Способы сжатия текста изложения – Способы сжатия текста — Русский язык: к успеху шаг за шагом

Материал по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему: способы сжатия текста

Способы сжатия текста

 Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания.

 Как делать записи во время чтения текста изложения 

  • При первом  чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
  • При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст — нужно записывать ключевые слова.
  • Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
  • Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
  • При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
  • Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
  • Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение — перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).

 Три основных способа сжатия (компрессии) текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

  • исключение,
  • обобщение,
  • упрощение.

1. Исключение: 

  • исключение повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов;
  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение: 

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена гипонимов гиперонимом;(см.пояснения в конце статьи)
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение: 

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

 Упражнения по сжатию текста

Исключение

      Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, — безнадежные люди._____________________________________________________________

 Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.__________________________________________________________

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души._____________________________________________________________

 Обобщение

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак._________________________________________________________

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.__________________________________________________________

 Упрощение

Авиамодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки._____________________________________________________________

 Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было._____________________________________________________________

 Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.

Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

nsportal.ru

Способы сжатия текста

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • систематизировать знания по теме;
  • научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию;
  • развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации;
  • прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.

Задачи урока:

  • научить кратко и ясно излагать свои мысли; находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию;
  • применять различные приемы сжатия текста;
  • отработать навыки орфографии и пунктуации, работы с алгоритмом;
  • развивать навыки комплексного анализа текста.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация,
  • игровое поле “Крестики-нолики”,
  • брошюра с заданиями,
  • компьютер,
  • проектор.

Знания, которые получат учащиеся:

  • работа с текстом, его анализ и трансформирование в зависимости от поставленных целей и задач;
  • умения использовать различные приемы сжатия текста;
  • конструирование простых и сложных предложений, текстов разных жанров и стилей;
  • орфографические и пунктуационные навыки и умения;
  • работа с понятийным аппаратом;
  • закрепление ЗУНов в синтаксическом разборе предложений разных типов.

Ход урока

Учитель.

Здравствуйте, я приветствую вас на курсах молодого журналиста, где вы научитесь кратко и ясно излагать свои мысли, редактировать тексты. Для экономии денег наша газета в период кризиса решила экономить на словах. Поэтому в нашей газете нет статей, а есть заметки. Первое занятие будет называться “Приемы сжатия текста”. Запишите название.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: “звону много, да толку мало”; “язык без костей”; “лучше ногою запнуться, чем языком”…

Выберите, пожалуйста, один из эпиграфов к нашему занятию и запишите его. Объясните, почему сделали такой выбор.(Слайд 2)

Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.
А. Навои

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Русская пословица

При работе нам понадобятся следующие термины: лаконизм, краткий, короткий, компрессия, тема текста, главная мысль текста, ключевые слова. Чтобы вспомнить их значение, я предлагаю вам сыграть в “Крестики-нолики”. (Слайд 3).

Ученики. Ребята выбирают с игрового поля термин, объясняют его значение. Если ответ верен, ставят свой знак – “Х” или “0”.

Учитель.

Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”? (Слайд 11). “Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Как представить это в виде картинки? (Слайд 12). ПИСЬМО. В нем мы свободно излагаем свои мысли, не следим за количеством слов. Если у нас мало времени, мы пишем ЗАПИСКУ, излагая только самое главное, сообщая минимум подробностей. Если мы ограничены в количестве слов, то пишем ТЕЛЕГРАММУ. Вот так можно представить степени сжатия текста.

Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие слова для выражения мысли. (Слайд 13).

КРОССВОРД

  1. Резко, с шумом закрыть (захлопнуть).
  2. Плохо растущий, болезненный (чахлый) – Каким художественно-изобразительным средством является это слово?
  3. Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
  4. Говорить, перебивая друг друга (наперебой) – наречие.
  5. Такой, в котором приятно и удобно жить (уютный).
  6. Ударить, сильно размахнувшись (наотмашь) – Почему на конце Ь?

Посмотрите, как называется этот прием – ЗАМЕНА. Попробуйте свои силы в тетрадях. Замените выделенные слова одним словом. Задание 1. (Слайд 14–15)

1. Все взглянули друг на друга с немым удивлением.

Ученики. Все переглянулись с немым удивлением.

2. В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.

Ученики. В жизни всегда есть место подвигу.

3. Долгое время он жил, как Робинзон, на не заселенном людьми острове.

Ученики. Долгое время он жил, как Робинзон, на необитаемом острове.

Учитель.

Запишите название этого способа: замена выражения одним словом.

Ученики. Ученики записывают название способа на теоретическую страницу тетради.

Учитель.

Чем интересно следующее предложение? Задание 2. Как его можно сократить? (Слайд 16).

В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика.

Ученики.

Это бессоюзное сложное предложение. Его особенностью является интонация перечисления, которая встречается и при однородных членах предложения. Поэтому для сокращения можно к сказуемым и подлежащим подобрать обобщающие слова: желтеет, белеет, синеет, горит пунцовыми пятнами – пестреет; дрок колокольчики, ромашка, гвоздика – цветы.

В степи пестреют цветы или Степь пестреет цветами.

Учитель.

Это явление в русском языке называется синтаксической синонимией.

Запишите название этих способов: 1) замена сложного предложения простым; 2) замена однородных членов обобщающим словом.

Следующее задание по группам.

1-я группа выполняет задание № 3.

Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения существительным с предлогом.

  1. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.
  2. Для того чтобы осуществить свою мечту, люди готовы пожертвовать многим.

2-я группа выполняет задание № 4.

Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Указать, в каких конструкциях определительные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.

  1. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.
  2. В застывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом.
  3. Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом.

3-я группа выполняет задание № 5.

Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения деепричастным оборотом. Указать, в каких конструкциях обстоятельственные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.

При деепричастном обороте субъект действия, обозначенный глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенный деепричастием, должны совпадать.

  1. Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания.
  2. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины,
    когда отправитесь путешествовать по ней.

Ученики выполняют задания по группам. При проверке они сверяют свои ответы со слайдами 17,18,19.

Учитель.

Запишите название этого способа: замена придаточных существительным с предлогом, причастным или деепричастным оборотами.

Следующий прием ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации. Справиться с этой задачей вам поможет памятка.

Ученики читают памятку.

  1. Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на главную часть СПП.
  2. Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
  3. Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать информацию.

Учитель.

Выполните, пожалуйста, задание 6. На основе текста составьте телеграмму. (Слайд 20).

  1. Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире, он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии, его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен лично.
    (Слайд 21).
  2. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.Лихачев)

Учитель.

Третий прием – СЛИЯНИЕ. Несколько предложений объединяем в одно. Используя памятку, выполните задание 7. Помните, что слияние не обходится без исключения.

Ученики читают памятку.

  1. Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на главную часть СПП.
  2. Определяем главную мысль высказывания.
  3. Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие, формулировка закона – пример). Анализируем союзы и союзные слова, вводные конструкции.
  4. Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
  5. Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать информацию.

(Слайд 22).

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общением с искусством.

Ученики.

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что у науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры.

Учитель.

Попробуем применить наши знания в работе с текстом. Выполняем задание 8.

Ученики читают текст.

Не менее четырех тысяч лет назад из шиповника была выведена роза. Родина розы – восток. Персы выращивали розы в таком количестве, что даже страну свою назвали “Сад роз”.

Настоящий культ роз был в Древнем Египте. Во время прогулок фараона и его гостей дорожки усыпали розами. Во время пиров розовые лепестки сыпались сверху на гостей. В Риме роза стала символом храбрости. Выдающиеся военачальники и политические деятели награждались венками из роз. В средние века во Франции роза стала символом красоты. На празднике роз выбирали королеву – самую красивую девушку.

А вот в Англии роза стала символом войны. В 1455 г. два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась тридцатилетняя война, которая получила название войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних претендентов на престол была красная роза, а в гербе других – белая.

Сейчас роза, как и раньше, носит гордое звание царицы цветов, радует людей своей красотой.

Из журнала “Вокруг света”

Учитель.

Используя знания по анализу текста, попробуйте разложить пасьянс. (Слайды 23–41).

  1. Определите стиль. (Публицистический.)
  2. Определите тип речи. (Повествование.)
  3. Определите тему текста. (Роза.)
  4. Определите главную мысль текста. (Роза – королева цветов.)
  5. Сколько микротем в тексте? (4)
  6. Какой прием сокращения лучше использовать во втором абзаце? (Исключение и слияние.)

Учитель

urok.1sept.ru

«Способы сжатия текста»

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

 

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

 

Прослушивание текста

 

Исходный текст воспроизводится  дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

 

Читаем текст 1

 

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

 

Способы сжатия (компрессии) текста

 

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением.

 

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

 

Редактируем 2 абзац:

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения  в 3 предложении:

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

 

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

 

Читаем текст 2

 

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

 

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

 

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

 

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

 

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов)

 

Читаем текст 3

 

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

 

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

 

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

 

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.                               

Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение —  текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

 Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте.

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Критерий 2. Сжатие текста.

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

videouroki.net

План-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс) по теме: Сжатие текста

Карточки для урока по русскому языку 8 класс

I

Задание 1

ИСКЛЮЧЕНИЕ

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский,  и никто не мог распознать в нём русского.

ОБОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с  детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. А основное  занятие подростков – спортивные игры и соревнования.

ЗАМЕНА

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

II

Задание 2

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

 В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.


Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Сократите текст, запишите аккуратно разборчивым почерком в рабочую тетрадь:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Задание 3. Сократите текст, запишите аккуратно разборчивым почерком в рабочую тетрадь:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, 9 класс) на тему: Конспект открытого урока-практикума в 9 классе на тему «Способы сжатия текста»

 Тема  открытого урока:

Способы сжатия текста (компрессия текста). Подготовка к написанию сжатого изложения

Цель урока :  научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

Задачи урока:

Образовательная:

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование:  план-конспект, раздаточный материал, презентация.

Тип урока:  урок-практикум.

ХОД УРОКА

1.Организационый момент.

-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

2. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним, что такое изложение?

— Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей)

-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

— Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

 (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

3. Повторение  приемов и способов сжатия текста.

   -Давайте вспомним, какие способы  и приемы сжатия текста мы знаем?

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

1. Исключение подробностей и деталей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали).

  1. Обобщение конкретных, единичных явлений (сначала вычленяем единичные существенные факты — несущественные исключаем, затем объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст)

Содержательная компрессия текста:

1.Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2.Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

  1. Упрощение синтаксических структур.

Языковая компрессия текста.Подготовка

  1. Замены:
  • замена однородных членов обобщающим словом;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения простым.

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ – ИСКЛЮЧЕНИЕ.

  Исключение:

—  слов,

— словосочетаний,

— повторов,

-цитат,

— одного или нескольких синонимов,

— уточняющих и поясняющих конструкций,

— фрагментов предложений,

  • целых предложений.

Упражнение 1

 Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

Напоминаю: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения

А)Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б)Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому являеися устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.  

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

— Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию.

  Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадежные люди.

   Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.

   Исключение синонимов в ряду однородных членов.

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

                                                                                                                                 (По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

     Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения.

  Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

(Ю. М. Лотман)

  Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Упражнение 2

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения , перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

  1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты.
  2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
  3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
  4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать , что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов).

Примеры выполнения работы учащимися:

1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

1.2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).

Упражнение 3

Трансформация словосочетаний.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

Дать подтверждение — подтвердить; привести доказательство — доказать; проводить исследование — …

совершать вращение — …; проявлять интерес — …; выдвинуть предположения — …

Упражнение 4

Заменить придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить — для осуществления;

для того чтобы получить — для получения;

для того чтобы соединить — …;

для того чтобы рассмотреть — …

Упражнение 5

Заменить придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

  1. Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.

Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов в 10000раз.  

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ.

  Обобщение:

—  замена однородных членов обобщающим наименованием,

— замена слов с менее широким значением словом с более широким значением,

— замена простых предложений сложными.

— Прочитайте текст, ответьте на вопрос: В какой атмосфере протекала жизнь семьи Серовых?

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

  Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Пример  замены однородных членов их обобщенным наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.       (С. Газарян)

  Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Пример  замены простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

                                                                                                                                        (По К. Паустовскому)

  Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ:

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена предложения или его части указательным местоимением,

— замена СПП простым,

 -замена прямой  речи  косвенной

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

То есть УПРОЩЕНИЕ – это сочетание исключения и обобщения.

Пример замены  придаточного определительного синонимичным определением

Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.

Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных    соревнованиях.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем.  Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ  конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.

(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ)

При написании изложения  вам необходимо проделать следующую работу:

1. ОТОБРАТЬ  ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

2. СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АВТОРА.

3. СОХРАНИТЬ АВТОРСКУЮ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.

4. ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР  ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКУ  БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ.

5. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ  МИКРОТЕМЫ.

6. ОБОБЩИТЬ  СОДЕРЖАНИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

4.  Работа над сжатием текста

Задание №1

Внимательно прочитайте  текст.

Косцы

1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже  вовеки.

З.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

      4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 5.Было предвечернее время июньского дня. 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. 8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.  10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью.  11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

( По И.А. Бунину)

 (199 слова

Задание №2

Примените  приёмы сжатия текста для каждого абзаца.

                                                               Приёмы сжатия:

Предложение № 1 — сложносочинённое, вторая часть которого осложнена однородными сказуемыми. Применим следующий приём сжатия текста: исключим определение большой в первой части, а во второй части определение молодом и определение поблизости от неё.

Предложение № 2 можно исключить полностью.

Предложение№3—сложносочинённое, вторая часть которого осложнена двумя последовательными обособленными определениями (причастным оборотом и распространённым согласованным определением). Конструкции осложнения несут дополнительную информацию, поэтому их нужно сократить. Кроме того, во второй части исключаем слово весь и наречие звучно.

Предложение № 4 — простое, осложнённое обособленным определением, выраженным приложением, которое выражает добавочную информацию. Приложение отсекаем.

Предложение № 5 является деталью описания, поэтому его можно сократить.

Предложение № 6 — простое, осложнённое двумя последовательными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и определением, выраженным приложением. Конструкции осложнения можно отсечь.

Предложение № 7 — сложноподчиненное с двумя придаточными. Первая часть в свою очередь осложнена обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Кроме того, в первой части два однородных сказуемых. Применим следующие приёмы сжатия: выберем из двух однородных членов один, обозначающих наиболее общую информацию (первый однородный член). Исключим деепричастные обороты, так как они несут НЕГЛАВНУЮ информацию. Сохраним придаточную часть.

Предложение № 8 можно исключить.

Предложение № 9 — сложноподчинённое, напрямую связанное с темой текста, поэтому его мы сохраним в большей степени. Исключим только повтор.

Другой вариант сжатия: обобщим однородный ряд словом времени, исключим отрицание и установим подчинительную спя и, управление слова времени со словом не было.

Предложение № 10 — простое, осложнённое двумя рядами однородных обстоятельств. Применим следующие приёмы сжатии текста: выберем только те однородные члены, которые выражу ют информацию в обобщённом виде: первый из первого однородного ряда и первый из второго однородного ряда.

Предложение № 11 — сложноподчинённое, главная часть которого простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами. Применим следующие приёмы сжатия: выберем один главный член из первого однородного ряда — второй, из второго однородного ряда — второй, придаточную часть отсекаем.

                 Проверяем:

Мы шли по [большой] дороге, а они косили в [молодом] берёзовом лесу [поблизости от неё] — и пели.

Это было давно, [это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже во веки.]

Они косили и пели, и [весь] берёзовый лес, [ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно] откликался им.

Кругом нас были поля, [глушь серединной, исконной России.] [5. Было предвечернее время июньского дня.] 6.Старая большая дорога, [заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов], уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, [стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату,] где небо уже золотилось, [великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.] [8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут…] 9. Казалось, что нет, [да никогда и не было, ни] времени, [ни деления его на века, на годы] в этой забытой — или благословенной — богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, [простоты и первобытности] с какой-то былинной свободой [и беззаветностью.] 11. И берёзовый лес [принимал и] подхватывал их песню так же [свободно и] вольно, [как они пели.]

(199 слов)

Задание №3

Напишите  сжатое изложение.

Образец сжатого изложения:

Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу — и пели.

Это было давно.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.

Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.

(По И.А. Бунину)

5.Анализируем.  Оцениваем по критериям.

6. Итог урока

7. Домашнее задание. Произвести сжатие текста №2.

(Приложение№1)

Приложение №1 .Текст  для сжатия.

Город на Неве

1 .Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. 2.Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. 3. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. 4. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркой Росси. 5. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки…

6.Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. 7.Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной речки или Охты.

8. Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! 9.Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! 10.Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту.11. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.

12.Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны растрелянных и слёзы жён — всё это тоже забудется* начисто?13.Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

Шарик.

Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.

Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. 17.Снег во дворе пушистый, обильный 18.Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние лапы, то на передние, из угла в угол двора. 19.Из угла в угол, и морда в снегу.

20. Подбежал ко мне, лохматый. 21 .Меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

22.Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..

(А. И. Солженицын)

 (243слова)

 Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделить в тексте существенные (т. е.) важные мысли.
  2. Найти среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  5.  Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  7. Обдумайте средства связи между частями.
  8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *