Опорная таблица Средства связи предложений в тексте
Лексические средства (материал распечатан на каждого ученика)
Средства связи
.
Лексические. Примеры
Слова одной тематической группы.
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
Карамазовых в русской жизни много, но все-таки не они направляют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда, на которую ориентируют идеал.
Лексический повтор
Лексический повтор — это повтор слова или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяет сохранить единство темы.
В различных стилях и жанрах лексический повтор употребляется по-разному: так, для научных и официально-деловых текстов повтор слова – основное средство связности.
Повтор также используется достаточно часто в таком типе текста, как описание.
Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака.
Синонимы и синонимические замены
Синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность: в публицистическом стиле, в стиле художественной литературы
1)На снимке Брестская крепость. Вернее, только ее малая – центральная – часть. Мысленно надо продолжить и замкнуть кольцом двухэтажный кирпичный пояс казарм. Разрушенная церковь-клуб стоит в центре почти двухкилометрового кольца цитадели.
2)Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.
3)Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Антонимы (в том числе контекстуальные)
1)Один был высокого роста, другой — роста низкого.
2)Недруг поддакивает. Друг спорит..
3)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по
таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и
поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.
4)Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые
выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей
талантливых.
5)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету
своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
6).»Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо
всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук,
а не назойливый и пустой шум“
в 5 «куропаткой»,а в 6 «многозначительный» и «пустой».
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и другие
Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи
Родовидовые слова,
т.е.слова, связанные
отношением род — вид:
род — как более широкое понятие, вид — как более узкое.
В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез
Морфологические.
Средства свя
«Способы и средства связи предложений в тексте»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Часцовская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока по теме:
Русский язык, 7 класс
Разработала: Семина Алина Андреевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ Часцовской СОШ
п. Часцы
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
формировать навык создания текстов с использованием описательного совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.
Форма урока: комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре.
6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.
Структура урока:
1. Организация начала урока.
2. Объяснение нового материала Беседа:
3. Работа с учебником
4. Работа по карточкам
5. Физминутка
6. Самостоятельная работа
7. Практическая работа
8. Итог урока
9. Домашнее задание
10. Рефлексия
Ход урока.
1. Организация начала урока. Психологический настрой.
— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Тема урока: «Средства связи предложений в тексте».
-Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.
-Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.
— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является, конечно,
умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой.
— Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте. (слайд №2)
-А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания — тексты).
-Ребята, перед тем, как мы начнем работу по теме урока, давайте немножко разомнемся. Посмотрите на доску. Вам нужно из этих букв составить слова. Кто отгадал, поднимает руку. (слайд №3)
2. Объяснение нового материала. Беседа.
-Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
— Дома вы должны были повторить, посмотреть по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.
-Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? («ткань, сплетение») (слайд №4)
— Давайте вспомним определение текста. На доске будут появляться начала предложений, вам нужно их дополнить.
Текст – от лат. textum, что значит ткань, связь, соединение.
Текст — это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Текст создается для выражения мысли
-Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
-В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века Антиоха Дмитриевича Кантемира:
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати. (слайд 5)
-Чем отличается предложение от текста?
(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст – обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)
-Любая ли группа предложений будет текстом?
(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое).
— Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст – это несколько предложений, связанных между собой темой и основной мыслью. Предложения соединяются друг с другом по смыслу и грамматически. (слайд 6)
-Мы вспомнили, что у нас есть цепная и параллельная связи. Сейчас на примере текстов мы попробуем определить, какая связь представлена. (слайд 8).
Последовательная или цепная связь
(1)Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. (2) На
(3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик.
Параллельная связь
Весна в лесу.
(1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки. (4) Смолой пахнут набухшие почки.
-Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.
— Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их. (слайд 10)
Лексические:
— повтор слова
— синонимы
— антонимы
— описательный оборот
Морфологические:
— местоимения
— союзы и частицы
3. Работа с учебником.
-Откроем наши учебники на странице 35, заглянем в параграф №6. Мы знаем, что предложения в тексте могут связываться двумя способами: последовательным и параллельным.
-Прочитаем Правило, данное в учебнике.
-Обратите свое внимание на доску. Я вам еще раз показала, по каким схемам строятся предложения при той или иной связи.
-Ребята, давайте потренируемся с вами и обратимся к упр. 80. Нам необходимо определить способ связи предложений.
1) Параллельное соединение
Д1 – Н1
Д2 – (=Д1) – Н2
Д3 — (=Д1,2) – Н3
Д4 — (=Д1,2,3) – Н4
Д5 — (=Д1,2,3,4) – Н5
2) Последовательное соединение.
Д1 – Н1
Д2 – (=Н1) — Н2
Д3 — (=Н2) – Н3
3) Параллельное соединение
Д2 – (=Д1) – Н2
4. Работа с карточками
— Молодцы, с этим заданием мы справились. Перед вами на столах лежат карточки, переверните их и выполните задание. (раздаточный материал)
Выполнение задания №1.Задание 1
Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева.
Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
Строки, которые получились:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
(Ф. И. Тютчев)
-Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.
— Определить тему стихотворения и его основную мысль.
— И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль — показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.
— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?
(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)
— Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?
-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их? Определите способ связи предложений в тексте? (Это параллельная связь).
— Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.
— Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.
5. Физкультминутка
6. Самостоятельная работа
-Прежде чем приступить к выполнению заданий на карточке, взгляните на доску. Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните. Вставьте пропущенные буквы. Перепишите. Затем мы вместе произведем проверку.
Утро было свежее, чистое.
Лёгкий ветерок шевелил ярко-зеленые листья деревьев.
Белые облачка бродили в голубом небе.
А ласковое солнце дарило тепло и наполняло сердце радостью.
— Молодцы.
7. Практическая работа
Задание 2.1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.
В первом тексте три предложения.
(2) (3)
Связь – цепная.
2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.
Во втором тексте 4 предложения
(2)
(3) (4) Связь – параллельная.
8. Итог урока.
— Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить? Назовите признаки текста. Какие способы связи знаете?
— Какие способы связи знаете?
Выставление оценок (2 мин)
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия.
Конспект урока по русскому языку «Средства связи предложений в тексте»
Конспект урока по русскому языку для 5 класса
Учитель МБОУ г. Керчи РК «Школа № 12» Логацкая В.Ф.
Тема урока: Средства связи предложений в тексте
Цели урока:
— повторение отличительных особенностей текста;
— ознакомление с видами связи предложений в тексте;
— формирование умений анализировать и выявлять средства связи предложений в тексте;
— развитие речевой культуры и словарного запаса учащихся;
— привитие интереса к изучению русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
— систематизация знаний о тексте;
— закрепление роли средств связи в речи, в предложении
— овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать средства связи в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
— Познавательные: уметь ставить задачи и определять то, что усвоено, добывать новые знания, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
— Коммуникативные: учитывать разные мнения, уметь сотрудничать, формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные:
— находить мотивацию для успешного усвоения темы;
— развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок развития речи.
Формы работы на уроке: самостоятельная, коллективная, в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, творческая и исследовательская работа с текстом, вариативный.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5класс. Под редакцией Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова и др., раздаточный материал, иллюстрации, доска, тетради.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
2. Орфографическая разминка.
Некультурный, невежа, невежда, не говорит, а молчит, у неё, презирать, не ложатся, подняться, с крыш, весенние, пахуч.
Объяснить орфограммы в словах и значение выделенных слов.
3.Актуализация
Прочитать фрагменты. Из какого произведения этот отрывок? (В.Г.Короленко «В дурном обществе») Определить, какой из данных отрывков является текстом? Обоснуйте свой ответ
Старая часовня пострадала от времени. Провалилась крыша. Образовались обвалы. Стала еще мрачнее. Еще громче завывают филины, огни на могилах вспыхивают синим зловещим светом.
Старая часовня пострадала от времени. Сначала у неё провалилась крыша. Потом вокруг образовались обвалы. И она стала еще мрачнее. Еще громче завывают в ней филины, а огни на могилах вспыхивают синим зловещим светом.
4. Определение темы и цели урока. О чем мы будем говорить на уроке? (о тексте). Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Какие главные признаки текста вы знаете? Определение цели. Что повторим? Что будем развивать?(отличительные признаки текста, способы построения текстов, определении их темы, основной мысли, поучимся определять характер связи между предложениями и анализировать текст).
5. Изучение новой темы. Вернемся к фрагментам и проанализируем их.
— Какой темой связаны предложения?
— Почему первый отрывок не является текстом?
— Вспомним определение текста. Что означает слово «текст»? Посмотрите значение по словарю.
( Текст – от лат. Textum, что означает ткань, связь, соединение).
— Что же такое текст как произведение литературы? (Это группа предложений, объединенных в целое одной темой, и др.).
— С какой целью создается текст? (Текст создается для выражения мыслей)
— Назовите средства связи между предложениями?
— Какими частями речи они выражены?
— Благодаря им, чего мы избегаем в тексте? (Делают набор предложений текстом, помогают избегать повторов, точнее излагать мысли)
Предложения между собой могут быть связаны морфологическими и лексическими средствами связи.
Что такое морфологические средства связи?
(части речи) Записать в тетрадь. Эти средства связи представлены в предыдущем тексте.
Какие бывают лексические средства связи? (Слова одной тематической группы, лексические повторы, однокоренные слова, синонимы, антонимы, слова и сочетания слов типа вот, почему, поэтому, из этого следует, в заключение и др.) Записать в тетрадь
Физкультминутка
6. Закрепление изученного. Прочитайте текст и назовите лексические средства связи.
Красив, свеж и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
7. Тренировочное задание. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют (на ветках) птицы. 3) Звенят под деревьями (весенние) веселые ручейки. 4) (Уже) Смолой пахнут набухшие почки.
— В каком предложении заключена основная мысль текста? (в первом предложении).
— Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).
— Связаны ли между собой предложения? (нет)
— Какими средствами связи можно дополнить предложения?
8. Самостоятельная творческая работа. Задание: восстановить текст.
Хорош осиновый лес в осенние ясные (дни)! В пурпурно-красный цвет окрашена листва (на деревьях и кустах). Цветным чистым ковром расстилаются под (ними) опавшие листья. Там и тут видны под (листьям) красноватые шляпки поздних грибов — подосиновиков. (Еще) цветут кое-где запоздалые лесные цветы, (поэтому) хочется насладиться последними теплыми деньками.
Проверка работ учащихся.
— Докажите, что это текст.
— В каком предложении заключена основная мысль текста?
— Назовите средства связи предложений в тексте?
— Укажите ключевые слова, образующие текст. (Лес-листва- листья, грибы- подосиновики, цветы.
— Назовите однокоренные слова из данного текста ( цвет-цветным- цветут- цветы; листва- листья; пурпурно-красный- красноватый; поздние-запоздалые; осиновые – подосиновиков; лес-лесные).
— Какое средство выразительности языка использует автор в предложении:
Цветным чистым ковром расстилаются опавшие листья. ( метафора).
9. Задание на редактирование. Исправить ошибки в тексте.
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными. Нам было интересно и полезно узнать различные точки зрения.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
— О каких видах связи предложений в тексте вы узнали на уроке?
— Какова роль средств связи в тексте?
— С какими трудностями столкнулись?
— Что усвоили?
11. Оценки за работу на уроке с комментариями.
12. Домашнее задание. Выписать из повести «В дурном обществе» небольшой текст (5-6 предложений) и определить средства связи предложений в тексте.