Средства связи предложений в тексте 5 класс – Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Проблемно-эвристический урок по теме «Средства связи предложений в тексте». Русский язык. 5 класс.

Конспект урока по русскому языку на тему «Средства связи предложений в тексте» (5 класс)

Учитель: Боева А.А.

Конспект урока по русскому языку, 5 класс

Дата: 18.02.2019 г. урок № 89

Тема. Р.р.№13. Средства связи предложений в тексте.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметные: знать понятие текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста.

Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания.

Оборудование: раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний

Работа с текстом

Задание 1

Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Самое красивое место на земле – это родной край. Разве может быть что-то вкуснее!  Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы.

1) Можно ли эти предложения назвать текстом?

— А почему их нельзя?

2) Что их объединяет?

3) В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст.

2) Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Самое красивое место на земле – это родной край. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы. Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Разве может быть что-то вкуснее! 

3. Постановка учебной задачи.

— Как выдумаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

— А еще о способах связи предложений в тексте.

Запись темы урока в тетради.

— Исходя из темы урока, какие цели вы бы поставили? (предположения учащихся)

— Повторить такие понятия, как текст, тема, основная мысль, стиль и тип текста;

— Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять способы связи предложений в тексте на практике.

4. Проблемное объяснение нового знания

Для того, чтобы мы смогли реализовать цели, давайте вспомним значение некоторых терминов:

  1. Что такое текст;

  2. Какие типы речи вы знаете?

  3. Назовите стили речи. Сколько их?

  4. Что такое тема и основная мысль текста?

Физкультминутка

5. Изучение новой темы.

5.1. Объяснение учителя. Цепной вид связи.

Рассмотрим текст.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.

    Сосны все время  тихонько шумели.

 — Установите связь между первым и вторым предложениями. При помощи каких слов они связываются?

( Повторением слов лес, в лесах).

— Как связаны второе и третье предложения?

(  Повтором слова сосны).

— Какой частью речи выражены сцепляющие слова?

( Они выражены именами существительными).

— Сцепляются ли предложения друг с другом?

( Да, первое со вторым, втрое с третьим).

— Это цепная связь предложений в тексте.  В качестве сцепляющих слов могут выступать не только существительные, но и местоимения, наречия, синонимы.

ЗАДАНИЕ: Замените сцепляющее слово из второго предложения другой частью речи.

      Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В них попадались большие луговины…

— Сколько предложений в тексте? ( В тексте три предложения)

— Запишите в тетрадях на следующей строчке: «Цепная связь предложений»

Вывод: В этом тексте предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье — со вторым и т.д. Связь последовательная, по цепочке. Такую связь называют цепной.От слова «цепь»

5.2. Объяснение учителя. Параллельный вид связи.

Продолжим работу. Обратимся к следующему тексту.

               Весна в лесу.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.

— В каком предложении заключена основная мысль текста?

  ( основная мысль заключена в первом предложении).

— Сцепляются ли между собой предложения? Есть ли сцепляющие слова? (нет)

— А когда звонко поют птицы?..звенят ручейки?.. пахнут набухшие почки? (весной)

— Значит, предложения между собой не сцепляются, но второе , третье и четвертое раскрывают, поясняют первое, они расположены параллельно, не сцепляясь, не пересекаясь. Это параллельная связь предложений в тексте.

— Запишите в тетрадях на следующей строчке: «Параллельная связь предложений»

— Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).

Вывод: Предложения могут быть связаны без специальных слов, по смыслу. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу с первым. Т. е. 2, 3, 4 предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется

параллельной.

6. Закрепление полученных знаний

6.1. Прочитайте тексты, определите вид связи

У каждого времени года — своя музыка, свои оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает, пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья, веселый звон капели — все говорит о пробуждении природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья весело вторят ему. (Цепная связь)

Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (Параллельная связь)

6.2. Самостоятельная работа.

Придумать текст (5-6 предложений) на одну из тем, применив цепную или параллельную связь.

«Гроза», «Весна в лесу», «Любимый праздник».

7. Домашнее задание

Напишите сочинение – миниатюру (7-9 предложений) на тему: «Мое любимое время года».

8. Рефлексия.

— О каких видах связи предложений в тексте вы узнали на уроке?

— В чем особенность каждого способа?

Задание 1

Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Самое красивое место на земле – это родной край. Разве может быть что-то вкуснее!  Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы.

Задание 2

Рассмотрим текст.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.

    Сосны все время  тихонько шумели.

Задание 3

Весна в лесу.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.

Задание 4

Прочитайте тексты, определите вид связи

У каждого времени года — своя музыка, свои оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает, пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья, веселый звон капели — все говорит о пробуждении природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья весело вторят ему.

Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы.

Задание 1

Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Самое красивое место на земле – это родной край. Разве может быть что-то вкуснее!  Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы.

Задание 2

Рассмотрим текст.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.

    Сосны все время  тихонько шумели.

Задание 3

Весна в лесу.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.

Задание 4

Прочитайте тексты, определите вид связи

У каждого времени года — своя музыка, свои оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает, пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья, веселый звон капели — все говорит о пробуждении природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья весело вторят ему.

Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы.

Конспект урока развития речи на тему «Средства связи предложений в тексте» (5 класс)

Конспект урока.

Составитель: Савичева Анастасия Витальевна.

Раздел: морфология

Класс: 5

Тема: средства связи предложений в тексте.

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: традиционная.

Цель урока: определение сформированности умений осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией, темой и условиями речевого общения.

Задачи:

1.Обучающие:

  • формирование умения анализировать роль различных частей речи в тексте;

  • формирование умения выявлять средства связи предложений в тексте.

2.Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных умений;

  • развитие интереса учащихся к самостоятельной деятельности.

3.Воспитывающие:

Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, презентация, карточка «Средства связи предложений в тексте».

Эскиз доски.

Д/з: найти текст (4-5 предложений) и записать его себе в тетрадь. Определить средства, с помощью которых связанны предложения в этом тексте.

Первое марта.

Классная работа.

Средства связи предложений в тексте.

План урока.

Конспект урока.

Организационный момент.

СЛАЙД №1

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка отсутствующих на уроке, а также наличие учебного материала и необходимых для занятия принадлежностей.

Приветствуют учителя.

Дежурные докладывают об отсутствующих. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

  1. Целеполагание.

Сегодня на уроке вас ждёт интересная тема. Вы будете работать с текстом. Это будет способствовать развитию вашей речи.

  1. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем мы приступим к новой теме, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Аня, что вам нужно было сделать дома?

Нам нужно было прочитать параграф №50 и выполнить первое и второе задание из упражнения №377.

  1. Перепишите первый абзац и подчеркните двумя чертами все глаголы.

Хорошо.

Сначала давайте проверим, как вы усвоили теоретический материал из параграфа №50.

Дайте определение глаголу.

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Как изменяются глаголы?

Глаголы изменяются по временам, родам и числам.

В чем особенность изменения глаголов?

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

В настоящем и будущем времени изменяются по родам и числам.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

В прошедшем времени – по числам и в единственном числе – по родам

Какую синтаксическую функцию выполняет глагол?

В предложении глагол, как правило, бывает сказуемым.

Что такое инфинитив?

Это начальная форма глагола отвечающая на вопросы что делать? что сделать?

Как по-другому называют инфинитив?

Инфинитив называют еще неопределённой формой, т.к. глагол в этой форме не указывает на время, лицо и число.

Молодцы! Теперь давайте обратимся к упражнению №377, которое вы должны были выполнить.

2. Перепишите первый абзац и подчеркните двумя чертами все глаголы.

Хорошо! Теперь прочитайте текст, который вы списали.

Перечислите все глаголы, которые есть в этом тексте. Вы должны были подчеркнуть их двумя чертами.

Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

Какие из этих глаголов стоят в инфинитиве?

Лечь, опустить, висеть, играть, выигрывать, не выигрывать.

ТЕТРАДИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ СДАТЬ.

Молодцы! Я вижу, что вы ответственно подошли к выполнению домашнего задания. Вы смогли ответить на вопросы, связанные с материалом прошлых уроков, а также смогли найти глаголы в форме инфинитива в тексте.

    1. Мотивационный компонент + объяснение нового материала.

Ребята, как я уже говорила, сегодня вы будете работать с текстом.

Откройте свои тетради, запишите в них дату и «Классная работа». Сегодня первое марта. Тема урока: «Средства связи предложений в тексте».

Постарайтесь сформулировать определение текста?

Совокупность предложений, связанных между собой по смыслу.

А как вы считаете, только ли по смыслу связаны предложения в тексте?

Ответы учеников.

СЛАЙД №2

Посмотрите на доску. Перед вами предложения. Переставьте их так, чтобы получился текст. Конечный вариант запишите в тетрадь.

1. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.

2. Над соседним лесом показался краешек солнца.

3. Луг весь засверкал, заискрился.

Пока дети составляют текст, нужно раздать карточки с таблицей.

Прочитайте то, что у вас получилось.

Над соседним лесом показался краешек солнца. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом. Луг весь засверкал, заискрился.

СЛАЙД №3

Сверьтесь, чтобы у всех получилось так, как на доске.

Докажите, пожалуйста, что это текст.

Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.

Какая тема у этого текста?

Да, правильно! Но помимо этого предложения могут быть связаны еще лексическими и морфологическими средствами.

Кто знает, о каких средствах я говорю?

Предположения ребят.

Как вы думаете, что такое морфологические средства связи предложений в тексте?

Морфология – это раздел науки о языке, которая, которая изучает части речи. Наверное, морфологические средства языка связаны с частями речи.

А что такое лексические средства связи предложений в тексте?

Лексика – это раздел науки о языке, которая изучает значения слов. Наверное, эти средства связи связаны со словами и с их значением.

Хорошо. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала.

На них изображены таблицы, правые колонки которых заполнены, а левые пусты.

Сейчас мы с вами её заполним, и вы узнаете о средствах связи предложений в тексте.

Разграничивают лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Но о синтаксических средствах вы узнаете немного позже.

Прочитайте название первой таблички.

Лексические средства связи.

Слайд №4

Вы правильно заметили, что лексические средства связи связаны со словами и с их значением.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Максим, прочитай, пожалуйста, что относится к лексическим средствам связи предложений.

К лексическим средствам связи относятся:

  1. Слова одной тематической групп.

  2. Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов.

  3. Синонимы.

  4. Антонимы.

  5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Спасибо. Теперь давайте вместе с вами заполним первую табличку в ваших карточках.

Мы все вместе будем определять, какое лексическое средство связи предложений используется в каждом из примеров, а вы будете записывать эти средства в пустые ячейки, слева от примеров.

Софья, прочитай, пожалуйста, первый пример в табличке.

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.

Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Обрати внимание на выделенные слова!

Слова одной тематической группы.

Таисия, прочитай, пожалуйста, второй пример в табличке.

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.

Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов.

Катя, прочитай, пожалуйста, третий пример в табличке.

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Синонимы и синонимические замены (в том числе синонимические и описательные обороты).

Андрей, прочитай, пожалуйста, четвёртый пример в табличке.

Недруг поддакивает. Друг спорит.

Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Антонимы.

Женя, прочитай, пожалуйста, пятый пример в табличке.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Как ты считаешь, какое лексическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Замечательно! Вот вы и заполнили первую табличку! Какие трудности у вас возникли? Какие есть вопросы?

Прочитайте название первой таблички.

Слайд №5

Морфологические средства связи.

Вы были правы, когда говорили, что морфологические средства языка связаны с частями речи.

Семён, прочитай, пожалуйста, какие средства связи предложений в тексте относятся к морфологическим.

К морфологическим средствам связи относятся:

  1. Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.

  2. Единство временных форм глаголов-сказуемых.

  3. Использование личных (в третьем лице) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.

  4. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений.

Галя, прочитай, пожалуйста, первый пример в табличке.

Обрати внимание на выделенные слова!

Не забывайте заполнять табличку!

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений.

Семён, прочитай, пожалуйста, второй пример в табличке.

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Использование личных (в третьем лице) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.

Катя, прочитай, пожалуйста, третий пример в табличке.

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.

Ваня, прочитай, пожалуйста, третий пример в табличке.

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

Как ты считаешь, какое морфологическое средство связи предложений используется в этом тексте?

Единство временных форм глаголов-сказуемых.

Докажи.

Замечательно! Вот вы и заполнили и первую табличку! Какие трудности у вас возникли? Какие есть вопросы?

Молодцы! Сейчас вы узнали, какие средства связи предложений в тексте относятся к лексическим, а какие – к морфологическим. Вы смогли применить полученные знания на практике и определить, с помощью каких средств связаны предложения в представленных примерах.

  1. Закрепление материала

СЛАЙД №6

Давайте вернёмся к тексту, который вы записали в начале урока.

Посмотрите еще раз на него.

Над соседним лесом показался краешек солнца. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом. Луг весь засверкал, заискрился.

Подумайте, какими средствами связаны предложения в этом тексте.

  1. Использование личных (в третьем лице).

  2. Единство временных форм глаголов-сказуемых и т.д.

Молодцы! На основе полученных знаний вы смогли определить, с помощью каких средств связаны предложения в этом тексте.

  1. Информация о домашнем задании.

СЛАЙД №7

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно будет найти какой-нибудь текст (4-5 предложений) и записать его себе в тетрадь. Также вам нужно будет определить средства, с помощью которых связанны предложения в этом тексте.

У кого-нибудь есть вопросы?

  1. Оценивание.

Вы все сегодня хорошо поработали. Особенно хочется отметить некоторых учеников.

Всем спасибо за урок! До свидания!

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

Предложения в тексте связаны не только по смыслу, но и грамматически.

Лексические средства связи.

Средство связи

Пример

1

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.

2

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.

3

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

4

Недруг поддакивает. Друг спорит.

5

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Морфологические средства связи.

Средство связи

Пример

1

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

2

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

3

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

4

hello_html_m6699b0d1.jpg

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Способы связи предложений в тексте

Тема: Способы связи предложений в тексте.

Цель:  — обобщить  и систематизировать знания учащихся о тексте;

             — познакомить учащихся со способами связи предложений в тексте;

            — развивать умение составлять тексты;

            — воспитывать уважительное отношение к творческому труду, умение держать слово.

Оборудование: карточки с заданиями, опорная  схема.

Методические приёмы: беседа, анализ текстов, работа в группах.

Целевая аудитория: 5 класс.

Учебник: Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. –М.: Дрофа, 2011.

                                                   

Ход урока

   (2 ученика читают свои тексты, составленные к рисункам).

  1. Актуализация  изученного.        
  • Работа с текстом «Тропинка», спроецированным  на доске

Тропинка

       Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьется лесная тропинка.

       Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

       Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

       Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

  • Беседа о признаках текста
  • Что такое текст?  

(Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически).

  • Что характерно для текста? Что в первую очередь бросается в глаза?

(Заголовок)

  • Что отражено в заголовке?

(В заголовке прямо или косвенно отражается тема текста).

  • А что такое тема текста?

                            (То, о чем  говорится в тексте)

  • Что такое основная мысль?

                            (То, в чем убеждает нас автор).

  • Определите тему и основную мысль текста «Тропинка».

                           (Тема текста – лесная тропинка. Основная мысль – лесная тропинка интересна, любима).

  • Из каких частей состоит любой текст?

(Начало, или вступление; основная часть и заключение).

  • Найдите эти части в тексте «Тропинка».

                         (Начало – 1-е предложение; основная часть – 2-е и 3-е предложения;  заключение – последнее).

  • Обратите внимание на то, что заключение возвращает нас к заглавию текста, и текст получает композиционную завершённость.

                  3. Работа с текстом   (у каждого учащегося на листочках).

     В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.

  • Понятен ли вам текст без дополнительных пояснений?
  • Какие части текста  в нем есть? Каких не хватает?

(Заглавия и концовки)

  • Какие варианты заглавия и концовки вы можете предложить?

                   («Живые комочки»; «Смотреть на них было очень интересно»)

  1. Работа по теме урока.

 Вывод:  Предложения могут быть связаны последовательно: второе с первым, третье с первым.

  • Сцепляющие слова: парк – каналы – мосты.
  • Чтение  теоретического материала на с.38 (Связь цепная)
  • Работа с карточкой 1 (Из данных предложений составить текст, озаглавить его и записать).

  1. И песок в пустыне, как волны.

  2.Пустыня, как море, только вместо воды песок.

  3.В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

  4.Волны песка называются барханами.

        

Пустыня, как море

    Пустыня, как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне, как волны. Волны песка называются барханами. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

  • При помощи чего могут цепляться предложения в тексте?

(При помощи повторяющихся или однокоренных слов).

  • Работа в группах
  • Группа 1: упр.64 (по условию).
  • Какое из высказываний вам больше понравилось? Почему?
  • При помощи чего сцепляются предложения в этих текстах?

(Повтор слова в 1-м; однокоренные слова во 2-м; при

                           помощи местоимений в 3и 4-м).

  • Группа 2: упр. 65 (устно)
  • Группа 3:  Работа по составлению текста (материал на карточках).

1. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов.

2. Осенью певчие птицы улетают на юг.      

3. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

4. Все они будут ждать возвращения на родину.

     Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить скворцов. Все они будут ждать возвращения на родину.

1V. Подведение итогов.        Рефлексия.

 

     Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним способом сцепления предложений в тексте –  цепной связью. Научились правильно сцеплять предложения в тексте при помощи повтора слов, однокоренных слов и местоимений. На следующем уроке  мы познакомимся с еще одним способом связи предложений в тексте.

Домашнее задание: упр. 70,71.

 

Урок по русскому языку на тему «Текст. Способы связи предложений в тексте» (5 класс)

Педагогический дебют

Тема урока: «Текст. Способы связи предложений в тексте»

Цель деятельности учителя: углубить знания обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие

текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, изобразительного искусства, МХК и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, к истории родного города, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы обучения: наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, частично-поисковые; конструирование.

Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

Смысловые понятия Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства.

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации, дидактический материал.

Задачи

1) обучить постановке темы и цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;

4) обучить самостоятельному и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

1) показать богатство родного языка;

2) прививать уважение к языку и его истории;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие.

— Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые! Очень хочу начать работу с вами и желаю всем хорошего настроения и успехов! Вы готовы? Тогда вперёд!

Итак, чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

— Прочитайте группы предложений справа и слева. В чем их разница? Как вы думаете, какая из двух групп является текстом?

— Хорошо, а как вы поняли, что вторая группа предложений – это текст? Прочитайте текст вслух.

— Что такое текст?

— Что характерно для текста? (заголовок, тема, идея, законченность, связность)

— Что отражается непосредственно в заголовке? (тема текста)

— Что тогда такое основная мысль текста? (то, что автор хотел этим текстом сказать; то, в чём автор нас убеждает)

— Итак, мы выяснили, что справа – это текст, и выражения в нём не бессмысленный набор, а грамматически связанные предложения. А как вы поняли, что предложения в тексте связаны друг с другом? Посмотрите на первое и второе и ответьте на мой вопрос.

3. Постановка учебной задачи (4 мин.)

— Итак, с чем мы будем работать на уроке? А чтобы получился текст, предложения должны быть связаны между собой. Поэтому мы должны узнать ещё и способы связи предложений в тексте. Значит тема нашего урока будет … (прикрепить тему)

— Обратите внимание, что у вас на партах лежат маршрутные листы. Они помогут вам ориентироваться в работе на уроке. Давайте рассмотрим их. Вы видите все этапы нашего урока от темы и до итогов. Очень важно после каждого задания оценить себя по пятибалльной шкале. После урока вы сдадите мне свои маршрутные листы, и я оценю вашу работу.

Итак, тема урока: «Текст. Способы связи предложений в тексте». Запишем её в лист.

— Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока? Пусть это начало поможет вам:

усвоение знаний о… (прикрепить)

Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

Я хочу понять…

— Замечательно! Вы все верно сказали.

4. Проблемное объяснение нового знания (7 мин.)

— Для того, чтобы реализовать цель и задачи урока, продолжим работу.

— Как вы думаете, что у меня в руках? А кому и для чего нужны маски? Совершенно верно – актёрам! Маски появились ещё в глубокой древности и служили для передачи характера и настроения актёров.

— Вы, наверное, уже обратили внимание, что на маршрутных листах тоже нарисованы маски и текст в начале урока был о театре. Это не случайно: изучать новую тему мы будем одновременно говоря и о таком виде искусства, как театр. Я очень люблю театр, а вы?

— Ребята, а знаете ли вы, что 2019 год объявлен президентом Российской Федерации, Владимиром Владимировичем Путиным, годом Театра, а 27 марта считается всемирным днем Театра. И это совсем скоро!

— У вас на столах тоже лежат маски: одна грустит, вторая улыбается. И я хочу узнать ваше настроение. Поднимите ту маску, которая соответствует вашим эмоциям в данную минуту.

— Очень хорошо! Хочется, чтобы к концу урока у большинства из вас настроение было приподнятым. Ну а мы продолжаем работать.

Существует несколько способов связи предложений в тексте. Давайте познакомимся с двумя из них. На доске два предложения. Прочитайте их. Как вы думаете, с помощью чего эти два предложения связаны?

«Маски» – от лат. «личина». Достаточно надеть маску, изменить голос, походку, и начинается театр.

— Правильно, с помощью повтора. Первый способ – лексический повтор. Перепишите в маршрутный лист название первого способа и два предложения. Попробуйте составить свои два предложения, связанные этим способом на тему «Театр».

Эмблема театра – маски. Их всего две: чёрная и белая, смех и слёзы.

— Прочитаем второй пример. Как связаны эти предложения? (с помощью местоимения – местоименная замена). Запишем в тетрадь второй способ с примером. Давайте назовем еще раз два способа связи предложений в тексте.

— Оцените свою работу на этом этапе.

Мы изучили два способа связи предложений в тексте и можем немножко отдохнуть.

Физкультминутка (1,5 мин.)

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Первичное закрепление полученных знаний (2 мин.)

— Давайте закрепим полученные на уроке знания. Но прежде ответьте мне на вопрос: знаете ли вы, какие театры есть в нашем городе? А мне хочется сказать несколько слов о ведущем театре нашего города – Камерном. Давайте посмотрим, как он выглядит (слайд).

— А кто знает, почему он называется «камерным»? (небольшое по масштабам помещение, предназначенное для узкого круга зрителей).

— Официальная дата появления Камерного театра – 1 октября 1998 года. Главный режиссёр – Татьяна Макарова. В настоящее время в Камерном театре работает постоянная актёрская труппа из 20 актёров. Театр активно сотрудничает с актёрами одного из Санкт-Петербургских театров («Балтийский дом»), которые приезжают играть с череповецкими коллегами.

— Вы знаете, где находится наш Камерный театр? Были ли в нём хоть раз? Для детей вашего возраста существует специальная программа, с помощью которой вы сможете попасть не только на спектакль, но и за кулисы театра, в комнаты актёров – гримёрные комнаты, а кроме того, пообщаться и с самими актёрами!

— Обратимся к маршрутным листам. Я надеюсь, вы не забываете себя оценивать?
Посмотрите на задание 3. В качестве закрепления нового материала я предлагаю вам поработать с текстом в парах. Для этого внимательно слушайте друг друга.

— Прочитайте вслух предложенное задание.

5. Закрепление полученных знаний (15 мин.)

Выразительно прочитайте текст.

Докажите, что это текст.

Определите тему и основную мысль.

Как бы вы озаглавили этот текст?

Вставьте пропущенные слова по смыслу (смотри слова для справок).

Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.

27 марта отмечается Всемирный День театра.

Что такое театр? Согласно словарю Серге́я Ива́новича Óжегова, театр – это «искусство изображения драматических представлений на сцене». А ещё театр – это праздник, это фантастический мир, где много удивительного.

В театре есть актёры и музыканты, авторы и режиссёры, декорации и костюмы. В нём есть целая армия людей, обеспечивающих бесперебойную работу театрального царства. Но обо всём этом даже не задумываешься, когда смотришь на действо, захватывающее тебя. Ты попадаешь в иной мир, сочувствуешь и сопереживаешь героям, смеёшься и плачешь.

«Театр» в переводе с греческого означает «зрелище». Зародился он в Древней Греции. Вначале это были шутовски́е представления. Они устраивались по праздникам. Со временем солисты стали воспроизводить мифологические сюжеты и превратились в актёров. А актёры – в авторов сцены.

Сходите в театр! В нём софи́ты,сцена, в нём всегда светло. В театре есть игра, на которую можно посмотреть со стороны. Что наша жизнь? Игра!

Посетив театр, человек поднимается на новую ступень и становится лучше.

Слова для справок: сюжеты, плачешь, актёры, мир, театр, «зрелище», людей, поднимается.

— Время вышло. Давайте проверим задание. Кто желает выразительно прочитать текст?

— Обменяйтесь маршрутными листами и оцените друг друга.

6. Подведение итогов урока (2 мин.)

— Мы хорошо поработали, ребята! Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (учитель подходит к доске, на которой висят цели и задачи урока) Достигли ли мы её?

— С какими способами связи предложений в тексте вы познакомились?

— Чему ещё был посвящен наш урок?

-Молодцы!

7. Домашнее задание (1 мин.)

— В качестве домашнего задания я предлагаю вам карточки с текстами об известных театрах России, а также дополнительное задание: изучить афишу и выбрать спектакль, на который вам хотелось бы сходить. А в качестве бонуса я приготовила для каждого из вас театральную афишу нашего театра на март.

7. Рефлексия. Оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке (1 мин.)

— Наш урок подошел к концу, и я снова хочу узнать ваше настроение (учитель держит в руках свою маску). У меня отличное настроение и свою маску я кладу на этот стол. Мы хорошо поработали. У кого из вас такое же настроение, подойдите ко мне и положите рядом весёлую маску. Те ребята, у кого не всё получилось на уроке, не расстраивайтесь, в другой раз всё обязательно получится.

— Я желаю вам успехов!

hello_html_2b6587a6.jpg
Маршрутный лист

Фамилия __________________________ Имя ___________________________________

Число ____________________________________________________________________

Классная работа

Тема: «___________________________________________________________________»

1. «Разминка»

Прочитайте группы предложений справа и слева.

В чем их разница?

И с ними светлый мир добра.

Всегда готовы утверждать

Всё, что на свете человечно.

Он был и будет с нами вечно.

Здесь оживают наши сказки.

Здесь всё прекрасно – жесты,

Костюмы, музыка, игра.

Как хорошо, что есть театр!

Театр

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовы утверждать

Всё, что на свете человечно.

Здесь всё прекрасно: жесты,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки.

И с ними светлый мир добра.

Оцени себя: ___________________________

2. «Открытие новых знаний»

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Оцени себя: ____________________________

3. Закрепление знаний (работа в парах)

Выразительно прочитайте текст.

Докажите, что это текст.

Определите тему и основную мысль.

Как бы вы озаглавили этот текст?

Вставьте пропущенные слова по смыслу (смотри слова для справок).

Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.

27 марта отмечается Всемирный День театра.

Что такое _____? Согласно словарю Серге́я Ива́новича Óжегова, театр – это «искусство изображения драматических представлений на сцене». А ещё театр – это праздник, это фантастический ___, где много удивительного.

В театре есть ______ и музыканты, авторы и режиссёры, декорации и костюмы. В нём есть целая армия ______, обеспечивающих бесперебойную работу театрального царства. Но обо всём этом даже не задумываешься, когда смотришь на действо, захватывающее тебя. Ты попадаешь в иной мир, сочувствуешь и сопереживаешь героям, смеёшься и ______.

«Театр» в переводе с греческого означает «_____». Зародился он в Древней Греции. Вначале это были шутовски́е представления. Они устраивались по праздникам. Со временем солисты стали воспроизводить мифологические _____ и превратились в актёров. А актёры – в авторов сцены.

Сходите в театр! В нём софи́ты, сцена, в нём всегда светло. В театре есть игра, на которую можно посмотреть со стороны. Что наша жизнь? Игра!

Посетив театр, человек ________ на новую ступень и становится лучше.

Слова для справок: сюжеты, плачешь, актёры, мир, театр, «зрелище», людей, поднимается.

Взаимопроверка («оцени соседа по парте»): ____________________

4. Подведение итогов

МОИ ЗНАНИЯ

Знаю всё!

Знаю и могу рассказать (объяснить) другим!

Знаю, но не всё

Знаю мало

Ничего не знаю

МОЁ НАСТРОЕНИЕ

hello_html_m507cb857.jpghello_html_6833ebd4.jpg

Карточки с домашним заданием

Выразительно прочитайте текст. Перескажите. Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.

Большой театр в Москве – один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию. На входе посетителей встречает статуя Аполлона (греческого бога искусств) в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа театра. Юрий Григоро́вич ставил здесь легендарное «Лебединое озеро» и «Золотой век».

hello_html_m164c8f09.png

Выразительно прочитайте текст. Перескажите. Определите, какими способами связаны предложения в данном тексте.

Мариинский театр – яркая жемчужина Санкт-Петербурга. Жизнь театра насчитывает более двух столетий, что придаёт ему особую значимость в мире искусства. Он широко известен во всём мире и за рубежом. Тысячи людей приезжают в Северную столицу со всего мира, чтобы попасть в этот храм искусства. Сцена театра собирала и собирает лучшие представления самых разных жанров. Обязательно посетите Мариинский театр. Эти впечатления останутся с вами на всю жизнь.

hello_html_337e9c27.jpg

Рефлексия

hello_html_7d29cd62.jpghello_html_258ca4b.jpg

Технологическая карта по русскому языку для 5 класса по теме «Средства связи предложений в тексте»

Технология проведения урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

I.

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)

Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу беседу о тексте.

Доклад дежурного. Концентрация на урок.

1) Регулятивные:

— волевая саморегуляция;

2) Личностные:

— смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Актуализация знаний

Текущий контроль знаний и умений.

— Языковая разминка

— Для начала проведем языковую разминку. На доске записано предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

— Какие орфограммы встретились в данном предложении? Какие знаки препинания поставили? Почему?

Добавьте к данному предложению своё, продолжите тему.

Эвристическая беседа. На прошлом уроке мы с вами говорили о тексте. Вспоминаем признаки текста.

Записывают предложение. Вставляют пропущенные орфограммы, объясняют их выбор.

Отвечают на вопросы к тексту.

Разыгрался ветер

На л..сной п..ляне

Закруж..л ..сину

В красном сарафане.

Стр. учебника 37, № 46.

1) Регулятивные:

— волевая саморегуляция;

2) Личностные:

— умение оценивать выполненное задание;

3) Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

III.

Постановка учебных задач. Мотивация

В каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания?

Отвечают на вопрос.

На экране записаны слова:

1. а) Летний дождь;

б) Как я однажды оказался в лесу под проливным дождем;

в) Летняя гроза — это прекрасно, но страшно;

г) Наша улица после дождя.

2. а) Поздняя осень;

б) Осень в городском парке;

в) Осенний листопад;

г) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса».

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать.

IV. Работа по теме урока

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Задания на урок:

Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте, запишите, вставляя пропущенные буквы.

Концентрация внимания на задании на урок. Работают в парах. И данных предложений составляют текст. Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку.

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Иногда тихонько клёны роняют свои резные листья. Они стоят на опушке и грустят. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает с них осеннюю красу. Клены оделись в багрянец.

Собирались журавли в стаи и кружились над полями. В родных краях стало холодно, и журавли полетели на юг. Звонко курлыкали журавли высоко в небе.

1) Регулятивные:

— целеполагание как постановка учебной задачи,

— планирование,

— прогнозирование.

2) Познавательные:

— умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

V. Закрепление нового.

Чтение теоретических сведений о средствах связи предложений в тексте.

Организует фронтальную работу по закреплению знаний.

Читают правило.

Стр. 38-39 учебника.

Регулятивные:

Высказывать свою версию

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде

VI. Домашнее задание.

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Т. Стр. 38-39., № 50.

Регулятивные:

— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

— преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

— самостоятельное формулирование познавательной цели;

— построение логической цепи рассуждений;

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— умение слушать и вступать в диалог

VII.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий

Регулятивные:

— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

План урока+презентация по русскому языку для 5 класса «Средства связи предложений в тексте». — К уроку — Русский язык и литература

Урок 131

Тема урока: Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1. Работа по слайдам. Определить тип речи текста. Стиль Тему. Основную мысль.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно мужскому: этот бег, быстрый бег и т.д.

В-третьих, слово бег склоняется, т.е. изменяется по падежам: бега (р.п.), бегу (д.п.) и т.д.

Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает признаками этой части речи.

Над излучиной речной

Тихий сумрак лег ночной,

Из-за тучи выплыл месяц,

Месяц ходит, как ручной!

Он проходит над селом,

Стукнул в тучу, вызвал гром,

Над рекой остановился,

Всю засыпал серебром.

(А.Прокофьев)

  • Ива корзиночная – кустарник около 5м выс. С длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатисто-опушённые. Листья линейно-ланцетные, цельнокрайние…

(Из «Определителя…»)

2. Работа по новой теме. Работа со слайдами. Чтение текстов. Запись средств связи предложений в тексте.

  • Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков.)

  • В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки.

(И.Соколов-Микитов.)

Средство связи – родо-видовые слова.

  • Хорошее, доброе долго помнится. Плохое, к счастью, забывается.

  • В ЛЕСУ МЫ ВИДЕЛИ ЛОСЯ. СОХАТЫЙ ШЁЛ ВДОЛЬ ОПУШКИ И НИКОГО НЕ БОЯЛСЯ.

Запись определений в тетрадь – справочник.

3. Подведение итогов урока:

  • Какие средства связи предложений в тексте вы узнали?

  • Для чего нужны эти средства? Сможет ли без них существовать текст?

Домашнее задание: упр.455. Указать средства связи предложений в тексте.

Презентация к уроку

Материалы к уроку по учебнику: Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/\Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2001.

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Проблемно-эвристический урок по теме «Средства связи предложений в тексте». Русский язык. 5 класс.

Сценарий проблемно-эвристического урока

Автор: Ермолаева Светлана Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 85 с углублённым изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода

Предмет: русский язык

Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.   5-9 классы. К учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Класс: 5        

Раздел программы: Раздел 2. Текст.

Тема урока:  Урок №13. Средства связи предложений в тексте.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации

Время реализации занятия: 45 минут

Цели урока: 

1) углубить понятие об основных признаках текста;

2) изучить способы связи предложений в тексте;

3) сформировать умение находить средства связи предложений в тексте.

Задачи:

  1. Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста  и его микротемы;

4) обучить самостоятельному  и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.

  1. Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

  1. Воспитательные

      1) показать богатство родного языка;

      2) прививать уважение к языку и его истории;

      3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Методы работы

  1. проблемно-эвристические;
  2. частично-поисковые;
  3. объяснительно-иллюстративные.

Приемы работы:  сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная

Структура урока

Этапы урока

Время

Слайд презентации

I. Приветствие, активизация внимания

1 мин.

Слайд №1

II. Словарно — орфографическая работа.

8 мин.

Слайды №2-4

III. Изучение нового материала (этап включает в себя здоровьесберегающий элемент урока)

20 мин.

(16+4)

Слайды №5-8

Слайды №9-10

Слайды №11-12

IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений.  

10 мин.

Слайды №12

V. Итоговый вывод

2 мин.

VI. Домашнее задание.

2 мин.

Слайд №13

VI I. Рефлексия.

2 мин.

Слайд № 14

Слайд № 15

Ход урока

I. Приветствие, активизация внимания (Слайд №1)

II. Словарно — орфографическая работа.   Чтение стихотворения учителем (Слайд №2).

Ты мой сверстник, я твой тоже,

Мы по возрасту похожи.

Я не сразу смог понять,

Это слово как писать.

Мне словарь попался в руки,

Я открыл его от скуки…

И узнал, что буква «т»

Сначала встретилась в «версте».

Так все трудные слова

Станут легче «дважды два»

  1. Какой словарь помог нам объяснить правописание словарного слова «сверстник»?

(этимологический).

  1. Класс записывает новое слово в справочно-словарные тетради «Помощницы», где дома дети составляют с ним 2 предложения (простое и сложное) и по желанию рисуют иллюстрации (это задание привычное для учеников, так как словарная работа проводится на уроках регулярно)
  2. Проблемные вопросы и задания

1) Мы узнали, что слово «сверстник» произошло от слова «верста», а что оно обозначает? Каким словарём мы воспользуемся, чтобы узнать лексическое значение слова? (толковым словарём)

2) Какое слово в русском языке является синонимом к слову «сверстник»? (ровесник)

Какой словарь поможет нам решить эту проблему? ( словарём синонимов)

3) Может ли нам помочь словарь объяснить правописание слова «ровесник»? Каким словарём мы воспользуемся? (этимологическим словарём)

  1. Три группы учеников работают со словарями: в толковом словаре ищут ответ на вопрос №1 (Слайд №3);  в словаре синонимов — на вопрос №2 (Слайд №4); в этимологическом — на вопрос №3

III. Изучение нового материала.  Прочитаем запись и поиграем с предложениями.

(Слайд №5).

Их связывают  одинаковые взгляды на жизнь. Поэтому  я дружу с ребятами из моего класса. Дружба объединяет людей с  похожими  интересами  и увлечениями. И мне легче найти общий язык со сверстниками. Друзьями обычно становятся ровесники.

  1. Проблемные вопросы и задания: 

1) Можно ли назвать эту запись текстом? Почему?

2) Какие отличительные признаки текста вы помните?

3) Сравните свои ответы с теорией I на странице учебника 35, § 8 (Слайд №6)

4) Если вы уже знаете, что такое текст, то какова, по вашему мнению, основная цель сегодняшнего урока? Какие задания были бы вам интересны?

5) Продолжим игру. Запишите в тетради предложения в таком порядке, чтобы они образовали единый текст. Не забудьте пропустить строчку для заголовка. (Слайд № 7)

                                         Дружба, или Как мы находим друзей?        

(1) Дружба объединяет людей с  похожими  интересами  и увлечениями. (2) Друзьями обычно становятся ровесники. (3) Их связывают  одинаковые взгляды на жизнь. (4) И мне легче найти общий язык со сверстниками. (5) Поэтому  я дружу с ребятами из моего класса.

6) Какие заголовки у вас получились? Что они выражают? Тему? Идею? Основную мысль? Прокомментируйте заголовок на слайде.

7) Есть ли в вашем тексте деление на абзацы? Всегда ли оно должно быть в тексте? Почему?

8) Снова обратимся к учебнику. (Слайд №8) Выполните задания 1,2 упражнения 44.

По вашему желанию, вы можете дома выполнить творческое задание 3.

  1. Здоровьесберегающий элемент урока — упражнения для позвоночника и зарядка для глаз (Слайды №9-10)

9) Прочитайте теоретический материал V—VII  и перечислите  названные в нем способы и средства связи предложений в тексте (Слайды № 11-12). Дома нужно будет составить обобщающую таблицу в «Помощницах» на тему «Связь предложений в тексте».

 

Пока класс самостоятельно знакомится с новым материалом,  два ученика работают у доски: один выписывает средства связи при последовательной (цепной) связи (с. 38), второй — при параллельной связи (с. 39).

                                                      Возможная запись на доске:

— местоимения

— повтор одного и того же слова

— однокоренные слова

— синонимы

— антонимы

— одинаковые глагольные формы

— одинаковый порядок слов

10)  Сравните свои  наблюдения с теми, что сделали ваши одноклассники на доске.

Все ли средства перечислены? Всё ли названное вам понятно?

 IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений.  

Упр. 48. Ученики работают самостоятельно, а затем следует коллективное обсуждение результатов анализа текста. Пятиклассники аргументированно доказывают наличие в тексте последовательной связи предложений. (Слайд №12)

Упр. 49. Выполняется в  устной форме. Ученики находят признаки параллельной связи предложений в тексте.

 V. Итоговый вывод  о способах и средствах связи предложений в тексте формулируют сами ученики.

VI. Домашнее задание. (Слайд № 13)
1. Составить 2 предложения (простое  и  сложное) со словом «сверстник» (иллюстрации по желанию)
2. Составить обобщающую таблицу в «Помощницах» на тему «Связь предложений в тексте».
3. Творческое задание №3, упр. 44 (по желанию)

 VI I. Рефлексия. Осуществляется оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке.

Ученикам предлагается дать оценку своей работы на уроке («да» «нет») (Слайд № 14)

  1. Было ли тебе интересно на уроке?______
  2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
  3. Сумел ли ты применить свои знания?______
  4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____

(Слайд №15)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *