Смысловой фон предложения – 58. Сложное предложение как синтаксическая единица. Формальная, смысловая, коммуникативная стороны устройства. Стилистические особенности различных типов сложных предложений.

58. Сложное предложение как синтаксическая единица. Формальная, смысловая, коммуникативная стороны устройства. Стилистические особенности различных типов сложных предложений.

СП — это синт. ед-ца, комп-ми которой являются предикативные единицы, объединённые синт. связями и синт. отношениями.

Формальная организация: компоненты СП — предикативные единицы.В отл. от ПП, несущего один синт. комплекс модальности, СП явл-ся носителем нескольких таких комплексов. Структурная схема — основа формальной организации (как и для ПП и словосочетания).

Смысловая организация: ПП ориентировано на выражение комплекса пропозиций, указывающего на отношение между ситуациями; оно полипропозитивно (в отл. от ПП, кот. монопропозитивно). Части СП в смысловой организации подобны ПП (выражают одну пропозицию).

Коммуникативная организация:

В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.

В СП возникает специфическая проблема порядка частей.

1. СП — это предл-е, кот. сост-т из 2 и > граммат. основ, из 2 и > простых предл-й. Участвующие в создании СП ПП наз-ся его частями и предст-т собой смысл. и граммат. ед-во, оформл. интонационно. СП – объединение предикативных ед-ц на синтакс. связи, построен. по структ. схеме, предназнач. для функционирования в кач-ве единого коммуник. целого.

Часть СП – синт. констр-я, облад. форм и смысл.организ-й, свойств. ПП, но не облад. коммун. целостн-ю => предназн. для f-ния только в составе СП.

2. В н. вр. сущ-т неск. подходов к предл-ю: а) формал., б) семантический, в) коммуникационный.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:

Специфика сложного предложения как синтаксической единицы проявляется в его формальной организации. Вместе с тем части сложного предложения в плане формальной организации сходны с простыми предложениями.

Сложное предложение отличается от простого характером образующих его компонентов. Компонентами ПП являются определенные формы слов (это наглядно показывают символические обозначения в структурных схемах простого предложения). Обязательным признаком компонентов сложного предложения является то, что они, подобно простым предложениям, обладают категорией предикативности. Предикативность составляет их главный конститутивный признак. В соответствии с этим компоненты сложного предложения называют предикативными единицами.

Таким образом, представляя собой синтаксически организованное сочетание нескольких предикативных единиц, сложное предложение противостоит простому как структура полипредикативная структуре монопредикативной: в отличие от простого предложения, несущего один синтаксический комплекс модальности и времени, сложное предложение является носителем нескольких таких комплексов.

СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:

В понятие смыслов. организ-и входит:

1) поли/моно пропозитивность (смысл. ядро) формал. СП;

2) соединение модусн. (Я увидел, что…) и диктальн. (…идет дождь [ядро]) планов в структуре форм. СП. Для разн. типов СП – разн. типы соотн-я.

3) нал-е переходн. стр-р, в кот форм. и смысл. орган-я не дают возм-ти однознач. тракт-ки.

КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:

В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.

В простом и сложном предложениях действуют общие закономерности словопорядка: они связаны с коммуникативным заданием. Но порядок слов в частях сложного предложения иногда отличается от порядка слов в аналогичных по синтаксическому строению и смыслу простых предложениях. Это объясняется тем, что порядок слов оформляет сложное предложение как единое коммуникативное целое, вследствие чего определенное расположение слов в одной части требует соответствующего расположения слов в другой.

Кроме того, в сложном предложении возникает специфическая проблема порядка частей. Порядок частей в сложном предложении (подобно порядку слов в простом предложении) представляет собой сложное явление. Но основная его функция в тех сложных предложениях, где порядок частей не фиксирован, связана со строением сложного предложения как коммуникативной единицы: то или иное расположение частей определяется ситуацией речи, коммуникативным заданием и выражает актуальное членение предложения. При экспрессивно нейтральном (объективном) порядке частей актуально более значимая часть предложения помещается в постпозиции. Ср.: Ново то, что талантливо.— Что талантливо, то ново (Бун.).

58. Сложное предложение как синтаксическая единица. Формальная, смысловая, коммуникативная стороны устройства. Стилистические особенности различных типов сложных предложений.

СП — это синт. ед-ца, комп-ми которой являются предикативные единицы, объединённые синт. связями и синт. отношениями.

Формальная организация: компоненты СП — предикативные единицы.В отл. от ПП, несущего один синт. комплекс модальности, СП явл-ся носителем нескольких таких комплексов. Структурная схема — основа формальной организации (как и для ПП и словосочетания).

Смысловая организация: ПП ориентировано на выражение комплекса пропозиций, указывающего на отношение между ситуациями; оно полипропозитивно (в отл. от ПП, кот. монопропозитивно). Части СП в смысловой организации подобны ПП (выражают одну пропозицию).

Коммуникативная организация:

В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.

В СП возникает специфическая проблема порядка частей.

1. СП — это предл-е, кот. сост-т из 2 и > граммат. основ, из 2 и > простых предл-й. Участвующие в создании СП ПП наз-ся его частями и предст-т собой смысл. и граммат. ед-во, оформл. интонационно. СП – объединение предикативных ед-ц на синтакс. связи, построен. по структ. схеме, предназнач. для функционирования в кач-ве единого коммуник. целого.

Часть СП – синт. констр-я, облад. форм и смысл.организ-й, свойств. ПП, но не облад. коммун. целостн-ю => предназн. для f-ния только в составе СП.

2. В н. вр. сущ-т неск. подходов к предл-ю: а) формал., б) семантический, в) коммуникационный.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:

Специфика сложного предложения как синтаксической единицы проявляется в его формальной организации. Вместе с тем части сложного предложения в плане формальной организации сходны с простыми предложениями.

Сложное предложение отличается от простого характером образующих его компонентов. Компонентами ПП являются определенные формы слов (это наглядно показывают символические обозначения в структурных схемах простого предложения). Обязательным признаком компонентов сложного предложения является то, что они, подобно простым предложениям, обладают категорией предикативности. Предикативность составляет их главный конститутивный признак. В соответствии с этим компоненты сложного предложения называют предикативными единицами.

Таким образом, представляя собой синтаксически организованное сочетание нескольких предикативных единиц

, сложное предложение противостоит простому как структура полипредикативная структуре монопредикативной: в отличие от простого предложения, несущего один синтаксический комплекс модальности и времени, сложное предложение является носителем нескольких таких комплексов.

СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:

В понятие смыслов. организ-и входит:

1) поли/моно пропозитивность (смысл. ядро) формал. СП;

2) соединение модусн. (Я увидел, что…) и диктальн. (…идет дождь [ядро]) планов в структуре форм. СП. Для разн. типов СП – разн. типы соотн-я.

3) нал-е переходн. стр-р, в кот форм. и смысл. орган-я не дают возм-ти однознач. тракт-ки.

КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП:

В коммуникативной организации сложное предложение обнаруживает максимальную общность с простым предложением: оно оформляется как единое коммуникативное целое. Части же сложного предложения в коммуникативном аспекте противостоят простым предложениям тем, что не имеют коммуникативной целостности.

В простом и сложном предложениях действуют общие закономерности словопорядка: они связаны с коммуникативным заданием. Но порядок слов в частях сложного предложения иногда отличается от порядка слов в аналогичных по синтаксическому строению и смыслу простых предложениях. Это объясняется тем, что порядок слов оформляет сложное предложение как единое коммуникативное целое, вследствие чего определенное расположение слов в одной части требует соответствующего расположения слов в другой.

Кроме того, в сложном предложении возникает специфическая проблема порядка частей. Порядок частей в сложном предложении (подобно порядку слов в простом предложении) представляет собой сложное явление. Но основная его функция в тех сложных предложениях, где порядок частей не фиксирован, связана со строением сложного предложения как коммуникативной единицы: то или иное расположение частей определяется ситуацией речи, коммуникативным заданием и выражает актуальное членение предложения. При экспрессивно нейтральном (объективном) порядке частей актуально более значимая часть предложения помещается в постпозиции. Ср.: Ново то, что талантливо.— Что талантливо, то ново (Бун.).

Предложения со словосочетанием СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА

Известно, что любое произвольное движение содержит смысловую сторону. Однако, какова бы ни была смысловая сторона движения, оно выполняется определёнными мышечными синергиями, деятельность которых человек большей частью не улавливает. Следует полагать, что внешнее кольцо осуществляет контроль за смысловой стороной движения, а внутренне — за синергетическими автоматизмами. Если же выполняется незнакомое человеку движение и низшие отделы ещё не подготовлены полностью к управлению им, то высшие осуществляют контроль за
смысловой стороной
движения и наблюдение за деталями движения изменяет сам его смысл. Конкретные синергетические детали либо остаются вне контроля, либо становятся объектом внимания и тогда входят в смысловую сторону движения.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: веган — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Протекание освоенного навыка, напротив, можно представить в виде управления как по внешнему кольцу (смысловая сторона движения), так и по внутреннему (автоматизированные детали движения). Поскольку этим самым обеспечивается биомеханическая целесообразность движения, внешнее кольцо имеет возможность правильно осуществить тончайшие детали смысловой стороны движения. Тогда за внешним кольцом остаётся только руководство смысловой стороной движения, чем, конечно, возможно обеспечить тактически (если речь идёт о спортивных навыках) наиболее целесообразное использование движений. Смысловая сторона как раз и характеризует содержание задачи, её смысл. По нашему определению — нет, поскольку в случае надобности можно изменить не только их смысловую сторону, но и детали управления синергиями. Идея — в платоновском смысле этого слова — и есть смысловая сторона первичного переживания единства мира. Связь между субстантивным компонентом фразеологизма и словами свободного употребления носит сугубо формальный характер и не затрагивает смысловой стороны управляющего компонента. Гораздо важнее смысловая сторона жизненной реальности. То же можно сказать и о любом из прообразов, относящихся к смысловой стороне человеческой жизни. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Частные смысловые образования производны от смысловых ориентаций и задают смысловую сторону побуждения и регуляции конкретных деятельностей, а также основное содержание внутренней жизни личности. Самосознание создаёт смысловую сторону сознательностного отпечатка, которая вместе с рефлективной функцией сознания включается в переживание, определяя также и его содержательный характер. То есть утрачивается смысловая сторона эмотивных по своему характеру фактов. Поверим на слово) только в славянском слово и слава имеют одну и ту же смысловую сторону языка слов. Иными словами, вся смысловая сторона этой деятельности принадлежит взрослому, детям отводятся только исполнительные функции. Кроме того, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Вот мы и сделали второй шаг к освоению грамоты: переключили внимание детей с привычной им смысловой стороны речи на звуковую. Так же точно и в психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложения её на развитие звуковой, фонетической стороны речи и её смысловой стороны. Если это так, то очевидно, что метод исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения. Традиционное языкознание рассматривало, как уже упомянуто, звуковую сторону речи в качестве совершенно самостоятельного элемента, не зависящего от смысловой стороны речи. Поэтому плодотворным и в лингвистическом, и в психологическом отношении может явиться только такое изучение звуковой стороны речи, которое будет пользоваться методом расчленения её на единицы, сохраняющие свойства, присущие речи, как свойства звуковой и смысловой сторон. Можно, и это, скорее, смысловая сторона, без которой нельзя познать причин, — стремиться установить временную последовательность. В одном случае платье прикрывает тело, преследуя чисто практические цели, в другом, платье выделяет человека, определяет его положение в обществе, то есть отражает смысловую сторону понятия. Главным для него было глубокое проникновение в смысловую сторону произведения, его идейного содержания. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояние, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки. Смысловая сторона знаков, которая находится в сознании, обусловлена системой нейронных связей. Как показывает автор, становление смысловой стороны саморегуляции осуществляется благодаря роли близкого взрослого, в ходе общения с которым постигаются значение и смысл, при этом эмоции осуществляют первичную форму регуляции поведения. Пряжников ещё ярче подчёркивает смысловую сторону профессионального самоопределения. Философия изучает не только мир с позиций своей науки, но и стремится раскрыть смысловую сторону бытия, выступая в роли мировоззрения. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения. Смысловую сторону и общую структуру беседы я старался не затрагивать. Следует отметить, что теория информации изучает только количественную сторону происходящих событий без учёта смысловой стороны информации. Однако сегодня, конечно, уже возможно выявить некие инвариантные смысловые стороны понятия «гражданского общества». Восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике к а к процесс, обладающий функцией обобщения и условности; поэтому нам казалось правомерным говорить о нарушении смысловой стороны восприятия. Особенно велико влияние эмоционально-эстетической информации на содержательную, смысловую сторону речи, что основано на стереотипах восприятия человека человеком («приятный голос» — значит, «приятный человек» — значит, от него следует ожидать нечто приятное. А также выхолащивание смысловой стороны образования, сомнения в ценности знаний, которые даёт школа, снижение образовательной мотивации у детей при повышении ценности образования в глазах родителей. Интеграция аналитико-синтетической деятельности мозга ведёт к обобщённому восприятию фонем, развитию лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Именно взрослый раскрывает цель совершаемого действия, его смысловую сторону, от него малыш узнает о назначении предмета, его функции (совком копают, ложкой едят, расчёской причёсываются). Смысловая сторона действий с предметами развивается интенсивно. Детское словотворчество — это прежде всего метод познания, специфически детское средство ориентировки в звуковой и смысловой стороне слова. При этом развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата базируется на ориентировке детей на смысловую сторону речи и на партнёра. Решая проблему познания в системе гносеологического отношения «субъекта к объекту», субъект привносит в чувственно воспринимаемое представление или рационально-логический образ свои акценты из намерений, обусловленных его прежним опытом, формирует смысловую сторону своего отношения к объекту. Характер рисунков в литературных альбомах во многом соответствует характеру словесных текстов: в одном случае подчёркнута автографичность, в другом смысловая сторона записи. Этот коллективный редактор был необычайно чуток и к смысловой стороне воспоминаний, и к грамматике с синтаксисом, и к сбоям интонации. Слово-название даётся как итог выполнения инструкции, что развивает у детей восприятие, речь, её смысловую сторону.

Актуальное членение предложения.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Понятие данного и нового, или темы и ремы.

Актуальным членением предложений называется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой (новое) высказывания, остальная часть – темой (данное) высказывания.

Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение и постановка фразового ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем интонационно-смыслового членения может быть превраще­но в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение:

1. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на первом слове и отделение его от остальной части паузой актуализирует его в смысловой структуре предложе­ния, делает ремой, ядром высказывания, тогда как остальная часть превращается в, тему высказывания, смысловой фон выделенного компонента.

2. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на втором слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой. Актуализированным оказа­лось подлежащее.

3. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на третьем слове и от­деление его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой высказывания, его психологическим предикатом. Актуализированным оказалось сказуемое.

4. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на четвертом слове и от­деление его паузой от остальной части актуализирует его в смысловой структуре высказывания, делает ремой. Актуализиро­ванным оказалось обстоятельство места (направление действия).

Конечно, актуализированными могут оказаться все члены предложения: Сейчас я пойду домой. Однако такое равно­мерное распределение актуализации смысла является утрирован­ным. Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов высказывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуаль­ного членения предложения.

 

Предложения со словосочетанием СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ

Изображения описываемых в житиях событий выполняли не только иллюстративную функцию, но были также способом интерпретации, комментирования литературного текста, расширением его смыслового поля. Иррациональность в культуре проявилась в засилье массовой культуры, в недооценке общечеловеческих ценностей, что привело к расщеплению единого смыслового поля культуры на множество обособленных сфер. Таким образом, степень сформированности смыслового компонента деятельности определяется полнотой содержания когнитивного и аффективного начала, широтой представленности личностного смыслового поля в пространстве спортивной деятельности, адекватности его акцентов на действие и деятельность в хронологии достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. При обследовании ребёнка дошкольного возраста должен быть определён уровень сформированности предметной и особенно игровой деятельности — её основных структурных компонентов (перенос значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), исследованы некоторые стороны психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Карты «Астромифологической колоды» содержат несколько смысловых полей: мифологическую сцену, игральную карту, созвездие, букву латинского алфавита, две жанровые сценки и растение со своим особым смыслом.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова виньетка (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Помещая его в то или иное смысловое поле, пользователь как бы доводит до совершенства оказавшийся в его распоряжении артефакт. Недаром через несколько лет получит широкое распространение лозунг «сонно дзёи» («почитание императора и изгнание варваров»), то есть император и ксенофобия попадут в одно и то же смысловое поле. При выявлении общего смысла для каждого из субъектов формируется общее смысловое поле взаимодействия. Создаются смысловые поля: торжественная красота мира и человеческий интерес. Вроде смысловые поля близкие, но в первом случае мы предупреждаем зло, купируем его на ранней стадии, а во втором — отбиваемся и противодействуем уже набравшему силу процессу. Расширение смыслового поля деятельности у подростка-спортсмена проявляется в обновлении содержания: целеориентированных установок; технологических цепочек их реализации в условиях творческого поиска; средств, методов и форм организации деятельности, развивающих интенциональный опыт, позиционирующий факты самоактуализации личности. Поскольку это понятие далеко в философии от сколь бы то ни было однозначного понимания, постольку и для нас утверждение о наличии некой связи между символическими ивановскими референтами и «необъектным уровнем реальности» является пока только декларационным тезисом, выполняющим по сути лишь функцию демаркационной линии для ограничения смыслового поля дальнейших рассуждений и предполагающим, конечно, своё постепенное реально-содержательное насыщение. Выламывающиеся из картинки элементы существовали на периферии смыслового поля. Исследование смысловых полей младших подростков-спортсменов позволяет констатировать наличие самостоятельных позиций: «особенности деятельности», «другие», «социальная среда». Процесс спортивной подготовки подростка целесообразно ориентировать на обучение не только стратегиям синергии смысловых полей в партнёрских взаимодействиях, но и способам позиционирования личностного смысла и успешной деятельности в условиях противоборства смыслов. Однако даже при отсутствии у человека чётко определённого представления о каком-либо фрагменте его картины мира у него имеется некоторое смысловое поле, связанное с соответствующим понятием. Формирование смыслового поля слова осуществляется посредством социально-культурного контекста и состоит из четырёх отдельных процессов: человек запоминает внешние проявления, сопровождающее произнесение этого слова, потом усваивает контексты его употребления, соотносит и интегрирует их с размышлениями других людей, осмысливает самостоятельно результат этих процессов — и в итоге получает представление о значении этого понятия. Борн писал, что «стиль» придаёт устойчивость принципам научной деятельности и единству смыслового поля, в котором работают учёные, или, по крайней мере, позволяет прогнозировать и отвергать то, что им чуждо. Сейчас, двадцать лет спустя, эти две книги можно представить как своего рода диптих, который задавал смысловое поле рождающейся христианской психологии. Уровни идентификации с городом (в том числе приверженность городу разных социальных групп, степень территориальной мобильности населения; отношение к иногородним; соотнесённость актуальных личностных проблем с городской средой; смысловые поля идентификации «человек-город» (восприятие города) в разных социальных группах; фокус идентификации как основа для выработки имиджа города). Важнейшими комплексами, существующими в смысловом поле конкретной цивилизации можно считать мировоззрение (прежде всего, религию), хозяйственный уклад и культурную практику (то есть применение элементов культуры в обыденной жизни). Предварительный ответ на этот вопрос следует из отмеченного уже различения самого артефакта и задаваемого им смыслового поля, в котором должен проявиться соответствующий артефакту мир. Но, поскольку нет никакой возможности так далеко уходить в сторону и давать сводку по вопросам интерпретации «духа» и «культуры», постольку главное — чтобы «нечто большее» в контексте именно этой книги имело весьма определённое смысловое поле, иначе мы с читателем не сможем понять друг друга. Чтобы всё же добиться отчётливости смыслового поля, охватываемого понятием, и, напротив, сделать каждое из понятий более гибким, мы обращаемся к словам. Количество выделенных факторов отражало когнитивную сложность смыслового поля (объектов анализа) в сознании респондентов. Всё это, возможно, не вполне отчётливо создаёт фон для социальной драмы «маленького человека», но вместе с тем излучает домашнее тепло, камерность становится смысловым полем, смягчающим драматические, диссонантные отношения между людьми, а невыносимые личностные драмы выражаются мягко, на полутонах. Поскольку смысл существует как нечто определённое только в составе единого «смыслового поля», динамику смысла нельзя представить как некий «поток» изолированных смыслов, в котором одни констелляция смысловых единиц сменяется другой. Если представить «смысловое поле» в виде некоего кристалла, то смена смысловых состояний, включая образование новых смыслов, будет выглядеть как поворот кристалла к актуальному бытию то одной, то другой своей гранью, без изменения самого этого кристалла. Можно также представить «смысловое поле» как многослойную структуру, в которой «глубина залегания» слоя пропорциональна готовности к актуализации. Эффект «появления» смысла той или иной чувственно переживаемой вещи — есть не что иное, как усмотрение «места» данной вещи в составе единого «смыслового поля». Задавая иерархию «готовностей к актуализации» различных единиц информации, мы тем самым как бы указываем «место», откуда должны начинаться развёртки цепочек взаимосвязанных смысловых единиц — и тем самым указываем «место» данного образа или представления по отношению ко всем прочим возможным чувственным переживаниям, составляющим в совокупности «смысловое поле». Единственной подлинной реальностью является целостное «смысловое поле», в котором каждый смысл обретает определённость через соотношение со всеми другими смыслами или, образно говоря, через «место», занимаемое им внутри «смыслового поля». То есть это та часть «смыслового поля», которая безусловно готова к актуализации при наличии в субъективной реальности данного, ассоциированного с этой частью «смыслового поля», чувственного содержания. Если представить «смысловое поле» в виде «сети» взаимосвязанных смыслов, то «узлы» этой сети — это те или иные, настоящие, прошлые и будущие, действительные и возможные чувственные переживания, а собственно смыслы образуют систему связей между этими «узлами». Таким образом, не существует отдельно «субъективной действительности» (перцептивного поля и поля представлений) и «смыслового поля», но есть единая структура, состоящая из чувственности и смыслов. Актуально переживаемое как бы «высвечивает» часть «смыслового поля», придавая интенционально сопряжённым с ним смыслам несколько большую степень действительности, бытийной полноценности. Несколько слов нужно сказать о содержательной стороне смыслового поля. На эти «квазиреальные» отношения в смысловом поле накладываются ещё и отношения, детерминированные отношением субъекта к тем или иным предметам или положениям дел. Отсюда следует вывод, что структура «смыслового поля» чрезвычайно сложна, она гораздо сложнее структуры того, что мы обычно называем «реальным миром», она «многослойна» и структурирована самыми различными «квазиреальными» отношениями, а также отношениями, детерминированными самим субъектом. Детальный анализ структуры «смыслового поля», однако, не входит в задачу нашего исследования. Не нарушает ли это обстоятельство единство и единственность смыслового поля? Следует различать само смысловое поля и его многочисленные рефлексивные образы. Наиболее точная, подробная, объективная «карта» смыслового поля представлена с нашей точки зрения в современной квантово-релятивистской физической картине мира. Религиозная, мистическая, мифологическая и другие картины мира также отображают смысловое поле в преломлении через определённые человеческие потребности и интересы. Более того, сами эти рефлексивные «картины мира» — есть части того смыслового поля, которое они отображают, и как таковые они также участвуют в процессах смыслообразования. Смысловое поле забьётся, и тема элиты из реальной проблемы превратится в «обсуждалово» по поводу коррумпированных чиновников и непатриотичных бизнесменов.

Неточные совпадения

Выстраивая в иерархические ряды значимости те или иные результаты тестирования, мы должны понимать, что реализация интеллекта в апробированных тестах осуществляется на содержательном и исполнительском полях конкретной деятельности, имеющей свою смысловую обусловленность. Всё прочее (если оно вообще существует) — дано через посредство фактов сознания: либо в виде чувственных образов (если мы признаём, что за образами, в качестве их «внешней причины», стоят «сами вещи»), либо в виде смысловых образований (например, когда мы говорим об элементах научной картины мира — атомах, полях, элементарных частицах и т. п.). Этот процесс был сопряжён с расширением поля синергийной коммуникативной рефлексии, рекурсии, встроенной в сами процессы генерации нового знания как продукта циклического взаимодействия, смыслового обмена и порождения новых смыслов в нелинейной, неравновесной знаниевой социокультурной среде. Под влиянием формирования этого класса, попадая в его смысловое и силовое поле, государственные управляющие системы перерождаются. Первый постоянно стремится укрепить смысл, поддержать и обогатить поле социального, вторая не менее настойчиво обесценивает любую смысловую энергию, нейтрализует её или направляет в обратную сторону. Смысловыми блоками — этапами построения физической картины мира — являются: классическая физика, включающая механику, оптику, термодинамику, электродинамику, и неклассическая физика, включающая специальную и общую теорию относительности, квантовую механику, квантовую теорию поля, элементы построения единой теории поля. Называя эти «субсферы» семантическими полями, «стянутыми» вокруг смысловых центров — ключевых слов, исследовательница, в частности, рассматривает с помощью данной терминологии риторику фашизма и вычленяет ряд её главных семантических полей, определяемых словами «борьба», «раса», «превосходство», «пол» и т.

Предложения со словом «смысловой»

При этом субъективной основой построения деятельности на основании смысловой логики жизненной необходимости выступает не столько прямое отражение в сознании жизненных смыслов объектов и явлений (феноменологический аспект смысла), сколько преломление их в превращенной форме смысловых структур личности (деятельностный аспект), которые, не будучи даны субъекту в образе, функционируют как внутренние регуляторные механизмы, воздействующие на протекание самих процессов деятельности и психического отражения. Запорожец, – когда смысловой опыт, опыт отношения субъекта к определенному роду предметов, приобретенный в предшествующих действиях, в чем-то фиксируется, приобретает своего материального носителя и вследствие этого получает возможность актуализироваться до нового действия, предвосхищая его характер и направление» (Запорожец, 1960, с. В результате извлечения вторичной предикации из глубинной смысловой структуры ДС и фиксации ее во внешне выраженной синтаксической форме грамматически «нормального» предикативного акта отчетливо проявляется то обстоятельство, что вторичная предикация как бы надстроена над (или «пристроена» к) первичной, одновременно получая, тем самым, и свободу от формального предикативного синтаксиса, и лингвистическую легитимность – референциальное основание. Спирмена, в которой роль G-фактора максимальна в сложных математических и абстрактных вербальных действиях и математический интеллект занимает в иерархии соотнесенности с генеральным фактором одно из ведущих мест, с большим сомнением сохранит свою структуру в условиях конкретной узконаправленной деятельности, ориентированной на смысловой анализ подростком-спортсменом контекста речи тренера-преподавателя. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Последовательность предложений, не соотносимых с какой-то одной ситуацией, представляемой говорящим, и поэтому лишенных смысловой целостности, текста, как правило, не образует. Понятие речевой жанр оказывается шире понятия функционально-смысловой тип текста (речи)за счет большей вариативности проявления в речевом материале, адекватности описания разнообразного речевого материала целевым установкам собеседников и различным параметрам ситуации общения. Так, рекуррентность ключевых слов тексте, основанная на импликации, рассматривавшейся выше как проявление смысловой целостности сверхфразового единства, являются в то же время с точки зрения структурной организации сверхфразового единства формальными показателями связи между входящими в него предложениями. Другим же смыслам требуются дополнительные условия для их «актуализации» – и они, таким образом, составляют некий «смысловой фон», какие-то части которого, однако, могут стать «текущим смысловым состоянием» в следующий момент времени. Пределы этой смысловой системы высказываний в составе речи заданы имеющимися логическими формами и их совокупностями (каскадами, сопоставлениями, сравнениями, противопоставлениями и альтернативами высказываний).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *