Слова с двумя проверяемыми безударными гласными в корне слова – Attention Required! | Cloudflare

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мне пришло письмо от девочки Кати. Она обиделась на свою учительницу. Кате надо было правильно написать несколько слов с безударными гласными и проверить их. Она так старалась, но получить хорошую отметку ей так и не удалось. Вот, посмотрите на её работу:

Как вы думаете, друзья мои, всё ли здесь в порядке? Неужели и вы думаете, что учительница не права и просто придирается к Кате?

Ну что же, давайте разбираться.

Начнём с того, что выделим в словах корни. Находим общую часть в первой паре слов. Ребята, посмотрите, в корне не один, а два слога. Теперь поставим ударение в слове борода. Оно на последнем слоге, то есть на окончании. Выходит, что оба слога в корне

с безударными гласными! Значит, каждый из них надо проверить. И проверочных слов тоже должно быть два. Однокоренным словом бородка Катя проверила гласный во втором слоге, а первый гласный проверим, изменив слово борода. Бороды. Теперь мы слышим и в первом слоге звук [о]. Значит, и написать тоже нужно было букву О.

Следующее слово сторожить. Корень – сторож-. В слове сторожить ударение на последнем слоге . В корне – два слога, то есть два гласных, и оба безударные. Проверить надо каждый. Первый гласный проверили словом сторож, а второй проверим словом сторожка. Это такой домик для сторожа.

Как видите, и во втором слоге слов сторожить и сторож надо писать букву О.

Следующее слово – зеленеть. Корень -зелен-. В слове зеленеть ударение на третьем слоге. В корне – два безударных гласных. Первый проверили словом зелень, а ко второму проверочным будет слово зелёный. Здесь есть чередование Е-Ё. Значит, во втором слоге корня в словах

зеленеть и зелень пишем букву Е.

Слово деревянный. Корень дерев-. Ударный – третий слог. В корне два безударных гласных. Первый проверили словом дерево. Для проверки второго гласного изменим его: деревья. В корне пишутся две буквы Е.

Ну, вот мы и проверили работу, которую выполняла Катя. Я думаю, она теперь поняла, что в русском языке есть слова, в которых не один, а два безударных гласных в корне слова. И проверять надо оба гласных.

Сторона и полоса,

Голова и голоса,

Колосок и волосок,

Борода и молоток.

Сторожить и зеленеть,

Говорить и хорошеть.

Молодой и дорогой,

Хлопотливый, золотой.

Это я просто решил несколько таких слов зарифмовать. На самом деле слов с двумя безударными гласными в корне гораздо больше. И для того, чтобы писать их без ошибок, надо уметь распознать такие слова, то есть выделить в них корень.

Если в корне слова два безударных гласных, к каждому из них надо подобрать проверочное слово.

А давайте попробуем проверить ещё два слова – ветерок и бережок.

Та-ак, в слове ветерок третий слог ударный. Безударные гласные в первом и втором слогах. Первый гласный проверяем словом ветер и пишем букву Е. А второй гласный  э-э-э... м-м-м...  не могу я найти проверочного слова ко второму гласному. Видимо, слово ветер словарное и проверить написание второго гласного надо в орфографическом словаре, ну и, конечно, запомнить. Ну вот, во втором слоге тоже надо писать букву Е. Ве-те-рок, ве-тер.

Перейдём к слову бережок. Ставим ударение: бережок. И в этом слове ударение на третьем слоге, а первый и второй безударные. Проверяем первый гласный словом берег. А второй слог.

Да, и вновь, кажется,

берег – это словарное слово, которое я проверю по орфографическому словарю.

В словах бережок и берег и в первом, и во втором слоге пишется буква Е. Хотя… стоп-стоп. Есть проверочное слово ко второму гласному! Это слово побережье! Побережье – это полоса земли вдоль берега моря. Но всё-таки постарайтесь запомнить написание слов: бе-рег, бе-ре-жок с двумя гласными Е.

А вы знаете, друзья мои, что в русском языке есть очень много таких слов, у которых есть слова-дублёры. Что это за слова такие? Сейчас расскажу.

В одном из стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева есть такие строчки:

«Хладен, светел,
День проснулся
…»

Или, например, строчка из стихотворения Василия Андреевича Жуковского:

«Ты видел ли замок на бреге морском?».

Некоторые слова непривычно звучат? Конечно, сейчас вряд ли кто-то скажет «хладный». Наши современники сказали бы «холодный». А вместо слова

брег мы говорим «берег».

Такие слова, как хладный, брег и многие другие – это старославянские слова. А слова холодный, берег – исконно русские.

Сейчас я предлагаю вам прочитать несколько русских слов и эти же слова на старославянском языке и сравнить их.

город – град колос – клас берег – брег

борода – брада голос – глас серебро – сребро

ворота – врата голова – глава середина – среда

король – краль волосы – власы дерево – древо

хоромы – храм молоко – млеко

Обратите внимание на то, что в словах первого столбика, русских словах, есть сочетание -оро-, а в словах-дублёрах, старославянских, вместо -оро- – сочетание -ра-

Во втором столбике – сочетания -оло- и -ла- или -ле-.

В третьем столбике – сочетания -ере- и -ре-.

Большинство старославянских слов в современном русском языке не употребляются. Ну, кто же сейчас скажет: «

Ах, какого цвета власы на твоей главе!»? А вот в стихах поэтов, которые жили в девятнадцатом веке – Тютчева, Жуковского, Пушкина и других – старославянские слова мы можем встретить довольно часто.

Хотя и в речи наших современников используются некоторые старославянские слова. Вот, например, русское слово короткий и старославянское краткий на равных употребляются и в наше время. Только смысловые оттенки этих слов немного отличаются.

Мы, например, говорим: «короткий рассказ» и «краткий пересказ».

Или, допустим, слова страж и сторож. Страж порядка, ночной сторож.

А вот русское слово ворог сейчас не употребляется. Мы используем старославянское слово враг. Как и слова шлем, а не шелом, плен, а не полон. Так что не все старославянские слова ушли из нашего языка.

Ну, вот и подходит к концу наш урок сегодня. Что же вам надо запомнить?

К словам с двумя безударными гласными в корне надо подобрать два проверочных слова.

Часто в словах с двумя безударными гласными в корне встречаются сочетания -оро-, -оло-, -ере-.

И, конечно, не забудьте написание словарных слов вЕтЕр и бЕрЕг с двумя гласными Е в корне.

А я прощаюсь с вами сегодня. До новых встреч!

videouroki.net

Слова с двумя безударными гласными в корне. 3-й класс

Тема:

Слова с двумя безударными гласными в корне.

Цели урока:

  • научить проверять слова с двумя безударными гласными в корне;
  • развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе родного края;
  • учить оценивать собственную деятельность.

Оборудование:

  • Т.Г. Рамзаева “Русский язык”. Учебник для 3 класса. Часть 2.
  • Сигнальные карточки с гласными: о,а, и, е, я.
  • Конверты с цветными кружками.
  • Карточки с текстом.
  • Заготовленные странички для StarBoard.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– А чем ты не доволен, что тебя огорчило?

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

Настроимся на работу.
Я буду работать старательно.
Слушать я буду внимательно.
У меня всё должно получиться,
Потому что я люблю учиться!

– Удачи всем!

II. Словарная работа

.

– Отгадайте, с каким словом сегодня будем работать.

Хлебный злак, из зёрен которого изготавливается мука. Идущая на выпечку белого хлеба и других хлебных изделий.

Пшеница (объясняют правописание слова, записывают его в тетрадях, учитель – на доске

)

– Обратимся к выписке из этимологического словаря (1 стр. StarBoard.)

Пшеница – общеслав. Образовано с помощью суффикса –ица– от пышено – “пшено” (см.)

Пшено – общеслав. от пьхати – “толочь, пихать”.Буквально значит “толчёное”.

Вывод: слова “пшеница” и “пшено” – дальние родственники, значит безударную гласную в слове “пшеница” можно проверить словом “пшёнка”.

Хотя речь идёт о разных растениях (открываются картинки: пшеница и просо)

– Подберите однокоренные слова к слову пшеница.

– Что нужно помнить о написании однокоренных слов?

Запись:

пшеница пшеничка пшеничный

(Ставим знак ударения, выделяем корень, подчёркиваем безударную е)

– С какими именами прилагательными может употребляться слово пшеница?

(Озимая, яровая, золотая, густая…)

– Устно составьте предложение.

(Крестьяне собрали хороший урожай озимой пшеницы.)

III. Определение темы урока

На доске написаны слова

пог…стиь хв…лить п…дружка т…жёлый

– Какое слово лишнее?

(Лишнее слово “подружка”, потому что в нём безударная гласная в приставке, а в остальных словах – в корне)

– Работаем с сигнальными карточками. Покажите и объясните, какие безударные гласные пропущены.

по…вилась к…р…шок уд…вительный зап…х

(Лишнее слово “корешок”, потому что в нём две безударные гласные)

– Какая тема урока?

Слова с двумя безударными гласными. (2 стр. StarBoard.)

IV. Правило проверки слов с безударными гласными в корне

– Давайте проверим, в какой части слова безударные в слове “корешок”.

Выпишем его с “окошками” и разберём по составу. Вызванный ученик выполняет разбор у доски.

к…р…шок

– Как проверить слова с безударными гласными в корне слова?

Подберите и запишите проверочные слова.(Учащиеся работают самостоятельно).

– Кто справился с заданием?

– У кого возникли затруднения?

– В чём затруднения? Разберёмся вместе.

Вывод. Для проверки слов с двумя безударными гласными надо подобрать два проверочных слова.

– Прочтём правило в учебнике на стр. 115.

V. Первичное закрепление.

Работа у доски.

Вставить в слова пропущенные, доказав их написание.

З…л…неет –
ст…б…лёк –
м…л…дой –

V. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали
Раз, два.
И на месте зашагали.
Раз, два. Раз, два.
На носочках потянулись.
Раз, два. Раз, два.
А теперь назад прогнулись.
Раз, два. Раз, два.
Как пружинки мы присели.
Раз, два. Раз, два.
И тихонькоразом сели.
Раз, два. Раз, два.

VI. Закрепление

Работа по картине.

– Изображение какой картины видите на экране? (3 стр. StarBoard.)

Кто её автор?

(На экране изображение картины И. И. Шишкина “Рожь”)

– Почему картина так называется?

– Что особенно привлекло ваше внимание на картине?

– Какие стихи хочется прочитать, когда смотришь на это произведение искусств?

Ой ты, поле моё, полюшко,
Ты раздолье, поле чистое!
По тебе шумит-волнуется,
Словно море, рожь зернистая.

VII. Самостоятельная работа

– Прочтите текст к этой картине.

(У учащихся на столах карточки).

Д…л…ко – д…л…ко, сколько хв…тает взгляда, раскинулась з…л…тая рожь. Ст…ят среди равнины высокие старые сосны.

И от этого ещё шире раздолье хлебного поля. Лазурны н…б…са. Ярко светит солнце. Тёплый в…т…рок колышет к…л…ски. Исч…зает во ржи, з…вёт за собой д…рога.

Ширь необъятная!

– Вставьте пропущенные буквы.

VIII. Cамопроверка по эталону.

(4 стр. StarBoard.)

– Кто выполнил работу без ошибок?

– У кого были ошибки? Почему?

– Прочитайте слова с одной безударной гласной в корне, объясните написание.

– С двумя безударными.

– В каком слове вторая безударная гласная непроверяемая?

IX. Письмо по памяти

– Как вы думаете, только ли о солнечном летнем дне хотел рассказать И. И. Шишкин зрителям?

(Он хотел, чтобы люди чувствовали, как велика, богата и ласкова родная земля – Родина)

Мы с вами учили наизусть стихотворение, которое очень хорошо выражает эту мысль.

Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор! Н. А. Некрасов

– В каких словах этого текста есть безударная гласная в корне, которую можно проверить?

– В каком слове таких букв две?

– Запишите стихотворение по памяти.

X. Взаимопроверка.

– Кто поставил 5 и 4?

– Приятно ли было ставить хорошие оценки своим товарищам?

XI. Рефлексия.

– Чему учились на уроке?

– Что было трудно?

– Почему?

– Что нужно сделать, чтобы преодолеть трудности?

– Оцените свою работу на “лесенке успеха”. (5 стр. StarBoard.)

Оранжевый кружок. – Работой своей доволен. Всё получилось.

Зелёный кружок. – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.

Жёлтый кружок. – Был пассивен. Было очень трудно.

Синий кружок. – Работой своей недоволен. Осталось много вопросов.

– Кого можно похвалить? Кто помогал?

Всем спасибо за урок!

Литература:

Тикунова Л. И., Корепова М. Н. Пишем сочинение по картинам русских художников: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет – М.: Росткнига, 2008, – 80 с.: ил – (юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать).

urok.1sept.ru

Урок 79. СЛОВА С ДВУМЯ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ | Поурочные планы по русскому языку 3 класс

Урок 79. СЛОВА С ДВУМЯ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ