Скребицкий осень – Урок 34. Тема «Произведения об осени». А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень» (отрывок). Дополнительное чтение. М. Пришвин «Осеннее утро»

«Осень» Г. Скребицкий

«Осень» Г. Скребицкий

Краткое содержание: Рассказ — сравнение осени с образом художника. Как только приходит осень, она берёт свои самые яркие краски и отправляется в лес. Начинает с деревьев, затем убирает с полей хлеб, сено. Готовит всё к приходу зимы, но и все звери к зиме готовятся. Делают запасы, кто-то отправляется на юга, а кто то готовится к спячке. А у осени получается невесёлая, но красивая картина.

Рассказ из книги «Четыре художника» Г. Скребицкий

Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за сво картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесну поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого

Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого

Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Средства: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень», произведение «Осень» Г. Скребицкого, мяч средних размеров.

Виды деятельности: беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?

Воспитатель: А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени?

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».

Для своей работы Художник — Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?

Вопросы детям:

• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь?

• На что стали похожи листья осинок?

• С чем еще можно их сравнить?

• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?

• А сосны и ели осень в какой цвет красит?

• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?

• Почему лебеди шлют прощальный привет?

• Какие еще птицы улетают в дальние края?

• Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?

Физкультминутка «Раз, два, три…»

На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю» музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.

— Раз-два-три! Красный лист бери!

— Раз-два-три! Кленовый лист бери!

— Раз-два-три! Осиновый лист бери!

— Раз-два-три! Два листа бери!

— Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!

— Раз-два-три! Ничего не бери!

Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?

Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.

Игра с мячом:

Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения.

• Осень какая?

• Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)

• Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)

• Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)

• Трава какая?

• Листья какие?

• Погода какая?

• А можно сказать, что погода вьюжная?

• А можно сказать, что погода знойная?

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень»?

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК «Начальная школа XXI века»)

а) — Какие действия совершает Осень как живое существо? Найдите в тексте и прочитайте.

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

Словарная работа.

Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

Найдите и прочитайте, как Осень разукрасила берёзы и клёны. (слайд)

Как вы понимаете выражение «лимонной желтизной»? Это какой цвет? Давайте посмотрим на фотографии.  

—  Какой краской она разрумянила осинки? (слайд)

А что такое осинник? (место, где растут осины)  

— А  можно рассказать о красоте  некрасивым языком?

— Какие приемы используют писатели, чтобы украсить речь, ярче передать задуманное? На доске карточка «Сравнение»

Прочитайте абзац об осинах и найдите сравнения.   (Будто спелые яблоки, как огонь горит)

 Как автор описывает  дуб? Как он его называет? Почему?   (слайд) 

(столетний дуб — могучий богатырь, старик)   Почему дуб назван стариком? (дубы живут до 800 лет)

 -Как Осень обрядила старика?    

— Что такое броня? – металлическая одежда воина, защищающая туловище. (слайд)

— Какого цвета вы представляете медную броню? Да, цвет меди желто-коричневого цвета, как монетка (слайд). 

А почему  для дуба художник-осень использует именно этот цвет?

В настоящую кованую броню одевали защитников-богатырей, дуб олицетворяется с богатырём, листья у дуба осенью красно-жёлтой окраски, по окраске похожи на медь

-Найдите описание лип.  Как осень выкрасила их? (слайд) 

Золотая парча (плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитями). (слайд)

— Какие же деревья не тронула осень? Какими она их оставила?

Найдите и прочитайте описание сосен и елей.

— Чем занялась Осень в полях и на лугах? Расскажите    

 — С чем автор сравнивает стога? (Башни)

 Что такое  «косяки птиц»? (стая птиц в определенном порядке)

— Какие чувства испытывает автор в конце произведения?  (Светлая грусть. Он грустит, потому что прощается с птицами, но светлая потому, что они вернутся. Грустно —  поля опустели, а светло, потому что много убрали хлеба и скосили много травы).
— Почему автор делится с нами этой грустью, что хочет нам передать?

9. Творческая работа «Живой пейзаж»

Посмотрите на доску и подберите к каждому дереву нужный цвет:

березы, клены

золотой

осинки

темно-зеленый

дубы

лимонный

липы

медный

ели, сосны

ярко-красный

Осень у Скребицкого подобрала каждому дереву не только свой цвет, но и свой материал? Как вы думаете, почему? (Разный характер у деревьев) И деревья у Скребицкого получились, как живые.

Давайте и мы побудем ненадолго художниками и создадим иллюстрацию к рассказу Скребицкого, только иллюстрация будет не обычная, а живая.

(с помощью тканей, с опорой на доску дети создают «портреты» деревьев)

Давайте посмотрим, какая же у вас получилась Осень.

Как вы думаете, почему автор выбрал для Осени  профессию художницы?

Какую сторону нашего спора поддерживает автор? (Осень – это красота)

Чей взгляд на осень вам ближе?

А теперь давайте сравним два взгляда двух разных людей на осень (манекен и живая картина).

Посмотрите на осень Пушкина (манекен). Опишите. Какие краски использовали авторы произведений для создания портрета осени? Она прозрачная, хрупкая, воздушная….Это красиво? Для Пушкина в этом была красота.

А теперь давайте посмотрим на осень Скребицкого (Работа детей). Опишите. Это красиво? Какой же вывод мы можем сделать? (и один и другой взгляд – это красота)

Можно ли сказать, что авторами созданы одинаковые картины?

А почему работы такие разные? Ведь и в стихотворении и в рассказе описывается одно время года?

10. Работа с пословицей

ОЙ! У меня на доске была приготовлена пословица, но подул ветер и перемешал слова. Соберите пословицу.

восемь   осень   перемен

ОСЕНЬ – ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ.

— Как вы понимаете пословицу? О каких переменах говорится в пословицах?

(то тепло, то холодно; то солнечно, то пасмурно; то дождливо, то сухо; )

А ведь в этой изменчивости  и состоит красота Осени. Она каждый день разная. Она неуловимо меняется. То это «скучная пора», по словам А.С. Пушкина: моросящие серебряные дожди, пасмурные дни .  Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной. Именно эту осень описал нам Г. Скребицкий. У каждого осень своя.  И это хорошо.

Каждому осень открывает свою красоту по-своему.

11. Подведение итогов, рефлексия.

А теперь давайте вернемся к главном вопросу урока:

«Осень — это скучная некрасивая пора или прекрасное?».

Выскажите своё мнение. Как вы воспринимаете осень?

Осень…  

Осень ждет вас сегодня на улице. Она что-то приготовила именно для вас. Только вы не пропустите. Смотрите внимательнее. Ведь красота – это умение видеть.

Научившись видеть красоту вокруг, мы становимся ее частью, она рождается внутри нас, делая нас прекрасными.

12. Домашнее задание.

Дома напишите мне, какой же вам открылась осень. Составьте маленький рассказ об осени, используя свои собственные высказывания на эту тему, сравнения.

И вторе задание для тех ребят, кто хочет научиться еще и красивому языку: выучите второй абзац наизусть.

Урок по литературному чтению Программа «Начальная школа XXI века». 2-й класс. Тема: Г. Скребицкий «Осень»

Задачи урока:

  • расширять круг чтения по данной теме;
  • познакомить с выразительным средством языка (сравнение), обогащать словарь учащихся;
  • формировать специальные читательские умения:

— правильно называть произведение (автор +заголовок)

— определять тему и жанр произведения

  • учить видеть и понимать красоту осенней природы;

Ход урока:

Организационный момент:

— Посмотрите на свое рабочее место. Покажите готовность к уроку. Садитесь.

Создание учебной ситуации:

— Какой урок?

— С чего мы начинаем урок чтения?

— Для чего нужна разминка?

Разминка:

1. Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.

— вдох носом, выдох через рот

— вдох, задержка дыхания, выдох

— вдох, задержка дыхания, выдох порциями.

2. Следующее упражнение. Я начну, а вы кончайте.

Хором, дружно повторяйте!

Самолеты взлетают: у- у- у
Машины едут: ж- ж- ж
Лошадки поскакали: цок, цок, цок.
Рядом ползет змея: ш- ш- ш
Муха бьется в стекло: з- з- з

3. — Глазки смотрят вправо, влево, вверх, вниз закрыли глаза, 1, 2, 3 (медленный счет) – открыли глаза.

4. Жужжащее чтение.

Постановка учебной задачи:

— Рассмотрите иллюстрации на доске (пейзажи осени).

— Что их объединяет?

— Попробуйте сформулировать задачу нашего урока. (Познакомимся с новым произведением об осени).

Первичный синтез:

Откройте учебник на стр. 100.

— С чего мы начинаем знакомство с произведением?

— Прочитайте фамилию автора, заголовок, назовите произведение.

— Начнем знакомство. Ваша задача: слушая, представить картину, которую описывает в произведении писатель.

Садитесь удобно, внимательно слушайте.

Чтение учителем.

Эмоционально-оценочная беседа.

— Какую картину вы представили?

— Встретились ли вам в произведении слова или выражения, которые для вас непонятны.

Словарная работа.

— Обратим внимание на некоторые выражения и попробуем их объяснить.

Лимонная желтизна (насыщенный желтый цвет)

Осинник (место, где растут осины)

— О каком дереве говорится: “Одела осень могучего богатыря в медную броню?”

— Что такое броня? – металлическая одежда воина, защищающая туловище.

— Какого цвета вы представляете медную броню? Да, цвет меди желто-коричневого цвета, как монетка (показ медной монетки).

— Каким цветом раскрасила Осень листву дуба?

Золотая парча (плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитями). Показ лоскутка ткани.

Косяки птиц – стая птиц в определенном порядке.

— Теперь, когда все слова и выражения нам понятны, прочитаем это произведение.

Но прежде сделаем зарядку для глаз.

— На рисунке изображен осенний листок.

— Я буду вести указкой, а вы за ней ведите глазами.

— При чтении обратите внимание на описание деревьев в лесу.

Чтение детьми.

Моделирование.

— Мы продолжим работу с произведением, но выполнять ее будем в паре.

— Сделайте модель к данному произведению. Повернитесь друг к другу, помните о правилах дружной работы, и, выполнив задание, поднимите соединенные руки.

Проверка.

Пара, справившаяся с заданием первой, выходит к доске со своей моделью.

— Изобразите вашу модель (строят увеличенную модель).

— Что мы читали? (Жанр)

— Докажите.

О чем …? (Тема)

— Прочитайте фамилию автора.

— Прочитайте заголовок произведения.

— Назовите это произведение. (Мы читали сказку Г. Скребицкого “Осень” о природе).

— Покажите, ребята, согласны вы с моделью? (Класс показывает знаками “согласен”, “не согласен”)

— Спасибо.

Физминутка.

— А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в осеннем лесу. Тишина. Подул прохладный ветерок. Поднимите руки, покачайте ими. Это деревья в лесу. Руки согнули, встряхнули – это ветви деревьев, по которым стучит ветер. Руки в стороны, плавно помашем – это птицы летят в теплые края. Руки опустили. Тишина в лесу. Садитесь.

Анализ.

— Тишина в лесу, только слышен шорох листьев - это Осень-Художник.

— Как вы думаете, почему автор назвал осень художником?

— Какой вы ее представляете? Опишите ее.

Работа над выразительными средствами языка.

Осень-художник использует яркие краски для своей картины, писатели же рисуют картины осенней природы словами.

— На доске записан отрывок из этого произведения. Такой же отрывок есть у вас в рабочей тетради. Откройте тетрадь стр. 29 . Прочитайте самостоятельно. К вашему вниманию я хочу предложить данный отрывок с изменениями (открываю другую половину доски). Прочитайте его самостоятельно.

1. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь горит. 2. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила. Стал осинник весь ярко-красный.

 — Какой из отрывков вам наиболее понравился? Почему?

— Какими выражениями дополнен этот отрывок? Назовите. Подчеркиваю их.

— Листья, будто яблоки, осинник, как огонь.

— Как в литературе называют такие выражения?

— Подчеркните сравнения в тексте.

— Просмотрите еще раз на 1 отрывок из текста и на 2 с изменениями.

— Для чего писатель использует сравнение?

Действительно, сравнения в произведении позволяют увидеть картину более яркой, точной, выразительной.

А картину осеннего леса нам позволяют увидеть краски Художника. (Просмотр иллюстраций осенней природы).

— “..Разукрасила Осень все по-своему, по-осеннему..”.

— Скажите, какие краски использовала Осень для березы и клена?

— Какой краской она разрумянила осинки?

— А для дуба-богатыря она выбрала особенную краску. Какую?

— Какие же деревья не тронула осень? Какими она их оставила?

Прошлась осень — художник по лесу и стал он наряднее.

Вторичный синтез.

— Давайте и мы с вами побудем художниками и сделаем нарядным наш осенний лес (на доске лист А- 3 с изображением незаконченного осеннего леса).

— У вас на столе модель дерева, раскрасьте его, используя краски осени, и дополните им осенний лес.

— Задание выполняйте в паре, помните о правилах дружной работы.

(Учащиеся раскрашивают модель дерева, выходят к доске и прикрепляют дерево на лист).

— Посмотрите, каким нарядным и ярким стал осенний лес.

— Как выдумаете, что хотел нам показать Г. Скребицкий своим произведением “Осень”?

Итог:

Какую задачу мы ставили в начале урока? Решили мы поставленную задачу?

С каким произведением мы познакомились на уроке чтения?

Рефлексия:

— Продолжите предложения:

(на доске):

Мне понравилось… Мне было трудно…

Домашнее задание:

Я предлагаю несколько вариантов домашнего задания, вы можете выбрать и сделать то, что вам нравится:

  • выразительное чтение произведения
  • задание в тетради: раскрасить картинку
  • нарисовать свою картину осени.

Спасибо за работу.

Урок 31. Г. Скребицкий «Осень»

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 11Следующая ⇒

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Развитие навыка сравнительного анализа;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Проверка выполненного задания в РТ.  
Что называется бабьим .четом’? Как вы поняли из рассказа М. Пришвина? (Самостоятельнее рассуж­дения учеников).
Выйдите к доске и выпишите слова, которые вас радуют и которые тревожат. (У доски работают два человека, остальные помогают с места).
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос Ответ
Давайте посмотрим, как описывает осень другой русский писатель Г. Скребицкий. Прочитайте текст.  
Что представляет собой данное произведение? Описание осени.
Какими красками представлена осень в рассказе Г. Скребицкого? Яркими.
Найдите все упоминания цвета в описании осени. Лимонная желтизна, румяна, ярко-красный, медная, золотой, желтый, пестрый.
Посмотрите, какая богатая яркая палитра. Как называется такая красочная осень? Золотая.
Сравните цветовую палитру стихотворения А.С. Пушкина и рассказа Г. Скребицкого. В стихотворении А.С. Пушкина Нет упоминания цвета, но топ произведения мрачный, хмуый.

 

  Осень Скребицкого наоборот яркая, светлая, празд­ничная.
Что вам ближе? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Расскажите, как изменилась жизнь в полях и лугах с приходом осени. (Пересказ последних двух абзацев рассказа).

III. Практические задания.

Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 46 № 1  

IV. Домашнее задание.РТ «Литературное чтение»: стр. 46 № 2-3.

Урок 32. Э. Шим «Белка и Ворон»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет наличие выполненного задания в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Назовите приметы осени. Листья желтеют и опадают. Небо становится хмурым и низким. День становится короче. Животные заготавливают запасы на зиму.
Вот как раз о запасах мы сегодня и поговорим. Прочитайте «про себя», а затем по ролям произведение Э. Шим.  

 

Как называется разговор двух лиц? Диалог.
Прочитайте определение диа­лога на странице учебника 111.  
Как вы определите жанр произведения? Сказка.
Почему? Животные наделены челове­ческими качествами.
Расскажите, каким вы пред­ставляете героев сказки. (Самостоятельнее рассуж­дения учеников).
Как герои обращаются друг к другу? Дедушка Ворон, рыжий.
Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Опишите героев.  
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 1. Белка: вежливая, запас­ливая, бойкая. Ворон: умный, важный, ворчливый.
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 2. Об осени.
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 3. Белка.
IV. Домашнее задание.
   

1. Учебная хрестоматия: прочитать стихотворение А. Твардовского «Начало осени», стр. 12-13. Выполнить задания к тексту.

2. РТ «Литературное чтение»: стр. 49-50 № 1-3.

Урок ЗЗ. «Е.Трутнева «Осень»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Дома вы прочитали стихот­ворение А. Твардовского «Начало осени». О чем говорится в стихот­ворении? Описываются приметы начала осени.
Вспомните, какие приметы осени мы перечисляли на прошлом уроке. Прочитав стихотворение, у вас есть что добавить? Плывут паутины, краснеют рябины, хрипят петухи, уборка полей, сбор урожая.
С каким новым словом вы встретились? Зябь.
Зачитайте его определение. (Определение дано в хрестоматии на странице 13).
РТ «Литературное чтение»: стр. 49 № 1. (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
РТ «Литературное чтение»: стр. 49 № 2. Спокойно.
РТ «Литературное чтение»: стр. 50 № 3. (Учитель проверяет наличие вы­полненного задания).  
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос Ответ
Прочитаем стихотворение «Осень» Е. Трутневой.  
Какое настроение вызывает стихотворение? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Учебник: стр. 112 № 2. Ярко от золотых нарядов деревьев.
С кем сравнивают березку? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Подберите к ней строчки.  

III. Практические задания.

Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 1. (Самостоятельная работа).
РТ «Литературное чтение»: стр. 47 № 2. (Самостоятельные рассуж­дения учеников).

IV. Домашнее задание.1. Выучите стихотворение наизусть; РТ «Литературное чтение»: стр. 48 № 3.

Урок 34. Н. Сладков «Эхо»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка РТ. Чтение наизусть.

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Просмотрите стихотворение Н. Сладкова «Эхо». Как оно нам представлено? Ввиде диалога.
Кто с кем разговаривает? Автор с эхом.
Каким вы представляете лес по описанию в стихотворении? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).
Как лес отвечал на вопросы? Он эхом произносил окончания слов.
Какое настроение вызывает это стихотворение? (Самостоятельные рассуж­дения учеников).

III. Практические задания.

Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 48 № 1. Николай Иванович Слад-ков.
РТ «Литературное чтение»: стр. 48 №2. Опали, улетели, пришла осень.
РТ «Литературное чтение»: стр. 49 №3. Лист.

IV. Домашнее задание.

— Подготовить выразительное чтение стихотворения «Эхо».

— Проанализируйте стихотворение Н. Рубцова на странице учебника 114.

 

Урок 55. М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Н. Сладкова «Эхо».

Анализ стихотворения проводится по вопросам на странице учебника 114.

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Давайте начнем изучение нового произведения с загадки?  
Для начала прочитаем определение загадки. Учебник: стр. 115.
Прочитайте загадку на странице учебника 114. О чем идет речь? О грибе.
Какие слова помогли отгадать загадку? Стоит на хрупкой ножке, теперь в лукошке.
А теперь прочитаем рассказ М. Пришвина «Недосмотренные грибы».  
Любит ли автор природу? Да.
Как вы понимаете название рассказа? (Самостоятельные рассуждения учеников)  

 

Зачитайте описание грибов. Какой гриб вам больше понравился?  
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 51 № 1. Волнушки, маслята, рыжики, белые, моховичок, сыроежка.
РТ «Литературное чтение»: стр. 51 №2. (Самостоятельная работа).
РТ «Литературное чтение»: стр. 51 №3. Мухомор, лист.
РТ «Литературное чтение»: стр. 51 №4. 1. Подосиновик. 2. Рыжик. 3. Волнушка. 4. Подберезовик. 5. Сыроежка.

IV. Домашнее задание.

1. Выучите наизусть описание одного из грибов.

2. Начните читать рассказ Э. Шим «Храбрый Опенок»: учебник, стр. 117-120.

 

Урок З6. Э. Шим «Храбрый Опенок»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть.

II.Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Продолжаем грибную тему. Дома вы начали читать рассказ Э. Шим «Храбрый Опенок». Сейчас мы его дочитаем.  
Анализ произведения можно выполнить по вопросам на странице 121 учебника, привлекая материалы РТ «Литературное чтение» (стр. 53 № 1 – 5 )    

 

III. Домашнее задание.

Сочините свой рассказ об осеннем лесе.

 

 

Урок 37. К. Бальмонт «Осень»

А. Майков «Осень»

Сравнительный анализ стихотворений

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Развитие навыка сравнительного анализа;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.Чтение домашних рассказов.




Урок чтения и развития речи по теме Г.Скребицкий «Сентябрь»

Технологическая карта урока.

5 КЛАСС

Учебный предмет: чтение и развитие речи

Тема урока: Г. Скребицкий «Сентябрь»

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель: создать условия для знакомства с произведением Г. Скребицкого «Сентябрь», создать у обучающихся целостный литературно-художественный образ осеннего пейзажа.

Задачи:

1 Образовательная: познакомить с содержанием рассказа «Сентябрь» Г.Скребицкого; отрабатывать навык  правильного, осознанного чтения.

2.Развивающая: коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении; обогащать словарный запас.

3.Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Оргмомент.

Приветствует учеников.

Просит проверить готовность к уроку. Рапорт.

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

Вхождение в урок

Цель: подготовка к восприятию

Интонационное упражнение.

Предложение «Как быстро лето прошло».

Прочитать с разной интонацией: грустью, удивлением, радостью.

Листочки с предложением у каждого обучающегося на парте.

Введение в тему

Цель:

развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;

Упражнение на внимание и логическое мышление.

На простенках карточки с названиями месяцев (кроме названия месяца-сентябрь).

Читают название месяцев, определяют, название какого месяца нет. Называют в правильном порядке зимние, осенние, летние и весенние месяцы.

Целеполагание.

Цель: на основе вопросов подвести учащихся к постановке целей и задач урока

Организует деятельность учащихся направленную на постановку цели и задач урока.

-Какого месяца не хватает?

-Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

-Какие действия будем совершать?

Определяют тему, формулируют цель и свои задачи урока.

-Сентябрь.

-Об осени, об осенних приметах.

-Познакомимся с новым произведением про осень; будем учиться читать правильно, выразительно; побеседуем об осенних признаках.

Определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем.

(этап новый для ребят, поэтому помогает учитель)

Проверка домашнего задания

Цель:

Выявление навыков правильного, выразительного чтения.

Оценить чтение стихотворения

( выразительность, осознанность, правильность) Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»

Выразительно, правильно читать стихотворение Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

Вспоминают название стихотворения и автора.

Сильные учащиеся объясняют значение словарных слов:

почуяв

чужбина

отчизна

Первичное ознакомление с текстом

Цель:
познакомить на слух учащихся с текстом.

 

Вступительная беседа

Георгий Алексеевич Скребицкий

(1903 – 1964)

Ученый-натуралист, охотник, следопыт, детский писатель. Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года.

Скребицкого называли «проводником…, который помогает открывать новый мир природы для ребят.

Ими были написаны много книг: «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока»

2.Первичное восприятие текста.

Читает учитель.

— Назовите признаки осени.

-Какое настроение текста?

1. Слушают биографию. Рассматривают портрет.

2. Слушают текст. Высказывают свои впечатления. Беседуют с учителем.

В классе оформлена выставка книг Г.Скребицкого.

Проговаривание словарных слов слабочитающими учениками.

Работа с текстом

Цель:

понимание текста на уровне содержания и смысла

1.Словарная работа

захолодало

курлыканье

логовища

заготавливают

непробудным сном

равноденствие

Зрительная гимнастика

2.Самостоятельное чтение.

Перед чтением ставиться вопрос

— Как звери и птицы готовятся к зиме?

Физминутка.

Встать, стопы сомкнуть, втянуть живот, глаза закрыть, пошагать с высоко поднятой головой.

3.Анализ произведения

— Что автор написал о природе осенью?

(Музыкальное произведение)

— Как звери,  птицы и насекомые готовятся к зиме?

— Объясните, как вы понимаете слова: «медведь устраивает себе зимнюю спальню».

— Как медведь устраивает себе берлогу? Расскажите.

— Когда наступает день осеннего равноденствия? (Объясняет учитель)

4. Выборочное чтение.

-У каждого из вас на столе конверт с иллюстрациями. Найти по этой иллюстрации отрывок и прочитать.

1.Прочитать и объяснить с помощью учителя словарные слова

Выполняют упражнения на зрение

2.Читают про себя.

Выполняют упражнения на улучшение осанки

3.Рассматривают иллюстрацию на пейзажном панно. Отвечают на вопросы.

Прослушивают звуки осени.

Находят и выделяют в тексте необходимую информацию.

Проговаривание словарных слов слабочитающими учениками.

К слову захолодало подобрать однокоренное слово, выразить значение суффикса «ищ» в слове»логовища»(межпредметная связь)

Обращать внимание на осанку.

Привлекать к выполнению упражнений каждого ученика, добиваться правильного выполнения.

Полные ответы. Умение высказывать свою точку зрения.

Задания даны индивидуально в конвертах .

Итог урока.

Организует деятельность учащихся направленную на подведение итогов.

-Какое произведение мы с вами сегодня читали?

-Кто автор данного произведения?

— О чем рассказывается в произведении «Сентябрь»?

— Какое настроение у вас осталось от произведения Г.Скребицкого?

Аргументированное оценивание учащихся.

Д.З. – Краткий пересказ о птицах, зверях, о природе осенью (выборочно)

Формулируют высказывания.

Отвечают на поставленные вопросы.

Подводят итог урока.

Добиваться полных ответов. Стимулировать активность на уроке слабых учеников.

Рефлексия.

Предлагает учащимся оценить урок,

красный листок –я всё понял, у меня всё получилось.

жёлтый листок – мне было сложно сегодня.

Аргументированное оценивание учащихся.

Д.З. – Краткий пересказ о птицах, зверях, о природе осенью (выборочно)

Анализируют свою деятельность.

Выбирают цвет листка.

Ученики определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме :»Г .Скребицкий.»Осень»

1.Организационный момент.      

Активизация познавательной и творческой  деятельности:

  1. Дети у нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы. И хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!
  1. Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». Какому времени года посвящена музыка? Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её?
  2. А теперь рассмотрите картину Левитана «Золотая осень» — это обобщённый образ русской осенней природы. Художник передал  и яркие краски природы, и приглушённые краски осени, посмотрите, как красивы молодые берёзки в жёлтом осеннем уборе, холодная вода, мерцающая отражением. Задушевно рисует художник уходящие вдаль лужайки и перелески, спокойные изгибы речки, отражающей голубое небо и прибрежные кусты в багрянце осени. Во всей природе – ощущение красоты и грусти наступившей осени.
  3. «Надо не только иметь глаза, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать её музыку, проникаться её тишиной,- говорил Левитан своим ученикам.

— Давайте отправимся в лес на прогулку. Посмотрите как красиво в лесу!

Полюбуйтесь пёстрыми нарядами деревьев!

Что ни шаг, то новые краски! Послушайте, как шуршит под ногами опавшая листва. Вдохните полной грудью свежий лесной воздух!

И послушайте стихотворение:

Кроет уж лист золой влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят

Любо в лесу мне гулять

Слушать, как сучья трещат

 Листья ногой загребать.

— Я прочитала моё любимое стихотворение об осени поэта Апполона Майкова.

— А с  каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Кто расскажет это стихотворение?

2. Проверка домашнего задания.

выставка рисунков к стихотворению

— Дети, какие красивые рисунки вы нарисовали к этому стихотворению! Значит, вы глубоко прочувствовали смысл и настроение этого стихотворения!

3. Физкультминутка

Игра «Дождь в лесу»

Дети становятся в круг друг за другом и «превращаются»  в «деревья в лесу».

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся.

(Дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами)

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(Дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.)

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища.)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(Дети усиливают движения пальцами)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(Дети проводят ладошками по спинам товарищей)

Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.

Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

4. Основная часть. Работа над произведением

Г. Скребицкого «Осень»

  1. Беседа о писателе:

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей

об осени.

Тема  урока:   Георгий Алексеевич Скребицкий «Осень»

Об этом замечательном  писателе нам расскажет Безруков Стефан.

Георгий  Алексеевич  Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал

 рассказы и сказки о природе.

Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе.

Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником,

 охотником, любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки.

В каждом   времени  года он умел найти что-то удивительно прекрасное.

Он написал сборник рассказов «Простофили и хитрецы», «Рассказы

охотника», «На пороге весны», «С ружьём и без ружья»,

 «Лесной прадедушка» и другие.

 В своих произведениях он рисует картины природы,  учит наблюдать за природой, видеть  и понимать её красоту.

 Вопрос перед чтением:

?  Послушайте произведение и определите его жанр и тему.

  1. Чтение учителем сказки.

Дети: — Это волшебная сказка о природе.

У: — Почему вы решили, что это волшебная сказка?

 — Как писатель называет Осень? Почему?

— Как вы думаете, могут  ли быть Художник – Зима, Художник – Весна, Художник – Лето?

— Вы правы. Вы слушали отрывок из сказки Скребицкого «Четыре художника»

— Посмотрите на картинки.

 — Послушайте начало этой сказки:

 «Сошлись как-то вместе четыре – волшебника-живописца: Зима,

 Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует?

Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко:

«Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало,

пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.

У:  — Теперь я предлагаю вам самостоятельно прочитать отрывок из сказки «Четыре художника»

о том, как работала Художник-Осень.

  1. Чтение сказки учениками.
  1. Словарная работа:

Игра «Найди соответствие»

Карточка со словами

Слово

Его толкование

Кованая

плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми и                 серебряными нитями.

Могучий

изготовленная ковкой, т.е. ударами молота.

Парча

большая высокая куча плотно уложенного сена.

Убор

небольшой округлый стог сена.

Копна

стая птиц.

Стог        

мощный, сильный.

Косяки

наряд, убранство.

Проверка работы

Работа над содержанием сказки:

У:- Найдите и прочитайте, как Осень разукрасила берёзы и клёны.  

Как вы понимаете выражение «лимонной желтизной»? Это какой цвет?

— Как Осень разукрасила  осинник?

-Найдите сравнения.   (Будто спелые яблоки, как огонь горит)

 -Как автор описывает  дуб? Как он его называет? Почему?    

(столетний дуб — могучий богатырь, старик)    

 -Как Осень обрядила старика?    

-Найдите описание лип.    

— Найдите описание сосен и елей.

— Чем занялась Осень в полях и на лугах? Расскажите     — С чем автор сравнивает стога? (Башни)

  1. Выразительное чтение сказки учащимися

(после чтения)

Давайте рассмотрим иллюстрации из книги

  -Вот какая картина получилась у Осени в лесу, на полях и на лугах

5.Итог урока:

  -Как вы думаете, ребята, картина какого художника  

понравится Солнышку?

— Прочитаем конец сказки:  

 «Так и трудятся по очереди четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса, и луга?

 Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

 А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам- живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину

в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся».

У:- Для чего же чего Скребицкий написал эту сказку?

     -Благодаря чему мы смогли оказаться  на прогулке в осеннем лесу?

Вывод:

Художники  создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку,  для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.

1 слайд

(плакат со словами И. Левитана)

2 слайд («Осенняя песня»)

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Слайд 6 (портрет А. С. Пушкина)

2-3 ученика читают наизусть стихотворение А. С. Пушкина  «Уж небо осенью дышало…»

На доске рисунки детей

здоровьесберегающая технология

Слайд 7

(портрет Г. А. Скребицкого)

компетентная технология

(выставка книг писателя)

фронтальная беседа

компетентная технология

Из книги читает ученик Калмыков Кирилл

(Слайд 8)

«Жужжащее» чтение

  1. работа в парах
  1. дифференцированная работа (для слабых учащихся карточки с толкованием слов)

Задание: прочитать слова и их значения, упражняться в чтении слов.

  1. Индивидуальная работа

В словаре найти значение слова «броня»  

работают со словарём

2 ученика  Сизова Елизавета и Шкуров  Максим

10 слайд

выборочное чтение

фронтальная беседа

Слайды 11-12

Из книги Скребицкого

читает ученик Кузнецов О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *