Схема мирового океана – Карта течений Мирового океана: рельеф дна и климатическая карта мира, возникновение поверхностных течений

Схемы течений мирового океана » Детская энциклопедия (первое издание)

Течения мирового океана Нагон и сгон воды. «Моряна»

Наибольшее географическое значение имеют поверхностные течения. Они оказывают существенное влияние на климат, с ними должны считаться мореплаватели.

Прежде считали, что направление поверхностных течений совпадает с направлением ветров. На небольших водных пространствах это до некоторой степени соответствует действительности. Но в открытом океане, где достаточно глубоко, сказывается уже вращение Земли, отклоняющее течение от направления ветров в Северном полушарии вправо, а в Южном влево.

Так меняется направление течения, когда берег прямолинеен.

Подходя к берегу или мелководью из открытого океана, течение разделяется и меняет направление. В тех случаях, когда берег прямолинеен, а течение направлено к нему перпендикулярно, наблюдается раздвоение течения на две одинаковые струи. Одна струя уходит направо вдоль берега, а другая — налево. Приближаясь к берегу под углом, течение раздваивается на две струи разной величины. Большая струя уходит вдоль берега в сторону тупого угла, а меньшая — в сторону острого. Если берег образует выступ, то приближающееся к нему течение разрезается им на две струи, проходящие справа и слева от выступа.

Основные поверхностные течения возникают под воздействием пассатов, дующих над океанами круглый год.

Рассмотрим течения Тихого океана. Течение, вызванное северо-восточным пассатом, образует с ним угол в 45°, отклоняясь вправо от господствующего направления ветра. Поэтому течение направлено с востока на запад вдоль экватора, несколько севернее его (стрелка 1). Это течение обязано своим существованием северовосточному пассату. Его называют Северным пассатным.

Юго-восточный пассат создает Южное пассатное течение (стрелка 2), отклоняющееся от направления пассата влево на 45°. Оно направлено так же, как и предыдущее, с востока на запад, но проходит южнее экватора.

Оба пассатные (экваториальные) течения, идя параллельно экватору, достигают восточного берега материков и раздваиваются, причем одна струя уходит вдоль берега к северу, а другая — к югу. На чертеже эти ветви обозначены стрелками 3,4,5 и 6. Южная ветвь Северного пассатного течения (стрелка 4) и северная ветвь Южного пассатного течения (стрелка 6) идут навстречу друг другу. Встретившись, они сливаются и по зоне экваториального затишья направляются с запада па восток (стрелка 7), образуя экваториальное противотечение. Оно очень хорошо выражено в Тихом океане.

Так меняется направление течении, когда на пути его оказывается мыс.

Правая ветвь Северного пассатного течения (стрелка 3) идет к северу вдоль восточного берега материка. Под воздействием. вращения Земли оно постепенно отклоняется вправо, отжимается от берега и около 40-й параллели уходит на восток в открытый океан (стрелка 5). Здесь его подхватывают юго-западные ветры и заставляют дернуться направления с запада на восток. Достигнув западного берега материка, течение раздваивается, его правая ветвь (стрелка 9) идет к югу, отклоняясь вращением Земли вправо, и потому отжимается от берега. Дойдя до Северного пассатного (экваториального) течения, эта ветвь сливается с ним и образует замкнутое северное экваториальное кольцо течений (стрелки 1, 3, 8 и 9).

Левая ветвь течения (стрелка 10) идет к северу, отклоняется вращением Земли вправо, прижимается к западному берегу материка и поэтому следует за изгибами берега и особенностями рельефа дна. Это течение несет из субтропиков воду повышенной солености. Встретившись с более холодной, но менее соленой полярной водой, оно уходит в глубину.

Северо-восточные ветры, дующие из приполярного пространства, также создают течение (стрелка 11). Оно, неся очень холодную воду, идет к югу вдоль восточных берегов материка Евразии.

Так образуется угол между направлениями ветра и течения. В Северном полушарии течение уклоняется вправо под влиянием вращения Земли, а в Южном — влево.

В Южном полушарии левая ветвь Южного пассатного течения (стрелка 5) направляется к югу вдоль восточного берега Австралии, вращением Земли отклоняется влево и отжимается от берега. Около 40-й параллели (так же как и в Северном полушарии) оно уходит в открытый океан, подхватывается северо-западными ветрами и направляется с запада на восток (стрелка 12). У западных берегов Америки течение раздваивается. Левая ветвь уходит вдоль берега материка к северу. Отклоняясь вращением Земли влево, это течение (стрелка 13) отжимается от берега и смыкается с Южным пассатным течением, образуя южное экваториальное кольцо течений, аналогичное северному (стрелки 2, 5, 12 и 13). Правая же ветвь (стрелка 14) мимо южной оконечности Америки уходит на восток в соседний океан. Очевидно, что с запада из соседнего океана через пролив также должно входить аналогичное течение (стрелка 15).

Рассмотрите физическую карту мира, где показаны течения. Вам не трудно будет понять, почему Тихий и Атлантический океаны имеют по два экваториальных кольца течений — к северу и к югу от экватора, а Индийский — только одно в Южном полушарии. К северу от экватора океаническое пространство недостаточно для образования кольца течений.

Углы между северо-восточным и юго-восточным пассатами и морским течением.

Карта показывает, что в Тихом и Атлантическом океанах очертания западных берегов и расположенные около них многочисленные острова создают более сложную картину течений, чем изображенная на схеме.

Перейдем к схеме течений в Атлантическом океане. Здесь Южное пассатное (экваториальное) течение (стрелка 2) направляется из Южной части Гвинейского залива к западу между экватором и 15-й параллелью. Подойдя к выступу южноамериканского материка, оно разрезается на две струи. Левая ветвь течения, показанная стрелкой 5 на схеме, уходит на юг вдоль берегов Бразилии. Это течение называется Бразильским. Правая струя (стрелка 6) продолжает двигаться на запад-северо-запад вдоль северного побережья Южной Америки, в частности около Гвианы. Это Гвианское течение. Через проливы между Малыми Антильскими о-вами оно входит в Карибское море.

Северное пассатное (экваториальное) течение (стрелка 1), начинаясь у о-вов Зеленого Мыса, идет на запад между 5-й северной параллелью и северным тропиком. Встретив Большие Антильские о-ва, оно разрезается ими. Южная ветвь (стрелка 4) входит в Карибское море, а затем вместе с Гвианским течением — в Мексиканский залив. Северная ветвь, называемая Антильским течением, следует к северу от Больших Антильских о-вов (стрелка 3).

В Мексиканском заливе создается излишек воды. Помимо вод Гвианского и южной ветви Северного пассатного течений, сюда ежегодно вливается 600 км3 воды, которую приносит впадающая в залив Миссисипи — одна из величайших рек мира. В результате уровень воды Мексиканского залива у Флоридского пролива оказывается выше, чем в Атлантическом океане. Поэтому через Флоридский пролив между Флоридой, Кубой и Багамскими о-вами устремляется в Атлантический океан сильное сточное «течение из залива» — Гольфстрим. К нему с востока присоединяются воды Антильского течения, делая его еще более мощным.

Гольфстрим, отклоняясь вправо, у мыса Гаттерас покидает берег Америки и уходит вдоль 40-й параллели на восток в открытый океан (стрелка 8). На пути до Азорских о-вов его воды вследствие сильного испарения делаются более солеными. Около Азорских о-вов Гольфстрим раздваивается. Меньшая струя уходит вправо, в сторону острого угла, и, проходя мимо Канарских о-вов, получает название Канарского течения. Оно замыкает северное экваториальное кольцо течений (стрелка 9).

Схема течений Тихого океана.

Внутри этого кольца находится Саргассово море, единственное море, у которого нет берегов, так как оно ограничено только течениями. Левая, более мощная ветвь Гольфстрима, направленная в сторону тупого угла, уходит на север, к берегам Европы. Это — Северо-Атлантическое течение (стрелка 10).

К западу от Ирландии вдоль подводного порога, тянущегося от Исландии через Фарерские о-ва к Шотландии, от него отделяется струя, уходящая к Исландии. Она образует течение Ирмингера, приносящее теплую воду к южным и западным берегам Исландии. Именно поэтому у берегов Исландии море никогда не замерзает.

Большая часть вод Северо-Атлантического течения, пройдя подводный порог, прижимается вращением Земли к Скандинавии. Это теплое Норвежское течение, благодаря которому зима в Норвегии мягкая. Море и фиорды здесь всегда свободны от льда.

У мыса Нордкап Норвежское течение разделяется. Левая ветвь (Шпицбергенское течение) идет вдоль мелководья Баренцева моря к северу до Шпицбергена, препятствуя образованию льда у его западных берегов. Правая же ветвь (Нордкапское течение) входит в Баренцево море.

В Северном Ледовитом океане существуют течения, идущие от Новосибирских о-вов через Северный полюс в Атлантический океан. Они приносят стволы сибирских деревьев к берегам Гренландии. Благодаря этим же течениям в Гренландию попали предметы с раздавленного льдами судна «Жаннетта».

Основным течением является здесь Восточно-Гренландское, идущее вдоль восточных берегов Гренландии.

Оно-то и увлекало льдину с первой дрейфующей станцией «Северный полюс». К западу от Гренландии, в Баффиновом заливе, начинается очень холодное Лабрадорское течение, выносящее в Атлантический океан огромные ледяные горы — айсберги.

Схема течений Атлантического океана

В Индийском океане к югу от экватора течения соответствуют рассмотренным нами схемам течений Тихого и Атлантического океанов. В этом можно убедиться, изучая карту течений Мирового океана.

ВЛИЯНИЕ МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ НА КЛИМАТ И СУДОХОДСТВО

Морские течения оказывают значительное влияние на климат прибрежных частей материков. В обоих полушариях между экватором и 40-й параллелью восточные берега материка теплее, чем западные. В умеренной зоне соотношение обратное: восточные берега материка холоднее западных. В странах Западной Европы зимы мягкие, а в районах Северной Америки, расположенных в тех же широтах,— суровые.

Особенно заметен контраст между сравнительно мягким климатом Скандинавии и климатом Гренландии, покрытой мощной толщей льда.

Изучение морских течений необходимо для судоходства. Даже при небольшой скорости экваториальных течений Атлантического океана — от 20 до 65 км в сутки — необходимо учитывать их. За сутки такое течение может сместить корабль с принятого курса на 40-50 км в сторону.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Течения мирового океана Нагон и сгон воды. «Моряна»

.

карта, названия, описание и подводный мир

Океан представляет собой крупнейший объект гидросферы и является частью Мирового океана, который покрывает около 71% поверхности нашей планеты. Океаны омывают берега материков, обладают системой циркуляции вод и имеют другие специфические особенности. Океаны мира находятся в постоянном взаимодействии со всеми оболочками Земли.

Карта океанов и континентов мира

В некоторых источниках указано, что Мировой океан подразделяется на 4 океана, однако в 2000 году Международной гидрографической организацией был выделен пятый — Южный океан. В этой статье представлен список всех 5 океанов планеты Земля по порядку — от самого большого по площади к наименьшему, с названием, расположением на карте и основными характеристиками.

Тихий океан

Тихий океан на карте Земли/Wikipedia

Читайте также: Какие материки и страны омывает Тихий океан?

Тихий океан является одним из пяти океанов мира. Это самый большой океан на нашей планете, с площадью 165,25 млн. км². Он простирается от Северного Ледовитого океана на севере до Южного океана на юге, и омывает такие части света, как Азия, Австралия, Северная Америка и Южная Америка, а также ряд тихоокеанских островов.

Из-за большого размера Тихий океан имеет уникальную и разнообразную топографию. Он также играет важную роль в формировании погодных условий во всем мире и современной экономике.

Океаническое дно постоянно изменяется в процессе движения и субдукции тектонических плит. В настоящее время самому старому из известных районов Тихого океана насчитывается около 180 миллионов лет.

С точки зрения геологии, область, окружающая Тихий океан, иногда называется Тихоокеанским вулканическим огненным кольцом. Регион имеет это название, потому что это самая большая в мире область вулканизма и землетрясений. Тихоокеанский регион подвержен бурной геологической деятельности, потому что большая часть его дна находится в зонах субдукции, где границы одних тектонических плит пододвигаются под другие после столкновения. Существуют также некоторые области горячих точек, где магма из мантии Земли вытесняется через земную кору, создавая подводные вулканы, которые в конечном итоге могут образовывать острова и подводные горы.

Тихий океан имеет разнообразный рельеф дна, состоящий из океанических хребтов и глубоководных желобов, которые образовались в горячих точках под поверхностью. Рельеф океана значительно отличается от крупных континентов и островов. Самая глубокая точка Тихого океана называется «Бездной Челленджера», она расположена в Марианской впадине, на глубине почти 11 тыс. км. Самым большим островом Тихого океана является Новая Гвинея.

Климат океана сильно варьируется в зависимости от широты, наличия суши и типов воздушных масс, движущихся над его водам. Температура поверхности океана также играет роль в климате, поскольку она влияет на доступность влаги в разных регионах. В окрестностях экватора климат тропический, влажный и теплый в течение большей части года. Крайне северная часть Тихого океана и далеко южная часть — более умеренные, имеют большие сезонные различия в погодных условиях. Кроме того, в некоторых регионах преобладают сезонные пассаты, которые влияют на климат. В Тихом океане также формируются тропические циклоны и тайфуны.

Морские экосистемы Тихого океана практически такие же, как и в других океанах Земли, за исключением местных температур и солености воды. В пелагической зоне океана обитают морские животные, такие как рыбы, морские млекопитающие и планктон. На дне живут беспозвоночные организмы и падальщики. Местообитания коралловых рифов можно найти в солнечных мелководных районах океана вблизи берега. Тихий океан — это среда, в которой обитает наибольшее разнообразие живых организмов на планете.

Атлантический океан

Атлантический океан на карте Земли/Wikipedia

Читайте также: Какие материки и страны омывает Атлантический океан?

Атлантический океан является вторым по величине океаном на Земле с общей площадью (с учетом прилегающих морей) 106,46 млн. км². Он занимает около 22% от площади поверхности планеты. Океан имеет удлиненную S-образную форму и простирается между Северной и Южной Америкой на западе, а также Европой, и Африкой — на востоке. На севере он соединяется с Северным Ледовитым океаном, с Тихим океаном на юго-западе, с Индийским океаном на юго-востоке и с Южным океаном на юге. Средняя глубина Атлантического океана составляет 3 926 м, а самая глубокая точка расположена в океаническом жёлобе Пуэрто-Рико, на глубине 8 605 м. Атлантический океан имеет наибольшую соленость воды среди всех океанов мира.

Его климат характеризуется теплой или прохладной водой, которая циркулирует в разных течениях. Глубина воды и ветры также оказывают значительное влияние на погодные условия на поверхности океана. Известно, что сильные атлантические ураганы развиваются у побережья Кабо-Верде в Африке, и с августа по ноябрь направляются к Карибскому морю.

Время, когда суперконтинент Пангея распался, около 130 миллионов лет назад, стал началом формирования Атлантического океана. Геологи определили, что он является вторым самым молодым из пяти океанов мира. Этот океан сыграл очень важную роль в соединении Старого Света с недавно исследованной Америкой с конца 15 века.

Главная особенность дна Атлантического океана — подводный горный хребет, называемый Срединно-Атлантическим хребтом, который простирается от Исландии на севере до приблизительно 58° ю. ш. и имеет максимальную ширину около 1600 км. Глубина воды над хребтом в большинстве мест составляет менее 2700 метров, а несколько горных вершин хребта поднимаются над водой, образуя острова.

Атлантический океан впадает в Тихий океан, однако их среды обитания не всегда одинаковые из-за температуры воды, океанических течений, солнечного света, питательных веществ, солености и т.д. В Атлантическом океане есть прибрежные и открытые океанические места обитания. Его прибрежные экосистемы расположены вдоль береговых линий и простираются до континентальных шельфов. Морская флора обычно сосредоточена в верхних слоях вод океана, а ближе к берегам располагаются коралловые рифы, мангровые заросли, леса водорослей и морские травы.

Атлантический океан имеет важное современное значение. Строительство Панамского канала, расположенного в Центральной Америке, позволило крупным судам проходить по водным путям, из Азии через Тихий океан к восточному побережью Северной и Южной Америки через Атлантический океан. Это привело к оживлению торговли между Европой, Азией, Южной Америкой и Северной Америкой. Кроме того, на дне Атлантического океана есть месторождения газа, нефти и драгоценных камней.

Индийский океан

Индийский океан на карте Земли/Wikipedia

Читайте также: Какие материки и страны омывает Индийский океан?

Индийский океан является третьим по величине океаном планеты и имеет площадь 70,56 млн. км². Он расположен между Африкой, Азией, Австралией и Южным океаном. Индийский океан имеет среднюю глубину 3 963 м, а Зондский жёлоб является самой глубокой впадиной, с максимальной глубиной 7 258 м. Индийский океан занимает около 20% площади Мирового океана.

Образование этого океана является следствием распада суперконтинента Гондваны, начавшегося около 180 миллионов лет назад. 36 миллионов лет назад Индийский океан принял свою нынешнюю конфигурацию. Хотя он впервые открылся около 140 миллионов лет назад, почти все бассейны Индийского океана имеют возраст менее 80 миллионов лет.

В Северном полушарии он не имеет выхода к морю и не простирается до арктических вод. У него меньше островов и более узкие континентальные шельфы по сравнению с Тихим и Атлантическим океанами. Ниже поверхностных слоев, особенно на севере, вода в океане чрезвычайно низко насыщенная кислородом.

Климат Индийского океана значительно варьируется с севера на юг. Например, муссоны доминируют в северной части, над экватором. С октября по апрель наблюдаются сильные северо-восточные ветра, в то время как с мая по октябрь — южные и западные. Индийский океан также имеет самую теплую погоду из всех пяти океанов мира.

В океанических глубинах содержится около 40% морских запасов нефти в мире, и в настоящее время семь стран добывают полезные ископаемые из этого океана.

Сейшелы — архипелаг в Индийском океане, состоящий из 115 островов, и большинство из них — гранитные острова и коралловые острова. На гранитных островах большая часть видов являются эндемичными, а коралловые острова имеют экосистему коралловых рифов, где биологическое разнообразие морской жизни наибольшее. На территории Индийского океана есть островная фауна, которая включает морских черепах, морских птиц и многих других экзотических животных. Большая часть морской жизни в Индийском океане является эндемичной.

Вся морская экосистема Индийского океана сталкивается с сокращением численности видов, поскольку температура воды продолжают расти, что в свою очередь, приводит к 20%-ному снижению фитопланктона, от которого сильно зависит морская пищевая цепь.

Южный океан

Южный океан на карте Земли/Wikipedia

В 2000 году Международная гидрографическая организация выделила пятый, самый молодой океан мира — Южный океан — из южных районов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Новый Южный океан полностью окружает Антарктиду и простирается от ее побережья на север до 60 ° ю. ш. Южный океан на сегодняшний день является четвертым по величине из пяти океанов мира, превышая по площади только Северный Ледовитый океан.

В последние годы большое количество океанографических исследований касалось океанических течений, сначала из-за Эль-Ниньо, а затем из-за более широкого интереса к глобальному потеплению. Одно из исследований определило, что течения вблизи Антарктиды изолируют Южный океан как отдельную экосистему, поэтому его выделили в отдельный, пятый океан.

Площадь Южного океана составляет приблизительно 20,3 млн. км². Самая глубокая точка имеет глубину 7 235 метров и она располагается в Южно-Сандвичевом жёлобе.

Температура воды в Южном океане варьируется от -2° C до +10° C. В нем также находится крупнейшее и самое мощное холодное поверхностное течение на Земле — антарктическое циркумполярное течение, которое движется на восток и в 100 раз превышает поток всех мировых рек.

Несмотря на выделение этого нового океана, вполне вероятно, что дискуссия о количестве океанов будет продолжаться и в будущем. В конце концов, есть только один «Мировой океан», поскольку все 5 (или 4) океана на нашей планете взаимосвязаны друг с другом.

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан на карте Земли/Wikipedia

Читайте также: Какие материки и страны омывает Северный Ледовитый океан?

Северный Ледовитый океан является самым маленьким из пяти океанов мира и имеет площадь 14,06 млн. км². Его средняя глубина 1205 м, а самая глубокая точка находится в подводной котловине Нансена, на глубине 4665 м. Северный Ледовитый океан расположен между Европой, Азией и Северной Америкой. Кроме того, большая часть его вод находится к северу от полярного круга. Географический Северный полюс находится в центре Северного Ледовитого океана.

В то время как Южный полюс расположен на континенте, Северный полюс покрыт водой. В течение большей части года Северный Ледовитый океан почти полностью покрыт дрейфующим полярным льдом, который имеет толщину около трех метров. Этот ледник обычно тает в летние месяцы, но лишь частично.

Из-за небольшого размера многие океанографы не считают его океаном. Вместо этого некоторые ученые предпологают, что это море, которое в основном огорожено континентами. Другие считают, что это частично закрытый прибрежный водоем Атлантического океана. Эти теории не широко распространены, и международная гидрографическая организация рассматривает Северный Ледовитый океан как один из пяти океанов мира.

Северный Ледовитый океан имеет самую низкую соленость воды среди всех океанов Земли поскольку низкая скорость испарения и пресная вода, поступающая из ручьев и рек, которые питают океан, разбавляя концентрацию солей в воде.

Полярный климат доминирует в этом океане. Следовательно зимы демонстрируют относительно стабильную погоду с низкими температурами. Наиболее известными характеристиками этого климата являются полярные ночи и полярные дни.

Считается, что в Северном Ледовитом океане может находиться около 25% от общего объема запасов природного газа и нефти на нашей планете. Геологи также установили, что здесь есть значительные месторождения золота и других полезных ископаемых. Обилие нескольких видов китов, рыб и тюленей также делают регион привлекательным для рыбной промышленности.

В Северном Ледовитом океане есть несколько мест обитания животных, включая находящихся под угрозой исчезновения млекопитающих и рыб. Уязвимая экосистема региона является одним из факторов, который делают фауну столь чувствительной к климатическим изменениям. Некоторые из этих видов эндемичные и незаменимые. Летние месяца приносят изобилие фитопланктона, который, в свою очередь, питает зоопланктон, находящийся в основании пищевой цепи, которая в конечном итоге заканчивается крупными наземными и морскими млекопитающими.

Последние разработки в области технологий позволяют ученым изучать глубины океанов мира новыми способами. Эти исследования необходимы, чтобы помочь ученым изучить и, возможно, предотвратить катастрофические последствия изменения климата в этих районах, а также обнаружить новые виды живых организмов.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

«Мировой океан и его части»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • дать общее представление о водах Мирового океана и его частях;
  • познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями, закрепить уже известные термины;
  • продолжить формирование у учащихся умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта с использованием плана;
  • продолжить вести наблюдения за погодой.

Задачи:

  • Образовательные:
    • обеспечить в ходе урока усвоение понятий: материк, гидросфера, остров, архипелаг, пролив, море, залив;
    • изучить части Мирового океана;
    • научиться описывать Г.П. моря с использованием тематического плана.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умений самостоятельно вести наблюдения за погодой и фиксировать элементы и явления погоды в календарь погоды;
    • обучить учащихся приёму описания Г.П. пролива;
    • способствовать развитию логического мышления.
  • Воспитательная – способствовать умственному воспитанию детей.

Оборудование: физическая карта полушарий, картина « Путешествие Ф. Магеллана », портрет Ф. Магеллана, схема « Части Мирового океана», атласы, контурные карты, учебники, календарь погоды, схема «Оболочки Земли», схема «Состав гидросферы», схема «Вода и суша», немые контуры (морей, заливов, проливов, полуостровов), сообщения учащихся, схема «Мировой круговорот воды», выставка книг по теме: «Мировой океан», раздаточный материал (таблица, план описания океана), «Поляна знаний», лепестки трёх цветов (красный, синий, зелёный) из расчёта учащихся в классе ( каждому по три разных цвета).

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – традиционный.

План урока

1. Проверка домашнего задания.
2. Переход к изучению нового материала.
3. Изучение нового материала: а) мировой океан, б) проливы, в) материки, острова, архипелаги, полуострова, г) моря, заливы.
4. Закрепление.
5.Заключение (рефлексия, заполнение «Поляны знаний»).

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Учитель. На том уроке, мы с вами начали изучать оболочки Земли. О какой оболочке, мы говорили на том уроке? (Гидросфере).

2. Фронтальный опрос

1. Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?
2. Где встречается вода в природе?
3. Какие состояния воды вы знаете?
4. При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в другое?
5. Посмотрите на доску, что за слово зашифровано? (Идгорефсар)
6. Что называется гидросферой? 7. Перечислите воды гидросферы?
8. Опишите по схеме « Мировой круговорот воды».

3. Изучение нового материала

– Мы с вами вспомнили, что изучали на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим изучение гидросферы, а именно изучим Мировой океан и его части, научимся определять географическое положение моря, пролива используя план, показывать новые географических объекты на карте, а в конце урока вы сами выделите части Мирового океана в схеме, оцените полученные знания и работу на уроке в виде «Поляны знаний». Откройте дневники и запишите домашнее задание п.24, на контурной карте отметить части Мирового океана.
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан занимает 3/4 поверхности земли. Это единое водное пространство, которое нигде не прерывается и окружает сушу водами морей, океанов и их частей. (Слайд 2) Термин « Мировой океан» ввёл в географию выдающийся русский океанограф – Юлий Михайлович Шокальский (1856 – 1940).
– Вспомните сколько на земле океанов? Какие это океаны?
– Скажите, какая карта нам поможет узнать об океанах и материках?
– Откройте эту карту и перечислите теперь океаны в порядке уменьшения их размеров. (Один ученик называет, другой по желанию показывает океаны на настенной карте). (Слайд 3).

– Сейчас я вам выдам план описания океана, вы по вариантам устно дадите описание одного из предложенных вам океанов, используя карту полушарий, а потом проверим сделанное вами описание (Приложение 1)А как называется водное пространство, которое их соединяет?
– Перечислите известные вам проливы.
– А теперь подумайте и попробуйте дать определение пролива. (Слайд 4)

– Начиная с 14-15 веков шло открытие земель, новых торговых путей – и это время известно как эпоха Великих географических открытий.
– Вспомните, кто был во главе этих экспедиций?
– По каким океанам продвигались корабли первооткрывателей? Среди всех этих океанов один из них носит интересное название. А почему он так назван, и какое открытие было сделано, мы узнаем из сообщения (Путешествие Ф. Магеллана).

– Итак, вы прослушали сообщение, скажите, почему же океан был назван Тихим?
– И с чьим именем это связано?
– Более подробно мы с вами изучим океаны в 7 классе.
– Глядя на карту в атласе, скажите какие проливы, соединяют какие океаны, моря?
– А в честь, каких путешественников они названы? (Слайд 4)

– Сейчас вы по вариантам попробуете дать устную характеристику пролива используя план:

1 вариант – пролив Дрейка,
2 вариант – Берингов пролив,
3 вариант – Магелланов пролив,
4 вариант – Гибралтарский пролив. (Слайд 5)

– А сейчас один учащийся от каждого варианта по плану опишет и покажет на карте у доски свой пролив.
– Итак, давайте с вами повторим.
– Сколько океанов на Земле?
– Назовите их в порядке уменьшения?
– Что соединяет океаны?
– Если проливы соединяют океаны, то, что же их разъединяет? Да суша – материки и острова. А что мы можем назвать материком? Островом? Давайте запишем определение в тетрадь.
– Сколько материков на земле? Перечислите их в порядке уменьшения площади. Покажите их на настенной карте. (Слайд 6)
– Приведите примеры островов. (Слайд 7)

– Давайте отдохнём, поднимите головы и напишите слово суша глазками.

– Кроме материков и островов выделяются архипелаги.
– Найдите на карте и приведите примеры архипелагов и покажите их на карте у доски. (Слайд 8)

– Есть, ребята, часть суши, которая вдаётся в океан – это полуостров. (Слайд 9)
– Приведите примеры полуостровов.
– Сейчас я вам покажу «немые» контуры, а вы мне скажите, что на них изображено. (Приложение 2, рисунки 1-4).

– Мы с вами разобрали 4 части океана. Назовите их?
– Сколько океанов на Земле?
– Что такое пролив?
– Какой океан самый большой и самый маленький?
– Что называют материком?
– Сколько материков на Земле?
– Что такое архипелаг?
– Что называют полуостровом?
– Какой остров самый большой на Земле?

– А сейчас сделаем «динамическую» паузу. Пожалуйста, все встаньте и потянитесь руками вверх к солнцу, теперь представьте, что вы волна и пошевелите руками.
– Молодцы садитесь.

– В пределах каждого океана выделяются моря и заливы. Все вы были на море. Скажите, что мы можем назвать морем? (Слайд 10)
– Моря бывают двух видов. (Слайд 11)
– Посмотрите в атласы и приведите примеры морей: внутренних и окраинных.
– Сейчас вы заполните таблицу, затем вы поменяетесь друг с другом тетрадями, и проверим ваши ответы. (Слайд 12)
– В морях и океанах выделяются заливы. Давайте дадим определение залива. Приведите примеры заливов.
– Мы познакомились ещё с двумя частями океана, какими?
– Что называется морем?
– Какие виды морей выделяются?

– Прежде чем, мы с вами перейдём ко 2 цели нашего урока, покажите мне руками, как расположены параллели и меридианы.

– Сейчас мы должны научиться определять географическое положение моря. Откройте учебники стр. 73 таблица 4. В таблице дан план описания Г.П. моря. Давайте вместе, определим Г.П. Карибского моря. А сейчас пробуйте сами дать определение Г.П. Средиземного моря, а потом проверим его. Откройте контурные карты и отметьте эти два моря на карте. А сейчас послушаем сообщение о самом уникальном море на Земле. (Саргассовом море).

4. Закрепление

Итак, какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? Что мы научились определять? Из каких частей состоит Мировой океан? Заполните, пожалуйста, в тетради схему сами, а затем мы её проверим. (Слайд 13)

5. Заключение

– Мы с вами хорошо потрудились, так давайте теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты?» (Слайд 14). Итак, перед вами на столах лежат три лепестка разного цвета (красного, синего и зелёного). Давайте заполним нашу «Поляну знаний», ведь мы с вами уже это делали. Подходя к доске возьмите лепесток того цвета, на какую оценку по вашему мнению вы сегодня работали и запомнили новый материал. Напомню: красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «удовлетворительно». Какая замечательная получилась у нас «Поляна знаний». Молодцы!

Рельеф дна Мирового океана. Видеоурок. География 6 Класс

С помощью этого видеоурока все желающие смогут получить представление о теме «Рельеф дна Мирового океана». Вы узнаете, как изучают рельеф дна Мирового океана, кто его исследовал, что он из себя представляет. Затем учитель расскажет, как выглядит рельеф дна Мирового океана, скрытого от нас водой.

В древности изучение океана сводилось к тому, что исследовались части океана, острова, некоторые акватории. Было мало сведений о глубинах океана. Первая попытка исследования дна океана и его глубин была совершена Британской экспедицией на судне «Челленджер» в 1872 году. Эта экспедиция дала начало для образования новой науки – океанологии. В дальнейшем был изобретен метод эхолотирования, т.е. изучения глубин с помощью прибора эхолота. Этот прибор отправляет звук на дно океана, он отражается и возвращается обратно. Зная скорость и время, можно вычислить глубину.

Исследование при помощи эхолота

Рис. 1. Исследование при помощи эхолота

Активно стали изучать рельеф дна Мирового океана после Второй мировой войны, именно тогда были сделаны существенные открытия. В исследованиях дна океана приняли участие многие страны. Изучаемые объекты наносились на карту. Большой шаг в изучении дна океана человечество совершило благодаря созданным погружным глубоководным аппаратам. Кроме того, изучение дна Мирового океана проводится с помощью специальных скафандров, глубоководного бурения и снимков из космоса.

Глубоководный аппарат «Мир»

Рис. 2. Глубоководный аппарат «Мир» (Источник) 

Формирование рельефа дна Мирового океана происходит под влиянием внешних и внутренних сил планеты. На дне океана происходят накопление различных веществ, извержения вулканов, землетрясения. Рельеф дна океана довольно разнообразен.

 Основные формы рельефа дна Мирового океана:

1.     Шельф (материковая отмель). Глубина его до 200 метров, это продолжение материка под водой. Шельфовые территории богаты рыбой и многими полезными ископаемыми.

Добыча нефти на шельфе

Рис. 3. Добыча нефти на шельфе

2.     Материковый склон. Он представляет собой «обрыв» материка под водой, здесь резко меняются глубины и крутизна склона.

3.     Глубоководный желоб. Это самые глубоководные части Мирового океана, они представляют собой глубоководные «ущелья» глубиной до 11 000 метров. Самое глубокое место – Марианский желоб (более 11 км).

4.     Ложе океана. Его глубина – от 2500 до 6000 метров. Ложе океана представляет собой «равнину» на дне океана.

5.     Срединно-океанический хребет. Они представляют собой «горы», «хребты» под водой. Длина их может быть до 60 000 км! Срединно-океанические хребты могут подниматься над водой, образуя острова.

Срединно-океанические хребты на карте

Рис. 4. Срединно-океанические хребты на карте (Источник)

6.     Подводные горы. Представляют собой отдельные поднятия под водой на дне океанов.

Формы рельефа дна океана

Рис. 5. Формы рельефа дна океана (Источник)

 

Домашнее задание

Параграф 22.

1.     Перечислите основные части дна Мирового океана.

 

Список литературы

Основная литература

1.     Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2.     География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3.     География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4.     География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2.     Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

1.  Русское Географическое Общество (Источник). 

2.  Geografia.ru (Источник). 

3.  Википедия (Источник). 

Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс

Этап подготовки к уроку

Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.

Оборудование:

Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.

Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве

Задачи урока:

Образовательные

  1. Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”.
  2. Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
  3. Сформировать представление о типах морей

Развивающие

  1. Продолжить развитие умений работать с картой
  2. Продолжить развитие умения работать с контурной картой
  3. Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям

Воспитательные

  1. Продолжить воспитание любви к Родине
  2. Воспитание эстетического вкуса

Этапы урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.

II. Целеполагание (2 мин.)

Учитель: (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.

III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)

Комбинированный опрос.

2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.

С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:

  1. В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).
  2. Приведите примеры каждого состояния.

  3. Что нагревается быстрее: вода или суша?
  4. Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему?
  5. Что такое гидросфера?
  6. Какова роль воды в жизни человека?
  7. Почему морскую воду называют “железной рудой”?

IV. Изучение нового материала (20 мин)

Учитель:

Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)

Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?

Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.

Площадь его около 361 млн. км2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.

Какие океаны Вы знаете?

(Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.

Дадим определение, что называется океаном.

Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.

Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)

Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?

Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.

Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом

Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.

Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.

Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).

Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.

А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?

Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.

А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?

Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).

И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.

Задание:

Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)

Проверим задание.

Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:

Пляшут волны на просторе,

Берегов не видно в …

(море)

Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.

Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?

( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).

(Слайд №4)

Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.

Задание: подпишите на контурной карте названия морей.

(Слайд №5)

Проверим правильность выполнения задания.

(Слайд №6)

Рассмотрим, что называется заливом.

(Слайды №7,8)

Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.

Задание: подписать названия заливов.

(Слайд №9)

Проверим правильность выполнения задания.

(Слайд №10)

Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.

(Слайд №11)

Самый широкий пролив – пролив Дрейка.

(Слайд №12- 14)

Задание: Подписать на контурной карте названия проливов

(Слайд №15)

Проверим правильность выполнения задания.

(Слайд №16)

И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.

Канал — искусственный пролив, созданный людьми.

(Слайд №17)

Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.

А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.

После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:

  1. Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
  2. Что такое солёность и в чем она измеряется?
  3. Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
  4. Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
  5. Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?

V. Закрепление знаний (7 мин.)

Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)

Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).

VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)

Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).

VII. Итоги урока (2 мин.)

Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.

VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)

Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28

Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3

Спасибо за работу

Используемый УМК

  1. Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
  2. Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
  3. Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
  4. Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
  5. Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
  6. Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.

Дополнительная литература

  1. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы/ Методическое пособие с электронным приложением. Серия “Современная школа”. Издательство “Глобус”, 2010 год.

ЦИРКУЛЯЦИЯ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 350-351

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: М. Г. Деев

ЦИРКУЛЯ́ЦИЯ ВОД МИРОВО́ГО ОКЕ­А́НА, еди­ная взаи­мо­свя­зан­ная сис­те­ма не­пре­рыв­ных круп­но­мас­штаб­ных дви­же­ний вод Ми­ро­во­го океа­на. Вклю­ча­ет со­во­куп­ность го­ри­зон­таль­ных и вер­ти­каль­ных пе­ре­ме­ще­ний: океа­ни­че­ские те­че­ния, вер­ти­каль­ные дви­же­ния вод, на ко­то­рые на­кла­ды­ва­ют­ся вол­ны в океа­не, при­ли­вы и от­ли­вы, сгон­но-на­гон­ные яв­ле­ния. Все эти дви­же­ния обу­слов­ле­ны внеш­ни­ми по от­но­ше­нию к Ми­ро­во­му ок. при­чи­на­ми (вет­ра­ми, при­тя­же­ни­ем Лу­ны и Солн­ца и др.), тес­но свя­за­ны с об­щей цир­ку­ля­ци­ей ат­мо­сфе­ры и спо­соб­ст­ву­ют по­сто­ян­но­му об­ме­ну и пе­ре­ме­ши­ва­нию вод океа­нов. Энер­гию для дви­же­ния Ми­ро­вой ок. по­лу­ча­ет в ре­зуль­та­те сво­его взаи­мо­дей­ст­вия с ат­мо­сфе­рой, гл. фак­то­ра­ми, воз­бу­ж­даю­щи­ми его об­щую цир­ку­ля­цию, счи­та­ют кли­ма­тич. фак­то­ры, ко­то­рые под­раз­де­ля­ют на ме­ха­ни­че­ские и тер­мо­ха­лин­ные (см. Тер­мо­ха­лин­ная цир­ку­ля­ция). К ме­ха­нич. фак­то­рам от­но­сят ка­са­тель­ное на­пря­же­ние вет­ра на по­верх­ность океа­на и воз­дей­ст­вие не­рав­но­мер­но рас­пре­де­лён­но­го над океа­ном ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния; к тер­мо­ха­лин­ным – не­рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние по по­верх­но­сти океа­на тем­пе­ра­ту­ры, со­лё­но­сти, осад­ков и ис­па­ре­ния. Ме­ха­нич. фак­то­ры от­но­сят­ся к внеш­ним (они не ме­ня­ют свой­ст­ва во­ды), а тер­мо­ха­лин­ные – к внут­рен­ним: дей­ст­вуя на по­верх­но­сти, они фор­ми­ру­ют ха­рак­те­ри­сти­ки глав­ней­ших вод­ных масс.

Мак­ро­цир­ку­ля­ци­он­ные сис­те­мы фор­ми­ру­ют­ся в мес­тах рас­по­ло­же­ния осн. цен­тров дей­ст­вия ат­мо­сфе­ры и име­ют близ­кие к ним го­ри­зон­таль­ные мас­шта­бы (до 5 тыс. км по ме­ри­диа­нам и до 15 тыс. км по па­рал­ле­лям). Ус­та­но­вив­шая­ся струк­ту­ра круп­ных океа­ни­че­ских те­че­ний, ох­ва­ты­ваю­щая весь Ми­ро­вой ок., со­сто­ит из са­мо­сто­ят. кру­го­во­ро­тов в ка­ж­дом из океа­нов, но пред­став­ля­ет еди­ную ди­на­мич. сис­те­му, ста­цио­нар­ную в мно­го­лет­нем пла­не. Мгно­вен­ная кар­ти­на об­щей Ц. в. М. о. ма­ло от­ли­ча­ет­ся от сред­ней мно­го­лет­ней схе­мы цир­ку­ля­ции, а вре­мен­ной мас­штаб про­ис­хо­дя­щих из­ме­не­ний на­столь­ко ве­лик, что на про­тя­же­нии че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции её мож­но счи­тать ста­цио­нар­ной. В про­стран­ст­вен­ном мас­шта­бе цир­ку­ля­ци­он­ные дви­же­ния ог­ра­ни­че­ны толь­ко бе­ре­га­ми океа­нов и оце­ни­ва­ют­ся ты­ся­ча­ми ки­ло­мет­ров, а ге­не­раль­ная схе­ма Ц. в. М. о. от по­верх­но­сти до ниж­ней гра­ницы глав­но­го тер­мо­кли­на (глу­би­на ок. 1,5 км) от­ра­жа­ет чер­ты осн. те­че­ний на по­верх­но­сти и оп­ре­де­ля­ет­ся пре­им. гос­под­ствую­щи­ми вет­ра­ми, осу­ще­ст­в­ляя пе­ре­нос ве­ще­ст­ва и энер­гии как в ши­рот­ном, так и в ме­ри­дио­наль­ном на­прав­ле­нии. Гл. эле­мен­ты сис­те­мы цир­ку­ля­ции: те­че­ния зо­наль­ные и ме­ри­дио­наль­ные, ци­кло­нич. и ан­ти­ци­кло­нич., по­гра­нич­ные, раз­де­ляю­щие их океа­но­ло­гич. фрон­ты и об­лас­ти ди­вер­ген­ции и кон­вер­ген­ции. Ниж­ние слои то­же не на­хо­дят­ся в по­кое. Дви­же­ние их вы­зва­но от­час­ти дви­же­ни­ем верх­не­го слоя вод, а от­час­ти – раз­ли­чия­ми темп-ры и со­лё­но­сти.

Цир­ку­ля­цию вод океа­на воз­бу­ж­да­ет вра­ще­ние Зем­ли во­круг сво­ей оси и обу­слов­лен­ная этим вра­ще­ни­ем Ко­рио­ли­са си­ла, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой поч­ти ка­ж­дое круп­ное те­че­ние пред­став­ля­ет со­бой часть к.-л. океа­нич. кру­го­во­ро­та. (Кар­ту по­сто­ян­ных те­че­ний см. к ст. Оке­ан.) По обе сто­ро­ны эк­ва­то­ра гл. кру­го­во­ро­ты но­сят ан­ти­ци­кло­нич. ха­рак­тер, т. е. в Сев. по­лу­ша­рии вра­ща­ют­ся по ча­со­вой стрел­ке, а в Юж­ном – про­тив. Ещё один ги­гант­ский кру­го­во­рот на­хо­дит­ся на юге Юж. по­лу­ша­рия, это Ан­тарк­ти­че­ское цир­кум­по­ляр­ное те­че­ние (АЦТ), во­ды ко­то­ро­го дви­жут­ся с за­па­да на вос­ток во­круг бе­ре­гов Ан­тарк­ти­ды и слу­жат при­род­ной гра­ни­цей Юж­но­го океа­на. В низ­ких ши­ро­тах трёх океа­нов рас­по­ло­же­ны по­сто­ян­ные пас­сат­ные те­че­ния, на­прав­лен­ные с вос­то­ка на за­пад, ме­ж­ду гл. кру­го­во­ро­та­ми в эк­ва­то­ри­аль­ной по­ло­се с за­па­да на вос­ток на­прав­ле­ны ком­пен­са­ци­он­ные Меж­пас­сат­ные про­ти­во­те­че­ния.

Сис­те­ма те­че­ний Ат­лан­ти­че­ско­го ок. в осн. чер­тах пред­став­ле­на дву­мя круп­ны­ми кру­го­во­ро­та­ми. Из них сев. кру­го­во­рот вра­ща­ет­ся по ча­со­вой стрел­ке и скла­ды­ва­ет­ся из те­че­ний: Гольф­ст­рим, Се­ве­ро-Ат­лан­ти­че­ское, Ка­нар­ское те­че­ние, Се­вер­ное Пас­сат­ное и Ан­тиль­ское те­че­ние, сли­ваю­щее­ся с Гольф­ст­ри­мом. В юж. кру­го­во­ро­те (про­тив ча­со­вой стрел­ки) объ­е­ди­не­ны те­че­ния Юж­ное Пас­сат­ное, Бра­зиль­ское те­че­ние, ат­лан­тич. зве­но АЦТ и Бен­гель­ское те­че­ние. В Ин­дий­ском ок. сев. часть на­хо­дит­ся под влия­ни­ем мус­сон­ной ат­мо­сфер­ной цир­ку­ля­ции и роль пас­сат­но­го те­че­ния (зи­мой Сев. по­лу­ша­рия) вы­пол­ня­ет Мус­сон­ное те­че­ние (см. Мус­сон­ные те­че­ния), на­прав­лен­ное с вос­то­ка на за­пад. Юж. ан­ти­ци­кло­нич. кру­го­во­рот об­ра­зу­ют те­че­ния: Юж. Пас­сат­ное, Мо­зам­бик­ское те­че­ние, Иголь­но­го мы­са те­че­ние, ин­до­оке­ан­ское зве­но АЦТ и За­пад­но-Ав­ст­ра­лий­ское. В Ти­хом ок. сев. кру­го­во­рот (по ча­со­вой стрел­ке) со­став­ля­ют те­че­ния: Ку­ро­сио, Се­ве­ро-Ти­хо­оке­ан­ское, Ка­ли­фор­ний­ское те­че­ние и Сев. Пас­сат­ное. Юж. кру­го­во­рот (про­тив ча­со­вой стрел­ки) об­ра­зу­ют те­че­ния Юж. Пас­сат­ное, Вос­точ­но-Ав­ст­ра­лий­ское, ти­хо­оке­ан­ское зве­но АЦТ и Пе­ру­ан­ское те­че­ние.

Од­на­ко ре­аль­ная кар­ти­на те­че­ний зна­чи­тель­но слож­нее при­ве­дён­ной вы­ше. Пре­ж­де все­го дви­же­ние во­ды в океа­не не­од­но­род­но по всей тол­ще во­ды: на раз­ных го­ри­зон­тах мо­гут на­блю­дать­ся раз­ные ско­ро­сти и на­прав­ле­ния дви­же­ния. Су­ще­ст­ву­ют, напр., глу­бин­ное про­ти­во­те­че­ние под Гольф­ст­ри­мом вдоль ма­те­ри­ко­во­го скло­на Сев. Аме­ри­ки на го­ри­зон­тах ок. 2000–3000 м; эк­ва­то­ри­аль­ное под­по­верх­но­ст­ное про­ти­во­те­че­ние, про­хо­дя­щее уз­кой стру­ёй, на­прав­лен­ной на вос­ток, в плос­ко­сти эк­ва­то­ра, за­хва­ты­вая по 1–2° ши­ро­ты к се­ве­ру и к югу на го­ри­зон­тах от 20–30 до 150–200 м со стреж­нем очень боль­шой ско­ро­сти на го­ри­зон­те ок. 75 м; во­круг этой струи во­да те­чёт на за­пад. По­ток за­ро­ж­да­ет­ся у зап. бе­ре­гов океа­нов, ку­да пас­сат­ные те­че­ния при­но­сят мно­го во­ды. Про­ти­во­те­че­ние уно­сит часть из­быт­ка во­ды, а ос­тав­шая­ся его часть ухо­дит с по­верх­но­ст­ны­ми те­че­ния­ми от эк­ва­то­ра на се­вер и на юг. Во мно­гих рай­онах океа­нов на­блю­да­ют­ся по­то­ки бо­лее хо­лод­ных и бо­лее тё­п­лых, оп­рес­нён­ных или осо­ло­нён­ных вод. У зап. ок­ра­ин океа­нов у ин­тен­сив­ных струй­ных по­гра­нич­ных те­че­ний об­на­ру­же­ны под­виж­ные ме­ан­д­ры, ко­то­рые ино­гда от­де­ля­ют­ся от осн. по­то­ка в ви­де вих­рей (рин­гов) и су­ще­ст­ву­ют са­мо­стоя­тель­но до­воль­но дли­тель­ное вре­мя (ме­ся­цы, ре­же го­ды). Кро­ме то­го, су­ще­ст­ву­ют вих­ри то­по­ген­ные, соз­дан­ные не­ров­но­стя­ми дна, и си­ноп­ти­че­ские, ти­па ат­мосфер­ных. Вих­ри рас­про­стра­не­ны по все­му океа­ну, но ча­ще встре­ча­ют­ся в рай­о­нах мощ­ных струй­ных те­че­ний (Гольф­ст­рим, Ку­ро­сио, Иголь­но­го мы­са), пе­ре­ме­ща­ют­ся со ско­ро­стя­ми неск. км/сут, ско­ро­сти ор­би­таль­ных дви­же­ний из­ме­ря­ют­ся де­сят­ка­ми см/с. Они иг­ра­ют важ­ную роль в пе­ре­но­се масс во­ды, те­п­ло­ты и со­лей.

Океанское дно — Википедия

График, показывающий колебания глубин океана

Океани́ческое дно — поверхность литосферной плиты, которая покрыта водами Мирового океана.

Подводный рельеф не менее разнообразен, чем рельеф материков. Здесь имеются хребты, расселины и долины. Основные части дна — шельф, материковый склон, ложе океана, глубоководные желоба, срединно-океанические хребты, подводные котловины, океанические плато.

Подводная окраина материка состоит из шельфа (отмели), материкового склона и материкового подножья.

Платформа, окаймляющая континенты и называемая материковой отмелью, или шельфом, довольно неровная. На внешней стороне шельфа обычны скальные выступы; средняя глубина внешнего края (бровки) шельфа составляет около 130 метров. На формирование рельефа шельфа существенное влияние оказало всемирное оледенение. В эту эпоху на суше образовались ледяные массы, а уровень океана понизился. Таким образом в нынешних участках шельфа образовались дельты рек — особенности рельефа, сохранившиеся после того, как шельф снова покрылся водой. Также в ледниковый период на границах материков образовались абразионные платформы. На участках шельфа, бывших сушей в ледниковую эпоху, археологи находят предметы человеческого быта и кости мамонтов. На берегах, которые были подвергнуты обледенению, в шельфе за счёт движения ледников образовались углубления: впадины и отроги (ложбины). Подобные углубления имеются у берегов штата Мэн, вдоль береговой линии Норвегии, Аляски, в южной части берега Чили, в заливе Святого Лаврентия.

Говоря о материковом склоне, можно отметить следующие особенности: во-первых, он обычно образует четкую и хорошо выраженную границу с шельфом, во-вторых, почти всегда его пересекают глубокие подводные каньоны. У нижней границы склона в Атлантическом и Индийском океанах располагается поверхность, получившая название материкового подножья. По периферии Тихого океана материковое подножье обычно отсутствует.

Граница между шельфом и материковым склоном (бровка), как правило, чёткая. Угол наклона материкового склона в среднем равен 4°. Однако, в некоторых местах склон может быть очень крутым. Склон обычно имеет ступенчатый профиль — уступы чередуются с горизонтальными ступенями. Материковый склон, как правило, пересечён подводными каньонами. Каньоны имеют глубину 300 м и более. Самый глубокий каньон — Большой Багамский. Его глубина — 5 км. Полагают, что ступенчатый профиль склона и подводные каньоны образовались в результате тектонического движения.

Материковое подножье, занимающее промежуточное положение между материковым склоном и ложем океана, имеет холмистый рельеф. Глубина подножья — от 3,5 км. В нём имеются скопления осадочных пород, образованные мутьевыми потоками и оползнями.

Океаническое ложе

Океаническое ложе имеет глубину от 3,5 до 6 км. Его рельеф плоский или холмистый. В типичном случае состоит из фундамента, который образован в верхней части базальтами, и чехла глубоководных осадков, представленных красными глубоководными глинами, известняковым биогенным илом.

Также имеются подводные горы, некоторые вулканического происхождения.

Острова, горы и срединно-океанические хребты[править | править код]

Подводные океанические горы вулканического происхождения, которые в результате волновой абразии имеют срезанную вершину, называют гайотами. Вершины гайотов расположены на глубине от 1—2 км до нескольких метров от поверхности океана. В тропической зоне на вершинах океанических гор могут образовываться атоллы. Горы могут возвышаться над поверхностью и образовывать вулканические острова.

Срединно-океанические хребты имеют протяжённость более 60 000 км. Хребты отмечены поперечными разломами. Срединно-океанические хребты представляют собой горные образования шириной в несколько сотен километров и высотой около 2—3 км. Они состоят из нескольких параллельных горных гряд. Их склоны опускаются к ложу океана широкими ступенями. В самой высокой центральной части вдоль гребней тело хребта прорезают так называемые рифтовые ущелья. Рифтовые ущелья и рифтовые зоны в геологическом отношении необычайно интересны: здесь высока сейсмическая активность и каждый день бывает до 100 землетрясений. Также сильно развита и вулканическая активность. В стенках рифтовoого ущелья и на гребнях прилегающих к нему рифтовых гряд обнажаются глубинные породы Земли.

Ещё одна разновидность подводных хребтов — вулканические хребты. Они состоят из цепочек подводных вулканов.

На ложе океанов встречаются и так называемые валы — широкие массивные поднятия с сильно пологими склонами. Система валов делит ложе Тихого океана на несколько крупных котловин: Северо-Западную, Северо-Восточную, Марианскую, Центральную, Южную, Беллинсгаузена, Чилийскую, Панамскую. Есть ещё одна особенность строения океанского ложа — так называемые зоны разломов. Это узкие и необычайно длинные полосы сложно раздробленного дна; то крутые сбросовые уступы, то гребни и желоба, то просто сложный расчлененный рельеф.

Вершины некоторых гор и хребтов выступают выше уровня моря, образовывая океанические острова (Гавайи, остров Пасхи, Остров Святой Елены, Азорские острова), другие увенчаны коралловыми сооружениями (коралловые атоллы).

От оси срединно-океанических хребтов в стороны котловин дно постепенно снижается от 2500 — 3000 до 5500 — 6000 метров. Резко расчленённый рельеф хребтов изменяется плоской поверхностью абиссальных котловин. Мощность осадочного чехла возрастает от нулевой у оси хребтов до 600—1000 метров в центре котловин, а возраст подошвы осадков становится все более древним, вплоть до верхнего юрского периода. Базальтовый фундамент наращивается за счёт выливания лавы в узких осевых зонах срединно-океанических хребтов. Осадочные материалы постепенно засыпают неровности и сглаживают рельеф.

На больших пространствах абиссальных котловин распространены железомарганцевые конкреции. Вдоль окраин некоторых континентов (Африка, Южная Америка) формируются фосфориты. Вдоль оси срединно-океанических хребтов, параллельно с появлениями базальтов, наблюдается интенсивная гидротермальная активность, с которой связанные отложения сульфидных руд в базальтовом пласте. Происходит вынесение полезных компонентов в морскую воду с дальнейшим отложением их в виде металлоносных осадков во впадинах близ срединно-океанических хребтов (впадина Бауэрса в Тихом океане).

Каньоны, врезанные в морское дно на 300 метров и более, обычно отличаются крутыми бортами, узким днищем и извилистостью. Самый глубокий из известных подводных каньонов — Большой Багамский — врезан почти на 5 км. Несмотря на схожесть с одноименными образованиями на суше, подводные каньоны в своем большинстве не являются древними речными долинами, погруженными ниже уровня океана.

Глубоководные желоба имеют глубину 7—11 км. Их особенно много в Тихом океане. Здесь находится самый глубокий Марианский жёлоб (11 км). Имеются глубоководные желоба и в Индийском, и в Атлантическом океанах. Глубоководные желоба образуются в результате поддвига океанической коры под континентальную.

В глубоководных желобах ложе океана резко сгибается и опускается к глубинам в 8000 — 10 000 метров, а местами и ещё глубже. Со стороны океана глубоководные желоба сопровождаются краевыми валами высотой до 500 метров, осложнённые линейными вулканическими хребтами и многочисленными подводными горами. Большинство из них имеет вулканическое происхождение и возникло вследствие подводных извержений.

Многое стало известно о рельефе глубоководных частей океанического дна в результате широкомасштабных исследований, развернувшихся после Второй мировой войны. Наибольшие глубины приурочены к глубоководным желобам Тихого океана. Самая глубокая точка — пучина Челленджера — находится в пределах Марианской впадины на юго-западе Тихого океана.

Для исследования дна используются суда, использующие грейферы, гидролокатор и сейсмические методы, или специальные подводные лодки, батискафы. Большая часть работы океанографов осуществляется с поверхности воды, например, гидроакустические измерения.

Проводится также подводное бурение океанского дна, в результате которого получают колонки осадочных пород, свидетельствующие о климате, растительном и животном мире древних эпох. Стараются получить как можно более длинную колонку, потому что тогда будет охвачен более длительный период истории. Так, в 1956 году во время 2-й САЭ с борта дизель-электрохода «Обь» производилось подводное бурение в приантарктических морях, и одна из колонок получилась длиной 14,5 метра (скорость осадконакопления — около 1 см за 1000 лет).[1].

Лишь небольшая часть морского дна находится в зоне светового потока, где растения освещаются достаточным количеством солнечного света для фотосинтеза. Эта эвфотическая зона ограничивается внутренними морями и районами, расположенными вдоль побережья. Совокупность гидробионтов — водных организмов, обитающих на поверхности грунта и в толще грунта дна океана, называется бентосом.

  1. Живаго А. В., Лисицын А. П. В глубинах антарктических морей // За тайнами Нептуна : Книга. — М.: Мысль, 1976. — С. 207—214.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск