58. Сложное предложение как синтаксическая единица. Формальная, смысловая, коммуникативная стороны устройства. Стилистические особенности различных типов сложных предложений.
СП — это синт. ед-ца, комп-ми которой являются предикативные единицы, объединённые синт. связями и синт. отношениями.
Формальная организация: компоненты СП — предикативные единицы.В отл. от ПП, несущего один синт. комплекс модальности, СП явл-ся носителем нескольких таких комплексов. Структурная схема — основа формальной организации (как и для ПП и словосочетания).
Смысловая организация: ПП ориентировано на выражение комплекса пропозиций, указывающего на отношение между ситуациями; оно полипропозитивно (в отл. от ПП, кот. монопропозитивно). Части СП в смысловой организации подобны ПП (выражают одну пропозицию).
Коммуникативная организация:
В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.
В СП возникает специфическая проблема порядка частей.
1. СП — это предл-е, кот. сост-т из 2 и > граммат. основ, из 2 и > простых предл-й. Участвующие в создании СП ПП наз-ся его частями и предст-т собой смысл. и граммат. ед-во, оформл. интонационно. СП – объединение предикативных ед-ц на синтакс. связи, построен. по структ. схеме, предназнач. для функционирования в кач-ве единого коммуник. целого.
Часть СП – синт. констр-я, облад. форм и смысл.организ-й, свойств. ПП, но не облад. коммун. целостн-ю => предназн. для f-ния только в составе СП.
2. В н. вр. сущ-т неск. подходов к предл-ю: а) формал., б) семантический, в) коммуникационный.
ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:
Специфика сложного предложения как синтаксической единицы проявляется в его формальной организации. Вместе с тем части сложного предложения в плане формальной организации сходны с простыми предложениями.
Сложное предложение отличается от простого характером образующих его компонентов. Компонентами ПП являются определенные формы слов (это наглядно показывают символические обозначения в структурных схемах простого предложения). Обязательным признаком компонентов сложного предложения является то, что они, подобно простым предложениям, обладают категорией предикативности. Предикативность составляет их главный конститутивный признак. В соответствии с этим компоненты сложного предложения называют предикативными единицами.
Таким образом, представляя собой синтаксически организованное сочетание нескольких предикативных единиц, сложное предложение противостоит простому как структура полипредикативная структуре монопредикативной: в отличие от простого предложения, несущего один синтаксический комплекс модальности и времени, сложное предложение является носителем нескольких таких комплексов.
СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:
В понятие смыслов. организ-и входит:
1) поли/моно пропозитивность (смысл. ядро) формал. СП;
2) соединение модусн. (Я увидел, что…) и диктальн. (…идет дождь [ядро]) планов в структуре форм. СП. Для разн. типов СП – разн. типы соотн-я.
3) нал-е переходн. стр-р, в кот форм. и смысл. орган-я не дают возм-ти однознач. тракт-ки.
КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:
В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.
В простом и сложном предложениях действуют общие закономерности словопорядка: они связаны с коммуникативным заданием. Но порядок слов в частях сложного предложения иногда отличается от порядка слов в аналогичных по синтаксическому строению и смыслу простых предложениях. Это объясняется тем, что порядок слов оформляет сложное предложение как единое коммуникативное целое, вследствие чего определенное расположение слов в одной части требует соответствующего расположения слов в другой.
Кроме того, в сложном предложении возникает специфическая проблема порядка частей. Порядок частей в сложном предложении (подобно порядку слов в простом предложении) представляет собой сложное явление. Но основная его функция в тех сложных предложениях, где порядок частей не фиксирован, связана со строением сложного предложения как коммуникативной единицы: то или иное расположение частей определяется ситуацией речи, коммуникативным заданием и выражает актуальное членение предложения. При экспрессивно нейтральном (объективном) порядке частей актуально более значимая часть предложения помещается в постпозиции. Ср.: Ново то, что талантливо.— Что талантливо, то ново (Бун.).
58. Сложное предложение как синтаксическая единица. Формальная, смысловая, коммуникативная стороны устройства. Стилистические особенности различных типов сложных предложений.
СП — это синт. ед-ца, комп-ми которой являются предикативные единицы, объединённые синт. связями и синт. отношениями.
Формальная организация: компоненты СП — предикативные единицы.В отл. от ПП, несущего один синт. комплекс модальности, СП явл-ся носителем нескольких таких комплексов. Структурная схема — основа формальной организации (как и для ПП и словосочетания).
Смысловая организация: ПП ориентировано на выражение комплекса пропозиций, указывающего на отношение между ситуациями; оно полипропозитивно (в отл. от ПП, кот. монопропозитивно). Части СП в смысловой организации подобны ПП (выражают одну пропозицию).
Коммуникативная организация:
В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.В СП возникает специфическая проблема порядка частей.
1. СП — это предл-е, кот. сост-т из 2 и > граммат. основ, из 2 и > простых предл-й. Участвующие в создании СП ПП наз-ся его частями и предст-т собой смысл. и граммат. ед-во, оформл. интонационно. СП – объединение предикативных ед-ц на синтакс. связи, построен. по структ. схеме, предназнач. для функционирования в кач-ве единого коммуник. целого.
Часть СП – синт. констр-я, облад. форм и смысл.организ-й, свойств. ПП, но не облад. коммун. целостн-ю => предназн. для f-ния только в составе СП.
2. В н. вр. сущ-т неск. подходов к предл-ю: а) формал., б) семантический, в) коммуникационный.
ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:
Специфика сложного предложения как синтаксической единицы проявляется в его формальной организации. Вместе с тем части сложного предложения в плане формальной организации сходны с простыми предложениями.
Сложное предложение отличается от простого характером образующих его компонентов. Компонентами ПП являются определенные формы слов (это наглядно показывают символические обозначения в структурных схемах простого предложения). Обязательным признаком компонентов сложного предложения является то, что они, подобно простым предложениям, обладают категорией предикативности. Предикативность составляет их главный конститутивный признак. В соответствии с этим компоненты сложного предложения называют предикативными единицами.
Таким образом, представляя собой синтаксически организованное сочетание нескольких предикативных единиц , сложное предложение противостоит простому как структура полипредикативная структуре монопредикативной: в отличие от простого предложения, несущего один синтаксический комплекс модальности и времени, сложное предложение является носителем нескольких таких комплексов.
СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:
В понятие смыслов. организ-и входит:
1) поли/моно пропозитивность (смысл. ядро) формал. СП;
2) соединение модусн. (Я увидел, что…) и диктальн. (…идет дождь [ядро]) планов в структуре форм. СП. Для разн. типов СП – разн. типы соотн-я.
3) нал-е переходн. стр-р, в кот форм. и смысл. орган-я не дают возм-ти однознач. тракт-ки.
КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:
В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.
В простом и сложном предложениях действуют общие закономерности словопорядка: они связаны с коммуникативным заданием. Но порядок слов в частях сложного предложения иногда отличается от порядка слов в аналогичных по синтаксическому строению и смыслу простых предложениях. Это объясняется тем, что порядок слов оформляет сложное предложение как единое коммуникативное целое, вследствие чего определенное расположение слов в одной части требует соответствующего расположения слов в другой.
Кроме того, в сложном предложении возникает специфическая проблема порядка частей. Порядок частей в сложном предложении (подобно порядку слов в простом предложении) представляет собой сложное явление. Но основная его функция в тех сложных предложениях, где порядок частей не фиксирован, связана со строением сложного предложения как коммуникативной единицы: то или иное расположение частей определяется ситуацией речи, коммуникативным заданием и выражает актуальное членение предложения. При экспрессивно нейтральном (объективном) порядке частей актуально более значимая часть предложения помещается в постпозиции. Ср.: Ново то, что талантливо.— Что талантливо, то ново (Бун.).
Предложения со словосочетанием СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА
Известно, что любое произвольное движение содержит смысловую сторону. Однако, какова бы ни была смысловая сторона движения, оно выполняется определёнными мышечными синергиями, деятельность которых человек большей частью не улавливает. Следует полагать, что внешнее кольцо осуществляет контроль за смысловой стороной движения, а внутренне — за синергетическими автоматизмами. Если же выполняется незнакомое человеку движение и низшие отделы ещё не подготовлены полностью к управлению им, то высшие осуществляют контроль заПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: веган — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Протекание освоенного навыка, напротив, можно представить в виде управления как по внешнему кольцу (смысловая сторона движения), так и по внутреннему (автоматизированные детали движения). Поскольку этим самым обеспечивается биомеханическая целесообразность движения, внешнее кольцо имеет возможность правильно осуществить тончайшие детали смысловой стороны движения. Тогда за внешним кольцом остаётся только руководство смысловой стороной движения, чем, конечно, возможно обеспечить тактически (если речь идёт о спортивных навыках) наиболее целесообразное использование движений. Смысловая сторона как раз и характеризует содержание задачи, её смысл. По нашему определению — нет, поскольку в случае надобности можно изменить не только их смысловую сторону, но и детали управления синергиями. Идея — в платоновском смысле этого слова — и есть смысловая сторона первичного переживания единства мира. Связь между субстантивным компонентом фразеологизма и словами свободного употребления носит сугубо формальный характер и не затрагивает смысловой стороны управляющего компонента. Гораздо важнее смысловая сторона жизненной реальности. То же можно сказать и о любом из прообразов, относящихся к смысловой стороне человеческой жизни. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Частные смысловые образования производны от смысловых ориентаций и задают смысловую сторону побуждения и регуляции конкретных деятельностей, а также основное содержание внутренней жизни личности. Самосознание создаёт смысловую сторону сознательностного отпечатка, которая вместе с рефлективной функцией сознания включается в переживание, определяя также и его содержательный характер. То есть утрачивается смысловая сторона эмотивных по своему характеру фактов. Поверим на слово) только в славянском слово и слава имеют одну и ту же смысловую сторону языка слов. Иными словами, вся смысловая сторона этой деятельности принадлежит взрослому, детям отводятся только исполнительные функции. Кроме того, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Вот мы и сделали второй шаг к освоению грамоты: переключили внимание детей с привычной им смысловой стороны речи на звуковую. Так же точно и в психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложения её на развитие звуковой, фонетической стороны речи и её смысловой стороны. Если это так, то очевидно, что метод исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения. Традиционное языкознание рассматривало, как уже упомянуто, звуковую сторону речи в качестве совершенно самостоятельного элемента, не зависящего от смысловой стороны речи. Поэтому плодотворным и в лингвистическом, и в психологическом отношении может явиться только такое изучение звуковой стороны речи, которое будет пользоваться методом расчленения её на единицы, сохраняющие свойства, присущие речи, как свойства звуковой и смысловой сторон. Можно, и это, скорее, смысловая сторона, без которой нельзя познать причин, — стремиться установить временную последовательность. В одном случае платье прикрывает тело, преследуя чисто практические цели, в другом, платье выделяет человека, определяет его положение в обществе, то есть отражает смысловую сторону понятия. Главным для него было глубокое проникновение в смысловую сторону произведения, его идейного содержания. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояние, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки. Смысловая сторона знаков, которая находится в сознании, обусловлена системой нейронных связей. Как показывает автор, становление смысловой стороны саморегуляции осуществляется благодаря роли близкого взрослого, в ходе общения с которым постигаются значение и смысл, при этом эмоции осуществляют первичную форму регуляции поведения. Пряжников ещё ярче подчёркивает смысловую сторону профессионального самоопределения. Философия изучает не только мир с позиций своей науки, но и стремится раскрыть смысловую сторону бытия, выступая в роли мировоззрения. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения. Смысловую сторону и общую структуру беседы я старался не затрагивать. Следует отметить, что теория информации изучает только количественную сторону происходящих событий без учёта смысловой стороны информации. Однако сегодня, конечно, уже возможно выявить некие инвариантные смысловые стороны понятия «гражданского общества». Восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике к а к процесс, обладающий функцией обобщения и условности; поэтому нам казалось правомерным говорить о нарушении смысловой стороны восприятия. Особенно велико влияние эмоционально-эстетической информации на содержательную, смысловую сторону речи, что основано на стереотипах восприятия человека человеком («приятный голос» — значит, «приятный человек» — значит, от него следует ожидать нечто приятное. А также выхолащивание смысловой стороны образования, сомнения в ценности знаний, которые даёт школа, снижение образовательной мотивации у детей при повышении ценности образования в глазах родителей. Интеграция аналитико-синтетической деятельности мозга ведёт к обобщённому восприятию фонем, развитию лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Именно взрослый раскрывает цель совершаемого действия, его смысловую сторону, от него малыш узнает о назначении предмета, его функции (совком копают, ложкой едят, расчёской причёсываются). Смысловая сторона действий с предметами развивается интенсивно. Детское словотворчество — это прежде всего метод познания, специфически детское средство ориентировки в звуковой и смысловой стороне слова. При этом развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата базируется на ориентировке детей на смысловую сторону речи и на партнёра. Решая проблему познания в системе гносеологического отношения «субъекта к объекту», субъект привносит в чувственно воспринимаемое представление или рационально-логический образ свои акценты из намерений, обусловленных его прежним опытом, формирует смысловую сторону своего отношения к объекту. Характер рисунков в литературных альбомах во многом соответствует характеру словесных текстов: в одном случае подчёркнута автографичность, в другом смысловая сторона записи. Этот коллективный редактор был необычайно чуток и к смысловой стороне воспоминаний, и к грамматике с синтаксисом, и к сбоям интонации. Слово-название даётся как итог выполнения инструкции, что развивает у детей восприятие, речь, её смысловую сторону.Актуальное членение предложения.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3Понятие данного и нового, или темы и ремы.
Актуальным членением предложений называется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой (новое) высказывания, остальная часть – темой (данное) высказывания.
Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение и постановка фразового ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем интонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение:
1. Сейчас я пойду домой.
Постановка фразового ударения на первом слове и отделение его от остальной части паузой актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой, ядром высказывания, тогда как остальная часть превращается в, тему высказывания, смысловой фон выделенного компонента.
2. Сейчас я пойду домой.
Постановка фразового ударения на втором слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой. Актуализированным оказалось подлежащее.
3. Сейчас я пойду домой.
Постановка фразового ударения на третьем слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой высказывания, его психологическим предикатом. Актуализированным оказалось сказуемое.
4. Сейчас я пойду домой.
Постановка фразового ударения на четвертом слове и отделение его паузой от остальной части актуализирует его в смысловой структуре высказывания, делает ремой. Актуализированным оказалось обстоятельство места (направление действия).
Конечно, актуализированными могут оказаться все члены предложения: Сейчас я пойду домой. Однако такое равномерное распределение актуализации смысла является утрированным. Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов высказывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.
Предложения со словосочетанием СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ
Изображения описываемых в житиях событий выполняли не только иллюстративную функцию, но были также способом интерпретации, комментирования литературного текста, расширением его смыслового поля. Иррациональность в культуре проявилась в засилье массовой культуры, в недооценке общечеловеческих ценностей, что привело к расщеплению единого смыслового поля культуры на множество обособленных сфер. Таким образом, степень сформированности смыслового компонента деятельности определяется полнотой содержания когнитивного и аффективного начала, широтой представленности личностного смыслового поля в пространстве спортивной деятельности, адекватности его акцентов на действие и деятельность в хронологии достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. При обследовании ребёнка дошкольного возраста должен быть определён уровень сформированности предметной и особенно игровой деятельности — её основных структурных компонентов (перенос значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), исследованы некоторые стороны психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Карты «Астромифологической колоды» содержат несколько смысловых полей: мифологическую сцену, игральную карту, созвездие, букву латинского алфавита, две жанровые сценки и растение со своим особым смыслом.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова виньетка (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить