Сказуемое простое глагольное и составное глагольное сказуемое – Урок и презентация по русскому языку на тему «Простое глагольное и составное глагольное сказуемое (ознакомление)»

Составное глагольное сказуемое

Мы уже знаем, что такое простое глагольное сказуемое.

Сегодня на уроке нам предстоит близкое знакомство с составным глагольным сказуемым. Рассмотрим его компоненты и узнаем, в чем его главное отличие от составного именного сказуемого.

На уроке мы

Приступим к изучению данного вопроса. Наверняка вас заинтересовало слово «составное». Это значит, что сказуемое будет состоять из еще не известных нам компонентов. На что же мы обратим внимание в первую очередь?

Чтобы понять, какова структура составного глагольного сказуемого, обратим внимание на слово

«глагольное».

Структура СГС

Рассмотрим несколько примеров.

Она долго болела. Она что делала? Болела. Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени изъявительного наклонения.

Она засмеялась. Она что сделала? Засмеялась. Мы уже знаем, что это простое глагольное сказуемое. Попробуем изменить пример.

Она стала смеяться. Она что сделала? Стала смеяться. Сказуемое выражено двумя глаголами: стала плюс смеяться.

Ребенок присел. Ребенок что сделал? Присел. Простое глагольное сказуемое, выраженное одним глаголом.

Ребенок хочет присесть.

Ребенок что делает? Хочет присесть. Сказуемое выражено двумя глаголами: хочет плюс присесть.

Структура СГС

Вывод: составное глагольное сказуемое будет состоять из двух компонентов, которые обязательно будут являться глаголами или его формами.

Если мы вновь обратимся к нашим примерам, то поймем, что компоненты составного глагольного сказуемого неравноправны: один из них является вспомогательным, выражающим время и наклонение, то есть грамматическое значение. Как правило, это глагол в спрягаемой форме. Основная часть сказуемого выражается инфинитивом и выражает лексическое значение сказуемого.

Обратимся к примерам:

Я боюсь выступать. Я что делаю? Боюсь выступать. Составное глагольное сказуемое, которое состоит из основной части выступать, выраженной инфинитивом, и вспомогательной боюсь, выраженной глаголом настоящего времени изъявительного наклонения.

Она продолжала играть. Она что делала? Продолжала играть. Составное глагольное сказуемое, которое состоит из основной части играть, выраженной инфинитивом, и вспомогательной части продолжала, выраженной глаголом прошедшего времени, изъявительного наклонения.

Структура СГС

Что же такое составное глагольное сказуемое?

Составное глагольное сказуемоеэто главный член предложения.

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – во вспомогательной части.

Получается следующая формула:

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив.

А всегда ли инфинитив будет частью составного глагольного сказуемого?

Безусловно, нет. Как же не запутаться в дебрях сказуемых и отличать разные синтаксические роли инфинитив друг от друга?

Запомните:

1. Если лексическое значение вспомогательного глагола без инфинитива не понятно, то это – часть составного глагольного сказуемого.

Например: Я хочу… непонятно, если будет употребляться в такой форме. Дополним выражение и скажем: «Я хочу петь». Я хочу что делать? Петь. Это составное глагольное сказуемое.

Скажем: «Я начала…» Начала что? Я начала танцевать. Начала что делать? Танцевать. Начала танцеватьсоставное глагольное сказуемое.

Если же в сочетании глагола с инфинитивом глагол понятен, то есть является знаменательным, то это – простое глагольное сказуемое.

Я прилегла отдохнуть. Если мы скажем: «Я прилегла», то смысл предложения понятен и без инфинитива. Зададим к инфинитиву вопрос: прилегла с какой целью? Отдохнуть. Слово отдохнуть будет обстоятельством. Мы имеем дело с простым глагольным сказуемым, а инфинитив будет второстепенным членом предложения.

Вывод: в составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол должен быть неполнозначным лексически, то есть без вспомогательного слова смысл предложения не должен быть понятен.

Запомни!

2. Действие инфинитива должно относиться только к подлежащему.

Я хочу есть. Составное глагольное сказуемое. Я хочу. Есть буду — я.

Я просил ее станцевать. Просил простое глагольное сказуемое, так как просил я, а танцевать будет она. Инфинитив в данном случае не относится к подлежащему.

Запомни!

Перейдем к значению вспомогательных глаголов.

Вспомогательные глаголы могут обозначать:

1. Начало действия: Я начал читать.

2. Продолжение действия: Он продолжал упорствовать.

3. Окончание действия: Он перестал бороться.

Глаголы начала, продолжения, окончания действия обычно называют фазовыми. К ним относятся такие глаголы: начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Значение вспомогательных глаголов

Существуют еще модальные глаголы со значением необходимости, желательности, способности, предрасположенности, эмоциональной оценки действия и т.п. К ним относятся следующие глаголы:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь.

Значение вспомогательных глаголов

Рассмотрим примеры:

Я намереваюсь спеть (значение желательности).

Я стыжусь выступать (значение эмоциональной оценки).

Модальные глаголы в составе СГС

В состав составного глагольного сказуемого могут входить фразеологизмы в качестве вспомогательного слова:

Люда задалась целью выучить английский. Составное глагольное сказуемоезадалась целью выучить.

Я имею честь представиться. Составное глагольное сказуемоеимею честь представиться.

Фразеологизмы в составе СГС

Вспомогательные глаголы в составном глагольном сказуемом могут выражаться с помощью слов категории состояния.

Например:

 Я рад вас приветствовать. Составное глагольное сказуемоерад вас приветствовать, где слово рад – краткое прилагательное.

Он должен к вам приехать. Составное глагольное сказуемоедолжен приехать, где слово должен – глагол долженствования.

Хорошо быть на опушке леса. Составное глагольное сказуемоехорошо быть. Хорошо – слово категории состояния.

Слова категории состояния в СГС

Запомните, что…

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Сегодня на уроке речь пойдет о таком главном члене предложения, как сказуемое. Мы узнаем, что называется сказуемым, какие типы сказуемого существуют в русском языке, по каким показателям определяют тип сказуемого.

На уроке мы

— Мы уже знакомы с таким главным членом предложения, как подлежащее.

Давай теперь побольше узнаем о сказуемом.

Сказуемоеэто второй главный член предложения, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?

Кажется, что найти сказуемое в предложении и проанализировать его очень просто. Но именно при определении типа сказуемого возникает множество вопросов.

В русском языке существует три структурные типа сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

Если внимательно рассмотреть каждый из них, то обнаруживается, что состав каждого структурного типа не случаен, что каждый из типов является устойчивой моделью, имеющей разное смысловое наполнение.

Бытует устойчивое, но весьма ошибочное мнение, что тип сказуемого следует определять по количеству слов. Это неправильно. Тип сказуемого нужно определять по характеру конструкции.

Рассмотрим несколько примеров из произведений А.С. Пушкина.

Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. Сказуемое буду служитьпростое глагольное, хотя состоит из двух слов, так как это – будущее сложное время.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Сказуемое стал стеречьсоставное глагольное сказуемое, тоже состоит из двух слов.

Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены чаще всего одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным.

Каковы же формы выражения простого глагольного сказуемого или ПГС?

Рассмотрим их.

1. Простое глагольное сказуемое может выражаться глаголом в форме любого из наклонений (изъявительного, условного или повелительного).

Я хочу  мороженого (изъявительное наклонение настоящее время).

Ах, я так хотел бы мороженого… (условное наклонение).

Угости меня мороженым (повелительное наклонение).

Формы выражения простого глагольного сказуемого

2. Инфинитив (независимый инфинитив) также может быть простым глагольным сказуемым.

Жить – это значит пылать. А он ну бежать!

3. Междометные глагольные формы, то есть усеченные глаголы (типа скок, толк, цап) тоже могут относится к простому глагольному сказуемому:

А Муська цап колбасу! Малыш скок на пенек!

4. Простое глагольное сказуемое может выражаться фразеологическим оборотом, если в нем главным является глагол в спрягаемой форме. Сюда же мы отнесем и синтаксически неделимые словосочетания. В этих случаях и фразеологизм, и синтаксически неделимые словосочетания легко заменить одним словом.

Подружка села мне на голову (обнаглела).

Чуть ли не в каждой избе кто-нибудь дышал на ладан (умирал).

Он все время испытывал острую боязнь (боялся).

Я совершил крупную ошибку (ошибся).

В ПГС, выраженном фразеологизмом, мы не сможем заменить глагол на связку быть. Это можно сделать только в составном именном сказуемом.

Сравним: «Он родился в рубашке». Мы не сможем сказать: «Он был рубашка» или «Он был в рубашке», так как это искажает смысл предложения.

А если мы скажем: «Она сидела веселая», то глагол сидела легко заменяется: «Она была веселая».

5. Запомни! Часто простое глагольное сказуемое выражается осложненной или сложной формой. К таким формам относится:

— сложное будущее время: Борьба будет вестись ими честно.

— сложная форма повелительного наклонения: Пусть они сразу замолчат.

Давайте говорить друг другу комплименты.

— всегда нужно помнить о частице бы, входящей в состав формы условного наклонения: Если бы я обладал вашим талантом!

6. В состав ПГС может входить частица было. Эта частица обозначает действие, которое началось, но не закончилось по каким-то причинам. В отличие от вводных слов бывало и бывает, которые обозначают регулярность действия, модальная частица было запятыми не отделяется. Сравним:

Он, бывало, часами сидел на одном месте.

Мы встретились было да и разошлись. Старуха пошла было домой да вернулась.

7. ПГС может осложняться разнообразными частицами: знай себе, даже и, как бы, точно, словно, как будто и др.:

Вы даже и не заметили моей прыти.

А он знай себе бормочет.

Я слышал, что у вас чуть не сгорел сарай.

Это обращение вдруг как бы озарило умы.

Ещё раз обратите внимание на то, что это – модальные частицы, а не сравнительные союзы. Поэтому запятая между ними не нужна.

8. В разговорной речи встречается ряд форм простого глагольного сказуемого, осложненного другими спрягаемыми формами или инфинитивом, например:

— сочетание инфинитива и спрягаемой формы с частицей не одного и того же глагола, что усиливает действие сказуемого. Это может быть сочетание инфинитива и спрягаемой формы одного и того же глагола:

Доехать не доедешь, а пешком ничего.

Отец Василий сказать сказал, но делать это должны другие.

сочетание двух однокоренных глаголов с частицей не при выражении невозможности:

На любовь свою, на красу свою смотрит не насмотрится.

Для этого мы делать ничего не делаем.

повторение сказуемого для обозначения длительности действия:

Я уж читаю-читаю, а не понимаю.

А он все ходит, ходит.

— употребление повторяющихся спрягаемых глаголов с частицей так для обозначения полноты действия или неожиданного результата:

Ну, брат, ты придумал так придумал.

На этот раз он спел так спел, ничего из этого пения не вышло.

сочетание двух разных глаголов в одинаковой форме. При этом первый глагол указывает на действие, а второй – на цель этого действия:

Пойду-ка я скажу ему. Я пойду спрошу, когда начало сеанса.

Запомни!

Если вторым глаголом, выражающим цель действия, будет инфинитив, то он рассматривается как обстоятельство цели: Я вышел прогуляться по улице. Я что сделал? Вышел. Вышел зачем? Прогуляться.

— ПГС может выражаться сочетанием глагола с однокоренной формой наречного типа: Она криком кричит. Дети ревмя ревут.

— Следует помнить о том, что осложненные типы простого глагольного сказуемого никогда не содержат знаков препинания. Подлежащее также не отделяется от сказуемого запятыми.

Подведем итоги:

Мы изучили простое глагольное сказуемое и поняли, что оно часто бывает не таким уж и простым.

Урок и презентация по русскому языку на тему «Простое глагольное и составное глагольное сказуемое (ознакомление)»

6 класс

Тема: Простое глагольное и составное глагольное

сказуемое (ознакомление)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать (задавать вопросы к тексту) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в схему).

6ЛР: различать простое и составное глагольное сказуемое, анализировать составное глагольное сказуемое, находить его в предложении, конструировать предложения с составными глагольными сказуемыми.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка

Домашнего задания

1.Назовите безличные глаголы.

Завалило — сов.вид, прош.вр., стало морозить –неопр. форма,

2. расти — фонет. разбор.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

  1. Прочитайте слова. В какой они форме? (в начальной).

Кончаться, дальний, дорога, звезда, касаться, кристальный, земля.

  1. Измените эти слова, составьте предложение по схеме:

  1. Запишите с комментированием, обозначьте орфограммы.

  1. В каком значении употреблено в стихотворении слово кристальная?

  1. Укажите все известные вам морфологические признаки слов: I вариант –кончается, I вариант –касается.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

ТОУУ

IV. Постановка основного вопроса урока.

Наблюдение по учебнику § 80 после рубрики «Определяем проблему урока».

Наблюдение за формами глаголов­сказуемых по заданиям: ученики находят сказуемые, опираясь на вопросы, отмечают, что для информации о подлежащем недостаточно слов начал и хочу и что к сказуемому следует отнести неопределённую форму глагола рисовать.

Сказуемые подчёркиваются, после чего формулируется основной вопрос: может ли сказуемое, выраженное глаголом, состоять из двух слов? Как называется такое сказуемое? Вопрос учеников сравнивается с формулировкой в учебнике.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Упр. 648 – нахождение сказуемых в тексте и наблюдение над способами их выражения.

– Назовите сказуемые, выраженные одним словом – глаголом.

– Назовите сказуемые, выраженные двумя словами – глаголом и неопределённой формой глагола.

– Назовите составные именные сказуемые. Почему так называется сказуемое? (Состоит из двух частей, главная часть выражена именем существительным или прилагательным.)

– Какое сказуемое могло бы называться составным глагольным? Своё мнение объясните. Сравните свои предположения с текстом в рамке.

2. Чтение текста в рамке (упр. 649).

– Назовите ключевые слова. Сравните их с ключевыми словами в конце § 80.

– Поставьте вопросы к частям текста. Ответьте на них (работа в парах).

– О скольких видах сказуемого говорится в тексте?

– Почему эти два разных сказуемых называются глагольными?

– Чем отличается простое от составного глагольного сказуемого?

3. Составьте на основе текста в рамке схему.

ПГ СГ

1 часть 2 части

личный, основная вспомогательная

безличный глагол

неопределённая начать, продолжать,

форма кончить, хотеть,

желать, мочь, любить,

решиться и др.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения.

2. Извлекать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Развитие учебно­языковых умений.

1. Письменная работа по заданию после текста в рамке.

Развивается умение составлять предложения с составным глагольным сказуемым.

Выполняется по образцу.

2. Упр. 650 – развивается умение находить составные глагольные сказуемые в тексте, анализировать его состав; трансформировать предложения с составным глагольным сказуемым в предложения с простым глагольным сказуемым, выявлять различия между ними.

Выполняется под руководством учителя.

Самопроверка с помощью доски.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, преобразовывать, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

ТОУУ

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как отличить простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

— Что оказалось трудным на уроке?

— Какие ошибки можно допустить?

— Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

— Оцените свою работу (по желанию, т.к. изучался новый материал).

— По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Уметь передать содержание текста в рамке, опираясь на схему.

2. Выписать из художественного произведения (учебника по литературе) 4 предложения с разными видами сказуемого, подчеркнуть грамматические основы предложений.

Урок : Составное глагольное сказуемое

Тема урока: Составное глагольное сказуемое.

Учитель – Ахмедова Г.Я.

Цели урока:

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;

  • развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.

  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам  на материале биографии Исаака Ньютона.

Задачи:

  • активизировать творческий потенциал учеников;

  • развивать самостоятельность, активность;

  • расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку в формате Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания  (Приложение 1)

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
(Слайд №2)

Проверка домашнего упражнения  98:

Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico — сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны, нескл.. ср. БСЭ, 1969-1978 

Совместное коммюнике подчёркивало  традиционный характер дружественных отношений и успешное развитие разностороннего сотрудничества между странами.
Синонимы — соглашение.

Ноу-хау   (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср.
Техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.

Ноухау составило ключевую часть активов компании.

Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ, часто сокращают до CV) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу, нескл. ср.

Ваше резюме представило Вас нужным компании сотрудником.

Турне – ( французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл. ср.

Турне миллионера прошло в кругу семьи.

Ралли – (англ.) вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях, нескл. ср.

Ралли с участием нашей команды прошло в Сахаре.

III. Актуализация изученного материала

1. Словарная работа. (Слайд №3). (Приложение 1)
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).

Диф(ф)еренциальный, бе(з,с)заветно экспер…мент, ак(к)умулятор, ун…верситет  (ф, з, и, к, и – физик)
– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.

2. Повторение сведений о предложении. (Слайды №4-6)

Предложение. Главные члены предложения.

Грамматическая основа предложения – это … и …
По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
Грамматическая основа простых предложений состоит из ….
Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы ….
Сказуемые бывают… и составные.

IV. Постановка темы и цели урока (Слайд №7)

Эпиграф к уроку (Слайд №8)

Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы.

Лагранж

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.

Исаак Ньютон

– Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
Для  решения задач урока, реализации его целей мы будем  использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.

Сообщение  ученика. (Слайд №9)

–  Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения 

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником . § 20, с. 51-52.
2. Работа со схемой построения составного глагольного сказуемого. (Слайд №10)

Нарисовать схему  ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)

Схема  построения составного глагольного сказуемого.

hello_html_m63ef4943.gif

3. Работа с таблицей «Вспомогательные глаголы и их значение». (Приложение 2)

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить
пуститься
прекратить

уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытаться

любить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
трусить

рад
должен
готов
обязан
достоин

иметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
 иметь честь
иметь намерение
 дать обещание
 иметь привычку

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать  примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве  Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд №12)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую –  составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился  (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2), что его род восходит (3)  к шотландским дворянам XV века, Однако историки  так не считают (4).Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья  перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме. В 1659 году мать  вернула (9)  его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

VII. Закрепление новых знаний

1. Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?

1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь). (Слайд №13)

2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для  наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию) (Слайд №14)
Этим оптическим прибором он  рад был помочь  астрономам. (Эмоциональная оценка действия)

2. Работа в группах (Приложение 3)

Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд №15)

1. Замените простые глагольные сказуемые  составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в  Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа.(Слайд №16)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать  с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

3. Используя текст, заполните таблицу (Приложение 4)

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Самопроверка. (Слайд №19): Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)

смог получить, помогли привести 

Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)

начал учиться, продолжил обучаться,  продолжали складываться, закончил строить

Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)

любил посвящать

Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

надо было проводить, рада была возвести

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться  в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться  в основном те идеи, которые помогли привести  его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп — больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко — «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве.

VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

– На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная  работа. Выпишите составные глагольные сказуемые (Приложение  5)

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относились потому,  что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон  не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти….
(5)В студенческие годы  он чувствовал, что способен  решить проблемы, которые веками волновали человечество.  (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя.  (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом  колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли  жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика…
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

Ответ:

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5) что способен  решить
(8) не могли  жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

Взаимопроверка. (Слайд №21)

VIII. Рефлексия

Самоанализ деятельности на уроке.

1. Прочитайте цель урока. (Слайд №22)
2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

IX. Домашнее задание

Прочитаю по учебнику §20, упр. 105.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *