Звонкие и глухие согласные: таблица и правила
В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.
Для чего это нужно?
Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.
Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.
- К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
- Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.
- Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.
Пары звонких и глухих согласных
Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:
- б-п,
- в-ф,
- г-к,
- д-т,
- з-с,
- ж-ш.
Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.
Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками
Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?
Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут, бутка.
И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладьба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.
Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.
Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.
Видео-урок про звонкие и глухие согласные:
Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках
Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки
Игры и упражнения на закрепление
steshka.ru
Упражнения «Звонкие и глухие согласные звуки», ФГОС
Звонкие и глухие согласные звуки.
Карточка № 1
Выпал первый снежок. Побелели тропки в лесу. Берега речки Камышинка оделись в прозрачный ледяной воротничок.
1. Запиши текст.
2. Во втором предложении подчеркни глухие согласные, в третьем предложении — звонкие согласные.
Карточка № 2
Прочитай.
Б В Г _________
П Ф К _________
1. Допиши парные согласные.
2. К каждой паре подбери примеры слов.
3. Запиши эти пары слов.
Карточка № 3
На реке у берега стоял ______. Спелый _____упал на землю. Ребята бежали на ________. У Алёши в руках был _______. Мальчик гонит гусей на _______.
Слова для справок: плод, плот, прут, пруд.
1. Чем похожи слова, данные для справок? В чём их различие?
2. Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу слова. Рядом напиши проверочные.
3. Составь и запиши предложения со словами молод, молот.
Карточка № 4
Выпал сне__ . Кате хотелось по сне_ ку погулять. Она вышла в са _ . Там был сле _ зверька.
1. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать слова с пропущенными буквами без ошибок?
2. Дополни текст 1-2 предложениями. Запиши их.
3. Подчеркни согласные в конце слов. Подбери проверочные слова.
Карточка № 5
Снег да мороз царствует всюду. Избы стоят притихшие. Из труб валит дым. Суровый январь заглянул и в лес. Около старой ёлки громадный сугроб. Может, там медведь спит?
1. Как понять выражение царствуют всюду?
2. Выпиши слова, в которых звонкую согласную на конце слова надо проверять.
3. Запиши два последних предложения. Запиши ответ на предложение-вопрос.
Карточка № 6
Стоят жаркие деньки. Глеб и Олег бегут на пляж. Там ребята строят плот. Рядом морская вода омывает берег и ноги мальчиков. Они бегут купаться. Хороша водица!
1. Как бы ты озаглавил данный текст?
2. Выпиши предложения, в которых есть орфограмма на парную согласную на конце слова.
3. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери к ним проверочные слова. Повтори правило.
Карточка № 7
Мороз не страшен.
Лес скинул листву. Он стал совсем голым. Тихо подкрался мороз. У берегов озера лёг тонкий лёд. Стайки рыб спрятались на дно. Там им тепло.
1. Перечитай текст по слогам. Обрати внимание на слова, которые могут вызвать у тебя затруднения при написании.
2. Подумай, сколько частей в этом тексте. Вторую часть начни писать с красной строки.
3. Запиши текст по памяти. После написания сделай сам проверку.
Карточка № 8
Изгоро _ ь, шка _ , стол _ , бро _, гара _ , гла _ , пока _ , поез _ , шар_ , бро _ь.
1. Подумай, какие парные согласные ты напишешь на конце каждого слова? Какие подберешь проверочные слова?
2. Запиши эти пары слов. Первым записывай проверочное слово. Подчеркни орфограмму.
3. С одним из слов составь предложение. Запиши его. Подчеркни парную согласную на конце слова.
Карточка № 9
Друг — человек, близкий по интересам, товарищ, приятель.
Дуэт — музыкальное произведение для двух исполнителей.
1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.
2. Запиши одно из толкований, по выбору.
3. С одним из слов составь предложение и запиши его.
4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Вспомни правило.
Карточка № 10
Герб — отличительный знак государства.
Герб — отличительный знак города, земли (области).
Долг — обязанность; то, что необходимо выполнить.
Долг — то, что взято на время, взаймы.
1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.
2. Запиши одно из толкований, по выбору.
3. С одним из слов составь предложение и запиши его.
4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери проверочные слова.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Звонкие и глухие согласные в английском языке: таблица и произношение
В английском алфавите насчитывается 24 согласных звука (consonants). Они воспроизводятся с помощью верхнего нёба, зубов, губ и дыхания. Фонетика английского языка разделяет согласные на 2 категории: шумные (они согласно правилам будут делиться на звонкие и глухие согласные) и сонорные.
Звонкие согласные
Во время произношения или чтения звуков голосовые связки напрягаются и сближаются. Воздух, выдыхаемый при этом, заставляет связки вибрировать. В итоге – получаются звонкие звуки.
Классификация звонких согласных:
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | b | [b] | [б] | celebration [seli’breiʃən], exhibition [eksi’biʃən], good-bye [’gud’bɑi] |
2 | [d] | [д] | blade [bleid], children [’tʃildrən], credit [’kredit] | |
3 | g | [g] | [г] | begin [bi’gin], dog [dɔg], fog [fɔg] |
4 | g, j | [dʒ] | [дж] | gadget [’gœdʒit], geography [dʒi’oɔgrəfi], jump [dʒʌmp] |
5 | g, s | [ʒ] | мягкий [ж] | garage [‘gœrɑ:ʒ], hedge [hedʒ], illusion [|ɪˈluːʒn] |
6 | th | [ð] | кончик языка – между зубами, и произносится [з] | brother [’brʌðə], father [’fɑ:ðə], mother [’mʌðə] |
7 | v | [v] | [в] | extravagant [iks’trœvigənt], favour [’feivə], forgive [fə’giv] |
8 | s, z | [z] | [з] | dozen [dʌzn], excuse [iks’kju:z], heavens [’hevənz] |
Глухие согласные
Во время произношения глухих согласных органы речи находятся в расслабленном состоянии. Воздух, выдыхаемый при этом, проходит свободно. На образование звука влияют лишь зубы, язык и губы.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | c | [k] | [к] с придыханием | uncle [’ʌnkl], actress [’œctris], biscuit [’biskit] |
2 | ch | [tʃ] | [ч] | chance [tʃɑ:ns], children [’tʃildrən], watch [wɑːtʃ] |
3 | f | [f] | [ф] | wife [wɑif], afternoon [’ɑ:ftə’nu:n], careful [’kɛəful] |
4 | p | [p] | [п] | trip [trip], unpleasant [ʌn’pleznt], company [’kʌmpəni] |
5 | s | [s] | [с] | tourist [’tuərist], understand [,ʌndə’stœnd], west [west] |
6 | sh | [ʃ] | мягкий [ш] | bookshop [’bukʃɔp], english [’iηgliʃ], shilling [’ʃiliη] |
7 | t | [t] | [т] | variety [və’rɑiəti], wallet [’wɔlit], winter [’wintə] |
8 | th | [θ] | кончик языка – между зубами, и произносится [с] | birthday [’bə:θdei], cathedral [kə’θi:drəl], thing [θiη] |
9 | h | [h] | слабый звук [х], получаемый при выдохе | rehearsal [ri’hə:səl], hold [hould], heart [hɑ:t] |
Сонорные согласные
Сонорные – это особая группа согласных. При их произношении воздушный поток слаб и имеет лишь незначительные преграды, голос преобладает над шумом. Сонорные в английском языке называют английскими сонантами. Также они не имеют звучную пару (звонкий – глухой), как, например, v – f или z – s.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | l | [l] | [л] | real [‘riəl], school [sku:l], television [’teli’viʒən] |
2 | m | [m] | [м] | remember [ri’membə], summer [’sʌmə], swim [swim] |
3 | n | [n] | [н] | sun [sʌn], technology [tek’nɔlədʒi], national [’nœʃnəl] |
4 | ng | [ŋ] | звук [н] произносится задней стенкой языка | strong [strɔη], rebuilding [’ri:’bildiη], youngster [’jʌηstə] |
5 | r | [r] | [р], как в слове «жребий» | rest [rest], revolver [ri’vɔlvə], tomorrow [tə’mɔrou] |
6 | y | [j] | [й] | yard [jɑ:d], yesterday [’jestədi], yellow [’jelou] |
7 | w | [w] | губы готовятся к получению звука [у], но произносится [в] | own [own], reward [ri’wɔ:d], warm [wɔ:m] |
Классификация согласных звуков в английском языке
В английском языке согласные звуки классифицируют:
- По способам артикуляции, т. е. по расположению органов речи во время произношения:
- смычно-взрывные;
- смычно-носовые;
- щелевые;
- смычно-щелевые.
- По месту артикуляции и активному органу, создающему препятствие для выходящего потока воздуха:
- губно-губные;
- губно-зубные;
- межзубные;
- альвеолярные.
Смычные взрывные согласные
Смычный согласный получается, когда активные органы речи, смыкаясь, препятствуют прохождению воздуха. Один из видов смычных согласных – взрывные.
Звук размыкающихся органов речи похож на маленький взрыв.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | b | [b] | [б] | baby [’beibi], assembly [ə’sembli] |
2 | p | [p] | [п] | peace [pi:s], newspaper [’nju:speipə] |
3 | d | [d] | [д] | dress [dres], episode [’episoud] |
4 | t | [t] | [т] | tender [’tendə], understand [,ʌndə’stœnd] |
5 | g | [g] | [г] | garden [gɑ:dn], forget [fə’get] |
6 | с | [k] | [к] с придыханием | cat [kœt], detective [di’tektiv] |
Смычные носовые согласные
Звук называется носовым, если он произносится при сомкнутых органах речи и воздух при этом выходит через носовую полость.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | m | [m] | [м] | empty [’empti], madam [’mœdəm] |
2 | n | [n] | [н] | dinner [’dinə], man [mœn] |
3 | ng | [ŋ] | [н] произносится задней стенкой языка | driving licence [’drɑiviη ’lɑisəns], morning [’mɔ:niη] |
Если Вы устали учить английский годами?
Наши читатели рекомендуют попробовать 5 бесплатных уроков курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» с Анастасией Божок.
Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет! Удивлены?
Получите 5 бесплатных уроков здесь…
Без домашки. Без зубрежек. Без учебников
Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:
- Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
- Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
- Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
- Скачаете словарик в форматах PDF и MP3, обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз
Получить 5 уроков бесплатно можно тут
Щелевые согласные
При произношении щелевых согласных артикуляционные органы не смыкаются полностью
, оставляя щель выходящему воздуху.№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | th | [θ] | кончик языка помещается между зубами, и произноситься [c] | nothing [’nʌθiη], something [sʌmθiη] |
2 | th | [ð] | кончик языка помещается между зубами, и произноситься [з] | another [ə’nʌðə], breathe [bri:ð] |
3 | sh | [ʃ] | [ш] | brush up [brʌʃ ʌp], cashier [kœ’ʃiə] |
4 | g, s | [ʒ] | [ж] | hedge [hedʒ], measure [’meʒə] |
5 | s | [s] | [с] | kiosk [ki’ɔsk], last [lɑ:st] |
6 | s, z | [z] | [з] | easy [’i:zi], zebra [’zi:brə] |
7 | h | [h] | слабый [х] с придыханием | happy [’hœpi], holiday [’holidei] |
8 | f | [f] | [ф] | hopeful [’houpful], food [fu:d] |
9 | v | [v] | [в] | give [giv], heavy [’hevi] |
10 | w | [w] | губы готовятся к получению звука [у], но произносится [в] | Norwegian [nɔ:’widʒən], water [wɔ:tə] |
11 | r | [r] | [р], как в слове «жребий» | umbrella [ʌm’brelə], rubber [’rʌbə] |
12 | y | [j] | [й] | yellow [’jelou], Yorkshire [’jɔ:kʃiə] |
13 | l | [l] | [л] | title [’tɑitl], lobster [’lɔbstə] |
Смычные щелевые согласные
Смычно-щелевые согласные образуются путём медленного открывания сомкнутых органов речи, создающих щель.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | ch | [tʃ] | [ч] | cheese [tʃi:z], chance [tʃɑ:ns] |
2 | g, j | [dʒ] | [дж] | jump [dʒʌmp], German [’dʒə:mən] |
Губно-губные согласные
Преградой для выдыхаемого воздуха может служить любой из органов речи.
При сближении нижней и верхней губ создаются губно-губные звуки.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | p | [p] | [п] | improve [im’pru:v], keep [ki:p] |
2 | b | [b] | [б] | library [’lɑibrəri], object [’obdʒekt] |
3 | m | [m] | [м] | plumber [’plʌmə], promise [’prɔmis] |
4 | w | [w] | губы готовы к получению звука [у], но произносится [в] | reward [ri’wɔ:d], sweet [swi:t] |
Губно-зубные согласные
Губно-зубными называют звуки, при произнесении которых нижняя губа и верхние зубы соприкасаются.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | f | [f] | [ф] | wife [wɑif], fun [fʌn] |
2 | v | [v] | [в] | village [’vilidʒ], vase [vɑ:z] |
Межзубные согласные
Межзубные звуки получаются, когда кончик языка располагается между передними верхними и нижними зубами.
Рассмотрим пару таких звуков:
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | th | [θ] | кончик языка – между зубами, и произноситься [c] | thriller [’θrilə], thank [θœηk] |
2 | th | [ð] | кончик языка – между зубами, и произноситься [з] | this [ðɪs], themselves [ðəmˈselvz] |
Альвеолярные согласные
Альвеолярные согласные получаются, когда кончик языка смыкается с альвеолами или образует с ними щель.
Таблица альвеолярных согласных:
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | t | [t] | [т] | quality [’kwɔliti], radiator [’reidieitə] |
2 | d | [d] | [д] | radio [‘reidiou], second [’sekənd] |
3 | n | [n] | [н] | sergeant [’sɑ:dʒənt], telephone [’telifoun] |
4 | l | [l] | [л] | translation [trœns’leiʃən], wallet [’wɔlit] |
5 | s | [s] | [с] | stream [stri:m], necessity [ni’sesiti] |
6 | s, z | [z] | [з] | proposal [prə’pouzəl], freeze [fri:z] |
Изменение звучности согласных
Группы звуков превращаются в слова и словосочетания. Звучность согласного при этом может меняться от глухого до звонкого, в зависимости от предшествующего ему гласного или согласного.
Например, правильные глаголы в Past Simple с окончанием –ed (звук [e] не произносится):
- Звук [d] произносится звонко, если перед окончанием -ed стоит согласный звонкий звук:
- loved [ˈlʌvd];
- cleaned[ˈkliːnd];
- changed [tʃeɪndʒd].
- Звук [d] будет оглушаться до [t], если перед окончанием -ed – согласный глухой звук:
- checked [tʃekt];
- hoped [hoʊpt];
- liked [ˈlaɪkt].
- Звук [d] произносится звонко, если перед окончанием -ed – гласный звук:
- cried [kraɪd];
- freed [ˈfriːd];
- tried [traɪd].
- Исключением являются слова, в которых перед окончанием -ed – согласный глухой звук [t].
В этом случае [ed] произносится как [id]:- accented [ˈæksentɪd];
- corrected [kəˈrektɪd];
- fated [ˈfeɪtɪd].
Изменение звучности согласных звуков происходит и во множественном числе английских существительных:
- Звук [s] произносится глухо [s], если перед ним стоит согласный глухой звук:
- gates [ɡeɪts];
- lakes [ˈleɪks];
- mistakes [mɪˈsteɪks].
- Звук [s] произносится звонко [z], если перед ним стоит согласный звонкий звук:
- pigs [pɪɡz];
- records [rɪˈkɔːdz];
- things [ˈθɪŋz].
Связанная речь
Последние согласные в слове также могут менять звучание во время связанной речи, например:
- Звонкий [d] в конце слова «played» звучит как [t] из-за последующего глухого звука «t» в слове «tennis»: He played tennis on Monday.
- Звонкий [b] в слове «club» звучит как [p] из-за последующего глухого звука «t» в предлоге «to»: She went to the club to meet her friend.
Заключение
Правильное произношение звуков на английском языке требует знания английской фонетики и постоянной практики. Важно понять, чем русские звуки различаются с английскими.
В правильном произношении англоязычных слов поможет просмотр фильмов на иностранном языке, общение с носителями языка по Skype и слушание иностранной музыки. Старайтесь и получайте удовольствие от изучения английского языка.
Запишитесь на бесплатное вводное занятие английского по Скайпу
eng911.ru