Конспект урока по русскому языку на тему «Средства связи предложений в тексте» (5 класс)
Учитель: Боева А.А.
Конспект урока по русскому языку, 5 класс
Дата: 18.02.2019 г. урок № 89
Тема. Р.р.№13. Средства связи предложений в тексте.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Предметные: знать понятие текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста.
Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания.
Оборудование: раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент.
2.Актуализация знаний
Работа с текстом
Задание 1
Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Самое красивое место на земле – это родной край. Разве может быть что-то вкуснее! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы.
1) Можно ли эти предложения назвать текстом?
— А почему их нельзя?
2) Что их объединяет?
3) В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст.
2) Давайте прочитаем, что у вас получилось.
Самое красивое место на земле – это родной край. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы. Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Разве может быть что-то вкуснее!
3. Постановка учебной задачи.
— Как выдумаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
— А еще о способах связи предложений в тексте.
Запись темы урока в тетради.
— Исходя из темы урока, какие цели вы бы поставили? (предположения учащихся)
— Повторить такие понятия, как текст, тема, основная мысль, стиль и тип текста;
— Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять способы связи предложений в тексте на практике.
4. Проблемное объяснение нового знания
Для того, чтобы мы смогли реализовать цели, давайте вспомним значение некоторых терминов:
Что такое текст;
Какие типы речи вы знаете?
Назовите стили речи. Сколько их?
Что такое тема и основная мысль текста?
Физкультминутка
5. Изучение новой темы.
5.1. Объяснение учителя. Цепной вид связи.
Рассмотрим текст.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.
Сосны все время тихонько шумели.
— Установите связь между первым и вторым предложениями. При помощи каких слов они связываются?
( Повторением слов лес, в лесах).
— Как связаны второе и третье предложения?
( Повтором слова сосны).
— Какой частью речи выражены сцепляющие слова?
( Они выражены именами существительными).
— Сцепляются ли предложения друг с другом?
( Да, первое со вторым, втрое с третьим).
— Это цепная связь предложений в тексте. В качестве сцепляющих слов могут выступать не только существительные, но и местоимения, наречия, синонимы.
ЗАДАНИЕ: Замените сцепляющее слово из второго предложения другой частью речи.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В них попадались большие луговины…
— Сколько предложений в тексте? ( В тексте три предложения)
— Запишите в тетрадях на следующей строчке: «Цепная связь предложений»
Вывод: В этом тексте предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье — со вторым и т.д. Связь последовательная, по цепочке. Такую связь называют цепной.От слова «цепь»
5.2. Объяснение учителя. Параллельный вид связи.
Продолжим работу. Обратимся к следующему тексту.
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.
— В каком предложении заключена основная мысль текста?
( основная мысль заключена в первом предложении).
— Сцепляются ли между собой предложения? Есть ли сцепляющие слова? (нет)
— А когда звонко поют птицы?..звенят ручейки?.. пахнут набухшие почки? (весной)
— Значит, предложения между собой не сцепляются, но второе , третье и четвертое раскрывают, поясняют первое, они расположены параллельно, не сцепляясь, не пересекаясь. Это параллельная связь предложений в тексте.
— Запишите в тетрадях на следующей строчке: «Параллельная связь предложений»
— Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).
Вывод: Предложения могут быть связаны без специальных слов, по смыслу. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу с первым. Т. е. 2, 3, 4 предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной.
6. Закрепление полученных знаний
6.1. Прочитайте тексты, определите вид связи
У каждого времени года — своя музыка, свои оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает, пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья, веселый звон капели — все говорит о пробуждении природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья весело вторят ему. (Цепная связь)
Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (Параллельная связь)
6.2. Самостоятельная работа.
Придумать текст (5-6 предложений) на одну из тем, применив цепную или параллельную связь.
«Гроза», «Весна в лесу», «Любимый праздник».
7. Домашнее задание
Напишите сочинение – миниатюру (7-9 предложений) на тему: «Мое любимое время года».
8. Рефлексия.
— О каких видах связи предложений в тексте вы узнали на уроке?
— В чем особенность каждого способа?
Задание 1
Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Самое красивое место на земле – это родной край. Разве может быть что-то вкуснее! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы.
Задание 2
Рассмотрим текст.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.
Сосны все время тихонько шумели.
Задание 3
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.
Задание 4
Прочитайте тексты, определите вид связи
У каждого времени года — своя музыка, свои оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает, пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья, веселый звон капели — все говорит о пробуждении природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья весело вторят ему.
Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы.
Задание 1
Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Самое красивое место на земле – это родной край. Разве может быть что-то вкуснее! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы.
Задание 2
Рассмотрим текст.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.
Сосны все время тихонько шумели.
Задание 3
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.
Задание 4
Прочитайте тексты, определите вид связи
У каждого времени года — своя музыка, свои оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает, пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья, веселый звон капели — все говорит о пробуждении природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья весело вторят ему.
Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы.
Конспект урока развития речи на тему «Средства связи предложений в тексте» (5 класс)
Конспект урока.
Составитель: Савичева Анастасия Витальевна.
Раздел: морфология
Класс: 5
Тема: средства связи предложений в тексте.
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: традиционная.
Цель урока: определение сформированности умений осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией, темой и условиями речевого общения.
Задачи:
1.Обучающие:
формирование умения анализировать роль различных частей речи в тексте;
формирование умения выявлять средства связи предложений в тексте.
2.Развивающие:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных умений;
развитие интереса учащихся к самостоятельной деятельности.
3.Воспитывающие:
Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, презентация, карточка «Средства связи предложений в тексте».
Эскиз доски.
Д/з: найти текст (4-5 предложений) и записать его себе в тетрадь. Определить средства, с помощью которых связанны предложения в этом тексте.
Первое марта.
Классная работа.
Средства связи предложений в тексте.
План урока.
Конспект урока.
Организационный момент.СЛАЙД №1
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Проверка отсутствующих на уроке, а также наличие учебного материала и необходимых для занятия принадлежностей.
Приветствуют учителя.
Дежурные докладывают об отсутствующих. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.
Целеполагание.
Сегодня на уроке вас ждёт интересная тема. Вы будете работать с текстом. Это будет способствовать развитию вашей речи.
Проверка домашнего задания.
Но прежде чем мы приступим к новой теме, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Аня, что вам нужно было сделать дома?
Нам нужно было прочитать параграф №50 и выполнить первое и второе задание из упражнения №377.
Перепишите первый абзац и подчеркните двумя чертами все глаголы.
Хорошо.
Сначала давайте проверим, как вы усвоили теоретический материал из параграфа №50.
Дайте определение глаголу.
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Как изменяются глаголы?
Глаголы изменяются по временам, родам и числам.
В чем особенность изменения глаголов?
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
В настоящем и будущем времени изменяются по родам и числам.
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
В прошедшем времени – по числам и в единственном числе – по родам
Какую синтаксическую функцию выполняет глагол?
В предложении глагол, как правило, бывает сказуемым.
Что такое инфинитив?
Это начальная форма глагола отвечающая на вопросы что делать? что сделать?
Как по-другому называют инфинитив?
Инфинитив называют еще неопределённой формой, т.к. глагол в этой форме не указывает на время, лицо и число.
Молодцы! Теперь давайте обратимся к упражнению №377, которое вы должны были выполнить.
2. Перепишите первый абзац и подчеркните двумя чертами все глаголы.
Хорошо! Теперь прочитайте текст, который вы списали.
Перечислите все глаголы, которые есть в этом тексте. Вы должны были подчеркнуть их двумя чертами.
Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.
Какие из этих глаголов стоят в инфинитиве?
Лечь, опустить, висеть, играть, выигрывать, не выигрывать.
ТЕТРАДИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ СДАТЬ.
Молодцы! Я вижу, что вы ответственно подошли к выполнению домашнего задания. Вы смогли ответить на вопросы, связанные с материалом прошлых уроков, а также смогли найти глаголы в форме инфинитива в тексте.
Мотивационный компонент + объяснение нового материала.
Ребята, как я уже говорила, сегодня вы будете работать с текстом.
Откройте свои тетради, запишите в них дату и «Классная работа». Сегодня первое марта. Тема урока: «Средства связи предложений в тексте».
Постарайтесь сформулировать определение текста?
Совокупность предложений, связанных между собой по смыслу.
А как вы считаете, только ли по смыслу связаны предложения в тексте?
Ответы учеников.
СЛАЙД №2
Посмотрите на доску. Перед вами предложения. Переставьте их так, чтобы получился текст. Конечный вариант запишите в тетрадь.
1. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.
2. Над соседним лесом показался краешек солнца.
3. Луг весь засверкал, заискрился.
Пока дети составляют текст, нужно раздать карточки с таблицей.
Прочитайте то, что у вас получилось.
Над соседним лесом показался краешек солнца. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом. Луг весь засверкал, заискрился.
СЛАЙД №3
Сверьтесь, чтобы у всех получилось так, как на доске.
Докажите, пожалуйста, что это текст.
Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.
Какая тема у этого текста?
Да, правильно! Но помимо этого предложения могут быть связаны еще лексическими и морфологическими средствами.
Кто знает, о каких средствах я говорю?
Предположения ребят.
Как вы думаете, что такое морфологические средства связи предложений в тексте?
Морфология – это раздел науки о языке, которая, которая изучает части речи. Наверное, морфологические средства языка связаны с частями речи.
А что такое лексические средства связи предложений в тексте?
Лексика – это раздел науки о языке, которая изучает значения слов. Наверное, эти средства связи связаны со словами и с их значением.
Хорошо. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала.
На них изображены таблицы, правые колонки которых заполнены, а левые пусты.
Сейчас мы с вами её заполним, и вы узнаете о средствах связи предложений в тексте.
Разграничивают лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Но о синтаксических средствах вы узнаете немного позже.
Прочитайте название первой таблички.
Лексические средства связи.
Слайд №4
Вы правильно заметили, что лексические средства связи связаны со словами и с их значением.
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
Максим, прочитай, пожалуйста, что относится к лексическим средствам связи предложений.
К лексическим средствам связи относятся:
Слова одной тематической групп.
Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов.
Синонимы.
Антонимы.
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.
Спасибо. Теперь давайте вместе с вами заполним первую табличку в ваших карточках.
Мы все вместе будем определять, какое лексическое средство связи предложений используется в каждом из примеров, а вы будете записывать эти средства в пустые ячейки, слева от примеров.
Софья, прочитай, пожалуйста, первый пример в табличке.
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Обрати внимание на выделенные слова!
Слова одной тематической группы.
Таисия, прочитай, пожалуйста, второй пример в табличке.
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов.
Катя, прочитай, пожалуйста, третий пример в табличке.
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Синонимы и синонимические замены (в том числе синонимические и описательные обороты).
Андрей, прочитай, пожалуйста, четвёртый пример в табличке.
Недруг поддакивает. Друг спорит.
Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Антонимы.
Женя, прочитай, пожалуйста, пятый пример в табличке.
Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.
Замечательно! Вот вы и заполнили первую табличку! Какие трудности у вас возникли? Какие есть вопросы?
Прочитайте название первой таблички.
Слайд №5
Морфологические средства связи.
Вы были правы, когда говорили, что морфологические средства языка связаны с частями речи.
Семён, прочитай, пожалуйста, какие средства связи предложений в тексте относятся к морфологическим.
К морфологическим средствам связи относятся:
Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.
Единство временных форм глаголов-сказуемых.
Использование личных (в третьем лице) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений.
Галя, прочитай, пожалуйста, первый пример в табличке.
Обрати внимание на выделенные слова!
Не забывайте заполнять табличку!
За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений.
Семён, прочитай, пожалуйста, второй пример в табличке.
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Использование личных (в третьем лице) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
Катя, прочитай, пожалуйста, третий пример в табличке.
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.
Ваня, прочитай, пожалуйста, третий пример в табличке.
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?
Единство временных форм глаголов-сказуемых.
Докажи.
Замечательно! Вот вы и заполнили и первую табличку! Какие трудности у вас возникли? Какие есть вопросы?
Молодцы! Сейчас вы узнали, какие средства связи предложений в тексте относятся к лексическим, а какие – к морфологическим. Вы смогли применить полученные знания на практике и определить, с помощью каких средств связаны предложения в представленных примерах.
Закрепление материала
СЛАЙД №6
Давайте вернёмся к тексту, который вы записали в начале урока.
Посмотрите еще раз на него.
Над соседним лесом показался краешек солнца. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом. Луг весь засверкал, заискрился.
Подумайте, какими средствами связаны предложения в этом тексте.
Использование личных (в третьем лице).
Единство временных форм глаголов-сказуемых и т.д.
Молодцы! На основе полученных знаний вы смогли определить, с помощью каких средств связаны предложения в этом тексте.
Информация о домашнем задании.
СЛАЙД №7
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно будет найти какой-нибудь текст (4-5 предложений) и записать его себе в тетрадь. Также вам нужно будет определить средства, с помощью которых связанны предложения в этом тексте.
У кого-нибудь есть вопросы?
Оценивание.
Вы все сегодня хорошо поработали. Особенно хочется отметить некоторых учеников.
Всем спасибо за урок! До свидания!
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
Предложения в тексте связаны не только по смыслу, но и грамматически.
Лексические средства связи.
Средство связиПример
1
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
2
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
3
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
4
Недруг поддакивает. Друг спорит.
5
Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
Морфологические средства связи.
Средство связиПример
1
За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
2
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
3
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
4
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Способы связи предложений в тексте
Тема: Способы связи предложений в тексте.
Цель: — обобщить и систематизировать знания учащихся о тексте;
— познакомить учащихся со способами связи предложений в тексте;
— развивать умение составлять тексты;
— воспитывать уважительное отношение к творческому труду, умение держать слово.
Оборудование: карточки с заданиями, опорная схема.
Методические приёмы: беседа, анализ текстов, работа в группах.
Целевая аудитория: 5 класс.
Учебник: Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. –М.: Дрофа, 2011.
Ход урока
(2 ученика читают свои тексты, составленные к рисункам).
- Актуализация изученного.
- Работа с текстом «Тропинка», спроецированным на доске
Тропинка
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьется лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.
- Беседа о признаках текста
- Что такое текст?
(Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически).
- Что характерно для текста? Что в первую очередь бросается в глаза?
(Заголовок)
- Что отражено в заголовке?
(В заголовке прямо или косвенно отражается тема текста).
- А что такое тема текста?
(То, о чем говорится в тексте)
- Что такое основная мысль?
(То, в чем убеждает нас автор).
- Определите тему и основную мысль текста «Тропинка».
(Тема текста – лесная тропинка. Основная мысль – лесная тропинка интересна, любима).
- Из каких частей состоит любой текст?
(Начало, или вступление; основная часть и заключение).
- Найдите эти части в тексте «Тропинка».
(Начало – 1-е предложение; основная часть – 2-е и 3-е предложения; заключение – последнее).
- Обратите внимание на то, что заключение возвращает нас к заглавию текста, и текст получает композиционную завершённость.
3. Работа с текстом (у каждого учащегося на листочках).
В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.
- Понятен ли вам текст без дополнительных пояснений?
- Какие части текста в нем есть? Каких не хватает?
(Заглавия и концовки)
- Какие варианты заглавия и концовки вы можете предложить?
(«Живые комочки»; «Смотреть на них было очень интересно»)
- Работа по теме урока.
Вывод: Предложения могут быть связаны последовательно: второе с первым, третье с первым.
- Сцепляющие слова: парк – каналы – мосты.
- Чтение теоретического материала на с.38 (Связь цепная)
- Работа с карточкой 1 (Из данных предложений составить текст, озаглавить его и записать).
1. И песок в пустыне, как волны.
2.Пустыня, как море, только вместо воды песок.
3.В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
4.Волны песка называются барханами.
Пустыня, как море
Пустыня, как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне, как волны. Волны песка называются барханами. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
- При помощи чего могут цепляться предложения в тексте?
(При помощи повторяющихся или однокоренных слов).
- Работа в группах
- Группа 1: упр.64 (по условию).
- Какое из высказываний вам больше понравилось? Почему?
- При помощи чего сцепляются предложения в этих текстах?
(Повтор слова в 1-м; однокоренные слова во 2-м; при
помощи местоимений в 3и 4-м).
- Группа 2: упр. 65 (устно)
- Группа 3: Работа по составлению текста (материал на карточках).
1. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов.
2. Осенью певчие птицы улетают на юг.
3. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
4. Все они будут ждать возвращения на родину.
Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов. Все они будут ждать возвращения на родину.
1V. Подведение итогов. Рефлексия.
Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним способом сцепления предложений в тексте – цепной связью. Научились правильно сцеплять предложения в тексте при помощи повтора слов, однокоренных слов и местоимений. На следующем уроке мы познакомимся с еще одним способом связи предложений в тексте.
Домашнее задание: упр. 70,71.
Урок по русскому языку на тему «Текст. Способы связи предложений в тексте» (5 класс)
Педагогический дебют
Тема урока: «Текст. Способы связи предложений в тексте»
Цель деятельности учителя: углубить знания обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.
Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие
текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, изобразительного искусства, МХК и др.)
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, к истории родного города, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы обучения: наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, частично-поисковые; конструирование.
Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Смысловые понятия Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства.
Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации, дидактический материал.
Задачи
1) обучить постановке темы и цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;
4) обучить самостоятельному и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
1) показать богатство родного языка;
2) прививать уважение к языку и его истории;
3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие.
— Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые! Очень хочу начать работу с вами и желаю всем хорошего настроения и успехов! Вы готовы? Тогда вперёд!
Итак, чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения.
2. Актуализация знаний (5 мин.)
— Прочитайте группы предложений справа и слева. В чем их разница? Как вы думаете, какая из двух групп является текстом?
— Хорошо, а как вы поняли, что вторая группа предложений – это текст? Прочитайте текст вслух.
— Что такое текст?
— Что характерно для текста? (заголовок, тема, идея, законченность, связность)
— Что отражается непосредственно в заголовке? (тема текста)
— Что тогда такое основная мысль текста? (то, что автор хотел этим текстом сказать; то, в чём автор нас убеждает)
— Итак, мы выяснили, что справа – это текст, и выражения в нём не бессмысленный набор, а грамматически связанные предложения. А как вы поняли, что предложения в тексте связаны друг с другом? Посмотрите на первое и второе и ответьте на мой вопрос.
3. Постановка учебной задачи (4 мин.)
— Итак, с чем мы будем работать на уроке? А чтобы получился текст, предложения должны быть связаны между собой. Поэтому мы должны узнать ещё и способы связи предложений в тексте. Значит тема нашего урока будет … (прикрепить тему)
— Обратите внимание, что у вас на партах лежат маршрутные листы. Они помогут вам ориентироваться в работе на уроке. Давайте рассмотрим их. Вы видите все этапы нашего урока от темы и до итогов. Очень важно после каждого задания оценить себя по пятибалльной шкале. После урока вы сдадите мне свои маршрутные листы, и я оценю вашу работу.
Итак, тема урока: «Текст. Способы связи предложений в тексте». Запишем её в лист.
— Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока? Пусть это начало поможет вам:
усвоение знаний о… (прикрепить)
— Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?
Я хочу узнать…
Я хочу научиться…
Я хочу понять…
— Замечательно! Вы все верно сказали.
4. Проблемное объяснение нового знания (7 мин.)
— Для того, чтобы реализовать цель и задачи урока, продолжим работу.
— Как вы думаете, что у меня в руках? А кому и для чего нужны маски? Совершенно верно – актёрам! Маски появились ещё в глубокой древности и служили для передачи характера и настроения актёров.
— Вы, наверное, уже обратили внимание, что на маршрутных листах тоже нарисованы маски и текст в начале урока был о театре. Это не случайно: изучать новую тему мы будем одновременно говоря и о таком виде искусства, как театр. Я очень люблю театр, а вы?
— Ребята, а знаете ли вы, что 2019 год объявлен президентом Российской Федерации, Владимиром Владимировичем Путиным, годом Театра, а 27 марта считается всемирным днем Театра. И это совсем скоро!
— У вас на столах тоже лежат маски: одна грустит, вторая улыбается. И я хочу узнать ваше настроение. Поднимите ту маску, которая соответствует вашим эмоциям в данную минуту.
— Очень хорошо! Хочется, чтобы к концу урока у большинства из вас настроение было приподнятым. Ну а мы продолжаем работать.
— Существует несколько способов связи предложений в тексте. Давайте познакомимся с двумя из них. На доске два предложения. Прочитайте их. Как вы думаете, с помощью чего эти два предложения связаны?
«Маски» – от лат. «личина». Достаточно надеть маску, изменить голос, походку, и начинается театр.
— Правильно, с помощью повтора. Первый способ – лексический повтор. Перепишите в маршрутный лист название первого способа и два предложения. Попробуйте составить свои два предложения, связанные этим способом на тему «Театр».
Эмблема театра – маски. Их всего две: чёрная и белая, смех и слёзы.
— Прочитаем второй пример. Как связаны эти предложения? (с помощью местоимения – местоименная замена). Запишем в тетрадь второй способ с примером. Давайте назовем еще раз два способа связи предложений в тексте.
— Оцените свою работу на этом этапе.
Мы изучили два способа связи предложений в тексте и можем немножко отдохнуть.
Физкультминутка (1,5 мин.)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и отвечать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.Первичное закрепление полученных знаний (2 мин.)
— Давайте закрепим полученные на уроке знания. Но прежде ответьте мне на вопрос: знаете ли вы, какие театры есть в нашем городе? А мне хочется сказать несколько слов о ведущем театре нашего города – Камерном. Давайте посмотрим, как он выглядит (слайд).
— А кто знает, почему он называется «камерным»? (небольшое по масштабам помещение, предназначенное для узкого круга зрителей).
— Официальная дата появления Камерного театра – 1 октября 1998 года. Главный режиссёр – Татьяна Макарова. В настоящее время в Камерном театре работает постоянная актёрская труппа из 20 актёров. Театр активно сотрудничает с актёрами одного из Санкт-Петербургских театров («Балтийский дом»), которые приезжают играть с череповецкими коллегами.
— Вы знаете, где находится наш Камерный театр? Были ли в нём хоть раз? Для детей вашего возраста существует специальная программа, с помощью которой вы сможете попасть не только на спектакль, но и за кулисы театра, в комнаты актёров – гримёрные комнаты, а кроме того, пообщаться и с самими актёрами!
— Обратимся к маршрутным листам. Я надеюсь, вы не забываете себя оценивать?
Посмотрите на задание 3. В качестве закрепления нового материала я предлагаю вам поработать с текстом в парах. Для этого внимательно слушайте друг друга.
— Прочитайте вслух предложенное задание.
5. Закрепление полученных знаний (15 мин.)
Выразительно прочитайте текст.
Докажите, что это текст.
Определите тему и основную мысль.
Как бы вы озаглавили этот текст?
Вставьте пропущенные слова по смыслу (смотри слова для справок).
Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.
27 марта отмечается Всемирный День театра.
Что такое театр? Согласно словарю Серге́я Ива́новича Óжегова, театр – это «искусство изображения драматических представлений на сцене». А ещё театр – это праздник, это фантастический мир, где много удивительного.
В театре есть актёры и музыканты, авторы и режиссёры, декорации и костюмы. В нём есть целая армия людей, обеспечивающих бесперебойную работу театрального царства. Но обо всём этом даже не задумываешься, когда смотришь на действо, захватывающее тебя. Ты попадаешь в иной мир, сочувствуешь и сопереживаешь героям, смеёшься и плачешь.
«Театр» в переводе с греческого означает «зрелище». Зародился он в Древней Греции. Вначале это были шутовски́е представления. Они устраивались по праздникам. Со временем солисты стали воспроизводить мифологические сюжеты и превратились в актёров. А актёры – в авторов сцены.
Сходите в театр! В нём софи́ты,сцена, в нём всегда светло. В театре есть игра, на которую можно посмотреть со стороны. Что наша жизнь? Игра!
Посетив театр, человек поднимается на новую ступень и становится лучше.
Слова для справок: сюжеты, плачешь, актёры, мир, театр, «зрелище», людей, поднимается.
— Время вышло. Давайте проверим задание. Кто желает выразительно прочитать текст?
— Обменяйтесь маршрутными листами и оцените друг друга.
6. Подведение итогов урока (2 мин.)
— Мы хорошо поработали, ребята! Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (учитель подходит к доске, на которой висят цели и задачи урока) Достигли ли мы её?
— С какими способами связи предложений в тексте вы познакомились?
— Чему ещё был посвящен наш урок?
-Молодцы!
7. Домашнее задание (1 мин.)
— В качестве домашнего задания я предлагаю вам карточки с текстами об известных театрах России, а также дополнительное задание: изучить афишу и выбрать спектакль, на который вам хотелось бы сходить. А в качестве бонуса я приготовила для каждого из вас театральную афишу нашего театра на март.
7. Рефлексия. Оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке (1 мин.)
— Наш урок подошел к концу, и я снова хочу узнать ваше настроение (учитель держит в руках свою маску). У меня отличное настроение и свою маску я кладу на этот стол. Мы хорошо поработали. У кого из вас такое же настроение, подойдите ко мне и положите рядом весёлую маску. Те ребята, у кого не всё получилось на уроке, не расстраивайтесь, в другой раз всё обязательно получится.
— Я желаю вам успехов!
Маршрутный лист
Фамилия __________________________ Имя ___________________________________
Число ____________________________________________________________________
Классная работа
Тема: «___________________________________________________________________»
1. «Разминка»
Прочитайте группы предложений справа и слева.
В чем их разница?
И с ними светлый мир добра.
Всегда готовы утверждать
Всё, что на свете человечно.
Он был и будет с нами вечно.
Здесь оживают наши сказки.
Здесь всё прекрасно – жесты,
Костюмы, музыка, игра.
Как хорошо, что есть театр!
Театр
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовы утверждать
Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно: жесты,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки.
И с ними светлый мир добра.
Оцени себя: ___________________________
2. «Открытие новых знаний»
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Оцени себя: ____________________________
3. Закрепление знаний (работа в парах)
Выразительно прочитайте текст.
Докажите, что это текст.
Определите тему и основную мысль.
Как бы вы озаглавили этот текст?
Вставьте пропущенные слова по смыслу (смотри слова для справок).
Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.
27 марта отмечается Всемирный День театра.
Что такое _____? Согласно словарю Серге́я Ива́новича Óжегова, театр – это «искусство изображения драматических представлений на сцене». А ещё театр – это праздник, это фантастический ___, где много удивительного.
В театре есть ______ и музыканты, авторы и режиссёры, декорации и костюмы. В нём есть целая армия ______, обеспечивающих бесперебойную работу театрального царства. Но обо всём этом даже не задумываешься, когда смотришь на действо, захватывающее тебя. Ты попадаешь в иной мир, сочувствуешь и сопереживаешь героям, смеёшься и ______.
«Театр» в переводе с греческого означает «_____». Зародился он в Древней Греции. Вначале это были шутовски́е представления. Они устраивались по праздникам. Со временем солисты стали воспроизводить мифологические _____ и превратились в актёров. А актёры – в авторов сцены.
Сходите в театр! В нём софи́ты, сцена, в нём всегда светло. В театре есть игра, на которую можно посмотреть со стороны. Что наша жизнь? Игра!
Посетив театр, человек ________ на новую ступень и становится лучше.
Слова для справок: сюжеты, плачешь, актёры, мир, театр, «зрелище», людей, поднимается.
Взаимопроверка («оцени соседа по парте»): ____________________
4. Подведение итогов
МОИ ЗНАНИЯ
Знаю всё!
Знаю и могу рассказать (объяснить) другим!
Знаю, но не всё
Знаю мало
Ничего не знаю
МОЁ НАСТРОЕНИЕ
Карточки с домашним заданием
Выразительно прочитайте текст. Перескажите. Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.Большой театр в Москве – один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию. На входе посетителей встречает статуя Аполлона (греческого бога искусств) в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа театра. Юрий Григоро́вич ставил здесь легендарное «Лебединое озеро» и «Золотой век».
Выразительно прочитайте текст. Перескажите. Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.
Мариинский театр – яркая жемчужина Санкт-Петербурга. Жизнь театра насчитывает более двух столетий, что придаёт ему особую значимость в мире искусства. Он широко известен во всём мире и за рубежом. Тысячи людей приезжают в Северную столицу со всего мира, чтобы попасть в этот храм искусства. Сцена театра собирала и собирает лучшие представления самых разных жанров. Обязательно посетите Мариинский театр. Эти впечатления останутся с вами на всю жизнь.
Рефлексия
Технологическая карта по русскому языку для 5 класса по теме «Средства связи предложений в тексте»
Технология проведения урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Формируемые УУД
I.
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)
Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу беседу о тексте.
Доклад дежурного. Концентрация на урок.
1) Регулятивные:
— волевая саморегуляция;
2) Личностные:
— смыслообразование (Я должен посмотреть…)
3) Коммуникативные:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
II. Актуализация знаний
Текущий контроль знаний и умений.
— Языковая разминка
— Для начала проведем языковую разминку. На доске записано предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
— Какие орфограммы встретились в данном предложении? Какие знаки препинания поставили? Почему?
Добавьте к данному предложению своё, продолжите тему.
Эвристическая беседа. На прошлом уроке мы с вами говорили о тексте. Вспоминаем признаки текста.
Записывают предложение. Вставляют пропущенные орфограммы, объясняют их выбор.
Отвечают на вопросы к тексту.
Разыгрался ветер
На л..сной п..ляне
Закруж..л ..сину
В красном сарафане.
Стр. учебника 37, № 46.
1) Регулятивные:
— волевая саморегуляция;
2) Личностные:
— умение оценивать выполненное задание;
3) Коммуникативные:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
III.
Постановка учебных задач. Мотивация
В каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания?
Отвечают на вопрос.
На экране записаны слова:
1. а) Летний дождь;
б) Как я однажды оказался в лесу под проливным дождем;
в) Летняя гроза — это прекрасно, но страшно;
г) Наша улица после дождя.
2. а) Поздняя осень;
б) Осень в городском парке;
в) Осенний листопад;
г) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса».
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
— формирование умения слушать и слышать.
IV. Работа по теме урока
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Задания на урок:
Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте, запишите, вставляя пропущенные буквы.
Концентрация внимания на задании на урок. Работают в парах. И данных предложений составляют текст. Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку.
Умение строить поиск решения, анализировать результаты
Иногда тихонько клёны роняют свои резные листья. Они стоят на опушке и грустят. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает с них осеннюю красу. Клены оделись в багрянец.
Собирались журавли в стаи и кружились над полями. В родных краях стало холодно, и журавли полетели на юг. Звонко курлыкали журавли высоко в небе.
1) Регулятивные:
— целеполагание как постановка учебной задачи,
— планирование,
— прогнозирование.
2) Познавательные:
— умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
V. Закрепление нового.
Чтение теоретических сведений о средствах связи предложений в тексте.
Организует фронтальную работу по закреплению знаний.
Читают правило.
Стр. 38-39 учебника.
Регулятивные:
Высказывать свою версию
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе
Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде
VI. Домашнее задание.
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания
Записывают задание на дом, задают вопросы
Т. Стр. 38-39., № 50.
Регулятивные:
— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
— преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
— самостоятельное формулирование познавательной цели;
— построение логической цепи рассуждений;
— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— умение слушать и вступать в диалог
VII.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?
Высказывание по модели:
Я сегодня узнал…
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарийРегулятивные:
— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
— осуществлять итоговый контроль
Личностные:
— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
— проявлять активность в деятельности.
План урока+презентация по русскому языку для 5 класса «Средства связи предложений в тексте». — К уроку — Русский язык и литература
Урок 131
Тема урока: Основные способы и средства связи предложений в тексте.
1. Работа по слайдам. Определить тип речи текста. Стиль Тему. Основную мысль.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно мужскому: этот бег, быстрый бег и т.д.
В-третьих, слово бег склоняется, т.е. изменяется по падежам: бега (р.п.), бегу (д.п.) и т.д.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает признаками этой части речи.
Над излучиной речной
Тихий сумрак лег ночной,
Из-за тучи выплыл месяц,
Месяц ходит, как ручной!
Он проходит над селом,
Стукнул в тучу, вызвал гром,
Над рекой остановился,
Всю засыпал серебром.
(А.Прокофьев)
Ива корзиночная – кустарник около 5м выс. С длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатисто-опушённые. Листья линейно-ланцетные, цельнокрайние…
(Из «Определителя…»)
2. Работа по новой теме. Работа со слайдами. Чтение текстов. Запись средств связи предложений в тексте.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков.) | В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. (И.Соколов-Микитов.) Средство связи – родо-видовые слова. |
Хорошее, доброе долго помнится. Плохое, к счастью, забывается. | В ЛЕСУ МЫ ВИДЕЛИ ЛОСЯ. СОХАТЫЙ ШЁЛ ВДОЛЬ ОПУШКИ И НИКОГО НЕ БОЯЛСЯ. |
Запись определений в тетрадь – справочник.
3. Подведение итогов урока:
Какие средства связи предложений в тексте вы узнали?
Для чего нужны эти средства? Сможет ли без них существовать текст?
Домашнее задание: упр.455. Указать средства связи предложений в тексте.
Презентация к уроку
Материалы к уроку по учебнику: Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/\Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2001.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Проблемно-эвристический урок по теме «Средства связи предложений в тексте». Русский язык. 5 класс.
Сценарий проблемно-эвристического урока
Автор: Ермолаева Светлана Сергеевна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 85 с углублённым изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода
Предмет: русский язык
Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. К учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Класс: 5
Раздел программы: Раздел 2. Текст.
Тема урока: Урок №13. Средства связи предложений в тексте.
Тип урока: урок изучения нового материала
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point
Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации
Время реализации занятия: 45 минут
Цели урока:
1) углубить понятие об основных признаках текста;
2) изучить способы связи предложений в тексте;
3) сформировать умение находить средства связи предложений в тексте.
Задачи:
- Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;
4) обучить самостоятельному и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.
- Развивающие
1) развивать коммуникативную компетенцию;
2) развивать аналитические и творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
- Воспитательные
1) показать богатство родного языка;
2) прививать уважение к языку и его истории;
3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Методы работы
- проблемно-эвристические;
- частично-поисковые;
- объяснительно-иллюстративные.
Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная
Структура урока
Этапы урока | Время | Слайд презентации |
I. Приветствие, активизация внимания | 1 мин. | Слайд №1 |
II. Словарно — орфографическая работа. | 8 мин. | Слайды №2-4 |
III. Изучение нового материала (этап включает в себя здоровьесберегающий элемент урока) | 20 мин. (16+4) | Слайды №5-8 Слайды №9-10 Слайды №11-12 |
IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений. | 10 мин. | Слайды №12 |
V. Итоговый вывод | 2 мин. | |
VI. Домашнее задание. | 2 мин. | Слайд №13 |
VI I. Рефлексия. | 2 мин. | Слайд № 14 Слайд № 15 |
Ход урока
I. Приветствие, активизация внимания (Слайд №1)
II. Словарно — орфографическая работа. Чтение стихотворения учителем (Слайд №2).
Ты мой сверстник, я твой тоже,
Мы по возрасту похожи.
Я не сразу смог понять,
Это слово как писать.
Мне словарь попался в руки,
Я открыл его от скуки…
И узнал, что буква «т»
Сначала встретилась в «версте».
Так все трудные слова
Станут легче «дважды два»
- Какой словарь помог нам объяснить правописание словарного слова «сверстник»?
(этимологический).
- Класс записывает новое слово в справочно-словарные тетради «Помощницы», где дома дети составляют с ним 2 предложения (простое и сложное) и по желанию рисуют иллюстрации (это задание привычное для учеников, так как словарная работа проводится на уроках регулярно)
- Проблемные вопросы и задания
1) Мы узнали, что слово «сверстник» произошло от слова «верста», а что оно обозначает? Каким словарём мы воспользуемся, чтобы узнать лексическое значение слова? (толковым словарём)
2) Какое слово в русском языке является синонимом к слову «сверстник»? (ровесник)
Какой словарь поможет нам решить эту проблему? ( словарём синонимов)
3) Может ли нам помочь словарь объяснить правописание слова «ровесник»? Каким словарём мы воспользуемся? (этимологическим словарём)
- Три группы учеников работают со словарями: в толковом словаре ищут ответ на вопрос №1 (Слайд №3); в словаре синонимов — на вопрос №2 (Слайд №4); в этимологическом — на вопрос №3
III. Изучение нового материала. Прочитаем запись и поиграем с предложениями.
(Слайд №5).
Их связывают одинаковые взгляды на жизнь. Поэтому я дружу с ребятами из моего класса. Дружба объединяет людей с похожими интересами и увлечениями. И мне легче найти общий язык со сверстниками. Друзьями обычно становятся ровесники.
- Проблемные вопросы и задания:
1) Можно ли назвать эту запись текстом? Почему?
2) Какие отличительные признаки текста вы помните?
3) Сравните свои ответы с теорией I на странице учебника 35, § 8 (Слайд №6)
4) Если вы уже знаете, что такое текст, то какова, по вашему мнению, основная цель сегодняшнего урока? Какие задания были бы вам интересны?
5) Продолжим игру. Запишите в тетради предложения в таком порядке, чтобы они образовали единый текст. Не забудьте пропустить строчку для заголовка. (Слайд № 7)
Дружба, или Как мы находим друзей?
(1) Дружба объединяет людей с похожими интересами и увлечениями. (2) Друзьями обычно становятся ровесники. (3) Их связывают одинаковые взгляды на жизнь. (4) И мне легче найти общий язык со сверстниками. (5) Поэтому я дружу с ребятами из моего класса.
6) Какие заголовки у вас получились? Что они выражают? Тему? Идею? Основную мысль? Прокомментируйте заголовок на слайде.
7) Есть ли в вашем тексте деление на абзацы? Всегда ли оно должно быть в тексте? Почему?
8) Снова обратимся к учебнику. (Слайд №8) Выполните задания 1,2 упражнения 44.
По вашему желанию, вы можете дома выполнить творческое задание 3.
- Здоровьесберегающий элемент урока — упражнения для позвоночника и зарядка для глаз (Слайды №9-10)
9) Прочитайте теоретический материал V—VII и перечислите названные в нем способы и средства связи предложений в тексте (Слайды № 11-12). Дома нужно будет составить обобщающую таблицу в «Помощницах» на тему «Связь предложений в тексте».
Пока класс самостоятельно знакомится с новым материалом, два ученика работают у доски: один выписывает средства связи при последовательной (цепной) связи (с. 38), второй — при параллельной связи (с. 39).
Возможная запись на доске:
— местоимения
— повтор одного и того же слова
— однокоренные слова
— синонимы
— антонимы
— одинаковые глагольные формы
— одинаковый порядок слов
10) Сравните свои наблюдения с теми, что сделали ваши одноклассники на доске.
Все ли средства перечислены? Всё ли названное вам понятно?
IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений.
Упр. 48. Ученики работают самостоятельно, а затем следует коллективное обсуждение результатов анализа текста. Пятиклассники аргументированно доказывают наличие в тексте последовательной связи предложений. (Слайд №12)
Упр. 49. Выполняется в устной форме. Ученики находят признаки параллельной связи предложений в тексте.
V. Итоговый вывод о способах и средствах связи предложений в тексте формулируют сами ученики.
VI. Домашнее задание. (Слайд № 13)
1. Составить 2 предложения (простое и сложное) со словом «сверстник» (иллюстрации по желанию)
2. Составить обобщающую таблицу в «Помощницах» на тему «Связь предложений в тексте».
3. Творческое задание №3, упр. 44 (по желанию)
VI I. Рефлексия. Осуществляется оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке.
Ученикам предлагается дать оценку своей работы на уроке («да» «нет») (Слайд № 14)
- Было ли тебе интересно на уроке?______
- Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
- Сумел ли ты применить свои знания?______
- Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____
(Слайд №15)