Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня мне пришло письмо от девочки Кати. Она обиделась на свою учительницу. Кате надо было правильно написать несколько слов с безударными гласными и проверить их. Она так старалась, но получить хорошую отметку ей так и не удалось. Вот, посмотрите на её работу:
Как вы думаете, друзья мои, всё ли здесь в порядке? Неужели и вы думаете, что учительница не права и просто придирается к Кате?
Ну что же, давайте разбираться.
Начнём с того, что выделим в словах корни. Находим общую часть в первой паре слов. Ребята, посмотрите, в корне не один, а два слога. Теперь поставим ударение в слове
Следующее слово сторожить. Корень – сторож-. В слове сторожить ударение на последнем слоге . В корне – два слога, то есть два гласных, и оба безударные. Проверить надо каждый. Первый гласный проверили словом сторож, а второй проверим словом сторожка. Это такой домик для сторожа.
Как видите, и во втором слоге слов сторожить и сторож надо писать букву О.
Следующее слово – зеленеть. Корень -зелен-. В слове зеленеть ударение на третьем слоге. В корне – два безударных гласных. Первый проверили словом зелень, а ко второму проверочным будет слово зелёный. Здесь есть чередование Е-Ё. Значит, во втором слоге корня в словах зеленеть и зелень пишем букву Е.
Слово деревянный. Корень дерев-. Ударный – третий слог. В корне два безударных гласных. Первый проверили словом дерево. Для проверки второго гласного изменим его: деревья. В корне пишутся две буквы Е.
Ну, вот мы и проверили работу, которую выполняла Катя. Я думаю, она теперь поняла, что в русском языке есть слова, в которых не один, а два
Сторона и полоса,
Голова и голоса,
Колосок и волосок,
Борода и молоток.
Сторожить и зеленеть,
Говорить и хорошеть.
Молодой и дорогой,
Хлопотливый, золотой.
Это я просто решил несколько таких слов зарифмовать. На самом деле слов с двумя безударными гласными в корне гораздо больше. И для того, чтобы писать их без ошибок, надо уметь распознать такие слова, то есть выделить в них корень. Если в корне слова два безударных гласных, к каждому из них надо подобрать проверочное слово.
А давайте попробуем проверить ещё два слова – ветерок и бережок.
Та-ак, в слове ветерок третий слог ударный. Безударные гласные в первом и втором слогах. Первый гласный проверяем словом ветер и пишем букву Е. А второй гласный э-э-э… м-м-м… не могу я найти проверочного слова ко второму гласному. Видимо, слово
ветер словарное и проверить написание второго гласного надо в орфографическом словаре, ну и, конечно, запомнить. Ну вот, во втором слоге тоже надо писать букву Е. Ве-те-рок, ве-тер.Перейдём к слову бережок. Ставим ударение: бережок. И в этом слове ударение на третьем слоге, а первый и второй безударные. Проверяем первый гласный словом берег. А второй слог.
Да, и вновь, кажется, берег – это словарное слово, которое я проверю по орфографическому словарю.
В словах бережок и берег и в первом, и во втором слоге пишется буква Е. Хотя… стоп-стоп. Есть проверочное слово ко второму гласному! Это слово
А вы знаете, друзья мои, что в русском языке есть очень много таких слов, у которых есть слова-дублёры. Что это за слова такие? Сейчас расскажу.
В одном из стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева есть такие строчки:
«Хладен, светел,
День проснулся…»
Или, например, строчка из стихотворения Василия Андреевича Жуковского:
«Ты видел ли замок на бреге морском?».
Некоторые слова непривычно звучат? Конечно, сейчас вряд ли кто-то скажет «хладный». Наши современники сказали бы «холодный». А вместо слова
брег мы говорим «берег».Такие слова, как хладный, брег и многие другие – это старославянские слова. А слова холодный, берег – исконно русские.
Сейчас я предлагаю вам прочитать несколько русских слов и эти же слова на старославянском языке и сравнить их.
город – град колос – клас берег – брег
борода – брада голос – глас серебро – сребро
ворота – врата голова – глава середина – среда
король – краль волосы – власы дерево – древо
хоромы – храм молоко – млеко
Обратите внимание на то, что в словах первого столбика, русских словах, есть сочетание -оро-, а в словах-дублёрах, старославянских, вместо -оро- – сочетание -ра-
Во втором столбике – сочетания -оло- и -ла- или -ле-.
В третьем столбике – сочетания -ере- и -ре-.
Большинство старославянских слов в современном русском языке не употребляются. Ну, кто же сейчас скажет: «Ах, какого цвета власы на твоей главе!»? А вот в стихах поэтов, которые жили в девятнадцатом веке – Тютчева, Жуковского, Пушкина и других – старославянские слова мы можем встретить довольно часто.
Хотя и в речи наших современников используются некоторые старославянские слова. Вот, например, русское слово короткий и старославянское краткий на равных употребляются и в наше время. Только смысловые оттенки этих слов немного отличаются.
Мы, например, говорим: «короткий рассказ» и «краткий пересказ».
Или, допустим, слова страж и сторож. Страж порядка, ночной сторож.
А вот русское слово ворог сейчас не употребляется. Мы используем старославянское слово враг. Как и слова шлем, а не шелом, плен,
а не полон. Так что не все старославянские слова ушли из нашего языка.Ну, вот и подходит к концу наш урок сегодня. Что же вам надо запомнить?
К словам с двумя безударными гласными в корне надо подобрать два проверочных слова.
Часто в словах с двумя безударными гласными в корне встречаются сочетания -оро-, -оло-, -ере-.
И, конечно, не забудьте написание словарных слов вЕтЕр и бЕрЕг с двумя гласными Е в корне.
А я прощаюсь с вами сегодня. До новых встреч!
videouroki.net
Слова с двумя безударными гласными в корне. 3-й класс
Тема:
Слова с двумя безударными гласными в корне.
Цели урока:
- научить проверять слова с двумя безударными гласными в корне;
- развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;
- развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе родного края;
- учить оценивать собственную деятельность.
Оборудование:
- Т.Г. Рамзаева “Русский язык”. Учебник для 3 класса. Часть 2.
- Сигнальные карточки с гласными: о,а, и, е, я.
- Конверты с цветными кружками.
- Карточки с текстом.
- Заготовленные странички для StarBoard.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– А чем ты не доволен, что тебя огорчило?
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.
Настроимся на работу.
Я буду работать старательно.
Слушать я буду внимательно.
У меня всё должно получиться,
Потому что я люблю учиться!
– Удачи всем!
II. Словарная работа
.– Отгадайте, с каким словом сегодня будем работать.
Хлебный злак, из зёрен которого изготавливается мука. Идущая на выпечку белого хлеба и других хлебных изделий.
Пшеница (объясняют правописание слова, записывают его в тетрадях, учитель – на доске)
– Обратимся к выписке из этимологического словаря (1 стр. StarBoard.)
Пшеница – общеслав. Образовано с помощью суффикса –ица– от пышено – “пшено” (см.)
Пшено – общеслав. от пьхати – “толочь, пихать”.Буквально значит “толчёное”.
Хотя речь идёт о разных растениях (открываются картинки: пшеница и просо)
– Подберите однокоренные слова к слову пшеница.
– Что нужно помнить о написании однокоренных слов?
Запись:
пшеница пшеничка пшеничный
(Ставим знак ударения, выделяем корень, подчёркиваем безударную е)
– С какими именами прилагательными может употребляться слово пшеница?
(Озимая, яровая, золотая, густая…)
– Устно составьте предложение.
(Крестьяне собрали хороший урожай озимой пшеницы.)
III. Определение темы урока
На доске написаны слова
пог…стиь хв…лить п…дружка т…жёлый
– Какое слово лишнее?
(Лишнее слово “подружка”, потому что в нём безударная гласная в приставке, а в остальных словах – в корне)
– Работаем с сигнальными карточками. Покажите и объясните, какие безударные гласные пропущены.
по…вилась к…р…шок уд…вительный зап…х
(Лишнее слово “корешок”, потому что в нём две безударные гласные)
– Какая тема урока?
Слова с двумя безударными гласными. (2 стр. StarBoard.)
IV. Правило проверки слов с безударными гласными в корне
– Давайте проверим, в какой части слова безударные в слове “корешок”.
Выпишем его с “окошками” и разберём по составу. Вызванный ученик выполняет разбор у доски.
к…р…шок
– Как проверить слова с безударными гласными в корне слова?
Подберите и запишите проверочные слова.(Учащиеся работают самостоятельно).
– Кто справился с заданием?
– У кого возникли затруднения?
– В чём затруднения? Разберёмся вместе.
Вывод. Для проверки слов с двумя безударными гласными надо подобрать два проверочных слова.
– Прочтём правило в учебнике на стр. 115.
V. Первичное закрепление.
Работа у доски.
Вставить в слова пропущенные, доказав их написание.
З…л…неет –
ст…б…лёк –
м…л…дой –
V. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
Раз, два.
И на месте зашагали.
Раз, два. Раз, два.
На носочках потянулись.
Раз, два. Раз, два.
А теперь назад прогнулись.
Раз, два. Раз, два.
Как пружинки мы присели.
Раз, два. Раз, два.
И тихонькоразом сели.
Раз, два. Раз, два.
VI. Закрепление
Работа по картине.
– Изображение какой картины видите на экране? (3 стр. StarBoard.)
Кто её автор?
(На экране изображение картины И. И. Шишкина “Рожь”)
– Почему картина так называется?
– Что особенно привлекло ваше внимание на картине?
– Какие стихи хочется прочитать, когда смотришь на это произведение искусств?
Ой ты, поле моё, полюшко,
Ты раздолье, поле чистое!
По тебе шумит-волнуется,
Словно море, рожь зернистая.
VII. Самостоятельная работа
– Прочтите текст к этой картине.
(У учащихся на столах карточки).
Д…л…ко – д…л…ко, сколько хв…тает взгляда, раскинулась з…л…тая рожь. Ст…ят среди равнины высокие старые сосны.
И от этого ещё шире раздолье хлебного поля. Лазурны н…б…са. Ярко светит солнце. Тёплый в…т…рок колышет к…л…ски. Исч…зает во ржи, з…вёт за собой д…рога.
Ширь необъятная!
– Вставьте пропущенные буквы.
VIII. Cамопроверка по эталону.
(4 стр. StarBoard.)
– Кто выполнил работу без ошибок?
– У кого были ошибки? Почему?
– Прочитайте слова с одной безударной гласной в корне, объясните написание.
– С двумя безударными.
– В каком слове вторая безударная гласная непроверяемая?
IX. Письмо по памяти
– Как вы думаете, только ли о солнечном летнем дне хотел рассказать И. И. Шишкин зрителям?
(Он хотел, чтобы люди чувствовали, как велика, богата и ласкова родная земля – Родина)
Мы с вами учили наизусть стихотворение, которое очень хорошо выражает эту мысль.
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор! Н. А. Некрасов
– В каких словах этого текста есть безударная гласная в корне, которую можно проверить?
– В каком слове таких букв две?
– Запишите стихотворение по памяти.
X. Взаимопроверка.
– Кто поставил 5 и 4?
– Приятно ли было ставить хорошие оценки своим товарищам?
XI. Рефлексия.
– Чему учились на уроке?
– Что было трудно?
– Почему?
– Что нужно сделать, чтобы преодолеть трудности?
– Оцените свою работу на “лесенке успеха”. (5 стр. StarBoard.)
Оранжевый кружок. – Работой своей доволен. Всё получилось.
Зелёный кружок. – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
Жёлтый кружок. – Был пассивен. Было очень трудно.
Синий кружок. – Работой своей недоволен. Осталось много вопросов.
– Кого можно похвалить? Кто помогал?
Всем спасибо за урок!
Литература:
Тикунова Л. И., Корепова М. Н. Пишем сочинение по картинам русских художников: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет – М.: Росткнига, 2008, – 80 с.: ил – (юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать).
urok.1sept.ru
Урок 79. СЛОВА С ДВУМЯ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ | Поурочные планы по русскому языку 3 класс
Урок 79. СЛОВА С ДВУМЯ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
24.07.2013 16359 0Цель: помочь понять, в чем своеобразие проверки слов с двумя безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения о ели и сосне. Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сладкий, сосна, отлетел.
– Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Мы будем писать букву л. В корне —лет— глагола отлетел она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [л’].)
Ллдое Ллдое …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л сочетаются с буквами, которые являются орфограммами данных слов: сладкий – сладок, соснб – сусны, отлетйл – полёт.)
IV. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне (наблюдение).
1. На доске записаны столбиком слова:
холода
сторона
– Прочитайте вслух написанные слова, поставьте в них ударение.
холодб
сторонб
– Выделите в данных словах корень.
– Подчеркните безударные гласные в корне слова.
– Сколько безударных гласных в корне каждого слова? (В корне каждого слова две безударные гласные.)
– Проверьте первую безударную гласную в слове холода. (Хулод.)
– Проверьте вторую безударную гласную в этом слове. (Холудный.)
Учитель пишет на доске:
– Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слово с двумя безударными гласными? (Два проверочных слова.)
– Подберите два проверочных слова к безударным гласным в корне слова сторона.
– Сделайте вывод из нашего рассуждения на примере слова колосок. (Чтобы проверить слово с двумя безударными гласными, надо подобрать два проверочных слова. Безударную гласную о в слове колосок можно проверить с помощью слова колос, а вторую гласную о с помощью слова колосья.)
2. Знакомство с правилом на с. 115.
– Внимательно посмотрите на доску.
Если я назову слово с одной безударной гласной в корне, вы делаете поворот направо, руки в стороны. Если я назову слово с двумя безударными гласными в корне, вы делаете поворот налево, руки на талии. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с двумя безударными гласными в корне я назвала.
На доске запись: сорняк, голова, спасает, борода, колючки, горб, волосок, волчата, тропа, голоса, плита, море, сторона, холода, колосок.
V. Закрепление нового материала.
1. Проверка слов с двумя безударными гласными. (Упр. 270, 271.)
2. На доске записаны слова:
Заг..в..рить, д..ска, п..нал, в..ч..реть, д..карь, м..лина, г..в..рливый, гр..ница, х..л..деть, в..лнение, завтр..к, х..х..тать, г..род, св..рить.
– Прочитайте, распределите слова в три группы. Напишите каждую группу в отдельный столбик. Подчеркните орфограммы.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?
Домашнее задание. Упражнение 273.
tak-to-ent.net
Конспект урока русского языка по теме «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне». 3 класс
Конспект урока русского языка по теме « Правописание слов с двумя безударными гласными в корне».3 класс.
Выполнила: Рева Зинаида Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94», г. Ростов-на-Дону.
Тема урока: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»
Цель: научиться подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.
Задачи:
образовательные: формировать умение находить слова с безударными гласными в корне, подбирать к ним проверочные слова двумя способами (с помощью изменения формы слова и подбора однокоренных слов)
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, внимания , мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля
воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, часть1, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; (УМК «Школа России»), электронное приложение к учебнику, компьютер, интерактивная доска, смайлики; карточка алгоритма .
Ход урока
1. Организационный момент
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
2.Актуализация знаний
-Мы сегодня продолжаем открывать секреты русского языка. Прочитайте слова, записанные на доске и скажите, чем они похожи? (слова с безударной гласной в корне)
гн*здо, с*бака, л*нивец, зм*я, пч*ла
— Какое слово можно назвать «лишним» и почему? (в слове собака безударную гласную проверить нельзя, написание этого слово надо запомнить).
— Работая в паре, вставьте пропущенные буквы.
— Как вы будете действовать? (повторить алгоритм проверки слов: электронное приложение к учебнику, урок № 54, слайд 3)
— Поднимите руки, у кого все буквы вставлены правильно? Поднимите руки, кто допустил ошибки?
— Как выдумаете, почему вы допустили ошибки?
— Каким способом вы подбирали проверочные слова?
3. Самоопределение к деятельности
— Мудрая тётушка Сова приготовила для вас вот такое задание (электронное приложение к учебнику, урок № 54, слайд 4)
— Распределить слова в 2 группы (слова с 1 безударной гласной в корне и с 2 безударными гласными)
х * л * дить, б * глец, в* ч * ринка,
б * р * жок, к * лосья, гр * мовой
г * в * рить
— Объясните, какую гласную вставите в слова первой группы?
— А в чём особенность слов второй группы?
— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
— Какую задачу мы поставим перед собой? (Будем учиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова и проверять их)
— Давайте запишем эти слова и подберем к ним проверочные.( 1 ученик работает у доски, остальные — в тетрадях)
— Сколько слогов в слове?
— Поставьте ударение.
— Подчеркните безударные гласные. Сколько их в слове?
— Как будем проверять гласные?
— Сделайте вывод (Чтобы проверить две безударные гласные, надо подобрать два проверочных слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
— Составим алгоритм правописания в слове двух безударных гласных.
— На столах в конвертах лежат «рассыпанные» шаги алгоритма. Соберите его по порядку. ( Работа в парах)
— Проверим. Что у вас получилось?
Алгоритм:
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи место безударных гласных в корне.
Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов.
Напиши слово, вставь буквы.
Обозначь орфограмму
4. Первичное усвоение новых знаний
— А теперь поработаем с учебником, применяя алгоритм. Упражнение № 200. Первый вариант записывает в тетрадь слова верхней строчки, а второй – нижней строчки. После выполнения – взаимопроверка.
5. Применение новых знаний
Самостоятельное выполнение упражнения №201. После выполнения учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.
Физкультминутка
Дружно встали на разминку
Взад, вперед сгибаем спинку.
Поскакали на носочках:
Прыг – скок, прыг – скок.
Встали ровненько в рядочках
И продолжили урок.
6. Работа со словарным словом
— Мудрая Совушка предлагает вам разгадать ребус (электронное приложение к учебнику, слайд № 20, 21)
Записать слово берег, поставить знак ударения, подчеркнуть безударную гласную.
— Вспомнить предложение из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина с этим словом.
— Предложение «Вот на берег вышли гости» записать, разобрать по членам предложения, дать характеристику предложения по плану: ( электронное приложение к учебнику, слайд № 23)
а) по цели высказывания
б) по интонации
в) по наличию второстепенных членов
г) по наличию грамматических основ.
7. Письмо пословиц под диктовку.
— Попробуем написать под диктовку пословицы, в которых будут слова с двумя безударными гласными.
Про доброе дело говори смело.
Старых почитай, молодых поучай.
Родная сторона сердцу дорога.
— Назови слова с двумя безударными гласными. Докажи, что написал их правильно.
8. Итог урока, рефлексия деятельности
— Над какой проблемой мы сегодня работали?
— Как проверить в слове две безударные гласные?
— Молодцы, ребята, надеюсь, все поняли, как писать слова с двумя безударными гласными в корне.
— С помощью карточек- смайликов покажите какое у вас сейчас настроение.
9.Домашнее задание.
С. 104 – повторить правило, выполнить упражнение по выбору: с. 108 упр. № 202 или № 203.
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне». Класс:3 – б класс
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне».
Класс:3 – б класс
Учитель: Запровская Е.Н.
Программа: «Школа России»
Цель: научиться подбирать проверочные слова с двумя безударными гласными в корне слова
Задачи: сформировать умение писать слова с двумя безударными гласными в корне; уметь подбирать проверочные слова; воспитание самостоятельности, творческой активности уч-ся; развитие внимательного отношения к слову, его использованию в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийные проектор, карточка алгоритма, смайлики, презентация
Ход урока
1.Организационный момент.
— Дорогие ребята! Начинаем наш урок! Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
-Сегодня на уроке вы будете исследователями.
— Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое).
— Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.
-А что мы будем исследовать, вы узнаете в ходе урока.
— Исследование проводиться в научных лабораториях. Это наш класс.
Руководить исследованием буду я. А проверять наши результаты будут эксперты, наши гости – учителя нашей школы.
— Результаты исследования учёные записывают в научный дневник. Это наши тетради.
Откройте тетради и запишите число исследования.
2.Первое задание для чистописания.
-Любое исследование начинается с эксперимента. Проведём его( калька)
Карточка
На уроке не спешу, аккуратно я пишу. Слайд1
Хочешь грамотным быть — учись думать. +
Списывая, не спеши, буквы к букве пиши.
— Прочитайте. Выберите любое предложение и переведите его на кальку.
— Теперь , попробуйте написать также каллиграфически правильно в тетрадь.
— Путём наложения кальки, проверьте совпало ли ваше написание с образцом.
-Приступайте.
-У кого эксперимент удался? Похвалите себя и поставьте плюс на полях.
Объясните, почему вы выбрали это предложение.
Стремитесь всегда писать красиво, аккуратно и грамотно.
3. Словарная работа( учитель читает текст – ученики записывают словарные слова)
— Следующий этап . Словарная работа. Я читаю предложения, вы записываете только словарные слова .
Конец ноября. Понедельник. Учитель ведёт урок русского языка. Ученики стараются работать хорошо .
Взаимопроверка( ноябрь, понедельник, учитель, русский язык, ученики, хорошо). Слайд 2
Проверь работу своего соседа, оцени . +
Поставь на поля «+», если сосед сделал работу правильно. Если есть ошибки — поставь «- »
— Верните научные дневники
— Поставьте в словах ударение , подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.
-Укажите знакомые части речи.
3.Самоопределение деятельности
-Какое слово у вас вызвало затруднение? ( хорошо)
— Это наречие. Эту часть речи мы будем изучать позже.
— Выделите корень в этом слове.
— Сколько безударных гласных вы выделили в корне?
— С какими словами мы будем сегодня работать на уроке? Сформулируйте тему.
— Какую задачу ставим перед собой? ( чему будем учиться сегодня на уроке?)
Будем учиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова и проверять их
4. Работа по теме урока
— Займёмся исследовательской работой.
Говорит говор разговор
Молоток молот молотит
Зеленеть зелень зелёный
Сейчас будет работа в парах. Вы будете проводить самостоятельное исследование.
— прочитайте слова первого столбика , запишите их.
— Сколько слогов в каждом слове?
— Поставьте ударение
— Подчеркните безударные гласные?
-Сколько безударных гласных в каждом слове?
— Какой вопрос возникает? Посоветуйтесь.
— Прочитайте слова второго столбика, запишите их. Поставьте в них ударение. Понаблюдайте за ними, какой вывод можно сделать?
Аналогично: 3 столбик
— Сформулируйте вывод. (Чтобы проверить две безударные гласные, надо подобрать два проверочных слова так, чтобы на безударный гласный стал ударным) Слайд 3
— Молодцы! Вы были наблюдательны . Исследователи должны быть наблюдательными и внимательными. Сейчас мы потренируем ваше внимание…
5. Физминутка .
6.Составление алгоритма написания б/ударных гласных в корне( работа в парах)
— Составим алгоритм правописания в слове двух безударных гласных.
-На столах в конвертах лежат «рассыпанные» шаги алгоритма. Соберите его по порядку.
— Проверим. Что у вас получилось? Слайд 4
Алгоритм:
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Определи место безударных гласных в корне.
- Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов.
- Напиши слово, вставь буквы
- Обозначь орфограмму
— Кто правильно составил алгоритм, поставьте на полях плюс. +
7.Применяем новые знания. Развиваем умения.
— Поработаем по алгоритму.
Электронное приложение( колосок, бережок, голова, далеко). +
Работа на доске
— Посмотрите как записали транскрипцию следующего слова: [ паласатый]
Задание: записать это слово буквами, прежде выясним значение этого слова подберём однокоренные слова ( имеющий полосы)- проверили первый безударный гласный, выделим корень назовем предмет ласково ( полоска) проверили вторую безударную гласную. Теперь запишите слово буквами ( полосатый) +
8.Письмо пословиц под диктовку.
— Попробуем написать под диктовку пословицы, в которых будут слова с двумя безударными гласными
Про доброе дело говори смело.
Старых почитай, молодых поучай.
Родная сторона сердцу дорога.
— Назови слова с двумя безударными гласными. Докажи. +
9. Работа по учебнику ?стр. 108 упр. 204 (дз)
10. Подведение итогов.
— Работу в нашей научной лаборатории мы завершили.
-Над какой проблемой вы работали?
– Как проверить в слове две безударные гласные?
— Молодцы, ребята. Я желаю вам успехов в дальнейших исследованиях!
11.Рефлексия.
Посчитайте свои плюсы в научных дневниках. Оценки.
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке. Слайд 5
Слайд 6
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
nsportal.ru