Сказуемое и глагол — в чем разница?
В рамках школьного курса детей знакомят с частями речи. Они учатся делать синтаксический разбор. В общеобразовательных школах ключевым показателем освоения программы по дисциплине «Русский язык» в начальных классах является умение обучающихся выделять главные и второстепенные члены, умение определить, чем в речи является то или иное слово.
После окончания школы каждый способен объяснить, что означает то или иное слово, какую роль оно играет в устных и письменных высказываниях. Однако раскрыть отличия подлежащего и существительного или глагола и сказуемого способен далеко не каждый.
Что такое сказуемое?
Сказуемое наравне с подлежащим — первостепенная деталь в любой реплике. В связке с подлежащим они образуют грамматическую основу. Часто в роли него выступает глагол, неразрывно связанный с существительным или местоимением. В повествовании он описывает подлежащее: «Что делал?», «Что сделал?», «Какой он?», «Что с ним происходит?». В научно-методической литературе сказуемое иногда называют «предикат».
Таким образом, в тексте сказуемое призвано описать многообразие поступков героя, выступая в любой временной форме, в любом наклонении. Оно может быть простым или составным. Его отличительной особенностью является то, что от него нельзя задать вопрос к определению. Так, в художественной литературе можно встретить повествовательные предложения, которые состоят из 2 или даже 1 слова. В качестве примера могут выступить фразы: «Стоит печальная» и «Лежу больной». Здесь подлежащее только подразумевается. Также здесь нет определения. Эти высказывания содержат в себе только сказуемые — оба слова в них при синтаксическом разборе нужно подчеркивать 2 чертами.
Что такое глагол?
Данный термин обозначает самостоятельный компонент языкознания, который раскрывает суть вопросов «Что делать?», «Что сделать?» Он позволяет описывать состояния персонажа
. В научно-методической литературе по языкознанию и лингвистике его иногда называют итеративом.Как языковая единица он обладает постоянными и непостоянными признаками. Его постоянные признаки остаются неизменными. Непостоянные признаки итератива изменяются в зависимости от контекста употребления.
Грамматика разных народов отличается. В разных языках существуют различные времена и спряжения слов, обозначающих действие предмета. Так, в русском языке существует 2 спряжения и 3 временных формы у этих лексем. Знание спряжения обеспечивает правильное написание окончаний и суффиксов. В зависимости от контекста, слова, описывающие поступки и деятельность, могут быть действительными или страдательными, возвратными или средневозвратными. Они встречаются в единственном или множественном числе, изменяются по лицам.
Для словообразования глаголы имеет существенное значение: от них образуются причастия и деепричастия.
Таким образом, итератив - один из самых важных лингвистических компонентов, который нужен для описания поведения и поступков персонажа или раскрытия особенностей его состояния.
Сходства сказуемого и глагола
Очевидно, что эти две категории похожи. Их сходство усматривается в следующем:
- Обе рассматриваемые грамматические категории – языковые единицы.
- Знакомство школьников с ними происходит во 2 классе общеобразовательной школы.
- Сказуемое и глаголы участвуют в образовании законченных словесных формулировок.
- К ним задаются одни и те же вопросы.
Различия между сказуемым и глаголом
Основными различиями этих понятий можно считать:
- Итератив — фигура речи, в то время как сказуемое — часть предложения.
- Сказуемое зависит от существительного или местоимения. Глагольные лексемы же как фигуры речи не зависят от существительных, прилагательных, местоимений, предлогов, причастий или деепричастий.
- У каждой лингвистической единицы есть лексическое значение – характеристика того действия, которое она обозначает. Другими словами, за каждым итеративом стоит образ. У сказуемого как члена предложения не принято выделять лексическое значение.
- В разговоре итератив, в отличие от предиката, иногда употребляется в качестве связки.
- Глаголы имеют спряжение. Сказуемые этой характеристикой не наделяются.
- Итератив обозначает поступок или действие. Он отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» Предикат же не только отвечает на вопросы, связанные с активностью и движением, порой он описывает состояние героя и выражается не итеративом, а другими элементами, к примеру, прилагательным, деепричастием или причастием.
- Глагол одиночен. Сказуемое же бывает составлено из 2 – 3 слов.
- Лексемы могут быть вспомогательными, а предикат способен выступать только в качестве главного члена в повествовательном элементе.
- Итератив бывает безличным, а предикат неразрывно привязан к субъекту. Даже если в реплике нет подлежащего, слушатель или читатель понимает, о ком или о чем идет разговор.
- Правило подчеркивания главных членов распространяется только на сказуемое.
Вывод
Несмотря на то, что сказуемое чаще всего выражено глагольной формой, эти 2 термина нельзя назвать синонимами. Между ними существуют как сходства, так и принципиальные различия. На существование различий между этими двумя понятиями указывает хотя бы тот факт, что глагол наравне с прилагательными, причастиями, деепричастиями, существительными, предлогами признается самостоятельной языковой структурой, в то время как сказуемое считается главным элементом реплики.
Как отличить глагол от сказуемого с помощью театра. Помогаем детям учить русский
Не у всех взрослых многое осело в голове из школьной программы. Особенно тяжело в этой ситуации тем, чей ребёнок учится дома — приходится заменять учителя. Тамилу Казанок спасает фантазия и правильные ассоциации.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Готовится моя младшенькая к экзаменам. Четвёртый класс. Уже второй год, как она ушла на экстернат из престижной гимназии. Учится сама дома. В апреле ей предстоит сдавать пять экзаменов. Обычный ребёнок, не гений.
Слышу, рыдает.
— Что случилось?
— Я ни-че-го не понимаю! А-а-а! Чем отличается существительное от подлежащего?! У-у-у! А глагол от сказуемого?! Ы-ы-ы!
Я задумалась. Взяла чистый лист и фломастеры. Проходить-то мы это когда-то проходили, ещё в школе. Значит, не очень понятно проходили. Система в голове не осталась, да и системой это не было, всё кусочками.
Нарисовала я шесть кубиков, подписала их: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Нарисовала пять полочек в одну линию. Подписала: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Поставила жирную точку, собралась расставлять кубики на полочки.
Рыдания прекратились, Алиса смотрит исподлобья. Не верит, что я смогу ей донести истину о строении языка. И вдруг меня осенило: театр! Алиса посещает театральную студию, театром просто бредит.
Говорю ей:
— Алиса, в нашем театре шесть актеров: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Кто из них самый любопытный?
— Наречие, — Алиса уже улыбается. — Вон у него сколько вопросов: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?
— Кто самый конкретный? Кому интересно: конкретно, сколько?
— Числительное!
— Кто самый деловой?
— Глагол. Он всегда что-то делает.
— Кто самый возвышенный, восторженный?
— Прилагательное.
— Кто самый таинственный?
— М-м-м… Думаю, местоимение: указывает на предмет, но не называет его.
— А кто самый главный в этой команде, в этой театральной труппе? Кто задаёт тему всем разговорам?
— Существительное?
— Точно. Каждое предложение — это отдельная пьеса. Главные роли дают чаще всего лидеру и самому деловому. Кто будет играть роль дополнения? Тоже зачастую существительное, только ему придётся переодеться, а иногда местоимение.
— Переодеться? Это как?
Я беру деревянный кубик. Какое совпадение: у него столько же граней, сколько падежей в русском языке. Первое пришедшее на ум слово прописываем на всех гранях во всех падежах.
Поиграли. Потом Алиса уже легко подчёркивала все слова в предложении. А сложные вещи стали простыми и понятными, потому что обрели образ и характер.
сказуемое — это… Что такое глагол-сказуемое?
- глагол-сказуемое
глаго/л-сказу/емое, глаго/ла-сказу/емого, м.
Слитно. Раздельно. Через дефис.. Б. З. Букчина.
- глагол-связка
- глагольно-адвербиальный
Смотреть что такое «глагол-сказуемое» в других словарях:
глагол-сказуемое — глагол сказуемое, глагола сказуемого … Орфографический словарь-справочник
глагол-сказуемое — (2 м), Р. глаго/ла сказу/емого, м … Орфографический словарь русского языка
Сказуемое при подлежащем – местоимении вопросительном, относительном, неопределенном, отрицательном — 1. При подлежащем – в о п р о с и т е л ь н о м местоимении кто глагол сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде, независимо от числа производителей действия и их принадлежности к мужскому или… … Справочник по правописанию и стилистике
Сказуемое при подлежащем – местоимении вопросительном, относительном, неопределенном, отрицательном — 1. При подлежащем – в о п р о с и т е л ь н о м местоимении кто глагол сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде, независимо от числа производителей действия и их принадлежности к мужскому или… … Справочник по правописанию и стилистике
Сказуемое при подлежащем – несклоняемом существительном, аббревиатуре, нерасчленимой группе слов, прозвище — 1. При подлежащем, выраженном субстантивированной неизменяемой частью речи, глагол сказуемое ставится в единственном числе, а в прошедшем времени – в форме среднего рода, например: Раздалось тихое «ах»; Его категорическое «нет» меня… … Справочник по правописанию и стилистике
Сказуемое при подлежащем – несклоняемом существительном, аббревиатуре, нерасчленимой группе слов, прозвище
— 1. При подлежащем, выраженном субстантивированной неизменяемой частью речи, глагол сказуемое ставится в единственном числе, а в прошедшем времени – в форме среднего рода, например: Раздалось тихое «ах»; Его категорическое «нет» меня… … Справочник по правописанию и стилистикеГлагол — Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов
сказуемое-глагол — сказуемое глагол, сказуемого глагола … Орфографический словарь-справочник
Сказуемое — СКАЗУЕМОЕ или предикат. Термин С. употребляется в разных значениях: 1. психологическое С. или С. (предикат) суждения то, что мыслится о субъекте суждения или о т. н. психологическом подлежащем (см. Подлежащее), т. е. то представление, которое … Словарь литературных терминов
Сказуемое — Сказуемое один из двух главных членов предложения, в котором выражается сообщаемое; соотносится с подлежащим и связано с ним предикативным отношением (см. Предикат, Предложение). Доминирующий элемент (обычно глагол) состава сказуемого (сказуемое … Лингвистический энциклопедический словарь
Урок-исследование «Всегда ли глагол — сказуемое?»
Всегда ли глагол – сказуемое?
Урок-исследование в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с «Классная работа», пропускают строчку для записи новой темы.
1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
— Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
— Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)
Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела «Синтаксис».
(В тетрадях дети записывают: «Терминологический диктант», работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).
— Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
— Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
— Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
— Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
— Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
Этап 3. Исследовательская работа.
Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий «глагол» — «сказуемое».
— Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
подлежащее
сказуемое
глагол
определение
— Итак, лишнее — глагол. (Слайд 6)
— А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
— А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. — Приводят примеры).
— Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
— А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
— Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
— Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: «Всегда ли глагол – сказуемое?»).
— На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
— Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался «Всегда ли сказуемое – глагол?» Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
— А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.
— А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
— На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
— Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
— А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)
— А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
! – задание понравилось.
! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
__ — задание не понравилось.
Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
Продолжить составление Сборника полезных советов
Придумать 4-5 предложений, в которых глагол не является сказуемым
Составить кроссворд на тему «Синтаксис»
Урок-исследование в 5-м классе «Всегда ли глагол
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с “Классная работа”, пропускают строчку для записи новой темы.
1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
– Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
– Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант
(Слайд 3)Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела “Синтаксис”.
(В тетрадях дети записывают: “Терминологический диктант”, работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
- Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
- Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
- Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
- Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
- Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
- Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).
– Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
– Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
– Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
– Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
– Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
Этап 3. Исследовательская работа.
Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий “глагол” – “сказуемое”.
– Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
подлежащее
сказуемое
глагол
определение
– Итак, лишнее – глагол. (Слайд 6)
– А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
– А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. – Приводят примеры).
– Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
– А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
– Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
– Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: “Всегда ли глагол – сказуемое?”).
– На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
– Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался “Всегда ли сказуемое – глагол?” Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
– А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
Этап 4.
Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.– А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
– На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
– Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
– А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
Этап 5. Подведение итога урока
. (Слайд 13)– А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
! – задание понравилось.
! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
__ – задание не понравилось.
Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
- Продолжить составление Сборника полезных советов.
- Придумать 4-5 предложений, в которых глагол не является сказуемым.
- Составить кроссворд на тему “Синтаксис”.