Составить уравнение реакций – Как составить уравнение химической реакции: последовательность действий :: SYL.ru

Составление уравнений реакций — Знаешь как

Знакомясь со свойствами галогенов, мы уже много раз встречались с реакциями окисления-восстановления. Эти реакции нередко выражаются довольно сложными уравнениями с большими коэффициентами при формулах веществ, участвующих в реакции. При составлении таких уравнений главное затруднение представляет правильный подбор коэффициентов. Существует несколько приемов нахождения коэффициентов, наиболее простым из них является прием, основанный на подсчете электронов, приобретаемых и отдаваемых вступающими в реакцию веществами.

Так как при реакциях окисления-восстановления электроны не берутся откуда-то со стороны, а только переходят от одних атомов или ионов к другим, то очевидно, что число электронов, приобретаемых окислителем, должно равняться числу электронов, отдаваемых восстановителем. Поэтому, составляя уравнение реакции между окисляющим и восстанавливающим веществами, коэффициенты при формулах этих веществ подбирают так, чтобы произведение из числа реагирующих атомов или молекул окисляющего вещества на число приобретаемых им электронов равнялось аналогичному произведению для восстанавливающего вещества.

Подсчет числа электронов, отдаваемых восстановителем и приобретаемых окислителем, нетрудно произвести, зная, как изменяется в результате реакции валентность атомов или ионов окислителя и восстановителя.

При составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций необходимо, конечно, знать, во что превращаются окисляющие и восстанавливающие вещества в результате реакции. Нередко это можно заранее предсказать на основании известных свойств реагирующих веществ. Нужно также учитывать, что если реакция протекает в водном растворе, то в ней может принимать участие вода; вопрос об участии воды выясняется при составлении уравнения реакции.

Попробуем составить несколько уравнений окислительно-восстановительных реакций, чтобы на конкретных примерах ознакомиться с приемом нахождения коэффициентов.

1. Окисление, йодистого, водорода концентрированной серной кислотой. При действии конг центрированной серной кислоты на йодистый водород выделяется свободный иод, а серная кислота восстанавливается до сероводорода.

Схема этой реакции такова:

HJ + H24 → J2 + H2S

Определяем валентность участвующих в окислении-восстановлении элементов до и после реакции и отмечаем ее римскими цифрами над символами элементов:

HJ + H2SO→ J2 + H2S

Из схемы видно, что валентность иода повысилась с —1 до 0; следовательно, иод окислился и каждый ион его потерял в процессе реакции один электрон. Валентность же серы понизилась с +6 до —2, т. е. сера восстановилась. Понижение валентности серы произошло вследствие перехода электродов от иода к серной кислоте. Можно принять, что при этом каждый атом  серы, ковалентно связанный с атомами кислорода в серной кислоте, присоединил восемь электронов и превратился в ион S

Обозначив этот атом через S (+VI), записываем происходящее при реакции перемещение электронов в виде следующих электронных уравнений:

Составление уравнений реакций

Так как число электронов, отдаваемых ионами иода, должно равняться числу электронов, присоединяемых атомами серы S(+VI) в молекулах серной кислоты, то очевидно, что на каждый атом серы надо взять восемь ионов иода, т. е. на одну молекулу H2SO4 восемь молекул HJ. Это и отмечено цифрами, стоящими слева от написанных уравнений. Таким образом, мы находим коэффициенты при окислителе и восстановителе, а вместе с тем и коэффициенты для веществ, получающихся в результате окисления-восстановления, так как совершенно ясно, что из восьми молекул HJ должны образоваться четыре молекулы J2 и из одной молекулы H2

SO4только одна молекула H2S. Подставляя найденные коэффициенты в схему реакции, получаем:

8HJ + H2SO4 → 4J2 + H2S

Сравнивая теперь число атомов водорода в обеих частях схемы, находим, что в правой части недостает восьми атомов водорода. Очевидно, что, помимо указанных в схеме непосредственных продуктов окисления-восстанозления, при реакции образуется еще вода. Число молекул воды устанавливаем, исходя из числа недостающих атомов водорода. Вводя в правую часть схемы четыре молекулы воды, получаем окончательное уравнение реакции:

8HJ + H2SO4 = 4J2 + H2S + 4H2O

Наконец, проверяем число атомов кислорода з обеих частях уравнения и убеждаемся, что уравнение составлено правильно.

2. Окисление меди разбавленной азотной кислотой. При взаимодействии меди с разбавленной азотной кислотой продуктами окисления-восстановления являются азотнокислая медь Сu(NO

3)2 и окись азота:

Сu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO

Из схемы видно, что в результате реакции атом меди окисляется, теряя два электрона, а пятивалентный атом азота восстанавливается, присоединяя три электрона: 

Составление уравнений реакций

Следовательно, для окисления трех атомов меди требуются две молекулы азотной кислоты и в результате окисления-восстановления должны получиться три иона меди, входящие в состав Cu(NO3)2, и две молекулы NO:

3Cu + 2HN03 →3Cu(N03)2 + 2NO

Однако, сравнивая число атомов меди и азота в обеих частях схемы, мы видим, что справа на шесть атомов азота больше, чем слева. Чтобы уравнять число атомов азота, нужно в левой части схемы увеличить коэффициент при формуле азотной кислоты до восьми. Таким образом, всего в реакции будут участвовать восемь молекул азотной кислоты; но из них только две расходуются на окисление меди, так как только два атома азота понижают свою валентность с +5 до +2:

3Cu + 8HNO3→ 3Cu(NO3)2 + 2NO

Проверяем теперь число атомов водорода. В левой части схемы восемь атомов водорода, тогда как в правой водород совсем отсутствует. Очевидно, при реакции образуются еще четыре молекулы воды. Указав их в правой части схемы, получаем окончательное уравнение реакции:

3Cu + 8HNO3= 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4Н20

Реакции, при которых окислитель или восстановитель, кроме выполнения своей основной функции, расходуется еще на связывание образующихся при реакции ионов, встречаются довольно часто. Во всех таких случаях подбор коэффициентов производится, как указано выше.

В ионной форме рассматриваемая реакция выразится уравнением:

3Cu + 8Н + 2NO

3‘= 3Сu•• + 2NO + 4Н2O

из которого особенно, ясно видно, что на окисление трех атомов меди расходуются только два иона NO3‘, т. е. две молекулы азотной кислоты, а не все восемь, указанные в молекулярном уравнении.

При проверке правильности составления ионных уравнений следует иметь в виду, что во всяком ионном уравнении не только общее число атомов каждого элемента в той и другой части уравнения должно быть одинаково но и алгебраическая сумма всех зарядов в левой части уравнения должна равняться алгебраической сумме зарядов в правой части уравнения. Так, например, в данном случае в правой части уравнения шесть положительных зарядов (+2•3), в левой — алгебраическая сумма зарядов тоже равна шести (+ 8 — 2).

На основании разбора приведенных примеров можно рекомендовать придерживаться следующего порядка составления уравнений окислительно-восстановительных реакций:

1. Составить схему реакции, указав в ней вступающие в реакцию вещества и продукты окисления-восстановления.

2. Определить валентность участвующих в реакции элементов до и после реакции и установить, какие атомы или ионы окисляются и какие восстанавливаются.

3. Составить электронные уравнения для процесса окисления и для процесса восстановления и найти наименьшие числа, на которые нужно умножить эти уравнения, чтобы число электронов в обоих уравнениях стало одинаковым.

Найденные числа являются коэффициентами при окислителе и восстановителе. Тем самым определяются коэффициенты для веществ, получающихся в результате окисления-восстановления. Коэффициенты для остальных веществ, если таковые участвуют в реакции, подбираются в последнюю очередь путем подсчета атомов (ионов) в обеих частях уравнения.

В заключение следует указать, что очень многие вещества проявляют окислительные или восстановительные свойства только в определенной среде — кислой или щелочной. Так, например, азотная кислота, или, точнее, ионNO

3‘, является энергичным окислителем в кислой среде, но не проявляет окислительных свойств в нейтральной среде, когда мы берем его в виде какой-нибудь соли азотной кислоты; галогены (хлор, бром) наиболее сильно проявляют окислительные свойства в щелочной среде и т. д.

На практике для создания в растворе кислой среды обычно пользуются серной кислотой, а для создания щелочной среды — едким натром или едким кали.

Главные окислители: перманганат калия и двухромо-вокислый калий в сернокислом растворе, азотная кислота, галогены, бертолетова соль, гипохлорит натрия, перекись водорода.

Главные восстановители: неблагородные металлы и водород, уголь, кремний, окись углерода, соединения двухвалентного олова, сероводород, сернистая кислота, йодистый водород и др.

112 113 114

Вы читаете, статья на тему Составление уравнений реакций

znaesh-kak.com

Как составлять уравнения химической реакции? Внутри.

вам посоветую разыскать учебники для школ и вузов за 60-70-80-е годы издания там проще и доступнее объясняется (можно скачать в интернете или купить в букинистике если повезет! ) первый ответ вам кое- что прояснил но вам для глубокого понимания надо самому разобраться — ведь вам здесь всего обьяснить невозможно! есть классы неорганических веществ — простые и сложные сложные — оксиды гидроксиды соли кислоты … в зависимости от этого и некоторых других факторов и выясняют направление реакции и её продукты.. . в каждой реакции должен быть баланс элементов — количество атомов в обеих частях от знака равенства должно быть равным…. ещё надо знать валентности элементов в соединениях и их окислительно — восстановительные свойства и многое другое….

в общем есть 4 типа реакций: замещения, обмена, разложения и соединения. 1. Соединение. Самое легкое. Из 2 вещ-в получается 1 2. Разложение. Тоже легкое достаточно. из одного вещ-ва получается 2. 3. Замещение. это когда более сильный элемент вытесняет из соединения более слабый. 4. Обмена. лучше уравнение напишу) h3SO4+Ba(OH)2 = 2 h3O + BaSO4(выпадает в осадок) условия проведения этой реакции: получение газа, нерастворимой соли.

черт, учусь в фарме, но в письменной форме не могу нормально объяснить…. но думаю, что предыдущего ответа достаточно ) коэффициенты расставлять — чтоб в правой и левой части было одинаковое количество одного и того же элемента

начните сначала, с 6 или7 изучали, тогда как по маслу всё пойдёт.. . У вас нарисованы соединения оксидов с кислотой, получится, например; Al2O3+h3SO4—>al2so4+h3o,

очень много букв

Да, ты на верном пути

Начни с изучения понятия Степень окисления <a rel=»nofollow» href=»http://chemyfly.ru/?p=506″ target=»_blank»>http://chemyfly.ru/?p=506</a> Потом разбери понятия окислитель и восстановитель. Научись отличать ОВР от других реакций, ну а потом осваивай методы расстановки коэффициентов

touch.otvet.mail.ru

Как составить уравнение химической реакции: последовательность действий :: SYL.ru

Поговорим о том, как составить уравнение химической реакции. Именно этот вопрос в основном вызывает серьезные затруднения у школьников. Одни не могут понять алгоритм составления формул продуктов, другие неправильно расставляют коэффициенты в уравнении. Учитывая, что все количественные вычисления осуществляются именно по уравнениям, важно понять алгоритм действий. Попробуем выяснить, как составлять уравнения химических реакций.

Составление формул по валентности

Для того чтобы правильно записывать процессы, происходящие между различными веществами, нужно научиться записывать формулы. Бинарные соединения составляют с учетом валентностей каждого элемента. Например, у металлов главных подгрупп она соответствует номеру группы. При составлении конечной формулы между этими показателями определяется наименьшее кратное, затем расставляются индексы.

как составить уравнение химической реакции

Что такое уравнение

Под ним понимают символьную запись, которая отображает взаимодействующие химические элементы, их количественные соотношения, а также те вещества, которые получаются в результате процесса. Одно из заданий, предлагаемых ученикам девятого класса на итоговой аттестации по химии, имеет следующую формулировку: «Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства предложенного класса веществ». Для того чтобы справиться с поставленной задачей, ученики должны владеть алгоритмом действий.

Алгоритм действий

Например, нужно написать процесс горения кальция, пользуясь символами, коэффициентами, индексами. Поговорим о том, как составить уравнение химической реакции, воспользовавшись порядком действий. В левой части уравнения через «+» записываем знаками вещества, которые участвуют в данном взаимодействии. Так как горение происходит с участием кислорода воздуха, который относится к двухатомным молекулам, его формулу пишем О2.

составить уравнение реакций характеризующих химические

За знаком равенства формируем состав продукта реакции, используя правила расстановки валентности:

2Ca + O2 = 2CaO.

Продолжая разговор о том, как составить уравнение химической реакции, отметим необходимость использования закона постоянства состава, а также сохранения состава веществ. Они позволяют проводить процесс уравнивания, расставлять в уравнении недостающие коэффициенты. Данный процесс является одним из простейших примеров взаимодействий, происходящих в неорганической химии.

Важные аспекты

Для того чтобы понять, как составить уравнение химической реакции, отметим некоторые теоретические вопросы, касающиеся этой темы. Закон сохранения массы веществ, сформулированный М. В. Ломоносовым, объясняет возможность расстановки коэффициентов. Так как количество атомов каждого элемента до и после взаимодействия остается неизменным, можно проводить математические расчеты.

составьте уравнения реакций характеризующих химические свойства

При уравнивании левой и правой частей уравнения используют наименьшее общее кратное, аналогично тому, как составляется формула соединения с учетом валентностей каждого элемента.

Окислительно-восстановительные взаимодействия

После того как у школьников будет отработан алгоритм действий, они смогут составить уравнение реакций, характеризующих химические свойства простых веществ. Теперь можно переходить к разбору более сложных взаимодействий, например протекающих с изменением степеней окисления у элементов:

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.

Существуют определенные правила, согласно которым расставляют степени окисления в простых и сложных веществах. Например, у двухатомных молекул этот показатель равен нулю, в сложных соединениях сумма всех степеней окисления также должна быть равна нулю. При составлении электронного баланса определяют атомы или ионы, которые отдают электроны (восстановитель), принимают их (окислитель).

как составлять уравнения химических реакций

Между этими показателями определяется наименьшее кратное, а также коэффициенты. Завершающим этапом разбора окислительно-восстановительного взаимодействия является расстановка коэффициентов в схеме.

Ионные уравнения

Одним из важных вопросов, который рассматривается в курсе школьной химии, является взаимодействие между растворами. Например, дано задание следующего содержания: «Составьте уравнение химической реакции ионного обмена между хлоридом бария и сульфатом натрия». Оно предполагает написание молекулярного, полного, сокращенного ионного уравнения. Для рассмотрения взаимодействия на ионном уровне необходимо по таблице растворимости указать ее для каждого исходного вещества, продукта реакции. Например:

BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4

Вещества, которые не растворяются на ионы, записывают в молекулярном виде. Реакция обмена ионами протекает полностью в трех случаях:

  • образование осадка;
  • выделение газа;
  • получение малодиссоциируемого вещества, например воды.
составьте уравнение химической реакции ионного

При наличии у вещества стереохимического коэффициента он учитывается при написании полного ионного уравнения. После того как будет написано полное ионное уравнение, проводят сокращение тех ионов, которые не были связаны в растворе. Конечным итогом любого задания, предполагающего рассмотрение процесса, протекающего между растворами сложных веществ, будет запись сокращенной ионной реакции.

Заключение

Химические уравнения позволяют объяснять с помощью символов, индексов, коэффициентов те процессы, которые наблюдаются между веществами. В зависимости от того, какой именно протекает процесс, существуют определенные тонкости записи уравнения. Общий алгоритм составления реакций, рассмотренный выше, основывается на валентности, законе сохранения массы веществ, постоянстве состава.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *