Составление химических уравнений 8 класс: Химические уравнения тест (8 класс) по химии онлайн – Химические уравнения. Составление уравнений химической реакции. 8-й класс

Открытый урок по химии в 8 классе на тему» Уравнения химических реакций»

Краткосрочный план №1 Четверть: 1 Дата: 14.10.2013. Время: 09.00. – 09.45.

Учитель: Фром О.А. Класс: 8 «Б» Аудитория: 46

Тема: Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы вещества.

Цель: Как разработать алгоритм составления химических уравнений реакций.

Задачи:

1. Сформулировать закон сохранения массы вещества на основе предоставленных ресурсов.

2. Проанализировать химический опыт и дать определение уравнению химической реакции.

3. Используя разработанный алгоритм составить химические уравнения реакций.

Результат

Группа А- консультировать учеников группы В, С, умеет составлять алгоритм .

Группа В- умеет записывать уравнения реакции, применяя закон сохранения массы вещества.

Группа С- при помощи алгоритма умеет записывать реакции.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Оценивание

Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д.

  1. Вводный

Орг. момент

Приветствие учителя. Настрой учащихся на урок.

Учащиеся настраиваются на положительный настрой урока.

Фоногрвма Моцарта «Минутка»

Деление на группы

Деление на пять группы с помощью разноцветных шаров

С помощью одного цвета учащиеся находят членов своих групп

шары

Проверка домашнего задания

На доске хаотично распределены картинки с физическими и химическими явлениями

Распределите

фотографии на физические и химические явления.

Ученик при помощи ручки на интерактивной доске распределяет фото на физические и химические явления

Большой палец

Интерактивная доска

Актуализация знаний

Работа в группе

Учитель на экране показывает кроссворд и задание к нему и дает задание:

Разгадайте кроссворд и определите тему сегодняшнего урока.

Учащиеся разгадывают кроссворд при помощи картинок и вопросов. Определяют тему урока и задачи.

+, — , интересно

2. Основной этап

Изучение закона сохранения массы вещества

Слово учителя: При помощи учебника и раздаточного материала определите значимость ученных в создании закона сохранения массы вещества.

Какие ученые были основателем данного закона?

Каждая группа берет того ученного чье фото изображено на вашем флипчарте.

Учащиеся изучают учебник и и интернет ресурс , составляют флипчарт о своем ученном,

Кулак – пять пальцев

Учебник химия 8 класс стр.40, интернет ресурсы

Составление алгоритма

Ребята обратите внимание на доску. Сейчас вам будет показан ролик, вы

должны после просмотра обсудить опыт в группе и составить алгоритм составления уравнения реакции.

Учашиеся наблюдают за опытом и составляют алгоритм реакции уравнения. Защищаю флипчарт

самооценивание

Видеофрагмент, флипчарт, маркеры.

3. Заключительный этап.

Закрепление

Данная работа будет оценена, но сначала нам надо с вами составить критерии оценки.

Сейчас я вам раздам карточки. Выполните задание. Расставьте коэффициенты применяя закон сохранения массы вещества. После выполнения задания поменяйтесь карточками, и оцени работы друг друга.

Обсуждают и приводят критерии оценивания.

Учащиеся заполняют карточки

Взаимооценивание по критериям

карточки

Рефлексия

Выберите смайлик, который показывает ваше настроение от сегодняшнего урока

Заполните ваши листы самооценки.

Наклеивают смайлики на флипчарт. И оформляют лист по самооценки работы в группе

смайлики

Краткосрочный план №2 Четверть: 1 Дата: 16.10.2013. Время: 08.10. – 08.55.

Учитель: Фром О.А. Класс: 8 «Б» Аудитория: 46

Тема урока: Типы химических реакций.

Цель:. – Как различать основные типы химических реакций.

Задачи:

1. Определить основные признаки типов химических реакций.

2. Проанализировать заполненные таблицы и дать общую характеристику типам химических реакций.

3. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций.

Результат

Группа А- консультирует группы В,С. Умеет сделать вывод о типах реакции.

Группа В- умеет записывать реакции и различать основные их типы. Составлять презентацию и ее защищать.

Группа С- умеет записывать реакции и различать типы химических реакций при помощи сводной таблицы

Этапы урока

Время

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Оценивание

Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д.

  1. Вводный

Орг. момент

Ребята встаньте в круг и давайте пожелаем друг другу хорошего настроения

Учащиеся встают в круг и по цепочке желают друг другу .Учащиеся настраиваются на положительный настрой урока.

Проверка домашнего задания

Сейчас надо выполнить задания, они являются разно уровневые, первый уровень синий где нужно просто поставить коэфициенты по закону сохранения массы вещества, второй зеленый где нужно дописать уравнения реакции и уровнять применяя закон сохранения массы вещества, третий красный , где надо заполнить пропуски и расставить коэффициенты.

Учащиеся выполняют задания в карточках

Оценивание по критериям

Карточки, карты ответов, интерактивная доска

Актуализация знаний

Ответьте на вопрос: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «реакция»? и давайте это запишем на доске.

Так какая сегодня тема урока?

Какие задачи ?

Учащиеся произносят слова которые ассоциируются со словом «Реакция»

Учащиеся определяют тему урока и задачи.

+, — , интересно

Интерактивная доска.

2. Основной этап

Деление на группы

Возьмите любую геометрическую фигуру и сядьте за тот стол где эта фигура лежит в центе.

Учащиеся берут фигуру и распределятся на группы

Геометрические фигуры.

Выполнение опыта и заполнение таблицы.

У вас на столах лежит инструктивная карточка к проведению опыта.

Но сначала давайте вспомним ТБ.

Теперь приступите к заданию. Проделате опыт и определить, какой тип химической реакции ученики должны изучить? Заполнить таблицу определенного типа химической реакции.

Вспоминают ТБ. Проделывают опыт, определяют тип реакции составляют таблицу, защищают флипчарт

Две звезды одно желание

Инструктивные карточки, лабораторное оборудование, флипчарт, маркеры, учебник химии 8 класс

Закончить уравнения химической реакции и определить тип реакции которые вы ведете на доске.

Учащиеся записывают реакции и определяют тип химической реакции.

Поднятая рука

Интерактивная доска

3. Заключительный этап.

Закрепление

Встаньте ребята в два круга, внутренней поворачивается к внешнему лицом к лицу. И задайте друг другу вопросы по теме «Первоначальные химические понятия.»

А теперь подойдите к весам настроения и положите тот смайлик который соответствует вашему мнению по данному заданию.

Учащиеся встают в два круга и задают друг другу вопросы.

Стратегия «Весы настроения»

Рефлексия

Посмотрите на доску и ответьте на следующие вопросы.

  1. Что на уроке было

главным?

  1. Что интересным?

  2. Что нового узнали?

  3. Чему научились

Учащиеся отвечают на вопросы на стикетах и наклеивают их на флипчарт.

Самооценивание

стикеты

Краткосрочный план №3 Четверть: 1 Дата: 21.10.2013. Время: 09.00. – 09.45.

Учитель: Фром О.А. Класс: 8 «Б» Аудитория: 46

Тема урока: Решение задач по уравнению химической реакции.

Цель урока: Как при помощи алгоритма отработать навыки решения задач по уравнениям химической реакции.

Задачи:

1. Разработать алгоритм решения задач по уравнениям реакций используя учебник.

2. научиться решать задачи по алгоритму.

3. Закрепить умения решать задачи по уравнению реакций.

Результат

Группа А – умеют составлять алгоритм, задачпо уровнями , консультируют учеников группы В,С.

Группа С-умеют находить ошибки, решать задачи, составлять задачи.

Группа С – умеют составлять алгоритм при помощи учебника, решать задачи с алгоритмом, состалять задачи типичного характера.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Оценивание

Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д.

  1. Вводный

Орг. момент

Приветствие учителя. Настрой учащихся на урок.

Учащиеся настраиваются на положительный настрой урока.

Проверка домашнего задания

Посмотрите на доску.Из предложенного списка выберите химические явления и поставьте знак «+». Если явление физическое- поставьте знак «-» . После выполнения данного задания обменяйтесь картами ответа и оцените друг друга по критериям которые находятся на доске

Учащиеся заполняют карту ответов, меняются картами и оценивают по критериям

Оценивание по критериям

карты ответов, интерактивная доска

Актуализация знаний

Расшифруйте замаскированный химический элемент. По данному элементу вы будете распределены на группы

— Как вы думаете какая сегодня тема урока.

Учащиеся выполняют задание, делятся на группы и определяют тему урока.

+,-, интересно

Интерактивная доска, карточки.

2. Основной этап

По учебнику составьте алгоритм решения задачи и презентуйте его.

Работают с учебником и на ноутбуке составляют алгоритм.

Кулак, пять пальцев

Учебник 8 класс, ноутбук

3. Заключительный этап.

Закрепление

Вам предложены задачи решите задачу на основе составленного алгоритма.

Учащиеся решают задачи

Две звезды одно желание

Учебник, алгоритм, интерактивная доска.

Рефлексия

Заполните таблицы «ЗХУ»

Заполняют таблицу.

самооценивание

Урок по химии для 8 класса «Расчеты по химическим уравнениям»

Развернутый план-конспект урока «Расчеты по химическим уравнениям».

Учебник: О.С. Габриелян.

Класс: 8

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с расчетами по химическим уравнениям; сформировать у учащихся знание о расчетах по химическим уравнениям; начать формировать умения по составлению химических уравнений и расчетам по уравнениям.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Ход урока:

1.Организационный момент (2-5мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем научиться проводить расчеты по химическим уравнениям.

2. Контроль знаний и умений (10 – 15 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами проходили уравнения химических реакций, давайте вспомним, что такое химическое уравнение? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков).

На основе какого закона пишут химические реакции? (Закон сохранения массы веществ).

Как он звучит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

3. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)

По химическому уравнению можно определить, какие вещества вступили в реакцию, и какие образовались, а также по химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих веществ.

Для расчетов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объема и количества вещества. Давайте откроем учебники на странице 146 и найдем таблицу №7. Рассмотрим по этой таблице соотношение некоторых единиц физико – химических величин.

Для того чтобы решать расчетные задачи по химии, можно пользоваться алгоритмом. Алгоритм решения задач дан в учебнике на странице 147.

Пользуясь алгоритмом решения задач, давайте решим следующие задачу:

Задача: Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 230 кг оксида железа (ІІІ). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

Дано: Решение:

m(Fe2O3)=230кг 1. Запишем уравнение химической реакции:

V(H2) — ? Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

n(H2O) — ? 2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.

Так как масса дана в килограммах, то объем находим в кубических метрах, а количество вещества – в киломолях. И тогда:

230кг х м3 y кмоль

Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

где х – объем водорода V(H2), y – количество вещества воды n(H2O).

3. а)Найдем заданную химическим уравнением массу 1кмоль Fe2O3 и запишем полученное значение под его формулой:

Мr(Fe2O3) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160,

М(Fe2O3) = 160 кг/кмоль.

б) Найдем заданный уравнением объем 3 кмоль водорода V = Vm*n, запишем под формулой водорода найденное значение: V(3H2) = 22,4 м3/кмоль * 3 кмоль = 67,2 м3.

в) Под формулой воды укажем ее количество, заданное уравнением, — 3 кмоль.

Уравнение принимает вид

230кг х м3 y кмоль

Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

160кг 67,2 м3 3 кмоль

4. Составим и решим пропорции:

а) 230 = х , х = 230*67,2 = 201,6 (м3 ) – объем водорода V(H2)

160 67,2 160

б) 230 = y , y = 230*3 = 9 (кмоль) – количество вещества воды n(H2O).

160 3 160

4.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)

Решите задачи (если можно, то несколькими способами):

Задача 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Задача 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, а также массу образующегося оксида цинка.

Задача 3. Алюминий массой 6,3 г вступает в реакцию с кислородом. Определите массы кислорода и образующегося оксида железа, если алюминий содержит 20% примесей.

Задача 4. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2,7 г 25% — й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества алюминия? Каково это количество вещества?

Задача 5. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании 60 кг угля?

Задача 6. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция, содержащего 30% примесей?

5. Итог урока (1 -3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили написание химических уравнений и научились проводить расчеты с помощью химических уравнений.

6. Домашнее задание (1 – 4 мин.)

§28, задание в рабочих тетрадях.

  1. Какая масса оксида железа (ІІІ) образуется при сжигании на воздухе 0,6 моль железа?

  1. Рассчитайте массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении с серой 5,4 г алюминиевой пудры. Сколько граммов сульфида железа (ІІ) образуется при сплавлении с серой 11,2 г порошка железа?

  1. Определите массу магния, необходимого для получения 19 г хлорида магния (например сжигая магний в хлоре).

  2. Сколько литров хлороводорода образуется при взаимодействии хлора с 5,5 л водорода?

  1. Какой объем водорода может вступить в реакцию со 150 л кислорода?

  1. Какой объем углекислого газа образуется при сжигании 8 л метана СН4?

  1. Какой объем углекислого газа образуется при сжигании 480 г угля?

  1. Какой объем кислорода выделится при разложении электрическим током 100г воды?

  1. Какой объем азота образуется при взрыве 1 г йодистого азота:

2NJ3 = N2 + 3J2

  1. Сколько граммов оксида серы (ІV) образуется при сжигании 12,8 серы?

  1. Какая масса оксида магния образовались при сжигании в кислороде 6 г магниевой стружки?

  1. Сколько граммов воды образуется при сжигании в кислороде 9 г водорода?

  1. Сколько граммов алюминия надо взять для получения 30,6 г оксида алюминия?

  1. Сколько граммов лития необходимо сжечь в кислороде для получения 15 г оксида лития?

  2. Сколько граммов хлорида натрия образуется при сжигании в хлоре 11,5г натрия?

  1. Сколько молей железа необходимо взять для получения 32,5 г хлорида железа (ІІІ)?

  1. Сколько граммов алюминия необходимо взять для получения 80,1 г хлорида алюминия?

  1. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция?

  1. Сколько граммов хлорида алюминия образуется при сгорании в хлоре 10,8 г алюминиевой фольги?

Урок по химии на тему «Химические уравнения» (8 класс)

Урок химии в 8 классе

«Химические уравнения»

Подготовила

Моторина Марина Васильевна,

учитель химии, 1 категории.

Разработка урока рефлексии по теме

«Химические уравнения»

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе. Урок разработан на основе программы по химии для 8-9 классов (автор О.С. Габриелян). Урок «Химические уравнения» изучается в теме «Изменения, происходящие с веществами». Урок способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений и навыков. Разработка включает в себя технологическую карту урока, презентацию к уроку.

Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, что предполагает самостоятельную работу учащихся по приобретению новых знаний, помогает заинтересовать их в достижении лучших результатов, позволяет даже ученикам со слабой подготовкой поверить свои силы.

Умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, проявляется в определении темы и целей урока.

Цель урока: формировать первоначальные знания и умения в составлении уравнений химических реакций.

Задачи урока:

Образовательные: проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных вопросов и понятий изученной темы; выявить типичные ошибки и найти способы их устранения.

Развивающие: сформировать умения выделять главное; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, логику, память, химический язык.

Воспитательные: развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах; совершенствовать коммуникативные умения; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

Тип урока: урок рефлексии.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений

Метапредметные

Регулятивные

  • Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Совершенствование умений выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели; работать по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану.

Коммуникативные

  • Формирование умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников;

  • Создание индивидуальной информационной среды;

  • Формирование умений работать в паре.

Предметные

  • Формирование у учащихся знаний о химических уравнениях.

  • Применять полученные знания в повседневной жизни и для объяснения природных процессов.

Формы работы:

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

  • по характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый, экспериментальный.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента для получения нужной информации, работа с эталоном, алгоритмом, учебником.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, инструктивные карты.

Реактивы и оборудование:

Для учащихся: карточки с инструкцией, алгоритм составления химических уравнений, реактивы для проведения лабораторного опыта.

Литература:

Для учителя:

  1. О.С. Габриелян, учебник Химия 8 класс — М.; Дрофа, 2011

  2. О.С. Габриелян, Настольная книга учителя. Химия 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002

Для ученика:

  1. О.С. Габриелян, учебник Химия 8 класс — М.; Дрофа, 2011

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1. Этап мотивации к коррекционной деятельности

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.) Слайд 1.

2.Создаёт проблемную ситуацию:

1. Какую тему мы с вами изучаем?

2.Какие явления происходят с веществами?

3.Задание№1: учащиеся проводят лабораторный опыт в паре. (Приложение 1).

— Как в одну строчку записать проведенную реакцию? —

создает условия для внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
Учитель акцентирует возникшее затруднение и формулирует проблему: как записать химическую реакцию (необходимо подвести учащихся вспомнить понятия «химическая формула», «коэффициент», «индекс»)- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»). Слайд 3

Побуждает учащихся выявить пробелы в знаниях при помощи заданий и выясняет, что они хотели дополнить, узнать, зафиксировать навыки. («могу»)

1. Приветствуют учителя.

1.Учащиеся комментируют эксперименты.

2.Решают проблемную ситуацию.

3.Дают определение понятий «химическая формула», «коэффициент», «индекс».

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование.

Регулятивные:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

1.Подводит к новому понятию «химическое уравнение» — условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков. К чему же вы должны стремиться на уроке? Слайд 4-5.

2. Демонстрация ЭОР «Закон сохранения массы веществ» (1-2).

3.Комментарии учителя: материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, из которых состоят как вступившие в реакцию вещества (реагенты), так и образовавшиеся в результате ее новые вещества (продукты реакции).

Как вы считаете, в чем же главная проблема, которую вы должны решить?

(учитель помогает определить проблему)

4. Учитель обращает внимание учащихся к учебнику- формулировка закона сохранения массы веществ. Слайд 6.

5. Организует работу по алгоритму записи уравнений химических реакций, активизируя мыслительные операции и познавательные процессы.

(Приложение №2)

6. Организует самостоятельную работу №1 (Приложение №3). Организует самопроверку по готовому образцу.

Слайд7-8.

1. Работа с учебником с. 141, определение «химическое уравнение».

Научиться составлять химические уравнения.

2.Внимательно смотрят и слушают.

3. Внимательно смотрят и слушают, отвечают на вопросы учителя.

Устанавливают проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”.

4.Работа с учебником с.139

5. Учащиеся выполняют задание, активизация внимания и памяти.

6.фиксируют полученные результаты

Регулятивные УУД:

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; работать по алгоритму; умение выявлять затруднения написания химических уравнений;

Познавательные: установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества. Участие в коллективном обсуждении проблем; умение выражать свои мысли.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Организует деятельность учащихся по выявлению затруднений.

Организует работу учащихся допустивших ошибки и учащихся, справившихся с заданием.

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют затруднения, намечают план устранения ошибок.

Учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих действий по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

Участие в коллективном обсуждении проблем; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей.

4. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Организует обсуждения типовых затруднений. Заслушивает варианты работ учащихся, вызвавших наибольшее количество ошибок.

Записывают на доске и обсуждают варианты работ учащихся, вызвавших наибольшее количество ошибок.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, корректировать действия одноклассников, точно выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство;

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу учащихся. После выполнения проверка по эталону. Слайд 9-10.

Работа по карточке с проверкой. (Приложение №3) Слайд 11.

Выполняют задания и определяют критерии индивидуального достижения целей.

Самопроверка способов действий их усвоение и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание по возможности ситуации успеха.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные: умение работать с текстом, эталоном; самопроверка по образцу.

Регулятивные: осуществление контроля, коррекции.

6. Этап рефлексии деятельности на уроке

Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Какую главную цель мы ставили на уроке- 1.Научиться составлять химические уравнения.

2. Решить проблему: “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”. Слайд 12.

Достигли этой цели?

Предлагает оценить свои действия во время урока.

Учитель оценивает работу учащихся (оценки за урок):

Домашнее задание: § 27, №2 ( количество по желанию), составить химическое уравнение химического явления, которое наблюдали при проведении лабораторного опыта на уроке. Слайд 13.

Оценивают собственную деятельность на уроке, выявляют места, вызывающие затруднения, намечают цели последующей деятельности.

Согласовывают домашнее задание.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения.


«Вычисления по химическим уравнениям» (8 класс)

Урок №

8 класс

Тема: «Вычисления по химическим уравнениям»

Чему бы ты не учился,

ты учишься для себя.

Петроний

(древнеримский писатель)

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям;

  • продемонстрировать и объяснить алгоритмы решения задач по химическим уравнениям.

  1. Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументированно выбирать способ решения учебной задачи, умение составлять уравнения химических реакций, вычислять количество вещества, массу одного вещества по известному количеству вещества или массе другого вещества по химическим уравнениям;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы;

  • развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценивать результаты своего труда;

  • формирование ответственности.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости.

Базовые понятия и термины: количество вещества, масса, молярная масса, постоянная «Авогадро», химическая реакция, реагенты, продукты реакции, коэффициенты.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные; словесные – беседа, рассказ; репродуктивные; частично поисковые; творческие – химический эксперимент; практические – решение задач.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Изучение нового материала.

1. Алгоритм действий при решении задач по химическим уравнениям.

  1. Закрепление знаний.

  2. Подведение итогов урока.

  3. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие, создание у учащихся положительного эмоционального настроя, включение в деятельность.

Я приветствую тех, кто уже проснулся, в хорошем настроении, хотел бы узнать что-то новое, хочет общаться. Один из великих философов сказал: “ ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ, НАЙДЕТСЯ ПУТЬ!”. Мы сегодня на уроке с большим желанием будем решать задачи, определяя свой рациональный путь. Итак, тема нашего урока «Вычисление по химическим уравнениям». Эпиграфом к  нашему уроку хочу предложить следующее высказывание: “Чему бы ты не учился – ты учишься для себя.”. Только свой труд в изучении химии может принести результаты.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Проверка выполнения письменных заданий проводится устно.

2. При необходимости, если есть вопросы по домашнему заданию, то оно разбирается письменно у доски (Д/З §36, упр. 3; тестовые задания 1-4 по учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия 8 класс»).

  1. Актуализация опорных знаний.

Один ученик у доски по карточке выполняет задание. Задание: дана ортофосфатная кислота массой 85 г. Вычислить количество вещества и количество молекул ортофосфатной кислоты, которая соответствует этой массе.

Пока ученик решает задачу, учитель проводит опрос учащихся по предыдущим темам.

Беседа

  • Дайте определение понятий: молярная масса, количество вещества, моль, постоянная «Авогадро».

Работа с иллюстративным материалом

  • Какие химические величины обозначают эти буквы? (слайд 1)

  • Что обозначают эти единицы измерения? (слайд 2)

  • Что рассчитывают по этой формуле? (слайд 3)

  • Какой ученый изображен на портрете? (слайд 4)

  • Какие химические величины обозначают эти буквы? (слайд 5)

  • Как называется это число? (слайд 6)

  • Какое отношение насекомое моль имеет к количеству вещества в химии? (слайд 7)

  • Какую формулу мы не упомянули при изучении темы: «Количество вещества»? (слайд 8)

Послесловие к слайду 7:

Моль: русское обозначение моль; международное: mol; от лат. moles – количество, масса, счетное множество – единица измерения количества вещества. В международной системе единиц (СИ), одно из семи основных единиц СИ. Моль принят в качестве основной единицы СИ на XIV генеральной конференции по мерам и весам в 1971 году. Существует легенда, что когда возникла проблема названия единицы измерения количества вещества, то один из ученых биологов, присутствующий на этой конференции, увидел в конференц-зале моль, хлопнул в ладоши и вскрикнул: «Моль!». Другие ученые восприняли этот возглас как вариант названия количества вещества.

После беседы учителя с классом проверяется задача, которую решал ученик у доски.

Послесловие к сладу 8:

В пустой слайд ученики вписывают недостающую формулу.

Мотивация

В средние века алхимики не знали, что с помощью вычислений можно определить какая масса вещества должна вступить в реакцию или образоваться в результате реакции. Они брали для экспериментов произвольные порции веществ и по их остаткам выясняли, какая масса каждого вещества прореагировала. В настоящее время расчеты не только масс, но и количество вещества реагентов и продуктов реакций, объемов газов осуществляют по химическим уравнениям. При этом используют значение относительных атомных, молекулярных, формульных или молярных масс. Благодаря таким расчетам химик или инженер-технолог может целенаправленно осуществлять химические превращения, получать продукты реакции в необходимом количестве, избегая избытка исходных веществ. Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи с использованием химических уравнений. Давайте вспомним: какую информацию дает химической реакции; сформулируйте закон сохранения массы веществ?

  1. Изучение нового материала.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Для того, чтобы решать задачи необходимо воспользоваться алгоритмом действий. Напомню, что коэффициенты в уравнении указывают на соотношение количеств вещества реагентов и продуктов реакции:

2Ca + O2 = 2CaO

2 моль 1 моль 2 моль

n(Ca):n(O2):n(CaO)=2:1:2

Учитель читает условие задачи и показывает решение ее с использованием алгоритма.

•Задача

Какая масса гидроксида лития образуется в результате взаимодействия четырех моль оксида лития с достаточным количеством воды?

Дано:

n(Li2O)=4 моль

h3O

Найти:

m(LiOH)

Решение:

1. Составляем химическую реакцию и превращаем в химическое уравнение

Li2O + H2O = 2LiOH

2. Под формулами Li2O и LiOH записываем их количество вещества, согласно их коэффициентам, а над формулами согласно условию задачи (по дано).

4 моль х моль

Li2O +H2O = 2LiOH

1 моль 2 моль

3. Составляем пропорцию

;

При взаимодействии 4 моль оксида лития с водой получилось 8 моль гидроксида лития

4. Записываем формулу количества вещества когда нам дана масса: . Из этой формулы выражаем массу: .

5. Находим молярную массу LiOH. M(LiOH)=7+16+1=24 г/моль.

6. Подставляем значение в последнюю формулу: m=8 моль*24 г/моль= 192 г.

7. Записываем ответ.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

  1. Закрепление знаний

Учитель предлагает классу решить задачу, которая будет сопровождаться химическим экспериментом.

•Задача

Какая масса осадка образуется при взаимодействии сульфата купрума с гидроксидом калия массой 36г.

Ученики должны увидеть в результате химического эксперимента, который демонстрирует учитель, что действительно образовался осадок и по таблице растворимости определить вещество, которое выпало в осадок.

  1. Подведение итогов урока

Опрос учащихся:

  • Что вы нового узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Сформулировать алгоритм решения задач по химическому уравнению.

Учитель предлагает ученикам определить собственные проблемы и достижения в решении задач по уравнениям химических реакций. Какие пути преодоления сложностей в решении задач видят ученики?

Учитель оценивает учеников, которые активно проявляли себя на уроке.

  1. Домашнее задание

Повторить §36, изучить §37, упражнение 1, 2 (по учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия 8 класс»).

Слайд №1hello_html_m25dc68bc.jpghello_html_m61490294.jpg

Слайд №2hello_html_3dedc3f2.jpg

Слайд №3

hello_html_m7bed3a65.jpg

Слайд №4hello_html_63d30f0b.jpg

Слайд №5hello_html_3bcf514b.jpg

Слайд №6

hello_html_2978b70d.jpg

Слайд №7hello_html_157cf17a.jpg

Слайд №8

hello_html_m3ecdfc29.jpghello_html_m17ba99b3.jpg

hello_html_6443f806.jpghello_html_1a3d3c88.jpg

hello_html_4eeeab66.jpghello_html_m5c34f7d9.jpg

hello_html_1a4989b8.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *