Уравнение sinx=a
Напомним,
что уравнение, которое содержит переменную под знаком тригонометрических
функций, называется тригонометрическим уравнением. Уравнения вида
,
,
и
, где
–
переменная, а число
, называются

Вы
уже знаете, что синусом угла называется ордината
точки
, полученной
поворотом точки
вокруг начала
координат на угол
. При этом не
забудем отметить, что так как координаты







Так
как же решают такие уравнения? Давайте рассмотрим два уравнения: и
.
Чтобы
найти х в первом уравнении, нам нужно ответить на вопрос, чему равен
синус точки . Для этого нам
достаточно вспомнить таблицу значений синуса.
Тогда



А
теперь вернёмся ко второму уравнению . Чтобы найти х
в этом уравнении, нам нужно ответить на вопрос, синус каких точек равен
Давайте
ненадолго отвлечёмся от тригонометрии. Начертим координатную плоскость. А
теперь найдём все те точки, у которых ордината равна . Несложно
догадаться, что таких точек будет бесконечное множество и все они будут лежать
на горизонтальной прямой, проходящей через точки с ординатой, равной
.
А
теперь вернёмся к тригонометрии. Нас будут интересовать все точки, которые
лежат на единичной окружности и пересекаются горизонтальной прямой, проходящей
через точки, имеющие ординату, равную









Второй корень мы можем переписать как

Заметим,
что если , то из последней
формулы получаем:
, а если
, то из последней
формулы получаем:
.
Вообще,
при решении уравнений вида
Первый
случай: . Раскрывая
модуль, имеем
. В этом случае на
единичной окружности будут располагаться две точки –
и
, ординаты которых
равны а. Эти точки получаются путём поворота начальной точки на угол
и





Например,
решим следующие уравнения и
. Ординату, равную
, имеют две точки
единичной окружности. Так как
, то угол
, а тогда угол
. Следовательно,
все корни уравнения
можно найти по
формуле
. При чётном n
получим первую серию решений, при нечётном – вторую.
Перейдём
ко второму уравнению . Ординату, равную
, имеют две точки
единичной окружности. Так как
, то угол
, а тогда угол
. Следовательно,
все решения уравнения
можно найти по
формуле
.
Обратите
внимание, каждое из уравнений и
имеет бесконечное
множество корней. Однако на отрезке
каждое из этих
уравнений имеет только один корень. Так,
, – это корень
уравнения
, а
, – это корень
уравнения
. Число
называют
арксинусом числа
. Записывают так:
. Число
называют
арксинусом числа
. Записывают так:
.
Кстати, «арксинус» в переводе с латинского означает «дуга» и «синус». Это обратная функция.
Вообще,
уравнение , где
, на отрезке
имеет только один
корень. Если
, то этот корень
заключён в промежутке
;
если
же , то корень
располагается в промежутке
.
Этот
корень называют арксинусом числа а и обозначают так .
Запомните! Арксинусом
числа а, , называется такое
число
, синус которого
равен а.
, если
и
Например,
, так как
,
.
, так как
,
.
Возвращаясь
к нашему уравнению , где
, можно
утверждать, что все корни уравнения можно найти по формуле:
.
Запомните!
Для любого справедлива
формула
. Эта формула
позволяет находить значения арксинусов отрицательных чисел через значения
арксинусов положительных чисел.
Например,
.
Второй
случай: . Раскрывая модуль,
имеем
и
. Поскольку для
справедливо
неравенство
, то понятно, что
в этом случае уравнение
не будет иметь
корней.
Например,
уравнения и
не имеют корней.
Третий
случай (частный): . В этом случае
есть две точки тригонометрической окружности, которые имеют ординату, равную 0.
Точка
представляет
все числа вида
, а точка
– все числа вида
. Заметим, что две
записанные серии решений уравнения
можно выразить
одной формулой:
. Так как при
получится первая
серия решений
, а при
–
.
И
последний, четвёртый случай (тоже частный): . Раскрывая
модуль, имеем
, и
. В этом случае горизонтальные
прямые, проходящие через точки, имеющие ординаты, равные –1 и 1, будут касаться
единичной окружности в точках с координатами (0;1) и (0;–1). Эти точки
получаются путём поворота начальной точки на угол
и
. Тогда уравнение
имеет серию
решений:
. А решением
уравнения
будет следующее:
.
А теперь давайте приступим к практической части нашего урока.
Задание. Решите
уравнение .
Решение. Для
начала преобразуем уравнение. Единицу перенесём в правую часть, затем разделим
обе части равенства на –2. Получим . По формуле
нахождения корней уравнения
, имеем
.
. Отсюда
. Перенесём
4 в правую часть равенства. Затем разделим обе части равенства на 3. Отсюда х
равен:
.
Как репетитор по математике поясняет формулу корней уравнения SinX=a
Известно, что большинство школьных учебников по математике далеко от методического совершенства, к которому так стремятся их авторы. На мой взгляд, многие из них предлагают туманные или совсем точные объяснения сложных теоретических вопросов. Обычно, если репетитор по математике в совершенстве владеет искусством объяснений, то либо меняет логику учебника полностью, либо дополняет тексты адаптированными для детского восприятия комментариями. Я уже давно пересмотрел подходы к изучению многих тем школьной программы по математике, являющиеся классическими. Невнятная логика переходов от одного факта к другому (от формулы к формуле), сухая схематичность выкладок и обилие математических терминов, — далеко не полный список проблем в построении классических объяснений.
Можно ли как-то исправить недосмотры и переписать учебники с учетом этих замечаний? Думаю, что нельзя. Почему? Если аккуратно подходить к каждому проблемному участку и менять «скупую математику» на «живую» и понятную, то размеры учебников возрастут в несколько раз. Почему? Очень трудно передать коротко те мысли, которые помогают прояснить сложные математические процессы. На некоторые из них придется потратить по 0,5-1,5 страниц печатного текста. Если так править каждый параграф, то и без того увесистые портфели учеников можно будет использовать для занятий тяжелой атлетикой.
Поэтому репетитор по математике как всегда «принимает огонь на себя». Отмечу, что индивидуальные занятия с преподавателем создают наилучшие условия для проникновения в глубины предмета, ибо в переполненном классе сложнее настроить ученика на серьезную вдумчивую работую. Репетитору же, как правило, удается донести до его сознания разного рода тонкости.
Толковое подробное объяснение сложного вопроса может отнять весь урок. И даже это не гарантирует 100%-го понимания темы всеми учащимися. Очень трудно удерживать внимание целой аудитории на детальном рассмотрении важных «мелочей». Особенно если оно долгое. Отдельно взятый ученик может в любой момент отвлечься от доски и полностью выключится из процесса. Преподаватель замеввший его потерянный взгляд и повторяющий часть объяснения заново, рискует запутает других учеников, ибо теряется последовательность изложения логических выводов. Сильному ученику станет скучно и он, скорее всего, потеряет концентрацию.
Неравномерность скорости восприятия информации (даже в классе с приблизительно равным уровнем знаний и способностей) делает аккуратные объяснения тем малоэффективными. Поэтому и здесь индивидуальный репетитор по математике оказывается в более выгодных условиях по сравнению со школьным преподавателем. В тихой и спокойной обстановке при полном контроле за пониманием и вниманием ученика репетитору удается объяснить теорему так, как это не удается сделать в классе.
Какую коррекцию проводит репетитор по математике?
Предлагаю вашему вниманию пример одного из моих объяснений при работе с темой «решение простейших тригонометрических уравнений». Напомню, что подготовка к ЕГЭ по математике включает в себя разбор формул для понимания решений задач типа С1. Что предлагает нам базовый учебник математики А.Н. Колмогорова 10-11 класс? Откроем пункт №9.2, стр.72 (17-е издание). В нем описывается построение формулы корней уравнения вида .
Сделан рисунок круга и даны вполне нормальные объяснения формулам для левой и правой точек – концов соответствующей хорды.
где
Далее следует текст (цитирую): Удобно эти решения уравнения записывать не двумя, а одной формулой:
Нетрудно убедиться, что при четных k=2n из формулы (6) находим все решения, записанные формулой (4), а при нечетных k=2n+1 – решения, записываемые формулой (5).
Ну как Вам, понятно? Можно ли считать переход доказанным? Достаточно ли репетитору по математике повторить этот текст на уроке? Думаю, что нет. И вряд ли поможет прямая подстановка выражений 2n и 2n+1, ибо она точного доказательства не даст. Меня всегда возмущала тактика ухода от рассмотрения тонких вопросов. Как только автор с ним сталкивается, он сразу же прибегает к фразе «нетрудно убедиться» или «нетрудно доказать». Давайте разберемся, что именно здесь требуется вообще доказать и какие пояснения репетитору по математике следует предоставить ученику.
Пояснения репетитора к выводу формулы
Лучше строить рассуждения от обратного. Не подставлять 2n и 2n+1, а выделять их в 4-ой и 5-ой формулах. Некоторым ученикам 10 класса репетитор по математике должен объяснить принцип работы самих формул: для каждого целого числа, подставленного вместо буквы n (я использую всегда самые доступные фразы и термины) каждая формула вычисляет соответствующий ему угол. Подставляя в n все целые знания можно вычислить все множество углов (корней уравнения). Естественно, что запись формул может быть совершенно произвольной, когда множество сохраняется. Если замена на 6-ю формулу не приведет ни к потере, ни к приобретению лишних углов, то эта замена будет корректной. Согласно всем математическим правилам репетитору требуется просто показать совпадение множеств. Как это сделать? Лучше всего подготовить (преобразовать) формулы (4) и (5) к виду, максимально близкому к виду (6).
Понятно, что если вместо коэффициента «единица» перед арксинусом в формуле (4) поставить степень , то это не изменит результата при вычислении каждого угла, поскольку 2n – четно. В пятой формуле репетитор по математике переставляет слагаемое
в конец выражения и выносит его за скобку. Это тождественное преобразование, также не меняющее результата при любом n. Затем вместо коэффициента -1 перед вторым арксинусом репетитор вставляет степень
. И в этом случае результат сохранится, ибо при любом целом n значение 2n+1 будет нечетным, а при возведении 2n+1 в нечетную степень получим ту же самую «минус единицу».
Итак, репетитор по математике преобразует формулы к следующему виду:
Множители в последнем слагаемом специально переставляются, дабы обеспечить максимально точное расположение выражений 2n и 2n+1 для формулы (6) к моменту из замены на k. Лучше всего их выделить разным цветом.
Далее – самое важное. Текст репетитора (дословно):
Докажем, что каждый угол, вычисляемый по (4) формуле, можно вычислить по формуле (6). Почему? Допустим, в формулу (4) вставилось какое-нибудь целое число, например n=7. Тогда в зеленой рамке получится 14. Если вставить 14 вместо переменной k в формулу (6), то получим те же действия, что и в (4) и, следовательно, совпадут результаты. Очевидность этого совпадения обеспечивает максимально близкий вид 4-ой формулы к 6-ой. Поэтому ни один угол формулы (4) не будет потерян. Аналогичные рассуждения репетитор по математике проводит с формулой (5). Итак, мы гарантируем, что все углы формул (4) и (5) можно вычислить по формуле (6).
И наоборот, любой угол формулы (6) можно получить или по (4) или по (5). Почему? Допустим, что при каком-нибудь значении мы нашли угол по (6). Если k – четно, например k=10, то вставляя в 4-ю формулу n=5, мы вычислим тот же угол. Если k — нечетно, например
(и здесь репетитору по математике лучше использовать примеры с конкретными значениями n), то подставляя n=6 в (5) снова увидим повторение набора действий и, как следствие, ответа. И так для любого числа k. Поэтому ни один угол формулы (6) не будет посторонним
а оба множества (4)+(5) и (6) совпадут.
Если проводится подготовка к ЕГЭ по математике, то репетитору следует помнить о том, что в С1 наибольшую частоту появления имеют задачи на отбор корней. В этом случае общая формула, о которой идет речь в статье, не используется вовсе. Абитуриент отмечает точки на круге, удовлетворяющие условию SinX=a, отсекает лишнюю и только после этого записывает ответ. Думаю, что в условиях экспресс подготовки к ЕГЭ по математике не стоит тратить время на отработку навыков работы с «минус единицей в степени эн» и ограничиться сериями (4) и (5). Если абитуриент на ЕГЭ запишет ответ в С1 отдельными формулами, вместо общей, то это не приведет к снижению оценки (балла) за все задание.
Колпаков А.Н. Репетитор по математике Москва. Автор подхода.
Доказательства формул sin(x+y) и cos(x+y) для школьников: abs8192 — LiveJournal
…которые почему-то приводятся в современных учебниках для школы без доказательства. У моих родителей доказательства в учебниках были (в 40-е годы). У нас — уже нет.
Тащим отсюда: http://www.jimloy.com/geometry/trig.htm
© Copyright 1999, Jim Loy
Иногда нам нужно знать синус или косинус суммы двух углов. Вот диаграмма, которая поможет нам найти, чему они равны. Сначала найдём sin(x+y). Углы x и y имеют центр в точке O. Предположим сперва, что оба угла — острые (acute angles). Возьмём точку B на внешнем луче угла y. Опустим перпендикуляр BA на луч, который является общим для обоих углов. Нарисуем другие перпендикуляры (AD, BE и AC) как показано на рисунке. Вторая диаграмма показывает, как всё это выглядело бы, если б углы x и y были значительно больше.
sin(x+y) = BE/OB = (BC+CE)/OB = (BC+AD)/OB = AD/OB + BC/OB = (AD/OB)×(OA/OA) + (BC/OB)×(BA/BA) = (AD/OA)×(OA/OB) + (BC/BA)×(BA/OB) sin(x+y) = sin x cos y + cos x sin y
Пояснение к первой картинке: угол CAO=x, поскольку CA параллельно OE, а углы при пересечении OA и CE вертикальны.
Тогда угол CBA тоже равен х — поскольку угол OAB прямой (прямоугольные треугольники с общим углом подобны).
Из этого в частности следует, что sin(2x)=2 sin x cos x.
Вывод формулы для cos(x+y) подобен предыдущему. Используем ту же самую диаграмму:
cos(x+y) = OE/OB = (OD-DE)/OB = (OD-AC)/OB = OD/OB - AC/OB = (OD/OB)×(OA/OA) - (AC/OB)×(BA/BA) = (OD/OA)×(OA/OB) - (AC/BA)×(BA/OB) cos(x+y) = cos x cos y - sin x sin y
Из чего вытекает, что cos(2x)=cos2(x)-sin2(x).
Если взять y = -x, получим 1=cos(0)
cos2(x)+sin2(x)=1 (по теореме Пифагора).
Формула для тангенса tg(x+y) может быть выведена из вышедоказанных формул и того, что tg=sin/cos.
Это приводит к tg(x+y)=(tg x + tg y)/(1-tg x tg y).
Углы больше 90 градусов тоже подходят для этих формул. Это можно проверить разными способами, оставленными читателю для развлечения.
Производная синуса — sin x
Производная по переменной x от синуса x равна косинусу x:
( sin x )′ = cos x.
Доказательство
Для вывода формулы производной синуса, мы воспользуемся определением производной:
.
Чтобы найти этот предел, нам нужно преобразовать выражение таким образом, чтобы свести его к известным законам, свойствам и правилам. Для этого нам нужно знать четыре свойства.
1) Значение первого замечательного предела:
(1) ;
2) Непрерывность функции косинус:
(2) ;
3) Тригонометрические формулы. Нам понадобится следующая формула:
(3) ;
4) Арифметические свойства предела функции:
Если и , то
(4) .
Применяем эти правила к нашему пределу. Сначала преобразуем алгебраическое выражение
.
Для этого применим формулу
(3) .
В нашем случае
; . Тогда
;
;
;
.
Теперь сделаем подстановку . При , . Применим первый замечательный предел (1):
.
Сделаем такую же подстановку и используем свойство непрерывности (2):
.
Поскольку пределы, вычисленные выше, существуют, то применяем свойство (4):
.
Формула производной синуса доказана.
Примеры
Рассмотрим простые примеры нахождения производных от функций, содержащих синус. Мы найдем производные от следующих функций:
y = sin 2x; y = sin 2 x и y = sin 3 x.
Пример 1
Найти производную от sin 2x.
Решение
Сначала найдем производную от самой простой части:
( 2x )′ = 2( x )′ = 2 · 1 = 2.
Применяем формулу производной сложной функции.
.
Здесь .
Ответ
( sin 2x )′ = 2 cos 2x.
См. также
Все примеры вычисления производных с решениями > > >
Пример 2
Найти производную от синуса в квадрате:
y = sin 2 x.
Решение
Перепишем исходную функцию в более понятном виде:
.
Найдем производную от самой простой части:
.
Применяем формулу производной сложной функции.
.
Здесь .
Можно применить одну из формул тригонометрии. Тогда
.
Ответ
.
Пример 3
Найти производную от синуса в кубе:
y = sin 3 x.
Решение > > >
Производные высших порядков
Заметим, что производную от sin x первого порядка можно выразить через синус следующим образом:
.
Найдем производную второго порядка, используя формулу производной сложной функции:
.
Здесь .
Теперь мы можем заметить, что дифференцирование sin x приводит к увеличению его аргумента на . Тогда производная n-го порядка имеет вид:
(5) .
Докажем это, применяя метод математической индукции.
Мы уже проверили, что при , формула (5) справедлива.
Предположим, что формула (5) справедлива при некотором значении . Докажем, что из этого следует, что формула (5) выполняется для .
Выпишем формулу (5) при :
.
Дифференцируем это уравнение, применяя правило дифференцирования сложной функции:
.
Здесь .
Итак, мы нашли:
.
Если подставить , то эта формула примет вид (5).
Формула доказана.
Автор: Олег Одинцов. Опубликовано: