Строение науки о языке: 2 строение науки о языке – 1.2. Строение науки о языке

2 строение науки о языке

Строение науки и языке

Языкознание - наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. Сначала возникло с практическими потребностями, но потом развилось в систему дисциплин прикладного и теоретического характера.

Языкознание как наука делится на общее и частное, те­оретическое и прикладное. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:  1) определить природу языка, его сущ­ность;  2) установить основные аспекты науки о языке и ярусы язы­ка, а также науки, их изучающие,— морфологию, лексикологию и т.п.;  3) дать систематику языков, создать классификацию языков;  4) разработать методику лингвистического анализа, систематизи­ровать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкозна­ния. 

5) выявить и сформулировать языковые универсалии, т.е. положения, действительные для всех языков мира.

Одной из важных задач общего языкознания – научное определение понятий, которыми пользуется языкознание.

Абсолютные универсалии:

во всех языках есть гласные и согласные;

на всех языках люди говорят предложениями;

во всех языках есть имена собственные и т.д. В рамках общего язы­кознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных язы­ков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономернос­тей языка.  Частное языкознание занимается отдельным языком (рус­ским, английским, узбекским и т.д.) или группой родственных язы­ков (скажем, славянскими языками).  Оно может быть синхрониче­ским, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении оп­ределенного отрезка времени. Разновидностью диахронического язы­кознания является сравнительно-историческое языкознание, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.  Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Так, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика, это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания.  Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков. Так, в русском языке имя существительное имеет род, которого нет, например, в англий­ском и армянском, во всех тюркских и финно-угорских языках.  Даже такая особенность существительного, как возможность иметь при себе предлог, не является общей. Многие языка используют в этих целях не предлог, а послелог.  Общее и частное языкознание являются составными частями

теоретической лингвистики, которая исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:

1) эмпирической: описывающей реальную речь;

2) нормативной: указывающей, как «надо» говорить и писать.  Прикладное языкознание – это применение лингвистических знаний к практической деятельности.  Важной отраслью практической деятельности языковедов яв­ляется преподавание родного и неродного языков в общих и специ­альных школах. Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего — словарей и грамматик.  Важной отраслью практической деятельности языковедов яв­ляется также перевод с одного языка на другой, разработка терми­нологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание пись­менности для ранее бесписьменных народов и т. п.  Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Строение науки и языке

Языкознание - наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. Сначала возникло с практическими потребностями, но потом развилось в систему дисциплин прикладного и теоретического характера.

Языкознание как наука делится на общее и частное, те­оретическое и прикладное. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:  1) определить природу языка, его сущ­ность;  2) установить основные аспекты науки о языке и ярусы язы­ка, а также науки, их изучающие,— морфологию, лексикологию и т.п.;  3) дать систематику языков, создать классификацию языков;  4) разработать методику лингвистического анализа, систематизи­ровать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкозна­ния. 

5) выявить и сформулировать языковые универсалии, т.е. положения, действительные для всех языков мира.

Одной из важных задач общего языкознания – научное определение понятий, которыми пользуется языкознание.

Абсолютные универсалии:

во всех языках есть гласные и согласные;

на всех языках люди говорят предложениями;

во всех языках есть имена собственные и т.д. В рамках общего язы­кознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных язы­ков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономернос­тей языка.  Частное языкознание занимается отдельным языком (рус­ским, английским, узбекским и т.д.) или группой родственных язы­ков (скажем, славянскими языками).  Оно может быть синхрониче­ским, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении оп­ределенного отрезка времени. Разновидностью диахронического язы­кознания является сравнительно-историческое языкознание, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.  Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Так, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика, это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания.  Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков. Так, в русском языке имя существительное имеет род, которого нет, например, в англий­ском и армянском, во всех тюркских и финно-угорских языках.  Даже такая особенность существительного, как возможность иметь при себе предлог, не является общей. Многие языка используют в этих целях не предлог, а послелог.  Общее и частное языкознание являются составными частями

теоретической лингвистики, которая исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:

1) эмпирической: описывающей реальную речь;

2) нормативной: указывающей, как «надо» говорить и писать. 

Прикладное языкознание – это применение лингвистических знаний к практической деятельности.  Важной отраслью практической деятельности языковедов яв­ляется преподавание родного и неродного языков в общих и специ­альных школах. Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего — словарей и грамматик.  Важной отраслью практической деятельности языковедов яв­ляется также перевод с одного языка на другой, разработка терми­нологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание пись­менности для ранее бесписьменных народов и т. п.  Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Понятие языкознания. Предмет и задачи науки о языке. Синхронический и диахронический аспекты изучения языка.

Языкознание появилось в глубокой древности в рамках философии(вопросы о сущности языка, его происхождении, связи с человеческим мышлением, вопрос о соотнесении слова-предмета-мысли) и в рамках необходимости истолкования древних текстов (в Др. Индии – грамматика санскрита Санскрит – древний литературный язык Индии, на нем написаны священные тексты «веды» в 5-4 вв. до н.э. Первая грамматика – грамматика санскрита, автор Панини).

Первый толковый словарь вышел в Китае. Давал толкования слов в памятниках древней письменности.

Европейская лингвистика зародилась в Др. Греции (4 в. До н.э.)

Аристотель был автором учения о частях и членах предложения. Платон описал грамматику древнегреческого языка.

Предмет изучения языкознания - язык. В мире насчитывается от 2,5 до 5 тысяч языков. Число языков трудно определить точно. В мире тенденция глобализации – исчезновение малых народов и их языка.

Никто не исключает существование языков, которые нам неизвестные (после 2 мир. Войны в Амазонии нашли некоторую этническую общность со своим языком).

164 млн. человек признают русский язык своим родным языком.

Язык народа неоднороден (гетерогенен): территорияальные различия, варианты, говоры, диалекты, которые могут сильно отличаться друг от друга, как совершенно разные языки (феодально раздробленная Германия)

У каждого языка есть своя история (тысячелетняя, вековая, молодые языки). Есть живые и мертвые языки.

Языки могут быть письменными и бесписьменными.

Количество говорящих на том или ином языке различно.

Объем функций языка различен (бытовые языки – минимум функций)

Государственные языки – средство межнационального общения.

Мировые языки - максимум функций – английский, французский, испанский, китайский, русский, арабский. Для них характерно большое кол-во говорящих, языки экономически развитых, политический влиятельных стран, язык, имеющий историю и письменность, должен быть хорошо описан, чтоб его можно было изучать, язык народа с высокоразвитой культурой.

Языки различны по своему строению: флективные, нефлективные, корневые, инкорпорирующие.

В разных языках есть общие черты – лингвистические универсалии. Во всех языках существуют гласные и согласные звуки, предложение (основная единица общения), имена собственные, существительные, глаголы, речь членораздельна (минимальной единицей произношения является слог), все языки выполняют сходные функции: главная функция –

коммуникативная, все языки связаны с обществом. Все языки имеют две стороны – материальную и идеальную. Звуковой строй языка составляет его материальную сторону. Содержание, значение языковых единиц – идеальную. Всё это изучеат Общее языкознание.

Внешняя лингвистика – изучает язык как явление человеческой жизни, общие законы развития и функционирования разных языков, принципы их классификации. Внутренняя лингвистика рассматриваем общие черты строения разных языков.

Кроме общего языкознания существует частное языкознание, которое концентрирует внимание на каком-то одном языке или на нескольких родственных, близких по происхождению языков. Может быть синхроническим и диахроническим.

Синхроническое – это раздел лингвистики, который описывает язык на определенном этапе его существования и развития, когда в языке не происходит существенных изменений.

Диахроническое описывает, изучает язык на протяжении всей его истории(ряда исторических периодов) на таком временном отрезке, когда в языке происходят существенные изменения. язык в его движении, в развитии. Его цель- зарегестрировать, отразить, зафиксировать изменения в языке.

Сравнительно-историческое языкознание (получило свое развитие в 19 в.) – рассматривает разные языки в сопоставительном аспекте с исторической точки зрения. Его цель – выявление их общих исторических черт, установление гениалогии разных языков, их источников, праязыков. Благодаря языки были поделены на семьи, а внутри на группы и ветви.

Прикладное языкознание – рассматривает язык с точки зрения практического использования, создание и усовершенствование письма., перевод языков, в робототехнике, в логопедии, в медицине.

Афазия – нарушение речи.

Семасиология – лингвистическая наука о значении разных звуковых единиц.

Лингвистика может подразделяться на виды в зависимости от участка языка, который она изучает (фонетика – звук, фонология – фонема, морфемика – морфемы, лексикология – слова…)

Значение лингвистики в жизни:

- поддержание уровня речевой культуры, необходимый для оптимального общения.

- норматворческая деятельность

- разработка письменности

- составление языковой карты мира

- выявление закономерностей и особенностей нашего мышления

- использование в технике.

2. Современная структура знаний о языке.

Интегрирующая роль общего языкознания

Как всякая наука, лингвистика возникла в связи с практическими потребностями, но постепенно развилась в разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языкознания условно различают частное и общее языкознание.

Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков. Оно делится на синхроническое и диахроническое.

Синхроническое [гр. syn – вместе; chronos – время] языкознание описывает факты языка в какой-то момент истории.

Диахроническое, историческое [гр. dia – сквозь; chronos – время] прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Общее языкознание занимается общими свойствами человеческого языка (исследует сущность и природу языка, его происхождение и общие законы развития и функционирования, разрабатывает методы исследования языка).

В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, которое сопоставляет как родственные, так и неродственные языки. Общее и типологическое языкознание выявляют и формулируют языковые универсалии – положения, действительные для всех (абсолютные) или для большинства языков мира (статистические).

  1. Абсолютные языковые универсалии: 1) во всех языках мира есть гласные и согласные звуки, но их соотношение друг к другу разнится от языка к языку; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные.

  2. Статистические языковые универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключение – древний и современный яванский).

Кроме того, в рамках как общего, так и частного языкознания постепенно сформировались разделы, предметом изучения которых являются отдельные структурные составляющие языка. В современной лингвистике эти “разделы” превратились в отдельные научные дисциплины, имеющие свою структуру, задачи, материал и методы исследования. Так, в структуре фонетики, изучающей звуковую материю языка, можно выделить артикуляционную фонетику и фонологию (функциональную фонетику), в рамках лексикологии – целый ряд дисциплин, изучающих значение слова (семантика, семасиология и др.), а также такие разделы как ономастика (в свою очередь, включающая топонимику, антропонимику, этнонимику и др.), этимология и многие другие. В состав грамматики входят морфология и синтаксис, и так далее.

В целом современное языкознание представляет собой обширную систему наук, которые объединяются общими вопросами, сформулированными в рамках общего языкознания, а именно:

  • Проблема природы и сущности языка.

  • Проблема происхождения языка.

  • Проблема структуры и системы языка.

  • Проблема связи языка и общества (язык появляется с обществом и умирает, если погибает общество – носитель данного языка).

  • Проблема возникновения и развития письма.

  • Проблема классификации языков (на земле, по разным источникам, от 2,5 тысяч до 5 тысяч языков).

  • Проблема лингвистических методов.

  • Проблема применения научных знаний о языке в решении практических задач.

Одна из важных задач общего языкознания – научное определение понятий, которыми пользуется языковедение. Прикладное языкознание решает частные проблемы (задачи), касающиеся одного языка, и, задачи, приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку, создание систем автоматического перевода и др.

Место языкознания в системе наук

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. нет и самого человека без языка. язык как средство общении я и как систему знаков изучают многие науки. 

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа, с его бытом, с обществом, в котором он живет, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, языкознание, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

Языкознание и история

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание и этнография

Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание и психология

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.

Языкознание и физиология

Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» – это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.

Языкознание и антропология

Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.

Языкознание и философия

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.

Языкознание и семиотика

Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Языкознание и социология

Социология – это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

Языкознание и литературоведение

языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведе­ний литературы.  Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста. 

Кратко обо всех:

с гуманитарными науками, изучающими человека и человеческое общество:

философия – проблемы «сущность языка», язык и общество, язык и сознание, язык и культура и т.д.

филология- языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языков;

логика – соотношение лексических форм мышления с языковыми средствами выражения.

история – влияние различных социальных изменений на развитии языка, культуры, литературы и искусства.

психология – психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи.

социология – соотношение языка и общества, языка и нации, социальная дифференциация языка, языковой политики, общественных функций языка, двуязычия и многоязычия.

антропология – происхождение речи у первобытных людей.

религия – язык в истории религий, толкование Слова, переводы Библии на национальные языки.

семиотика – язык как знаковая система.

герменевтика – расшифровка и чтение текстов.

грамматология – происхождение письма и алфавитов, основных этапов их развития и т.д.

с естественными науками:

биология – сходство генетического кода и естественного языка;

география – территориальное распределение языков и диалектов, отдельных языковых явлений, изучение влияния географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;

физиология – образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;

медицина – при изучении зоны и функции центральной нервной системы;

психиатрия – анализ бессознательных речевых ошибок; патопсихолингвистических речевых нарушений и отклонений;

неврология – языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;

с математическими и техническими науками:

физика – изучение структурных связей между языком, мозгом, сознанием человека, объектами микромира и макромира;

акустика – технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;

математика – создание частотных словарей, проведение количественных исследований языковых явлений, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;

информатика – создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;

кибернетика – изучение языка в его отношении к компьютерам, машинная обработка текстов, создание анализаторов и синтезаторов человеческого голоса;

математическая логика – использует язык как естественную знаковую систему, которая может дать материал для решения формально-логических задач.

Образование новых научных дисциплин на стыке наук:

психолингвистика – изучает процессы порождения и восприятия речи в их соотнесенности с системой языка;

социолингвистика – изучает вопросы общественного существования языка и общественные условия его развития;

математическая лингвистика – использование алгебраических, теоретико-множественных и логико-математических методов исследования языка;

нейролингвистика – изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных порожениях мозга;

этнопсихолингвистика – изучает взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и развитии языка и т.д.

лингвосемиотика – (лингвистика и семиотика) изучает общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию.

Содержание

Пособие включает разделы: языкознание как наука о языке, сущность и структура языка, лексикология, фонетика, грамматика, письменность и графические системы, классификация языков мира. По окончании изучения каждого раздела студентам предлагается ответить на вопросы и выполнить одно из творческих или теоретических заданий. Цель заданий научить студента анализировать изученные им теоретические положения на материале известных ему языков. Рекомендуется студентам филологических факультетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами происхождения языка и письменности, классификации языков мира и особенностей их функционирования.

Предисловие

Тема 1. Языкознание как наука о языке

1.1. Развитие лингвистических знаний в соответствии с коммуникативными потребностями общества

5

1.2. Строение науки о языке

9

1.3. Методы лингвистических исследований

18

1.4. Связи языкознания с другими науками

23

Вопросы на повторение

25

Практические (творческие) задания

27

Тема 2. Сущность и структура языка

2.1. Функции языка и речи

28

2.2. Язык, речь, речевая деятельность

31

2.3. Язык как знаковая система

33

2.4. Язык и мышление

41

2.5. Уровни и единицы языка

44

2.6. Язык как динамическая система

49

Вопросы на повторение

59

Практические (творческие) задания

61

Тема 3. Лексикология

3.1. Предмет лексикологии. Слово и его значение

62

3.2. Значение и денотат

64

3.3. Значение и понятие

65

3.4. Значение и концепт

69

3.5. Семантические метаязыки

70

3.6. Полисемия и омонимия

72

3.7. Метафора, метонимия и синекдоха

76

3.8. Синтагматические и парадигматические отношения слов

77

3.9. Лексические варианты и паронимы

80

3.10. Исторические изменения в лексической системе языка

82

3.11. Фразеология

85

Вопросы на повторение

90

Практические (творческие) задания

92

Тема 4. Фонетика

4.1. Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты звуков речи

94

4.2. Фонетические классификации

97

4.3. Звук и фонема. Система фонем

100

4.4. Транскрипция и транслитерация

104

Вопросы на повторение

106

Практические (творческие) задания

107

Тема 5. Грамматика

5.1. Понятие грамматического строя языка

109

5.2. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория

110

5.3. Единицы морфологического уровня. Понятие морфемы и словоформы

111

5.4. Морфемный состав слова. Способы соединения морфем

112

5.5. Словообразовательный состав слова. Основные способы образования слов

115

5.6. Типы морфем

118

5.7. Способы выражения грамматических значений

123

5.8. Основные синтаксические единицы

127

Вопросы на повторение

135

Практические (творческие) задания

137

Тема 6. Письменность и графические системы

6.1. Общие понятия о письме

138

6.2. Развитие письма

139

6.3. Графика и орфография

147

Вопросы на повторение

149

Теоретические задания

150

Тема 7. Классификация языков мира

7.1. Многообразие языков мира. Живые и мертвые языки

151

7.2. Морфологические типы языков

154

7.3. Генеалогическая классификация языков

160

7.4. Индоевропейская семья языков

164

Вопросы на повторение

172

Теоретические задания

172

Литература

173

4. Значение науки о языке.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык – создание и достояние сотен поколений народа, язык – в качестве средства формирования и выражения мысли – бесценное сокровище народа. Наконец, язык – необходимое условие существования общества.

Поэтому наука, для которой язык – главный и единственный объект и предмет исследования, – это одна из важнейших и интереснейших общественных наук.

При строго научном анализе фактов языка лингвистика может стать и становится точной общественной наукой. Этим определяется общеобразовательное значение языкознания как теоретической науки. Поскольку законы языка во многом могут быть перенесены по аналогии на законы жизни вообще, постольку понятна агрессивность лингвистики, смело вторгающейся в смежные научные дисциплины.

Но лингвистика имеет и большое практическое, прикладное значение.

Хотя лингвисты, как известно, не предписывают норм, не приказывают, что следует считать правильным в литературном языке, что следует насаждать и чего надо избегать, но без языковедческого анализа вряд ли можно правильно решить вопрос о нормах литературного языка.

При всех случаях, когда мы выбираем между двумя или более вариантами, каждый из которых претендует на литературность (например: лéкторы и лекторá, [c]нег и [с’]нег), следует установить, как возникли параллельные варианты, какой из них больше отвечает основным тенденциям развития литературного языка, какой из них мы должны сознательно поддерживать.

<Вставка о Челябинске, хоздоговорной тематике>

С развитием науки и техники язык обогащается новыми терминами и специальными выражениями. И здесь становится необходимой языковедческая консультация: какие новообразования соответствуют системе языка, какие термины вообще не требуется создавать – т.е. можно усвоить как термины, имеющие интернациональный характер.

Научная постановка изучения иностранных языков, научная разработка школьной грамматики родного языка не может осуществляться без помощи языкознания.

Создание письменности для бесписьменного языка немыслимо, если не установлен фонематический состав данного языка: здесь не обойтись без помощи специалиста в области фонетики и фонологии.

Помощь фонетики требуется и логопедии: врач-логопед не сможет устранить дефект речи у пациента, если сам не разбирается в артикуляции звуков речи и не в состоянии ясно представить себе, в чём заключается дефект.

Разработка удобной стенографической системы вряд ли возможна, если не принимаются во внимание особенности того языка, который приходится обслуживать. То же самое можно сказать о расположении букв на клавиатуре пишущей машинки и компьютера.

Наука о языке и её данные существенно важны для истории культуры и народа, для психологии, логики, литературоведения, поэтому учёные историк, психолог, философ, литературовед и т.д. вряд ли могут обойтись без знания основ науки о языке.

5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.

1) Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.

Универсальная схема научного исследования, о которой идет речь, имеет своим автором ныне живущего современного российского философа А.А.Гагаева (см.: А.А.Гагаев 1991). Предложенный А.А.Гагаевым вариант общей теории систем выступает в виде очень строгой методологии с жёсткой последовательностью конкретных шагов исследователя.

Значение универсальной схемы научного исследования заключается в том, что её использование позволяет выработать целостно-системное отношение к такому сложному явлению, как язык вообще и конкретный язык в частности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *