День, коньки, письмо
11
Разделительный мягкий знак
Три разных слова
Семья, воробьи, деревья
12
Двойные согласные
Три разных слова
класс, группа, суббота
13
Сочетания ци, цы
Три разных слова
Цирк, цифра, революция;
цыц, цыплёнок, цыган
14
Предлоги
Три разных слова с предлогом
В (моей) машине, на (зелёной) лужайке, по (прямой) дороге
15
Непроизносимые согласные
Три разных слова с проверкой
Сердечко – сердце,
солнышко – солнце, свистит -свистнул
16
Разделительный твёрдый знак
Три разных слова
подъём, объявление, съел
ПРАВИЛА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ В 3 КЛАССЕ
Состав слова
• Окончание – изменяемая часть слова.
• Основа – часть слова без окончания.
• Корень – общая часть родственных слов.
• Суффикс – часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.
• Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки образуются новые слова.
• Родственные слова имеют общую часть и общее в значении
Как правильно разобрать слово по составу
1. Прочитай слово. Определи смысл слова (лексическое значение).
2. Определи часть речи (что слово обозначает и на какие вопросы отвечает).
3. Выдели окончание. Для этого слово измени по вопросам (соответственно части речи).
4. Выдели основу слова. При письменном разборе слов с нулевым окончанием мягкий знак нельзя выделять как окончание, так как он должен быть отнесён к основе.
5. Выдели корень. Для этого подбери два-три однокоренных слова.
6. Выдели приставку. Назови два-три слова с такой же приставкой.
7. Выдели суффикс. Назови два-три слова с таким же суффиксом.
8. Назови все части слова и орфограммы в них._
Как сделать синтаксический разбор простого предложения
1. Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное или вопросительное.
2. Определи вид предложения по интонации (эмоциональной окраске): восклицательное или невосклицательное.
3. Найди и подчеркни в предложении его грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) — определи главные члены предложения.
4. Укажи, односоставное или двусоставное предложение (один главный член предложения или два).
5. Определи, распространённое или нераспространённое предложение.
6. Надпиши над каждым словом предложения, какой частью речи оно выражено.
7. Подчеркни второстепенные члены предложения (если они есть).
8. Укажи, если предложение осложнено однородными членами предложения.
9. Укажи, если предложение осложнено обращением.
Морфологический разбор имени существительного (как часть речи)
1. На какой вопрос отвечает?
2. Часть речи.
3. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
4. Собственное или нарицательное.
5. Одушевлённое или неодушевлённое.
6. Род. 7. Число. 8. Падеж. 9. Склонение.
10. Каким членом предложения является?
Делай так.
(Что?) хлеб — сущ., н.ф. (что?) хлеб, нариц., неодуш., м.р., ед.ч., В.п., II скл., второст. чл. предл.
Морфологический разбор имени прилагательного
1. На какой вопрос отвечает?
2. Часть речи.
3. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
4. Род.
5. Число.
6. Падеж.
7. Каким членом предложения является?
Морфологический разбор имени числительного
1. На какой вопрос отвечает?
2. Часть речи.
3. Начальная форма (именительный падеж).
4. Простое или составное.
5. Количественное или порядковое.
6. Падеж.
7. Род.
8. Каким членом предложения является?
Морфологический разбор местоимения
1. На какой вопрос отвечает?
2. Часть речи.
3. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
4. Лицо.
5. Род (если есть). 6. Число. 7. Падеж. 8. Каким членом предложения является? _
Морфологический разбор глагола
1. На какой вопрос отвечает?
2. Часть речи.
3. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
4. Спряжение.
5. Число.
6. Время (если есть).
7. Лицо (если есть).
8. Каким членом предложения является?
8. Сделай морфологический разбор глаголов.
Морфологический разбор наречия
1. На какой вопрос отвечает?
2. Определи часть речи.
3. Укажи, что это неизменяемое слово.
4. Каким членом предложения является?
Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко — буквенный)
1. Запиши слово, разделив его на слоги.
2. Поставь ударение.
3. Запиши слово вертикально.
4. Рядом с каждой буквой укажи в квадратных скобках звук, который она обозначает.
5. Запиши рядом с каждым звуком, какой он: гласный или согласный.
6. Дай характеристику каждому звуку.
Если звук гласный, укажи: ударный или безударный. Если звук согласный, укажи:
• глухой или звонкий, парный или непарный по звонкости-глухости;
• твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости — мягкости.
7. Посчитай и запиши, сколько в слове букв и звуков.
8. Объясни, если буквы не соответствуют звукам.
Устно анализируй так. Осень — о-сень.
Ударение падает на первый слог.
О — буква обозначает звук [о] — гласный, ударный;
С — буква обозначает звук [с’] — согласный, глухой, парный по звонкости-глухости, мягкий;
Е — буква обозначает звук [и] — гласный, безударный.
Н — буква обозначает звук [н1] — согласный, звонкий, непарный по звонкости-глухости; мягкий;
Ь — буква не обозначает звука.
В слове осень 5 букв, 4 звука.
Образец письменного фонетического разбора.
осень — о-сень
[о] — гл., ударный
[с] — согл., глух., парн., мягк.
[и] — гл., безударный
[н] — согл., зв., непарн., мягк.
4 звука ,5 букв
Работа над ошибками по русскому языку
Работа над ошибками 4 класс.
27. Сложное предложение.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Начерти схему.
Делай так: Бабушка испекла пирог, и мы сразу его съели.( _____ ______ ) , и ( _____ ______ ) .
28. Предлог с местоимением. ( орфограмма — пробел )
Выпиши из предложения местоимения с предлогами. Подчеркни орфограмму. ЗАПОМНИ: местоимения с предлогами пишутся раздельно.
Делай так: С ним , с ( кем? ) ним; про нас, про ( кого? ) нас.
29. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму и запиши ещё 2 слова на это правило.
н.ф. н.ф. н.ф.
Делай так: ( что делать? ) читать, стеречь, шить.
30. Не с глаголами ( орфограмма – пробел ).
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму. ЗАПОМНИ: есть глаголы, которые не употребляются без НЕ ( исключения).
гл. гл. гл. гл.
Делай так: не пришёл, не сделал, не знал; ненавидеть (искл.),
Гл. гл. гл.
негодовать( искл.), недоумевать ( искл.), неволить ( искл.)
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Запиши глагол в начальной (неопределённой ) форме. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. числа и мн. числа.
Делай так: пишет –писать, 1 спр. ; ставит – ставить, 2 спр.
32. Правописание суффиксов наречий.
Суффикс -О пишется после твёрдых согласных; суффикс -Е – после мягких согласных.
Делай так : внешний – внешнЕ, красивый – красивО.
33. Буквы О и Е на конце наречий после шипящих.Выпиши наречие, поставь ударение, определи какую букву нужно писать, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: горячО, свежО, хорошО; неуклюжЕ, певучЕ, трескучЕ.
34. На конце наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок из- (ис-), до-, с- (со-), пишется -А; с помощью приставок в-, за-, на-, пишется -О.
Делай так: выпиши наречие, выдели приставку и суффикс. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму: изредка, досуха, справа; вправо, направо, запросто.
35. Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов.
Задай к глаголу вопрос, запиши. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Делай так: ( что делать? ) купаться, кувырка
( что делает? ) купается, кувыркается, встречается.
36. Мягкий знак ( Ь ) на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
н.в.,2 л. н.в.,2 л. н.в.,2 л.
Делай так: пишешь , читаешь, стоишь.
Консультация по русскому языку на тему: Работа над ошибками
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Тальменского района Алтайского края
Памятка
Работы над ошибками
учителя начальных классов Кобыляцких Веры Станиславовны
с.Новотроицк 2011
ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
— РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО,
УКАЗЫВАЙ НОМЕР ОШИБКИ ПО ПАМЯТКЕ
- Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.
Например: Москва – столица нашей Родины.
3.Слог.
Раздели слова на слоги. Делай так:
У – чи – тель
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: окунь, рысь, уголь.
6. Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: мальчик, школьник, коньки.
7. Гласные после шипящих.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
8. Сочетания чк-чн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: девочка, ночка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).
9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.
Делай так: волна́ , во́лны
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.
11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.
Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.
12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: Таня, Саша, Андрей.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.
13. Большая буква в кличках животных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.
ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.
14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.
ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
15. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
16. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:
группа, рассказ, коллектив
груп-па, рас-сказ, кол-лектив
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
17. Разбор предложения по членам.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:
Утренняя роса покрывала траву.
роса (какая?) утренняя
покрывала (что?) траву
ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
18. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:
поездка, походка
19. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
звёздный (звезда, звёздочка)
20. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, подержали.
21. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, приехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
22. Правописание суффиксов.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
23. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.
к (какому?) берегу; к (крутому) берегу
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
24. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.
25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Луч, товарищ, шалаш (муж. род)
Ночь, речь, печь (жен. род)
26. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.
не был, не выучил, не знал
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
27. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи
является каждое слово.
предл. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Например: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., П.п.
31. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
33. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
(что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)
ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)
35. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.
Например: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
36. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
37. Звукобуквенный разбор.
Выполни правильно, без ошибок.
Памятка -работа над ошибками по русскому языку
Работа над ошибками
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у׀чи׀тель — 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады — сад, волна – волны, червивый — червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Проверяемые согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы — мороз, ягода — ягодка.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни!Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: Поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный.
честь — честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
пр.
Например: Лодка отплыла от_берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24.Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет.
25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил, не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- ©,©].
Сильный ветер сорвал, листья с деревьев и разметал их по дороге. [-©и©].
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки (у земли, 1 скл.).
28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому ?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.).
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у_нас, ко_мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют),
ставит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -], [= -].
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П»
Или: «А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. «П?» — а.
34. Мягкий знак в неопределенной форме глагола. (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?)
Материал по русскому языку (2,3,4 класс) по теме: Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Как выполнить работу над ошибками:
1. Слово из словаря:
Пропиши слово целую строчку, поставь ударение, подчеркни букву.
2. Сочетание жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн,щн, нщ, нч
Выпиши слово без ошибок один раз, подчеркни гласную. Придумай два слова с такими сочетаниями.
Например: Чаща, чайный, чашка. Кончик, овощной, барабанщик.
3. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, поставь в них ударение, подчеркни ударную и безударную гласные (поля — поле).
4. Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова:
Выпиши слово правильно, подбери проверочное.
Например: Легкий – легок, пруд – пруды.
5. Удвоенная согласная:
Выпиши слово правильно, подчеркни двойную согласную, придумай еще два слова с двойной согласной, запиши их.
Например: Коллекция, коллективизм, коллективный.
6. Непроизносимая согласная (т, д, л, в):
Выпиши слово правильно, подбери проверочное.
Например: Сердце – сердечный, солнце – солнышко.
7. Заглавная буква в имени, фамилии, отчестве, кличках животных, географических названиях:
Выпиши слово правильно, придумай еще 2 –3 слова на эту орфограмму.
Например: Москва, Санкт-Петербург, Павловск, Калининград.
8. Заглавная буква в начале предложения:
Выпиши предложение полностью, подчеркни большую букву и точку.
9. Ь – показатель мягкости:
Выпиши слово правильно, придумай еще 2 – 3 слова на эту орфограмму.
Например: лось, мальчик, коньки.
10. Разделительный Ь (перед буквами и, е, ё, ю, я в корне слова):
Выпиши слово правильно, придумай еще 2 – 3 слова на эту орфограмму.
Например: Платье, листья, соловьи, ручьи.
11. Разделительный Ъ (после приставки и перед буквами е,ё,ю,я):
Выпиши слово правильно, придумай еще 2 слова на это правило.
Например: Подъем, объяснение, съезд.
12. Перенос слова:
Пропиши слово целую строчку, разделяя для переноса.
Например: Ка-ран-даш, по-шли, подъ-езд.
13. Пропуск, замена букв, искажение слова:
Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни гласные.
14. Правописание сложных слов:
Записать слово правильно. Придумать еще 2 – 3 слова с этой орфограммой.
Например: Паровоз, мясорубка, конезавод.
15. Непройденное правило:
Напиши слово целую строчку, подчеркни, где ошибся.
16. Ь – после шипящих в именах существительных.
Выпиши слово правильно, определи род, вспомни правило, придумай и еще запиши два примера.
Например: Мышь – ж. р., тишь – м. е., помощь – ж. р.
Врач – м. р, кирпич – м. р., плащ – м. р.
17. Окончание имен прилагательных:
Найди существительное, к которому относится прилагательное, определи род, задай вопрос, выдели окончание, определи род и число.
Например: Шар (Какой !) большой – м. р. ед. ч.
Ручка (Какая ?) синяя – ж. р. ед ч.
18. Написание приставки:
Запиши слово правильно, придумай еще 2 слова с этой приставкой.
Например: Заходит, забежал, зашел.
19. Правописание предлогов:
Докажи, что предлог пишется отдельно. Вставь между предлогом и словом другое слово, подходящее по смыслу.
Например: На дворе, на большом дворе.
20. НЕ с глаголом:
Напиши это слово и подбери подобных три примера.
Например. Не пришел, не написал, не любил.
21. Буквы И – Ы после Ц:
Например: Цифра, лекция, цирк.
Цыган, цыпленок, цыц, цыпочки – исключения.
Каждую ошибку записывай с новой строчки с большой буквы!!!
1.Не оформлено начало или конец предложения. 2.Пропуск или замена буквы в слове. 3.Предлог. За _ столом (сущ.), со _мной (мест.) 4.Единая приставка. От-, на-, под-, с-, до-, по-, перед-… за / заметил, забил, закрыл… ☺Помню: Пусть никто никогда не забудет, Что З приставкой не была и не будет. Обрати внимание На здесь, здоровье, здание З нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить: -десь,-доровье, -дание – нет в них содержания. 5.Суффикс. а) -ен- у разноскл. существительных пламя – пламЕНи б) -ова-/-ева-; -ива-/-ыва- у глагола: ☺Ставлю ? «я что делаю?».Если глагол будет на –ую,-юю, то пишу –ова/ева. Я рисую – значит рисовать Я выкапываюне на -ую – значит выкапывать в)Гласная перед суффиксом Л в прошед. времени у глаг. ☺Помню: пишу ту гласную, которая в инфинитиве перед –ТЬ таЯть→ таЯл; клеИть→ клеИл г) –чик-/-щик- у существительных ☺Помню: после Д,Т,З,С,Ж – пишу ЧИК Подсказка: Да Ты Же Сам Знаешь! СмаЗчик, каменщикнет д,т,ж,с,з д) Только Е,Ё в суфф. причастий (не О) испечённый, перчёный, копчёный е) –к-/-ск- у прилагательных ☺Помню: -к-пишу: — у качеств. прилаг (узКий→ужестеп. сравн) — если прилаг. образует краткую форму (дерзКий→ дерзоккр. ф.) — после Ц,Ч,К (ткаЧ → ткацКий) ☺Исключения: узбекСКий, угличСКий, таджикСКий ж) –ик-/-ек- у существительного ☺Помню: зову на помощь родит. падеж. Если гласная «беглая», то это Е. цветочЕК → цветочКарод. п. ключИК → ключИКарод.п. Смотри продолжение справа →→→→→ 6.Словарное слово. ☼ (непроверяемые гласные и согласные в корне) 7. жи-ши / ча-ща / чу-щу ☺Помню исключения: брошюра, жюри, парашют 8.Буквы и-ы после ц: ☺Помню: И пишу в словах на –ЦИЯ и в корне слова. ☺Исключения: цыган, цыпочки, цыкнул, цыпленку, цыц, цыпка цифра, лекция, с улицы, сестрицын, цыганискл 9.Мягкость согласного (пропуск мягкого знака): коньки, лебедь. 10.Разделительный ь пью, соловьи, бьет 11.Разделительный ъ а)ъ пишу только после приставок на согласную объяснение, въезд. б) ъ пишу в инояз. словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, адъютант, конъюнктура, инъекция в) ъ пишу в иноязыч. словах после первой части сложного слова: фельдъегерь 12.ь после шипящих в конце существительных и наречий калач_, дочь, без туч_, горяч_, настежь ☺Помню: а) ь пишу у всех сущ. 3-го скл. Дочь3 скл, задачне 3 скл б) ь пишу у всех наречий: навзничьнар. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. 13.Вежливый ь в окончаниях глаголов 2-го л. ед. ч.: пишешь, моешься. Ь в неопр. форме (инфинитиве) глагола: беречь, мочь. Ь в повелительном наклонении глаголов: режь, мажь. 14.В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, рщ, нт не должно быть ь. 15.Безударная проверяемая гласная в корне слова: варенье – варит; ☻ сварил, заварка, вареный 16.Проверяемая парная глухая или звонкая согласная в корне ☻ (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) редко – редок; редкость, проредить, редкий. 17.Единственный ь в сложном числительном: семнадцать, семьдесят, семьсот (Помню: если у числит. нет мягкого знака на конце слова, то он есть в середине!) 18.Двойная согласная в корне: аллея, группа 19.Соединительная гласная о или е в сложных словах: босоножки, землеройка ☺ (Помню: после мягких и шипящих пишу е) 20.Непроизносимая согласная в корне: грустно – грустить; грустный, загрустил, грусть 21.Частица не с глаголами и деепричастиями: не _ былгл; не _ раздумываядееп; ненавидетьгл (искл.) ☺ (Помню: всегда раздельно!) 22.-тся или -ться в глаголах. 23.Слабое (безударное) окончание существительных. ☺Контрольные слова: 1 скл –земля (м.р.,ж.р. –а,-я) 2 скл –конь (ср.р. –о,-е , м.р. -…) 3 скл –степь (ж.р. на шипящую) 24. Слабое окончание в прилагательных, местоимениях, порядковых числительных и причастиях. 25.Ошибка в наречии (слитно, раздельно, через дефис). См. таблицу!ٱ 26.Частицы бы, (б), ли (ль), же (ж). (Помню: если можно переставить бы, же в другое место или опустить, то это частица и пишется она отдельно). ☺ 27.Заглавная буква в имени собственном. 28.Частицы –то, -либо, кое-, -нибудь в неопределенных местоимениях и наречиях: кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь ☺ (Помню: кое-, -то, -либо, -нибудь, черточку не позабудь!) 29.Не или ни в местоимениях и наречиях: никто – некто; никогда – некогда (Помню: под ударением пишу е) 30.Кавычки в названии: «Маленький принц» (книга) «Трамвай» (журнал) «Ну, погоди» ( мультфильм) 31.Буквы З и С на конце приставок: разбудить, расписание. ☺ (Помню: З пишу перед звонкими, С пишу перед глухими!) Все глухие ищу здесь: -Степка, хочешь щец? — Фи! 32.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, прилагательных и местоимений: врачом – солнцем большого– могучего ☺ (Помню: под ударением пишу О!) 33.Буквы Е и И в корнях с чередованием: наБИРаю – наБЕРу выТИРаю – выТЕРеть уМИРать – уМЕРеть заДИРать – заДЕРешь заПИРать – заПЕРеть БЛИСТать – БЛЕСТеть расСТИЛать – расСТЕЛить выЧИТание – выЧЕТ заЖИГание — заЖЕГ ☺ (Помню: в корне пишу И, если за ним суффикс А ☺ Исключения: сочетание, сочетать, побирушка 34.Чередование –ним-// -а -ин-// -я заНИМать – заНЯть 35.Буквы О и А в корнях с чередованием изЛАГать – изЛОЖить КАСание – КОСнуться ☺ (Помню: в корне пишу А, если за ним суффикс А) б) полногласие и неполногласие: -ОРО- РА (гОРОд –гРАд) -ОЛО-ЛА (хОЛОд –хЛАд) -ЕРЕ- РЕ (бЕРЕг –бРЕг) 36. Корни с чередованием а) ГОРеть –заГАР ТВОРить — уТВАРЬ,ТВОРчество поКЛОНиться – КЛАНяться поКЛОН ЗАРница – ЗАРево, ЗОРи (Помню: без ударения пишутся корни левого столбика, а под ударением любая.) б) ПЛАВать, ПЛЫВунец (но! ПЛОВец, ПЛОВчиха ) 37.Буквы О-А в корне с чередованием -РАСТение – выРАЩивать выРОС ☺ (Помню: А пишу перед СТ, Щ, искл: РОСТов, РОСТовщик, РОСТок, РОСТислав, отРАСль) Буквы О – А в корнях с чередованием СКАКать- выСКОЧить (Помню: А пишу перед К, О перед Ч) Искл.: СКАЧу, СКАЧок ☺ 38. Слабые (безударные) окончания глаголов 1-го и2-го спряжения. (Помню, как определить спряжение:
Не на –ИТЬ, не исключение, Значит 1-е спряжение.
Дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть – искл 2-го спряжения. 39. Гласные О-Е после шипящих и Ц в корне: дешевый, желтый, черный шоссе, жокей (иностр.) ☺ Подсказка! В безударном положенье О пиши ты без сомненья: шоколад, шоссе, шофер, пончо, шовинизм, жонглер, шотландка, ранчо, креп-жоржет, добавь жокей. Ошибок нет! 40.Гласные О-Е после шипящих и Ц в суффиксах сущ., прилаг., наречий дружОК, свинцОВый, грушЕВый, горячО, певучЕ ☺ (Помню: под ударением пишу О) 41.Приставки ПРЕ- и ПРИ- ☺ (Помню: ПРЕ- при значении «очень» и «пере»; ПРИ- при значениях: приближение, присоединение, неполное действие, нахождение около чего-нибудь). Приплыть (приближ.), Прибить (присоедин.) Прибрежный (около берега) Приоткрыть (не совсем открыть) Прехитрый (очень хитрый) Преступник (переступить) 42.Буквы И-Ы в корне после приставок. ☺ (Помню: после приставки на согласную И в корне заменяется на Ы. ПОДыграть (играть), но! Поиграть. Искл.: После СВЕРХ-, МЕЖ-, ДЕЗ- пишу И.: межинститутский, контригра. ☺ Исключение: взимать 43.Дефисное и слитное написание морфем ПОЛ- и ПОЛУ- ☺Помню: правило «Юли» Пол через дефис, если 2-й корень — начинается с заглавной буквы пол-Юли, пол-Светлого — начинается с Л: пол-лимона — начинается с гласной: пол-яблока ☺Помню: ПОЛУ- пишу слитно полумесяц, полукруг 44.Буквы Е-И в суффиксах существительных: комочек –комочка ключик-ключика (Помню: зову на помощь родит. падеж. Если гласная в суфф. выпадает в род. п., то это суф. –ЕК.) 45.Буквы О-А на конце наречий. Направо после этих приставок — О Вправо Задолго (за окнО) Издалека после этих приставок пишу — А Допоздна Справа (с окнА) ☺ (Помню: проверка: после любой приставки ставлю слово «ОКНО») 46.Не с существ., прилагат, нареч. на -о. Общее: если есть противопоставление, То пишу раздельно. Для прилаг. и нареч.: пишу раздельно, если перед НЕ есть слова НИСКОЛЬКО, НИЧУТЬ, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ Если слово перед НЕ начинается с НИ, то пишу раздельно. ☺ (Помню: если слово без НЕ не употребляется, то пишу слитно. Неряха, невзгоды…) 47*.Производные предлоги: из-за, из-под ___ через дефис в__течениЕпред = в__продолжениЕпред =значение времени в течениИ сущ. (реки.., на конце И) в продолжениИсущ. (романа …,пишу И) вследствиЕ пред (= из-за) в__следствиИсущ. ( расследование – пишу раздельно, на конце И) насчетпредлог (= о…, о поездке) на__счетсущ (положить деньги на__счет) в__ заключениЕпредлог (= в конце) в__заключениИсущ (= в тюрьме) ввидупредлог (=из-за, по причине) НО!! Иметь в__виду!(слово «иметь» влияет на раздельное написание) в видепредл. вместопредлог (= за) благодаря = согласно = + кому? чему? вопреки = 48. Дефисное написание частиц -то, -ка,-де,-таки с любыми словами. 49.Слитное написание производных союзов: тоже (= и) также (= и) чтобы (= для того чтобы) (Помню: если ЖЕ, БЫ можно отбросить или переместить в другое место в предложении, то это не союз и ☺ пишу раздельно) потому, оттого 50. Союзы как будто так как = в два слова!! потому что 51.Правописание междометий и звукоподражательных слов: Ну, ох, ах, эй, гм, ура, тьпру… 52. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Белоствольная (белый ствол) Ствол (какой?) белыйподчин Темно-синий (темный и синийсочин) 53*. «Различение частиц Не и НИ». 54.Не с причастиями. ☺Помню случаи раздельного напис-я: а) с краткими причастиями не__прочитанакр.пч б) при противопоставлении не__решенная, а списанная в) у причастий с зависимыми словами, т.е. в причастном обороте не__выполненная вовремяз.с. работа ☺ В остальных случаях пишу слитно. 55.Не с местоимениями. ☺Помню: если между НЕ и Местоим. есть предлог, то пишу раздельно (в три слова) Не у кого – некогонет предлога Не с кем – некемнет предлога 56.Корни с чередованием а) мак//мок мак – «погружать в жидкость» мок — «пропитаться жидкостью» промокашка, обмакнуть б) равн//ровн равн – равный (схожий, одинаковый) ровн – ровный (прямой, гладкий) ☺Помню исключения: ровесник, равнина | 1. Пишу предложение еще раз. 2. Пишу строчку с этим словом. 3. Пишу 3 сущ. или мест. с этим предлогом. 4. Пишу строчку слов с этой приставкой и отмечаю ее. 5. Придумываю 3 слова с эти суффиксом и отмечаю его з) Н, НН у прилагательных ☺Помню: нн пишу, если: — основа сущ. на –Н (банный→баня) — суффиксы –онн-/-енн- (соломЕННый) Исключение: ветреный Но! Безветренный — В словах: стеклянный, оловянный, деревянный и) Н, НН в суффиксах причастий ☺Помню: нн пишу, если: — у прич. есть зависимое слово, т.е. в причастном обороте написанный (как?) от рукиз.с. документ — при наличии любой приставки, кроме НЕ замеченный, намазанный, но немазаный — если прич. сов. вида (что сделанный?) решенныйсов.в. Исключение: раненый — у прич. на –ованный, -еванный маринованный Исключение: кованый, жеваный ☺Помню: в кратких прич. всегда Н задача (какова?) не решенакр.прич. ☺Помню: есть слова для запоминания к)-очк / корочка, девочка… 6. Пишу на «солнышке» ☼ не менее 5 раз. 7.Пишу строчку слов с той парой, в которой ошибся. 8. Кроме этого слова, пишу еще 2 с ци. 9. Пишу три подобных слова. 10. Пишу 3 слова с разделительным ь. 11.Пишу это слово 2 раза, отмечая приставку и первую гласную корня. 12. Пишу данное слово, определяю часть речи, у существительных надписываю склонение; ь подчеркиваю одной чертой, шипящую – двумя. Над искл. подписываю «искл» 13. Пишу 3 любых глагола 2-го лица; 3 глагола в неопр. форме; 3 глагола в повелит. наклон. ← ☺Помню:у глагола после шипящей всегда пишу ь. 14.Придумываю еще 2 слова с этим буквосочетанием. 15.а) Подбираю и пишу через тире проверочное слово; б) сочиняю еще 3 слова с этим корнем, отмечая корень. 16.а) Подбираю и пишу через тире проверочное слово; б) пишу еще 3 слова с этим корнем. 17.Записываю это числительное, а рядом- еще 2 похожих. ← ☺ 18.Пишу слово 2 раза, подчеркивая двойную согласную. 19.Отмечаю корни, из которых состоит слово, и обвожу кружком соединительную гласную. 20. Подбираю и пишу через тире проверочное слово и еще 3 слова с этим корнем. 21. Пишу 3 глагола или деепричастия с частицей не. Что делать? Что сделать? — Глагол Что Делая? Что сделав? – Дееприч. 22. Задаю к глаголу нужный вопрос: надо (что сделать?) извиниться; он (что сделает?) извинится. 23. Определяю склонение существит-го и подбираю контрольное слово; по дороге (1 скл) – по земле 24. Проверяю вопросом: до (каких?) третьих петухов к (какой?) румяной щеке. 25. Кроме этого, пишу еще 2 похожих. 26. Пишу три слова с этой частицей (раздельно). 27. Пишу три слова на эту букву. 28. Пишу еще 2 слова с этой частицей (через дефис). 29. Пишу еще 2 похожих местоимения или наречия, ставя ударение. 30. Пишу название любой книги. 31. Пишу три подобных слова. 32. Кроме этого, пишу еще 2 подобных слова, ставя в них ударение. 33. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А.
☺Смотрю таблицу ٱ 34. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А. 35. а) Пишу три слова с этим корнем, отмечая его и суффикс А. б) Пишу слово дважды. 36. Пишу три слова с данным корнем, отмечая ударение. ☺Исключения: утварь, изгарь, пригарь, выгарки, зоревать, пловец, пловчиха 37. Пишу три слова с этим корнем, отмечая его.
38. Определяю спряжение глагола. ☺ (Помню окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) – 1 спряж. -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) – 2 спряж.) 39. Русские слова проверяю «родственником», иностранные прорабатываю как словарные слова. ☺ (Помню: сигнал 1,2,3!) ☺ Подсказка: Пишем Ё в словах: дешёвка, Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка, Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр, Печёнка, тушёнка и дирижёр. 40. Пишу еще 2 слова с суффиксом, в котором ошибся, ставлю ударение. 41. Пишу еще 2 слова с этой приставкой. Указываю значение. ☺Помню: если значение не определяется, то это словарное слово. ☺Помню парные слова, отличающиеся одной гласной: прИбытьприезжать -прЕбыватьнаходиться прИемникаппарат — прЕемникпоследователь прИзретьприютить – прЕзиратьненавидеть прИступитьначать — прЕступитьзакон прИтворитьзакрыть — прЕтворитьвоплотить прИдатьдобавить –прЕдатьвыдать прИходящийприходит — прЕходящеевременное 42. Пишу еще 2 слова, подобных этому. ←☺ 43. Пишу еще 2 слова, подобных этому. 44. Пишу слово, рядом его род.п., выделяю суф. Если гласная беглая, то это Е. ←☺ 45. Пишу еще 2 наречия с таким суффиксом. 46. Записываю пример, где ошибся. Указываю часть речи. При раздельном написании двумя чертами подчеркиваю или противо- поставление, или специальные слова, что написаны слева. Не__правдасущ, а ложь. Вовсе не__интересныйприлаг. Ни для кого не__важнонареч. Неряхане употр. 47. Пишу данное слово, определяю часть речи (предлог или сущ-е). Выбираю то, что подходит из написанного слева и отмечаю точно так же. Пишу еще 2 слова с этим предлогом. ______________________________ * Предлоги, не вызывающие трудности: впереди, напротив, возле, кругом, вдоль, вблизи, вокруг, в связи. !!!Предлог « несмотря на» надо отличать от деепричастия «не__смотря на» ! (Помню: деепричастие встречается крайне редко, оно имеет значение «не глядя» и пишется раздельно с НЕ: Он говорил, не смотря дееп на слушателей. Несмотря на пред дождь, мы пошли гулять. Несмотря на предл = вопреки чему-н.) 48. Пишу еще 2 слова с этой частицей. 49. Убеждаюсь, что это союз, а не местоимение с частицей. Пишу данное, надписываю часть речи. ☺ (Помню: по__тому берегу… от__того поворота… Это не союз, потому что рядом есть поясняемые существительные. Можно местоимения «тому», «того» заменить на любое прилагательное.) 50. Прорабатываю как словарное слово.
☺ (Помню: никогда не пиши «буд-то» — это безобразие!! Потому что нет такого слова «буд») 51. Проставляю необходимые знаки препинания. 52. Если прилагательное образовано с подчинительной связью, пишу слитно. Если с сочинительной связью – дефис) Проверяю вопросом при подчинении и соединением союза И при сочинении) (Помню: есть объемная таблица ٱ по теме «Слитное, дефисное и раздельное написание сложных существительных и сложных прилагательных) 53. Обращаюсь за помощью к таблицеٱ «Различение частиц Не и НИ» Выбираю оттуда нужное объяснение. 54. Пишу данное, определяю условия написания (слитно или раздельно), делаю необходимые пояснения (смотрю слева)
55. Пишу данное слово,обозначаю условия выбора, записываю еще 2 примера. 56. Пишу слово, в котором ошибся, определяю значение, записываю его в скобках. Выделяю корень, одной чертой подчеркиваю гласную в корне. |
Памятка «Работа над ошибками» по русскому языку (3 класс)
Памятка
«Работа над ошибками по русскому языку»
Пропуск, замена, перестановка букв в слове.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: веник веник, веник
Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: мо-ло-ко— 3 сл.
Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в дверь?
Характеристика предложения.
Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
По наличию второстепенных членов предложений: распространённое, нераспространённое.
По структуре: простое, сложное
Выпиши предложение. Дай ему характеристику. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик. (Повеств., невоскл., распр., прост.)
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: Ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Пень, деньки, пальчик.
Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик.
Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки.
К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.
Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
Ударение.
Запомни: В словах с одним слогом и на «ё» ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс, ёлка.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ — сад, леса́ — лес, волна́ – во́лны.
Непроверяемая безударная гласная. Словарное слово.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в орфографическом словаре.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капустник.
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.
Выпиши слово правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Коллекция, кол-лекция, коллекционная (марка), коллекционер.
Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал-досыта, заговорил-заговор.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.
Делай так: Доехал, добежал, додумался, договорился.
Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Делай так: Водолаз, землемер.
Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
Правописание предлогов с местоимениями.
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Запомни: безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными этого же склонения, либо нужно определить склонение и падеж существительного, а затем вспомнить или уточнить по таблице его окончание.
кого? чего?откуда? где?
без, у, с, до
из, от, около
-ы
-и
-а
-я
-и
Дательный
кому? чему?
куда? где?
к, по
-е
-у
-ю
-и
Винительный
кого? что? куда?
в, на, за, про
через
-у
-ю
-а
-я
-о
-е
——
Творительный
кем? чем? где?
за, над, с, под
-ой
-ей
-ом
-ем
(ь) ю
Предложный
о ком?о чём? где?
в, на, об
-е
-е
-и
Контрольные слова
стена
земля
конь
стол
степь
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На речке — речка — сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у речки – речка — сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.
Запомни: Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его число, род, падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом числе, роде, падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
-ой-ою,-ей-ею
-ыми, -ими
Предложный
-ом, -ем
-ой, -ей
-ых, -их
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед. ч., Д. п.
По озеру (какому?) голубому – ср. р., ед. ч., Д.п.
Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь — пишешь, стучишь.
Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: Читаешь — н.в., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Запомни: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
Поставить глагол в начальную форму;
Определить спряжение глагола;
Выбрать окончание данного глагола, определив лицо и число.
При определении спряжения важно помнить:
I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть и вертеть,
И обидеть, терпеть.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило
Делай так: Строим – строить — 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
Запятая в предложении с однородными членами.
Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так: Мальчики рисовали карандашами, красками и фломастерами.
Запятая в сложном предложении.
Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые. Составь схему.
Делай так: Дедушка с утра на работу ходил, внучка в избе прибирала.
Правописание –тся, -ться в глаголах.
Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 3 глагола на это же правило.
Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Запомни: В окончаниях имен существительных после шипящих и Ц под ударением пиши букву — О, без ударения — Е.
Делай так: овцой красавицей
кольцом тучей
Правописание Ы или И после Ц.
Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
Цирк, циркуль, цифра, полиция.
Буква Ы после Ц пишется:
в окончаниях имен существительных и прилагательных и суффиксе имен прилагательных –ын-: Синицын, щипцы, круглолицый;
в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, подчеркни букву Ц и гласную после нее. Запиши ещё 3 слова на это же правило, обозначь орфограмму.
Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах
существительных (беглый гласный в суффиксе).
Запомни: Если при склонении имени существительного гласный звук выпадает, то надо писать в слове суффикс –ек, если при склонении гласный не выпадает, то суффикс –ик. Например: звоночек — звоночка, ключик-нет ключика.
Правописание Ь после шипящих во всех формах глагола.
Запомни: Во всех формах глагола после шипящих на конце основы и на конце окончаний пишется Ь.
Стеречь, ешьте.
Выпиши слово, поставь вопрос. Запиши ещё 3 глагола на это же правило.
Делай так: Стричь (что делать?), н. ф. глагола, беречь, жечь, лечь.
Ешьте (что делайте?), пов. ф. глагола, отрежьте, мажьте, плачьте.
Правописание приставок, оканчивающихся на –З и –С.
Запомни: Приставки, оканчивающиеся на –З, пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставки, оканчивающиеся на –С, пишутся в словах, корни которых начинаются с глухих согласных. Приставка С-пишется всегда одинаково. Например, возглавить, расшитый.
Выпиши слово, обозначь приставку, подчеркни первую букву корня и последнюю приставки. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Делай так: безошибочный, разодетый, бесшумный, испить.
Написание имен существительных с суффиксом –ИЩ-
Запомни: Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –А, если слово, от основы которого оно образовано, женского рода. Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –Е, если слово, от основы которого оно образовано, мужского или среднего рода. Например, зубище – зуб (м. р.)
Выпиши слово, запиши слово, от которого оно образовалось, укажи род, запиши ещё 3 примера на это правило.
Делай так: рыбища – рыба (ж.р.)
Написание суффикса –ОК- имен существительных после шипящих.
Запомни: В суффиксах имен существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква О, если суффикс стоит под ударением.
Например, флажок, ужонок.
Выпиши слово, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: бычок, грачонок, ежонок, слушок.
Правописание безударного беглого гласного в корне имени существительного.
Запомни: Если безударный гласный в корне слова нельзя проверить ударением, измени форму слова (н.ф. на Р.п. ед.ч., мн.ч. на н.ф.) и выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась орфограмма «беглый гласный», то нужно писать Е или О.
Например, коре/инь – нет корня, значит, корень.
Выпиши слово, измени его форму, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: лопоть – нет лаптя, ноготь – нет ногтя, вишен – вишня, танец – танцы.