Слова безударных гласных: 10 слов с безударными гласными и проверочные слова к ним – Правописание безударных гласных | Орфография

Содержание

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Проверяемые без­удар­ные глас­ные — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ния грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без уда­ре­ния:

  • соло́ма
  • украше́ние
  • при́городный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой мор­фе­мы:

1. при­став­ки

  • на́дпись
  • о́тсвет
  • вы́линять

2. суф­фик­са

  • отпили́ть
  • свежо́
  • удивле́ние

3. окон­ча­ния

  • золото́й
  • трава́
  • морско́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая в том же сло­ге высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если подо­брать к нему род­ствен­ное сло­во или изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • входи́ть — вход;
  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
  • раздели́ть — разде́л;
  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • накорми́ть — нако́рмит;
  • хвали́ть — хва́лит;
  • нога́ — но́ги;
  • зализа́ть рану — ли́жет.

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • часто­та́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим уда­ре­ни­ем:

  • наколи́ бабоч­ку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми:

  • навева́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • освеще́ние — свет.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • обижа́ть малы­ша — оби́да;
  • примири́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чисто­та́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть сло­ва — пи́шет.
Предлагаем прой­ти тест на тему «Правописание без­удар­ных глас­ных в корне сло­ва».

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Скачать ста­тью: PDF

Русский язык «Безударная гласная в корне слова»

Карпушкина Елена Александровна.

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Тема:  «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова; работа по алгоритму проверки безударных гласных; создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

  • развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах;

  • развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы), распознавать слова с проверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;

  • Формировать положительную мотивацию обучения;

  • формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Проявлять интерес к изучению  нового материала.

 Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

  • Уметь находить   необходимую  информацию.

  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

  • Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

  • Соотносить учебные действия с изученным правилом.

  • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

  • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

  • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

  • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

  • Согласовывать позиции и находить общее решение.

  • Знать и уметь  применять правила проверки безударных гласных.

  • Уметь  орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.

  • Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование:  проектор, монитор,  экран, презентация, карточки для работы в группах, парах, индивидуальной работы; карточки с алгоритмом.

Тип урока: урок решения частных задач.

Методы  урока: словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Форма работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, групповая и парная работа.

 — Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. (Э-2)

«Дима написал своему другу Коле сообщение: «Приходи сегодня вечером с мечом на спортплощадку, поиграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков, но поиграть им не удалось. Поссорились мальчишки. Почему так получилось, мы сегодня разберёмся. Попробуем помирить друзей? (Да)

3. Актуализация знаний.

Поиск решения проблем.

Формулировка выводов.

— Посмотрите на слова, записанные в столбик на доске. Какая орфограмма пропущена?)

Форма слова Родственное слово

Зв…зда — …………., (какая?) …………;

з…ма —  …………, (какой?) ……………;                      

с…ды – ……………., (что сделает?)………….;

п…тно – ……………, (что?) ………………….;

ст…лбы — ……………., (что?) ……………. .

(Пропущена безударная гласная в корне слова)

— Мы продолжаем работать по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова». (Э-3)

— Во время нашего урока мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока, правильно выполнить задания и оценить свою работу. Вспомним то, что мы уже знаем. В этом нам помогут 4 вопроса: что? где? как? чем? (Д – таблица)

1 секрет:

— Ответим на первый вопрос: Исходя их темы урока

Что надо проверять? Безударные гласные  (Д)

— Сколько гласных букв в русском языке? (10)

— На предыдущем уроке мы составили план работы с безударной гласной. Вспомним этапы алгоритма… (Д)

Работа в парах. Задания на карточках.

— На ваших столах лежат карточки. Поработайте в паре. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные гласные.

— Какие шаги алгоритма уже выполнены? (4 и 5). Выполните пропущенные этапы алгоритма.

— К…рмить (корм), с…ды (сад), п…шок (пух), п…ро (перья), р…бак (рыба), скр…пит (скрип), …таж (?), м…сной (мясо), л…бовь (любит).

(о, а, у, е, ы, и, э, я, ю,ё — магниты–буквы)

— С какой гласной слова не встретили? Почему? (ё – всегда в ударной позиции) (Д)

— Какое слово лишнее? В каком слове безударную гласную проверить не удалось? (ЭТАЖ – это словарное слово)

— Где можно узнать правильное написание (В орфографическом словаре)

— Попробуем проверить безударную гласную э в словах эколог, экзамен, экран, энциклопедия.

(Вывод: Правописание слов с буквой э нужно запомнить или проверять по словарю) (Д)

— Правописание каких безударных гласных не требует проверки? У, Ы, Ю (Д)

— В каких словах правописание безударные гласные нужно было проверять? О, А, Е, И, Я (Д – таблица)

— В чём особенность этих букв (Пишутся не так, как слышатся)

На доске: ё – всегда ударная, э – проверять по словарю, у,ы, ю – не требуют проверки, о, а, е, и, я – нудно проверять

Вывод 1: Безударных гласных пять (Э-4)

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я!

4. Чистописание.

— Чтобы их запомнить – запишем на строке. Смотрим на экран, повторяем написание строчных букв в воздухе, записываем в тетрадь по два раза каждую букву. Буква о – с верхним и нижним соединением. и, а, о, е, я. (Э – 5 – 9, Д)

— Что можете сказать про эти буквы? (Гласные, могут быть ударными и безударными)

— На какие две группы можно разделить данные гласные? (Смягчают и не смягчают согласные в слоге слияния. Йотированные и не йотированные гласные)

5. Актуализация знаний.

Поиск решения проблем.

Формулировка выводов.

2 секрет:

— Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова. (Д– таблица)

— Что такое корень слова? (Корень – главная, основная, значимая часть слова, в которой заключён смыл, общее значение всех однокоренных, родственных слов)

— Что нужно сделать, чтобы найти корень слова? (Подобрать однокоренные слова – одинаковый корень, близкие по значению)

Работа в группах (Д)

— Обозначьте корень. Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

1. Нос, выносит, носик, носовой, носище. – Корень одинаковый, но другое значение

2. Соринка, сорняк, сорвал, насорил, мусор. — Другой корень

(Сор – мелкий мусор, сорняк – сорное растение, заглушает культурные, его пропалывают, выдёргивают)

3. Косичка, косить, покос, искоса, коса. – Корень одинаковый, но другое значение Многозначное слово — коса, три группы слов

(Косить – срезать косой; косить глазами — болезнь глаз – неодинаковое расположение зрачков. Покос – время косить траву. Искоса – не прямо скосив глаза)

Проверка: назвать однокоренные слова и определить в них корень. (Э – 10)

Вывод: чтобы определить корень слова, нужно подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть. (Э -11)

6. Физминутка.

— Гимнастика для глаз (Э – 12, 13, 14)

Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.

Выполняем приседания,
Это трудное задание.
Тренируем мышцы ног,
Сколько раз присел ты друг?

Дружно прыгаем, прыг-скок
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку 
вдох и выдох, вдох и выдох.
Всё теперь у нас в порядке,
Возвращаемся к тетрадкам.

7. Работа с алгоритмом.

 

3 секрет

— Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать  однокоренное слово с ударным звуком в корне. (Д– таблица))

— Какие способы проверки вы знаете? (Форма слова, родственное слово) (Д)— А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной, которым мы пользуемся в работе.

— У каждого лист с этапами алгоритма. Пронумеруйте шаги и проверьте свою память, внимание и умение логически мыслить.

АЛГОРИТМ

написания безударной гласной в корне слова

1.  Прочитай слово.

2.  Поставь ударение.

3.  Выдели корень.

4.  Определи безударную гласную.

5.  Подбери проверочное слово.

6. Обозначь орфограмму.

Проверка и оценка. (Э – 15)

— Проверьте правильность составления алгоритма. Оцените работу.

8. Актуализация знаний.

Поиск решения проблем.

Формулировка выводов.

Запись в тетрадях с последующей проверкой. (Д) 1 ученик у доски – 1 строчка

Форма слова Родственное слово

Звезда — звёзды, (какая?) звёздная;

зима —  зимы, (какой?) зимний;                      

сады – сад, (что сделает?) посадит;

пятно – пятна, (что?) пятнышко;

столбы, столб, (что?) столбик.

Проверка на доске, 4 учеников.

Оценка по шкале алгоритма.

Вывод: Подбираем однокоренное слово с ударным звуком: • форма слова, • родственные слова (Э — 16)

4 секрет

— Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением. (Д– таблица))

— Вспомните стихотворение на это правило:

(Э — 17)

Вывод: Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

9. Самостоятельная работа с взаимо и самопроверкой.

— Используя алгоритм, выполним упражнение.

На доске: (4 ученика – за доской) (Д)

Слезал (лез) с крыши, слизал (лижет) сметану,

бачок (бак) для мусора, лечь на бочок (бок).

— Проведем взаимопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах)

Проверка и оценка по шкале алгоритма

— Кто не допустил ни одной ошибки?

— У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?                

10. Повторение и закрепление.

Резерв! Д\з

— Ребята из 1-б класса принесли для вас задание. Проверьте написанное, найдите и исправьте ошибки. Работа по карточкам. (Э — 18)

 Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису,

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

— «Лишняя» ошибка здесь есть? (Сочетание –ча-)

— В каких словах были допущены ошибки. Докажите. (Э — 19)

Оцените свою работу.                     

11. Подведение итогов.

А теперь давайте вспомним историю про друзей. Прочитайте, что написал Дима Коле: «Приходи сегодня вечером с мечом на спортивную площадку, поиграем». (Э — 20)

Почему ребятам не удалось поиграть? (Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол)

— Сможете помирить друзей?

— Какое правило не знал или не смог применить автор записки? (Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Чтобы помирить друзей, вернёмся к нашим вопросам: ЧТО?  ГДЕ?  КАК?  ЧЕМ? проверять (Д)

— Коля совсем не знает эту орфограмму? (Знает, в других словах с безударной гласной у него нет ошибок – приходи, вечером, спортивную, площадку) Он не подумал над значением слова.

— Какой совет можем дать мальчику? ( Ему надо развивать свою орфографическую зоркость — умение замечать орфограммы, а потом правильно их писать, пользуясь правилами или словарём)

— Есть такое выражение «Смотри в корень». (Э — 21) Как вы понимаете его смысл?

(Вникать в суть дела, обращать внимание на самое главное, стремиться предвидеть результат)

— У Антуана де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» есть такие слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». 
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные  места»  не только на уроке, но и в жизни! 

12. Рефлексия.

Используется метод: « Незаконченного предложения» (Э – 22)

« Мне на уроке удалось…..» « Мне бы хотелось похвалить……..», « Самым интересным на уроке было…»

АЛГОРИТМ

написания безударной гласной

в корне слова

АЛГОРИТМ

написания безударной гласной

в корне слова

АЛГОРИТМ

написания безударной гласной

в корне слова

Подбери проверочное слово.

Подбери проверочное слово.

Подбери проверочное слово.

Поставь ударение.

Поставь ударение.

Поставь ударение.

Прочитай слово.

Прочитай слово.

Прочитай слово.

Обозначь орфограмму.

Обозначь орфограмму.

Обозначь орфограмму.

Определи безударную гласную.

Определи безударную гласную.

Определи безударную гласную.

Выдели корень.

Выдели корень.

Выдели корень.

АЛГОРИТМ

написания безударной гласной

в корне слова

АЛГОРИТМ

написания безударной гласной

в корне слова

АЛГОРИТМ

написания безударной гласной

в корне слова

1

Прочитай слово.

1

Прочитай слово.

1

Прочитай слово.

2

Поставь ударение.

2

Поставь ударение.

2

Поставь ударение.

3

Выдели корень.

3

Выдели корень.

3

Выдели корень.

4

Определи безударную гласную.

4

Определи безударную гласную.

4

Определи безударную гласную.

5

Подбери проверочное слово.

5

Подбери проверочное слово.

5

Подбери проверочное слово.

6

Обозначь орфограмму.

6

Обозначь орфограмму.

6

Обозначь орфограмму.

Найдите лишнее слово, обозначьте корень, объясните свой выбор.

1. Нос, выносит, носик, носовой, носище.

Найдите лишнее слово, обозначьте корень, объясните свой выбор.

2. Соринка, сорняк, сорвал, насорил, мусор.

Найдите лишние слова, обозначьте корень, объясните свой выбор.

3. Косичка, косить, покос, искоса, коса.

ФОРМА СЛОВА РОДСТВЕННОЕ СЛОВО

КАКАЯ? КАКОЙ? ЧТО? ЧТО?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

ВСЕГДА УДАРНАЯ

ПРОВЕРЯТЬ ПО СЛОВАРЮ

НЕ ТРЕБУЕТ ПРОВЕРКИ

УДАРЕНИЕМ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВА

ПОДБИРАЕМ ПРОВЕЧНОЕ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

↓ ↓

одинаковый корень близкие по значению

Прочитайте слова. Выделите корни. Вставьте пропущенные буквы.

К…рмить (корм), с…ды (сад), п…шок (пух), п…ро (перья), р…бак (рыба), скр…пит (скрип), …таж (?), м…сной (мясо), л…бовь (любит).

Прочитайте слова. Выделите корни. Вставьте пропущенные буквы.

К…рмить (корм), с…ды (сад), п…шок (пух), п…ро (перья), р…бак (рыба), скр…пит (скрип), …таж (?), м…сной (мясо), л…бовь (любит).

Прочитайте слова. Выделите корни. Вставьте пропущенные буквы.

К…рмить (корм), с…ды (сад), п…шок (пух), п…ро (перья), р…бак (рыба), скр…пит (скрип), …таж (?), м…сной (мясо), л…бовь (любит).

Прочитайте слова. Выделите корни. Вставьте пропущенные буквы.

К…рмить (корм), с…ды (сад), п…шок (пух), п…ро (перья), р…бак (рыба), скр…пит (скрип), …таж (?), м…сной (мясо), л…бовь (любит).

Прочитайте слова. Выделите корни. Вставьте пропущенные буквы. К…рмить (корм), с…ды (сад), п…шок (пух), п…ро (перья), р…бак (рыба), скр…пит (скрип), …таж (?), м…сной (мясо), л…бовь (любит).

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

Найдите и исправьте ошибки

Всю ночь кречал савёнок

В тоинственном лису.

А за акошком клёны

Кочялись на витру.

hello_html_m16dc7500.gif

Маша лучше всех зап…вала  песни.

Маша зап…вала лекарство соком.

Мама простыни ст_рала 
И на речке пол_скала. 
К дочке кошка подб_жала, 
Дочка кошку пол_скала. 
Гири брат мой поднимает, 
Свою силу разв_вает. 
А на крыше мой флажок 
Разв_вает ветерок. 

Маша лучше всех зап…вала  песни.

Маша зап…вала лекарство соком.

Мама простыни ст_рала 
И на речке пол_скала. 
К дочке кошка подб_жала, 
Дочка кошку пол_скала. 
Гири брат мой поднимает, 
Свою силу разв_вает. 
А на крыше мой флажок 
Разв_вает ветерок. 

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье. 
Бабушка давно пос_дела (с_д). 
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски. 
Не сп_ши (сп_шка) домой. 
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь. 
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель. 

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье. 
Бабушка давно пос_дела (с_д). 
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски. 
Не сп_ши (сп_шка) домой. 
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь. 
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель. 

Лес, лестница, лесник, лесок, лесной.

Больной, больница, большой, болит, болезнь.

Гора, горный, гореть, пригорок, горка.

Вода, подводник, водный, водитель, водичка.

Лес, лестница, лесник, лесок, лесной.

Больной, больница, большой, болит, болезнь.

Гора, горный, гореть, пригорок, горка.

Вода, подводник, водный, водитель, водичка.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Правописание безударных гласных в корне слова

Этапы

Ход

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнём же урок, не будем зря время терять.

— Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием побудут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Приветствие гостей.

3.Чистописание.

— Откройте тетради, запишите число – сегодня:

— Повторим написание строчных букв: а, о, и, е, я.

— Что можете сказать про эти буквы?

4. Введение в тему через проблемную ситуацию.

 — Ребята, я хочу вам рассказать одну историю.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом на спортплощадку, поиграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Что значит: гласная без ударения? Под ударением?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

«Правописание безударной гласной в корне слова».

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

— Я вам предлагаю  ответить на вопросы:

ЧТО?  ГДЕ?  КАК?  ЧЕМ?

5. Актуализация знаний.

— Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

— Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные  А, О, И, Е, Я.

— Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова.

— Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать  слово с ударным звуком в корне.

— Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением.

— Вспомните стихотворение на это правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

6. Работа по теме урока.

Составление алгоритма.

 

— А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Итак, вот  слово ВОДА.

— Что сделаем первым? (Прочитаем слово)

— Затем поставим ударение.

— Выделим корень

— Определим безударную гласную.

— Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

1.  Прочитай слово.

2.  Поставь ударение.

3.  Выдели корень.

4.  Определи безударную гласную.

5.  Подбери проверочное слово.

Закрепление.

— Используя алгоритм, выполним упражнение.

На доске:

Один – много            много – один        однокоренное слово        

Звезда —                      шары —                    лесной —                      

Река —                         глаза–                      шагать —

Гроза —                       грибы —                    морской —

Зима —                         следы —                   кричать —  

— На какие 3 группы разделены слова?

— Назовите способы подбора проверочных слов, которыми вы пользовались.

                     

Физминутка.

Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.

Выполняем приседания,
Это трудное задание.
Тренируем мышцы ног,
Сколько раз присел ты друг?

Дружно прыгаем, прыг-скок
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку
вдох и выдох, вдох и выдох.
Всё теперь у нас в порядке,
Возвращаемся к тетрадкам.

Работа в парах.

Работа по карточкам.

Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.

Выб…гать —       зал…вать —        …кно —         т…жёлый —    н…га —     пч…ла —  

                         

Работа с предложением.

— А сейчас я предлагаю вам прочитать предложение. В нём есть слово, у которого пропущена буква. Я хочу, чтобы вы вставили  эту букву, но будьте внимательны, чтобы не получилось так, как у мальчиков, и ваш сосед по парте вас правильно понял.

1) Маша лучше всех зап…вала  песни.

   Маша зап…вала лекарство соком.

2) Витя сл…зал с горы.

    Витя сл…зал сладкую пенку.

— Обменяйтесь предложениями. Проверьте друг у друга.

— Как вы считаете, верно ли ваш сосед определил пропущенную букву в слове?

— Проверьте написанное, исправьте ошибки.

 

Всю ночь кречал совёнок

В тоинственном лису,

И за окошком клёны

Качялись на витру.

— «Лишняя» ошибка здесь есть? (ча-ща)

Учебная ситуация

— Предлагаю побыть вам врачами и написать рецепт для больного.

— Какая трудность возникла?

— Какой вывод сделаем?

7. Подведение итогов.

— Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

— Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

— Кто хочет ответить?

8. Рефлексия.

Используется метод: « Незаконченного предложения»

« На уроке я узнал ….»

« Мне на уроке удалось…..»

« Мне бы хотелось похвалить……..»

« Самым интересным на уроке было…»

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2-й класс

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
 (Два способа. Мы можем изменить форму числа  так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
 (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного  животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

 (На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на,  гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
 (Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти  повсюду. На Руси  яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще  однокоренные слова можно  подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень  в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный            в…дяной              с…ленный            з…болеть
зверский                подводный           засол                     боль
зверствовать         водный                  соль                      больно
зверь

Зв…нок                сн…говик              з…мовье             л…сок
звон                      снежный                зимний               лес
                              подснежник          зимушка              перелесок
                              снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят  л…сные  зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете  таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

  о а и е я
1         .
2 .        
3 .        
4       .  
5       .  
6       .  
7     .    
8   .      
9 .        

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русск

Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс

Цель урока:

  1. Учить проверять написание безударных гласных в корне слова способами:
    а) изменением формы слова;
    б) подбором однокоренных слов.
  2. Развивать память, приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
  3. Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Оборудование: интерактивная доска, прибор ДОКУМЕНТ-КАМЕРА, диск с музыкой П.И. Чайковского «Времена года», картинки с изображением вороны, сороки, воробья, скворца; карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока:

Сегодня продолжим учиться писать слова с безударной гласной в корне слова. Урок посвятим птицам и весне. Начинаем работу со словарно-орфографической пятиминутки.

III. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

Запишите отгадки к загадкам, поставьте ударение, выделите орфограмму. (Текст загадок и картинок-отгадок на интерактивной доске)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловата,
Известная персона –
Зовут её … (Ворона)
       
  Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплые края я не летаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый …. (Воробей)
 
  На шесте – дворец.
Во дворце – певец.
Кто это? (Скворец)

Проверяем. На какую орфограмму все эти слова? ( На безударные гласные в корне слова)

– Какой безударный гласный во всех словах? (о)

– Какое слово лишнее? Почему? (Скворец, безударную гласную можно проверить)

– Подберите проверочное слово. (Скворушка)

– Скворец и скворушка – это, какие слова? (Однокоренные, родственные)

– Какие слова называем однокоренными?

– А сейчас, проверим , как вы научились определять однокоренные слова.

Игра «Будь внимателен». У вас у каждого есть карточки со словами. Найдите лишнее слово и подчеркните его. 

  1. Белка, беленький, белить.
  2. Водяной, вода, водить.
  3. Лист, лиса, лисенок.
  4. Лось, лоскут, лосенок.
  5. Горный, горка, городок.
  6. Пёс, песочный, песок.
  7. Моряки, морской, моржи.
  8. Корень, корневой, коржи.

– Проверка (у учителя карточки с подчеркнутыми словами)

белка
беленький

белить
водяной
вода
водить
лист
лиса
лисёнок
лось
лоскут
лосенок
горный
горка
городок
 
пёс
песочный
песок
моряки
морской
моржи
корень
корневой
коржи

IV. Работа над безударными гласными в корне слова. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.

Продолжим разговор о птицах. Скажите, чем покрыто тело птиц? (Перьями)

– Как ещё называют птиц? (Пернатые)

– Прочитайте следующую группу слов:

Перо, пернатые, первый, оперение.

Можем ли утверждать, что все эти слова однокоренные? (Нет)

– Какое слово лишнее? Почему? (Слово первый другого значения) (слово стереть)

– Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение.

– Проверяем. Падает ли ударение на гласную в корне слова? (Нет)

– Значит, какие гласные в корне? (Безударные)

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)

– Подберите проверочное слово к записанным словам. (Перья)

– Для какого слова это слово будет формой слова? (Перо)

Сделаем вывод (по ходу работы на доске составляется схема-алгоритм)

Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)

– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)

– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

Пока отдыхали, к нам прилетела СОРОКА.

– Послушайте задание, которое приготовила для нас сорока (магнитофонная запись):

– Здравствуйте, ребята!
Я сорока-белобока
По белу свету полетала,
Слов немало нахватала,
А пока хвостом виляла,
Буквы где-то растеряла.
Вы слова скорей возьмите,
Да и правильно их напишите.

 (Слова – карточки на хвосте сороки)

– Ну, что ж, берем слова, которые на хвосте сороки, смотрим, какие буквы растеряла сорока и доказываем правильность их написания. Записываем с проверочными словами.

Н_сут, гр_чи, к_рмушка, кр_чит.

Сорока принесла карточки для каждого из вас. Они у вас на столах. Будем работать в парах.

Работа в парах. 

Карточка 1 варианта Карточка 2 варианта
передняя сторона карточки задняя сторона карточки передняя сторона карточки задняя сторона карточки
 д.ньки
с.сна
п.щит
н.чует
с.довый
пт.нец
л.тит
тр.ва  







 ч.рвяк
цв.тёт
п.ёт
з.лёный
з.рно
д.мишко
гн.здо
св.стеть
 






  1. Дети поворачиваются друг к другу.
  2. Дети 1варианта берут свою карточку со словами, показывают оборотную сторону карточки соседу, вставляют в отверстие, где пропущена буква, ручку и устно объясняют, какая пропущена безударная гласная.
  3. Дети 2 варианта проверяют правильность ответа по гласным на оборотной стороне карточки.

Самостоятельная работа.

Встаньте те, кто допустил ошибки. Будем работать сейчас самостоятельно следующим образом:

I. У кого ошибки – индивидуальные карточки:

Индивидуальная карточка
Вставь пропущенные буквы, выдели корень.
  • Бег – б…гуны, б…гущий.
  • Варит – в…ренье, в…рёный.
  • Море – м…ряк, м…рской.
  • Волны – в…лнушки, в…лнистый
  • Мир – м…рить, м…риться.

II. Остальные – стр. 77, №32. (2 часть учебника)

Проверка №32 (берется одна тетрадь на проверку по ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ) 

VI. Повторение пройденного материала.

Много сегодня говорили о птицах. Составим из слов предложение:

В, р…дные, птицы, сп…шат, кр…я.

Запишите предложение.

– Объясните правописание пропущенных букв.

– Подчеркните главные члены предложения.

Проверка.

Прочитайте словосочетания на доске:

  • Ранняя в…сна
  • Теплые д…ньки
  • Быстро б…гут
  • Звонко п…ют
  • Следы зв…риные
  • Песни сол…вьиные

Постарайтесь запомнить слова с пропущенными буквами за 1 минуту. (вторые слова закрываются)

– Ориентируясь на первое слово, напишите второе слово каждого словосочетания.

– Проверяем, какие слова записали. Объясните правописание пропущенных букв.

VII. Творческая работа.

Говоря о каком времени года, мы можем употребить данные словосочетания. (О весне) Придумайте и запишите свои предложения о весне. Можно использовать данные словосочетания.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

VIII. Итог урока.

Чему учились на уроке? (писать слова с безударными гласными)

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)

IX. Д/з:

стр. 79 №34

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *