Общие принципы построения вопросительных предложений в английском языке
Сегодня рассмотрим общие принципы построения вопросительных предложений в английском языке.
На самом деле, эта тема назрела не случайно. Составление вопросительных предложений на английском вызывает немалое количество трудностей как у взрослых, так и у детей. Причем ошибки допускают не только начинающие.
Умение задавать вопросы является важнейшим навыком с точки зрения коммуникации. Ведь вся коммуникация строится на принципе – «вопрос-ответ». Невозможно общаться на любом языке, не умея задавать вопросы собеседнику.
В этой статье я собрала основные принципы построения вопросительных предложений. Статья будет носить обзорный характер без упора на конкретную грамматику с точки зрения времен и типов вопросов.
Порядок слов в английском языке
Порядок слов в английском предложении прямой. Общая схема утвердительного предложения такова:
- Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение
Например, I speak English. Самое простое предложение, которое полностью отвечает этому порядку.
Обстоятельство зачастую ставится либо в начале, либо выносится в конец предложения.
Например, I speak English well. Я хорошо говорю по-английски. Обстоятельство, выраженное наречием, стоит в конце предложения.
Или, Last week we visited our aunt. На прошлой неделе мы навестили нашу тетю. Обстоятельство вынесено на первое место. Его также спокойно можно передвинуть и в конец предложения.
Что касается вопросительных предложений, для английского языка при построении вопроса характерна инверсия.
Схемы построения вопросительных предложений в английском языке
Все вопросительные предложения на английском языке строятся более или менее одинаково вне зависимости от грамматического времени.
Я не беру во внимание некоторые нюансы разговорного языка, некоторые типы вопросительных слов, модальные глаголы, наречия частотности и разделительный вопрос, приведу лишь общую схему с примерами:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вопросительное слово (если таковое имеется) | Вспомогательный глагол
| Подлежащее (существительное или местоимение) | Смысловой глагол (в нужной форме) | Остальные члены предложения (прямое дополнение, обстоятельство) |
Where | do | you | go | every day? |
When | did | you | meet | them? |
Have | you | eaten | your lunch? | |
Why | are | you | running | today? |
Does | she | speak | English? | |
Are | your children | going | to the cinema today? |
Как вы можете увидеть, мы собираем вопрос как конструктор по четкой схеме.
Данная схема актуальна для двух типов вопросительных конструкций. Это так называемые ASI и QUASI:
- ASI расшифровывается как – «auxiliary (вспомогательный глагол), subject (подлежащее), infinitive (инфинитив)».
- QUASI – «question word (вопросительное слово), auxiliary (вспомогательный глагол), subject (подлежащее), infinitive (инфинитив)».
Однако последняя составляющая – инфинитив – актуальна только для вопросов в Present Simple и Past Simple.
При употреблении других времен мы вместо инфинитива без частицы to используем нужную форму смыслового глагола. Чаще всего это либо глагол с окончанием –ing, либо третья форма глагола.
Если вы запомните эти две схемы, вы без труда будете задавать вопросы на английском языке.
Если вопросительного слова нет, мы начинаем вопрос с вспомогательного глагола. Остальной порядок не меняется.
Схема вопросительного предложения с глаголом to be
Как мы знаем, невозможно построить английское предложение без глагола-сказуемого. В случае если в предложении отсутствует глагол, мы употребляем глагол to be в нужной форме.
- Например, She is beautiful. Она красивая.
В русском языке сказуемое опускается. В английском языке мы ставим форму is глагола to be. Дословно – она есть красивая.
Как же составить вопрос в этом случае? Очень просто.
Инверсия в вопросе никуда не девается, поэтому в данном случае за неимением вспомогательного глагола, который глаголу to be не требуется, мы выносим его на первое место. По сути мы просто меняем местами подлежащее и сказуемое:
- Is she beautiful? – Она красивая?
- Was he young? – Он был молод?
Во втором случае употреблена форма Past Simple. Обратите внимание, что и в русском языке в прошедшем времени мы данную форму употребляем – «был».
Таким образом, схема с глаголом to be выглядит так:
1 | 2 | 3 | 4 |
Вопросительное слово (если имеется) | Глагол to be в нужной форме (am, is, are, was, were) | Подлежащее | Остальные члены предложения |
Were | they | at the hospital yesterday? | |
Is | your friend | rich? | |
Am | I | a teacher? | |
Where | are | you? | |
Where | was | her brother | yesterday? |
Опять же, если вопросительного слова нет, мы его попросту не употребляем.
Принципы построения вопросительных предложений в английском языке
А теперь, вооружившись вышеупомянутой информацией, выделим общие принципы построения вопросительных предложений в английском языке:
- Самый главный принцип — вопросительное предложение в английском языке не может начинаться с подлежащего (существительного, местоимения). Оно начинается с какого-либо глагола – вспомогательного, to be, модального. Зависит от предложения. Но только не с существительного. Как только захотели задать вопрос, вспоминаем об инверсии.
- Если в предложении есть смысловой глагол, мы строим вопрос как в первой схеме, используя вспомогательный глагол согласно нужному времени (do, does, did, have, has и т.д).
- Если предложение строится с глаголом to be (нет другого смыслового глагола, или в русском предложении вообще отсутствует глагол), используем вторую схему без вспомогательного глагола. Просто меняем местами подлежащее и сказуемое.
- Если в вопросе отсутствует вопросительное слово или дополнительные члены предложения (дополнения и обстоятельства), мы их просто не используем, при этом порядок слов сохраняется по схеме.
Пример для начинающих
Если вам поначалу сложно, вы можете строить предложения, отталкиваясь от утвердительной формы.
Например, вы хотите спросить – Она любит собак?
Поставим сначала предложение в утвердительную форму:
- She likes dogs. Она любит собак.
Для того чтобы задать вопрос: «Она любит собак?» рассуждаем таким образом:
- В предложении есть глагол – любить, нравиться – like. Значит нам нужна схема с вспомогательным глаголом.
- Определили время – Present Simple. А значит, нам нужно выбрать между вспомогательными глаголами do или does . В данном случае does для третьего лица единственного числа.
- Вопросительного слова нет. Значит, начинаем предложение с does.
- Далее ставим подлежащее, следом сказуемое и дополнение — все по схеме.
- Собираем по схеме и получаем – Does she like dogs?
Легко и просто, если запомнить схему и основные принципы. Со временем вы доведете данный процесс до автоматизма.
Вопросительные предложения в английском языке
Всем привет. Вы попали на урок грамматики английского языка. И раз уже вы здесь, то к концу статьи вы точно сможете разобраться с сегодняшней темой. А тема урока — вопросительные предложения в английском языке. В этой статье мы расскажем, какие типы вопросов бывают, как они строятся, и как на них отвечать.
Содержание статьи:
Типы вопросительных предложений
Эта тема актуальна для студентов любого уровня владения языком, потому что допущение ошибок возможно даже на более высоком уровне, когда дело доходит до построение вопросов в английском языке. Путают порядок слов, пропускают вспомогательные глаголы, используют неправильную интонацию. Наша миссия — предотвратить появление таких ошибок. Can we start?
Первое, что нужно знать о вопросах в английском — это то, что они отличаются от структуры утвердительных предложений. Мы обычно (но не всегда!) задаем вопросы в английском языке, изменяя порядок слов: помещаем на первое место вспомогательный глагол перед подлежащим. Другой (основной) глагол ставится после подлежащего. На картинке порядок слов в английском вопросе выглядит так:
Вопросительные предложения делятся на четыре типа:
- Общий вопрос (general question). Этот вопрос мы задаем, когда хотим узнать общую информацию. Мы можем ответить на него одним словом «да» или «нет».
- Разделительный вопрос (tag question). Здесь утверждение уже заложено в вопросе, а отвечающий может лишь ответить, так ли это. Обычно заканчивается формулировкой по типу «isn’t it?» («не так ли?»).
- Альтернативный вопрос (alternative question). Из нескольких предложенных вариантов предлагается выбрать один.
- Специальный вопрос (special question). Такие вопросы нам нужны для того, чтобы узнать определенную, конкретную информацию, которая нас интересует. У спрашивающего нет предположений касательно ответа, и на вопрос нельзя ответить «да» или «нет».
- Вопрос к подлежащему (question to subject). Сказуемое нам известно, а вопрос мы задаем, чтобы узнать, кто выполняет действие.
Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим вопросительные предложения в таблице с примерами
Тип вопроса | Формула | Характеристика | Пример вопроса | Пример ответа |
General question | Do/does/is/can… + subject + V…? | Можно ответить «да» или «нет» | Do you like oranges? Will she go with us? | Yes, I do. No, she will not. |
Tag question | Subject + V… + Isn’t it?/aren’t you?… | Можно согласиться или не согласиться с утверждением | You like oranges, don’t you? She will go with us, won’t she? | Yes, I do. No, she will not. |
Alternative question | Do/does/is/can… + subject + V + 1st object or 2nd object? | Можно выбрать один вариант из нескольких | Do you like oranges or bananas? Will she go with us or with them? | I like oranges. She will go with them. |
Special question | What/when/where… + is/do/did/will… + subject + V…? | Можно дать полный ответ | What fruit do you like? Where will she go? | I like oranges. She will go with them. |
Question to subject | Who/what + is/do/did/will… + V…? | Можно дать полный ответ, относящийся к подлежащему | Who likes bananas? Who will go with us? | She likes bananas. He will go with us |
*V – глагол, сказуемое
*Subject – подлежащее
Это общая картина. Теперь давайте подробнее остановимся на каждом из типов вопросительных предложений.
Пройдите тему в онлайн тренажере:
General question
Самый простой способ построить общий вопрос – простая инверсия. Берем утверждение и по правилам построения вопроса меняем местами подлежащие и сказуемое.
Kim is a doctor. – Is Kim a doctor?
Julie will study German. – Will Julie study German?
Ducks can fly. – Can ducks fly?
В примерах выше к глаголам не приходилось ничего добавлять. Но иногда нужно добавить вспомогательный глагол. Например:
I like oranges. – Do you like oranges? – Ты любишь апельсины?
He tried to enter Oxford University. – Did he try to enter Oxford University? – Пытался ли он поступить в Оксфорд?
Tom likes swimming in the sea. – Does Tom like swimming in the sea? – Любит ли Том плавать в море?
She goes to work everyday. – Does she go to work everyday? – Она ходит на работу каждый день?
В остальном проблем возникнуть не должно. Главное — знать основные правила грамматики. Поэтому давайте перейдем к следующему типу.
Tag question
Здесь все еще проще. Не нужно даже ничего менять местами. Просто берем утверждение и в конце добавляем «не так ли?». Прямо как в русском языке. Вопросительная часть зависит от утвердительной. Если в начале использовалось is, то в конце будет isn’t, и так далее. Например:
Kim is a doctor, isn’t he? – Ким — доктор, так ведь?
Julie will study German, won’t she? – Джули будет изучать немецкий, ведь будет?
Ducks can fly, can’t they? – Утки умеют летать, правда?
I am your friend, aren’t I? – Я же твой друг, не так ли?
He isn’t your brother, is he? – Он не твой брат, да?
They aren’t at home now, are they? – Они сейчас не дома, правда?
Your friend worked in IT, didn’t he? – Твой друг работал в сфере IT, не так ли?
You used to get up at 5 a.m., didn’t you? – Ты вставал раньше в 5 утра, да?
То есть мы как бы почти уверены в своем утверждении, но хотим удостовериться. «Утки ведь летают, разве нет?».
Alternative question
Строится почти по тем же правилам, что и общий вопрос. Отличие лишь в том, что в конце вместо одного варианта предлагается несколько.
Is Kim a doctor or a teacher? Ким – доктор или учитель?
Will Julie study German of French? – Джули будет изучать немецкий или французский?
Will they go to the park or to the cinema? – Они пойдут в парк или в кино?
Did you buy apples or pears? – Ты купил яблок или груш?
Does he work or study? – Он работает или учится?
Соответственно, в ответе уже нельзя просто сказать «да» или «нет», а нужно выбрать один из вариантов.
Вы могли обратить внимание, что наш любимый пример с утками отпал. Потому что не всегда несколько вариантов будут формировать альтернативный вопрос. Например: «Умеют ли утки летать или нет?». Здесь два варианта, но это общий вопрос, потому что можно ответить «да» или «нет». Или «Умеют ли утки летать или плавать?». Это тоже не alternative question, поскольку не обязателен выбор одного варианта (они могут уметь и то, и другое, и мы не предлагаем выбрать, а лишь совмещаем два вопроса в один).
Special question
В специальном вопросе используется вопросительные слова. Это what (что), where (где), when, whose (чей), (когда), how (как), why (почему), и так далее. Вопросительное слово ставится в начале предложение, за ним идет глагол (или вспомогательный глагол), подлежащие – и дальше остальное предложение. Например:
What is Kim’s profession? – Кем работает Ким?
When will Julie study German? – Когда Джули будет изучать немецкий?
Why do ducks fly? – Почему утки летают?
What are you cooking? – Что ты готовишь?
What do you want to eat? – Что ты хочешь съесть?
When did you leave the house? – Когда ты ушел из дома?
Отвечать на такой вопрос нужно полным утверждением. Например: Kim is a doctor. Если хотите углубиться в эту тему, у нас про них есть отдельная статья про специальные вопросительные предложения на английском.
Question to subject
Все то же самое, что со специальным вопросом, но теперь вопрос относится не к сказуемому, а к подлежащему.
Who is Kim? – Кто такой ким?
Who will study German? – Кто будет учить немецкий?
Who can fly? – Кто умеет летать?
Who went to the supermarket? – Кто ходил в супермаркет?
Who are you? – Кто ты?
What happened to your friend? – Что случилось с твоим другом?
Who did that? – Кто это сделал?
Отвечаем так же, как на специальный вопрос, но уже называем подлежащее. Кто это сделал? — Он это сделал!.
Заключение
Как вы успели заменить, в том, чтобы задать вопрос и узнать интересующую информации, нет ничего сложного. Мы надеемся, что эта статья поможет вам разобраться со всеми тонкостями и нюансами. Учите английский, будьте любознательными и правильно задавайте английские вопросы собеседникам. Потому что не знать — не стыдно. Стыдно не хотеть узнать!
EnglishDom #вдохновляемвыучить
заявка отправляется
Пожалуйста, подожди…
Занимайся английским бесплатно
в онлайн-тренажере
Вопросительные предложения в английском языке
Вопросительные предложения в английском языке внешне очень отличаются от привычных нам. В знакомых нам русском, украинском языках вопрос от утверждения часто отличить можно, только обратив внимание на интонацию собеседника (или с помощью пунктуации на письме).
Мы идём сегодня в кино. – Мы идём сегодня в кино?
Для английского языка такого выделения недостаточно, основная смысловая нагрузка здесь ложится на порядок слов. Формулирование вопроса здесь требует изменения прямого порядка слов и использования вспомогательных глаголов.
Как правило, грамматика английского языка выделяют 5 типов вопросов в английском.
Общий вопрос
Структура общего вопроса является основой практически для всех других типов, поэтому её понимание крайне важно для дальнейшего освоения языка. Задавая общий вопрос, говорящий хочет получить подтверждение или отрицание какого-то факта, а ответом на него всегда служат слова «да» или «нет»:
Do you like this cake? – Yes, I do / No, I don’t
(Тебе нравится этот торт? – Да, мне нравится /Нет, не нравится).
Схема построения вопросительного предложения выглядит так:
Вспомагательный глагол — Подлежащее (Кто? Что?) — Сказуемое (Что делает?)
Для лучшего понимания вспомним вспомогательные глаголы английских времён на примерах:
- Do you go to the cinema every week? — (Ты ходишь в кино каждую неделю?).
- Does she go to the cinema every week? — (Она ходит в кино каждую неделю?).
- Are you listening to me now? (Ты меня сейчас слушаешь?).
- You are listening to me now (Ты сейчас меня слушаешь) – когда в предложении присутствует глагол to be, дополнительный вспомогательный глагол не требуется.
- Has she already read this book? (Она уже прочитала эту книгу?).
- She has already read this book (Она уже прочитала эту книгу) – во временах группы perfect вспомогательным глаголом становится have/has/had, переходящий на первую позицию.
- Have you been waiting for this all your life? (Ты ждал этого всю свою жизнь?). You have been waiting for this all your life (Ты ждал этого всю свою жизнь) – обратите внимание, что been остаётся в вопросе на прежнем месте.
- Did he see her yesterday? (Ты видел её вчера?). He saw her yesterday (Он видел её вчера) – обратите внимание, что в вопросе сказуемое меняет форму с прошедшего времени на инфинитив.
- Were you playing piano the whole day yesterday? (Ты вчера играл на пианино весь день?). Принцип построения тот же, что и в PresentContinuous.
- Had he repaired the car before you came? (Он починил машину до того, как ты пришёл?). Принцип построения тот же, что и в PresentPerfect.
- Had she been drawing this painting the whole day before you called? (Она рисовала картину целый день до того, как ты позвонил?). Принцип аналогичный с Present Perfect Continuous.
- Will they come home tomorrow? (Они придут домой завтра?).
- Will you be watching TV the whole evening? (Ты будешь смотреть телевизор целый вечер?).
- Will we have done this by Tuesday? (Ты сделаешь это до вторника?).
- Will you have been living in this house for 10 years next week? (На следующей неделе будет 10 лет с тех пор, как ты живёшь в этом доме?).
- Помните, что предложениях с подлежащим в третьем лице единственного числа (he, she, it) на первую позицию выходит does, при этом окончание –s у сказуемого исчезает:
Для форм Future in the Past в качестве вспомогательного глагола выступает would. В предложениях с модальными глаголами они выступают в функции вспомогательного:
I may take your book – May I take your book?
(Я могу взять твою книгу – Могу ли я взять твою книгу?).
Ответ на общий вопрос строится по такой схеме:
Yes/no — Подлежащее — Вспомагательный глагол (при отрицании добавляется «not»)
Does she go to school every weekday? – Yes, she does/No, she doesn’t –
Она ходит в школу каждый будний день? – Да, она ходит / Нет, она не ходит.
Специальный вопрос
Данный тип вопросов используется, когда нам нужно узнать более конкретную информацию о предмете или событии. Он строится как общий вопрос, перед которым ставят вопросительное слово. Вопросительные слова в английском языке следующие: what, when, where, which, why, who, how.
Важным моментом здесь является то, что необходимо упускать из первоначального предложения информацию, о которой вы спрашиваете:
I will go to the theatre tomorrow – Where will you go tomorrow? –
Я пойду завтра в театр – Куда ты завтра пойдёшь?
I bought him a book – What did you buy? –
Я купил ему книгу – Что ты купил?
Прямой вопрос (вопрос к подлежащему)
Не все вопросительные слова на английском языке однозначно указывают на то, что перед нами специальный вопрос. Существует особая категория прямых вопросов, в которых мы не используем инверсию (непрямой порядок слов) и вспомогательные глаголы. Эти вопросы всегда начинаются со слов «who» или «what» (для неодушевлённых), за которым следует обычный прямой порядок слов. Спрашиваем мы всегда в таком случае о том, кто производит действие – подлежащем:
He teaches my son English – Who teaches my son English? –
Он учит моего сына английскому – Кто учит моего сына английскому?
The weather stopped us from going to the park – What stopped you?–
Погода не позволила нам пойти в парк – Что остановило вас?
Альтернативный вопрос
Альтернативный вопрос нужен нам, когда мы хотим предложить собеседнику для предмета на выбор (к примеру, спрашиваем у гостей, хотят ли они чая или кофе). Внешне он выглядит так же, как и общий, но его обязательным компонентом является союз «or», который разделяет два варианта ответа:
Do you like tea or coffee? – Ты любишь чай или кофе?
Did you play in the yard or in the park? – Ты играл во дворе или в парке?
Разделительный вопрос
Этот тип меньше всего похож на собственно вопрос, так используем мы его скорее для уточнения, просьбы о подтверждении уже известной информации. Строится он как обычное утвердительное предложение, в конце которого добавляется вопросительная фраза «не так ли?»:
She went to Egypt yesterday, didn’t she? –
Она уехала в Египет вчера, не так ли?
Вопросительные фразы в английском языке состоят из вспомогательного глагола в форме необходимого времени и подлежащего исходного предложения:
We have been living here as long as I remember, haven’t we? –
Мы живём здесь столько, сколько я себя помню, не так ли?
Важно помнить об одной особенности разделительных вопросов: в одной из частей предложения обязательно должно присутствовать слово «not»: если первая часть предложения содержит отрицание, то вопросительная фраза должна быть утвердительной и наоборот. «Не» можно использовать только один раз, но использовать обязательно:
Your parents go to London every year, don’t they? –
Твои родители ездят в Лондон каждый год, не так ли?
Your parents don’t go to London every year, do they? –
Твои родители не ездят в Лондон каждый год, не так ли?
Как мы видим, такая важная тема как вопросительные предложения в английском языке имеет ряд особенностей, которые могут показаться носителям других языков необычными или даже странными (чего только стоит эта обязательная перестановка слов во главе со вспомогательным глаголом, которая вдруг для прямого вопроса внезапно отменяется!).
Однако это только подтверждает необходимость глубокого освоения этого материала для успешного и грамотного общения в дальнейшем и для етого Вам подойдут курсы английского языка в Киеве от студии «Double You».
Порядок слов в английском: 4 СХЕМЫ + объяснение!
Порядок слов в английском языке подчинен четкой схеме (на картинке). Подставьте туда вместо квадратиков слова и получите правильный порядок слов. Схема простая и разобраться в ней можно буквально за 15 минут. Для лучшего понимания, есть примеры английских предложений с переводом на русский язык.
Стандартное английское предложение строится по такой схеме:
Предложение, изображенное на рисунке называется повествовательным или, что тоже самое, утвердительным. Утвердительное предложение, это когда кто-то что-то сделал, и мы говорим об этом.
На первом месте в предложении стоит подлежащее – это тот, кто выполняет действие. На схеме и в примерах подлежащее выделено красным. В качестве подлежащего может использоваться существительное (мама, кошка, яблоко, работа и т.д.) или местоимение (я, ты, он и т.д.). Подлежащее может так же содержать несколько прилагательных, используемых в качестве определения (быстрый кот, красное яблоко и т.д.).
На втором месте всегда стоит сказуемое. Сказуемое – это собственно само действие. На схеме и в примерах сказуемое выделено синим. Оно выражается глаголом (идти, смотреть, думать и т.д.)
После сказуемого идет одно или несколько дополнений. Дополнение, это опять-таки существительное или местоимение.
И в конце предложения располагаются обстоятельства места и времени. Они показывают, где и когда происходило действие. Как правило, сначала идут слова, отвечающие на вопрос «Где?», а затем слова, отвечающие на вопрос «Когда?».
Примеры утвердительных предложений:
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Обстоятельство |
My little sister Моя младшая сестра |
will visit навестит |
me меня |
in three days. через три дня. |
I Я |
learned учил |
English words. английские слова |
___ |
She Она |
likes любит |
tea. чай. |
___ |
Еще примеры утвердительных предложений в английском языке…
В русском языке довольно распространены высказывания, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое, либо и то и другое. Например:
Они студенты.Это дерево.
В английском языке сказуемое обязательно. И в подобных случаях в качестве сказуемого используется глагол to be (есть). Например:
Они студенты.
They are students.
Это дерево.
It is a tree.
То есть англичане вместо «Они студенты» говорят «Они есть студенты», вместо «Это дерево» говорят «Это есть дерево». Здесь «are» и «is» это формы глагола to be. Этот глагол, в отличии от большинства других английских глаголов, изменяется по лицам. Все формы глагола to be вы можете посмотреть здесь.
Если в русском предложении отсутствует и подлежащее и сказуемое, то при переводе на английский в начале предложения ставится «It is». Например:
Холодно.
It is cold.
Бывает, что дополнение содержит большое количество прилагательных. Например:
Я купил большой красивый и очень удобный диван.
Вот стандартный порядок слов, в котором располагаются прилагательные, в английском предложении:
1) прилагательные, описывающие ваше впечатление о предмете (хороший, красивый, отличный…)
2) размер (большой, маленький…)
3) возраст (новый, старый…)
4) цвет
5) происхождение (итальянский, немецкий…)
6) материал, из которого изготовлен ( металлический, кожанный…)
7) для чего предназначен (офисный, компьютерный…)
Например:
This is a beautiful big new brown Italian leather sofa.
Это большой красивый новый итальянский кожаный диван коричневого цвета.
This is a small old black English wooden office table.
Это маленький старый английский деревянный офисный стол черного цвета.
Если в предложении встречаются слова:
— показывающие частоту выполнения действия (often, never, sometimes, always…)
— nearly
— also
— definitely
— probably
— almost
— hardly
То эти слова нужно ставить перед смысловым глаголом или после глагола to be или, в случае составного глагола, после первого глагола. Например:
He often goes to the gym.
Он часто ходит в гимнастический зал.
He is often tired after work.
Он часто бывает усталым после работы (be tired – быть усталым)
You must never do it again.
Ты никогда больше не будешь этого делать.
Я рассказал про утвердительные предложения. С ними все просто. Но чтобы хоть как-то говорить по-английски, нужно уметь строить отрицательные высказывания и задавать вопросы. В отрицательном английском предложении порядок слов почти такой же, а вот вопросы строится по немного другой схеме.
Вот рисунок, на котором показаны все три типа предложений:
Пояснения к рисунку читайте здесь:
Отрицательные предложения в английском языке, примеры.
Вопросительные предложения в английском языке.
Повелительные предложения в английском языке.
Вопросительные предложения в английском языке
Вопросы в нашей речи занимают не меньшее место, чем утверждения. Знать построение таких конструкций в иностранном языке особенно необходимо, ведь они позволяют уточнять важные моменты, устранять недопонимание, а также просто заводить новые знакомства или узнавать, как пройти к какой-либо достопримечательности. На сегодня наши задачи – разобраться в том, какие бывают вопросительные предложения в английском языке, и научиться составлять их самостоятельно.
Виды конструкций вопросительных предложений
Для начинающих может показаться сложным, что английский язык содержит сразу несколько видов вопросительных конструкций и имеет особые правила построения каждой из них. Да, здесь нельзя обыграть утверждение другой интонацией, и получить готовый вопрос. Да, придется заучивать наизусть определенные комбинации и разбираться в случаях их употребления. Но на самом деле, вся эта грамматика едва ли не самое простое, что есть в правилах по английскому языку. Разберем каждый подтип вопросов отдельно, а позднее сведем их к общей основе.
Вопросы общего типа (General)
Самой простой и часто используемый в речи вид конструкций, который примечателен тем, что не требует для себя развернутого ответа. Утверждение на такие вопросы выглядит так: «Да, делал/делаю/буду делать» или «Нет, не делал/делаю/буду делать».
Составление общей вопросительной конструкции зависит от того, какое сказуемое используется в исходном предложении. Если, высказывание содержит глагол to be в любой форме, то необходимо просто изменить порядок слов в английском предложении, вынеся на первое место само сказуемое. При этом, в зависимости от того, какому лицу задается вопрос изменяется форма местоимения. Сказуемым ответа является to be.
You are wrong. | Is he wrong? | Yes, he is. No, he isn’t. |
Ты не прав. | Не прав он? | Да, он не прав. Нет, он прав. |
I am standing on the corner. | Are you standing on the corner? | Yes, I am. No, I am not. |
Я стою на углу. | Ты стоишь на углу? | Да, стою. Не, не стою. |
В более распространенных случаях, когда сказуемое выражено любым другим глаголом, для превращения высказывания в вопросительное предложение достаточно воспользоваться глаголом-помощником do. Это словечко ставят первым, а дальше просто пересказывают изначальное выражение, не изменяя исходного порядка слов! Обратите внимание, вспомогательное слово фигурирует в ответе в качестве сказуемого.
We write a letter. | Do you write a letter? | Yes, we do. No, we don’t. |
Мы пишем письмо. | Вы пишете письмо? | Да, пишем. Нет, не пишем. |
The fox sits by the tree. | Does the fox sit by the tree? | Yes, it does. No, it doesn’t. |
Лиса сидит у дерева. | Сидит лиса у дерева? | Да, сидит. Нет, не сидит. |
Грамматические замечания: согласно общепринятым правилам, в английском языке животных относят к неодушевленным предметам, поэтому необходимо употреблять местоимение it. Но, на все правила есть исключения, поэтому в беседах о любимых домашних питомцах англичане употребляют местоимения she или he. Неформально принято такое деление: если пол животного неизвестен – употребляйте it, если известен, соответственно he/she.
Глагол do употребляется для составления вопроса в настоящем или прошедшем времени (did), при этом само слово не несет никакой смысловой нагрузки, а выступает лишь в роли своеобразного посредника. Важно отметить, что с подлежащим в 3 лице этот помощник принимает на себя окончание es, поэтому повторно со сказуемым букву s употреблять не нужно!
She speaks English. | Does she speak English? |
Если необходимо составить вопросительную комбинацию с будущим временем, следует использовать вспомогательный компонент will. Как и предыдущие глаголы, он содержится и в ответе.
They will work tomorrow. | Will they work tomorrow? | Yes, they will. No, they will not. |
Они работают завтра. | Работают они завтра? | Да, работают. Нет, не работают. |
Если вопрос ставится к предложению, имеющему в составе модальный глагол, употребление вспомогательных конструкций не требуется.
I can run fast. | Can you run fast? |
Вопросы особого типа (Special)
Еще один способ построить вопросительные предложения в английском языке – это добавить к ним специальные вопросы. Такие комбинации будут требовать уже развернутого ответа. Общая схема построения выглядит таким образом:
1. Вопросительное слово + 2. Сказуемое I +3. Подлежащее + 4. Сказуемое II + 5. Ост. часть предложения ? |
Не стоит пугаться двух сказуемых, это всего лишь обозначения все тех же вспомогательных do, will и основного глагола. Чтобы облегчить понимание таких конструкций для начинающих изучение иностранного языка, разберем на конкретных примерах.
1. Where + 2. did + 3. you 4. live + 5. in 2007? 1. When + 2. will + 3. he + 4. work + 5. for this company? |
Из примеров видно, что грамматически это составное сказуемое, но для простоты мы обозначили его на схеме двумя частями.
В принципе, с вопросами такого типа обращаться довольно легко, отметим только ситуацию их использования с конструкциями to be.
Where are they? | They are at the cinema. |
Где они? | Они в кинотеатре. |
What are you writing in your notebook? | I’m writing an important rule. |
Что ты записываешь в свой блокнот? | Я записываю важное правило. |
Грамматические замечания: вопросительное слово what может употребляться с одушевленным лицом, когда речь идет о роде его занятий. Сравните.
Who is this man? | He is Jake Brown. |
Кто этот человек? | Он Джейк Браун. |
What is this man? | He is a programmer. |
Кем работает этот человек? | Он программист. |
В вопросительном предложении c whose, which, what kind of , после этих слов может стоять не сказуемое, а подлежащее или дополнение.
Whose book is in my bag? | It’s my book. |
Чья это книга в моей сумке? | Это моя книга. |
What kind of films do you like? | I like horror films. |
Какие фильмы тебе нравятся? | Мне нравятся фильмы ужасов. |
Вопросы выборочного типа (Alternative)
Используя подобные комбинации, мы можем на английском языке предложить собеседнику выбор из двух различных вариантов. Строятся такие вопросы при помощи короткого предлога or (или) и могут относиться к любому члену предложения. Их структура состоит из двух фраз, связанных указанных предлогом. Рассмотрим приведенные примеры и их переводы.
Is it her cup or is it yours? | It’s mine. |
Это ее чашка или твоя? | Моя. |
Do you study English or not? | I study English. |
Ты учишь английский или нет? | Я учу английский. |
Is she in London or in Moscow at the moment? | She is in London. |
В данный момент она в Лондоне или в Москве? | В Лондоне. |
Немного практики, и образование таких конструкций не составит труда.
Вопросы разделительного типа (Disjunctive)
Этот подвид вопросительных предложений в английском немного похож на предыдущий, но имеет другой оттенок значения и строится согласно своей синтаксической конструкции. Такие вопросы являются скорее уточнениями, подтверждениями действий и переводятся на русский выражениями «не так ли? правда? ведь так?». Для того, чтобы сделать данную конструкцию не приходится менять порядок слов. Наоборот, у исходного предложения, в его концовке, образуется дополнительный оборот «to be/do/will+местоимение».
There is a fridge in the kitchen, isn’t there? | Of course, there is. |
На кухне есть холодильник, не так ли? | Конечно, есть. |
Составить подобное предложение не трудно, необходимо только обратить внимание на один нюанс. Если первоначальная фраза содержит отрицание, то добавочная конструкция будет стоять в утвердительной форме. Это же правило справедливо и для обратной ситуации.
It isn’t a very good idea, is it? | I don’t know. |
Это не очень хорошая идея, да? | Я не знаю. |
Do you work at the factory, don’t you? | Yes, I am. |
Вы ведь работаете на фабрике, нет? | Да. |
Грамматические замечания: если утвердительное предложение содержит местоимение I, то в добавочной конструкции форма глагола будет aren’t. Если предложение имеет отрицательный контекст, добавка выражается словами I am. Употребление в этой конструкции фразы I am not практически не встречается.
I am a workaholic, aren’t I? | I am not workaholic, am I? |
Я трудоголик, так ведь? | Я ведь не трудоголик? |
Для того, чтобы не выходить за рамки политкорректности, следует запомнить употребление этой комбинации с собирательными местоимениями.
Everybody is here, aren’t they? | Nobody is angry, are they? |
В завершении раздела стоит упомянуть о еще одной разновидности вопросов, которые именуются прямыми. Они задаются с помощью вопросительных слов, и относятся исключительно к подлежащему. Чтобы создать такую конструкцию, необходимо заменить подлежащее на who или what.
Nick writes computer programs. | Who writes computer programs? |
Ник пишет компьютерные программы. | Кто пишет компьютерные программы? |
The shop is on the other side of the street. | What is on the other side of the street? |
Магазин расположен на другой стороне улицы. | Что расположено на другой стороне улицы? |
Вопросительные предложения в английском языке – сводная таблица
Обобщим свои знания и посмотрим, как образуются разновидности английского вопросительного предложения в разных временах. Данная таблица будет полезной шпаргалкой для отработки конструкций на практике.
Простые времена (Simple) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Does she write letters? Она пишет письма? Who writes letters? Кто пишет письма? | When did she paint the picture? Когда она рисовала эту картину? There were many bookshelves, weren’t there? Ведь там было много книжных полок, нет? | Will you play soccer tomorrow or next week? Вы будете играть в футбол завтра или на следующей неделе? |
Продолженные времена (Continuous) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
What are you playing now? Во что ты сейчас играешь? | Who was talking with him at that moment? Кто разговаривал с ним в тот момент? | Will you be flying to Madrid at this time tomorrow? Завтра в это время вы будете лететь в Мадрид? |
Совершенные времена (Perfect) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Has he studied here? Он учился здесь? | Had the concert already begun when you entered the hall? Когда вы вошли в зал, концерт уже начался? | You will have worked here by next week, won’t you? Вы будете работать здесь до следующей недели, не так ли? |
Продолженные совершенные времена (Perfect Continuous) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Have you been living in Berlin for 10 or 12 years? Вы живете в Берлине уже 10 или 12 лет? | How long had they been waiting for us before they decided to go home? Как долго они прождали нас, прежде чем решили уйти домой? | Will you have been learning Russian for 3 years by the time you go to Moscow? Ты будешь уже 3 года изучать русский, ко времени поездки в Москву? |
Другие статьи по теме
Просмотры: 1 255
Вопросительные предложения в русском языке. Примеры
В русском языке вопросительное предложение содержит вопрос и оформляется с помощью различных средств: интонации, логического ударения, определенного порядка слов, вопросительных частиц, местоимений и наречий.
Узнаем, что такое вопросительное предложение.
По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. Каждый из этих видов предложений характеризуется определенной целью высказывания и особой интонацией.
Что такое вопросительное предложение?
Как понятно из самого названия, вопросительное предложение содержит в себе прямой вопрос. Собеседник с помощью такого высказывания пытается получить определенную информацию, которая интересует его в момент речи или безотносительно ко времени.
Дождь идет на улице?
Это вопросительное предложение оформлено с помощью особой интонации, которая повышается в его конце, и соответствующего завершающего пунктуационного знака — вопросительного знака.
Такое предложение можно легко превратить в повествовательное, изменив интонацию его произношения:
Дождь идет на улице.
Задавая вопрос, говорящий спрашивает о чем-то неизвестном ему или же хочет получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли:
Я могу надеяться на твою помощь? (Да или нет?)
Что ещё стало известно об этом событии?
Способы оформления вопросительного предложения
Определив, что такое вопросительное предложение, уже был затронут один из важных аспектов вопросительного предложения — это интонация.
1. Для вопросительных предложений характерна особая, с повышением голоса вопросительная интонация. Она является ярким, эмоциональным средством выражения вопросительности. Интонационно в предложении выделяется главное по смыслу слово.
Понаблюдаем:
Мы идем сейчас в парк? (Идем или отложим на некоторое время)
Мы идем сейчас в парк? (Сейчас или позже)
Мы идем сейчас в парк? (В парк или в другое место).
Такое выделение голосом определенного слова, важного для смысла вопросительного предложения, называется логическим ударением.
2. Кроме интонации и логического ударения, в вопросительном предложении используются вопросительные частицы и определенный порядок слов, чаще обратный:
Не пойти ли нам погулять?
Неужели нельзя было подготовиться к занятию лучше?
Разве ты об этом ничего не читал?
Обратим внимание, что то, о чем спрашивается, находится в конце высказывания.
3. Вопросительность создается с помощью вопросительных местоимений и наречий.
Кто знает ответ на заданный вопрос?
О чем вы тут шушукаетесь?
Для чего используется этот прибор?
Где тут аварийный выход?
Куда вы направляетесь?
Зачем вам брать с собой столько вещей?
Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения
По эмоциональной оценке вопросительные предложения бывают невосклицательные и восклицательные.
Иногда в предложении к вопросительной интонации присоединяется дополнительный оттенок выраженного сильного чувства — недоумения, удивления, страха, ужаса и пр.
Такое вопросительное предложение по силе выраженного чувства становится восклицательным.
Сравним:
Ты уже покидаешь нас?
Как, ты уже покидаешь нас?!
В конце вопросительного предложения, содержащего сопутствующее чувство, ставятся два завершающих знака препинания — вопросительный и восклицательный знаки.
Риторический вопрос
Некоторые вопросительные предложения не требуют ответа на содержащийся в них вопрос, а только привлекают внимание собеседника к поставленной проблеме, к теме обсуждения. Такие предложения содержат риторический вопрос.
Как же не заблудиться в мире прекрасных мелодий?
По сути это утвердительное по смыслу предложение, оформленное в виде риторического вопроса.
Можно легко заблудиться в мире прекрасных мелодий.
Сравните:
Кто же не знает об этом нашумевшем фильме?
Многие знают об этом нашумевшем фильме.
Примеры вопросительных предложений из художественной литературы
-Ты где пропадал? — спросил его Туман.
-А в Москву ходил к барину (И. С. Тургенев. Записки охотника).
-Кто ты такой и зачем таскаешься под дверями? — произнес кузнец посуровее прежнего и подойдя ближе (Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством).
-Скоро ли станция, ямщик? (В. Г. Короленко. Чудная).
-Неужели я был такой? — думал Нехлюдов, продолжая свой путь к адвокату (Л. Н. Толстой. Воскресение).
И что меня вчера понесло на мельницу? Что мне там понадобилось? (В. В. Вересаев. Порыв).
Что это? Неужели нашелся кто-то, кто переживал теперь то же самое, что я? Сомнений быть не могло: перед ним эта ночь стояла такой же мучительною и неразрешимою загадкою, как передо мною (В. В. Вересаев. Загадка).
Скачать статью: PDFКуда же идти? Местность была совсем незнакомая. Карельская тайга — это не шутка (Г. Скребицкий).
Схема вопросительных предложений Английский
Пояснительная записка
Образование вопросительных предложений
Раздаточный материал предназначен для студентов, изучающих или повторяющих образование вопросительных предложений, и может быть использован для преподавателя для объяснения данной темы.
Материал представлен в виде лекции. Студент может читать и выполнять все инструкции, используя объяснения шаг за шагом.
Использованные схемы представляют собой систематизированный алгоритм образования вопросительных предложений в английском языке, что существенно облегчает самостоятельную работу студента.
Данный материал может быть роздан всем студентам или индивидуально на занятии, а также его можно использовать на консультациях.
Кроме того, лекция представлена в электронном виде и предлагается студентам для использования вне аудитории.
Содержание:
теория образования вопросительных предложений в английском языке;
объяснение образования вопросительных предложений в английском языке;
систематизированная схема;
примеры.
ОБРАЗОВАНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Вопросительное слово (группа вопросительных слов) | 0. Вспомогательный глагол | 1. Подлежащее (группа подлежащего) | 2. Сказуемое (остатки) | 3. Прямое дополнение | 4. Косвенное дополнение | 5. Обстоятельство | |
When Where Why Whom Which What (color) Whose (book) How Who What many How much often long | (когда?) (где, куда?) (почему?) (кому, кого, кем?) (который?) (какой?) (чей?) (как?) (кого?) (что, кого?) books (С1) (сколько) water (U2) (как часто?) (как долго?) | do (does,-3л.ед.ч.,Pr. Simple; did – Past Simple) Самостоятельные глаголы: 1.to be (am, is, are, was, were) 2. to have (has, had) (только в значении обладать) 3. must 4. can (could) 5. may (might) 6. will (would) 7. shаll (should) 8. ought to | I, you, we, they he she it Peter Book there (is/are) | ||||
Who 3л.ед.ч. (кто?) What (что?) Вопрос к подлежащему (группе подлежащего) | ______ | ______ | Без изменений |
1С – countable – исчисляемое few мало
2U – uncountable – неисчисляемое little
Пример образования вопросительных предложений с помощью таблицы.
1. The institute provides students with standard education.
2. In our institute all laboratories are well equipped.
3. Last year about 100 students graduated from the institute.
4. Students should pass all tests and exams well to get a grant.
5. Students have lessons of foreign languages two times a week.
6. Young people get knowledge in different educational institutions.
Вопросительное слово (группа вопросительных слов) | 0. Вспомога-тельный глагол | 1. Подлежащее (группа подлежащего) | 2. Сказуемое (остатки сказуемого) | 3. Прямое дополнение | 4. Косвенное дополнение | 5. Обстоя-тельство |
1. Whom (кому, кого, кем?) | does | the institute | provide | ______ | with standard education? | ______ |
2. How (как?) | are | all laboratories | equipped | ______ | ______ | in our institute? |
3. When (когда?) | did | about 100 students students | graduate | ______ | from the institute? | ______ |
4. What (что?) | should | students | pass | ______ | ______ | to get a grant? |
5. How often (как часто?) | do | students | have | lessons of foreign language? | ______ | ______ |
6. Who (кто?) | gets | ______ | ______ | knowledge | ______ | in different educational institutions? |
В английском языке правильный порядок слов:
Обстоятельство О (места или времени) + Подлежащее П + Сказуемое С + Дополнение Д (прямое — без предлога + косвенное-с предлогом) + Обстоятельство О (места, времени или образа действия)
1 2 3 4
О + П + С + Дпр. + Дкосв. + О
Однако, вопросительное предложение имеет другой порядок слов и образуется с помощью вспомогательного глагола – “помощника”, который помогает сделать предложение вопросительным. В английском языке всего один вспомогательный глагол DO, который имеет грамматические формы: DOES (Present Simple, 3 лицо, ед.число) и DID (Past Simple). Порядок слов в вопросительном предложении меняется следующим образом:
Если вопрос специальный (такой, который начинается с вопросительного слова), то на первом месте ставится вопросительное слово или группа вопросительных слов. Если вопрос ставится к определению, то вопросительное слово употребляется вместе с зависимым словом.
На пример:
How many группа вопросительных слов
books зависимое слово
Затем, как и в общих вопросах, используется «помощник», который несет на себе всю грамматическую нагрузку.
do (does, did)
Затем идет подлежащее, сказуемое и остальные члены предложения.
college students take in the library every term?
Если сказуемое в предложении содержит самостоятельный глагол, то для образования вопросительного предложения мы не нуждаемся в «помощнике» — нам не нужен вспомогательный глагол, мы пользуемся тем самостоятельным глаголом, который является сказуемым или его частью.
На пример:
All laboratories are equipped with up-to-date devices. Are all laboratories equipped with up-to-date devices?
Young people can get higher education in our town. Can young people get higher education in our town?
Для того, чтобы поставить вопрос к подлежащему или к группе подлежащего, достаточно заменить их на вопросительное слово или группу вопросительных слов.
На пример:
College studentS take many books in the library every term. Who takeS many books in the library every term?
Следует обратить внимание на то, что, если подлежащее стоит во множественном числе, вопросительные слова Who, What относятся к единственному числу. Следовательно, глагол в сказуемом имеет соответствующее окончание (3л ед.ч. наст. вр. – s).