Средства связи частей сложноподчиненного предложения: Подготовка к ЕГЭ – Учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме: Средства связи частей сложноподчиненного предложения

Содержание

Подготовка к ЕГЭ

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставныеОтносительные местоименияМестоимённые наречия
Что, как, когда, пока, будто, словно, если, раз, едва, лишь, точно.Оттого что, как будто, потому что, так как, с тех пор как, в связи с тем что, лишь только с тем чтобы; ввиду того что, вследствие того что.Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько.Где, как, когда, куда, откуда, почему.
Союз служит только для связи придаточного и главного предложений, не является членом придаточного предложения.Союзное слово выполняет функцию связи придаточного и главного предложений, а также является членом придаточного предложения.
Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я (А.Пушкин). (
Что
– союз, так как не является членом придаточного предложения и служит только для соединения придаточной части и главной).
Кто может знать, что ждёт меня? (А.Пушкин). (Местоимение что выполняет функцию связи придаточного с главным предложениями и функцию подлежащего в придаточном предложении, поэтому что – союзное слово, выраженное относительным местоимением).

Слова что, как, когда в сложноподчинённых предложениях могут быть и союзами, и союзными словами.

ПОДСКАЗКИ

Как различить союзные слова и союзы в предложении?

Союзы надо попробовать заменить другими, подходящими по смыслу союзами.

Когда писатель уставал, он отправлялся на прогулку.

Мы можем заменить когда союзами едва, лишь только, как только, значит, это тоже союз.

Второй способ: союзы можно опустить, попробовать обойтись без них: Я встретил Гоголя у сестры и объявил ему, что иду в театр. Теперь мы просто опускаем союз: Я встретил Гоголя у сестры и объявил ему: «Иду в театр».

Союзные слова тоже можно попытаться заменить – самостоятельными частями речи, подходящими по смыслу. Например: Стол,

вокруг которого на креслах и стульях уселись слушатели, стоял направо от двери.

Мы меняем союзное слово – выделили его в предложении – и предлагаем варианты: вокруг стола, там, везде.

К союзным словам можно задать вопрос: Современники рассказывают, кто присутствовал среди гостей Гоголя. Задаём вопрос: присутствовал кто?


СкачатьВерсия для печати

Средства связи частей сложноподчиненного предложения таблица. Средства связи частей в сложноподчиненных предложениях

Тема. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. (9 класс)

Тип урока. Открытие новых знаний.

Цели урока:

1.Сформировать понятие о средствах связи в сложноподчиненном предложении.

2. Формировать умение находить средства связи в сложноподчиненном предложении и разграничивать подчинительные союзы и союзные слова.

3.Совершенствовать пунктуационные умения, навыки составления графических схем сложноподчиненных предложений.

Демонстрационный материал.

1.Задания для актуализации знаний.

Что, когда, который, чей, потому что, откуда, кто, куда, где, какой, если, пока, как.

2.Задание для пробного действия.

1)Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

3.Таблица «Приемы разграничения подчинительных союзов и союзных слов».

Подчинительные союзы

4. Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

есть нет

а) является союзом

3. Использовать 3 приема:

да нет

союзное слово союз

5.Задание для первичного закрепления.

Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

6.

1 вариант.

    Марина видела как идет подготовка к выставке.

    Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

    Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща.

2 вариант.

7.

1 вариант.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая роща.

2 вариант.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»): продолжить знакомство с группами сложных предложений.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную

деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1.

1. Диалог.

Здравствуйте, ребята! Какую тему мы с вами изучаем? (Сложное предложение).

Какой группе сложных предложение были посвящены предыдущие уроки? (На прошлых уроках мы изучали группу сложносочиненных предложений).

Каковы ваши предположения по теме сегодняшнего урока? (Я предполагаю, что сегодня мы будем изучать сложноподчиненные предложения)

Почему вы так думаете? (1. Не знаю. 2.Посмотрел в учебнике. 3. Это следующая группа сложных союзных предложений)

2. Обобщение.

Вы правы. Мы действительно начинаем изучение большой темы – «Сложноподчиненные предложения».

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

    Организовать актуализацию учебного содержания, достаточного для построения нового знания: повторить признаки сложноподчиненного предложения, признаки различения самостоятельных и служебных частей речи

    Зафиксировать актуализированное содержание в речи.

    Зафиксировать актуализированное содержание в знаках.

    Организовать обобщение актуализированных знаний.

    Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение.

    Мотивировать к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу»).

    Организовать выполнение индивидуального пробного учебного действия.

    Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Диалог.

С чего начнем работу? (С повторение того, что нам сегодня потребуется для открытия нового знания. Сначала необходимо повторить признаки сложноподчиненного предложения. Мы должны дать определение сложноподчиненного предложения).

2. Повторение признаков СПП.

Кто может дать определение сложноподчиненного предложения? (1. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений. 2. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений, связанных между собой подчинительными союзами. 3. СПП – это сложное союзное ПР, части которого соединены подчинительной связью и которое состоит из главного и придаточного предложений).

Исходя из данных определений, кто может обобщить призна

ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО ЧАСТЕЙ

Открытый урок по русскому языку в 9 классе.

Составила Рамазанова Нина Саржановна, учительница русского языка и литературы МКОУ «Интернат для детей-сирот» г. Махачкалы РД

Тема урока: ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО ЧАСТЕЙ

Тип урока: Изучение нового материала.

Основной метод: эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации, компьютер.

Цели и задачи урока:

-закрепить знания учащихся о СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи;

-совершенствовать пунктуационные навыки.

-развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа;

-развивать коммуникативные умения детей;

-совершенствовать умение грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

-воспитывать бережное отношение к языку;

-формировать навыки сотрудничества в учебной работе.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Актуализация знаний.

«Мозговой штурм»

  1. Расставить ударения на словах:

Зубчатый, закупорить, донельзя, танцовщица, хвоя, кремень, средства, черпать, позвонит, удобнее, балуюсь, коклюш, щавель, ходатайство, колосс.

2)Подберите синонимы к слову колосс

(исполин, гигант, титан)

3)Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

А) раз..скал, по..грать

Б) на..кусил, по..тащил

В) бе..делье, в..плывать

Г) пр..забавный, пр..зыв

Д) пр..бежище, пр..града

4)Повторение изученных тем. (О простом и сложносочиненном предложениях.)

1. Верно ли утверждение? 

А. Простое предложение состоит только из двух или более слов.

Б. В простом предложении — одна грамматическая основа.
В. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. 
Г. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. 
Д. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны. Е.Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член. 
Ж. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы. 

2. Расставьте знаки препинания в предложениях, определите в них роль союза И.

А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

В. Я бродил подолгу и видел много примет осени.

Г. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Д. Гремела атака и пули свистели и ровно строчил пулемёт.

3.Составьте схему к предложению под номером А.

4.Запишите под диктовку и сравните два предложения:

Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

IV. Объяснение новых знаний.

1.Видеоурок «Сложноподчиненные предложения». ( Из приложения «Инфоурок»)

2. Работа с учебником. (Чтение правил и примеров.)

V. Первичная проверка понимания

1)Прочитайте предложения, определите главные и придаточные части. Поставьте вопрос от главной части к придаточной. Составьте схемы к этим предложениям.

Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.( Когда …), […].

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. […], (вокруг которой…).

Там, где растут розы, растут и шипы. […, ( где…)…].

VI. Первичное закрепление.

Каждая песня Высоцкого — это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.

2)Просмотр видеоклипа.Владимир Высоцкий. Песня «Он вчера не вернулся из боя».

3)Какова основная мысль текста песни?

4)Расставьте знаки препинания. Сколько сложных предложений содержится в данном отрывке, и какие они по структуре?

Мне теперь не понять кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя
Мне не стало хватать его только сейчас
Когда он не вернулся из боя

VII. Закрепление новых знаний.

Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.

Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий.)

Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий)

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий)

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если)

VII. Рефлексия

Что нового я узнал на этом уроке?

Для меня было интересно…

Я не понял на этом уроке…

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методическая разработка урока Русский язык 9 класс. Тема «Строение сложноподчинённого предложения и средства связи его частей»

Урок русского языка 9 класс

Тема: Строение сложноподчинённого предложения и средства связи его частей

Цель: сформировать навык узнавания и построения сложноподчинённого предложения и использования таких предложений в речевой практике.

Задачи:

Образовательные: знать, чем отличается сложноподчинённое предложение от других видов сложных предложений, из каких частей оно состоит и как они связываются между собой, чем различаются союзы и союзные слова и как расставлять запятые в таких предложениях;

Развивающие: развивать навыки сопоставления сложных предложений разных видов, обобщать и делать выводы, навыки составления сложноподчинённых предложений, умение разбираться в структуре предложения и правильно расставлять запятые;

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные навыки работы в мобильных группах, повышение самооценки, воспитание любви и уважения к матерям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «СПП», дополнительный материал по теме «Не обижайте матерей!», «ЭОР»

Ход урока

I.Вхождение в тему.

Какое первое слово произносит ребёнок?

Почему именно слово «мама»? Запишите полный ответ на вопрос. Он должен быть таким: Ребёнок первым произносит слово мама потому. Что мама дарит ему свою любовь.

— Какое по составу составленное вами предложение?

II. Целеполагание. Что мы должны сегодня сделать на уроке, чему научиться?

1.Узнать, какое предложение называется сложноподчинённым?

2.Понять, как строится СПП.

3.Какое место может занимать придаточная часть предложения.

4.Как ставятся запятые в СПП.

5. Чем связываются части СПП и как отличить союз от союзного слова.

III. Изучение нового материала.

1. Как из того, что написано на доске, составить сложное предложение?

О матерях можно говорить бесконечно. (А.М.Горький)

А.м.Горький утверждал, что о матерях можно писать бесконечно.

2. анализ предложения.

— Равноправны ли части предложения?

— Можно ли задать вопрос от одной части к другой?

— Какая часть главная, а какая – зависимая(придаточная)?

3. Эксперимент. Поставить придаточную часть в начале, в середине и в конце предложения.

Не может жизнь утратить смысл высокий, пока живёт на свете мать.

Пока живёт на свете мать, не может жизнь утратить смысл высокий.

Не может жизнь, пока живёт на свете мать, утратить смысл высокий

Вывод: придаточная часть может занимать любое место в предложении.

4. Начертить схемы предложений.

5. Чем связываются части СПП? Просмотр видеоурока «Средства связи частей СПП»

IV.Закрепление.

1. Определить, чем являются омонимичные слова в предложениях?

Подумай, что ты можешь сделать для счастья матери своей. Будь благодарен матери своей за то, что ты любим ей был, что ласку и любовь ты в детстве получил.

2. Работа в группах.

1-ая гр. Написать заметку в газету «Берегите матерей»

2-ая гр. Составить предложения по картине Рафаэля «Сикстинская мадонна»

3-я гр. Продолжить предложения.

Мама рада, если…

Когда мама грустит,…

Я хочу, чтобы моя мама…

3.Индивидуальное задание для сильных: расставить запятые в предложениях, написанных на несуществующем языке.

Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка рокотый брадрунился ан жибой севт тэой чьоню.

4.Выступления групп.

5. Выписать из текста только СПП.

Маму любят все на свете,

Мама – первый друг.

Любят мам не только дети –

Любят все вокруг.

Если что-нибудь случится,

Если вдруг беда,

Мамочка придёт на помощь,

Выручит всегда!

V.Подведение итогов. Нарисовать СПП.(форма и её добавочная часть, н-р трамвай с вагоном или кружка с ручкой и т. п.)

VI.Рефлексия. Сказать сложноподчинённое предложение по теме урока.

Сегодня я понял…

Я сегодня научился тому…

Думаю…

Сложноподчинённое предложение нужно знать для того…

VII.Д/з: п.12 упр 93

«Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения, средства связи его частей»

Конспект урока русского языка в 9 классе

по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения, средства связи его частей»

Автор: Олейникова Людмила Александровна

Место работы: МОУ «Школа № 100 г. Донецка

Должность: учитель украинского языка и литературы

Тема: ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО ЧАСТЕЙ

Цели: научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении, правильно ставить знаки препинания, строить схемы сложноподчиненных предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка.

– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?

Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.

– Расставьте ударения в следующих словах:

Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя, понять, понял, поняла.

III. Сообщение темы урока.

Слово учителя. Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.

Например:

[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).

(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].

[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].

Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:

И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).

Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).

Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.

Например:

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)

hello_html_7137ea2b.png

Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)

hello_html_m444d439f.png

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. прочитать § 18–19.

Работа по вариантам.

Вариант I: составить план § 18, проиллюстрировать собственными примерами.

Вариант II: составить план § 19, проиллюстрировать собственными примерами.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 18–19, упр. 89.

СТРОЕНИЕ СПП. СРЕДСТВА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ СПП

ТЕМА УРОКА СТРОЕНИЕ СПП. СРЕДСТВА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ СПП. ДАТА 10.11.2015

ЦЕЛИ УРОКА

1.Дать обще представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними.

2.Научить различать союзы и союзные слова в СПП.

3.Закрепить умение различать ССП, СПП и БСП.

Материалы к уроку.

Лингвистическая разминка.

Участник, инициатива, конспектировать, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, колорит, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, режиссёр, безыдейный, мировоззрение, колосс парламентский, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

Закрепление изученного материала.

Анализ предложений.

  1. Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал её почти наизусть.

  2. Если б мишки были пчёлами, то они бы нипочём, никогда бы не подумали так высоко строить дом.

  3. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  4. Никогда не говори о том, чего не знаешь.

  5. О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

  1. Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2. Работа с тестовыми заданиями по тексту в формате ОГЭ (тесты из книги С.П.Цыбулько)

3. Лингвистическая разминка.

а) словарный диктант – стр.44 (Поурочные разработки Егоровой)

б) Грамматическое задание.

4. Объяснение нового материала – работа с параграфом учебника, обсуждение и уточнение материала.

5. Закрепление изученного материала.

а)работа с учебником: упр.78,80 – устно;

б)практические задания: анализ предложений.

6.Домашнее задание.

ФОРМЫ РАБОТЫ

1.Анализ примеров пунктуационных заданий;

2.Выполнение заданий в формате ОГЭ;

3.пунктуационный разбор.

ПОВТОРЕНИЕ

1.Сложное предложение.

2.Знаки препинания в СП.

3.Работа со схемами.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1.Упражнение 84(устно), 85,86 (письменно.)

2.Параграф 9.

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Сложноподчинённое предложение: строение, способы связи, знаки препинания 9 класс

Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края

Сложноподчинённое предложение: строение, способы связи, знаки препинания

Цели урока.

  1. Образовательные:

·    закрепление  понятия о сложноподчиненном предложении

·    формирование умения различать союзы и союзные слова

·    находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

·    проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

·    развитие мыслительной деятельности учащихся

·    развитие умения работать в парах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

·    воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний

·    воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Ход урока.

  1. Организационный момент  (1 мин)

«Комплимент»

  1. Введение в тему: анализ предложений (3 мин).

—   Прочитайте предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите, простое или сложное предложение, если сложное – способ связи предложений в тексте.

Я слышал как ко мне ещё раз постучался хозяин.(СПП)

Заснул Клим на рассвете проснулся поздно утомлённый и нездоровый. (ПП)

За витриной мелькнул огонёк и на потолке заиграл свет.(ССП)

Сверкнула молния – грянул гром. (БСП)

— Что общего и чем отличаются первое и третье предложения? Как они называются?

— Как вы считаете, о каком виде сложных предложений мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему и цели урока.

  1. Работа по теме урока

—  Давайте вспомним, что мы знаем о сложноподчинённом предложении (выступления учащихся)

—  Обратите внимание, что части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов. В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

— В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

Работа в парах   Делим класс на группы:«Исследователи” и «Теоретики”.  (5мин)

Исследователи

(Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению)

Идут от практики к теории

Теоретики

(Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории)

 Идут от теории к практике

Постановка перед учащимися учебной проблемы :

в чем отличие союза от союзного слова?

Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)

Работа с учебником. Прочитать статью, найти различия между союзами и союзными словами.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)

Чтение (изучение)

Отчёт работы групп. (5 мин)

  1. Тренировочные упражнения
  1. Упражнения  78 устно
  2. Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске)

1.Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.

2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.

4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.

Физминутка( для глаз)

  1. Поиграем!

Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

1. И нищий наездник таится в ущелье,

1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,

2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,

4.и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,

5. когда я почувствовал страшную усталость.

Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4).

5-4 (ССП лишнее)

  1. Подготовка к ОГЭ.

Ребята получают карточки с текстом для анализа, выполняют задания, оценивают себя.

     Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.

Задания. 

  1. Подсчитайте, сколько грамматических основ в  предложении. ________
  2. Выпишите цифры, обозначающие запятые  между частями сложного предложения, связанными подчинительной  связью.   ________________
  3. Замените словосочетание «лицейский товарищ»со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.   ____________
  4. Выпишите  цифры, обозначающие запятые при  вводном  слове. ______
  5. Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.   _____________

5.Итог урока. Рефлексия

— Чем вам запомнился сегодняшний урок?

— Что нового вы узнали?

—  Над чем вам нужно ещё поработать?     

Домашнее задание: &9, рассказ о сложноподчинённом предложении, упр. 76 (устно), 79, 84* (письм)

Рабочий лист ученика 9 «А» класса

________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

        __________________________________________________________

  1. Прочитайте предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите, простое или сложное предложение, если сложное – способ связи предложений в тексте.
  1. Я слышал как ко мне ещё раз постучался хозяин.
  2. Заснул Клим на рассвете проснулся поздно утомлённый и нездоровый.
  3. За витриной мелькнул огонёк и на потолке заиграл свет.
  4. Сверкнула молния – грянул гром.
  1. В чём отличие союза от союзного слова?

«Исследователи»

— Проанализируйте предложения, определите, в чём отличие союза от союзного слова?

Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)

  1. Схематический диктант

1)

2)

3)

4)

5)

  1. Поиграем!

Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

1. И нищий наездник таится в ущелье,

1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,

2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,

4.и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,

5. когда я почувствовал страшную усталость.

  1. Самостоятельная работа

Прочитайте предложение, выполните к нему задания

Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.

         Задания. 

  1. Подсчитайте,  сколько грамматических основ в  предложении. ________
  2. Выпишите цифры, обозначающие запятые  между частями сложного предложения, связанными подчинительной  связью.   ________________
  3. Замените словосочетание «лицейский товарищ» со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.   ____________
  4. Выпишите  цифры, обозначающие запятые при  вводном  слове. ______
  5. Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.   _____________

Рабочий лист ученика 9 «А» класса

________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

        __________________________________________________________

  1. Прочитайте предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите, простое или сложное предложение, если сложное – способ связи предложений в тексте.
  1. Я слышал как ко мне ещё раз постучался хозяин.
  2. Заснул Клим на рассвете проснулся поздно утомлённый и нездоровый.
  3. За витриной мелькнул огонёк и на потолке заиграл свет.
  4. Сверкнула молния – грянул гром.
  1. В чём отличие союза от союзного слова?

«Теоретики»

Работа с учебником. Прочитайте    статью, найдите  различия между союзами и союзными словами.

  1. Схематический диктант

1)

2)

3)

4)

5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *