Ставится ли запятая перед союзом и в сложном предложении – Постановка запятой перед союзом «и»

Запятая перед союзом И | Стать грамотным

Для начала определимся: сам по себе союз и (как, впрочем, и другие союзы) поводом для постановки или отсутствия запятой не является.

Почему-то некоторые свято верят: перед союзом и запятая не ставится. А потому пропускают её везде: и при однородных членах, и в сложном предложении. Доводилось сталкиваться и с противоположным мнением: люди, когда-то услышавшие о постановке запятой между простыми предложениями в сложном, начинали ставить её повсюду – даже там, где она совсем не требуется.

К счастью, основа пунктуации – правила, а не мнения. К счастью – потому, что в противном случае мы, подобно строителям Вавилонской башни, перестали бы друг друга понимать. Вспомним хотя бы пресловутое «казнить нельзя помиловать»

Обобщённо правила постановки или отсутствия запятой перед и можно представить  в виде вот такой схемы. Разбирайтесь.  🙂

А теперь немного теории.

Когда ставится запятая перед союзом и?

Запятая перед и необходима

между частями сложного (сложносочинённого) предложения. В этом случае она отделяет одно простое предложение от другого, одну мысль от другой, то есть её постановка вполне естественна с точки зрения логики. При этом союз и может быть как одиночным, так и повторяющимся.

Надвигалась гроза, и тучи заволакивали небо.

И гроза надвигалась, и тучи заволакивали небо.

Нужно ставить запятую перед союзом и между частями сложноподчинённого предложения – в том случае, если союз повторяющийся:

Я помню, как гроза надвигалась, и как тучи заволакивали небо, и как становилось всё темнее.

Запятая перед и может ставиться и в простом предложении – если союз употребляется при однородных членах и при этом повторяется:

И

зимой, и весной, и летом хорош наш сад.

Когда не ставится запятая перед союзом и?

Не нужна запятая перед и при однородных членах, если союз одиночный:

Летом и весной наш сад особенно хорош.

Не ставится запятая и в случае, когда однородные члены расположены парами:

Летом и весной, осенью и зимой хорош наш сад.

В подобных случаях запятые разделяют пары однородных членов.

В сложном предложении – сложносочинённом и сложноподчинённом – возможны ситуации, когда запятая перед и не ставится.

Не требуется запятая в сложноподчинённом предложении при наличии общего для двух его частей второстепенного члена:

Вчера надвигалась гроза и тучи заволакивали небо.

Та же логика и в случаях, когда к обеим частям сложного предложения относится

одно вводное слово или предложение.

К несчастью, надвигалась гроза и тучи заволакивали небо.

Как рассказывают очевидцы, надвигалась гроза и тучи заволакивали небо.

Не нужно ставить запятую и в сложносочинённом предложении, если в конце его есть вопросительный или восклицательный знак:

Кто этот человек и откуда он приехал?

Не разделяются запятой соединённые союзом и односоставные безличные и назывные  предложения, если их два:

Необходимо прийти вовремя и нужно подготовить всё заранее.

Мороз и солнце.

Нет запятой и в сложносочинённом побудительном предложении, состоящем из двух простых:

Пусть скорее наступит лето и начнутся каникулы.

В сложноподчинённом предложении не нужна запятая при однородном соподчинении, то есть когда два придаточных относятся к одной главной части (от одного главного предложения можно задать вопрос к двум придаточным):

Я помню, как гроза надвигалась и как тучи заволакивали небо.

Однако здесь есть условие: союз не должен повторяться.

bacenko.ru

Запятая перед союзом «И» (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Спишите, применяя правила о постановке запятой перед одиночным союзом и в простом и сложном предложениях.

1) Тихо ночь ложит(?)ся на вершины гор и луна глядит(?)ся в зеркало озёр. (И.Никитин.) 2) Haш сол..вей так привык к людям и человеческим голосам что шума почти не боит(?)ся. (И.Соколов-Микитов.) 3) На небе ярко сверкнула как живой глаз первая звёздочка и в окнах дома замелькали огоньки. (И. Гончаров.) 4) А мимо вскач(?) несутся кони и только пыль (из)под копыт. (В.Смирнов.) 5) А мы приходили смеялись и жили и холод студил нам горяч..е жилы. (Б. Ручьёв.) 6) Встаёт луна и мстит она за муки надменной отдалённости своей. Лунатики протягивают руки и обречённо следуют за ней. (Б.Ахмадулина.) 7) Самое страшное если лож(?) права и надежда р..вна нулю. (А.Дементьев.)


Упражнение 2.

Произведите синтаксический разбор предложений. Найдите сложносочинённые предложения с общим членом для двух их частей.

1) В эту минуту послышался лёгкий шум и из(за) шкапа явилась Палаша бледная и трепещ..щая. (А. Пушкин.) 2) Над землёй колюч..й снег и весёлая м..тель. (Н. Полякова.) 3) Почти одновременно зацвела ран(?)..я ива и запел полным голосом певчий дрозд. 4) Холодно и за весь май ч..рёмуха (не)успела отцвести. 5) Ещё цветут орехи и ольха и их золотые серё..ки и сейчас дымятся от пр..к..сновения птичек. (М. Пришвин.) 6) В ворота входили новые толпы и въе(?)жали запоздалые т..леги. (А. Чехов.)


Упражнение 3.

Спишите, расставьте знаки препинания в следующих предложениях. В предложениях, где есть общие второстепенные члены, подчеркните их.

1)    Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью. 2) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 3) Пугачев дал знак и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин.) 4) Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. 5) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М. Горький.) 6) Не шевелится ни один листок вверху и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (М. М. Пришвин.) 7) После обеда затянулось небо и был дождь. (М. М. Пришвин.)


Упражнение 4.

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях.

1) Ветер утих и дождь перестал когда мы были уже в пути. 2) Морозы стали слабее и начал падать мелкий снежок который охотники называют порошей. 3) Как только солнце начинает греть по-летнему нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. 4) Пока собирались в обратный путь резко похолодало и подул сильный ветер. 5) Но едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель что он ничего не взвидел. (А. С. Пушкин.) 6) Когда началась гроза игра прекратилась и дети побежали домой.


Упражнение 5.

Спишите, расставив знаки препинания в следующих предложениях.

1)    Получили известие что Волга встала и что через нее потянулись обозы. 2) Хотя бричка неслась во весь дух и деревня давно скрылась из вида он все еще беспокойно оглядывался. 3) Как раз в тот день когда продавец детских воздушных шаров прилетел во Дворец Трех Толстяков и когда гвардейцы искололи куклу наследника Тутти с тетушкой Ганимед произошла неприятность. (Ю. Олеша.) 4) По крыше выложили жесть. И дом готов и крыша есть. (В. Маяковский.) 5) Двор Ивана Никифоровича хотя был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень однако ж Иван Иванович пошел улицею. (Н. В. Гоголь.) 6) Перед рассветом звезды бесследно исчезают небо расчищается и медленно выплывает солнышко. 7) Как только настала весна и солнце пригрело землю ласточка простилась с Дюймовочкой.


Упражнение 6.

Спишите предложения. Объясните графически постановку и отсутствие запятой перед союзом «и». Чем являются в предложении слова, которые выделены цветом.

1) Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью. 2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 3) Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин.) 4) Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. 5) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М. Горький.) 6) Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (М. М. Пришвин.) 7) После обеда затянулось небо и был дождь. (М. М. Пришвин.)


Упражнение 7.

Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните графически постановку и отсутствие запятой перед союзом  «и».

1)  Едет с грамотой гонец
     И приехал наконец.

2)  Луна во мгле перебегала
     Из тучи в тучу и курган
     Мгновенным блеском озаряла.

3)  Женихи ей поклонились,
     Потихоньку удалились
     И согласно все опять
     Стали жить да поживать.
                              (А. С. Пушкин.)

4) Вот об землю царь стукнул палкою
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил оконечником.

5) И умереть мы обещали
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.

6) Были все готовы
    Заутра бой затеять новый
    И до конца стоять.
                            (М. Ю. Лермонтов.)

7) Отряд не заметил
    Потери бойца
    И «Яблочко»-песню
    Допел до конца.
                            (М. А. Светлов.)


Упражнение 8.

Спишите, расставив знаки препинания в следующих предложениях. Составьте схемы предложений.

1)  Вдруг за ним
     Стрелы мгновенное жужжанье
     Кольчуги звон и крик и ржанье
     И топот по полю глухой.
                            (А. С. Пушкин.)

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз
    И звонкий детский смех и речь живую
    И веру гордую в людей
                            (М. Ю. Лермонтов.)

3) Лепечут песню новую
    И липа бледнолистая
    И белая березонька
    С зеленою косой!
                           (Н. А. Некрасов.)

4) Дробится и плещет и брызжет волна
    Мне в очи соленою влагой.
                           (А. К. Толстой.)

5) Колокольчик звонко плачет
    И хохочет и визжит.

                           (П. А. Вяземский.)


Упражнение 9.

Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните графически постановку и отсутствие запятой перед союзом  «и».

1) Иней подолгу лежал и на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. 2) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. 3) Глубоко-глубоко отражались в пруду и берег и вечернее небо и полоски облаков. 4) Слышался ночной шум тайги и свист ветра и треск и скрип и грохот падающих деревьев. 5) Далеко позади остались и море и синеющие горы. 6) Летчик водил самолет и верхом и низом и над вершинами гор и посреди ущелий. 7) Он испытывал жару и холод и зной и бури.


Упражнение 10.

Спишите. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях.

1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки с желтыми кувшинками и белыми чашечками лилий.

2) Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот.

3) Молодежь пела песни о Волге и Стеньке Разине о диком Иртыше и грозном Байкале.

4) Офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива.

5) Друзья служили в разных полках и встречались редко и случайно.

6) С какой-то тайною отрадой
    Глядел я на лазурь небес
    На даль туманную и лес
    С его приветливой прохладой
    На цепь курганов и холмов
    На блеск и тень волнистой нивы.
                             (И. С. Никитин.)

7) Смотрит солнце с небес
    И блестит и горит
    По полям и лугам разливается.
                            (С. Д. Дрожжин.)

8) Деревянные лодочки и бумажные кораблики выскальзывали из рук мальчишек и девчонок и плыли спокойно и величественно по поверхности больших луж и маленьких речек.

9) Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей и удивительные события.

10) В канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
                           (К. Г. Паустовский.)


Упражнение 11.

Спишите. Расставьте знаки и объясните графически их постановку. Найдите предложения, где возможны оба варианта (то есть можно поставить запятую и опустить знак).

1) В комедии «Горе от ума» впервые были применены все знакомые тогда писателям направления в литературе – классицизм, сентиментализм, романтизм – и проведена попытка воспользоваться новым направлением, то есть реализмом. 2) По словам Белинского «Евгений Онегин» есть энциклопедия русской жизни начала 19 века и роман Пушкина открывает новую страницу в истории русской литературы. 3) «Надо сделать прививки от гриппа и желательно избегать контактов с больными», — советовал с экрана пожилой врач кашляя и чихая через каждые 5 минут. 4) С героем романа Лермонтова постоянно случаются необычные происшествия и он оказывается главным героем какой-нибудь романтической истории.5) Для Наташи Ростовой весь мир воплощал только радость и зла в этом мире не находилось вовсе. 6) «Как это было прекрасно: вокруг тебя как будто поют ангелы и ты хочешь запеть с ними вместе!» — так описывает свои прежние переживания от посещения храма Катерина.7) На Шереметьевской улице строится новая развязка для автотранспорта и возводится многоэтажный торговый комплекс с подземными гаражами.8) Для школы построенной на месте бывшего пустыря и для расположенного напротив здания детского сада отгорожена часть парка, чтобы дети могли гулять на охраняемой территории и учителя меньше волновались за их безопасность. 9)  Зачем же Пушкин придает «Капитанской дочке» форму мемуаров частного человека и как эта форма соотносится с жанром этого произведения? 10)  Еще месяц и Обломов вновь погрузился в прежнюю спячку, из которой его вывела любовь к Ольге и в которую вернул разрыв с ней. 11) К счастью на улице мороз и можно не волноваться за оставленные на ночь на балконе продукты. 12) Для начинки лучше использовать белые грибы и можно добавлять заготовленные с лета сушеные подосиновики. 13) Когда князь Андрей встречает в салоне Анны Павловны Пьера, он сразу меняется внешне и читатель может в первый раз обнаружить разницу между подлинной сущностью героя которая раскроется только к середине романа и маской надеваемой им для выхода в свет. 14) В романе «Война и мир» исторически достоверно показана эпоха начала 19 века и выявлены наиболее острые противоречия этого времени.


Упражнение 12.

Спишите предложения, расставив знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите номера сложносочиненных предложений.

1) Сыпались звезды да иглы звенели (Щип.). 2) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха (Плат.). 3) Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями (Пришв.). 4) Весело светит солнце серебряной лентой блестит река (С.-М.). 5) Был уже весенний месяц март однако по ночам деревья трещали как в декабре (Ч.). 6) Потом все стихло и только морская даль все так же монотонно негромко шумела (Пауст.). 7) Еще напор и враг бежит (П.). 8) Я спешу туда ж а там уже весь город (П.). 9) Все вскочили схватились за ружья и пошла атака (Л.). 10) Учился он порядочно хотя часто ленился никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.). 11) Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента (Г.). 12) Месяца не было но звезды ярко светили в черном небе (Л. Т.). 13) И каждый день по-своему чудесен и каждый вечер чем-нибудь хорош (Исак.). 14) Сердце его сильно билось но страха не было в его душе (Фад.).

Тест по теме «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»

1. Укажите номера предложений, в которых следует поставить запятую перед союзом «И».

1) Через некоторое время щелкнула зажигалка_и зажглась свеча (Кат.).
2) Выплыл месяц_и хребты гор заблестели каменной чешуей (Гонч.).
3) День угасал_и в лесу начинало быстро темнеть.
4) Кое-где по стенкам сочилась вода_и слегка блестели известковые налеты (Кат.).


2. Укажите номера предложений, в которых следует поставить запятую перед союзом «И».

1) В голубом небе плывут облака_и проносятся перелетные птицы (Пришв.).
2) Глухая ночь сгущает краски_и поневоле страшно нам (Сол.).
3) Я всю жизнь провела около этого озера_и знаю на нем каждый островок (Ч.).
4) Все ушли_и разговоры спрятала ночная мгла (Св.).


3. Укажите номера сложных предложений, в которых перед союзом «И» запятая не ставится.

1) Часам к двум пополудни сверкнула молния_и прокатил гром (Григ.).
2) Рояль был весь раскрыт_и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей (Фет).
3) На этот раз вечер был прелестный_и публики было довольно много (Дост.).
4) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли_и кувшинчик синий расцветает_и зовут друг друга журавли (А. К. Т.).


4. Укажите номера предложений, в которых запятая перед союзом «И» не ставится.

1) Я бродил подолгу_и видел много примет осени (Пауст.).
2) Черемуха душистая с весною расцвела_и ветки золотистые что кудри завила (Ес.).
3) Подул ветерок с Заречья_и сразу стало свежо (Сурк.).
4) Бесхитростная тишина_и воздух прозрачен до боли (Шеф.).


5. Укажите номера предложений, в которых запятая перед союзом «И» не ставится.

1) Снежинка мне на нос упала_и сразу растаяла вдруг (Фат.).
2) Лесная путаница тропинок окончилась_и открылся великий простор (Пришв.).
3) Направо белела низменная песчаная коса_и темнела груда дальних гор (Гонч.).
4) Я гашу лампу_и ночь начинает медленно светлеть (Пауст.).


6. Укажите номера предложений, в которых запятая перед союзом «И» не ставится.

1) Поезд вышел в луга_и стал виден во всю ширь тихий закат (Пауст.).
2) В зеркальных стеклах качались сосны_и плыли грузные серые облака (Гран.).
3) По небу голубому проехал грохот грома_и снова все молчит (Марш.).
4) За телегой шел взвод солдат_и бежали густые толпы народа (Кор.).


7. Укажите номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания.

1) Калитка, запертая на замок, открылась, и мы вошли в узкий дворик (Кор.).
2) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень (Пришв.).
3) Далеко за двором кричали лягушки, и пел соловей (Ч.).
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки (А. П. Т.).


8. Укажите номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания.

1) Совсем стемнело, и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей (Наг.).
2) У нас выпал снег, и начался санный путь (Ч.).
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и, казалось, готовился настоящий мороз (Пришв.).
4) Всю ночь бушевала буря, и хлестал громко дождь (Пришв.).


9. Укажите номера сложносочиненных предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1) Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (Пауст.).
2) Ярем он барщины старинной оброком легким заменил и раб судьбу благословил (Я.).
3) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом (Бл.).
4) Через некоторое время щелкнула зажигалка и зажглась свеча (Кат.).


10. Укажите номера сложносочиненных предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1) От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок (Ч.).
2) Весь день хотелось пить и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом то мороженого (Ч.).
3) Все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски (Пауст.).
4) Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом (Бл.).


11. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

Мне приходилось ждать поезда__и от нечего делать я наблюдал железнодорожную публику.

1) Простое предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
2) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
3) Простое предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.
4) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.


12. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

Почти каждый день небо заволакивали тяжелые тучи__и из них косо летел быстрый, холодный дождь.

1) Простое предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
2) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
3) Простое предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.
4) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.


13. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

Она выписывала книги и журналы__и иногда давала мне почитать кое-что.

1) Простое предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
2) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
3) Простое предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.
4) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.


14. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

Я написал около двадцати пьес__и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

1) Простое предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
2) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» нужна.
3) Простое предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.
4) Сложное предложение, запятая перед союзом «И» не нужна.


15. В каком случае дано простое предложение (знаки препинания не расставлены)?

1) Близкие живут в нашей памяти и память эта всесильна.
2) Рука бойцов колоть устала и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
3) Приют певца угрюм и тесен и на устах его печать.
4) Тысячи насекомых проснулись в высокой траве и наполняли воздух непрерывными звуками.


16. В каком случае дано сложное предложение (знаки препинания не расставлены)?

1) Луна осветила равнину и стала круто взбираться по звездному куполу неба.
2) Туча выползла с левой стороны горы и пустила впереди себя мутную косую полосу дождя.
3) В лесу было тихо спокойно и немного страшно.
4) Я поднимал голову встречался с ним глазами и почему-то мне становилось неловко.


17. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

1) Я хорошо закончил школу__и, хотя мы жили в Киеве, приехал в Москву поступать в университет.
2) Прошло много лет__и мы опять встретились в Москве.
3) Он вернулся домой уже в третьем часу__и сразу лег спать.
4) Свет проникал в самую глубину ущелья, пронизывал толщу воды__и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.


18. В каком случае на месте пропуска запятая не нужна?

1) Солнце сползло с зенита, тени удлинились__и зной стал мягче.
2) Пес дышал едва заметно__и глаза его были закрыты.
3) Лес уже тронут был желтизной осени__и пронзительно синими были озерные воды.
4) Он непременно хотел стать героем__и для этого был готов делать любое, самое страшное, что бы ему ни сказали.


19. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

Первый навстречу солнцу столбом поднялся жаворонок__и полилась на землю его золотая песня.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом «И» ставится запятая.
2) Предложение сложносочиненное, между его частями перед союзом «И» запятая не ставится, так как у частей есть общий второстепенный член.
3) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом «И» не ставится.
4) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом «И» ставится.


20. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

Он в разговоре как-то сказал, что у него на заводе много русских__и что он ими очень доволен.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом «И» ставится запятая.
2) Предложение сложносочиненное, между частями перед союзом «И» запятая не ставится, так как у частей есть общий второстепенный член.
3) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом «И» не ставится.
4) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом «И» ставится.


21. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.

По сигналу воздушной тревоги останавливается уличное движение_и выключается свет.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом «И» ставится запятая.
2) Предложение сложносочиненное, между частями перед союзом «И» запятая не ставится, так как у частей есть общий второстепенный член.
3) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом «И» не ставится.
4) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом «И» ставится.


22. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

В окна с улицы лился глухой шум _ и летела пыль.

1) Сложное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом «И» запятая не нужна
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» запятая не нужна
3) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом «И» нужна запятая
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» нужна запятая


23. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Снег согнало _ и старые мхи у оврага набухли.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом «И» запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом «И» нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» нужна запятая.


24. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу _ и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом «И» запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом «И» нужна запятая.

                                                            Ответы:

videotutor-rusyaz.ru

Трудные случаи пунктуации Запятая перед союзом И Теория

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И» Теория Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485 Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И» Теория Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Союз «и» может соединять, во-первых, однородные члены предложения, во-вторых, простые предложения в составе сложного. Союз «и» может соединять, во-первых, однородные члены предложения, во-вторых, простые предложения в составе сложного. Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и» , необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений. Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т. д. ) Простое предложение – предложение с одной грамматической основой. Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными. Например: Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснулмертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение). Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение). Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Постановка запятой перед союзом «и» , соединяющим однородные члены предложения Запятая СТАВИТСЯ, если союз Постановка запятой перед союзом «и» , соединяющим однородные члены предложения Запятая СТАВИТСЯ, если союз «И» 1) при однородных членах повторяется. Например: А березка мила и при солнце, и в серый день, и при дожде. 2) связывает больше двух однородных членов. Например: В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело. Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары). Например: На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Постановка запятой перед союзом «И» , соединяющим простые предложения в составе сложного. Запятая СТАВИТСЯ, Постановка запятой перед союзом «И» , соединяющим простые предложения в составе сложного. Запятая СТАВИТСЯ, если 1) соединяются простые предложения в составе сложносочинённого: [ ], и [ ]. Например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо. 2) после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО: Например: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если 1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если 1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение. Например: Там (вот это общий второстепенный член) синь и полымя воздушней и легкодымней пелена. У Ивана Ивановича (и это тоже он) большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу 2) объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены: Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой. 3) общее придаточное предложение. Например: Если бы не было дождей, вся зелень давно высохла бы и земля лежала бы в морщинах и трещинах. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

4) общее главное предложение. Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой, как только солнце пригрело и 4) общее главное предложение. Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой, как только солнце пригрело и земля растаяла. 5) общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения. Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить. Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал. 6) объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения. Например: Где же твоя деревня и ждут ли нас там? Пусть кончится зима и наступят теплые деньки! Важно! В случаях постановки запятой перед союзом «и» , соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО логика постановки знака такая же, как при однородных членах. Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли. (союз «и» одиночный) Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется) Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Запятая при одиночном использовании союза «и» в предложении I. Основная формулировка: одиночный союз «и» Запятая при одиночном использовании союза «и» в предложении I. Основная формулировка: одиночный союз «и» , который соединяет два однородных члена или две однородных придаточных части, не требует постановки запятой. Если «и» соединяет две части сложносочиненного предложения, запятая обычно ставится, хотя есть ряд исключений. Сама формулировка предполагает, что именно в случае одиночного «и» необходимо провести синтаксический разбор предложения. Очевидно, сначала надо вспомнить, как выявить однородные члены и однородные придаточные с одной стороны и сложносочинённое предложение с другой. Два однородных компонента всегда выполняют синтаксически одинаковую функцию в предложении, они отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову (члену предложения), от которого вопрос к ним и задается. Между собой однородные члены и однородные придаточные связаны сочинительной связью, которая в нашем случае выявляет себя при помощи сочинительного союза «и» . Например: Я тебе ничего не скажу и тебя не встревожу ничуть. — Соединенные одиночным «и» , сказуемые в данном предложении не разделяются запятой. Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы. — Оба придаточных отвечают на вопрос (какое? ), относятся к существительному «известие» в главной части, поэтому запятой перед «и» нет. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

II. Много проблем доставляет пишущим такое построение предложения, когда при однородных компонентах есть осложняющие II. Много проблем доставляет пишущим такое построение предложения, когда при однородных компонентах есть осложняющие предложение конструкции, которые необходимо дополнительно выделить. В этом случае нам надо отдельно применить два разных правила – обособить вставной компонент постановкой двух выделяющих знаков (запятых или тире), а о знаке перед «и» подумать отдельно. Сравните предложения: 1. Мама пришла домой, /еле волоча неподъемные сумки с продуктами/, и стала готовить праздничный ужин. 2. Мама вернулась с работы только в семь вечера и, / вынув приготовленные с вечера закуски/, начала сервировать праздничный стол. И в первом, и во втором примере «и» соединяет однородные сказуемые и не требует постановки знака препинания. Запятые до и после «и» объясняются включением в наши примеры обособленных обстоятельств, которые необходимо было выделить. То же самое может быть при однородных придаточных, если в одном из них есть обособленный член или придаточное предложение: Например: ( Когда наступило 31 декабря) и, ( /перебрав все пакеты с подарками/, я не обнаружил ничего для друга Васи), денег на покупку еще одного подарка не осталось. Второе придаточное начинается обособленным обстоятельством, которое мы отделили от «и» . ГРУБЕЙШЕЙ ошибкой является смешение правил, которое ведет к пропуску закрывающей обособленный член запятой или к постановке открывающей запятой не в том месте. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Неправильный вариант постановки запятой: Сергей нащупал крошки махорки, и осторожно стряхнув его содержимое в Неправильный вариант постановки запятой: Сергей нащупал крошки махорки, и осторожно стряхнув его содержимое в руку, завернул толстую неуклюжую цигарку. В предложении допущены целых две ошибки: запятая перед «и» не нужна, так как союз стоит между однородными сказуемыми, а после «и» необходимо её поставить, чтобы открыть деепричастный оборот. К сожалению, такой тип ошибки встречается очень часто. Правильный вариант постановки запятой: Сергей нащупал крошки махорки и, / осторожно стряхнув его содержимое в руку/, завернул толстую неуклюжую цигарку Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

III. Следует специально оговорить использование «и» в предложении с двумя деепричастными оборотами. Во-первых, они III. Следует специально оговорить использование «и» в предложении с двумя деепричастными оборотами. Во-первых, они сами могут оказаться однородными, тогда запятая перед «и» не нужна. Например: Когда он пошел, / пошатываясь/ и/ все поддерживая голову ладонью левой руки/, правой тихо дергал свой ус. Другой случай расстановки знаков будет в предложении с двумя однородными сказуемыми, к каждому из которых относится деепричастный оборот, в этом случае «вокруг союза» будут две запятые: одна закрывающая оборот, другая открывающая новый. Например: Он стоял, /прислонясь к груде цибиков чая/, и, / бесцельно поглядывая вокруг себя/, барабанил пальцами по своей трости, как по флейте (он стоял и барабанил). Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

IV. Запятая будет стоять перед «и» , когда союз соединяет две части сложносочиненного предложения. IV. Запятая будет стоять перед «и» , когда союз соединяет две части сложносочиненного предложения. В каждой части будет своя грамматическая основа, то есть своя комбинация подлежащего и сказуемого (или будет присутствовать лишь один главный член). Например: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей. Ошибки в этом случае чаще всего связаны с непониманием структуры предложения, с неумением отличить простое предложения от сложного. Мы бы рекомендовали тщательно находить главные члены, думать о пропущенных членах предложения, то есть проводить синтаксический анализ. При соблюдении этого условия расстановка знаков препинания будет правильной. Рассмотрим, к примеру, такое предложение: Прозвенел звонок, и урок закончился. Постановка запятой здесь логична и вряд ли требует пояснения. Такой же структурой обладает предложение: Звонок, и урок закончится. В последнем примере перед нами не двусоставное предложение (первая его часть), а назывное, но предложение остается сложным. По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями сложносочинённого предложения перед «и» не нужна. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если: • обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если: • обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение. Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. • объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены. Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытатьсяпрополоскать его содой. • общим для соединенных сочинительным союзом «И» двух частей может оказаться придаточное предложение. Например: Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Мы советуем проверять так: если часть после «и» имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить «поэтому», лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Заметим, что в сочинениях таких примеров будет больше, чем фраз с общим придаточным. Сравните: Когда Онегин приезжает в деревню, он недолго радуется новизне, и (вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

 • части сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово. Чаще всего в самостоятельных сочинениях • части сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово. Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения. Например: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать. Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой). Например: К счастью, внизу шумела вода и слышалось падение камней. • две соединенных союзом «и» части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью. Например: Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. • если частями сложносочинённого предложения оказываются два неопределенноличных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий. Например: «Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни» — так начиналось сочинение «Образ Катерины в «Грозе». • более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных. Например: «Кто Вы и откуда приехали? «- спросил у иностранца Берлиоз. Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Запятые в предложениях с двумя и более союзами «и» , то есть с повторяющимся Запятые в предложениях с двумя и более союзами «и» , то есть с повторяющимся союзом Давайте сначала проанализируем, что эти «и» могут соединять и какие варианты постановки знаков вообще возможны: I. Очень часто наличие нескольких «и» вообще не имеет отношения к правилу повторяющихся союзов: одно «и» соединило однородные сказуемые, другое – однородные части в составном сказуемом, третье – однородные обстоятельства. То есть перед нами не повторяющиеся союзы, а несколько одиночных, которые соединили разные однородные конструкции. Тогда никаких запятых при них не будет! Например: Мы встретили праздник и были веселы и счастливы. — первое «и» соединило сказуемые, второе – однородные именные части второго сказуемого. В лесу под зелеными и пушистыми елочками и сосенками зайцы и белки находят приют и спасение от лесных хищников. – первое «и» связало два определения, второе – подлежащие, третье – дополнения. Мы догадались, (что на улице холодно и ветрено) и (к полуночи станет совсем морозно). В последнем примере первый «и» стоит между однородными частями сказуемого, а второй соединяет однородные придаточные. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

II. Наличие двух и более «И» может быть при таком перечислении однородных членов предложения II. Наличие двух и более «И» может быть при таком перечислении однородных членов предложения или однородных придаточных, когда каждый из однородных компонентов соединен с предыдущим «попарно», то есть при целом ряде однородных конструкций перед нами ситуация перечисления пар, где каждая пара соединена одиночным «и» . Например: Я купила в подарок маме духи и косметику, книгу «О вкусной и здоровой пище» и календарь. Вася понял, ( что все друзья хотят встретить Новый Год на даче) и (они мечтают о белоснежном снеге и морозном воздухе), (что его предложение о покупке путевки в Турцию будет отклонено) и (никто не хочет наслаждаться морем и южным солнышком). В этих и подобных примерах знаки перед «и» подчиняются правилу расстановки запятых при одиночном сочинительном соединительном союзе, а между парами запятая стоит по правилу бессоюзной перечислительной связи. III. Легче всего расставить знаки, если перед вами сложносочиненное предложение, части которого соединены более чем одним «и» . В этом случае перед каждой новой частью стоит запятая, исключений не бывает. Такие предложения в учебниках для вузов иногда характеризуются как «сложносочиненные предложения открытой структуры» , число входящих в них частей не ограничено никакими рамками, при использовании «и» мы можем продолжать фразу сколь угодно долго. Например: «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит», и по заснеженному полю несутся сани, и весело звенят на них бубенцы, и всех тотчас охватывает предчувствие праздника… Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

Обнаружив, что первое «и» соединило части сложного предложения, не надо поддаваться искушению решить, что Обнаружив, что первое «и» соединило части сложного предложения, не надо поддаваться искушению решить, что и дальше будет то же правило. КАЖДОЕ «И» НАДО АНАЛИЗИРОВАТЬ ОТДЕЛЬНО!!! Например: Вчера семиклассники написали итоговую контрольную по математике, и сегодня учитель объявил результаты и огласил список тех, ( кто не может себе позволить отдохнуть в праздники и должен позаниматься алгеброй) и ( кто может немного расслабиться и забросить учебники на все новогодние каникулы). В примере первое «и» стоит между частями сложного предложения, причем нет ни одной из перечисленных возможностей отказаться от запятой, второе «и» соединило два однородных сказуемых, третье стоит между однородными придаточными, а четвертое соединило однородные инфинитивы в составном глагольном сказуемом. Поэтому и запятую при «и» мы поставили только одну – между частями сложного предложения, то есть перед первым. IV. При использовании повторяющегося «И» между однородными членами или придаточными предложениями действует такое правило: запятая ставится перед каждым однородным членом, кроме первого. Сказанное означает, что только ПЕРВЫЙ в ряду однородных компонентов не отделяется от основного предложения запятой. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ однородные члены и части требуют отделения при помощи запятой. Например: Мама подарила любимой дочке куклу, и одежду для этой новой куклы, и конструктор для сборки дома для куклы, и набор кукольной посуды. В этом примере четыре однородных члена – «куклу, одежду, конструктор, набор» — соединены повторяющимся «и» . Запятая не ставится только перед первым в этом ряду однородным членом (в нашем случае –»куклу»), перечисление каждого нового однородного члена требует запятой. Наиболее распространенной ошибкой в предложениях такой структуры будет непостановка запятой перед первым «и» , хотя правило говорит об однородных членах, а не о соединяющих их союзах. В нашем примере ошибочно не поставить запятую перед «и одежду». Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

 Пишущий обычно видит начало однородных конструкций не с первого в ряду однородного члена Пишущий обычно видит начало однородных конструкций не с первого в ряду однородного члена или предложения, а именно с первого «и» . Советуем искать однородные компоненты, добавляя союз «и» перед первым в ряду (вот тогда-то запятая будет не только перед первым «и» , но и перед первым однородным членом!). Например: На столе у них был [и] салат «Оливье», и «Сельдь под шубой», и заливная рыба, но были еще [и] суши разных видов, и блюда китайской кухни, и даже лягушачьи лапки. В самостоятельных работах школьников такие фразы встречаются довольно часто, причем иногда начинают их писать как конструкции с двумя однородными, а в процессе создания фразы однородные элементы увеличиваются. Например: В романе «Война и мир» подобное поведение демонстрируют Борис и Берг… — так начинает свою фразу пишущий, но потом он вспоминает о других подходящих персонажах и продолжает: — и большая часть штабных адъютантов Кутузова. Начало фразы не предполагало запятой, так как перед нами два однородных члена с одиночным «и» . Но продолжение переводит однородные члены в ряд попадающих в перечисление, «и» становится повторяющимся союзом, значит, запятую нужно ставить не одну – не только перед новым компонентом «и большая часть…», но и перед «и Берг», так как изменился не конец фразы, а вся фраза целиком. Помните об этом! V. По этому же правилу расставляют запятые в предложениях с рядом однородных придаточных, при соединении которых использован повторяющийся союз. Наличие запятой перед первым придаточным здесь не вызывает сомнения, хотя отсутствие запятой перед вторым (то есть перед первым «и» ) встречается часто. Например: Друзья решили, (что не поедут на Новый Год в жаркие страны), и (что довольно странно отмечать зимний праздник без снега), и (что лучше поехать покататься на лыжах и санках). Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

В данном случае придется также отметить, что ошибки чаще возникают при создании собственного текста, В данном случае придется также отметить, что ошибки чаще возникают при создании собственного текста, когда начинает школьник создавать одну конструкцию, а в итоге создает другую. Например: Я начну с того, ( что автор не сопоставляет себя со своим героем) и( что Пушкин постоянно подчеркивает «разность» Автора и Онегина )– закончив фразу здесь, пишущий не ставит запятую перед «и»; но, продолжив её, например: — и что именно такое разделение Автора и героя было новаторским подходом – пишущий должен поставить целых две запятых – перед вторым и перед третьим придаточными предложениями. Можно сформулировать такое обобщающее правило по трем предшествующим пунктам: если в предложении больше двух «и» и использованы они при перечислении (отдельных ли членов, придаточных или частей предложения), то запятой отделяется каждый следующий в ряду элемент от предыдущего, то есть каждая новая часть сложносочинённого предложения отделена от стоящей перед ней, каждый новый однородный член от предшествующего ему. Запятых на одну меньше, чем соединенных повторяющимся союзом элементов (но может быть не равно количеству союзов, ведь где-то в ряду перечислений может быть и пропуск соединяющего союза!). Например: 1) На улице зажглись фонари, и пошел легкий снег, и обычный пейзаж быстро превратился в сказочный. 2) Он выглянул в окно и увидел, (как на улице зажглись фонари), и (пошел снег), и (обычный пейзаж превратился в сказочный). 3) Даже самый обычный пейзаж, и легкий снег, и мерцание фонарей способны превратить особенное праздничное настроение в сказку. В данных примерах соединены по три перечисляющихся элемента, в первом примере они организованы как сложносочинённое предложение, во втором они стали однородными придаточными, в третьем однородными подлежащими. При этом пунктуация осталась одинаковой – три элемента и две запятые (нет перед первым; но вот здесь накладывается правило знаков в сложноподчинённом предложении: во втором предложении «лишняя» запятая – перед первым придаточным – пришла к нам из другого правила). Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

VI. Очень сложным моментом будет применение такого пункта правил: VI. Очень сложным моментом будет применение такого пункта правил: «если два однородных члена предложения с союзом «и» образуют тесно связанную по смыслу пару, соединенную союзом «и» с третьим однородным членом, запятая не ставится». Правило предполагает, что при тесной связи двух членов (как правило, сказуемых) они образуют пару с одиночным «и» , к которой при помощи второго одиночного «и, присоединен новый элемент. Например: Маша пришла домой и переоделась и стала раскладывать купленные подарки по пакетикам. Первые два сказуемых описывают действия героини, не связанные с третьим, поэтому первые два глагола можно рассмотреть как пару, описывающую совместные действия, а сказуемое «стала раскладывать» считать присоединенным непосредственно к этой паре. Подобные примеры бывают и в сочинениях: Катерина устала от жизни в семье Кабанихи и не могла примириться с ней и решила бросить вызов всем нормам морали ненавистного ей общества. Первые два сказуемых описывают отношение героини к своей жизни, а третье сказуемое вводит новую тему, то есть присоединено к паре предшествующих сказуемых. Именно так объясняется отсутствие запятых в нашем примере. Многие в приведенном нами примере поставят запятые по разобранному выше правилу о перечислительных союзах, то есть: Катерина устала, и не смогла, и решила… Такая расстановка знаков также не является ошибочной. Следовательно, если в вашей фразе три однородных компонента (НО НЕ ТРИ ЧАСТИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ!) и два союза «и» , то в зависимости от смысла фразы вы имеете право поставить либо две запятые (перед каждым «и» ), либо ни одной. Постановка только одной запятой – грубейшая ошибка. Например: 1) Пушкин предоставляет герою право выбора единственно верного в жизни пути и ставит его в предполагающую такой выбор ситуацию и гордится тем, что выбор Петруши совпадает с его собственным. (первые два сказуемых говорят о работе по созданию текста произведения, а второе «и» при сказуемом «гордится» вводит новую тему – оценку автором своего героя). Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

 • • • 2) Катерина боится грозы и воспринимает любое знамение на свой • • • 2) Катерина боится грозы и воспринимает любое знамение на свой счет и в панике признается в своем грехе при большом скоплении народа. По знанию ситуации ясно, что третье сказуемое здесь вводит новое действие герои, постановка двух запятых (то есть создание ситуации перечисления) здесь будет скорее всего ошибочной. Но при создании авторского текста (школьного сочинения) приоритетная позиция в расстановке знаков препинания принадлежит автору, следовательно, в обеих фразах может оказаться по две запятых (перед каждым «и» ). Однозначно ошибочной будет постановка лишь одной запятой – перед вторым союзом. Реже такая расстановка знаков бывает в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными. Например: Пушкин догадывался, (что поэма «Медный всадник» содержит много крамольных высказываний) (, ) и (далеко не всякий цензор пойдет на риск дать ей «зеленый свет» )(, ) и( что публикация произведения во многом зависит не только от его художественных достоинств, но и от необразованности главного цензора). В приведенном примере можно поставить две запятые (даны в скобках), а можно не ставить ни одной. Избежать трудности при расстановке знаков препинания в таких предложениях при самостоятельном создании текста очень легко. Надо лишь продолжить фразу, добавив еще один однородный член и еще один «и» , тем самым вернувшись к основной (обобщающей) формулировке правила расстановки знаков при повторяющемся союзе. Матюшкина А. В. http: //nsportal. ru/user/33485

present5.com

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении — Студопедия.Нет

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

 

ЗАДАНИЕ. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.

 

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Правильный ответ 1, 2, 3, 4.

 

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.

 

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».

Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

 

Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова:Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачёв).

Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.

Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.

 

J№ п/п Вид придаточ­ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
 1. Определительное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные слова: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части «Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям». (По Д.С. Лихачёву.) «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…». (Д.С. Лихачёв.)
2. Изъяснительное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько… Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляетсяпрежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными». (По Д.С.Лихачёву.)
3. Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто… Союзные слова: как, сколько… Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место». (По Д.С.Лихачёву.)
4. Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные слова: где, куда, откуда… Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе». (По Д.С.Лихачёву.)
55. Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КА- КИХ ПОР? Союзы: ко­гда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как. Уточнение времени действия По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня. (По Д.С.Лихачёву.)
 6. Условия ПРИ КАКОМ УСЛО­ВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка- бы, коль скоро. Указание на усло- вие, при котором происходит дей- ствие, названное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждо- му поводу, — он невоспитанный человек». (Д.С. Лиха­чёв.)
7. Причины ПО­ЧЕМУ? ОТ­ЧЕГО? Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как. Разъяснение причины «…я обраща­юсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях». (По Д.С. Лихачёву.)
.8. Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы. Назначение действия, названного глаголом- сказуемым «…не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себясуп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С.Лиха­чёв.)
 9. Сравнительное КАК? Союзы:как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели… Сравнениедвух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».(По Д.С.Лихачёву.)  
110. Следствия   Союз: ТАК ЧТО Следствие, вы­вод, заключение «Именно в юности ум человеканаиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на«отдых»».(По Д.С.Лихачёву.)
111. Присое­динительное   Союзные слова: что (в именительном и косвенных падежах: чему, чем, чего), почему, за- чем, отчего Дополнительная информация, за- мечания ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость». (По Д.С. Лихачёву.) Мы уже в кридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинения придаточных предложений.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится кглавному (придаточное первой степени), второе — кэтому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:

«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С.Лихачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, — придаточное изъяснительное.

«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов.

Пунктуация на стыке союзов

Стык союзов — это пространство в предложении между двумя союзами:между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.

Запятая ставитсяна стыке двух союзов,если у второго союза нет продолжения в
виде слов ТО, НО и др.

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение
в виде слов ТО, НО и др.

Сравните два предложения:

1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ…ТО), поэтому на стыке союзов(ЧТО ЕСЛИ)мы не ставим запятой.

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных
отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2.«В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезени человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении
(объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим.

Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: чтоговорим между собою ичтомы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).

4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое доброи почему добрый человек внутренне красив…» (Д.С. Лихачёв).

В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачёв).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.

Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой целинизкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачёву).

Главное предложение — второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо-
щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку — третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточныхотносятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении

В задании 19 бывает ещё одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.

2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

В первом предложении союзИсоединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзовИ+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

Во втором предложении союзИсоединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзовИ+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

· если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;

· если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;

5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:

· если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;

· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставится на стыке двух союзов.

6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьтезапятые.

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *