Суточное вращение земли 5 класс
Технологическая карта урока
Дата проведения 16.10.18 г.
Класс: 5 А
Предмет: география
Тема: Суточное вращение Земли
Тип урока: комбинированный
Цель урока: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения земли, с поясами освещенности.
Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с поясами освещенности их характеристиками;
2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия.
Планируемые результаты обучения
1.Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
2.Овладение основными навыками нахождения и использования географической информации;
3.Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему, цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; определять основную и второстепенную информацию;
Регулятивные УУД:
становить учебные задачи на основе того, что уже известно учащимся, выделять, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
1.Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;
2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
3. Освоение социальных норм и правил поведения в группах.
План урока
этапы урока / задача этападеятельность учителя
деятельность обучающихся
формируемые УУД
Организационный
момент (мотивация к учебной деятельности)
Задача этапа: заинтересовать и настроить учащихся на урок
Приветствует учеников и гостей в классе.
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
— Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Приветствуют гостей.
Да!
Слушают учителя.
Доброжелательное отношение друг к другу.
Актуализация знаний.
Задача этапа: заинтересовать в теме урока, определить цели и дальнейшие задачи урока
Предлагает отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет тема урока:
Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора (День)
Приближаться стала –
С неба солнце украла. (Ночь)
Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, —
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)
Учитель включает презентацию с в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.
Так о чём мы будем говорить сегодня?
Почему происходит смена дня и ночи?
Ребята, определите тему и цели урока.
Просит несколько человек зачитать цели, которые они поставили.
А что мы будем делать на уроке, что бы достичь поставленных целей.
Отгадывают загадки.
Смотрят презентацию.
Определяют тему и цели урока.
Записывают тему и цели урока. (каждый для себя ставит цель)
Отвечают на вопросы учителя (работа с учебником, дополнительной литературой, просмотр презентации)
Взаимодействуют с учителем.
Контролируют правильность ответов сверстников.
Слушать собеседника.
Выдвигают предположения о теме урока.
Строить понятные для собеседника высказывания.
Самостоятельно выделять и формулировать цели урока.
Основной этап
Задача этапа: познакомить с поясами освещенности, их характеристиками, рассмотреть особенности вращение Земли вокруг своей оси.
Вспомним, что нам уже известно:
Что такое тропики?
Показать тропики на глобусе.
Что такое географические полюса?
Показать полюса на глобусе, сколько их.
Что такое экватор?
Показать экватор на глобусе.
Какие дни очень важны для нашей планеты?
Почему происходит смена времён года?
Объяснение учителя:
Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?
Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется.
Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)
В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.
По рисунку 11 на стр. 25 выписать название поясов освещенности.
Сколько поясов освещённости выделяют ученые? Перечислите их…
Сейчас поработаем в группах. Каждая группа даст характеристику одному поясу по плану. Время 3 минуты. Вспомним правила работы в группах…
Работу проверяет с помощью слайда на экране.
В каком поясе освещенности находиться Республика Хакасия?
А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?
Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? Что вы о них знаете? В тексте учебника, что о них написано? В учебники информации очень мало, практически нет. Ваш одноклассник подготовил сообщение о полярном дне и ночи.
Физкультминутка
http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg – смена дня и ночи
Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов:
1. В каком направление происходит вращение Земли?
2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
5. Как происходит смена дня и ночи?
6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
7. Что называется долготой дня?
Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки.
Осевое вращение Земли имеет несколько географических следствий. А каких вы узнаете, поработав с текстом учебника на стр. 26 и это задание для работы в парах.
Проверка.
Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы — силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843). Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном — влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю.
Отвечают на вопросы.
Показывают на глобусе тропики, экватор, географические полюса.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы
Работают индивидуально с текстом учебника, выписывают названия поясов освещенности.
Повторяют правила работы в группах. Получают задания.
Работают в группах.
Читают текст, выбирают нужную информацию и заполняют таблицу (Приложение 1)
По желанию зачитывают выполненное задание. Слушают сверстников, контролируют ответы.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя
Слушают сообщение.
Выполняют зарядку для глаз.
Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы.
1. Вращение Земли происходит с запада на восток.
2. Восход солнца на востоке; заход – на западе.
3. Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.
4. Воображаемая линия называется Земная ось.
5. При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.
6. Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.
7. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.
Работают в парах со стр. 26.
Зачитывают по желанию выполненное задание.
Слушают учителя, делают записи в тетрадь.
Слушать собеседника.
Контролируют правильность ответов сверстников и правильность показа на глобусе.
Слушать собеседника
Планирование учебного сотрудничества с учителем
Искать нужную информацию по рисунка из учебника.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Планирование учебного сотрудничества с учителем
Слушать собеседника
Выделять нужную информацию из видеосюжета, определять основную и второстепенную информацию
Планирование учебного сотрудничества со сверстником; владение монологической и диалогической формами речи.
Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Планирование учебного сотрудничества с учителем
Подведение итогов урока
Задача этапа: первичное закрепление пройденного материала
Первичное закрепление (Приложение 3)
Выполняют задания теста.
Самопроверка используя критерии к тесту (Приложение 3)
Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь правильно себя оценивать.
.
Рефлексия содержания учебного материала
Задача этапа: выявление уровня осознания содержания пройденного
1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?
2. Что нового вы сегодня узнали?
3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?
4. Как вращение Земли влияет на человека?
Какую цель ставили на урок?
Вы достигли поставленной цели или нет (отвечает 5-7 человек)
Отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность на уроке.
Зачитывают цель урока и определяют, достигнута она или нет.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Анализировать свою деятельность на уроке.
Домашнее задание
Задача этапа: настроить учащихся на дальнейшее изучение темы
Объясняет домашнее задание: прочитать § 5, р.т стр. 13 № 1, 2.
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы
Принимать и сохранять учебную задачу
Приложение 1
Пояса освещенности и их характеристика (работа в группах)
ХарактеристикаЖаркий
1. Где располагается
2. Состояние солнца
3. Температурный режим
ХарактеристикаУмеренный
1. Где располагается
2. Состояние солнца
3. Температурный режим
ХарактеристикаПолярный
1. Где располагается
2. Состояние солнца
3. Температурный режим
Приложение 2
Сообщение ученика
Полярные круги замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.
Полярный день — период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем дальше от Полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте Полярного круга (66,5°) он длится всего одни сутки, а на полюсе — 189 суток. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга полярный день наблюдается 22 июня — в день летнего солнцестояния, а в Южном полушарии на широте южного Полярного круга — 22 декабря.
Полярная ночь длится от одних суток на широте Полярных кругов до 176 суток на полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга это явление наблюдается 22 декабря.
Нельзя не отметить такое чудесное явление природы, как белые ночи. Белые ночи — это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с.ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64° с.ш.) — с 13 мая по 30 июля.
Приложение 3
1. В каком поясе освещённости земная поверхность получает от полуденного солнца прямые лучи и зимой и летом
А) В полярном;
Б) В умеренном;
В) В тропическом.
2.Смена времён года происходит потому, что
А) Земля вращается вокруг своей оси;
Б) Земля имеет шарообразную форму;
В) Земля вращается вокруг Солнца.
3. Основным географическим следствием осевого вращения Земли является:
А) Смена времён года;
Б) Смена дня и ночи;
В) Смена природных зон.
4. Географические следствия орбитального движения Земли:
А) Смена времён года;
Б) Смена дня и ночи;
В) Выделение поясов освещенности;
Г) Возникает сила Кориолиса.
5. Выбери верные утверждения:
А) Осенью улетают птицы на юг, и тает снег;
Б) Зимой в полярном поясе наблюдается полярный день;
В) В Антарктиде в июне начинается зима;
Г) В полярном поясе солнце бывает низко над горизонтом;
Д) В экваториальном поясе зимой прохладнее, чем летом.
Критерии оценивания:
1. В)
2. В)
3. Б)
4. А), В)
5. В), Г), Д)
«5» все ответы верные
«4» одна-две ошибка
«3» более трёх ошибок
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (включая УУД) |
1. |
Организационный момент (1) |
Подготовка к уроку: приветствие детей |
Подготовка к уроку, приветствие учителя |
Л. формирование коммуникативной компетентности / эмоционального настроя восприятия материала |
2. |
Создание мотивационной установки (5´) слайд 1-2. |
Определяем тему и проблему урока: Как связана известная загадка с темой нашего урока? Что служит единицей измерения времени на Земле? Как в древности объясняли смену дня и ночи? |
Определяем круг знаний/ представлений о вращении Земли. Предлагают свои варианты единиц измерения времени и их связи с движением Земли. Участвуют в беседе |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные:
|
слайд 3. |
Постановка цели и задач урока: обучающие:
развивающие:
воспитательные:
|
|||
4. |
Первичное усвоение знаний (10´)
слайд 4-10. |
Слова Г.Галилея « И все-таки она вертится» — крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году известный астроном, философ и физик Галилео Галилей, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Формирование знаний об осевом движении Земли 1. понятие «земная ось», «географический полюс» 2. направление вращения Земли Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Как же перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли? При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь. 3. наклон земной оси и скорость вращения планет 4. Формирование умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси |
Слушают объяснение учителя, участвуют в беседе
|
П. формирование представлений о движении Земли и их следствиях; Анализируют иллюстративно-справочные материалы. Личностные: осознание ценностей географическо-го знания, как важнейшего компонента научной картины мира. |
5. |
Первичное понимание (10´) слайд 11-14. |
Сутки — основная единица измерения времени. Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки) Время суток Устный рассказ о том, как смена дня и ночи сказываются на жизни людей и планеты в целом |
Разгадывают загадки Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей |
П. формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни. |
6. |
Формирование новых знаний. (10´) слайд 15-18. |
Доказательсва вращения Земли Географические следствия вращения Земли Демонстрация ресурса, изложение материала |
Анализируют полученную информацию |
П. формирование представлений о движениях Земли и их следствиях; |
7. |
Первичное закрепление (3´) слайд 19. |
Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась |
Участвуют в обсуждении |
Л. Определять роль результатов своей деятельности. Высказывать суждения, подтверждая их фактами Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы. |
8. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3´) слайд 20-21. |
Объявляет задание: 9 параграф пересказать, Постановка проблемы: как создать единую систему отсчета времени? Проектная работа «Как люди научились считать время?»
«Какие устройства для счета времени изобрел человек?» |
Записывают задание в дневник. Вопросы по заданию и проектной работе. |
Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели. |
9. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3´) |
Что узнали нового, что понравилось на уроке. Выставление оценок за урок |
Самооценка своей деятельности на уроке. |
Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу одноклассников |
Задания для 5 класса «Суточное вращение Земли»
Суточное вращение Земли. Пояса освещенности.
География
5 класс
Что означают цифры?
- 0°
- 23,5°
- 90°
- 66,5°
- 365
- 24
- 12
Вспомним! Когда?
- День равен ночи?
- День больше ночи в СП?
- Солнце в зените над экватором?
- За СПК – полярный день?
- На СТ Солнце в зените?
- День больше ночи в ЮП?
- На ЮТ Солнце в зените?
- За СПК – полярная ночь?
- 21.03 и 23.09
- 22.06
- 21.03 и 23.09
- 22.06
- 22.06
- 22.12
- 22.12
- 22.12
1. В какие дни Земля занимает такое положение?
Ответ поясните.
2. Есть ли места на Земле, где не происходит смены времен года? Почему?
Что такое?
1.Зенит?
2. Полдень?
3. Фенология?
Суточное вращение Земли. Пояса освещенности.
География
5 класс
Ответьте на вопросы:
- Что такое земная ось? Она действительно существует?
- Что происходит при вращении Земли вокруг своей оси?
- За сколько часов Земля совершает полный оборот
вокруг своей оси?
Высота солнца над горизонтом
Изменение угла между солнечным лучом и поверхностью Земли зависит от географической широты.
экватор
45 ю.ш.
Пояса освещенности
Пояса освещенности
Задание!
Учебник с. 24-25, рисунок №10, 11.
Используя текст учебника и рисунок составьте описание
Полярного Умеренного Тропического
поясов освещенности
По плану:
- Какое положение занимает?
- Высота Солнца над горизонтом?
- Смена времен года?
- Продолжительность дня и ночи?
Полярный день
Полярный день
Каковы следствия вращения вокруг оси?
- Смена дня и ночи
- Нагрев и охлаждение поверхности
- Ритмичность природных процессов
А если Земля не вращалась бы вокруг своей оси?
Ответьте на вопросы
Домашнее задание:
Параграф 5.
Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Осевое вращение Земли
Слайд 1
ТЕМА: ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИСлайд 2
ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с понятиями географических полюсов на Земле. 2. Единицами измерения времени. 3.Географическими следствиями осевого вращения Земли.
Слайд 3
ВСПОМНИТЕ: 1. Заметно ли для человека вращение Земли? 2. Сколько часов в сутках?
Слайд 4
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 5
ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ: 1. Вращение вокруг своей оси 2. Обращение вокруг Солнца по орбите.
Слайд 6
ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ Ось наклонена к плоскости орбиты – 66,5 Постоянно направлен на Полярную звезду Точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли называется географическими полюсами
Слайд 7
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОЛЮСОВ ДВА- В центральной части Северного Ледовитого океана В Антарктиде
Слайд 8
ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, т.е. с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки .
Слайд 9
СУТКИ — ЕСТЕСТВЕННАЯ, ДАННАЯ ПРИРОДОЙ ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ. Сутки делятся на 24 часа, час – на 60 минут, минута – на 60 секунд. Чем быстрее вращается планета вокруг собственной оси, тем короче сутки, чем медленнее – тем длиннее. Уран вращается вокруг своей оси 12 часов На Венере сутки длятся 243 земных суток, или 5832 земных часов
Слайд 10
ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ИМЕЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ. 1. Вращение вокруг оси влияет на форму планеты. Земля немного сплюснута у полюсов . 2. Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо , а Южном –влево. В реках из-за отклоняющей силы вода прижимается к одному из берегов, поэтому у рек Северного полушария правый берег крутой, а в Южном – левый. Отклонение воздействует на направление ветров, океанических течений.
Слайд 11
3. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи. Это вызывает то нагрев, то охлаждение поверхности. С суточным изменением меняются многие природные процессы. К суточному ритму приспособлены живые организмы.
Слайд 12
ЕСЛИ БЫ ЗЕМЛЯ ПЕРЕСТАЛА ВРАЩАТЬСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА, ТО Температура на солнечной стороне достигла бы +100 градусов и вся вода бы испарилась Царство вечного холода, где в виде ледяной шапки скопилась бы земная влага
Слайд 13
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Назовите два основных вида движения Земли. 2. В какую сторону вращается Земля вокруг своей оси? 3. Каковы следствия вращения Земли вокруг оси? 4. Почему Земля – не идеальный шар? 5. Как влияет смена дня и ночи на живые организмы?
Слайд 14
Д/З параграф 9.
Слайд 15
Используемая литература: 1. Учебник В.Дронова, Л.Е. Савельева ГЕОГРАФИЯ. Землеведение М.Дрофа. 2016г. Учитель географии МБОУ «Мендюкинская седняя школа». Строкина И.С.
План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Урок ФГОС Осевое вращение Земли 5 класс
Технологическая карта 5 класс
Тема урока: Осевое вращение Земли
Базовый учебник География. Планета Земля. Автор: Лобжанидзе А.А.
Цель урока: Сформировать представление о видах движения Земли и их следствиях.
Задачи урока: Сформировать представление об осевом движении Земли и его географическом следствии;
Научить решать простейшие задачи на определение поясного времени.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать/ понимать определение понятий темы: продолжительность земных суток; расположение линии перемены дат; уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, решать простейшие задачи на определение времени
Основные понятия и термины: ось Земли, осевое вращение, местное и поясное время, часовые пояса, линия перемены дат.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.
Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, аргументировать свои мысли.
Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.
Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, развивать сопереживания и эмоционально-нравственную отзывчивость.Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Ресурсы урока: учебник,атлас стр.16-17,презентация ,тетрадь тренажер стр.34-35 зад.6-10,стр.38 зад.1.,2 стр.39 зад.3, электронное приложение к учебнику.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент | Проверка готовности к уроку | Проверяют наличие УМК |
2.Повторение | 1.Назовите точный «Космический адрес» нашей планеты (рабочая тетрадь стр.36. №1) 2. Что такое Млечный путь 3.Какую роль играет Солнце в жизни нашей планеты? 4.Перечислите географические следствия формы и размеров Земли. 5.Как Луна влияет на Землю? Дополнительно ( карточки) 1.Дать определение понятиям: параллели, меридианы, географ. широта, геогр. долгота, глобус 2.Зад.стр.57 уч. «Мои гео. исследования» 3.Самые большие приливы в России 55сш и 150 вд Назвать море, причину приливов и отливов 4.Вопрос 5 стр.57 Какие особенности нашей планеты сделали возможным появление жизни на ней. | Галактика Млечный путь, Солнечная система, третья планета от Солнца, Земля. Гигантская звездная система — наша Галактика Огромная масса нашей планеты определяет силу земного притяжения, которая удерживает на поверхности Земли воду и вокруг неё атмосферу. Шарообразная форма Земли определяет разное количество света и тепла поступающего на её поверхность. Сила лунного притяжения и сила возникающая при взаимном вращении Земли и луны приводит к возникновении приливов и отливов. Выполнение заданий Ответ по тексту стр.57. |
3. Целеполагание | 1.Чем вызвана смена дня и ночи? 2. Тема урока « Осевое вращение Земли». 3. Что мы узнаем сегодня на уроке | Вращением Земли вокруг своей оси Цели: стр.58 рубрика вы узнаете Как Земля вращается вокруг своей оси Каковы географические следствия вращения земли Что такое всемирное и поясное время. |
4.Мотивация | Вспомните: в книге Ж.Верна «Вокруг света в 80 дней» Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе оказались целые сутки. А спутники Фернана Магеллана во время кругосветного плавания потеряли день, хотя самым тщательным образом вели судовой журнал Причина в том, что Земля вращается, а что при этом происходит, попробуем разобраться… | |
5.Изучение нового материала | 1 этап Объяснительное чтение §22 Читают текст 1 абзаца по цепочке. делают выводы: Виды движения Земли Осевое — вокруг земной оси и Орбитальное – по орбите вокруг Солнца, Галактическое – вокруг центра Галактики 2 этап Объяснительное чтение «Следствие осевого вращения» Демонстрация теллурия Читают текст Анализ рис 3.2 стр.58 Делают выводы: 1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси 2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки. 3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе. 4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду Следствия осевого вращения Земли 1.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа). Электронное приложение 1.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа). 2. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой). 3.Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального. 4.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность 5.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шара | 1.Назвать виды движений Земли стр.58 Заполняют карту работы на уроке Делают выводы: 1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси 2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки. 3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе. 4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду. 1.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа). 2. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой). 3..Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального.рис.3.3 анализ 4.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность 5.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шара |
6.Физминутка | 1.Встать лицом на север 2.Показать рукой , где восходит Солнце 3.Показать рукой, где заходит Солнце? 4.Повернитесь лицом на юг 5.Покажите как вращается Земля вокруг своей оси | Выполнение |
7.Изучение нового материала (Продолжение) | Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шар Понятие местное время стр.59 Объяснение с помощью презентации Местное время — это время всех точек расположенных на одном меридиане. На каждом меридиане своё время Удобно ли пользоваться местным временем? Поясное время атлас стр 16-17 Объяснение понятия поясное время Всемирное время Работа с картой часовые пояса стр16-17 Линия перемены дат Как проходит линия перемены дат? Работа с текстом стр.59 последний абзац Находят в конспекте ответ на вопрос, как проходит линия перемены дат? | Стр.59 читают и заполняют карту Работа в парах Найти определение понятиям: Местное время Поясное время Всемирное время Линия перемены дат нет атлас стр.16-17 Читаем текст уч.стр.59 «Мои географические исследования» стр.59 Выполнение заданий тетрадь-тренажёр, стр.38 №2 |
8.Первичное закрепление | Тест на презентации взаимопроверка Тренажер стр.34-35 зад.6-10,стр.38 зад.1.,2 стр.39 зад.3 | Тест на презентации Тренажер стр.34-35 зад.6-10,стр.38зад.1.,2 стр.39 зад.3 |
9.Домашнее задание | П.22 стр.39 зад.3 | П.22 стр.39 зад.3 |
10.Рефлексия | Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их? Что мы узнали? Чему научились? Итог урока сегодня я узнал…было интересно… было трудно… я выполнял задания я понял, что…теперь я могу… я почувствовал, что…я приобрел…я научился…уменя получилось я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось… | Самооценка Выставление итоговых оцненок |
Приложение №1
Осевое Вращение Земли
Выводы: Виды движения Земли осевое — вокруг земной оси и орбитальное – по орбите вокруг Солнца, галактическое – вокруг центра
1.Осевое вращение – это вращение Земли вокруг своей оси
2.Вращение Земли происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки.
3.Восход Солнца утром на востоке, а заход вечером на западе.
4.Земная ось наклонена под углом 66 1/2°, северный конец оси направлен на полярную звезду.
5.Осевое вращение определяет смену дня и ночи, сутки (24 часа).
6. Из-за осевого вращения Земли, все тела в северном полушарии отклоняются вправо, а в южном влево. (отклоняются ветры, течения, у рек в северном полушарии обычно правый берег крутой).
7.Земля сжата с полюсов. Полярный радиус короче экваториального.
8.В течение суток меняется количество солнечного света и тепла поступающего на земную поверхность
9.Осевое вращение определяет различие во времени в разных частях земного шара
Время
Местное время- это время всех точек расположенных на одном меридиане.
На каждом меридиане своё время.
Поверхность Земли условно разделили на 24 часовых пояса
Отсчёт поясов идёт от нулевого часового пояса. (Это пояс, через который проходит нулевой или Гринвичский меридиан).
Время на этом меридиане называют Всемирным
Время увеличивается от нулевого меридиана с запада на восток.
В двух соседних поясах время отличается на 1 час.
Линия перемены дат проходит по 180° долготы
При пересечении линии перемены дат с востока на запад + 1 день
При пересечении линии перемены дат с запада на восток — 1 день
Конспект урока по географии «Осевое вращение Земли» (5 класс)
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
I. Организационный этап – 1 мин
— Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
— Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
— Да
Соблюдение норм и правил поведения на уроке
II. Мотивационный этап – 5 мин.
Фрагмент фильма «Вращение Земли во Вселенной, Солнечной системе»
Загадка
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
Спать немедленно зовет
/день-ночь/
Проблемная ситуация и актуализация знаний «Почему происходит смена дня и ночи?»
1. Внимательно просматривают презентацию, фрагменты фильмов
http://www.youtube.com/watch?v=S7SaZi47yqg
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Умение анализировать и выделять главное
Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи
III. Актуализация знаний – 7 мин
1 . О чём мы будем говорить сегодня?
Какова цель нашего урока
Какие задачи мы будем сегодня решать?
Открыть тетради: число, тема урока, цель урока, начертить бортовой журнал и заполнить 1 колонку.
Учащиеся определяют цели, задачи урока. Пишут в тетрадях и заполняют бортовой журнал, заполняют таблицу в тетради, работая в парах.
Ребята внимательно слушают своих одноклассников и оценивают их ответы.
Работа с текстом и рисунками учебника
Применение ранее полученных знаний
Картографическая грамотность
Умение давать определения географических понятий
Способность к сотрудничеству и коммуникации
IV. Первичное усвоение новых знаний – 9 мин
Работа с текстом учебника и рисунками:
С. 58-59 и рис. 3.2, рис. 3.3
http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg – смена дня и ночи
3. Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов:
1. В каком направление происходит вращение Земли?
2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
5. Как происходит смена дня и ночи?
6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
7. Назовите следствия вращения Земли.
Заполняют таблицу в тетради, работая в парах.
Работа с атласом, Т-Т
Выполнив задание, работу проверяют с помощью слайда на экране.
Готовность к самообразованию и саморазвитию
Овладение навыками работы с учебником
Планировать способы и пути достижения учебных задач
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
VI. Первичная проверка понимания – 2 мин
Заполнение бортового журнала
Работа в парах
Учащиеся читают задание и выбирают верные ответы
Осознание единства географического пространства
Закрепление полученных а уроке знаний
Умение анализировать и выделять главное
Контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
VII. Первичное усвоение новых знаний – 10 мин
Работа с текстом учебника, стр. 59.
Составить кластер понятий: местное время, поясное время, линия перемены дат
Составить кластер Поясного времени
Работа с атласом, стр. 16-17
Мои географические исследования, Учебник стр. 59
Работа в группах
Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы.
Готовность к самообразованию и саморазвитию
Формирование системы знаний о вращении Земли
Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
VIII. Динамическая пауза 1 мин
Суперфизминутка для урока
http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
IX. Первичное закрепление
— 7 мин
Работа с Т-Т
с. 36 № 3,
с. 38-39 № 1-3
Работа в группах
Готовность к самообразованию и саморазвитию
Овладение навыками работы с ЭОР
Закрепление полученных а уроке знаний и умений
Оценивать правильность выполнения заданий.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
X. Контроль усвоения, обсуждение и корректировка допущенных ошибок – 2 мин
Учитель выбирает несколько работ с ошибками и верный вариант.
Учащиеся озвучивают свои ответы, исправляют ошибки, подводят итог.
Осознание единства географического пространства
Формирование системы знаний
Использовать устную речь , аргументируя свою точку зрения
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
XI. Домашнее задание
– 1 мин
& 22.
Задание на выбор:
Стр.45 № 3,4
Составить презентацию о полярном дне и полярной ночи
Составить задачи про часовые пояса
Умение выполнять разно уровневые задания
XII. Рефлексия – 2 мин
1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?
2. Что нового вы сегодня узнали?
3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?
Учащиеся отвечают на вопросы
Умение самостоятельно выразить свои мнения по достижении цели, оценивать свои достижения
Умение давать качественные характеристики географических объектов
Умение аргументироватьсвою точку зрения
Оценивать правильность выполнения заданий.
§5 Урок 7. Суточное вращение Земли (Страницы 13,14)
Главная › 5 класс › География › Дневник по географии Летягин 5 класс1. Пояса освещенности Земли.
Задания по рис.1.
1) Подпиши названия полюсов, тропиков, полярных кругов и поясов освященности Земли.
2) Укажи день года и особенности положения СОлнца на полюсах, тропиках и полярных кругах, времена года, наступающие в разных частях поверхности Земли.
3) Впиши пропущенные слова.
Лето наступает в северном полушарии, зима — в южном. Солнце находится в зените над линией северного тропика, не заходит за горизонт над линией северного полярного круга. В Северном полушарии продолжительность дня длиннее, чем продолжительность ночи.
Дата: 22 июня.
День летнего солнцестояния.
2. Вращение Земли вокруг своей оси.
Задания по рис.2.
1) Укажи направление вращения Земли вокруг своей оси.
2) Обозначь районы Земли, где можно наблюдать: а) восход Солнца; б) вечерние сумерки; в) день и ночь.
3) Впиши пропущенные слова.
Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Если в вашем населенном пункте сейчас день, то через 12 часов будет ночь. За 24 часа Земля повернется на 360 градусов, а за 1 час — на 15 градусов.
Школа географа-следопыта.
В ходе работы с моделью «Земля-Луна-Солнце» (теллурием) составьте и запишите рассказ об одном из четырех особых положений Земли на околосолнечной орбите.
- Дата, соответствующая данному положению Земли. В данном положении Земля находится на околосолнечной орбите 22 июня.
- Времена года, которые заканчиваются весна-осень и начинаются лето-зима в этот день по астрономическому календарю. В этот день в Северном полушарии заканчивается весна и начинается лето. А в Южном полушарии заканчивается осень и начинается зима.
- Стороны горизонта, откуда восходит и где заходит Солнце в этот день. Солнце в этот день восходит на западе, а заходит на востоке.
- Время восхода и захода Солнца в этот день. Солнце восходит в этот день рано, а заходит поздно.
§4 Уроки 5-6. Движение Земли по околосолнечной орбите — стр. 10-12§6 Урок 8. Слои твердой Земли — стр. 15-17
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: